Западные боевые вертолёты для Китая

55
Западные боевые вертолёты для Китая

Как и в случае с истребительной авиацией к началу 1980-х годов Китай очень сильно отстал от СССР и промышленно развитых стран Запада в области вертолётостроения. После сближения с США в 1970–1980-е годы китайское руководство предприняло шаги по закупке на Западе вертолётной техники и двигателей. Помимо лицензионного копирования, в ряде случаев китайские конструкторы нелегально заимствовали технические узлы, агрегаты и бортовые системы иностранных вертолётов.

Китайское вертолётостроение до начала военно-технического сотрудничества с западными странами


С 1964 по 1980 год на авиазаводе в Харбине осуществлялся выпуск китайской копии поршневого вертолёта Ми-4, который в КНР имел обозначение Z-5 (Zhishengji-5). Эксплуатация этой машины в Китае завершилась в XXI веке. Уже к началу 1970-х вертолёт Z-5 отставал от передового мирового уровня вертолётостроения и не мог полностью обеспечить потребности вооруженных сил.


Вертолёт Z-5, вооруженный 12,7-мм пулемётом

В 1982 году вертолёт Z-5 оснастили турбовальным двигателем Pratt & Whitney Canada PT6 T-6 Twin Pac мощностью 1 900 л. с. Однако, в силу общего устаревания конструкции вертолёта, дело ограничилось одним переоборудованным экземпляром.



В начале 1970-х начались испытания вертолёта Z-6, в котором частично использовались узлы Z-5. Этот вертолёт, задуманный как функциональный аналог советского Ми-8, был оснащен китайским газотурбинным двигателем WZ-5 мощностью 2 200 л. с. Максимальная взлётная масса винтокрылой машины составляла 7 600 кг, скорость – до 192 км/ч, дальность – до 650 км. Экипаж – 2 человека. Вместимость – 12 пассажиров или 1 200 кг груза.


Вертолёт Z-6

В ходе опытной эксплуатации Z-6 произошло несколько лётных происшествий, и как минимум одна машина сгорела после падения. Опытная эксплуатация Z-6 показала, что хотя мощность двигателя вертолёта больше, чем у Z-5, но все же она была недостаточной, и однодвигательная компоновка сильно снижала безопасность полета.

В итоге заказчик в лице НОАК отказался от замены Z-5 на Z-6. С 1970 по 1977 год на авиазаводе в Цзянсу было изготовлено 11 вертолетов Z-6.

Вертолёт Z-8


С декабря 1975 года по апрель 1977 года Китай получил партию из 12 вертолетов SA 321 Super Frelon в противолодочном и поисково-спасательном вариантах. В 1976 году руководство КНР принимает решение о налаживании в стране производства копии вертолета «Супер Фрелон». Китайский вариант машины получил обозначение Z-8.

Первый полет опытного образца состоялся в декабре 1985 года. Поставки заказчику начались в 1989 году. Сборка вертолётов осуществлялась на предприятии авиастроительной корпорации CAIC в городе Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси). Здесь же велся восстановительный ремонт.


Вертолёт Z-8

Вертолёт Z-8 стоит на вооружении ВВС и ВМС НОАК в четырёх основных вариантах: транспортном, противолодочном, поисково-спасательном и санитарном. Может перевозить до 39 человек или до 27 экипированных военнослужащих. В санитарном варианте на борту предусмотрено размещение 15 носилочных раненых и медицинского оборудования. Противолодочный Z-8 способен нести гидроакустические буи, торпеды, противокорабельные ракеты и морские мины. Максимальная масса полезной нагрузки – 5 000 кг. Экипаж: 2–5 человек в зависимости от модификации.


Максимальная взлетная масса достигает 13 000 кг. Силовая установка – три турбовальных двигателя WZ-6 (копия Turboméca Turmo IIIC) мощностью по 1 156 л. с. Максимальная скорость полета – 250 км/ч, крейсерская – 230 км/ч, дальность полета – 820 км.

В НОАК эксплуатировались как амфибийные варианты, так и те, которые не могут совершать посадку на воду.

Выпуск вертолетов Z-8 осуществлялся не высокими темпами (собиралось не более 7 вертолетов в год). К настоящему времени было построено примерно 110 вертолетов данного типа.

В 2018 году командование армейской авиации НОАК объявило, что начнет поэтапный отказ от Z-8 из-за низких характеристик и высоких эксплуатационных расходов.

Вертолёт Z-9


В июле 1980 года Харбинская авиастроительная корпорация Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (НАМС) заключила соглашение с французской компанией Aerospatiale о сборке из французских деталей 50 многоцелевых вертолетов AS 365N Dauphin II. В КНР эта машина получила обозначение Z-9. Первые вертолёты данного типа были собранны в КНР в 1981 году.


Один из первых вертолётов Z-9

В 1994 году на вооружение был принят вертолёт Z-9В, собранный в основном из деталей, произведённых в Китае. Массовый выпуск этого вертолёта позволил приступить к замене безнадёжно устаревших Z-5.

Очень обтекаемая форма в сочетании с двумя двигателями WZ-8 (копия Turbomeca Arriel 2) мощностью до 830 л. с. обеспечивают скорость полёта до 306 км/ч. Максимальная взлётная масса составляет 3 900 кг. Дальность полёта – 910 км.

Вертолёт Z-9В стал для армейской авиации НОАК значительным шагом вперёд, он мог выполнять задачи перевозки 8–10 вооруженных бойцов, спасения, связи, управления войсками. Вскоре появился вооруженный вариант, способный оказывать огневую поддержку сухопутным подразделениям. Для этого могли подвешиваться блоки с 57–90-мм НАР, контейнеры с 12,7-мм пулеметами и 23-мм пушками.

В дальнейшем лицензионная копия французского вертолёта подверглась серьезной доработке. Модификация Z-9W стала первым противотанковым вертолётом, созданным в КНР. Впервые вариант, оснащенный четырьмя ПТУР HJ-8E и прицельно-обзорной гиростабилизированной системой, установленной в верхней части кабины, был продемонстрирован в 1998 году.


Вертолёты Z-9W

Однако назвать Z-9W полноценным ударным вертолётом по причине невысокой живучести нельзя. Скорее, это транспортно-боевая машина, обладающая некоторыми противотанковыми возможностями.

В 2011 году была официально представлена модификация Z-9WA, предназначенная для действий в тёмное время суток. Вертолет оснащен системой ночного видения и новым лазерным дальномером-целеуказателем. В распоряжении экипажа появились многофункциональные плоские дисплеи и система вывода информации на лобовое стекло. В состав вооружения Z-9WA вошли ПТУР HJ-9 с лазерным наведением.

Реальные характеристики последних модификаций Z-9, предназначенных для «внутреннего потребления», достоверно не известны. С 2003 года начались поставки вертолетов с двигателями китайского производства с взлетной мощностью 980 л. с. Несмотря на истечение срока лицензионного соглашения, серийное строительство многофункциональных вертолетов, созданных на базе французского «Дельфина», продолжается, что стало предметом споров между Францией и Китаем.

Вертолёт Z-10


В отличие от СССР и США, в годы холодной войны НОАК не располагала специализированными ударными вертолётами. Разработка винтокрылов такого класса с нуля требует определённых научно-технических наработок и наличия конструкторской школы, и руководство КНР в рамках дружбы с Западом против Советского Союза надеялось на иностранную помощь.

Китайские генералы желали получить боевой вертолёт, способный бороться с танками и оказывать огневую поддержку днём и ночью, в сложных погодных условиях. Во второй половине 1980-х китайцы надеялись получить доступ к разрабатываемому в Италии противотанковому вертолёту А.129 Mangusta, а с американцами в 1988 году была достигнута договорённость о продаже AH-1 Cobra (не реализованная из-за введения санкций против КНР) и лицензии на производство ПТУР BGM-71 TOW. Незадолго до событий на площади Тяньаньмэнь Франция поставила в Китай небольшую партию противотанковых вертолётов SA. 342 Gazelle с ПТУР НОТ.

После нормализации отношений между Россией и КНР был предложен экспортный Ми-35. Однако к тому моменту китайские специалисты уже успели ознакомиться с широко распространенным Ми-25 (экспортный вариант боевого вертолёта Ми-24Д) и сочли его слишком тяжелым и громоздким. Кроме того, прицельно-поисковые системы советских боевых вертолётов к тому времени во многом устарели. Да и сам Ми-24, создававшийся как «летающая БМП», чаще использовался в роли штурмовика, главным оружием которого были неуправляемые реактивные снаряды, а командование НОАК желало иметь на вооружении манёвренную и в то же время хорошо защищённую двухместную машину, сравнимую с американским «Апачем» и обладающую высоким противотанковым потенциалом.

В итоге было принято решение проектировать боевой вертолёт самостоятельно, используя наиболее удачные зарубежные наработки.

Программа создания боевого вертолёта в КНР была жестко засекречена, а в СМИ давались строго дозированные противоречивые данные. Во многом это объяснялось тем, что предоставление военных технологий Китаю было запрещено из-за наложенных США после событий на площади Тяньаньмэнь санкций, а создание и поставки ряда ключевых узлов и агрегатов европейскими и американскими компаниями мотивировалось гражданскими проектами. Всё заказанное на Западе оборудование якобы предназначалась для гражданского вертолёта среднего класса.

Китайцам удавалось около 10 лет вводить в заблуждение «западных партнёров». Так, компании Eurocopter и Agusta получили за помощь в разработке трансмиссии, системы управления и пятилопастного несущего винта более $100 млн. Детали кабины вертолёта и авионика во многом повторяют изделия компаний Thomson CSF и Thales. На китайском ударном вертолёте, получившем обозначение Z-10 используется американская шина данных MIL-STD-1553.

В СМИ публиковалась информация, что на Z-10 использовался прицельно-обзорный комплекс, созданный южно-африканской компанией Advanced Technologies and Engineering (ATE). Компания United Technologies, являющаяся дочкой корпорации Pratt & Whitney Canada поставила китайской корпорации Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC) партию двигателей PT6C-76C. Однако после вмешательства американского правительства компания United Technologies была оштрафована на $75 млн. Прекращение поставок американских двигателей несколько затормозило процесс доводки и принятия на вооружение Z-10.

В итоге серийные вертолёты оснащены двумя китайскими турбовальными двигателями Zhuzhou WZ-9 с взлётной мощностью 1 285 л. с.

Помимо западной помощи, в 1995 году было заключено секретное соглашение с российской стороной, в соответствии с которым Конструкторское бюро Камова и CAIC создали совместную проектную группу, в течение 2,5 лет работавшую над каталогом чертежей. Как сообщил представитель российской компании, инженерно-расчётная группа КБ Камова выполняла проектировочные работы в соответствии с параметрами и компоновочной схемой, предложенной китайской стороной.

Параллельно с легальными и полулегальными поставками с Запада и российской конструкторской поддержкой, китайская техническая разведка активно собирала информацию, касающуюся вертолётов АН-64А Apache и PAH-2 (HAP) Tiger.

Так, на китайском вертолёте Z-10 используется нашлемная система прицеливания, сходная с американской Honeywell M142 Integrated Helmet. Полёты в темное время суток обеспечиваются аппаратурой, построенной на базе французских и израильских разработок.


Боевой вертолёт Z-10

Таким образом, вертолёт Z-10 стал конгломератом западных узлов и технологий, но при этом он создан китайскими специалистами, и, в отличие от Z-9, изначально не базируется на иностранной конструкции. Фотографии Z-10 в полёте появились в 2006 году.

По мнению западных экспертов, возможности экипажа вертолёта Z-10 в части поиска целей и применения управляемого вооружения примерно соответствуют американскому вертолёту АН-64А. Однако защищённость китайского вертолёта уступает американским и российским машинам такого класса. В то же время Z-10 оснащен всем необходимым набором аппаратуры противодействия средствам ПВО и датчиками обнаружения радиолокационного и лазерного облучения.

Западные эксперты утверждают, что аппаратура, установленная на китайских машинах, сравнима с аналогами, имеющимися на «Апачах», «Мангустах» и «Тиграх». Если в баллистической защищенности и весовом совершенстве китайские боевые вертолёты пока уступают современным зарубежным ударным винтокрылым машинам, то сомневаться в уровне китайской электроники оснований нет. Бортовая система самообороны, известная как YH-96, в автоматическом режиме анализирует возможные угрозы и в случае необходимости может самостоятельно генерировать помехи и осуществлять отстрел тепловых и радиолокационных ловушек. Навигация обеспечивается приёмниками сигналов системы спутникового позиционирования Бэйдоу.

Согласно информации, озвученной в китайских СМИ, часть вертолётов Z-10 оснащена БРЛС миллиметрового диапазона. Якобы эта станция ничем не уступает американской надвтулочной AN/APG-78 Longbow. Китайский радар, известный как YH ММЗ FCR, весит около 70 кг, что значительно меньше массы БРЛС «Арбалет», имеющейся на Ми-28Н.

Лётные данные боевого вертолёта Z-10 достоверно неизвестны. По всей видимости, максимальный взлётный вес находится в пределах 6 700–7000 кг. Исходя из соотношения мощности энергетической установки и массы, можно предположить, что максимальная скорость вертолёта около 300 км/ч, а скороподъёмность 10 м/с. Согласно сведениям, опубликованным в китайских СМИ: дальность полёта превышает 800 км, а на внешних узлах подвески можно разместить боевую нагрузку массой 1 500 кг.


Вертолёт Z-10 вооружен подвижной артиллерийской установкой с 23-мм пушкой. Однако китайские военные не удовлетворены могуществом действия 23-мм снаряда, в связи с чем принято решение о применении 25-мм пушки, созданной на базе американской M242 Bushmaster.

На четырёх узлах наружной подвески могут быть размещены блоки с 57–90-мм НАР калибра 57–90-мм, контейнеры с 7,62-мм, 12,7-мм или 14,5-мм многоствольными пулемётами или 35–40-мм автоматическими гранатомётами. Для борьбы с воздушным противником предназначены УР TY-90 с дальностью пуска до 8 км или PL-7 и PL-9 с дальностью до 15 км. Однако главным оружием считаются управляемые ракеты HJ-10. В западных справочниках пишут, что эта ракета является китайским аналогом ПТУР AGM-114 Hellfire.

Численность вертолётов Z-10, имеющихся в армейской авиации НОАК, точно не известна. Но согласно подсчёту, сделанному на основании имеющихся в свободном доступе спутниковых снимков, их может быть около 120 единиц.


Спутниковый снимок Google Earth: вертолёт Z-10 с надвтулочной РЛС на авиабазе Баодин

Кроме того, озвучена информация, что специально модифицированные Z-10 наряду с транспортно-десантными Z-8 вошли в состав авиагрупп, базирующихся на универсальных десантных кораблях Type 071, и предназначены для огневой поддержки десанта.

Известно о новой модификации китайского боевого вертолёта Z-10 с двигателем, способным обеспечить на взлёте мощность до 1 800 л. с. При прежних геометрических размерах максимальный взлётный вес модернизированного Z-10 может достичь 10 000 кг. То есть приблизиться по этому показателю вплотную к «Апачу». По всей видимости, резерв грузоподъемности будет использован для повышения защищённости, боевой нагрузки и ёмкости топливных баков.

Вертолёт Z-11


Во второй половине 1980-х в КНР была передана лицензия для производства вертолёта Eurocopter AS.350 Ecureuil. Производство французского «Экюрея» началось в 1977 году, и этот весьма удачный лёгкий вертолёт пользовался популярностью у покупателей в разных странах.

Первый полёт китайского «Экюрея», получившего обозначение Z-11, состоялся в 1998 году. Поначалу при сборке лёгких вертолётов устанавливались французские двигатели Turbomeca Arriel 2B мощностью 847 л. с. Но позже их заменили китайскими WZ-8D.


Вертолёт Z-11

Первоначально Z-11 применялся в качестве «летающей скорой помощи», для доставки срочной корреспонденции и особо важных персон. Так как китайская армия остро нуждалась в вертолётах разведки, наблюдения и корректировки артиллерийского огня, на нескольких машинах смонтировали приборы артиллерийских наблюдателей и радиостанции для связи с наземными подразделениями.

В 2005 году на вооружение поступил Z-11W, предназначенный в основном для сил специальных операций. Вертолёт имеет прицельно-обзорную систему, размещённую над кабиной, и вооружен четырьмя ПТУР HJ-8. Вместо управляемых ракет можно подвесить шестиствольные 7,62-мм пулемёты CS/LM12, 40-мм автоматические гранатометы LG3 или блоки с 57-мм НАР. Общий вес боевой нагрузки достигает 450 кг.

Вертолет с максимальным взлётным весом 2 200 кг вмещает двух пилотов и трех десантников. В варианте огневой поддержки в пассажирском отсеке может быть установлен дополнительный топливный бак ёмкостью 225 л. Без использования дополнительного топливного бака дальность полета составляет 580 км. Максимальная скорость полёта – 278 км/ч. Крейсерская – 220 км/ч.


Вертолёт Z-11WB

Лёгкий боевой вертолёт Z-11WB оснащен подвижной тепловизионной камерой и лазерным дальномером-целеуказателем. Данная машина способна нести широкий спектр вооружения: ракеты с лазерным, тепловым и телевизионным наведением, малогабаритные управляемые бомбы FT-9 и YZ-212D, УР «воздух-воздух» TY-90 и разнообразные пулеметно-пушечные контейнеры. Экспортная стоимость лёгкого ударного вертолёта, способного вести боевые действия ночью, оснащенного передовой оптоэлектронной аппаратурой и современными системами вооружения, составляет около $10 млн, что делает его привлекательным для небогатых стран.

Вертолёт Z-19


Одновременно с созданием ударного вертолёта Z-10 в Китае решили подстраховаться и на основе достаточно хорошо освоенного Z-9 сделать относительно лёгкую разведывательно-ударную машину. По сравнению со слабо защищенным Z-9W, вооруженным ПТУР, новый двухместный Z-19 лучше подходит для ведения воздушной разведки и нанесения ударов по наземным целям. При этом риск неудачи, по сравнению с создававшимся с нуля Z-10, был гораздо меньше.

Отказ от пассажирской кабины при сохранении прежних лётных данных и максимального взлётного веса давал возможность улучшить защищённость и количество оружия на борту. С прежней силовой установкой вертолёт Z-19 стал короче примерно на 1,5 м. Он имел более узкий фюзеляж и тандемную кабину.


Вертолёт Z-19

Первый полёт Z-19, разработанного компанией Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (HAMC), состоялся в мае 2010 года. Так как в Z-19 в значительной степени использовались хорошо освоенные узлы и агрегаты вертолёта Z-9 и БРЭО, уже опробованное на первых прототипах Z-10, испытания шли очень быстро. Несмотря на то, что головной прототип Z-19 был разбит в сентябре 2010 года, в 2011 году начались войсковые испытания первой предсерийной партии.

Благодаря рулевому винту типа фенестрон и ряду мероприятий по снижению шумности, акустическая заметность Z-19 намного меньше, чем у многих других боевых вертолётов. Кроме того, по сравнению с Z-9 уменьшена тепловая и радиолокационная заметность.

На Z-19 нет подвижной пушечной турели, на этом месте размещён шар с оптоэлектронной прицельно-поисковой аппаратурой и приборами ночного видения, а также с лазерным дальномером-целеуказателем. Для парирования разного рода угроз ударно-разведывательный вертолёт оснащён датчиками и оборонительными системами, аналогичными тем, что используются на Z-10.


Вертолёт Z-19 способен нести широкий набор вооружения, в том числе ПТУР с лазерным наведением, блоки НАР и подвесные пулемётно-пушечные контейнеры. Вес боевой нагрузки на внешних узлах официально не озвучивался, но по экспертным оценкам он может достигать 700–800 кг.


Вертолёт Z-19 с надвтулочной БРЛС

Имеются снимки Z-19 с надвтулочной БРЛС миллиметрового диапазона и ПТУР HJ-10. Такая же радиолокационная станция предназначена для установки на боевых вертолётах Z-10.

О защищённости вертолёта сведений нет. Можно предположить, что кабина и наиболее важные части Z-19 выдерживают обстрел пулями винтовочного калибра.

Лётные данные Z-19 находятся на уровне вооруженного варианта Z-9. Вертолёт с максимальным взлётным весом 4 500 кг, с полной заправкой топливных баков способен находиться в воздухе 4 часа. За это время он может пролететь около 800 км.

Максимальная скорость полёта – 280 км/ч. Крейсерская – 240 км/ч. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей WZ-8C мощностью 940 л. с.

В настоящее время китайским вооруженным силам поставлено более сотни лёгких разведывательно-ударных вертолетов Z-19. Зачастую они поступают в вертолётные бригады смешанного состава, где также эксплуатируются Z-10.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    9 декабря 2022 06:43
    hi
    Как всегда, лайк статье!
    Одно утешает - в части ударных вертолетов у КНР тоже имеется несколько вариантов и не так все хорошо с многоцелевыми "среднего класса" - так как наши Ми171 там тоже в большом количестве водятся...
    1. +5
      9 декабря 2022 07:06
      Цитата: Wildcat
      hi
      Как всегда, лайк статье!
      Одно утешает - в части ударных вертолетов у КНР тоже имеется несколько вариантов и не так все хорошо с многоцелевыми "среднего класса" - так как наши Ми171 там тоже в большом количестве водятся...

      Да, данный автор радует! Жаль только, что пишет не много.
      Что касается китайских вертолетов, то со временем в КНР появятся и собственные конструкции.
    2. +8
      9 декабря 2022 09:07
      Приветствую!
      Цитата: Wildcat
      Как всегда, лайк статье!

      drinks
      Цитата: Wildcat
      Одно утешает - в части ударных вертолетов у КНР тоже имеется несколько вариантов и не так все хорошо с многоцелевыми "среднего класса" - так как наши Ми171 там тоже в большом количестве водятся...

      Я не стал рассказывать про эти машины, поскольку китайцы "мамой клянутся", что это их собственные разработки. Хотя черты иностранных вертолётов просматриваются явно.

      Z-18

      Z-20
      1. +5
        9 декабря 2022 10:17
        Согласен, Черный ястреб сложно не узнать. Но раз "мамой клянутся" - значит, не он! winked
        Вероятно, пока еще по качеству это как "фирменные штаны, но только с али-экспресс".

        Кстати, ваше предположение, что польские Newa-SC отправятся в Украину, на этой неделе полностью подтвердились. Даже фото есть.
        1. +4
          9 декабря 2022 11:21
          Кто, вот, РФ мешает так копировать технику? Взять "Робинсон" хотя бы....Ансат уже сколько юзаем, так и нет ТВД к нему. Ничего не копируем, в малом типоразмере куча ТВД есть 30-20летней давности.
          1. +4
            9 декабря 2022 11:58
            Кто, вот, РФ мешает так копировать технику?

            Да не нужно копировать "технику". Нужна была только электронная начинка . РЭО , вооружение , продуманная универсальная шина для модификаций. Ми-24 и Ми- 8 ( из серии МТ с ТВ3-117) - это ж шедевры . Ми-6 хоть сейчас возобновляй "старичка" - попробуйте перекрыть его мировые рекорды.
            Апач "лёгкий и вёрткий" ?" Не смешите мои подковы" - он уже подобрался к Ми-24 по весу, уступая в мощности движков . То , что меньше 11 тонн не нужно в армии . Разве что "беспилотники" и катать генеральских секретарш на пикники.
            Затеяли какую-то ерунду с Ми-28 и Ка-52 , получив по факту планеры с характеристиками древней 24-ки. Силы и деньги не куда девать было ? Да хоть бы у евреев ракеты и оборудование купили и поставили на 24-ку и "восьмерку" , раз уж своё производство угробили напрочь .
            1. +2
              9 декабря 2022 12:02
              Новые версии Апача планируют с ТВД 3300лс
              1. +2
                9 декабря 2022 12:16
                Новые версии Апача планируют с ТВД 3300лс

                "Планируют". А какой ценой ? Вес и габариты движков , редуктора , трансмиссии ,топлива под эту роскошь ? Допустим, вывернутся . Кто нам мешал ? 40 лет прошло . 40 ! В итоге стоим на месте , но уже с тремя разношёрстными одинаковыми .
                1. +1
                  9 декабря 2022 12:20
                  Не знаю. В следющем поколении озвучили ТВД 3300лс. Ясен-красен, что и остальное нарастят. Так, что типоразмер будет аналогичен Ми28.
                  1. -3
                    9 декабря 2022 15:28
                    вот именно, только что - типоразмер
                    а что с бронированием китайских вертушек особенно ударных (?)
                    если и есть то держат лишь 7,62х39 или 5,45х39
                    7,62х54 уже под вопросом
                    12,7 и 14,5-мм уже тяжко
                    наши бронекапсулы Ми-28 и Ка-52 держат под углами 30-мм снаряды
                    1. +1
                      10 декабря 2022 22:53
                      Мой юный друг, нужно знать концепцию . Если это ПТ вертолёт то это современный аналог Кобры…. Броня сейчас , даже на машинах типа А10 и Су25 не спасает от современных систем. И ставит их на грань выживания. Апач был тоже легким ПТ вертолётом, видимо решили его добронировать.
              2. -3
                10 декабря 2022 12:00
                Это суммарно два движка. Сейчас 3000 лс.
            2. +1
              10 декабря 2022 21:13
              Цитата: dauria
              Силы и деньги не куда девать было ?

              В СССР да - денег на все хватало, и даже на такие дорогостоящие эксперименты.
            3. +2
              10 декабря 2022 23:31
              Да, нужно заканчивать. У нас не тендер получается, заказ двух однотипных вертолётов у разных контор. И с Су30-34-35 та же песня. Хорошо, хоть танки начинаем как то в кучу один делать
              1. 0
                28 июня 2023 12:06
                Ну что ты, конкуренцию отменить хочешь? Два поросёнка кушают бодрее.
          2. Комментарий был удален.
        2. +3
          9 декабря 2022 16:27
          Цитата: Wildcat
          Кстати, ваше предположение, что польские Newa-SC отправятся в Украину, на этой неделе полностью подтвердились. Даже фото есть.

          Это было вполне предсказуемо. yes
          1. +3
            10 декабря 2022 03:15
            hi
            Из неожиданного: у ВСУ неожиданно обнаружились одноствольные установки МЗА. На дружественный форум Лостармор выложили фото как минимум 3 установок в грузовиках, опознаны как югославские М55 (ИМХО, похоже, только "верхний магазин" не барабанного типа, а плоский). С приделанными явно только сейчас прицелом (ТВ?) с большим экраном.

            Из ожидаемого: "немцы выходят из комы постепенно" и уже свои 35 мм с программатором/АХЕАД (Мантис/Скайнекс) готовят для Украины. Непонятно сколько и в каком исполнении - на грузовиках, на Боксере или шелтерный тип - указана только сумма 182 млн уе. и срок поставки - 2024 г.
            "Rheinmetall изготовит для Украины две системы ПВО Skynex . Компания подтвердила заказ в пятницу, но не назвала страну-получателя автомобилей. По информации из правительственных кругов, это Украина. Поставка систем запланирована на начало 2024 года.
            Skynex предназначен для ПВО ближнего действия. Как и зенитный танк «Гепард», уже поставленный в Украину Германией , система сбивает атакующие беспилотники или крылатые ракеты с 35-мм боеприпасами.
            По сравнению с другими системами Skynex предлагает финансовое преимущество: в то время как цена за единицу оборонительных ракет составляет от 300 000 до 500 000 евро, по информации из отраслевых кругов, сбить самолет с помощью системы Rheinmetall, как было сказано, стоит около 4000 евро.
            " https://www.handelsblatt.com/unternehmen/industrie/ruestungsindustrie-rheinmetall-baut-neue-skynex-flugabwehr-fuer-die-ukraine/28859200.html
            ИМХО, у них Мантис был на консервации после Афганистана, но, видимо, готовый оставили себе.
  2. +9
    9 декабря 2022 07:58
    Доброе утро, друзья! smile

    Сергею спасибо за обстоятельную статью, хоть вертушки и не моя тема, но почитать как китайские "братья навек" выкручивались из задницы в которую сами себя посадили, было очень интересно. laughing
    китайские конструкторы нелегально заимствовали технические узлы, агрегаты и бортовые системы иностранных вертолётов.

    А вот этому совершенно не удивился ибо давным-давно почитал про то, как СССР передал КНР наши эсминцы типа 7 ("семёрки"), а китайцы, разобрав один корабль до винтиков, буквально заново воссоздали технологию. То же самое они проделали с нашей "Щукой". Это сколько же терпения и какие нервы надо иметь! Потрясающий народ! wassat
    1. +6
      9 декабря 2022 08:53
      Кстя, здравствуй!
      Цитата: Морской Кот
      Это сколько же терпения и какие нервы надо иметь! Потрясающий народ!

      Трудолюбия и дисциплины китайцам конечно не занимать! yes Но, так же следует понимать, что без адекватной системы управления даже самый трудолюбивый народ мало что может.
      1. +6
        9 декабря 2022 09:55
        Здравствуй Сергей! smile

        Весь вопрос в том, какая система адекватна для какого народа wassat . Я не знаю какая система подошла бы нашему народу, но, судя по самому себе, могу сказать что за свои семьдесят с гаком я так и не смог заметить ничего действительно подходящего.
        Многие тоскуют по Союзу не понимая того, что система приведшая саму себя к самоуничтожению не могла быть адекватной, но... как правило, из всех зол выбирают меньшее.
        Как тут не вспомнить Николая Александровича: "Бывали хуже времена, но не было подлей". request

        Большой привет Ольге! smile love
        1. +5
          9 декабря 2022 10:12
          Цитата: Морской Кот
          Я не знаю какая система подошла бы нашему народу, но, судя по самому себе, могу сказать что за свои семьдесят с гаком я так и не смог заметить ничего действительно подходящего.

          На мой взгляд адекватной системой является то, где власть живёт по тем законам которые она сама принимает, и где эту власть можно заменить мирными способами. Впрочем, судя по последним событиям, в Китае с этим тоже не всё хорошо. Ихний Си, глядя на нашего Пу тоже решил править пожизненно. А это как показывает история, может в итоге сильно сократить срок жизни бессменного вождя и губительно для страны.
          Цитата: Морской Кот
          Большой привет Ольге!

          Спасибо! Передам! Мы наконец-то перебрались на новую квартиру. Постепенно обживаемся.
          1. +3
            9 декабря 2022 10:18
            Мы наконец-то перебрались на новую квартиру. Постепенно обживаемся.


            Рад за вас! С новосельем! love good drinks
    2. +4
      9 декабря 2022 10:16
      Присоединяюсь к добрым словам о работе Сергея! Люблю читать, что-то новое. Спасибо!
    3. +3
      9 декабря 2022 16:37
      Однако и после "расставания" с СССР специалисты из КНР долгое время мало, что могли сами создать!
      Им "подфартило", что янки решили "тихонько" перековать китайцев "бросив им кость западенских технологий"!
      Только янки забыли про "бульдожъю хватку" китайцев в плане обучения и воровства технологий!
      После площади Тяняньмынь Белый Дом "вздыбился"!
      Только было уде поздно....
      Производства переехали или переезжали в КНР!!!
  3. +2
    9 декабря 2022 08:02
    Статья великолепна как всегда, у меня только один вопрос возник - как Z-10 мог впервые демонстрироваться в 2006, если в далеком 2005 вышла компьютерная игра Battlefield 2, где он уже был представлен…
    1. +8
      9 декабря 2022 08:50
      Здравствуйте!
      Цитата: parma
      у меня только один вопрос возник - как Z-10 мог впервые демонстрироваться в 2006, если в далеком 2005 вышла компьютерная игра Battlefield 2, где он уже был представлен…

      Инсайдерская информация про эту машину появлялась и раньше, но достаточно качественные фото были опубликованы в 2006 году. Справедливости ради, в игре Battlefield 2 представлен вертолёт только имеющий сходство с Z-10.
  4. -2
    9 декабря 2022 08:23
    Упущено участие фирмы Камов в проекте Z-9.
    1. +8
      9 декабря 2022 08:46
      Цитата: Pavel57
      Упущено участие фирмы Камов в проекте Z-9.

      Какое отношение фирма Камов имеет к вертолёту Z-9 являющемуся китаизированной копией французского AS 365N Dauphin II ?
      1. +2
        9 декабря 2022 09:06
        Точно, Камов имеет отношение к проекту WZ-10.
        1. +8
          9 декабря 2022 09:11
          Цитата: Pavel57
          Точно, Камов имеет отношение к проекту WZ-10.

          Вы имеете ввиду ударный Z-10 ? Вот, что сказано по этому поводу в публикации:
          в 1995 году было заключено секретное соглашение с российской стороной, в соответствии с которым Конструкторское бюро Камова и CAIC создали совместную проектную группу, в течение 2,5 лет работавшую над каталогом чертежей. Как сообщил представитель российской компании, инженерно-расчётная группа КБ Камова выполняла проектировочные работы в соответствии с параметрами и компоновочной схемой, предложенной китайской стороной...
          1. +4
            9 декабря 2022 09:46
            Упустил это абзац. Все есть в статье.
  5. +2
    9 декабря 2022 09:07
    Без вертолётов Китай не останется...
  6. +1
    9 декабря 2022 13:51
    Цитата: Bongo
    我没有开始谈论这些机器,因为中国人“以他们的母亲发誓”,这些是他们自己的发展。虽然外国直升机的特征清晰可见。



    Вы очень сердитесь на китайцев.

    Мы никогда не отрицаем, что опираемся на проверенный, уникальный опыт США и России. Потому что нам не нужно изобретать колесо во второй раз. Мы без колебаний используем лучшее решение для текущих условий. Вместо того, чтобы быть новыми и непохожими на других, как если бы мы были бунтующими панками.

    Израиль идет тем же путем, внося некоторые усовершенствования в технологии американцев. Почему никто в мире не говорит, что евреи - копия, некреативны и имбецильны? Скорее, они делают комплимент, что это развитая страна.
    1. +5
      9 декабря 2022 16:17
      Цитата: wanna
      Цитата: Bongo
      我没有开始谈论这些机器,因为中国人“以他们的母亲发誓”,这些是他们自己的发展。虽然外国直升机的特征清晰可见。

      Сайт русскоязычный, и если Вы хотите, чтобы Вас адекватно воспринимали, пожалуйста, пишите и цитируйте на русском.
      Цитата: wanna
      Вы очень сердитесь на китайцев.

      Мой китайский друг, в каком месте я "сержусь" или пишу неправду?
      Да и за что мне "сердиться" на китайцев? Может быть за то, что вы в отличие от России сажаете в тюрьмы и казните своих высокопоставленных коррупционеров? Или может быть за то, что вы отстаиваете свои национальные интересы и ваше правительство заботится о росте благосостояния населения? Или может за то, что ваши бизнесмены работают на благо страны, не выкачивают ресурсы и не выводят капиталы в западные банки?
      Цитата: wanna
      Мы никогда не отрицаем, что опираемся на проверенный, уникальный опыт США и России. Потому что нам не нужно изобретать колесо во второй раз. Мы без колебаний используем лучшее решение для текущих условий.

      Мой уважаемый китайский друг, в каком месте в данной публикации Вы заметили слова осуждения? Не стоит путать констатацию фактов с критикой. В своих статьях я стараюсь быть максимально объективен и не предвзят. hi
    2. +3
      9 декабря 2022 16:51
      О вашем ВПК пишут статьи на ВО, а Вы считаете это оскорблением?
      Давайте не будем "вдаваться в дебри" истории и "рвать тельняшки на груди"!
      Первые вертолёты в КНР появились благодаря СССР!
      Факт желаете оспорить?
      После "расхождения во мнениях" Вы пытались конструировать сами.
      Хорошо вышло???
      После допуска к европейским и американским технологиям Ваше производство "геликоптеров" воспряло духом!
      Или Вы не согласны?
      Предъявите разработанный только в КНР "геликоптер"!
      Или основной танк. Как евреи создали "Меркаву". Что создали Ваши танкостроители?
      1. +3
        9 декабря 2022 18:37
        Алексей hi , согласен во многом, только вопрос один -- двигатель для "Меркавы" израильской разработки? Я действительно это не знаю, позор на мою седую голову. sad
        1. +3
          9 декабря 2022 18:56
          Дизельные двиганы с 1-й по 3-ю "Колесницы" от Teledyne Continental.
          А у 4-й "Колесницы" дизель GD883 откомпании General Dynamics.
          Все дизели из ССША!
          Не освоили ещё "Сыны Израилевы" собственное конструирование танковых дизельных двигателей.
          Возможно...
          Так и пушка первой и второй "Меркавы" лицензионнная Л-7, у третьей и четвёртой израильское изделие MG251 - 120мм "от Рейннметалл Rh120".
          1. +3
            9 декабря 2022 19:24
            Все дизели из ССША!
            Не освоили ещё "Сыны Израилевы" собственное конструирование танковых дизельных двигателей.

            Ага!!!! А ещё на китайцев баллон катят! am
            1. +3
              9 декабря 2022 19:55
              Вы бы знали, кто и, как тырил идеи "Викерс-Армстронг" в 30-е годы 20 века...
              За лицензии заплатили только русские и поляки!!!
              Французы, янки, немцы и Ко просто "разглядывали" изделия британцев и, с разной степенью успеха, пытались воспроизвести у себя!
              1. +2
                9 декабря 2022 20:02
                Французы, янки, немцы и Ко


                Но танки получились совершенно различные, особенно если судить по немецким.
                1. +1
                  9 декабря 2022 20:24
                  Сколько "копий" сломали немцы.
                  Как "рыл землю копытами" герр Книпкамп (6-й отдел Вооружений - отвечал за бронетехнику).
                  Он два или три раза хотел "похоронить" Четвёртый панцер!!!
                  А пришлось "хоронить" его "быстрые" Двойки Е и Д и его любимую Тройку в 1943 году.
                  Американы вообще "передрали" Викерс 6 тонн, но он у них "не поехал".
                  Японцы для своей авиации хотели скопировать советский ШКАС - и выяснили, что для их оружейной промышленности он очень сложен!
                  1. +2
                    9 декабря 2022 20:43
                    Американы вообще "передрали" Викерс 6 тонн, но он у них "не поехал".

                    " из-за подвески. smile Не поехал".Они вообще на испытании опытного образца повесили на него табличку "BE GOOD TO YOUR TANK" (БУДЬТЕ ДОБРЫ К СВОЕМУ ТАНКУ))))))).
                    1. +2
                      9 декабря 2022 21:08
                      Рекомендую - статья с Дзен Юрия Пашолока
                      "Американский клон Vickers Mk.E, бессмысленный и беспощадный:
                      27 февраля 2021
                      "Light Tank T1E4 и T1E6, ненавязчивое копирование Vickers Mk.E с патентованием украденного"
                      Янки запатентовали у себя подвеску Викерса "шеститонного", как свою родную...
                      1. +2
                        9 декабря 2022 21:52
                        Фото, что я поместил выше, как раз из этой статьи. smile
                        Янки запатентовали у себя подвеску Викерса "шеститонного", как свою родную...

                        Ну и подвеска тоже оттуда.
    3. +3
      9 декабря 2022 18:35
      Добрый вечер, коллега. hi

      некреативны и имбецильны

      Да что Вы такое говорите, здесь никто и никогда не называл китайский народ имбецилами, или чем похожим. Подобные оскорбления совсем не в духе нашего сайта, а уж обвинять автора этой статьи в предвзятости и вовсе нонсенс.
      Давайте дружить и обойдёмся без надуманных обвинений. smile drinks
    4. 0
      15 декабря 2022 08:56
      Не сердимся. Подход Китая к конструированию путем копирования это нормальный адекватный процесс, которым пользуются во всем мире, по большому счету. Советский союз построил РККА в 20-е годы на этом, да и, например, двигатель МиГ-15 был ничем иным, как британским Роллс-Ройсом. Меня наоборот поражают темпы развития китайского ВПК и наличие по истине уникальных образцов типа БМП для морской пехоты.
  7. +2
    9 декабря 2022 20:08
    Если судить по фотографиям и внешнему виду

    Все телефоны теперь являются копиями Apple
    1. +2
      9 декабря 2022 21:35
      Яблоки по строению все одинаковые.
      Однако по размеру, весу, цвету и вкусу отличаются друг отдруга!
      Так-же и техника. На вид одинакова, а внутри свои собственные "тараканы живут"!!!
      Японцы перед Второй мировой много чего скопировали без лицензии!
      Для СССР рецепт первого стирального порошка был добыт экономической разведкой!
      Вас никто и ни в чём не упрекает!
    2. 0
      9 декабря 2022 21:36
      Яблоки по строению все одинаковые.
      Однако по размеру, весу, цвету и вкусу отличаются друг отдруга!
      Так-же и техника. На вид одинакова, а внутри свои собственные "тараканы живут"!!!
      Японцы перед Второй мировой много чего скопировали без лицензии!
      Для СССР рецепт первого стирального порошка был добыт экономической разведкой!
      Вас никто и ни в чём не упрекает!
    3. 0
      9 декабря 2022 21:37
      Яблоки (реальные фрукты) по строению все одинаковые.
      Однако по размеру, весу, цвету и вкусу отличаются друг отдруга!
      Так-же и техника. На вид одинакова, а внутри свои собственные "тараканы живут"!!!
      Японцы перед Второй мировой много чего скопировали без лицензии!
      Для СССР рецепт первого стирального порошка был добыт экономической разведкой!
      Вас никто и ни в чём не упрекает!
      1. +1
        11 декабря 2022 12:11
        Я понимаю, что вы имеете в виду.

        Я пытаюсь сказать, что мы можем легко получить доступ к человеческому мозгу и его опыту.

        Но это продукция сложной индустрии, которую невозможно воспроизвести. Потому что потребуется построить много заводов, расположенных выше по течению. Это огромные инвестиции и очень неэкономичные. Потому что к тому времени, когда вы потратили двадцать лет на создание всех условий для репликации, этот продукт уже устарел.


        Китайцы явно не настолько тупы, чтобы копировать. Мы как губка впитываем все, что нас окружает, но мы определенно не настолько тупы, чтобы копировать.
        1. +2
          11 декабря 2022 14:22
          Почему Вы упорно отрицаете копирование изделий или технологий?
          Этим занимались все. Все! Начиная с зарождения человечества!
          Сейчас промышленность КНР вышла на уровень, когда есть научные кадры и техническая база для разработки и производства собственных изделий!
          Так производите свои орегинальные изделия! Вертолёты, корабли и суда, бытовую технику и космические аппараты.
          И не надо впадать в различные комплексы... "стуча себя пяткой в грудь"!!!
  8. +2
    9 декабря 2022 21:57
    Цитата: Zaurbek
    Кто, вот, РФ мешает так копировать технику? Взять "Робинсон" хотя бы....Ансат уже сколько юзаем, так и нет ТВД к нему. Ничего не копируем, в малом типоразмере куча ТВД есть 30-20летней давности.

    Отсутствие копировальной машины, а именно станкостроения, двигателестроения, электронной промышленности, современных материалов и пр. С остатками советской промышленности возможно копирование только разработок времени СССР, да и то не всех.
  9. 0
    10 декабря 2022 07:03
    Приветствую! Спасибо за статью. Как считаете, Z-10 более удачная и сильная модель? И как он будет смотрется на фоне HAL Prachand?
  10. 0
    10 декабря 2022 23:16
    Вертолетов у всех много. У нас тоже хватает. Проблемы тоже у всех одинаковые. Куча машин там и сям. Пора сужать круг. Каждому свое место.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»