«Научите ребёнка играть!»

43
«Научите ребёнка играть!»
На этом фото семья Дунканов за столом, накрытом к завтраку, причём в гостиной, в преддверии Нового года. Обратите внимание на кукол. Они ещё оттуда, из советской эпохи, и сегодня представляют уже, я бы сказал, антикварную ценность. Хотя и небольшую. Ёлка, столик, шкаф и камин – игрушки сегодняшнего дня. А вот всё остальное – самодельное!


«Зимней полярной ночью, когда северная буря завывает над ледяными просторами, а в воздухе носятся белые хлопья и никто не смеет выглянуть наружу, хорошо послушать рассказ о том, как Киш, что вышел из самой бедной иглу, достиг почета и занял высокое место в своем поселке.»
«Сказание о Кише», Джек Лондон



«Выпьем за тех, кто сегодня ночью в пути. За то, чтобы им хватило пищи, чтобы собаки их не сдали, чтобы спички у них не отсырели!»
«За тех, кто в пути», Джек Лондон

Культура и творчество. И опять кто-то, прочитав сначала название, а затем и целых два эпиграфа подряд, вполне может в недоумении взяться за голову – «по здорову ли автор», «чё курит» и не ударился ли головой? Нет, не курит и не ударялся. Напротив, и название, и оба эпиграфа очень даже логичны, хотя и нуждаются в пояснении. Название – потому что человек, взрослый человек, он весь целиком родом из детства. Трусом, героем или предателем он становится опять-таки из-за каких-то имевших место «странностей» именно в эту пору. И если ребенок играть, то есть копировать жизнь взрослых не умеет или копирует её неправильно, то добра впоследствии от него не жди.

Впрочем, всё, что написано в этом материале, это… слова, причём для кого-то совершенно пустые. Мало ли кто чего напишет… Поэтому подумал я о том, чтобы к словам добавить ещё и фотографии, потому что лучше раз увидеть, чем десять прочитать. И к тому же ещё и потому, что на них много всего красивого, а цель этого материала как раз и поднять людям настроение, когда они на это самое «красивое» будут смотреть, и просто ещё и потому, что в душе каждого из нас до сих пор живёт ребенок!


Есть у этой семьи и полностью самодельная мебель, изготовленная несколько лет тому назад из спичечных коробков и палочек-мешалочек для кофе

А ещё у нас в Пензе сегодня хоть и не полярная ночь, но носятся белые хлопья, ветер пронизывает до костей, и мало кто без особой на то надобности старается выглянуть из дома наружу. А ещё сегодня в нашей стране есть те, и их много, для кого вопросы еды и сухих спичек очень важны. Важны батареи питания для беспилотников, магазины, полные патронов, тёплые штаны и носки.

Сегодня мы читаем об этих людях практически ежедневно, переживаем за них, желаем вернуться домой живыми. И от того, что сообщений о них очень много, нам всем нужен… «релакс». Поэтому-то автору и подумалось, что, когда мы все находимся в состоянии тревоги и волнения, когда мы переживаем «за тех, кто в пути», есть смысл прочитать что-нибудь для мальчиков (и девочек, конечно!), причём такое, что сможет хотя бы немного поднять градус нашего настроения. И нет ничего лучше в этом смысле, чем прочитать что-нибудь о детстве. Приятное, но и полезное. И вот оно перед вами, уважаемые читатели ВО.


Ребенок получает подарок к Новому году. Заметим, что все эти фото с куклами — это часть сюжетно-ролевой игры!

Итак, начнём с того, что материал под таким названием выходил у автора ещё в советское время в областной пензенской газете и… в общесоюзном журнале «Рационализатор-изобретатель». Речь шла о том, что советским детям, несмотря на всё изобилие игрушек в «Детском мире», играть в них очень трудно, да к тому же их этому ещё и не учат. Есть чудесный железный самосвал, но… нет к нему куклы шофера. Есть куклы мамы и дочки – играть в «дочки-матери», но нет кроваток им по размеру. Или есть кровать, но нет к ней постельного белья, нет и другой мебели в том же масштабе, чтобы можно было бы оборудовать кукольный дом. То есть все игрушки были в разных масштабах и несовместимы друг с другом. Конечно, дети преодолевали этот порок производства за счёт своей фантазии, но… как быть, если у ребенка эта самая фантазия не развита?


Вы хотите научить вашего ребенка накрывать на стол? Отлично! Пусть он накроет стол для своих кукол. Ну а пирожные, и что там он пожелал подать им на стол – пусть сам и делает. Взрослым можно немножко помочь, показать, что и как, и какими красками пользоваться. Потом можно будет играть ещё в бакалейный магазин!

Вспомните наш «танковый прорыв» – модели завода «Огонек» и… модели танков автора этих строк, фотографии которых появились в 1984 году в журнале «Техника-молодежи». Тогда «огоньковские модели» (и даже их ужасный Т-34) казались верхом совершенства, и никто не отдавал себе отчета в том, что рядом с иностранными моделями БТТ их поставить нельзя, потому что «там» модели танков выпускали в масштабах 1:32 и 1:35, а вот у нас непонятно с какого сдвига ума… 1:30! В итоге эти модели выпускаются и сегодня, и даже сегодня их покупают детям (и я бы купил своему ребенку, будь у меня сын, а не дочь), но в основном или для игры, или «набить руку» перед «серьёзными» моделями, типа «тамиевских».


Гостиная семьи Дунканов. Кстати, они совсем не англичане, а россияне, просто их пра-пра-пра-дедушка был родом из Шотландии, перешёл на службу к Екатерине Второй и был пожалован землями в Пензенской губернии. Но после 1861 года его потомки разорились, и стали они жить довольно скромно. Отец – коммивояжер, торговец чаем. Дедушка – бывший инспектор гимназий и реальных училищ. Из прислуги – поломойка, кухарка и… всё! Весьма «средний класс», как и родители дедушки Ленина. На фото стулья и стол покупные, скатерть самосвязанная, меленка для пряностей тоже самодельная

А ещё детей ни тогда, ни сегодня многие взрослые играть не учат, а не учат потому, что и сами не умеют. Тогда… взрослые были очень заняты строительством социализма, а сегодня… «добываем денег», потому что «всё есть» и соблазнов очень много. Поэтому тогда, чтобы ребенок не надоедал, ему покупали что-нибудь «уличное» и отправляли играть на свежий воздух. И в этом был, ей-Богу, определённый смысл. То есть, как и всегда, во всём плохом есть хорошее, в хорошем – плохое. Сегодня чаще всего ребенку суют в руки мобильный телефон или планшет, а потом ещё имеют наглость (или глупость!) удивляться, почему их сын или дочь с утра до вечера «зависают» в Интернете, причём на тех сайтах, которые им и смотреть-то не надо. А они что-нибудь сделали, чтобы ребенок «не зависал»?


Аппетит приходит к человеку во время еды, а интерес ребенка к красивым вещам, умение их ценить, вкус – приходят сначала в игре, а потом и в жизни. Чайный сервиз «Дракон» привёз из Китая в подарок своей кузине Ксении Вольдемар Новицкий, блестящий офицер, побочный там от кого-то – уж и не помню всех линий родства этого семейства. Посуда слеплена из банальной пластики, обожжена в духовке, покрыта слоем эпоксидной смолы, после чего расписана нитрокрасками. В СССР «Хамброл» ещё не было, как и модельных красок от «Звезды»


А это сервиз майсенского фарфора. Удивительно, но оказавшись в Майсене в 2017 году, я даже что-то похожее там увидел. Так вот и поверишь в судьбу и в то, что «на роду тебе она всё уже давно написала»…

У меня есть целый ряд знакомых семей: и тех, где детей воспитывают правильно, и тех, где всё происходит так, как написано выше. В первом случае у них дети – это дети. Нормальные, общительные (в меру), не надоедливые, умеющие сами себя занять, практически не требующие какого-то особого к ним внимания. Они умеют играть и играют…


Вот что значит масштаб! Два стула и маленький домик покупные, и они идеально подходят к масштабу фигурок!

Вторые дети – капризные, постоянно лезут к взрослым, требуют внимания, требуют «веселья» или, наоборот, ничего этого не требуют, но… «висят в Интернете». И это называется у их родителей «воспитанием». Между тем, пока ребенок ещё совсем мал, ему нужно читать книги – и тогда он даже сегодня будет их читать. Стал постарше – с ним вполне можно поиграть в «животноводческую ферму» (купил набор «Ферма» с животными, оградой и строениями, купил к нему несколько машин и… всё), и даже в «в школу», чтобы ему было интересно туда пойти. У меня у дочери был целый набор игрушечного оружия, и мы играли… в войну! У внучки целый пиратский корабль с пиратами, салун с ковбоями и типи с индейцами, а ещё пресловутый «сундук мертвеца» с несметными, причём самодельными, сокровищами. Как выглядят «сокровища», она знала из кинофильма «Сокровища Серебряного озера». И как выглядят выходящие из салуна ковбои, она тоже знала… по ряду фильмов. Причём это ей очень не понравилось.


Ну а это, понятно, бал. Тут и дедушка с бабушкой наблюдают за молодежью, и молодые кузины сплетничают и мечтают, чтобы блестящий юный кавалер пригласил их на танец. Все платья самосшитые, и только дедушка с бабушкой одеты в фирменную одёжку какой-то испанской фирмы, хотя, впрочем, они и сами «оттуда»


Бал продолжается. Ребенок играет, меняет пары, придумывает на ходу сюжетные линии, говорит то за одного, то за другого персонажа. Идёт активное обучение говорению, освоение навыков правильной речи, и – главное, незаметно, но эффективно идёт его социализация

И тут тебе и игра, и тут же параллельно с ней и воспитание. Мне могут сказать, что времени, мол, нету, мужики работают. Но вот время у их жён (работающих далеко не всегда!) почему-то на просмотр сериалов чаще всего есть. Но ведь и мы с женой работали, и как работали: у меня в вузе три пары утром с 8.00 и две вечером, то есть домой приходишь в 11.00. А жена уходила к 9.00 и приходила после 6.00. Да ещё и советские магазины успевала обойти. «Папа, ты не очень устал?» – очень часто слышал я этот вопрос от дочери. И… хоть и уставать приходилось, но зубы сцепив, вставал, бросал очередную статью в «Семью и школу», в газету или «Моделист-конструктор» и шёл читать ей или с ней играть. Потому что наши дети — это наш безубыточный банк или беспроигрышная лотерея. Вкладываешь много сегодня – получаешь с процентами завтра. Вкладываешь мало или не туда, куда надо – получаешь под старость кукиш с маслом, а то и сковородой по голове.


А потом вся семья поехала в театр. Джульетту на балконе видите? «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…». «А почему?» – интересуется ваш нетерпеливый ребенок, а вы ему: «Смотри и всё узнаешь!». И коротенько так, минут на десять, показываете ему всю драму Шекспира. Дети даже в семилетнем возрасте очень хорошо её понимают… В 14-ть, конечно, такую игру устраивать поздно

Причём сегодня как раз преодолеть этот барьер незнания легче, чем в прошлом. Есть много книг, где рассказывается о том, как играть с детьми, как вместе с ними вырезать из бумаги, клеить из раскроенных лазером деревяшек и так далее, и тому подобное. Есть сайты, где родители обмениваются опытом того, как лучше всего воспитывать собственных деток, словом, только не ленись и всё ты узнаешь, и даже понемногу станешь в вопросах прикладной педагогики разбираться.


«Петенька поступил в кавалерийское училище»… Почему нет? Ну надо куда-то коняжку под седлом было пристроить…

Нужно лишь избавиться от лености ума, постараться по 200 рублей сигареты не покупать, да и вообще их не покупать, равно как и забыть про «злодейку с наклейкой». Хотя… если воля у тебя крепкая и ты точно знаешь, что тебе надо от жизни, то почему бы и нет… Иногда… Я вот с 7 лет чего только не пробовал – и в лечебных целях, и просто. И не спился, однако. А бутылка островного виски «оттуда», фото которой я здесь выкладывал в 2019 году хотя и поубавилась, но всё ещё стоит в буфете. То есть всё можно, нужно лишь подумать, что представляет для тебя это «всё». И прежде всего, опять же нужно постараться научить своих деток интересно и красиво играть. Интересны и красивы будут их игры – и на душе у них будет интересно и красиво. Проверено на практике!


Потом Дунканы решили купить фортепиано, и… купили! Жаль вот только витые канделябры со свечами с него оборвались. Как-никак сделано-то ведь оно было ещё в 1982 году…

Причём в этом плане сегодня нашим людям помогает опять же сама судьба. Дети смотрят множество мультиков, герои которых выпущены в виде фигурок. Их можно коллекционировать, в них можно играть, к ним можно делать много всего своими руками. Почему в СССР додумались лишь до того, чтобы сделать чебурашку и крокодила Гену, ума не приложу. Сделали бы игровой «хит» по мультфильму «Тайна далекого острова» (1958), а в нём: фигурку профессора, его внука, островитянина Дума, вождя Ботуалло, модель субмарины Л-36, ну и, конечно, усатого негодяя дона Хуана Сан Диего и его команды. Радости и восторгу не было бы предела. Но нет…


А это – да, начальная школа для девочек. Наша внучка пошла в школу, и её девочки, включая младшую Наденьку, тоже в неё пошли. И придя домой из школы, она повторяла с ними то, что прошла в классе! Удобно, не так ли?

Зато теперь с этим куда как проще, и вам вполне по силам вовлечь ребенка в игру по понравившемуся ему мультику (если только он сам собой в него ещё не вовлёкся), а затем можно к нему уже добавлять и нечто самодельное. Ребенок запомнит это ваше участие в его играх на всю жизнь…


P.S. «Новый год приходит, Новый год приходит, Новый год приходит…»
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    17 декабря 2022 06:37
    Для кого-то в детстве куклы, а для кого-то машинки, пистолеты, ружья, с приобретением которых в конце 50-х начале 60-х были проблемы (выбор небольшой и скудный). Поэтому делали сами из дерева, глины, выливали из свинца. С мультиками и детскими программами по ТВ тоже были проблемы (телевизоры не у всех), да и программа на ДВ в 60-х начиналась в 19.00, а заканчивалась в 23.00. Но ничего росли здоровыми, крепкими, сами придумывали игры и делали атрибутику к ним.
    1. +5
      17 декабря 2022 06:44
      Цитата: rotmistr60
      Но ничего росли здоровыми, крепкими, сами придумывали игры и делали атрибутику к ним.

      Да, и положительные моменты того воспитания надо сохранить и преумножить а негативные - исключить.
      1. +2
        17 декабря 2022 08:02
        Цитата: kalibr
        Цитата: rotmistr60
        Но ничего росли здоровыми, крепкими, сами придумывали игры и делали атрибутику к ним.

        Да, и положительные моменты того воспитания надо сохранить и преумножить а негативные - исключить.

        Спасибо за очередную хорошую статью. hi
      2. +5
        17 декабря 2022 16:43
        Добрый день, Вячеслав! smile

        Коли речь зашла об игрушках, тут же вспомнились стишки известных в своё время куплетистов Шурова и Рыкунина:
        "Мать игрушку покупала
        Для трёхлетнего юнца,
        Вдруг игрушка та упала
        И убила продавца! laughing
  2. +1
    17 декабря 2022 09:55
    Вот правильно, научите, это страшно важно! При этом чем проще игрушка, тем лучше. Потому что кусочек деревянной плашки, являющийся в игре то танком, то домом, то человеком, максимально будит воображение ребенка, тренирует его и развивает. Чем более подробна игрушка, тем сильнее она сковывает воображение, и так не развитое еще. Ни в коем случае нее давайте ребенку ничего, вообще ничего из того, что сфотографировано для статьи, если не хотите навредить ему. Разум и воображение находятся в пространстве разума и воображения, внутри человека, а не снаружи!
    А все эти штуки можете купить себе. Взрослому они приятны и даже полезны для релаксации. Но не ребенку же!
    Вообще, вся тема детства и развития в нашей стране изуродована так, что становится реально жутко. Чудовищная педология и игровое воспитание, приводящие к массовому превращению детей в будущих преступников, наркоманов и неудачников, приняты как основная линия воспитания. Даже насчет игрушек никакого понимания нет! Неудивительно, что результаты такого подхода настолько провальны...
    1. +1
      17 декабря 2022 10:04
      Цитата: михаил3
      все эти штуки можете купить себе

      Вообще-то как раз их-то купить и нельзя - они практически все самодельные. И делалась вместе с детьми.
      Цитата: михаил3
      Неудивительно, что результаты такого подхода настолько провальны...

      А где они провальны? У меня в семье?
      Вам бы Михаил прежде чем писать, в учебник по возрастной педагогике бы заглянуть... Уверен, что дадите Вы детям на выбор Ваши щепки и вот все эти самоделки они выберут как раз их, а не Ваши дрова.
      1. -4
        17 декабря 2022 10:17
        Если вы их делаете вместе с детьми, это прекрасно. Только другим детям их не давайте. Для ваших детей это здорово, для других плохо.
        Цитата: kalibr
        У меня в семье?

        А вы читать вообще умеете? Или только писать? Где я хоть полсловом упоминал вашу семью?! Чукча не читатель... Об учебниках педагогики и есть моя печаль. Там все настолько плохо, что у нас в стране миллионное дезертирство, если вы не заметили. У тех самых детей, которых учили согласно указаниям этих учебников. И наркомания достигла фантастических успехов. И преступность в полном порядке. Вообще массовое калечение психики детей у нас является основной задачей и приоритетной целью практически всего государства. Вы хоть к тренду не присоединяйтесь...
        1. +9
          17 декабря 2022 11:05
          Цитата: михаил3
          Если вы их делаете вместе с детьми, это прекрасно. Только другим детям их не давайте. Для ваших детей это здорово, для других плохо.

          Весьма спорный тезис. Сидел с внуком на больничном и из простого картона вырезал ему щит, меч и шлем. Раскрасили это "добро" фломастерами и вуаля - "лыцарь". После больничного поволок он эти доспехи в садик, так воспитательница говорит, что вся группа мочалила их неутомимо, после чего картон утратил свою жёсткость и они реально превратились в тряпки. Благо в материале нехватки нет, вырезал новый. Что характерно, в магазине полно китайских пластмассовых мечей и щитов, но они не приживаются и не востребованы, а картонный на ура. Сделал ему головной убор индейского вождя. Традиционно использовав раскрашенную индейским орнаментом ленту картона, на которую нашил хвост и крылья рябчика + сделал томагавк(картон) оклеенный фольгой. Всё, таскает не снимая, предпочитая магазинским игрушкам, вся хата в перьях. А всё потому, что делали вместе и он был погружен в процесс. А магазинская игрушка души не имеет, типа на вот чадо, держи, иди играй и не мешай.
          1. +4
            17 декабря 2022 11:26
            Дмитрий, какой Вы молодец! Специально для Вас обязательно напишу про индейские головные уборы... Ещё лучше сделаете!!!
            1. +5
              17 декабря 2022 11:41
              Цитата: kalibr
              Дмитрий, какой Вы молодец! Специально для Вас обязательно напишу про индейские головные уборы... Ещё лучше сделаете!!!

              Благодарю Вячеслав, будем ждать! hi
          2. +1
            17 декабря 2022 11:48
            Есть наборы для росписи игрушки. Пластиковые или гипсовые игрушки лучше покупать именно под роспись так как они повыше качеством. Ну и картон тоже всегда раскрашивать.
            1. +2
              17 декабря 2022 21:10
              Цитата: ycuce234-san
              Есть наборы для росписи игрушки. Пластиковые или гипсовые игрушки лучше покупать именно под роспись так как они повыше качеством. Ну и картон тоже всегда раскрашивать.

              Да,и пусть берет и расписывает...
          3. 0
            17 декабря 2022 12:47
            из простого картона вырезал ему щит, меч и шлем.

            Дело хорошее. Но вот научи вы сына самого такие штуки делать - было бы несравнимо лучше. Нас вот деды учили играть и в чижика, и в казаки-разбойники, и битки показали как лить, и высекалы продемонстрировали. Но ВМЕСТО НАС они не играли. Сам изготовь инвентарь и играй, пацан) А вам игру у детей отымать не стыдно? Найдите себе партнеров по играм в своем возрасте. Такие есть) Доспех только придется сделать не картонный. Или дело в этом? Доспеха получше не осилить, так что...
            1. +2
              17 декабря 2022 16:55
              Цитата: михаил3
              Дело хорошее. Но вот научи вы сына самого такие штуки делать - было бы несравнимо лучше.

              У меня внук. Так ведь делал то я эти "доспехи и уборы" при нём, его участии и на его глазах, т.е. на наглядном примере, как ещё учить по другому я не знаю.
              Цитата: михаил3
              А вам игру у детей отымать не стыдно? Найдите себе партнеров по играм в своем возрасте. Такие есть)
              Не совсем понял суть упрёка. Внук болел, а я,как дед, с ним сидел дома, пока его родители на работе. Ну вот и пришлось что то придумывать.
              Цитата: михаил3
              Доспех только придется сделать не картонный.Или дело в этом? Доспеха получше не осилить, так что...

              Дык, что нашлось под рукой, с того и слепил. В четырёх стенах выбор "стройматериалов" так то бы не велик request
              Цитата: михаил3
              Нас вот деды учили играть и в чижика, и в казаки-разбойники, и битки показали как лить, и высекалы продемонстрировали. Но ВМЕСТО НАС они не играли
              belay Я в растерянности winked
              1. +3
                17 декабря 2022 17:13
                Цитата: Ныробский
                У меня внук. Так ведь делал то я эти "доспехи и уборы" при нём, его участии и на его глазах, т.е. на наглядном примере, как ещё учить по другому я не знаю.

                Завидую Вам, Дмитрий белой завистью! Не хватает времени у меня заниматься детьми так, как хотелось бы, и дедам их уже хорошо за 80. Эх, где 8-ми часовой рабочий день и 5-ти дневная рабочая неделя ... Еле хватает времени, что бы с ФГОС-овскими ляпами разобраться, типа "Князь Владимир, когда крестился, сразу стал строить больницы и школы". ))) Ну и живности куча, кошки, собаки и ястреб-тетеревятник тоже времени, конечно, отнимают, за то учатся дети тому, что "мы в ответе за тех, кого приручили".
            2. +4
              17 декабря 2022 21:12
              Цитата: михаил3
              Но ВМЕСТО НАС они не играли

              Вы хотите сказать, что Ныробский ходил в садик и там играл с мечом и щитом вместо своего внука? Круто... И его никуда потом не увезли?
        2. +5
          17 декабря 2022 11:24
          Цитата: михаил3
          Только другим детям их не давайте. Для ваших детей это здорово, для других плохо.

          Странно! По-моему хорошее всегда хорошо. И если это хорошо для моих детей, то почему должно быть плохо другим? Хотя - да, детям, родителей-козлов скорее всего это пользы не принесет, как и родителем-козлам. Но пишу-то для для вменяемых.... А их на ВО у нас много и даже очень.
          1. 0
            17 декабря 2022 12:44
            Потому что труд поднимает ваших детей, особенно труд осмысленный и созидательный. Но подробно проработанная кукла отнимает возможность развиваться у других, вот и все.
            1. 0
              17 декабря 2022 21:22
              Цитата: михаил3
              Но подробно проработанная кукла отнимает возможность развиваться у других, вот и все.

              Почему? А сделанный мне женой будерброд с икрой отнимает возможность его съесть у соседа, и не одного. А мне на это наплевать, все равно делиться на буду. А Вы каждую сосиску делите со соседями, да?
          2. +3
            17 декабря 2022 17:41
            Здравствуйте, Вячеслав Олегович!
            Цитата: kalibr
            Но пишу-то для для вменяемых....

            Просьба к Вам, напишите статью, если возможно, как приучали детей к труду, к тому, что жизнь - это совсем не игра, кнопочки "Сохранить" в ней нет.))) Как учили детей быть взрослыми, в королевских семьях, в дворянских, в купеческих. В раннем СССР, вся школьная программа была построена на том, что бы приучить детей тому, что взрослая жизнь - не игра. Я учил младшую дочь читать по Сталинскому букварю, что интересно, процентов 70 текста и картинок там посвящены помощи взрослым, работе в мастерских, на подсобном хозяйстве, процентов 20-25 учебе и 5-10% играм и развлечениям. А сегодня и в старших классах пытаются применять игровую форму обучения, что, по моему мнению, недопустимо.
            1. +3
              17 декабря 2022 21:09
              Цитата: aleksejkabanets
              А сегодня и в старших классах пытаются применять игровую форму обучения, что, по моему мнению, недопустимо.

              Согласен с Вами, это надо раньше... Я и моя дочь 4 года вели занятия с ребятами в классе, где училась моя внучка и её дочь, насмотрелись всякого. Но это дало огромный опыт...
            2. +3
              17 декабря 2022 21:16
              Цитата: aleksejkabanets
              Как учили детей быть взрослыми, в королевских семьях, в дворянских, в купеческих.

              Не очень хорошо я знаю эту тему. Больше интересовался педагогикой иного плана. Но что-то вдруг да найдется...
              1. +2
                17 декабря 2022 22:14
                hi Вячеслав Олегович. Интересно, а потешные затеи юного Петра Алексеевича чем не подготовка к "взрослой" жизни? ИМХО, любая детская игра - это и есть...
                Спасибо за прекрасную статью и фото к ней.
                1. +1
                  18 декабря 2022 08:02
                  Цитата: Толстый
                  а потешные затеи юного Петра Алексеевича чем не подготовка к "взрослой" жизни?

                  Ай, да Андрей Борисович! Напомнил историку то, что он был должен помнить как Альфу и Омегу. Проблема лишь в том, чтобы подобрать интересные фото и прочитать об этом. Вспомнил, что есть дореволюционная книга "Игры детей" и там есть... Словом,пожелание принято к исполнению.
  3. 0
    17 декабря 2022 10:06
    Цитата: михаил3
    Потому что кусочек деревянной плашки, являющийся в игре то танком, то домом, то человеком, максимально будит воображение ребенка, тренирует его и развивает.

    У ребенка дикаря - да, потому, что он слаще морковки ничего не видел... У современного - нет.
    1. -2
      17 декабря 2022 10:23
      Поэтому уже третье (по моей памяти) поколение людей демонстрирует отрицательный рост) разума и памяти. Раньше каждое поколение было умнее предъидущего. Но эта тенденция закончена. Ура! Мы сделали это! Бодрым маршем идем по направлению к полному идиотизму, старательно впихивая в ребенка все что послаще. Какие же мы молодцы!
      Чтобы развиваться, строить, надо идти против энтропии. Чтобы деградировать, портить, разрушать, надо идти в ее направлении. Идти против энтропии тяжело и сложно. По вектору разрушения - просто и приятно. Обязательно кормите ребенка сладким во всех сферах! Чтобы ему было как можно приятнее! Результат не замедлит сказаться, как только ребенок испытает первые же трудности, которые вы не сможете отвести...
      1. +4
        17 декабря 2022 11:32
        Цитата: михаил3
        Раньше каждое поколение было умнее предъидущего. Но эта тенденция закончена.

        Уменьшение объема мозга у ГОМО САПИЕНС было отмечено сразу после наступления "эпохи городов", то есть началось ещё 10000 тому назад! Это общая тенденция для... массы. Но цивилизацию движут вперед исключения, вот что хорошо
        Цитата: михаил3
        Обязательно кормите ребенка сладким во всех сферах! Чтобы ему было как можно приятнее!

        И это неправильно. И есть масса книг и статей, где об этом написано и у нас и за рубежом. Но... людям говорят, не кури, а они курят... Так и здесь. Дураку ничего не вдолбишь, сын дурака, тоже будет дураком, а так как медицина спасает и дураков, то они плодятся в больших количествах.
        1. -3
          17 декабря 2022 12:41
          Видите ли, уменьшение массы мозга не имеет отношения к качеству разума) Ну то есть вообще. Это тоже довольно давно установлено. Мозг очень умных людей практически никогда не поражает массой) Бывает, конечно... иногда.
          Да, книг много. А вам вот на пользу ни одна не пошла. Очень жаль. В одной старой книжке было написано примерно так - кто любит сына своего, тот наказует его. Ну и те, кого надо пороть с утра до вечера, а вечером лучше вообще шлепнуть, тут же повели пропаганду "о зверстве") Не желая видеть очевидного посыла, во первых о справедливости, потому что твой сын или нет, а накосячил - получи свое, а не чужое. А во вторых, хочешь сына хорошим, умным, сильным человеком - будь суров. Нет иного пути. Очень завидую знакомой женщине, которой в детстве родители вообще сахара не давали. Эх, мечта - одна пломба за более чем 50 лет! Во всех остальных "сладостях" точно такой же результат...
          1. +4
            17 декабря 2022 21:04
            Цитата: михаил3
            А вам вот на пользу ни одна не пошла.

            Советским детям пошли на пользу мои книги. В СССР не было такой СЮТ, ЮТ или кружка где бы их не было. Самоделки из них участвовали в конкурсах и смотрах, ездили на соревнования, получали золотые и серебряные медали ВДНХ СССР, многие выбрали свой жизненный путь их начитавшись. То есть все они были идиоты начитавшиеся книг полнейшего невежды. Н-да, контингент деток Вы нам нарисовали...
          2. 0
            18 декабря 2022 08:11
            Цитата: михаил3
            А во вторых, хочешь сына хорошим, умным, сильным человеком - будь суров.

            У меня другой подход. Атаманши из "Кая и Герды": "Детей нужно баловать, только тогда она вырастают настоящими разбойниками!" Растил так дочь и... она добилась всего чего хотела - к.и.н.н. доцент, трейд-менеджер фирмы по продаже дамских сумок. Прекрасно водит авто, отдахает в Итали, Греции и Турции два раз в год и готовит, а как она готовит. Я ел! Потом настала время внучки. Получила одно образование, сейчас получает другое, менеджер крупной фирмы по продаже спец-одежды. И это только начала. Сама нашла работу, сама прошла собеседование и добилась что взяли её, совсем молоденькую девушку. А все почему? Потому, что "дети у которых все есть" уверены в себе, у них нет жалостливо-искательного выражения в глазах - возьмите меня у меня нет денег, на все согласная...
            1. 0
              18 декабря 2022 10:53
              Я знаю этот подход. И результаты его наблюдаю каждодневно, потому и пишу что пишу.
              1. 0
                18 декабря 2022 11:06
                Цитата: михаил3
                Я знаю этот подход. И результаты его наблюдаю каждодневно, потому и пишу что пишу.

                Михаил, я не знаю, что Вы наблюдаете. И Ваше знание мне недоступно. Я пишу про свою семью. И понятно, что не выдумываю. Даже здесь на ВО есть люди которые знают и мою дочь и внучку и... что все оно так и есть. А на других (скажу Вам по секрету, мне совершенно... наплевать!)
    2. +2
      17 декабря 2022 20:54
      Потому что кусочек деревянной плашки, являющийся в игре то танком, то домом, то человеком, максимально будит воображение ребенка, тренирует его и развивает.

      У ребенка дикаря - да, потому, что он слаще морковки ничего не видел... У современного - нет.

      Немного соглашусь с комментатором Михаил3. Мой брат старше меня на 10 лет. Его детство прошло в 80 е. Знаете как он играл с ребятами одноклассниками. Они играли гильзами (пустыми) маленькими, если я не ошибаюсь для строительных пистолетов они использовались. Гильзы это солдаты. Вот так воевали армиями.
      А наш папа из деревянных брусков делал корабли в деревне. Просто доска побольше и маленькая доска, прибита сверху гвоздём (надстройка). Мне досталось парочку кораблей. Я собирал колорадских жуков и размещал их на корабли. Это была команда. lol без потерь при обстрелах камнями не обходилось. Было весело. А так были конечно же и магазинные игрушки.
  4. +4
    17 декабря 2022 13:34
    Конечно, дети преодолевали этот порок производства за счёт своей фантазии, но… как быть, если у ребенка эта самая фантазия не развита?


    А почему? Фантазию нужно развивать, сама она не появится. А чтобы фантазия развивалась, в ней должна быть потребность, причем потребность неудовлетворенная. А когда ребенку предлагают все готовенькое: вот тебе Барби, вот её приятель Кен, вот их розовое авто и домик с садиком... короче, все на блюдечке... зачем тогда фантазия? Бери и потребляй готовый продукт. Таким образом можно воспитать образцового потребителя смыслов, а не того, кто способен творить и учиться создавать смыслы самостоятельно.
    1. +2
      17 декабря 2022 21:05
      Цитата: Illanatol
      А когда ребенку предлагают все готовенькое: вот тебе Барби, вот её приятель Кен, вот их розовое авто и домик с садиком... короче, все на блюдечке... зачем тогда фантазия?

      Вам тут всем повылазило что ли? Где здесь готовый продукт Вы увидели?
  5. +2
    17 декабря 2022 13:36
    Цитата: kalibr
    У ребенка дикаря - да, потому, что он слаще морковки ничего не видел... У современного - нет.


    Дикари обожают мед laughing

    В этом проблема современных детей, страдающих от пресыщенности.
    Слишком хорошо - тоже плохо.
    1. +2
      17 декабря 2022 21:07
      Цитата: Illanatol
      В этом проблема современных детей, страдающих от пресыщенности.

      Вы точно читали статью?
      1. +1
        18 декабря 2022 08:18
        Точно, точно. Предлагаете копировать западнюков, делать готовый продукт по популярным историям: "Почему в СССР додумались лишь до того, чтобы сделать чебурашку и крокодила Гену, ума не приложу. Сделали бы игровой «хит» по мультфильму «Тайна далекого острова» (1958), а в нём: фигурку профессора, его внука, островитянина Дума, вождя Ботуалло, модель субмарины Л-36, ну и, конечно, усатого негодяя дона Хуана Сан Диего и его команды. Радости и восторгу не было бы предела. Но нет…"
        А я вот считаю, что было бы более правильно дать возможность детям самим творить на основе запавших образов: рисовать, делать фигурки из пластилина (или иных материалов), театральные постановки. Полезнее однозначно, чем просто купить готовые куклы, которые быстро наскучат.
        В последнем случае и имеет место готовое потребление, творчество не востребовано.
        Разница как между книгой и фильмом. Читаешь книгу - сам представляешь образы, смотришь фильм - видишь готовые, воображать уже ничего не нужно.
        1. 0
          18 декабря 2022 09:03
          Цитата: Illanatol
          А я вот считаю, что было бы более правильно дать возможность детям самим творить на основе запавших образов: рисовать, делать фигурки из пластилина (или иных материалов), театральные постановки.

          Это их должны научить родители. Сами дети не могут.
  6. 0
    18 декабря 2022 08:07
    Цитата: kalibr

    Вам тут всем повылазило что ли? Где здесь готовый продукт Вы увидели?


    А что нет? Конечно, готовый продукт, который надо лишь потребить.
    Вспоминается советский мульт про "Великого Нехочуху"... laughing
    1. 0
      18 декабря 2022 09:09
      Цитата: Illanatol
      Конечно, готовый продукт,

      Кукольный сервиз на столе (два) - этого готовый продукт? Мебель... Даже у куклы мужичка усы и бородка подрисованы. Все платья и одежда сшиты... Игрушки по фильма могли бы ДОПОЛНИТЬ игровые возможности детей, расширить рамки игр, а в статье речь идет о том, чтобы научить детей самостоятельно делать,посуду, мебель, шить одежду для кукол. Кукол из тряпок делать не нужно, если они есть готовые, но вот одежду, украшения, почему - нет? Недоступно было это понять из текста. Другие вот поняли без проблем... Ах да, я разлюбезный Ваш совок поругал. Ну так он сдох, при всей своей отличной образовательной системе, самом читающем населении, самых обортирующихся бабах и пьющих мужиках, и самых творческих детях. Натворили... однако, детки крестьян от сохи и секретарей ЦК от комбайна...
  7. 0
    19 декабря 2022 13:15
    Нидачитала комменты до конца.

    Как хорошо рассуждать о том, что когда-то было.
    Никто не вспомнил, что зима на улице, что горки делать пора, нужно и можно. Что машины у всех есть, а в них лопаты ))).
    И снега навалило, а мы ждём , пока горку сделает кто-то.
    А горки это мужские игры))) деда, папы и детей)))
    А почему только для своих внуков? Можно же и во своём дворе.
    Никто об этом и не вспомнил. Куклы помним, чтоб дети возились бы и не смогли пораниться. На горке же все возможно.
    Тем не менее, это тоже воспитание и познавание жизни и самозащиты.
    Диван не отпускает.
  8. 0
    19 декабря 2022 14:10
    Цитата: kalibr
    Ах да, я разлюбезный Ваш совок поругал. Ну так он сдох, при всей своей отличной образовательной системе, самом читающем населении, самых обортирующихся бабах и пьющих мужиках, и самых творческих детях. Натворили... однако, детки крестьян от сохи и секретарей ЦК от комбайна...


    "Никогда ещё Штирлиц не был так близок к провалу..."
    Вот и признайте честно, что эта ваша статья - просто очередной наезд на "совок", завуалированный (под заботу о чадах) упрек ему.
    Натворили, кстати, ваши любезные либералы. Поскольку перестроечный СССР - детище либеральной идеологии, которая и довела страну до развала. Пока в СССР доминировала коммунистическая идеология - государство стояло нерушимо. А вот когда к власти прорвались ваши единомышленники - все и посыпалось. И ничего жизнеспособного либералы и демократы создать не смогли в качестве альтернативы "совку".
    И в 90-е годы страна деградировала ударными темпами. Пить, кстати, стали больше, да еще и "герычем" увлекаться.

    Так что... "недостатки советского строя составляют суть строя нынешнего".

    П. С. Аборт пишется через А. Литератору не пристало орфографические ошибки совершать даже в возбужденном состоянии... hi