Некуда тратить деньги: 5,7 млрд для русских школ в Таджикистане

49
Некуда тратить деньги: 5,7 млрд для русских школ в Таджикистане


«Мягкая сила» России?


Сейчас принято говорить о проецировании «мягкой силы» в тех или иных регионах постсовесткого пространства. В частности, поддержание интереса к русскоязычной культуре через школьное образование в Средней Азии. Примечателен в этом случае Таджикистан, в котором, как утверждается, единственным языком межнационального общения является русский. Но есть нюансы. Прежде всего, это стремительная «дерусификация» республики.



Проследим хронологию событий.

В 2007 году бессменный президент Эмомали Рахмонов становится Рахмоном – отказывается от русского суффикса «-ов» и призывает «таджиков вернуться к культурным корням и использовать свои собственные имена». Что незамедлительно было выполнено по всей стране.

Старательно вымарывался русский язык из средств массовой информации – телевизионные каналы с российской пропиской закрывались, а таджикский язык занимал все большую долю в вещании. Еще до 2009 года статус русского языка в Таджикистане был закреплен законодательно. Но с принятием «Закона о государственном языке Республики Таджикистан» пункт о русском языке как межнациональном был отменен. Теперь русскому человеку придется обращаться в налоговую, школу, прокуратуру и прочие госучреждения на таджикском фарси.

В 2010 году отменяется обязательная публикация нормативно-правовых актов на русском. Позже начались торги Душанбе за 201-ю российскую военную базу и обширный кредит на строительство Рогунской гидроэлектростанции. В этот период гонения на русский язык заморозились. Оцените пассажи Рахмона 7–8-летней давности:

«Таджикистан придает большое значение развитию отношений с Россией... Русский язык – это богатство Таджикистана».

И

«Русский язык – это окно для Таджикистана в мир. Таджикистан не собирается отказываться от русского языка».


Кт-то может справедливо возразить, дескать, Таджикистан – это независимое национальное государство, самостоятельно определяющее векторы развития. Хотят запрещать русский язык, пусть запрещают, это их суверенное право. Только вот независимость держится по большому счету на семитысячном контингенте 201-й базы армии РФ и более 30 процентов ВВП республики родом из России. В жирные годы гастарбайтеры переводили на родину не менее 2,5 млрд долларов.

Россия в последние годы, как могла, поддерживала интерес к русскому языку в Таджикистане. Так сказать, при молчаливом согласии Душанбе. В столице республики работают четыре вуза с русскими корнями Российско-Таджикский (славянский) университет, филиалы МГУ, МЭИ и МИСиСа. В городе Худжанде работает Центрально-Азиатский филиал Российского нового университета. Научные работы и диссертации публикуются и защищаются на русском. Надо ли говорить, что все это хозяйство функционирует исключительно на финансах Москвы?

Еще одной немаловажной статьей расходов являются немногочисленные русскоязычные школы. При этом удивляют расходы государства на эти направления. Так, в прошлом году направили более 150 млн долларов на строительство пяти школ в Душанбе, Ходжент, Бохтар, Куляб и Турсунзаде. Не хочется копаться в чужих бюджетах, но это более двух миллиардов рублей на одно учебное заведение! Осталось только найти аналогичные по затратам на постройку школы в России. Не в Москве, конечно, а где-нибудь за Уралом.

При этом для преподавания в среднеазиатской республике выделяются самые лучшие учителя, издаются учебники и строятся прогрессивные образовательные программы.

Дорогие русские школы


Первого сентября многомиллиардные школы были открыты. Названия получили соответствующие – имени Юрия Гагарина, Михаила Ломоносова, Антона Чехова, Дмитрия Менделеева и Константина Ушинского. Каждая рассчитана на 1,2 тыс. учеников. В последние десятилетия в Таджикистане было сформировано не менее полутора тысяч классов с обучением на русском языке. А еще в 29 школах учат исключительно на русском.

Казалось бы, это должно было давно стать для продвинутой таджикской молодежи настоящим билетом в счастливое будущее в России. Но то, что сейчас наблюдается в среде приезжих на заработки, совершенно с этим не коррелируется. Точнее, коррелируется, но отрицательно. То есть, чем моложе работающий в России приезжий таджик, тем дальше он от российской культуры и тем более от русского языка.

Фолом последней надежды в такой ситуации выглядит выделение почти 6 млрд рублей для упомянутых выше школ. Как пишут в распоряжении Правительства РФ, сумму перечислят до конца 2022 года для

«реализации 3-го этапа перечня мероприятий, включая работы и услуги, реализуемые на территории Республики Таджикистан (выполнение строительно-монтажных работ), а также 5-го этапа (оснащение помещений)».

Сразу несколько вопросов.

Что за школы президенты двух стран открывали в День знаний, если для каждой дополнительно требуется еще примерно по 1,148 млрд рублей? Насколько оправданы такие гигантские инвестиции в счастливое будущее юных таджиков, если большая часть выпускников на интересы России работать не будут?

И наконец, главный вопрос – сколько аптечек, бронежилетов, касок и прочего обмундирования можно было бы приобрести для мобилизованных? На последний вопрос отвечу – очень много. Россияне порой последнее отдают на нужды фронта, а мы создаем эксклюзивные условия в школах когда-то братской республики.

Недавние высказывания Эмомали Рахмона о невнимательности России к интересам Таджикистана тому явное подтверждение. Миллиарды, видимо, стали символическим знаком внимания от российской стороны. Наглядный пример другим республикам Средней Азии – как надо разговаривать с Россией.




Новые русскоязычные школы в Таджикистане действительно впечатляют

Ларчик открывается достаточно просто. Министерство просвещения создало в Таджикистане несколько элитарных школ, как по оснащению, так и по педагогическому составу. Для кого элитарная школа? Правильно, для местной элиты, дети которой никогда не поедут в Россию на заработки. Найдут применение в перераспределении финансовых потоков от трудовых мигрантов из-за рубежа. Может быть, за счет знания английского языка (который в русских школах явно на уровне) устроятся на работу в местный МИД.

Портрет типичного наёмного рабочего из Таджикистана в России – житель глубинки, либо уже успевший обзавестись большой семьей, либо сам из большой семьи. Он не посещал русскоязычных школ. Хорошо, если вообще получил среднее образование.

Выходит, что государство тратит бешеные деньги, а внутри страны мы получаем изолированные от общества кланы мигрантов, которые даже не собираются интегрироваться. Россия для них не второй дом, а исключительно дойная корова. Где можно не соблюдать местные традиции, но требовать соблюдения собственных.

Читатель задаст вопрос – а как быть с оставшимися русскими в Таджикистане? Они вынужденно будут лишены преподавания на родном языке? Своих бросать нельзя, но на репатриацию нужны деньги, и немалые. Откуда взять как минимум несколько миллиардов на эти цели, думаю, читателю уже понятно.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    15 декабря 2022 05:31
    Ни чему не учит история. В СССР отстроили, отучили и чем закончилось? и сейчас снова начинаются те же танцы на граблях =(
    В таком деле нужно брать "рабочую" модель от американцев или китайцев, где каждая вложенная копейка возвращается рублем, нет "возвращения" нет больше денег. На востоке понимают зачастую только силу. А всякие дипломатии в их случае развешивание лапши на уши. За такие деньги могли бы стребовать от них законодательные поблажки для проживающих там русских. А так год-два снова всех учителей выгонят и будет какому нибудь баю "летний домик".....
    P.S. или оформлять как собственность России, сдавать в аренду....
    1. +8
      15 декабря 2022 07:55
      Представляю сколько таджики из этих денег "распилили", коррупция в восточных деспотиях это основа государства.
      1. +1
        15 декабря 2022 19:28
        Гражданский (Вадим). Сегодня, 07:55. НОВЫЙ - "....Представляю сколько таджики из этих денег "распилили"..."

        Не обижайте спонсоров из госиянских любителей "мягкой" силы love . Это конечно не 300 млрд из ЗРВ "неожиданно" замороженных в Европах. feel Но. тоже таки деньги bully . Интересно. они коренных от слова совсем уже не видят в упор (что в РФ от Балтийска — самый западный город России (и Калининградской области), до Владивостока) со школами у коренных всё нормально или ... belay
        Да и смешно... матрасы всё равно "нарисуют" своей "капусты" на мягкую силу и не обязательно "настоящих" см. их опыт их "работы" в Афгане. Чечьне....Они сразу "ослика с мешками капусты" к "баю" и вся мягкая сила.... bully
    2. +2
      15 декабря 2022 10:17
      Цитата: геологоразведка
      Ни чему не учит история. В СССР отстроили, отучили и чем закончилось? и сейчас снова начинаются те же танцы на граблях =(
      В таком деле нужно брать "рабочую" модель от американцев или китайцев, где каждая вложенная копейка возвращается рублем, нет "возвращения" нет больше денег. На востоке понимают зачастую только силу. А всякие дипломатии в их случае развешивание лапши на уши. За такие деньги могли бы стребовать от них законодательные поблажки для проживающих там русских. А так год-два снова всех учителей выгонят и будет какому нибудь баю "летний домик".....
      P.S. или оформлять как собственность России, сдавать в аренду....


      Вот прямо с языка сняли! Сколько можно строить для кого то! Посмотрели бы на школы/ садики в глубинке российской.
      1. +2
        15 декабря 2022 19:26
        Вот в городе N-ск в конце 80-х было около 100 тыс. населения и куча школ и, соответственно, детей. Прошло 30 лет с небольшим - народу менее 70 тыс., остались в основном пожилые. Молодежь утекла и утекает в областной город, пустых школ вагон и маленькая тележка.
        Причина - отсутствие работы.
        1. 0
          17 декабря 2022 21:40
          Вы точно написали про мой город. hi На школы страшно смотреть,денег нет,и не будет.
  2. +13
    15 декабря 2022 05:35
    Первый признак потери лояльных к нам республик это русофобия и деруцификация населения страны.
    Во всех республиках окружающих Россию это происходит как под копирку одинаково и с одинаковым результатом.
    Чтобы этого избежать надо держать в ежовых рукавицах местную элиту... удаляя оттуда русофобов и ненавистников России разными способами( можно взять на вооружение опыт американцев).
    Таджикистан не исключение... и простое вливание денег туда якобы на школы это выкидывание их на ветер... уйдут в никуда... учитывая местную байскую коррупцию.
    Вливать в русские школы деньги надо из местного бюджета... а то Россия щедрая душа отваливает щедрые подарки без полного контроля над ними... опасная и сомнительная практика.
    1. +4
      15 декабря 2022 08:57
      Цитата: Леха с Андроида.
      Первый признак потери лояльных к нам республик

      Первый признак потери лояльности, это уничтожение РУССКИМИ своей своей страны!
      Цитата: Леха с Андроида.
      Таджикистан не исключение... и простое вливание денег туда якобы на школы это выкидывание их на ветер... уйдут в никуда... учитывая местную байскую коррупцию.
      Вливать в русские школы деньги надо из местного бюджета.

      А первый шаг к лояльности к нам, это работа с молодежью в этих республиках!
      Цитата: Леха с Андроида.
      Чтобы этого избежать надо держать в ежовых рукавицах местную элиту... удаляя оттуда русофобов и ненавистников России разными способами

      При активной работе на это потребуются десятилетия!
      Цитата: Леха с Андроида.
      Россия щедрая душа отваливает щедрые подарки без полного контроля над ними

      От куда информация об отсутствии контроля?
      Цитата: Леха с Андроида.
      Во всех республиках окружающих Россию это происходит как под копирку одинаково и с одинаковым результатом.

      Это результат халатной работы МИДа, основанной на ветавшей в Кремле мысли " это же наши, мы с ними на партконференциях не одну бочку водку выпили!" Прозрение пришло после ввода войск США в Афганистан, но...поезд уже отходил от перона, на опустевшую поляну пришли американцы, а за ними и китайцы! Приход в эти республики через сердца детей-самый реальный путь для возврата лояльности к нам!
      1. +2
        15 декабря 2022 10:09
        В Таджикистане ученики "элитных" школ (к примеру, такая облицовка фасада у нас в Симферополе - только на новом здании "конторы") будут слушать и делать только то, что им скажут их родители...
        1. +5
          15 декабря 2022 12:47
          Цитата: ААК
          В Таджикистане ученики "элитных" школ..... будут слушать и делать только то, что им скажут их родители..

          Ели это так, то почему родители определили своих детей именно в эти школы....не подскажите?
  3. +22
    15 декабря 2022 05:55
    Таджикистан – это независимое национальное государство, самостоятельно определяющее векторы развития. Хотят запрещать русский язык, пусть запрещают, это их суверенное право.


    А что с этим не так? Почему Россия должна охранять и учить абсолютно чужих граждан? Если строительным холдингам нужны рабочие со знанием русского языка, то пусть они оплачивают прямыми платежами школы.
    1. +4
      15 декабря 2022 06:58
      Верно.Покупают краску и отделочные материалы на шикарные фасады и откаты чинушам(а куда еще идут подобные деньжищи?).И,кстати.Замечаю,во всяком случае то,что вижу-нас строят в осном местные строители(Кубань).
      1. +3
        15 декабря 2022 07:12
        В августе были совместные военные учения США и наших среднеазиатских бывших советских республик +Монголия. У наших границ. И после этого наши финансируют??? Интересно, какие требования и контроль к расходованию существуют ли. Или эти чиновники не знают, про СВО.Даже не подозревают как-будто.
      2. +2
        15 декабря 2022 08:58
        Цитата: dmi.pris
        Замечаю,во всяком случае то,что вижу-нас строят в осном местные строители(Кубань).

        Потому что самим нам строить и воевать лень!
  4. +9
    15 декабря 2022 06:03
    И что светит таджикам,со знанием русского языка в России? Перспективная работа в различных холдингах? На стройке,на полях? И таким образом Россия им станет роднее, а россиянам Таджикистан?
    1. -3
      15 декабря 2022 06:29
      Цитата: parusnik
      И что светит таджикам,со знанием русского языка в России? Перспективная работа в различных холдингах? На стройке,на полях? И таким образом Россия им станет роднее, а россиянам Таджикистан?

      А что им миллиарды с какавой за красивые глаза дарить что ли?
      Эти деньги надо отработать... а то этот бесплатный интернационализм слишком дорого нам обходится.
      1. +2
        15 декабря 2022 19:34
        А то же самое было при СССР: братским народам вливали по самое не-могу. У моей сестры тесть 15 лет отработал в Анголе, строя нефтеперерабатывающие комплексы и обучая местных работе на них. И где, в каком стане эти страны Африки? Такая же петрушка будет и со всеми остальными. Хорош давать! Лучше укрепить свои тылы и армию, а не чужие карманы...
    2. +6
      15 декабря 2022 07:07
      Цитата: parusnik
      И что светит таджикам,со знанием русского языка в России? Перспективная работа в различных холдингах? На стройке,на полях? И таким образом Россия им станет роднее, а россиянам Таджикистан?

      В том и дело, чтобы граждане соседних государств захотели изучать наш язык, они должны видеть ясные перспективы в будущем, а у нас их и большинство местных не видят...
      1. -5
        15 декабря 2022 09:00
        Цитата: Doccor18
        у нас их и большинство местных не видят...

        Или не хотят?
        1. +3
          15 декабря 2022 11:57
          Цитата: Serg65
          не хотят?

          Процент тех, кто "не хотят" примерно одинаковый всегда (правда на них можно так или иначе влиять), а процент тех, кто "не видит" серьезно отличается в разные периоды...
          1. -2
            15 декабря 2022 12:45
            Цитата: Doccor18
            процент тех, кто "не видит" серьезно отличается в разные периоды...

            Со времен Ивана Грозного этот процент, как явление, не меняется!
    3. 0
      15 декабря 2022 11:46
      Цитата: parusnik
      что светит таджикам,со знанием .... языка

      Могу ответить только историей из своей жизни. Она там - http://samlib.ru/s/schade_m/nofire.shtml
      Ссылкой, так как 5 килобайт в комментарий наверно не стоит. История реальная.
  5. Комментарий был удален.
  6. +6
    15 декабря 2022 06:30
    Была какая-то передача, что у них сделали ПТУ для будущих гастарбайтеров в Россию. Специальности и русский язык, не говорилось, что РФ участвовали. Им надо, сами и сделали.
    Насчёт выброшенных денег непонятно на что, автор абсолютно прав.
  7. +13
    15 декабря 2022 06:39
    Обычная коррупция, солидный процент уйдет в нужные карманы.
    1. +2
      15 декабря 2022 07:41
      Точно, тем более актуально для наших чинуш, в связи с поиском запасного аэродрома. На Запад путь закрыт
  8. +4
    15 декабря 2022 07:24
    Понимаю, что статья про точиков, но зачем им русский язык если и у нас, [quote][То есть, чем моложе родившийся в России местный русский, тем дальше он от российской культуры и тем более от русского языка./quote]Наберите в поиске министр культуры России в футболке. При такой министре, нет культуры для русских, что вы хотите от точиков.
  9. BAI
    +5
    15 декабря 2022 08:46
    Достаточно было 1 миллиард раздать лично чиновному аппарату Таджикистана и проку было бы гораздо больше. Не надо покупать весь завод, достаточно купить его менеджмент
  10. 0
    15 декабря 2022 08:51
    Только вот независимость держится по большому счету на семитысячном контингенте 201-й базы армии РФ и более 30 процентов ВВП республики родом из России. В жирные годы гастарбайтеры переводили на родину не менее 2,5 млрд долларов.


    Логика, прямая как столб. Даже добавить нечего.
  11. -1
    15 декабря 2022 09:42
    За тридцать лет ничегошеньки не изменилось. Та же логика: зачем России Таджикистан, остальные республики? Пошлем всех подальше и заживем. Ну, и послали. И республики послали подальше Россию и русских. Кому от этого лучше стало? Только лишь Западу и Китаю. В кои-то веки государство сделало что-то полезное: построило русскую школу в Таджикистане. Так надо не одну построить, а десять или сто. И не супер-пупер, а самые обычные. И учителей обучать в российских вузах. Тогда и отношение к России будет иное. А так - что? Те же таджики в России - люди второго сорта, по большей части низкоквалифицированная рабочая сила. И как они к ней должны относиться? Исключительно как месту заработка. И большего от них требовать нельзя.
    1. -2
      15 декабря 2022 15:35
      Согласен . вся эта статья полная фигня. 6 млрд это копейки для государства. Несколько км дорог в Москве. или десяток квартир элит класса. Там должно быть не 6 , а 600 млрд. И не просто в школы. А в первую голову совместные бизнес проекты. Но тут мы упираемся в собственных "элитников" Которые прекрасно умеют стелить плитку или строить человейники за мильенмиллиардов. А вот с строительство новых производств как то не очень. Постройте в той же Киргизии заводов десяток на 300 тыс раб мест. И там мигом проникнутся необходимостью учить русский. Но этож тогда никто не поедет за еду работать на стройках Москавабада. Поэтому наши организовывают спец поезда для гастарбайтеров.
      1. 0
        16 декабря 2022 21:27
        Было уже в СССР ,сотни заводов и школ и где благодарность? Себя надо поднимать, экономику, с/х. Тогда нас уважать будут.
  12. +2
    15 декабря 2022 10:40
    Осталось только снег неграм в Африку продавать по дисконту. Продукт дефицитный, эксклюзивный, спрос бешеный, а сколько на рефрижераторах можно отбить - дух захватывает!
    1. 0
      15 декабря 2022 19:39
      ГЗМ (губозакаточная машинка) не забудьте захватить...
  13. +3
    15 декабря 2022 12:04
    А сколько школ закрыли в нашей стране? Чтобы потянулись к нам,надо показывать своим примером.С русским языком и у нас неладно. Вроде говорят по русски,но дикция. Нужно ли чтобы на ближнем зарубежье знали русский язык? Нужно. Но каждое действие должно определять дальнейшее развитие.И все должно быть понятным прежде всего нашим людям.
    1. 0
      15 декабря 2022 19:43
      Правильно, давно замечено, что в глубинке в любой нац. республике русский толком не знают, взять ту же Башкирию или Калмыкию к примеру.
      Там не только акцент (черт с этим акцентом), но написать простое письмо или заявление - проблема с большой буквы.
  14. +3
    15 декабря 2022 13:53
    Цитата: геологоразведка
    Ни чему не учит история.

    Точно!

    Пока таджики вырезали русских целыми семьями, Ельцинская Россия понуро опустив голову стояла в сторонке, впрочем так же было и во время резни русских в Узбекистане.

    А сейчас вваливаем наши налоги в эти русофобсие феодальные недоносударства, чтобы их молодёжь, овладев "великим и могучим" приезжала в Россию, отнимала у нас рабочие места, попутно убивая и насилуя.

    Наши законодатели мать родную продадут, лишь быиугодить лоббистам ввоза азиатов в Россию.

    Нужно принимать законы защищающие нас от этих орд.
    Например в Турции, на каждого нанятого иноземцами, работодатель обязан нанять 5 (пять) коренных жителей!
    А у нас есть сферы трудовой деятельности, где нет ни одного коренного жителя России!
    1. +1
      16 декабря 2022 21:30
      Не прибавить не отнять! Визовый режим азиатами достойную оплату труда жителям России. Тогда и не будет этих проблем .
  15. 0
    15 декабря 2022 19:21
    Распил средств, либо, что более возможно - взятка для поддержания благопристойного поведения по отношению к путинской России
  16. +1
    15 декабря 2022 20:40
    300 лярдов "зеленых" наглосаксам подарили и не жужжат. Зато целых 8,5 миллиардов рублев выделят на поддержку отечественным медикам. Стыдно за страну. Позор лилипутам во главе с прохиндеями. Насчет Таджикистана и прочих бывших советских республик. У государства должна быть программа не вкачивать деньги баям или "шпротам", а переселять лояльное население на территорию РФ. Север, Сибирь и Дальний Восток пассионариев примут. Остальные пусть режутся между собой.
  17. 0
    16 декабря 2022 00:16
    А не запутался ли наш начальник, что-то много проколов по всем фронтам.
    1. 0
      16 декабря 2022 21:32
      Да не, стратегия ублажать олигархов и замена коренного населения лояльными к власти мигрантами из Азии и Украины.
  18. 0
    16 декабря 2022 04:15
    Выходит, что государство тратит бешеные деньги, а внутри страны мы получаем изолированные от общества кланы мигрантов, которые даже не собираются интегрироваться. Россия для них не второй дом, а исключительно дойная корова. Где можно не соблюдать местные традиции, но требовать соблюдения собственных.
    Бывшие советские республики средней Азии стали самостоятельными государствами. Их граждане вправе решать, где им жить и где работать. В последнее время наметилась тенденция оттока части трудовых мигрантов из России и убытие их на заработки в другие страны. Т.е. в нашу страну едет не самая образованная и квалифицированная часть мигрантов из ближнего зарубежья. В попытке создания там русских школ усматривается желание нашего правительства в перспективе получить хоть и не квалифицированные, но знающие русский язык кадры для внутреннего рынка трудовых ресурсов. На деле может получиться так, что к нам они могут и не доехать и все эти миллиардные вливания могут оказаться пустой затеей. А между тем у нас много вопросов в сфере образования России. До сего времени сохранилась масса старых школ, которые не соответствуют современным требованиям по площади зданий и пришкольной территории, а также наличия в них технических средств обучения. Исторически сложилось так, что часть этих школ находится в центральной части городов и там учатся дети. Местное руководство предлагает закрыть эти школы, а вместо них на периферии городов строить новые. Под маркой модернизации учебного процесса часть этих школ закрывается, при этом новые школы на периферии городов строить не спешат. В процесс вмешалась и РПЦ. Освобождённые школы превращают в учебные заведения религиозного направления, или они становятся частью монастырей и пр. церковных заведений, мотивируя это тем, что раньше при «царе Горохе» здания школ принадлежали местным епархиям, хотя на проверку это не всегда так. Вокруг школ реставрируются и воссоздаются храмы, колокольни и пр. Ничего плохого в этом нет, но надо чтобы этот процесс был не в ущерб светскому образованию. Проблемы школьного образования в России есть, как и в прочих направлениях деятельности государства и их надо решать в первую очередь.
  19. 0
    16 декабря 2022 11:56
    Живу в ближнем Подмосковье, 20 км от МКАД.
    Благодаря работе, общаюсь с школьниками ежедневно. Детей из семей таджиков, узбеков здесь очень много. Язык учить не хотят, даже посещая местные общеобразовательные школы.
    Поэтому вливание гигантских сумм в чёрную дыру воспринимается как бред.
  20. +1
    16 декабря 2022 17:07
    РФ это инвертированное (обратное) государство. Создано с целями прямо противоположными от целей нормального национального государства "выживание и процветания этноса".
  21. +1
    16 декабря 2022 20:34
    Стандартная модель рф
    Деньги хоть кому, только не русским
  22. 0
    16 декабря 2022 20:40
    Прежде чем вкладывать в (например) Таджикистан - спросить, проанализировать и принять решения, а сколько русскоязычных и на каких условиях оттуда уехало? Сколько было ограблено, изнасиловано и убито? Нет ведь ответа и - оценки государственной. И так - со всеми республиками Советского союза.
  23. 0
    17 декабря 2022 04:31
    Первое что сделали либерасты для оголтелой русофобии-ещё при борьке перестали в наших учебных заведениях бесплатно обучать офицеров армий бывшего СССР..сейчас мы это хлебаем полной ложкой,плачем и давимся...судя даже по этим коментам
  24. 0
    17 декабря 2022 20:19
    Опять распил. Причём двухсторонний. Мы для них все равно будем аккупантами. У нас в Воронеже многие школы печально выглядят. Вкладывать деньги надо в своих детей, а не в чужих. И рабочие места для своих создавать. Лучше оплатить переезд соотечественников, заодно пустующие квартиры пригодятся
  25. 0
    17 декабря 2022 23:46
    Я гражданин России и этнический таджик, искренне не понимаю чем вам не угодила моя нация! В ходе сво были заявлены такие цели как : денацификация, защита русского языка и культуры. Если для продвижения русской культуры вы считаете допустимым начало (развязывание) боевых действий, то строительство школ в регионе Центральной Азии, традиционном регионе вашего присутствия (в результате «Большой игры»), я считаю благом, учитывая то, что в прошлом вы приносили безусловно великую русскую культуру на штыках (1853-1895) и (приход СССР в Среднюю Азию). Более того являясь гражданином своей страны - России, соответственно военнообязанным, я не понимаю как я могу гипотетически сидеть в одном окопе с вами. Здесь было высказано множество мнений, но их вектор однозначно негативный по отношению к любой не титульной нации. Россия великая страна - сильна своей многонациональностью, а не этим шовинизмом порой переходящим в нацизм! Я искренне надеюсь что, большенство населения моей большой родины не разделяют эти шовинистские взгляды.

    P.s Создал аккаунт только что, т.к. мнения высказанные в этой статье меня глубоко тронули.