Об «интернациональном долге». Байки старого техника

40
Об «интернациональном долге». Байки старого техника

Давненько, ребятки, я тут не писал ничего, времена как-то не располагают, да и вроде не до смеха. Но кто сказал, «что нужно бросить песни на войне»? Тем более что жизнь – она вообще сволочь такая, что если к ней относиться без определённой доли юмора, то можно «зараз с глузду зъихать»... Тем паче что, если вспоминать времена «великого и могучего», то иной раз за мир так боролись, что ой-ой... Правда, называлось это тогда не «войной» и даже не «спецоперацией», а «выполнением интернационального долга». Вот про оный и поговорим...

Для «защиты завоеваний революции»


Уж не знаю почему, но при всей широте «советской души» отмечалась какая-то особая любовь к букве «А» – Афганистан, Ангола, Азия, Африка... Ну и остальной алфавит далее по списку...



В общем, было это в одной из дальних жарких стран, которые «вступили на путь социалистического строительства», и под данную сурдинку трясли с «наставников» всего и побольше... В частности, поставил им СССР партию самых современных на тот момент истребителей-бомбардировщиков.


Так сказать, для «защиты завоеваний революции» ну и с соседями отношения повыяснять... Ибо тем наши заклятые «друзья и партнёры» уже тоже натаскали всякого разного... Ну а резали они там друг друга с незапамятных времён, разве что малость не так «технологично».

Одна засада, ИБ современный – это ни разу ни «ассегай» и даже не коза... Он как минимум подготовленного персонала требует и в воздухе, и тем паче на земле... Короче, пришлось к партии ИБ приложить ещё и наш персонал, что называется, «в ассортименте» с задачей «советовать и обучать». Ну а с учётом местных традиций и менталитета в процессе учёбы так иной раз они такие «корки мочили», что и не знаешь плакать или смеяться...


Вот вам такой случай.

Лётчик-снайпер


Из СССР на такую работу всегда посылали лучших, и вот командовал (вернее – советовал») лётной подготовкой местных кадров один наш «лётчик-снайпер» в звании майора. Миссия у него подобная была первой, так что об «особенностях национальной кухни» он был не очень ещё осведомлён.

Ну и с языками как-то не задалось. Нет, тремя основными он владел в совершенстве, но вот местные кадры лопотали на каком-то своём, и «великий и могучий» понимать отказывались. Хотя материться начинали уже к исходу второй недели. А посему приставлен был к майору местный выпускник университета «Дружбы народов» в качестве переводчика.

И вот тут начинались коллизии – ибо языком переводчик владел, но вот об «особенностях военной терминологии» осведомлён был слабо. И если с местным лётным составом наш майор худо-бедно находил общий язык (они-то в Союзе все учились), то с наземным персоналом периодически возникало недопонимание...

Одним словом, нужно было нашему майору принимать у местных пилотяг зачёты по «боевому применению». Как говорится, война войной, а учебный план курить нельзя...

Зачёты по «боевому применению»


Назначили день, майор (через переводчика) отдал распоряжение подготовить полигон. А чего его готовить? Пустыня она большая – бомби не хочу.

Две пары на завтра к вылету на практическое бомбометание. Да вообще не вопрос, с утра пораньше сразу после утренней молитвы и сготовят... (ну про местное отношение к подготовке самолёта – это отдельный рассказ нужен). Даже соответствующий приказ был выпущен, как положено, с полным указанием задействованных сил и средств, в частности – точным указанием боевой нагрузки в виде 4-х практических П50Ш...


Но кто ж те приказы то читает... Вполне, кстати, возможно, что он и читать-то не умеет...
В итоге наступило, как водится, «в колхозе утро».

Майор наш с утра чуть рассвело сел в выданный в качестве личного средства передвижения джип, рядышком переводчик устроился, ну и радист с рацией для того, чтобы местным орлам/бармалеям «ЦУ выписать в процессе»...

Выехали в тот квадрат пустыни, что числился за полигоном, и где местные регулярно распугивали змей и скорпионов, херача по безответным барханам и такырам «со всей пролетарской ненавистью». Естественно, из оборудования полигона там, за исключением тех же недобитых скорпионов и парочки сколопендр, тоже ничего не было. Так что в качестве «вышки» выступал всё тот же майорский джип, который загнали на бархан повыше, а в качестве мишени – отсыпанный сажей крест метров 20...

Ну поскольку бомбометание планировалось учебное, а майор точно помнил, что в приказе фигурировали исключительно «практические» бомбы, то далеко от «мишени» отъезжать не стали... Метров 500 – так, чтобы и видеть хорошо, и чтобы случайный промах в традиционные «поллаптя» не словить.

Приехали, расположились, белому сагибу тентик даже натянули, стульчик складной, ждём-с... Ещё бы пивка холодненького, и был бы почти курорт... Но где ж его взять... Хотя вон уже летят орёлики, сейчас нальют... от души.

Ну майор гарнитуру у радиста взял (благо пилоты по-русски понимают), бинокль, планшет, карандашик попадания отмечать и в ведомость вносить. Иными словами, «бал начинается».

Учебное бомбометание


Тут ещё надо отметить, что, невзирая на «общий культурный уровень», летали местные кадры лихо, даже чересчур лихо, ибо даже присущее обычно человеку чувство самосохранения у них отсутствовало как факт. Ибо воину неподобает.

В результате ведущие пар команду на «начало работы» приняли и, красиво проведя «роспуск», легли на боевой курс... Но что-то майора насторожило... как-то не так машины выглядят. Но толком не разглядишь, когда у тебя, считай, над головой на скорости под мах проносятся серебристые стрелы...


Только звуковой волной по ушам приложило. Первый пошёл...

Ну мне тут словами картинку нарисовать трудно – кто ни разу живьём рядом не стоял, вряд ли прочувствует, что ты эти без малого 10 тонн тяги физически, нутром ощущаешь: когда такие «стальные птицы» (конечно, дюралевые больше) под свист изделия Люльки качнут характерным горбом гаргрота и вау – от БДЗ отделяются тёмные капли, кивнув стабилизаторами, мчатся на встречу с целью...

В общем полный «мир вашему дому»... Бдах! Как вдруг взлетает в воздух султан огня, дыма, земля, вдруг став жёсткой, бьёт по пяткам – полетели тент, стульчик и даже джип подпрыгнул...


А главное – рядышком и поближе противненько так «вжиу, шмяк, дзынь...» Тут до майора доходит, что «явно что-то пошло не так»... Ну блин, не взрываются практические бомбы – там болванка с бетоном и «петарда с дымом» в задке для регистрации попадания...

Короче говоря, «инстинкты и рефлексы» сработали раньше мозгов... Майор, как та ящерица, закопался в песок под джипом с такой скоростью, что если бы кто-то с секундомером стоял, то новый безусловный мировой рекорд по окапыванию из положения сидя зарегистрировал бы однозначно... Ещё и успел радиста с переводчиком с собой затащить...

И размерчик не тот...


А наверху натуральная война. Свист, вой, удар, Свист, вой, удар... Причём встряхивает так, что мозги в кашу перемешивает. Тут до майора начинает доходить, что ему странным-то показалось в облике машин... В приказе было по 4 ПБ на машину... А тут все узлы подвески заняты, и размерчик не тот... Слава всем богам (местного пантеона) и лично дорогому Леониду Ильичу – откидались. Майор из-под машины выполз – картина маслом...

Пустыня уже не совсем пустыня – т. е. пустыня, конечно, но скорее лунная... Воронка на воронке... 4 ИБ на каждом по 8 ФАБ 250 (как выяснилось), и все в «пятачок» – всё-таки научил майор-то их бомбить (к своему же счастью – ибо прикиньте, что бы там осталось, если бы они ещё и промазали пару раз). Ну и то, что грунт рыхлый, тоже выручило – ибо и без того джип в решето, рация в хлам, но основная масса металла – та всё-таки в воронках осталась... Так что отделались лёгкими контузиями...

В общем, когда майор проморгался и песок из всех отверстий удалил... Что он по этому поводу сказал – наше «облико морале» требует опустить, хотя тот же переводчик, хоть и контуженный, речь майора стенографировал и резко расширил свой словарный запас...

Тем более что по пустыне пришлось обратно пешкодралом километров восемь пилить, и время у майора было высказать мнение и о пустыне, и о местных орлах, и о местных вообще и о политике партии в частности... В сумме тем хватало.

Местный орден


Вернулся майор на базу и, вывернув персонал мехом внутрь, выяснил, что да, приказ получили, но не читали... (грамотный, видать, в увольнение ушёл), а поскольку на словах передали подготовить 4 машины к вылету на бомбометание, подвесили им стандартный БК из 8 ФАБ 250 – да и проще оно: 1-й БК – он рядом с самолётами лежит, а за практическими бомбами надо на склад ехать, требования оформлять, проще говоря, упростили себе жизнь.

Орлы местные тоже не стали особо заморачиваться – машины готовы? Готовы. Бомбы подвешены? Подвешены... Ну и «гойда!» Или как оно там по-ихнему будет?

В целом зачёт сдали.

Майор от такого даже материться перестал. А что? Все в итоге живы, джип списали (так он там в качестве «мишенной обстановки» и остался)... Майору по итогу даже какой-то местный орден выписали с небольшое блюдце размером...

Но вот пехоту с тех времён майор сильно уважать стал.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    10 декабря 2022 04:36
    эх...под армейские байки,можно всю ночь за "чаем" просидеть...)))
    1. +22
      10 декабря 2022 06:01
      Главное чтобы рассказчик был как автор , слушал бы и слушал. Автору плюс.
      1. +7
        10 декабря 2022 12:59
        Присоединяюсь к плюсам автору hi а местным действительно, только коз долбить...
  2. +11
    10 декабря 2022 06:52
    Повезло майору. Вообще восточные ребята это нечто... До сих вспоминаю своих солдатиков с тех краев, отличия у них есть (для нас они были на одно лицо, в наряд пойдешь.... , весь инструктаж, вместо трехэтапной подготовки трехэтажным !), но выкидоны у них были знатные и юморные! Служили прекрасно, как и все! А забугорные, попал мне служить майор с военного училища, который командовал подобным контингентом, много чего веселого рассказывал! В любом случае данный майор сам виноват, не учел местное (как и у нас) раздолбайство!
    1. +4
      10 декабря 2022 15:39
      Вообще восточные ребята это нечто...
      Читал воспоминания военврача, учившегося в Ленинградской военно-медицинской Академии вместе с иностранными студентами. Там студентов (или курсантов?)из стран Варшавского договора называли "братьями по оружию", а тех, что из Африки (кроме Анголы) - "братьями по разуму." Ангольцы были вполне нормальными, но это исключение.
      1. +6
        10 декабря 2022 18:15
        а тех, что из Африки (кроме Анголы) - "братьями по разуму."

        Нам повезло - я даже министра обороны Малагасийской республики ( Мадагаскара ) живьём видел . Он лично приезжал поглядеть , где его орлы учиться будут . А так негры всех оттенков от сине-зелёного до светло-жёлтого , арабы , вьетнамцы , кубинцы , немцы из ГДР ...Пятый факультет Киевского ВВАИУ . Преподы отмечали , что самые ответственные и трудолюбивые - вьетнамцы. Арабы и африканцы - детишки знати за офигенные деньги . Балбесы отменнейшие , этакая "золотая молодёжь".
        Правда нам было настрого с ними - ни общаться, ни по морде врезать .
        1. +3
          10 декабря 2022 19:45
          Преподы отмечали , что самые ответственные и трудолюбивые - вьетнамцы.
          Да, тесть моего сокурсника, который готовил в Краснодарском лётном училище разные национальные кадры, отмечал именно вьетнамцев. Правда, это были 60-70-е годы, к настоящему времени всё может уже быть по-другому. А ГДРовские немцы никак не могли произнести фамилию вратаря Тбилисского Динамо - Дзодзуашвили.
        2. 0
          11 декабря 2022 22:16
          А сколько их в Минске перебыыало, на ул. Калиновского
        3. 0
          15 декабря 2022 13:37
          Арабов мы 3,14здили, но так, чтобы синяков не было... Ходют важные, рук запачкать боятся, в общаге им то пода, это сделай, привыклы к обслуживанию.
          Так после 2 курса ходили и робили как все, даже в колхозе. Вот такая "наука побеждать!"
  3. -3
    10 декабря 2022 06:54
    Интересно, а почему подобное бомбометание не применяют по местам расположения артиллерии укронациков, которые обстреливают Донецк?
    Нет замены Су-17, нет ФАБ-250, нет воли или желания?
    1. +5
      12 декабря 2022 18:33
      Цитата: Дилетант
      Интересно, а почему подобное бомбометание не применяют по местам расположения артиллерии укронациков, которые обстреливают Донецк?
      Нет замены Су-17, нет ФАБ-250, нет воли или желания?

      Нет замены Советскому Союзу.
  4. +2
    10 декабря 2022 07:06
    Но что-то майора насторожило... как-то не так машины выглядят.


    Майор удачно попал в "зловещую долину" психологии.
    У человека эволюцией мозг сильно заточен под обработку информации зрения. Американские летчики истребителей опытные, например, умудряются на глаз при расхождениях определять тип мелькнувшего в облаках самолета.
    Потому всегда когда что то очень хорошо знакомое выглядит чуть не так это вызывает сильную тревогу и даже "эффект зловещей долины", которым любят пользоваться при съемках кинофантастики и триллеров.


  5. +13
    10 декабря 2022 07:17
    Очень интересно! А в авиации всë интересно!
    Коротко расскажу тоже одну историю, свидетелем которой не был. Но весь полк потешался и при мне над тем незадачливым бортэлектриком. Так у нас называли борттехника по ДТО.
    Полк еще летал на АН-8. Ночь. Самолет летит куда то в командировку. Экипаж 6 чел, стрелка не было. Район Читинской области, и вдруг отказ двигателя! Командир по указанию с земли "тянет" до ближайшего аэродрома. Но экипажу приказ: - Приготовиться покинуть самолет! Летят на одном движке.. и отказ второго! -- Покинуть самолет! Покинули. В воздухе перекличка, у всех все нормально. Командир и без самолета командир! Соореинтировался по огням на земле, и дает команду вооот там сбор! А была какая то деревня. Собираются, переполошили всех собак и жителей. Председатель прибежал, собрались в конторе колхоза... 5 членов экипажа! 6-го, а именно бортэлектрика нет! Хотели идти на поиск сразу, да председатель отговорил до утра. Утром народ собрали, а тут и бортэлектрик заявился! Командир: - Ты где пропадал? На дереве! А чего ты там сидел, не спускался? Боялся, вдруг волки! А к утру замерзать стал ( дело было глубокой осенью), и решил слезть. Командир, говорят, ничего не стал ему говорить про личное оружие, только рукой махнул!
    Во время моей службы этот бортэлектрик так и служил в нашем полку в звании ст. лейтенант. Нет-нет, да кто нибудь ему и скажет: А вдруг волки... Не обижался.. laughing
    1. +12
      10 декабря 2022 07:41
      Цитата: ваш вср 66-67
      Во время моей службы этот бортэлектрик так и служил в нашем полку в звании ст. лейтенант.

      Да раньше в авиации так и было. Сначала лейтенант, потом старший лейтенант, потом Петрович. laughing
      1. +4
        10 декабря 2022 09:54
        Цитата: Fitter65
        Цитата: ваш вср 66-67
        Во время моей службы этот бортэлектрик так и служил в нашем полку в звании ст. лейтенант.

        Да раньше в авиации так и было. Сначала лейтенант, потом старший лейтенант, потом Петрович. laughing

        Многим офицерам помогали грузить контейнер вещами. И многие, особенно технический состав, уходили на пенсию в заании ст. лейтенант. Одни воспринимали это как должное, другие уезжали со слезами на глазах.
      2. +8
        10 декабря 2022 10:31
        Следующим званием было "страшный лейтенант"
        1. +21
          10 декабря 2022 11:07
          Цитата: Даос
          Следующим званием было "страшный лейтенант"

          laughing laughing laughing Байка про "страшного лейтенанта Петровича". Было это в старые советские времена, когда была ГИМО, а её приезд в часть равнялся неделе расстрела. Ну приехала эта инспекция в один авиагарнизон, шёл 4 день инспекции. Практически "отстрелялись". Комполка сильно не поседел, практически что-то было даже хорошо, и вот в обеденный перерыв проходя мимо лётно-технической столовой он услышал голос. Да не просто голос, а выражающийся на великом и матерном. Причём в поучительном таком, можно сказать руководящем,тоне. Заглянув за угол Комполка просто онемел, а волосы стали приподнимать фуражку. За углом стоял старший техник Петрович, в звании старшего лейтенанта, и крыл матом двух полковников из комиссии. Полковники стояли по стойке смирно, и только сопели иногда согласно кивая головой . Командир полка понял, что в лучшем случае уйдёт на пенсию майором. После команды Петровича кругом, бегом, шагом марш- проверяющие чётким строевым шагом удалились в сторону штаба, куда и шёл "будущий капитан" laughing Старший лейтенант Петрович повернувшись увидел стоящего за углом и седеющего на глазах бледного командира полка. - Вот ,товарищ полковник, вырастил на свою голову двух охламонов, да сыновья это мои, Сашка и Пашка, академиев наокончали, а ума не набрались... laughing laughing laughing
  6. +5
    10 декабря 2022 08:59
    У нас курсанты одному майору-преподавателю в ящик его рабочего стола подкинули авиационный санбачок с резиновым раструбом, куда пилоты дальней авиации справляют маленькую нужду. Ох и шуму-то было! wink
    1. +5
      10 декабря 2022 10:03
      Цитата: Luminman
      У нас курсанты одному майору-преподавателю в ящик его рабочего стола подкинули авиационный санбачок с резиновым раструбом, куда пилоты дальней авиации справляют маленькую нужду. Ох и шуму-то было! wink

      И у нас на самолетах были такие, хотя мы были и не " дальники", а ВТА. Но на самолетах АН-12 БП, а именно такие были в нашем отряде(3 самолета), да еще у командира полка и командира дивизии, полеты были до 10 часов продолжительностью. Правда, когда предстоял такой полет, то после централизованной заправки, борттехник брал кого то в помощь ( обычно это был я) и лез на крыло с пистолетом заправочным, и в каждый бак доливал топливо через верхнюю горловину. Ох и пришлось с ним потаскать шланг laughing
      1. +4
        10 декабря 2022 10:45
        Цитата: ваш вср 66-67
        И у нас на самолетах

        Если пошла тема о нечистотах, то у нас в училище ходила такая байка. Некий курсант старшего курса стоял в карауле на учебном аэродроме и от нечего делать начал ковырять штыком технологический лючок на Ту-16, откуда во время выполнения послеполетной подготовки откачивались нечистоты. Ну и все это полилось на него... Не знаю, правда это или нет, но байка такая по училищу ходила давно wink
        1. +4
          10 декабря 2022 20:26
          Вообще то у авиаторов была крылатая фраза, которую приписывают Валерию Чкалову, совершившему беспосадочный перелёт из Москвы в США через Северный полюс: «Когда в самолёт установят туалет - профессия летчика перестанет быть героической!» Не было на Ту 16 санузла... Были переносные бачки - писсуары... А это просто канистра... (в длительные полёты народ даже бывало трёхлитровыми банками затаривался, с крышками капроновыми... ) ;-) Так что ковырять бойцу было нечего...
          1. +2
            10 декабря 2022 20:30
            Были переносные бачки - писсуары

            Это уже позже. А на Ту-16 был спецлючок для слива, к которому подсоединялся шланг с раструбом...
      2. +3
        10 декабря 2022 15:46
        И у нас на самолетах были такие, хотя мы были и не " дальники", а ВТА. Но на самолетах АН-12 БП,
        Отец рассказывал, что ещё раньше, на ЛИ-2 для этого использовалось ведро, обязательно с крышкой.
        1. +3
          10 декабря 2022 15:54
          Цитата: Авиатор_
          И у нас на самолетах были такие, хотя мы были и не " дальники", а ВТА. Но на самолетах АН-12 БП,
          Отец рассказывал, что ещё раньше, на ЛИ-2 для этого использовалось ведро, обязательно с крышкой.

          А представьте себе, я и на ЛИ-2 полетал! Целых 32 часа налета! Это было в учебке, в Канске, в 1967 году. И прыжок с парашютом тоже там же, и тоже с ЛИ-2. А вот про ведро не помню... Может оно и было в кабине пилотов, не знаю. Мы то находились в грузовой кабине, фотострельбы практиковали.
          1. +3
            10 декабря 2022 16:46
            Отцовский ЛИ-2 - это Гаровка, под Хабаровском, 1947-1951 года. А при прыжке с парашютом ведро не поможет laughing drinks
            1. +6
              10 декабря 2022 17:20
              Цитата: Авиатор_
              Отцовский ЛИ-2 - это Гаровка, под Хабаровском, 1947-1951 года. А при прыжке с парашютом ведро не поможет laughing drinks

              Да при первом, да и последующих прыжках( а нам в обязаловку входило каждый год прыжок) никакое ведро не помогло бы! laughing . По крайней мере у меня. Пока купол не наполнится, ничего не соображаешь! Благо парашют сам открывается. А где кольцо искать, кто его знает laughing . Бывал и на аэродроме Гаровка, и не однажды. С этим аэродромом связана такая история. Был в нашей эскадрилье штурман, ст. лейтенант Рыбин. Так вот командир корабля запросил посадку на Гаровку, а штурман завел самолет на гражданский аэропорт. Они поблизости находятся. Там ни сном, ни духом, и вдруг садится в аэропорту военный самолет! Шума было очень много, но благо обошлось без происшествия. Штурмана на комиссию ( а у него и до этого были косяки), и признают негодным к летной работе. А в это время вводят должность начштаба эскадрильи. И его назначают начштаба нашей же эскадрильи. Тут же вскорости получает капитана. Когда я уже демобилизовывался, он уже стал майором. А мужик был хороший. И как то в доверительном разговоре он и говорит. Ну налетал бы я стаж штурманом, и ушел на пенсию ст. лейтенантом. А так уже майор, и светит мне должность зам. начштаба полка! Вот такая история была. И это не байка. Лично со мной был тот разговор. Предлагал командир корабля, потом он взялся за меня с замполитом эскадрильи, который в нашем экипаже был штурманом, уговаривали остаться на сверхсрочную. Но куда там! На гражданку! Молодой был, глупый... Не думал что заразился авиацией.. А ведь была возможность и в Балашовское поступить! Но возможно повлияла не столько молодость и глупость, сколько то, что отец на время моего окончания службы был довольно стар уже, 69 ему уже было, а я был у родителей один сын.
  7. +7
    10 декабря 2022 08:59
    Как обычно, зажигательно! Вот почему "байки старого техника" всегда интересней читать, чем "байки старого штурмана"?
    Спасибо, Алексей!
    1. +15
      10 декабря 2022 10:33
      Да не за что.... Вот так пишется потихоньку.
    2. +8
      10 декабря 2022 15:15
      Цитата: 3x3zsave
      Как обычно, зажигательно! Вот почему "байки старого техника" всегда интересней читать, чем "байки старого штурмана"?

      Так техник laughing laughing он на "бетоне", к земле ближе. А штурман он в небе больше, от земли выше... laughing Хотя опять же мы авиаторы не всегда можем понять юмор артиллеристов, как и мотострелки юмор авиационных связистов. Из личного. В 1986 или 87, точно не помню, летом были какие-то учения ОВД ( Организации Варшавского Договора). Я тогда был красивым и молодым прапорщиком. В общем мы в составе 3-х радиостанций прибыли на полигон, не вдалеке от Надажице, ПНР СГВ. Я обычно становился в 1-1,5 км от трибуны, вышки, или как там её звали, откуда руководство смотрело как сухопутные войска воюют. laughing drinks Р- 845--я и Р-140-я ушли под вышку, с них шло управление бортами, я стою ретранслятором обеспечиваю сам КП дальней связью, часа через 3-4 должен был прийти основной ПКП. Место обжитое, капонирчик ещё под радиостанцию на базе ЗиЛ-157 отрывали, когда я наверное только ходить научился, а у меня Р-409-МА 1983 года выпуска, 4 серии на базе ЗиЛ-131. У меня даже шильдик сохранился зав №710710. Когда по замене уехал в КДВО,то в 90-м получил 409ю за номером 710715 good Сам капонир был в метрах 8-10, от дороги на которой стояла мотопехота. С десяток БМП. Всё это в ожидании "репетиции". А тут как по закону подлости дождь заморосил, такой настоящий польский "гнусик". Ну, кто в курсе, Р-409 по нормативу 20 минут на отлично , при двух антеннах на полную , а тут- одну на крышу, вторую на 2 яруса. в общем минут 8 на всё про всё. НО!!! Это же на глазах "соратников". В общем слоган -кто ель пилит в дождь и грязь, наша доблестная связь...- было просто комплементом. Но! Мы связисты ВВС! Мы с небом связь держим!!! laughing good drinks Развернули мы р/ст, АБэшка заработала, ОВэшку запустил, сушимся. Личный состав бытом начал заниматься, я как начальник laughing ,само собой начал устанавливать связь, проверять каналы. А самое прикольное было, в том что система связи по релейке тут, не менялась наверное как Р-409 появилась в войсках. Первые два канала телефон ЗАС, третий управление сигналом. Если коротко то по 3му каналу просто шёл вызов на который срабатывала ракета на КП и по сигналу этой ракеты мотострелки...правильно- ехали/шли/бежали в атаку. Но, нам связистам от ВВС, ведь обидно... laughing laughing В общем проверили каналы ТЛФ, сдали на оконечного, всё работа пошла. А тут я так говорю давай 3-тий погоняем, смотри вызов. А абонент к такому не был готов, он не раскоммутировал оконечника ( ну мы такого ни когда и не делали, хотя и должны были, ну уровень канала проверили, на оконечника отдали и трава не расти), в общем ракета ушла, пехота пошла на БМП в поля... Через час вернулись. Лейтенант, ну может года на 2 старше меня, который рассказывал своим подчинённым как связисты сношаются в непогоду, вылазит из этой БМП, ну реально весь в глине, а дождь идёт, всё само собой раскисло, от них парит, а ведь ещё и настоящая репетиция должна быть... А мы уже просушились, перекусили... В общем в тепле, сытые, довольные с лицом тяпкой- лейтенант, а что это вы там, в таких не сложных , но не простых метеоусловиях творите?! Связисты так сношатся не умеют, ну и в том же духе. Как, душевно ,приколоться друг над другом мы знали и умели. В ответ- Да что вы тепличные понимаете в романтике воинской службы?!!!! laughing good Нет, конечно, потом то мы с пацанами у нас в девятке "посидели", приняли за "содружество войск"... Как в фильме у Быкова.- ну могЁшь, не могЁшь, а мОгешь. good good drinks Сколько всегда помню Р-409МА всегда была "центром" полевых посиделок good Ну, за связистов drinks soldier
  8. +1
    10 декабря 2022 12:23
    Байки байками, но чтобы переводчик, как в данном случае, был местным, а не нашим верится слабо. Авиация всё же, не гранаты кидать учили
    Обучали местные кадры тоже через местного переводчика?
    1. +6
      10 декабря 2022 15:17
      По разному бывало, своих просто не хватало... Тем более военных. А вот университет дружбы народов такие кадры поставлял ... Да и дело то по большому счёту не в качестве перевода...
      1. +3
        10 декабря 2022 15:57
        Моё удивление обосновано информацией полученной из выступлений, передач, рассказов писателя и сценариста Андрея Константиновп, который служил военным переводчиком в Йемене и Ливии. Закончил, между прочим, гражданский ВУЗ, Ленинградский университет.
        Как раз, вся масса неправильных вещей из рассказа по обеспечению учебного процесса во многом и могла быть обусловлена тем, что переводил местный. Местный мог сам считать, что зачем делать то, что говорит этот белый, не стану даже переводить эту ерунду. Т.е. перевод в исполнении местного мог быть далёк от оригинала и не только по причине недостаточного знания русского языка, а в силу менталитета.
      2. 0
        12 декабря 2022 18:51
        Цитата: Даос
        По разному бывало, своих просто не хватало... Тем более военных. А вот университет дружбы народов такие кадры поставлял ... Да и дело то по большому счёту не в качестве перевода...

        Возможно, просто африканский бардак. Несколько сослуживцев инструкторили в Монголии и Вьетнаме, местные переводчики только в быту были, а так - наши.
    2. +6
      10 декабря 2022 15:47
      Цитата: VicVic
      Авиация всё же, не гранаты кидать учили

      Тут главное слово авиация... В году, так, 1999м проходило бомбометание на полигоне Синегорье. Летал наш 277 Млавский БАП, который входил в состав 83 БАД, Хурба. Полк как раз начал перевооружаться на Су-24м, начали летать на применение. Ну и вместо полигона бомбу "уронили" в 500-х метров за околицей села. Ну на стёкла мы всей дивизией скидывались... Прочих разрушений не было. Первое сообщение пресс-службы КДВО гласило что - Неизвестный самолёт из состава ЗабВО(?) по плану учений должен был совершить бомбометание на полигоне Синегорье, но в связи с плохим знанием местности провёл бомбометание мимо полигона... laughing good Про то как на полигоне Литовка авианаводчик, подтверждал что все мишени поражены, ещё до вылета самолётов с аэродрома я наверное промолчу. laughing good drinks
      1. +8
        10 декабря 2022 20:32
        "Когда Бог наводил порядок на Земле авиация была в воздухе, когда же он взялся навести порядок в небе у авиации была нелётная погода" (с)
        Так что ежели вы хотите баек их есть у меня... hi
  9. +4
    10 декабря 2022 15:33
    Прекрасный сюжет. Жду продолжения. Автору - респект!
    1. +5
      10 декабря 2022 20:28
      Будет продолжение... будем живы так будет.
  10. -1
    11 декабря 2022 22:23
    В Канте обучали хм. летчиков, ну, да сынков царьков.
    На МиГ-27 была система автоматического огибания местности, так один из них при сдаче на самостоятельный, включил с-му и на скорости близкой к сверхзвуковой пролетел маршрут. А кому интересно, посмотрите там местность.
  11. 0
    15 декабря 2022 13:31
    Вспомнился мне старшина из танкового училища, с Украины был, рассказывал так, что мы животы подтягивали, чтобы не отпали. Нас туда отправили на сборы вместо каникул...
  12. 0
    18 декабря 2022 03:43
    Шикарно. Почаще бы подобное выкладывать от наших товарищей служивших ранее советниками.