Проект подводного миноносца Е.В. Колбасьева («Матрос Петр Кошка»)

В мастерских Кронштадтского порта в 1901 году, в обстановке строгой секретности, корабельным инженером Николем Николаевичем Кутейниковым (годы жизни 1872 - 1921) по проекту, разработанному лейтенантом Евгением Викторовичем Колбасьевым (годы жизни 1862 - 1920), была построена электрическая подлодка, известная под названием «Петр Кошка» (подводный миноносец лейтенанта Колбасьева).

Аккумуляторные батареи общей массой 4000 кг обеспечивали в подводном положении дальность плавания 15 миль при скорости 3,5 узла, или 40 миль при скорости в 4 узла в надводном положении. Расчетная глубина погружения – 20 м. На заданной глубине лодка автоматически удерживалась спец. прибором (аналог «аппарата глубины» Пераля).

Проект подводного миноносца Е.В. Колбасьева («Матрос Петр Кошка»)



Экипаж судна – 3 человека (2 унтер-офицера и 1 офицер). Лодка несла две 381-миллиметровые торпеды в аппаратах совкового типа, установленных снаружи в верхней части корпуса в ДП в корме и в носу. Совкообразные торпедные аппараты отличались малой надежностью и в 1903 году во время испытаний дважды отказывали.

Корпус подводной лодки собирался из 9 секций, которые были оснащены всеми необходимыми механизмами. Масса самой тяжелой секции равнялась 1600 кг. Секции при сборке соединялись при помощи болтов. В разобранном виде субмарину транспортировали в стандартном железнодорожном вагоне. Для полной сборки требовалось 6 часов. Таким образом, именно Кутейников и Колбасьев являются создателями секционного метода создания субмарин, нашедшего в годы Второй мировой войны широкое применение. Правда, об этом их изобретении никто в ту пору не узнал.

Кроме сборно-разборной конструкции, подводной лодки имела еще одну уникальную особенность – расположение всех 6 гребных валов под углом 20 град. к диаметральной оси корпуса. Авторов проекта считал, что такое размещение валов должно было сделать подводный аппарат особенно маневренным. Однако в результате подлодка получилась чрезвычайно рыскливой. Даже незначительное изменение оборотов любого из 6 электродвигателей приводило к отклонению от заданного курса. Также, действовать в открытом море лодке не позволяла незначительная дальность плавания.

Непотопляемость подводной лодки обеспечивалась заполнением пробковой массой части объема судна. Три носовые и три кормовые секции служили для размещения механизмов управления ГР, балластных цистерн и АБ.

Планировалась использовать следующую тактику применения данной подлодки. Коммерческий пароход, плавающий под нейтральным флагом, заходит во вражеский порт (или бросает на внешнем рейде якорь). В спец. отсеке внутри судна собирается лодка и под покровом темноты ее краном опускают в воду. Субмарина бесшумно подходит к выбранной цели и атакует ее. Затем судно покидает акваторию порта, дожидаясь свою плавбазу за его пределами.

Это полуэкспериментальное подводное судно, создавалось в обстановке строгой секретности. По информации большинства источников подводную лодку в списки флота даже не зачисляли (но по данным Александрова Ю.И. это судно является первой торпедной подлодкой зачисленной в состав Российского флота), а в документах морского ведомства информации о ней практически нет. Служба подлодки тоже проходила в режиме строжайшей секретности. Предположительно субмарина несла Андреевский флаг, однако официально не числилась в списках флота. Возможно, это связано с диверсионным предназначением судна.

Проект подводного миноносца Е.В. Колбасьева («Матрос Петр Кошка»)
Эскизный проект подводной лодки "Петр Кошка" 1 - горизонтальный руль; 2 - мина Уайтхеда; 3 - боевая рубка; 4 - аккумуляторы; 5 - электромотор; 6 - вертикальный руль; 7 - торпедный аппарат; 8 - гребной винт; 9 - соединительные болты секций


Во многих источниках говорится о переброске этой подводной лодки в Порт-Артур, где якобы ее уничтожили при угрозе захвата противником. Но это история маловероятна, поскольку не осталось ни единого воспоминания от защитников, где бы данный факт подтверждался. Опираясь на воспоминания Крылова А.Н., который видел эту субмарину в Санкт-Петербурге в 1902 году и в Севастополе в 1907 году, можно утверждать, что подлодку в августе 1902 года отправили в Севастополь, где после 1907 года она и закончила свои дни. К сожалению, этот проект не получил дальнейшего развития. До переоборудования в плавбазу дело так и не дошло.

В дальнейшем Колбасьев Е.В. продолжил разработку проектов подводных лодок. В некоторых источниках речь идет более чем о 10 проектах разработанных им. В конце 1903 г. Колбасьев начал разрабатывать проект подлодки водоизмещением 175 тонн и длиной 47 метров. Некоторые источники утверждают, что эта субмарина была построена в Севастополе, а также спущена на воду. Но это маловероятно, возможно проект остался на бумаге, а та подлодка, с которой работали в плавдоке Севастопольского порта, являлась все той же подлодкой «Матрос Петр Кошка».

Е.В. Колбасьев в период с 1908 по 1090 год разработал 3 проекта подлодок – водоизмещением 110, 345 и 640 тонн, которые были в дальнейшем представлены на конкурсы МГШ. Но не один из этих проектов утвержден не был.

Тактико-технические данные:
Общее водоизмещение - 20 тонн;
Скорость надводного хода – 8,6 узлов;
Скорость подводного хода – 6 узлов;
Дальность плавания в надводном положении – 40 миль (скорость 4 узла);
Дальность плавания в подводном положении – 15 миль (скорость 3,5 узла);
Проектная глубина погружения – 20 м;
Время погружения – до 20 минут.
Размеры судна:
- длина – 15,2 м;
- ширина – 1,27 м;
- высота – 3,05 м;
Конструктивный тип – однокорпусная;
Вооружение:
- совковые 381-мм торпедные аппараты – 2;
Энергоустановка:
- тип – электродвигатель;
- количество – 6;
- мощность двигателей – 4 л.с.;
Экипаж судна – 3 человека (включая 1 офицера).


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Везучий 6 ноября 2012 11:16
    Шикарно придумали, на то временя это было стратегическое оружие!
    Везучий
  2. Kir 7 ноября 2012 01:01
    Автору плюс и спасибо!, за то, что "наглядно" показывает тем кто "хочет видеть", что в нашей истории есть чем гордиться!!!
    Kir

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня