Зенитка - лучшее средство от плохого самочувствия в самолете

38
Зенитка - лучшее средство от плохого самочувствия в самолете


В то воскресное утро над островами, покрытыми тропической зеленью, простиралось ослепительно синее гавайское небо. Лишь несколько тучек настойчиво цеплялись за горные склоны. В другом полушарии Земли гремели бои, немцы рвались к Москве. В Вашингтоне японское посольство работало над расшифровкой одного секретного документа. Вся Ост-Индия ждала японского вторжения.

Неприступная база ВМС США, затерянная посреди океанских просторов, готовилась весело провести выходной. И какая разница, что там за отметки появились на экране радара. Рядовые Локкард и Эллиот выключили радиолокационную установку и поехали на завтрак.

Так началась война на Тихом океане. Немногие из нас представляют, что происходило в Юго-Восточной Азии между Перл-Харбором и Хиросимой. Наверняка, кто-нибудь вспомнит камикадзе. Но что за канал был Гуадал, смогут ответить лишь те, кто всерьез интересуется историей.
Действительно, с точки зрения истории морских сражений, Тихоокеанский ТВД представляет немалый интерес. Огромные эскадры дрались за клочки суши посреди просторов Великого океана. Мощные линкоры бороздили моря, и сотни самолетов устремлялись навстречу друг другу с палуб авианосцев.

Самолет мой гудит,
Тяжело моему самолету.
Скорей бы Перл-Харбор.


О линкорном погроме в Жемчужной бухте написаны целые библиотеки книг. Сегодня не юбилей, потому нет смысла повторять избитые истины и утомлять читателей известными фактами. Хотя…как и любое знаковое событие, Перл-Харбор содержит немало интересных моментов: например, в 9:30 утра, когда над разоренной базой еще кружили японские самолеты, в Гонолулу (столица Гавайев) уже продавалась газета с огромным заголовком: «Японские самолеты бомбят Перл-Харбор»!

В отличии от всесильных американских репортеров, американские военные показали свою полную некомпетентность: эскадра адмирала Драмеля, отправленная на поиски врага, была обнаружена самолетами авианосца «Энтерпрайз» и принята за японские корабли. Драмелю немедленно сообщили об обнаружении противника и он начал поиски в заданном квадрате…самого себя.
Особенно «отличились» зенитчики: следующей ночью над островом Форд была сбита группа американских истребителей. По всем кораблям был передан строжайший приказ: «Не стрелять! В воздухе свои», но стоило пилотам включить бортовые огни, как по ним ударили снизу из всех стволов. Моряки ликовали: наконец-то японцы получили по заслугам.

Собственно, поводом чтобы вспомнить давно минувшие события послужил случай – очередная серия военно-морского детектива про палубную авиацию. Для меня Перл-Харбор интересен, как очередной факт успешного применения авианосцев. На первый взгляд здесь нет ничего необычного - мало ли линейных кораблей потопили палубные самолеты! Ямато, Исэ, Мусаси… 20 фанерных «Суордфишей» разнесли в клочья военно-морскую базу Таранто, потопив три линкора (несмотря на то, что «Витторио» и «Дулио» были впоследствии подняты и восстановлены, есть все основания полагать, что их повреждения были смертельными, корабли затонули у берега). Единственная торпеда повредила рулевое управление «Бисмарка», не позволив немецкому монстру уйти от справедливого возмездия.

Что касается менее защищенных кораблей, там статистика еще более впечатляющая: итальянский крейсер «Пола», легкий крейсер «Кёнигсберг», японские крейсера «Микума», «Тёкай», «Судзуя», «Тикума»… Японские летчики за считанные минуты растерзали тяжелые британские крейсера «Дорсетшир» и «Корнуэлл». Как здесь не вспомнить погром на военно-морской базе острове Трук – американские летчики потопили 10 японских боевых кораблей и более 30 транспортов, беспомощных перед массированными атаками палубной авиации.

Парадоксально, но палубные самолеты регулярно топили … авианосцы. Справедливо заметить, это были одни из самых «трудных мишеней» – прорываясь сквозь воздушные патрули противника, самолеты часто несли катастрофические потери. Тяжелые авианосцы «Акаги», «Кага», «Дзуйкаку», «Лексингтон», «Хорнет», «Йорктаун» ; более легкие авианосные корабли «Принстон», «Гермес», «Сорю», «Сёхо»… Все они стали жертвами своих «коллег».

Все на взлет!

Возвращаясь к Перл-Харбору, чем все-таки интересна эта операция? Прежде всего – это тот редкий случай, когда авианосцы продемонстрировали свои предельные возможности. По статистике, во многих военно-морских сражениях палубной авиации редко удавалось совершить большое число вылетов – самолеты слишком быстро истребляли врага. Другой причиной стала тактика применения авианосных кораблей – их сводили в большие группы, под прикрытием многочисленного эскорта из линкоров, крейсеров и эсминцев (хотя еще неизвестно, кто кого прикрывал: палубная авиация не подпускала противника на близкое расстояние). 10 авианосцев – достаточное количество для прикрытия района высадки или массированных ударов по берегу, но явно избыточно для любого морского сражения. На перехват суперлинкора «Ямато» американские авианосцы отправили четверть своих самолетов. Но даже этого оказалось слишком много – крупнейший боевой корабль на планете затонул спустя два часа.

Японские авианосцы идут громить Перл-Харбор. На переднем плане - "Дзуйкаку", впереди ведет силуэт "Кага"

В Перл-Харборе все было иначе. У японцев было немнало сил, но и цель была велика - весь гарнизон острова Оаху: крупная военно-морская база, со своей инфраструктурой, аэродромы, нефтехранилища, сотни кораблей и самолетов. Адмирал Ямамото ожидал, что его соколы разрушат на острове все, при этом погибнет половина японских летчиков.

Главная надежда Японии – шесть авианосных кораблей:
- 2 тяжелых авианосца «Акаги» и «Кага» - бывшие линейные крейсера, заложенные в 1920-1921 гг., но достроенные, как авианосцы. Несмотря на огромное водоизмещение (40 тыс. тонн) корабли не отличались рациональной компоновкой и несли малую для своих размеров авиагруппу. В момент нападения на Перл-Харбор на борту «Акаги» находилось 64 истребителя, бомбардировщика и торпедоносца, «Кага» нес 72 самолета. Также, на каждом корабле хранился десяток резервных самолетов в разобранном виде, но, разумеется, они не принимали участие в атаке.
- 2 тяжелых авианосца «Дзуйкаку» и «Сёкаку». Два самых мощных корабля эскадры, чистокровные авианосцы, гордость Императорского флота Японии. На борту каждого по 72 крылатые машины.
- 2 авианосца «Сорю» и «Хирю». Несмотря на свои скромные размеры, оба корабля действовали наравне со «старшими». Авиагруппа каждого – 54 самолета.
Также, в составе ударной группы находились 2 линкора, 3 крейсера, 9 эсминцев и 8 танкеров (все-таки цель находилась в 4000 морских миль от побережья Японии).

Грозная, на первый взгляд, эскадра на самом деле не обладала явным количественным преимуществом – американцы имели на острове более 200 самолетов армейской авиации, без учета авиагрупп авианосцев «Лексингтон» и «Энтерпрайз», а также огромное количество кораблей и подводных лодок. Японская операция была чистой авантюрой – в случае преждевременного обнаружения все планы по атаке Перл-Харбора рушились, как карточный домик. А в более тяжелом случае, это могло повлечь гибель японской эскадры.

"Сорю" на 35 узлах

Но все произошло так, как и должно было произойти: авианосцы скрытно вышли в расчетную точку и первая волна - всего 183 самолета – устремились навстречу рассвету. Это были 49 торпедоносцев, 91 бомбардировщик и 43 истребителя «Зеро» (всего к атаке готовилось 189 самолетов, но шесть - по 2 каждого типа - не смогли взлететь по техническим причинам).
Для меня это самый любопытный момент всей истории: 6 авианосцев смогли поднять в воздух за короткое время 183 самолета! Каждый тяжелый авианосец отправил в бой 35-40 машин, легкие «Сорю» и «Хирю» - по 25 самолетов.

Через час – в 7.15 утра пошли на взлет самолеты второй волны – 167 машин, среди которых 132 бомбардировщика и 34 истребителя прикрытия. Рекордсменом оказался тяжелый авианосец «Дзуйкаку» - с него взлетело 44 самолета.
Удивительно, но всего за пару часов в воздух поднялись 350 палубных самолетов! Нужно заметить, что в атаку шли подготовленные машины, с полной боевой нагрузкой и полным запасом топлива. В качестве подарков американцам, японские самолеты везли 800-кг бронебойные бомбы, 457-мм авиационные торпеды и прочие громоздкие конструкции.

Ориентировочно в 10 утра на корабли стали возвращаться самолеты первой волны. Радостные пилоты делились яркими впечатлениями и наперебой рассказывали о своих «подвигах». Самураи, свойственной им заносчивостью, снова рвались в бой. По словам Мицуо Футиды, командира первой ударной волны, техники, несмотря на отсутствие каких-либо указаний, быстро подготовили самолеты к новому вылету. На острове осталось еще много целей. Все оживленно ждали приказа и были очень разочарованы, когда в час дня авианосцы развернулись и легли на обратный курс. Позже, адмирал Ямамото, находившийся в это время в Токио, неоднократно говорил, что это было большой ошибкой – следовало довести дело до конца.

В итоге, мы имеем красноречивый факт: авиакрыло каждого тяжелого авианосца выполнило в то утро по 70-80 самолетовылетов. И это был еще не предел – японцы имели возможность повторить налет. Очевидно, 150 самолетовылетов и есть то максимальное количество вылетов в день для авианосцев периода Второй мировой. Столько же самолето-вылетов могли обеспечить тяжелые авианосцы типа «Эссекс».

Конечно, можно возразить, что японцы, со свойственной им аккуратностью, тщательно готовились к этой операции и, наверняка, не раз отрабатывали массовый взлет самолетов и их координацию в полете. Но также нужно учесть, что новые «Эссексы» были крупнее и совершеннее японских кораблей: на их палубах имелось большее количество тягачей, подъемников, сама полетная палуба была просторнее, имелась более совершенная заправочная система, многоканальная связь и радары для контроля за воздушным пространством, а главное – они несли больше авиатехники.

Легенда о метких зенитчиках

Одной из ключевых историй войны на Тихом океане было противостояние кораблей и авиации. Хотелось бы добавить несколько слов по этой теме. В прошлых статьях, читатели неоднократно возмущались качеством японской зенитной артиллерии – несмотря на наличие сотен стволов зениток, тот же одиозный линкор «Ямато» с трудом сбил 5 самолетов за два часа непрерывного боя. Действительно, как показывает практика, эффективность зенитного огня зависела не столько от числа зениток, сколько от систем управления огнем.

Множество негативных отзывов получили японские зенитные 25-мм автоматы «тип 96». Буквально несколько фактов об этом оружии, чтобы развеять домыслы. «Тип 96» часто выполнялись в виде спаренной или строенной автоматической зенитной установки, при этом, в отличии от знаменитых «Эрликонов», они все имели электрические приводы наведения. Поражает, что каждую строенную установку обслуживало аж 9 человек: командир, по два заряжающих на каждый ствол и два наводчика (по азимуту и по высоте) – и после этого японцы жаловались, что не успевают поворачивать стволы орудий!

Тип 96,спаренный вариант. Хорошо видны магазины и устройство зенитки

На этом положительные факторы заканчиваются и начинается сплошной негатив: питание осуществлялось из 15-зарядных магазинов, что, как минимум вдвое ограничивало скорострельность (технический темп стрельбы каждого ствола – 200 выстр/мин.). Японцы отмечали такой невидимый невооруженным глазом недостаток, как значительная вибрация установки во время стрельбы, снаряд имел малую начальную скорость (хотя… 900 м/с – в сравнении с аналогами выглядит вполне приемлемо).

Конечно, это было весьма несовершенное оружие со множеством недостатков, но утверждать, что «трескотня» японских зениток была полностью бесполезна, было бы несправедливо. Яркий пример: 84% потерь советской авиации в Афганистане были совсем не от «Стингеров», а от огня ДШК и мелкокалиберной артиллерии. А ведь 25 мм японская зенитка – это не пулемет калибра 12,7 мм…

«Товарищ капитан, разрешите доложить!
Учебные стрельбы завершены, мишень не поражена, но сильно испугана»


Ну вот, теперь мы знакомы с японской ситуацией, и сделали вывод, что японская система ПВО оставляла желать лучшего. Теперь давайте посмотрим, как обстояли дела с противовоздушной обороной на кораблях ВМС США, и насколько это помогло американцам. Встречается мнение, что если бы подобные системы ПВО стояли на японских кораблях – ухх, самураи бы задали жару самолетам янки!
По факту, в то время американцам удалось создать одну из самых совершенных корабельных систем ПВО, которая основывалась на трех «китах»: артиллерийской установке Mark-12 калибра 127 мм, системе управления огнем (СУО) Mark-37 и снарядах с радиовзрывателями.

Универсальная установка Mark-12 была принята на вооружение в 1934 г. и ничего особенного из себя не представляла – обычная пятидюймовка. Баллистические характеритсики пушки восторгов не вызвали, единственное положительное качество – скорострельность 15 выстр./мин, отмечены случаи, когда опытные расчеты делали по 22 выстрела за минуту – очень много для орудия такого калибра. Но главный фокус был не в этом… Все орудия Mark-12, установленные на американских кораблях, централизованно наводились на цель, получая данные от радаров системы управления огнем Mark-37 – передовой комплекс по меркам того времени.

Директор системы управления огнем Mark-37

И последнее ноу-хау – радиовзрыватель. На разработку этого радиоэлектронного девайса было потрачено сотни миллионов долларов! Идея проста: миниатюрный приемопередатчик, установленный внутри снаряда, излучает в пространство радиоволны высокой частоты и при получении сильного отраженного сигнала мгновенно срабатывает триггер – цель уничтожена. Основная проблема заключалась в создании миниатюрных радиоламп, способных выдерживать нагрузки при выстреле из ствола орудия.

Ввиду столь грандиозных работ по созданию эффективной системы ПВО, американские зенитчики тратили всего две-три сотни снарядов с радиовзрывателями на один сбитый японский самолет. Шокирует? А обычных снарядов требовалось около 1000! И это самая совершенная корабельная система ПВО тех лет! С радарами и баллистическими вычислителями!

Обычно в качестве «рекорда» приводят достижение линкора «Саут Дакота» 26 октября 1942 г. – в том бою линкор сбил 26 из 50 японских самолетов, атаковавших соединение. Феноменальный результат – обычно самолеты безнаказанно топят корабли! При внимательном рассмотрении оказывается, что 26 сбитых самолетов – это результаты работы зенитчиков всего американского соединения, включая авианосец «Энтерпрайз» и дюжину эсминцев ( и на каждом – зловещая СУО Mark-37 !). Кроме того, одно упоминание об авианосце вызывает недоверие к официальным данным – в воздухе наверняка находились воздушные патрули, внесшие свой посильный вклад в эти «26 сбитых линкором самолетов». В дальнейшем американцам ни разу не удалось повторить рекорд, показателен также другой случай: зенитная артиллерия линкора «Миссури» не смогла отразить атаку двух камикадзе в 1945 г. – один самолет прорвался через стену зенитного огня и разрушился при ударе о корпус линкора.

Подвиг лидера Ташкент

Вспомните картину Айвазовского «Бриг «Меркурий» атакован двумя турецкими кораблями»? Русский «Меркурий» тогда расстрелял обоих. 27 июня 1942 г. морская удача посетила лидер Черноморского флота «Ташкент» - несмотря на многочасовые атаки немецкой авиации и 332 сброшенные авиабомбы, корабль все-таки остался на плаву, при этом ухитрился сбить 4 из 96 атаковавших его «Юнкерсов». В «Ташкент» попала всего одна бомба и та не взорвалась! Это на самом деле редкий, удивительный, невероятный случай – обычно эскадры кораблей тонут уже через нескольких минут после начала налета. А здесь – один-единственный эсминец-переросток, лишенный всякого бронирования, выдержал все атаки, и, жестко огрызаясь, вышел из боя победителем.

Что помогло советским морякам? Случай, только случай. И еще благоприятное сочетание различных обстоятельств. Во-первых, высокая скорость – даже перегруженный, «Ташкент» развивал 33 узла (60 км/ч!). Во-вторых, скромные размеры – длина 140 м, ширина – 14 м. Для сравнения, габариты линкора «Ямато» больше в 2 раза – трудно промахнуться по такой громадине! Некоторое преимущество дала неудачная тактика немцев – «Юнкерсы» атаковали отдельными парами. А главное – четкие и слаженные действия его команды – даже с поврежденным рулевым управлением «Ташкент» продолжал уклоняться от летящей с неба смерти, выписывая на воде невиданные зигзаги.

Наконец, неожиданно эффективным оказалось ПВО корабля: одна спаренная 76 мм зенитная установка, шесть 37 мм скорострельных зениток, шесть крупнокалиберных пулеметов – на японских эсминцах к концу войны стояли десятки подобных систем, но авиация уничтожала их, как консервные банки. А тут случилось невероятное.

И все-таки чудес не бывает – корпус «Ташкента» от многочисленных близких взрывов потерял герметичность. Эсминцы Черноморского флота нашли корабль в тяжелом состоянии – лишенный хода, наполовину затопленный, с разбитыми механизмами, но с бесстрашным экипажем, который продолжал бороться за жизнь своего корабля, «Ташкент» не смел, не имел никакого права затонуть – на его борту все еще находились 2000 мирных жителей, эвакуированных из Севастополя. А из погребов лидера странным образом исчез зенитный боезапас –краснофлотцы расстреляли все, вплоть до последнего патрона.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    2 ноября 2012 08:03
    Любопытнее всего, то что судя по всему Рузвельт имел представление о возможной , атаке и подставил флот, что бы втянуть США в войну . Американцы охваченные " изоляционизмом" совсем не хотели лезть в европейские разборки. И армию практически не готовили. 400 танков в 1940 году. И смех и грех..
    1. 0
      2 ноября 2012 11:09
      Цитата: Арон Заави
      всему Рузвельт имел представление о возможной , атаке

      Была статья в каком то журнале что по ..странной случайности..в Гоноллулу на 8 декабря 1941 был назначен слет-семинар хирургов со всего США по военной травме))))))))))как говоритса везет.

      По теме очередной статьи----самолет не обязательно сбивать(хоть это преветствуетса) достаточно помешать ему сбросить бомбы или торпеды,корабль пусть и огромный это не такая уж и большая мишень))))))
      1. -1
        2 ноября 2012 13:45
        Цитата: Kars
        самолет не обязательно сбивать(хоть это преветствуетса) достаточно помешать ему сбросить бомбы или торпеды


        12 бомбардировщиков и 13 торпедоносцев под прикрытием 19 истребителей – Японская эскадра встретила их лавиной огня, обезумевшие летчики поскорее сбросили торпеды на ближайшую цель и, потеряв три самолета, поспешили быстро покинуть опасный район.
        Результаты: поврежден Мусаси и тяжелый крейсер Миоко.


        В 10.29 (Токийское время) в крейсер получил попада­ние авиационной 570-мм торпедой Mk13 (272 кг торпекса), сброшенной самолетом ТВМ-1С из состава эскадри­льи VT-18 (авианосец «Интрепид») или эскадрильи VT-29 («Кэбот», оперативная группа TG38.2). Корабль в это время находился в точке с координатами 12°55' с.ш. 121°52' в.д. - к востоку от острова Маэстре де Кампо. Попадание пришлось в район шпангоутов 248-250, т.е. в кормовое МО №4, которое вместе с кормовым генера­торным отсеком быстро затопило водой. Правые греб­ные валы вышли из строя, скорость упала до 15 узлов. «Миоко» пришлось покинуть строй и вернуться в бухту Бруней через Корон, а флаг командующего 5-й эскадрой был перенесен на «Хагуро». «Миоко» прибыл в Бруней 29 октября, когда там уже собрались уцелевшие после двухдневных боев корабли Первого Ударного Соедине­ния. На следующий день он в сопровождении «Хагуро», эсминца «Кисинами» и тральщика №34 ушел в Синга­пур, куда прибыл для ремонта 3 ноября.


        Как видишь. напугали крейсер, не дав ему выполнить задачу)))

        А знаешь что было с теми тремя сбитыми самолетами? "Хеллкэт" разбился сразу, 2 поврежденных "Эвенджера" смогли добраться до своих кораблей и сели на воду - экипажи сняли эсминцы. Даже сбить их нормально не смогли))))
        1. +1
          2 ноября 2012 14:04
          Торпеда дело серьезное,будь она с подлодки крейсер вообще мог утонуть.

          Ловко ты цитаты находишь,а можно такой же фокус только с башнями ГК Нагато?

          Возле острова Саво находился линкор «Хиэй», получивший в ночном бою более 50 попаданий. Рулевое управление и система управления огнем линкора были повреждены, и он медленно описывал круги. Рядом с раненным гигантом держалась пара эсминцев. В 10.20 «Авенджеры» «Энтерпрайза» вышли в атаку на медленно двигающийся «Хиэй». Все 9 торпедоносцев прорвали завесу зенитного огня и сбросили торпеды, одна из которых попала в цель


          Как думаешь 8 промахнувшихся по линкору потерявшему большую часть зенитной артилерии и возможность маневрировать это от ))))))
          Зенитка - лучшее средство от плохого самочувствия в самолете
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          обезумевшие летчики поскорее сбросили торпеды на ближайшую цель

          Но веть главную задачу они все равно не выполнили,и как видешь полностью подтвердил ты мои слова
          Цитата: Kars
          самолет не обязательно сбивать(хоть это преветствуетса) достаточно помешать ему сбросить бомбы или торпеды

          Неговоря уже что нет гарантии что результат поспешного сброса именно то что ты приводил.Особенно жаль что даты нет.
          1. 0
            2 ноября 2012 15:23
            Цитата: Kars
            Как думаешь 8 промахнувшихся по линкору потерявшему большую часть зенитной артилерии и возможность маневрировать это от

            закона Гаусса
            Цитата: Kars
            Но веть главную задачу они все равно не выполнили

            Ну ничегосебе!!! Всю эскадру истрепали, потопили крупнейший линкор на планете - все за один день! А потом пошли драться с авианосцами Одзавы
            Цитата: Kars
            а можно такой же фокус только с башнями ГК Нагато?

            ЕМНИП я приводил ссылку
            Цитата: Kars
            Особенно жаль что даты нет.

            Где?
            1. 0
              2 ноября 2012 15:27
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Бывает и такое. Закон Гаусса никто не отменял

              Тогда в чем смысл данной статьи?
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Ну ничегосебе!!!

              Правда?именн:
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              12 бомбардировщиков и 13 торпедоносцев под прикрытием 19 истребителей

              потопили в тот заход Мусаси?Или вся канитель тянулась целый день?и как раз быстрой победы неполучилось потому что из за хорошего самочувствия пилоты отварачивали и бомбились куда папало,и только благодаря бальшим матиматическим числам что то получилось.
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              ЕМНИП я приводил ссылку

              ЕМНИП там такого нет
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Где?

              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              В 10.29 (
              1. -1
                2 ноября 2012 16:18
                Цитата: Kars
                Тогда в чем смысл данной статьи?

                В том же, что и смысл закона Гаусса
                Цитата: Kars
                ли вся канитель тянулась целый день?

                Так и цели были великие
                Цитата: Kars
                благодаря бальшим матиматическим числам

                250 - это элементарное число. Без всяких степеней)))))

                Цитата: Kars
                ЕМНИП там такого нет

                SWEET_SIXTEEN 28 октября 2012 15:22 | Линкор против авианосца. Хроники морского боя 0
                Цитата: Kars
                это мне веть очень интересно.

                http://lib.rus.ec/b/348906/read

                Цитата: Kars
                В 10.29 (

                http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Jap_Cr_2/19.htm
                1. +1
                  2 ноября 2012 16:27
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  http://lib.rus.ec/b/348906/read

                  Там такого не было по Нагато.
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  250 - это элементарное число. Без всяких степеней)))))

                  Вау неужели всетаки сараи несмогли обеспечить больше одного вылета))
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  том же, что и смысл закона Гаусса

                  Проще сказать именно сдесь никакого?
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  12 бомбардировщиков и 13 торпедоносцев под прикрытием 19 истребителей

                  это именно эскадрилья эскадри­льи VT-18 (авианосец «Интрепид») или эскадрильи VT-29 («Кэбот», оперативная группа TG38.2). после описаного тобой отворота?
    2. +1
      2 ноября 2012 17:14
      Цитата: Арон Заави
      Рузвельт имел представление

      Сказать точнее он был посвящён или же сам один из организаторов. Америка - война, это синонимы. А тут целая 2-я мировая. Скорее всего специально приказали отдыхать всем ПВО, свои авианосцы убрали подальше, оставили не первой свежести корабли, внесли ДЕЗУ (что на радарах свои самолёты). Вот и готово жертвоприношение. И сейчас Япония - база США.

      Случайности не случайны. Так рисковать своим флотом без жизненной необходимости в сей авантюре японцы могли только заручившись чьей-то поддержкой со стороны США.

      http://mifov.net/?p=1215
      тоже самое : http://topwar.ru/9062-perl-harbor-podstava-ruzvelta.html
  2. +8
    2 ноября 2012 08:39
    Цитата: Арон Заави
    Любопытнее всего, то что судя по всему Рузвельт имел представление о возможной , атаке и подставил флот, что бы втянуть США в войну


    Да ничего удивительного, нагло-саксов всегда отличали жесткость и расчетливость. Что утопили японцы в Перл-Харборе? Да по сути ни чего существенного из безвозвратных потерь только "Аризона" и "Оклахома" оба линкора в 41 году мягко говоря устаревшие и не представляющие серьезной боевой силы. Самое ценное соединение флота на момент японской атаки было далеко.
    А война дала США много, даже слишком много и как обычно практически за очень дешево, а местами даже даром.
    1. +2
      2 ноября 2012 13:21
      Цитата: Сахалинец
      А война дала США много, даже слишком много и как обычно практически за очень дешево

      В войне всегда выигрывает тот, кто в ней не участвует. Или участвует в минимальной степени.
    2. +2
      16 декабря 2013 17:34
      Цитата: Сахалинец
      Самое ценное соединение флота на момент японской атаки было далеко.
      Более того, почти вся инфраструктура базы осталась в целости и сохранности. Уже на следующий день начались работы по восстановлению боеспособности объекта. Так что Ямато имел все основания сокрушаться в собственной недальновидности. Правда, уже без толку.
  3. Ванёк
    +1
    2 ноября 2012 08:40
    Я по совести указу
    Записался в камикадзе,
    С полной бомбовой загрузкой лечу.
    В баках топлива до цели,
    Ну а цель, она в прицеле,
    И я взять её сегодня хочу.

    Рвутся нервы на пределе,
    Погибать так за идею,
    И вхожу я в свой последний вираж.
    А те, которые на цели,
    Глядя ввысь, оцепенели,
    Знают, чем грозит им мой пилотаж.

    Парашют оставлен дома
    На траве аэродрома,
    Даже если захочу, не свернуть.
    Облака перевернулись,
    И на лбу все жилы вздулись,
    И сдавило перегрузками грудь.

    От снарядов в небе тесно,
    Я пикирую отвесно,
    Исключительно красиво иду.
    Три секунды жить осталось
    И не важно, что так мало,
    Зацветут мои деревья в саду.

    Не добраться им до порта,
    Вот и всё, касаюсь борта,
    И в расширенных зрачках отражён
    Весь мой долгий путь до цели,
    Той, которая в прицеле,
    Мне взрываться за других есть резон.

    Есть резон своим полётом
    Вынуть душу из кого-то
    И в кого-то свою душу вложить.
    Есть резон дойти до цели,
    Той, которая в прицеле,
    Да потому что остальным надо жить.



    Розенбаум Александр Яковлевич.
    1. -2
      2 ноября 2012 13:21
      Цитата: Ванёк
      Розенбаум Александр Яковлевич.

      Еврей-камикадзе?
      1. borisst64
        +1
        2 ноября 2012 13:44
        Шутка понятна, но песни у Розенбаума за душу цепляют.
      2. Antistaks
        +1
        2 ноября 2012 20:38
        Какой еврей? Все камикаДЗЕ грузины!!!!!!!!
  4. Самовар
    0
    2 ноября 2012 09:02
    И какая разница, что там за отметки появились на экране радара. Рядовые Локкард и Эллиот выключили радиолокационную установку и поехали на завтрак.

    А мы еще говорим, что это у нас разгильдяйство!
    1. Братец Сарыч
      0
      2 ноября 2012 09:13
      Это были еще экспериментальные установки, крайне несовершенные - всерьез их еще никто не принимал...
      1. Самовар
        +2
        2 ноября 2012 09:50
        Да причем здесь установка? Расчет оставил боевой пост без наблюдения.
        ИМХО нападать на чужую страну в воскресенье достаточно рискованно. Потому что нет опаснее противника, чем тот которому испортили выходной. wassat laughing
    2. 0
      2 ноября 2012 13:26
      Цитата: Самовар
      И какая разница, что там за отметки появились на экране радара. Рядовые Локкард и Эллиот выключили радиолокационную установку и поехали на завтрак.
      А мы еще говорим, что это у нас разгильдяйство!


      Ситуация была следующая: рядовые Локкард и Эллиот сделали все верно - обнаружили странные цели и доложили на КП базы. Дежурный офицер не стал долго разбираться (выходной же!) и предположил, что это те самые Б-17, которых ждали всю ночь.
      Во дворе сигналит машина - зовет на завтрак. Солдаты выключили аппаратуру и поехали на базу.

      Когда рядовые Локкард и Эллиот вновь включили РЛС, они обнаружили что японцы улетают в северном направлении. Но к их словам снова никто не прислушался - эскадра Драмеля пошла искать японцев на Юг.
      1. 0
        2 ноября 2012 17:35
        Насколько знаю, именно радары помогли нашим морякам , на базах, 22 июня встретить немецкие бомбардировщики подготовленными. И избежать катастрофических потерь. "Наши радары" были на порядок лучше "американских"? Вряд-ли.
  5. Братец Сарыч
    +2
    2 ноября 2012 09:18
    Когда кто-то писается от восторга, расписывая достоинства авианосцев и высокую эффективность их применения, то он просто-напросто забывает, что в большинстве случаев речь идет о количестве самолетов, которым зачастую не располагало то же люфтваффе на всем Восточном фронте! После этого сравнения апологетам авианосцев лучше бы не высовываться лишний раз, потому как ТАКИМИ достижениями гордиться не стоит...
    Иногда складывается впечатление, что сражения на Тихом океане это цепь побед и достижений техники и технологии, новых видов вооружения - в реале это цепь провалов сражающихся сторон и крайне неэффективного использования имеющихся средств...
    1. 0
      2 ноября 2012 17:03
      Это когда же у Люфтваффе не было 1000 самолётов на всём восточном фронте?
      "Аэродромная сеть, созданная в восточных районах Германии, в Польше и частично в Финляндии и Румынии, обеспечивала рассредоточенное базирование авиации, маневр и взаимодействие воздушных флотов. На воздушные флоты и войсковую авиацию возлагалось авиационное обеспечение сухопутных войск. 1-й воздушный флот - 760 самолетов - должен был поддерживать группу армий "Север", 2-й - 1600 самолетов - группу армий "Центр", 4-й - около 1000 боевых машин - группу армий "Юг", 5-й - 240 немецких и 307 финских самолетов - армейскую группу "Норвегия". В полосе группы армий "Юг" действовали более 600 румынских и до 50 венгерских самолетов. Кроме того, в состав ударных сил входило 60 самолетов Хорватии, 51 - Словакии и 100 - Италии." (Г.А.Литвин. Сломанные крылья Люфтваффе) Можно порыться ещё в сети..
      1. Братец Сарыч
        0
        2 ноября 2012 20:57
        Вот и попробуйте поискать - конечно, не в 1941, но наступили моменты, когда самолетов стало катастрофически не хватать...
  6. +2
    2 ноября 2012 11:24
    Америкосов сильно подвели беспечность, самоуверенность и ...разведка. По данным их разведки у японцев не было бронебойных бомб, способных потопить линкор или крейсер и авиационных торпед способных что-либо сделать в мелководной бухте Пёрл-Харбора. Но 2 японских рационализатора (фамилии не помню) всё америкосам испортили. Один ас-торпедоносца придумал деревянный стабилизатор и стал обвязывать торпеды пучками бамбука и они при сбросе с самолёта перестали глубоко нырять и зарываться в ил. А другой ас-пикировщик придумал к бронебойным артиллерийским крупнокалиберным корабельным снарядам приварить сваркой стабилизаторы и в короткий срок тысячи таких снарядов превратились в смертоносные бронебойные бомбы. Всё это действо происходило в бухте Шикотана, а весь личный состав был уверен, что они готовятся к нападению на Владивосток.
    1. 0
      2 ноября 2012 13:30
      Цитата: Сотник
      и авиационных торпед способных что-либо сделать в мелководной бухте Пёрл-Харбора


      Глубина в районе "Линкорного ряда" в Перл-Харборе была 15 метров. Адмирала Киммеля заверили, что не существует авиационных торпед, способных действовать на мелководье (менее 25 м).

      Хотя... такие торпеды тогда существовали даже в Великобритании.
    2. 77bor1973
      0
      2 ноября 2012 20:01
      Один был Минору Гэнда лётчик торпедоносец , в последствии его способ бомбардировки прозвали " гэндизмом" .
    3. 0
      29 ноября 2012 15:48
      Обратите внимание способ придумали простые летчики,не ученые.Все как у нас.
  7. SIT
    +5
    2 ноября 2012 11:24
    Хочу прокомментировать часть статьи посвященную лидеру Ташкент. Полный ход лидер не мог давать уже после первых атак бомбардировщиков, т.к. руль заклинило в положении 21гр вправо. Это считай почти полное "право на борт". Управлять кораблем можно было только работая машинами в раздрай и значит никакого полного хода не дать. Выровнять руль не удавалось , т.к. румпельное отделение было затоплено. Вот тут действительно наверное единственный раз помог случай. Взрывом очередной бомбы руль ставит в 0гр! После этого можно было управлять кораблем машинами, но полный ход опять же не дашь. Тактика юнкерсов была не такой уж неудачной. Скорее наоборот. В воздухе 3 часа без остановки вертелась карусель и самолеты в каждой паре расходились в стороны при заходе на бомбометание, чтобы зенитчики не могли определить откуда будет 1я атака. Это так называемый звездный налет. Визитка юнкерсов Люфтваффе. Не знаю как бы повел себя в такой ситуации Mark 37. Никакое везение бы не помогло лидеру Ташкент если бы не отличная выучка полное самообладание всего экипажа. Нервы должны быть из стальной проволоки, чтоб в таком аду часами действовать четко и верно. К стати та бомба не разорвалась только потому, что попала вскользь задев левый якорь. Не доверни командир полградуса право на борт и всем амба.
    1. 0
      2 ноября 2012 13:15
      Цитата: SIT
      Никакое везение бы не помогло лидеру Ташкент

      Цитата: SIT
      попала вскользь задев левый якорь. Не доверни командир полградуса право на борт и всем амба.


      Везение!
      1. 0
        2 ноября 2012 14:37
        Им было за кого драться, 2000 человек, погибли бы ошибись они. А они не ошиблись.
      2. SIT
        +1
        2 ноября 2012 14:50
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Везение!

        С командиром им повезло. Как без руля маневрировать кораблем только одними машинами так чтобы бомбер не мог зайти на цель?! Только если чувствуешь корабль как часть самого себя. При этом давит ответственность , что от твоих команд зависит жизнь 2000 душ , из которых больше половины гражданские и раненные.
        1. 0
          2 ноября 2012 15:17
          Цитата: SIT
          С командиром им повезло. Как без руля маневрировать кораблем только одними машинами так чтобы бомбер не мог зайти на цель?! Только если чувствуешь корабль как часть самого себя. При этом давит ответственность , что от твоих команд зависит жизнь 2000 душ , из которых больше половины гражданские и раненные.


          Много терпения и чуть-чуть везения!
      3. 0
        29 ноября 2012 15:56
        Выучка.Дисциплина.Грамотный командир.
    2. 0
      29 ноября 2012 15:55
      Кое что еще про лидер "Ташкент".
      Это был самый красивый эсминец Черноморского флота.Итальянец.На ходовых испытаниях развил большую(чем было запланировано у проектировщиков) скорость,так что пошла вибрация корпуса.Из-за этого обрезали лопасти .
      Когда к нему после бомбежки подошел "Сообразительный",то палубу "Сообразительного" была в ровен с верхней зенитной установкой "Ташкента".Перегруз был огромный.По выучке команда "Ташкента" была на первом месте.Командир был под стать своей команде.
  8. 0
    2 ноября 2012 11:39
    Зенитка - лучшее средство от плохого самочувствия в самолете
    1. 0
      2 ноября 2012 15:18
      Интересный кадр)
  9. 0
    2 ноября 2012 13:34
    поставил плюс за Ташкент, гордость за наших моряков
  10. 0
    2 ноября 2012 15:28
    Интересно, некоторых подробностей незнал. Спасибо за статью. Автору +
  11. 0
    2 ноября 2012 20:30
    И так будет всегда.
  12. Братец Сарыч
    0
    2 ноября 2012 21:12
    Почему говорится, что у Ташкента скромные размеры? Все-таки он был ближе к легким крейсерам, чем к эсминцам, был, например, гораздо длиннее Авроры или Очакова! Да, не линкор, но и не особо мал...
    1. 0
      29 ноября 2012 15:59
      Размеры можно посмотреть.Но они были больше чем у эсминцев советской постройки.Поэтому он и назывался лидером.Да он и стал им,благодаря командиру и команде.
    2. +2
      16 декабря 2013 18:10
      Цитата: Братец Сарыч
      Почему говорится, что у Ташкента скромные размеры? Все-таки он был ближе к легким крейсерам, чем к эсминцам
      Так он и был легким крейсером. По крайней мере, итальянцы его таким строили.
  13. +1
    1 декабря 2012 07:38
    Насчет лидера "Ташкент". Как говаривал Суворов? Один раз повезло, второй раз повезло...батенька а ведь надобно и умение)))
    1. 0
      1 декабря 2012 22:09
      Но ведь лейбаристам надо показать,что это простое везение.Мы ж Германию толпой завалили.....