Northrop Grumman B-21 Raider: подробности и неизвестное

92
Northrop Grumman B-21 Raider: подробности и неизвестное
Первый B-21 в цеху


2 декабря ВВС США и корпорация Northrop Grumman провели официальную публичную презентацию первого опытного дальнего бомбардировщика B-21 Raider. Готовый самолет вывели из цеха и впервые продемонстрировали публике. По соображениям секретности его не стали показывать во всех подробностях, но и проведенная презентация представляет большой интерес. Впервые появилась возможность рассмотреть реальный самолет, а не его изображение неизвестной степени достоверности.



От проекта до презентации


Следует напомнить, что разработка перспективного стратегического бомбардировщика для ВВС США стала одним из самых сложных и длительных проектов последнего времени. Предварительная проработка этой темы стартовала еще в начале двухтысячных годов, но была приостановлена. В десятых запустили новую программу, и в 2015 г. корпорация Northrop Grumman получила контракт на разработку полноценного проекта и строительство нескольких опытных самолетов.

К концу прошлого десятилетия исполнитель завершил проектирование и начал подготовку к строительству прототипов. Сборку новой техники поручили заводу №42 (г. Палмдейл, шт. Калифорния), имеющему опыт участия в проектах особой важности. Строительство первого опытного B-21 начали в 2019 г. На него отводилось несколько лет.

В начале 2022 г. сообщалось, что на разных стадиях строительства уже находится шесть «Рейдеров». Сборку первого, имеющего рабочее обозначение T1, завершили уже в марте. После этого самолет перевели в отдельный цех, оборудованный для проведения наземных испытаний, проверки и калибровки систем. Подобные мероприятия продолжались до последнего времени.


2 декабря на заводе №42 в торжественной обстановке и в присутствии руководителей Пентагона состоялась официальная презентация нового бомбардировщика. Самолет выкатили из цеха и сняли с него чехол. Прозвучали самые смелые заявления о важности и перспективах нового проекта и т.д.

Любопытно, что опытный бомбардировщик показали лишь с нескольких ракурсов. Мероприятие было организовано таким образом, что самолет можно было увидеть только с передних углов. В официальных фото- и видеоматериалах другие ракурсы тоже отсутствуют. По всей видимости, заказчик и исполнитель пока не считают возможным показывать боковую проекцию, хвостовую часть или верхнюю поверхность самолета.

Впрочем, и такая демонстрация самолета представляет большой интерес. Впервые показаны не компьютерные изображения, а полноценный опытный образец. При этом можно рассчитывать, что в ближайшее время его покажут и с других ракурсов, а также раскроют новую информацию, которая существенно дополнит уже имеющуюся картину.

Видимые особенности


Как неоднократно сообщалось ранее, в проекте B-21 используются идеи и решения, ранее реализованные компанией «Нортроп-Грумман» в самолете B-2A. Вновь дальний бомбардировщик выполнен по схеме «летающее крыло» с широким использованием стелс-технологий. Размеры и масса уменьшились в сравнении с предыдущим образцом. Имеются и другие заметные отличия, указывающие на развитие исходных идей и применение новых наработок.


Самолет под чехлом

Прежде всего, обращают на себя внимание иные пропорции крыла и рудиментарного фюзеляжа. По всей видимости, крыло получило более толстый профиль, обеспечивший увеличение внутренних объемов. Верхний выступающий «фюзеляж» отличается иной длиной и пропорциями. В отличие от B-2A, на новом B-21 воздухозаборники удалось полностью вписать в плоскость крыла, и выступающие элементы отсутствуют.

Поверхность планера выполнена максимально гладкой. Какие-либо лючки или съемные панели отсутствуют, либо хорошо заделаны или не видны с предлагаемых ракурсов. Можно предполагать, что самолет получает все необходимые радиоэлектронные системы, но их антенны скрыты под радиопрозрачными панелями и обтекателями.

Официальные лица сообщили, что БРЭО самолета имеет открытую архитектуру, и это позволит проводить дальнейшие модернизации и реализовывать новые функции. Ранее сообщалось, что в перспективе может появиться даже беспилотная модификация B-21. Теперь упомянута возможность выполнения как ударных, так и разведывательных задач.

Тем не менее, первый опытный самолет остается пилотируемым. Двухместная кабина экипажа в носу планера получила специфическое остекление. Используются панели уменьшенных размеров и сложной формы. Можно предполагать, что такой вариант остекления сокращает радиолокационную заметность, но одновременно ухудшает обзор вперед-вниз и вбок. Возможно, недостаток обзора компенсируется возможностями современного приборного оснащения.

Для B-21 разработано новое шасси. Сохранена трехточечная схема, но основные стойки получили только по два колеса вместо двухосных тележек у предшественника. Кроме того, створки отсеков шасси не имеют характерных ломаных кромок, связанных со снижением заметности.


Первая открытая демонстрация

Тема вооружений по-прежнему остается нераскрытой. Впрочем, на презентации сообщили, что B-21 сможет нести перспективное оружие, которое еще даже не разработано. Ранее сообщалось, что по полезной нагрузки новый Raider не будет уступать существующему B-2A.

Планы на будущее


Начиная с марта, первый опытный бомбардировщик T1 проходит необходимые наземные испытания. Их ненадолго прервали для проведения официальной презентации, и теперь самолет возвращается на испытательную станцию. Разнообразные проверки продолжаются и могут занять еще несколько месяцев.

По их результатам B-21 получит разрешение к выходу на летные испытания. Первый полет запланирован на следующий 2023 г., но точная дата пока не названа – и, возможно, еще не определена. При этом уже назначен экипаж, которому предстоит поднимать бомбардировщик в воздух. От компании-разработчика в полетах будет участвовать летчик-испытатель Крис Мосс, а заказчика в лице ВВС представит подполковник Клифтон Белл.

В дальнейшем к летным испытаниям присоединятся следующие опытные самолеты. Использование нескольких бортов позволит ускорить проведение необходимых проверок, а также отработать возможности группового применения и т.д. Полный цикл летных испытаний B-21 должен завершиться в середине десятилетия.

Параллельно с испытаниями будет готовиться серийное производство. К середине десятилетия Northrop Grumman должна заложить первые серийные бомбардировщики, а их передача заказчику запланирована на 2026-27 гг. К 2030 г. первое подразделение на новых самолетах должно достигнуть начальной оперативной готовности.


Согласно нынешним планам, начиная с 2025 г. Пентагон ежегодно будет оплачивать строительство шести или семи новых самолетов. После 2030 г. выпуск могут нарастить до 12-15 ед. в год. Требуемое количество техники пока не определено. ВВС желают получить не менее сотни самолетов, а при возможности хотели бы иметь вдвое больше. На какое количество самолетов в итоге удастся найти деньги, пока не известно.

За счет серийных B-21 Raider собираются заменить имеющиеся самолеты типа B-1B и B-2A. Их полностью выведут из боевого состава дальней авиации, а на службе останутся современные «Рейдеры» и вновь модернизированные B-52H. Как долго будут сохранять подобный смешанный парк, не сообщается. Возможно, планы на столь отдаленное будущее пока попросту отсутствуют.

Промежуточные итоги


Таким образом, проект перспективного бомбардировщика B-21 Raider продвигается вперед. Построен и передан на наземные испытания первый прототип, и продолжается сборка нескольких следующих машин. Кроме того, уже посчитали возможным показать первый самолет публике. Также идет подготовка первого полета, но его дата еще не определена. Составляются планы на отдаленное будущее, в т.ч. связанные с серией и переоснащением строевых частей ВВС.

По всей видимости, Пентагон имеет повод для оптимизма. Проект B-21 будет завершен и позволит переоснастить дальнюю авиацию. Впрочем, на данном этапе несколько вопросов остаются без четкого и ясного ответа. Так, пока не известно, какие характеристики и возможности будет иметь новый «Рейдер» и насколько он будет соответствовать исходному техническому заданию. Кроме того, не определены окончательные финансовые показатели программы и сроки ее реализации. Как показывает опыт, в этих сферах могут быть самые серьезные проблемы.
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 декабря 2022 05:07
    Интересная машина как все новое... посмотрим какие новинки американцы впихнут в нее.
    Ну а с нашей стороны уже сейчас надо прорабатывать программное обеспечение для наших систем ПВО конкретно для этого бомбардировщика... к моменту выпуска его в серию наши ПВОшники должны быть готовы его сбивать на подходе к рубежам России.
    1. +5
      6 декабря 2022 06:20
      к моменту выпуска его в серию наши ПВОшники должны быть готовы его сбивать на подходе к рубежам России.

      а зачем ему подходить к нашим рубежам и уж тем более на дистанцию пуска зенитных ракет? У него основная начинка - КР с дальностью >800км (AGM-158) и 3500 (AGM-129).
      Вообще странная концепция - получить даже немногим более дешевую, но усеченную версию B-2 ради чего? Где проявится его характеристики малой заметности? Кидать чугуний они ими собираются? Или он им нужен для древних B61?
      1. -1
        6 декабря 2022 06:32
        Цитата: Ка-52
        зачем ему подходить к нашим рубежам и уж тем более на дистанцию пуска зенитных ракет? У него основная начинка - КР с дальностью >800км (AGM-158) и 3500 (AGM-129).

        Мне главное чтобы он по моей даче не пальнул в центре Сибири. smile
        1. +6
          6 декабря 2022 06:38
          Мне главное чтобы он по моей даче не пальнул в центре Сибири.

          пальнет, не надейтесь. По плану дропшот на мой Красноярск должны были упасть 2 ядерные бомбы. Думаю в нынешних планах вряд ли больше гуманности.
      2. bar
        -2
        6 декабря 2022 07:10
        Цитата: Ка-52
        Вообще странная концепция - получить даже немногим более дешевую, но усеченную версию B-2 ради чего?

        Обычная американская концепция - "чем старого отмыть, лучше нового родить". Утрачены технологии по поддержанию лётной годности тех же В-2. Они их регулярно утрачивают, по завершению контрактов на производство очередной новинки прекращается финансирование и команда разработчиков распускается. Когда клюёт жареный петух, объявляются тендеры и всё начинается по новой. До этого F-22 на пингвина так же поменяли. Обычная практика. Им это можно, они баксы печатают.
        1. +6
          6 декабря 2022 07:23
          Остается только зло завидовать... нам сейчас не до стелс-бомберов.
          1. bar
            -5
            6 декабря 2022 07:49
            Цитата: Гражданский
            Остается только зло завидовать...

            Было бы чему завидовать. Конструкторские школы не заменить развитой полиграфией.
        2. +8
          6 декабря 2022 08:59
          F-35 не заменяет F-22. Разного класса истребители. На замену раптора идет разработка по программе NGAD.
          1. -1
            6 декабря 2022 09:18
            F-35 не заменяет F-22. Разного класса истребители

            именно заменяет. Просто в моменте произошел пересмотр концепции к выбору истребителя. Сначала американцы шли по пути "а давайте сделаем так круто, чтобы ни у кого такого не было". А как получили, так прослезились. И начали менять концепцию истребительной авиации - пусть будет труба пониже-дым пожиже, но зато дешевле. А если самолет создавать на проектно-конструкторской базе предыдущей модели, да еще и спихнуть затраты на партнеров - еще и заработать получиться. Вуаля, брюки превращаются в элегантные шорты - в F-35
            1. +11
              6 декабря 2022 09:26
              Пересмотр концепции только у вас в голове, в реальности ничего подобного не происходит.
              F-35А/С замена F-16 и FА-18A/B соответственно продолжает их концепцию. Массовые, дешевые многофункциональные истребители.
              На замену F-22 создаётся комплекс завоевания превосходства в воздухе будущего (NGAD), где будет двухдвигательный истребитель 6 поколения. Вот он и прямая замена F-22.
              1. -4
                6 декабря 2022 09:47
                Пересмотр концепции только у вас в голове, в реальности ничего подобного не происходит.

                ну ваша маняреальность меня мало интересует.
                NGAD

                не выдавайте свой бред за информацию. NGAD пока что даже не имеет статуса в НИОКР.
                1. +5
                  6 декабря 2022 09:55
                  Мда, НИОКРа нет…
                  Не смущает, что прототип истребителя по программе NGAD взлетел более 2-ух лет назад?
                  https://topwar.ru/175158-novye-tehnologii-i-pervyj-polet-uspehi-programmy-ngad.html?ysclid=lbbv5s6aj6399352795
                  1. -5
                    6 декабря 2022 10:08
                    Не смущает что прототип истребителя по программе NGAD взлетел более 2-ух лет назад?

                    никого не смущает, что вы врете?
                2. +1
                  6 декабря 2022 17:58
                  NGAD пока что даже не имеет статуса в НИОКР.

                  Ну с этим вы тоже погорячились.
                  Система DoD Министерства обороны США предполагает следующие этапы:
                  1) Фаза анализа материального решения (MSA)
                  2) Этап технологической зрелости и снижения рисков (TMRR)
                  3) Фаза разработки и развития производства (EMD)
                  4) Фаза производства и развертывания (PD)
                  5) Этап эксплуатации и поддержки (O&S)
                  С июня этого года статус у проекта NGAD - EMD
                  1. -1
                    7 декабря 2022 10:12
                    не надо мне опять заводить заунывныек песни "о главном". У американцев система разработок работает по тем же самым принципам, что и наша. Но только более четко и последовательно: 1. формирование идеи, 2. оценка перспективности, 3. формирование ТЗ для первичного проектирования 4. конкурс на проектирование (с финансированием концептов), 5. конкурс среди концептов 6. определение финального победителя с гарантией заказа для формирования производственной программы. Никакого конкурса на проектирование среди американских авиапроизводителей насколько я знаю не было. Пока все плывет по принципу - ДАРПА осваивает какие то свои бюджеты, авиапроизводители в формате собственных бюджетов ковыряют идеи для будущих концептов. Все делается в надежде, что когда нибудь рак свиснет и на всю эту байду конгресс выделит бабло. Вот тогда основной пил и начнется. А пока вы с ColdWind-ом можете тутошнюю публику развлекать байками о скором 6 поколении американских МФИ
                    1. +1
                      7 декабря 2022 11:58
                      можете тутошнюю публику развлекать байками о скором 6 поколении американских МФИ

                      Не надо приписывать того, что мной не говорилось. Американцы открыто говорят, что ранее 2030 не стоит рассчитывать на переход к следующему этапу.
                      Никакого конкурса на проектирование среди американских авиапроизводителей насколько я знаю не было.

                      Насколько вы знаете..? А про уровень секретности проекта тоже знаете? Какой открытый конкурс, вы о чем? Интервью с министром ВВС почитайте, может появятся какие-нибудь мысли.
                      1. -1
                        7 декабря 2022 12:49
                        Насколько вы знаете..? А про уровень секретности проекта тоже знаете?

                        ну не глупите. Уровень секретности это ТЗ и то до определенной поры. А сам факт конкурса уж точно никогда не был секретом.
                        Интервью с министром ВВС почитайте, может появятся какие-нибудь мысли.

                        да читал я его как то. Обычная седьмая вода на киселе и блаблабла. Пентагоновские чиновники не лучше наших порой.
                      2. +1
                        7 декабря 2022 13:22
                        Смешной такой) Расскажи-ка сколько стоил, к примеру, проект RQ-170, какой конкурс был и сколько вообще их сделали))

                        Программ NGAD вообще 2, от ВВС и ВМС. Работы ведут локхид, боинг и нортроп. Скунсы довели до летного прототипа, по остальным неизвестно. Все инструменты и деньги для создания прототипов у них есть, в этой стадии публичности не будет. Когда ВВС и ВМС определяться с концептом воздушного доминирования будущего, испытают прототипы истребителей и БПЛА, только тогда они с конкретными запросами пойдут в конгресс. После этого появится конкурс на программу производства и эксплуатации, скорее всего закрытый, нам скажут только сумму.
            2. +3
              6 декабря 2022 18:26
              Нет не заменяет. F22 у них пришел на замену F15, а F35 - на замену F16. Это - разного класса машины, созданные для решения разных задач. И F15, и F22 в США выполняют исключительно задачи ПВО. Своего рода Су15 в СССР. В другие страны F15 продавался как многофункциональный истребитель
              1. +2
                6 декабря 2022 19:09
                F-15 очень разные.

                F-15 A-J Eagle - истребитель завоевания превосходства в воздухе. Вместо него планировали F-22, но СССР закончился. Сейчас их заменяют F-15EХ.

                F-15E Strike Eagle - многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик). Его пока не собираются снимать с вооружения. Но вариант EX выполняет и его задачи.
        3. +4
          6 декабря 2022 09:03
          А у нас в стране по какой концепции технологии утрачиваются?
        4. +7
          6 декабря 2022 09:34
          Сколько можно верить в миф про печатный станок? Зимбабве тоже напечатало долларов, у меня даже есть 10 миллионов одной бумажкой. Но почему-то ни самолет создать ни даже просто хлеба купить на эти доллары нельзя.
      3. +4
        6 декабря 2022 09:15
        концепция может и странная, да у нас и такого нет... качаем нефть, газ качаем на запад - а ради чего????
        1. -1
          6 декабря 2022 09:24
          концепция может и странная, да у нас и такого нет...

          а зачем нам такую же? У нас и у американцев разные доктрины. Пока что.
          качаем нефть, газ качаем на запад - а ради чего????

          у каждого правительства естьсвои рецепты пополнения бюджета. Я бы не хотел иметь те же самые, что в 30-50е. Да думая вы сами бы начали ныть и просится обратно, отправь вас туда. Так что нефть и газ за рубеж это еще далеко не худший вариант
          1. 0
            6 декабря 2022 10:02
            Цитата: Ка-52
            а зачем нам такую же?

            Так ведь делают - ПАК ДА . Такое же летающее крыло , но крупнее , даже побольше В-2А . Но тоже с двумя двигателями и внутренними отсеками вооружения . Движок для них уже на стендовые испытания утащили (НК-23Д) и вроде бы даже хотят ракетами ВВ (СД и МД) для самозащиты , вооружить . Чтобы даже от вражеских ракет ВВ отбиваться мог . yes Вот такой "ответ Чемберлену" тачают ... пока у нас Энгельс-2 бомбят .
            1. +3
              6 декабря 2022 10:12
              Так ведь делают - ПАК ДА

              прям делают? laughing знаете, я по работе даже не слышал такого. А вы уже пишите. Да, идут ОКР, но это пока на уровне расчета технологии. Это как с Арматой - концептуально это танк нового поколения, но проще и дешевле делать Т-90 "Прорыв" и модернизировать Т-72 до уровня БЗ.
              1. +2
                6 декабря 2022 12:41
                Цитата: Ка-52
                прям делают?

                Имел в виду - работы идут . Куда ж их делать , если и двигателей на них пока нет ? Но говорят что кабину сделали , планер то-ли макетом , то-ли для статических испытаний , возможно не весь . lol Но хотят то аккурат такой - крыло летучее . Я о концептуальном выборе .
                Цитата: Ка-52
                Это как с Арматой - концептуально это танк нового поколения, но проще и дешевле делать Т-90 "Прорыв" и модернизировать Т-72 до уровня БЗ.

                Это великое благословение свыше , что Ахура-Мазда (Господь Разума) отвёл башни от идеи запускать "Арматы" в серию . Были бы мы сейчас совсем в смешной позе .
                1. +1
                  7 декабря 2022 12:54
                  Это великое благословение свыше , что Ахура-Мазда (Господь Разума) отвёл башни от идеи запускать "Арматы" в серию

                  воистину глаголишь
          2. +1
            6 декабря 2022 19:31
            Про разные доктрины мне рассказывали в армии много-много лет назад. С тех пор много чего изменилось
      4. +3
        6 декабря 2022 09:55
        Цитата: Ка-52
        Где проявится его характеристики малой заметности? Кидать чугуний они ими собираются? Или он им нужен для древних B61?

        Я вообще такие самолёты на европейском ТВД не вижу - тут расстояния небольшие , аэродромная сеть развита , а носителями
        Цитата: Ка-52
        (AGM-158)

        могут быть самолёты тактической авиации .
        А вот на Тихоокеанском ТВД их появление вполне оправданы - для выноса на рубеж атаки\пуска КРБД по Китаю и нашим дальневосточным базам . Скрытный выход на рубеж пуска КР (благодаря малой заметности) над океаном с последующим уходом на удалённые базы .
        А свободнопадающие бомбы в него точно не нагрузят . У них теперь КРБД даже самолёты ВТА пускают .
        1. -2
          6 декабря 2022 10:15
          А вот на Тихоокеанском ТВД их появление вполне оправданы - для выноса на рубеж атаки\пуска КРБД по Китаю и нашим дальневосточным базам

          И зачем им Рейдеры, когда они тоже самое могут сделать Уланами? Тем более что бомбардировщики вряд ли пойдут без прикрытия истребительной авиацией.
          1. +2
            6 декабря 2022 12:54
            Цитата: Ка-52
            И зачем им Рейдеры, когда они тоже самое могут сделать Уланами?

            Во первых - ресурс . Бомберы времён Холодной войны на остатках ресурса летают . Пока "Рейдеры" пройдут комплекс испытаний , доводок , запуск в серию и собственно построится серия , старички уже своё отлетают .
            Пускать КРБД самолётами палубной авиации можно , и массированность тоже можно обеспечить вполне . Вот только выдод авианосца со всей АУГ в район выпуска палубников , от космической разведки может не ускользнуть . И накроют саму АУГ . И почти никакой скрытности .
            А вот малозаметный бомбер с приличным боевым радиусом и возможностью дозаправки в воздухе - инструмент куда более либкий и скрытный . И оперативный (просто сравним скорость АУГ и бомбера) .
            Поэтому на тихоокеанском ТВД их появление вполне оправдано . причём там для них могут быть организованы всего-лишь аэродромы подскока или использовать их лишь в момент боевого развёртывания на ТВД . А в мирное\межвоенное время базироваться они могут у себя на континенте .
            Гибкость , оперативность , скрытность .
            Цитата: Ка-52
            Тем более что бомбардировщики вряд ли пойдут без прикрытия истребительной авиацией.

            Я слышал , что им хотят предусмотреть в состав вооружения РВВ для самозащиты (в том числе с возможностью перехвата ракет ВВ противника) .
            Кстати , у них сейчас идут разговоры , что 100 В-21 будет мало , хотят построить до 200 шт.
            1. +1
              7 декабря 2022 12:43
              Ну, чтобы заказать 200, сначала нужно хотя бы 50 принять на вооружение. Так сразу увеличить заказ вдвое никто не решиться. Риски все же велики.
              1. 0
                7 декабря 2022 13:54
                Аросто у них заговорили , что сотни таких бомберов будет мало . А уж как и сколько построят в реале только практика покажет . А пока он даже не взлетал - в будущем году собирается .
      5. 0
        6 декабря 2022 11:08
        Цитата: Ка-52

        а зачем ему подходить к нашим рубежам и уж тем более на дистанцию пуска зенитных ракет? У него основная начинка - КР с дальностью >800км (AGM-158) и 3500 (AGM-129).
        Вообще странная концепция - получить даже немногим более дешевую, но усеченную версию B-2 ради чего? Где проявится его характеристики малой заметности?

        Вот и я не понимаю зачем вообще такой нужен? Ну ладно штатам - там баксы девать некуда. Ну а нам то зачем такая штуковина как ПАК ДА? В зону ПВО входить не будет, скорость дозвуковая... Сколько раз задавал на ВО вопрос о целях его создания, но так никто и не смог ответить. По мне так лучше бы что то подобное ТУ-16 сотворили, для метания чугуняк в войне с противником у которого нет ПВО.
        1. -1
          6 декабря 2022 11:22
          ответов несколько:
          1. чтобы уря-патриоты не долбали вопросами "а када это у нас?!"
          2. развитие технологии. Любое развитие технологии влияет на текущую ситуацию в отрасли.
          3. демонстрация, что и мы могём.
          в зависимости от уровня читателя он может выбрать любой.
        2. +1
          6 декабря 2022 15:24
          Вот и я не понимаю зачем вообще такой нужен?

          Для нанесения первого обезоруживающего удара. Они явно расчитывают что к 30му году они гиперзвук освоят. Он особенно хорош на небольших дистанциях когда противник даже опомниться не успеет. То есть над океаном можно незаметно подкрасться и выпустить ракеты которые за 5 мин долетят до цели. И никакая СПРН заранее не обнаружит.
          Эта штука покруче любой баллистической или крылатой ракеты будет которой пол часа лететь до цели надо и обнаруживается такой массированный удар Кр или БР с вероятностью 100%.
          1. 0
            6 декабря 2022 21:49
            Цитата: malyvalv

            malyvalv (Валерий)
            Сегодня, 15:24
            НОВЫЙ

            +1
            Вот и я не понимаю зачем вообще такой нужен?

            Для нанесения первого обезоруживающего удара.

            Дивизии дальней авиации и стратегам трое суток дается для того, что бы быть готовой к боевой работе. За это время любая разведка всё узнает
            1. +1
              7 декабря 2022 10:46
              Ну узнает и что? Мало ли там учения или перебазирование. А после учений можно и бахнуть сразу. Или не сразу.
          2. 0
            7 декабря 2022 10:02
            То есть над океаном можно незаметно подкрасться и выпустить ракеты которые за 5 мин долетят до цели.

            уже не в первый раз читаю эту глупость. Предположим, у американцев хватит глупости отправить миллиардные бомбардировщики без истребительного прикрытия. Предположим, их обнаружили как то чудом за 400км от берега (не факт с учетом сложностей обнаружения целей на водной поверхностью). И что? Поразить ЗРК нет возможности. Вызвать истребители ПВО? Ну таковые в зависимости от места расположения могут лететь от часа до двух к точке перехвата. За это время стратеги отстреляются и уже будут подходить к Сиэтлу.
            1. +1
              7 декабря 2022 10:52
              Вот именно что отстреляются. И не за 400 км а как только будут обнаружены ПВО противника. То есть учитывая меньший размер, стелс-скрытность и низкую высоту в лучшем случае километров за 40. А там до целей остаётся 500-1500 км. И удар не крылатыми ракетами а гиперзвуком. То есть времени на встречно-ответный удар у противника уже нет. ОТвет будет только тем что выживет. Если выживет.
              По сути тот же вариант что и ракеты НАТО под Харьковом, только маленько дороже.
        3. +1
          6 декабря 2022 19:35
          Т.е. специально под противника уровня "плохих парней в Сирии" создавать отдельный тип бомбардировщика???
    2. -1
      6 декабря 2022 06:20
      В общем семь футов ему над килем!
      И судьбы В-2!
    3. -8
      6 декабря 2022 06:23
      Стелс -это не невидимость для радаров, стелс - лишь "малая" заметность. Сербы, F-117 сбили старым советским ЗРК С-125! Тем более Россия уже давно работает над фотонным радаром.
      1. +6
        6 декабря 2022 06:43
        Тем более Россия уже давно работает над фотонным радаром.

        с "фотонными радарами" пока связано больше легенд, чем реальных достижений. По поводу F-117, то насколько я помню, там поспособствовал оптический канал вкупе с безалаберностью американцев, летавших по одному и тому же маршруту. Что и позволило устроить на них засаду. Но могу и ошибаться
        1. +2
          6 декабря 2022 09:36
          Нет все так, 117-й видели именно "глазами", а не радаром.
          1. -3
            6 декабря 2022 09:48
            Нет все так, 117-й видели именно "глазами", а не радаром.

            переведите фразу на человеческий язык
            1. 0
              7 декабря 2022 12:47
              Она как раз на человеческом языке, без специальных терминов.
              1. 0
                7 декабря 2022 12:52
                прежде чем тыкать минус по глупой привычке, обясни что такое "видеть глазами". Можешь с терминами, не испугаешь. У ЗРК есть оптический канал, есть наведение и сопровождение радаром. Что такое лядь "глазами" - мне не понятно
                1. 0
                  8 декабря 2022 10:00
                  Ну раз уж мы перешли на "ты", то я тебе отвечу: Во-первых, минуса там 3 и я при всем желании не мог бы поставить столько, детская обида у взрослого дяди. Во-вторых, я тебе объяснять ничего не буду, ты все и так понял, но почему-то лезешь в полемику. У меня на эти глупости времени нет, самоутверждаться прийдеться с самим собой.
                  1. 0
                    8 декабря 2022 10:36
                    то есть ты написал кучу бестолковых слов, но пояснить свой ответ у тебя не нашлось способностей?... ну так бы и написал, что не знаешь и ляпнул лишнего. А то получается написал "все не так", а на вопрос "а как?" поплыл с глупыми отговорками.
                    1. 0
                      8 декабря 2022 10:44
                      Еще раз, я тебе ничего не должен. Я написал так, как захотел, твое мнение меня не просто не интересует. Ну если хочешь, поставь мне "двойку" за экзамен или "незачет" и успокойся уже на этом. smile
                      1. -1
                        8 декабря 2022 11:09
                        ты клоун или как? Если тебя не интересует мое мнение, то зачем ты мне писал в ответ на мой комментарий? Если захотел высказать мнение - высказывай. Если у тебя информация опровергающая мой довод - пиши ее. А зайти, пукнуть невпопад, а потом с обиженой миной писать "это не твое дело, я объяснять ничего не буду" - ну это совсем в стиле каких то подростковых троллей
                      2. 0
                        8 декабря 2022 15:43
                        Я высказал уже мнение так как считаю нужным. Что не ясно?
  2. +2
    6 декабря 2022 05:13
    Китайцы сделали подобный Н-20. Когда Туполя выкатят свой аналог?
    1. +5
      6 декабря 2022 09:13
      аналог никогда, у нас будет "неимеющийаналогов", в 1 экз. лет через 10... к огромному сожалению....
    2. -1
      7 декабря 2022 12:47
      Китайцы НЕ сделали еще ничего. Вот американцы сделали и показали.
  3. -1
    6 декабря 2022 06:43
    Цитата: Ка-52
    пальнет, не надейтесь. По плану дропшот на мой Красноярск должны были упасть 2 ядерные бомбы.

    У меня одно утешение... колодец рядом если что нырну в него...хоть на улице минус 22.
    Порадуюсь напоследок глотком воздуха и воды. crying
    1. 0
      6 декабря 2022 06:48
      колодец рядом если что нырну в него...хоть на улице минус 22

      ну вам повезло, у меня на даче скважина, я в трубу не протиснусь (( хотя подвал не плохой - запастись продуктами, вода есть, приделать какую нибудь ФВУ - можно. Вокруг горы - ударная волна от города рассеется. Только вот что потом делать с третьей рукой, копытами и чешуей - не понятно request
    2. +1
      7 декабря 2022 08:14
      А зачем??? Чтоб будучи живым завидовать мертвым????
  4. -3
    6 декабря 2022 07:31
    Планы на будущее
    У полосатиков многие планы сконцентрированы на период после 2027 года ....
    Что, как зачем и почему, они и сами не могут определится, что будет, но готовятся, это понятно ...
    А самолёт ... очередная "вундервафля", которая реально будет выпускаться именно тогда, вряд ли раньше.
  5. +7
    6 декабря 2022 08:35
    Действительно, В-21 кажется очень похожим на В-2, какого-то явного прогресса не видно. А он есть! Начну с цифр: В-2 стал фантастически дорогим бомбардировщиком даже для США. Википедия говорит о цифрах под 1В долларов, причём долларов-то "1997 г"! То есть, цифру смело можно удвоить, я думаю! Также, стоимость НИОКР скромно оставлена за скобкой. Чтобы глаза не лопнули от истинной цены, наверное...

    В-21 оценивается в 500М долл 2022 г. Для сравнения, гражданский Боинг 787 стоит 250М в базовой комплектации. Зная, насколько дороже всё обходится Пентагону (нуачо? И там пилят, и там сложные и долгие процедуры сертификации, приёмки, соблюдения секретности итп, всё это умножает ценник), 500М "военных" долларов - это, получается, даром почти, что ли?..

    Продолжение тоже про экономику. В-21 - это третье поколение стелс. В-117, затем F-22/F-35 и вот теперь В-21. Технологии совершенствовались, материалы улучшались, НИОКР пыхтел – следует ожидать радикального (думаю, на порядки, а не в разы) снижения стоимости эксплуатации бомбардировщика. Вместо того, чтобы изобретать нечто прорывное – гиперзвуковой или орбитальный бомбер, например – "вылизали" существующее рабочее решение. Вместо "ламборгини", которую только на выходные не страшно выкатить из гаража, сделали "форд", рабочую лошадку. И этих "фордов" планируют наклепать 100 шт. 100 самых современных стелсов, напоминаю!
    1. +8
      6 декабря 2022 08:40
      Следующий аспект – IT. Если в F-22 стоят процессоры 386, то в В-21 следует ожидать внедрение самых последних достижений сетецентрической концепции вооружения, отчего и бомбардировщиком В-21 можно считать только условно. Он же будет и разведчиком, и целеуказателем, и ретранслятором и всем, всем, всем. Оставаясь стелсом, крайне сложной целью.

      100 шт таких станут сильной угрозой Китаю.
      1. KCA
        -1
        7 декабря 2022 06:56
        Процессоры это хорошо, но вот программирование не зависит от процессора, "Буран" имел двигатели для посадки и автоматически совершил посадку, шаттлы садились без двигателей и ручном управлении, хотя процессоры у них были гораздо мощнее, и, кст, у Ф-22 не 386 процессоры стоят, а PowerPC
        1. 0
          8 декабря 2022 10:58
          Зачем вы тащите сюда фейки про автоматичность Бурана? Для приземления Бурана была создана специальная посадочная система Курс, состоявшая из кучи радаров, которая отслеживала его положение, погоду и рассчитывала оптимальную траекторию посадки - все это передавалось на Буран, где компьютер управлял плоскостями, что бы следовать заданному курсу. Не было в этом супер прорыва - ракеты С-300 радиокомандно точно так же летели к цели.
    2. +5
      6 декабря 2022 08:43
      Да, верно. Американцы хотят создать рабочую лошадку, а не машину судного дня. Класс у него между стратегическим и тактическим, забытые дальние бомбардировщики. Взяли наработки от «старых» стелсов, улучшили их. Размеры меньше В-2 на 15~20%, дальность примерно такая же. Два серийных, экономных двигателя. Явно его создают для постоянной, рутинной работы. Соответственно использование управляемых бомб для него будет нормой.
      Интересна будет ли интеграция SM-6, в этом случае у них будет универсальная ракета против наземных, морских и воздушных целей. ARRW может и не поместиться, но HAWC однозначно войдет. КР и ядерные бомбы само собой.
      1. -1
        6 декабря 2022 11:10
        Тут вопрос, как использование малозаметного бомбардировщика, малозвметного заправщика, малозаметных бомб и ракет соотносится с использованием обычных бомбардировщиков вроде B-52, B-1.
        И стоит ли нам делать малозаметный на основе подгонки под это планера, вместо того, чтобы сделать обычный дальний иои даже стратегический недорогой бомбардировщик с ограниченными мероприятиями по планеру в плане малозаметности.
        1. +3
          6 декабря 2022 13:00
          В-1/52 они уже есть, если В-1 под списание, то В-52 до середины века планируют использовать.
          В целом считаю нам нужен малозаметный «Ту-16», дешевый и массовый бомбардировщик-ракетоносец. Китай просто Ту-16 использует.
          От стратегов мало пользы вижу, очень дорогие но заменяемые самолеты.
          Принципе нашим воздушным силам (ВВС,ВМС) нужны 3 типа истребителя/бомбардировщика: Су-57, Су-75 и «малозаметный Ту-16». Текущий зоопарк нужно останавливать.
          1. 0
            6 декабря 2022 13:12
            Чем заменяемые? Ракетами?
            Цитата: ColdWind
            От стратегов мало пользы вижу, очень дорогие но заменяемые самолеты.
            1. 0
              6 декабря 2022 13:17
              Конечно.
              Сделать межконтинентальную крылатую ракету нет никаких проблем.
              Берем Х-101, добавляем сбрасываемый ПТБ, делаем наземную ПУ с ускорителем и получаем КР с дальностью 8-10 000 км
              «Буря» современным техническим уровнем.
              1. 0
                6 декабря 2022 13:30
                Понятно.
                Отчасти согласен с Вами.
                В том, что необходима ревизия военной техники, что оставить, а с чем попрощаться.
                Стратегические бомбардировщики/ракетоносцы тоже имеют свои плюсы. Насколько они покрывают минусы вопрос.

                То что дальний бомбардировщик/ракетоносец нужен, может новая модель, может возобновить производство Ту-22М*, мне кажется очевидным, насчёт стратегических не уверен.
                1. +2
                  6 декабря 2022 13:33
                  Резать их точно не надо, пусть служат пока могут. Новые делать бессмысленно.
                2. +2
                  6 декабря 2022 13:40
                  По поводу Ту-22М, он не имеет преимуществ перед Ту-16 но недостатков масса. Концепция сверхзвукового прорыва ПВО провалилась, осталось необоснованно дорогая цена и сложность производства и обслуживания. Тут раньше был штурман Ту-16/22, он это подтверждает.
                  1. +1
                    6 декабря 2022 13:45
                    Я читал его мнение (там лицо разбитое на аватарке, вроде).
                    Но Ту-22М можно наверное воспроизвести.

                    Вопрос в цене, как машины, так и эксплуатации, и малозаметности.

                    Не вижу в последней нужды, в виду использования ракет, и при возможности планирующих бомб.
                    Т.е. пуска/сброса вне зоны поражения ЗРК.
                  2. 0
                    8 декабря 2022 03:00
                    Все Ту-22М3 (их боеспособно примерно 4 десятка из 250 построенных) уже на пороге вывода из эксплуатации.
                    Там трещины поворотных шарниров крыла, безнадежно устаревшая электроника и даже очень ненадежные катапультные кресла практически не дающие спасение на малых высотах.
                    Ничего этого давно не производят.
                    По разговорам слышал что в частях МРАП многие члены экипажей Ту-16 при переходе на "Тройку" (так называли эту машину) не очень ее то жаловали.
                    Такой шедевр как Ту-160 с этой машины не получился.

                    А Китай не торопится большие бомбардировщики делать. Хотя Ту-95 или даже Ту-160, Ту-22М3 через Украину в свое время можно было добыть.
                    Но эксплуатируют аналог Ту-16.
  6. +2
    6 декабря 2022 09:31
    Ох уж этот "неповторимый стиль" Рябова Кирилла. Много воды и мало информации. Можно читать через строчку или даже через две.
  7. +3
    6 декабря 2022 09:41
    Хороший подход у американцев. Умеют считать деньги (деньги - это ресурсы) Когда осознали что В-2 им не подходит по многим параметрам, отложили на время, передумали концепцию и сделали В-21 на новом витке. В-2 в этом смысле был дорогим экспериментом, который позволил сделать В-21.
    1. +2
      6 декабря 2022 15:01
      С Замволтом будет то же самое, хоть его и обильно поливают всяким, американцы быстро свернули производство, но на его основе сейчас клепает новый эсминец, и все эти миллиарды на Замволт в итоге существенно сэкономят разработку нового эсминца hi
      1. 0
        7 декабря 2022 10:25
        По Зумволту не скажу, я не разбираюсь в морской теме. Но скорее всего вы правы. Подход то одинаковый. Это не СССР с псевдо-социализмом где было одновременно 3 модели танков, это капитализм, где каждый цент доллар бережет.
      2. 0
        8 декабря 2022 11:09
        Так и с подводными лодками обошлись так же. Из дорогущего безкомпромиссного Сивульфа сделали удачную Вирджинию и клепают ее десятками. А строительство Сивульфов остановили.
  8. -3
    6 декабря 2022 10:29
    Ну надо еще упомянуть, что показано мягко говоря ничего и что там косяки есть явно - так это было лет 7 назад понятно, когда вскрылось, что это очередной распил:
    Что ж такое страшное разгласил в своей колонке в «Форбс» директор «Лексингтонского аналитического института» Лорен Томпсон? О чем можно написать, «сидя на диване», про сверхсекретную программу? О том, что будущий В-3 будет специально «атомизирован» - то есть приспособлен действий в условиях близких ядерных взрывов (так как бросать бомбы с кабрирования или с полупетли вряд ли сможет)? То, что оборудование для экономии средств будет «строиться» на основе «открытой архитектуры»? Или анализ ТТХ?
    Фигушки! Лорен только брякнул, что стоимость НИОКР на разработку В-3 в 21,4 млрд долл. завышена в два раза по сравнению с предложенной победителем («Нортроп») цены. Всего-то. «Мы просто закладываемся на возможные риски!» - оправдывался генерал. Ага, это то самое, про что часто говорит «сбитый летчик», болезный наш, МакКейн: «Цена+»! (явное завышение стоимости контракта на самое сладкое и малоконтролируемое – на НИОКР).
    Откуда Лорен взял эти «важные данные»? Поскольку публикация появилась в день обращения с протестом на итоги конкурса другого участника – консорциума «Боинг» - «Локхид-Мартин», похоже, возмущенные конкуренты слили информацию, объясняющую суть их протеста: с самого начала конкурса «Нортроп» предложила предельно низкую цену НИОКР, которая и стала основанием объявления ее победителем конкурса. Только реально оказывается, что «Нортроп» получит аж на 10 млрд больше, чем запрашивала! Обидно, да...
    Ну, «Боинг» с «Локхидом», понятно, банально прокинули... Но как же на счет «отмазки» ВВС, что разница заложена на «непредвиденные риски»? Давайте глянем на данные самих же ВВС США: Как прощелкать клювом треть триллиона долларов
    Хорошо видно, что рост стоимости целевых НИОКР обычно не превосходит 30%. Объединенные, да, растут до 70%, но это не наш случай. Получается, что по крайней мере 6-7 млрд долл. заложены СВЕРХ возможной страховки. Это значит одно из двух: либо фирме «Нортроп» возвращают деньги, на которые она искусственно занизила возможную цену контракта, чтобы стать победителем конкурса, либо эти 7 млрд долл. просто хотели ...э-э-э-э поделить («В рабочее время, Юрий Владимирович!»(с) Во время секвестра, Обама Хусейнович!).
    Да, не удивительно, что такие цифры супер-гипер-мега-секретные и ...необлагаемые налогом!
  9. +2
    6 декабря 2022 11:22
    Даже если закупят «только» 100 самолетов - это уже круто. По стоимости вполне реально, оценки говорят о 0,5 млрд за шт.
  10. -2
    6 декабря 2022 13:01
    Цитата: ColdWind
    Пересмотр концепции только у вас в голове, в реальности ничего подобного не происходит.
    F-35А/С замена F-16 и FА-18A/B соответственно продолжает их концепцию. Массовые, дешевые многофункциональные истребители.
    На замену F-22 создаётся комплекс завоевания превосходства в воздухе будущего (NGAD), где будет двухдвигательный истребитель 6 поколения. Вот он и прямая замена F-22.


    Это невозможно. Чтобы создать самолет 6го поколения США должны создать хотя бы 5е поколение.
  11. -2
    6 декабря 2022 13:18
    Сумма была не названа, но было подчеркнуто, что цена будет ниже чем у В2.Честно говоря я сомневаюсь ,в США не делают дешевого вооружения Учитывая планы по закупке ,так Northrop Grumman открыли шахту ,сразу с гранеными бриллиантам
  12. -3
    6 декабря 2022 13:34
    Не вижу никакого смысла вбухивать кучу денег в супербомбардировщик ахереть какого будущего.Кстати,это и нас касается.Тех,что есть,вполне хватит для существующих задач.Модернизация,конечно,нужна.Нашим хватило мозгов сразу беспилотник делать.
  13. -2
    6 декабря 2022 16:48
    Этот самолёт не для войны создан, а для распила бюджета Пентагона! Northrop B-2 Spirit стоил со вспомогательным оборудованием более 2 миллиардов долларов. Этот потянет на 3-4 миллиарда! Такие распилы - фантастика для российских олигархов! США собираются построить 100 или 200 самолётов...
  14. +1
    6 декабря 2022 18:27
    А что там слышно про выкатку аналогичного Туполева? Или все еще по-прежнему на бумаге?
    1. 0
      7 декабря 2022 10:26
      Лучше б на бумаге. Дешевле будет. А если сделать макет, то на пиар уйдет очень много денег.
  15. +1
    6 декабря 2022 20:28
    В начале 2022 г. сообщалось, что на разных стадиях строительства уже находится шесть «Рейдеров».
    ...
    Размеры и масса уменьшились в сравнении с предыдущим образцом. Имеются и другие заметные отличия, указывающие на развитие исходных идей и применение новых наработок.
    Серьёзный подход к делу, в отличие от некоторых.
  16. +1
    7 декабря 2022 09:05
    Параллельно с испытаниями будет готовиться серийное производство. К середине десятилетия Northrop Grumman должна заложить первые серийные бомбардировщики, а их передача заказчику запланирована на 2026-27 гг. К 2030 г. первое подразделение на новых самолетах должно достигнуть начальной оперативной готовности

    эх, нам бы такой темп по ПАК ДА, он на крыло встать только должен к 25-26 году...
  17. 0
    7 декабря 2022 13:05
    По всей видимости, Пентагон имеет повод для оптимизма. Проект B-21 будет завершен и позволит переоснастить дальнюю авиацию.

    На кой оружие, которое не будет применено? (Это риторический вопрос)
    Россия приступила к созданию аналогичного «изделия 80» на девять лет позже, но предполагает:
    первый полёт в настоящее время предполагается осуществить в 2025 году, принятие на вооружение — до 2027 года

    Посмотрим, есть ли перспектива сбить американскую невидимку (именно на это ставят американцы) у С-500 и других перспективных комплексов ПВО России. Простите, но вот так запросто ухайдокать 750 000 000 долларов - многого стоит...
    Когда -то 117, 22, 35 позиционировались невидимыми...
    Тут же аж «6 поколение»!!! fellow
    Как страшно становится жить... crying
  18. 0
    8 декабря 2022 11:19
    Цитата: Проктолог
    Он же будет и разведчиком, и целеуказателем, и ретранслятором и всем, всем, всем. Оставаясь стелсом, крайне сложной целью.

    Ето замечательная идея - невидимка которая излучает как разведчик или ретранслятор. Будет забавно посмотрет.