Экспериментальный истребитель РК-И

4
Под руководством Бакшаева Г.И. в 1937 году был создан экспериментальный самолет имеющий раздвижное в полете крыло переменной площади. Самолету дали обозначение РК («Раздвижное крыло»). При размахе 11,3 м крыло самолета имело относительно небольшую площадь – 16,52 м2. Во время посадки с каждой стороны, в направлении от фюзеляжа, на крыло телескопически надвигалось 6 подвижных концентрических секций, увеличивающих общую площадь до 23,85 метров. Секции изготовлялись из фанеры. Для раздвижения использовались тросовые ручные приводы из кабины. При этом во время полета секции двигались гораздо легче, чем на земле. Для полного выдвигания требовалось 30-40 секунд, сдвигания – 20-30 секунд.

Экспериментальный истребитель РК-И


В отчете об испытаниях указывалось, что механизм управления отсеками крыла оправдал себя. Конструкцию признали перспективной. Использование такого крыла дало возможность значительно увеличить скорость, что было весьма актуальным для военной авиации.

Самолет также имел ряд других любопытных тех. решений. Например, радиаторы водяного охлаждения «утопили» в борта хвостовой части в наиболее выгодном месте с точки зрения эффективности охлаждения и аэродинамики. Шасси убиралось за счет простой кинематической схемы уборки.

Для установления мирового рекорда скорости Бакшаевым в 1938 году был разработан новый проект самолета «Раздвижное крыло» оснащенного двигателем М-105. Максимальная расчетная скорость составляла 780 км/ч. Проект одобрили, и в конце 1938 года Наркомат авиационной промышленности выдал тех. задание на создание РК в варианте одноместного истребителя с расчетной скоростью 800 километров в час и двигателем М-106. Истребителю дали обозначение РК-И (РК-800).

Хотя вначале с производственной базой возникли проблемы, со временем их удалось решить – строительство планера велось в ЦАГИ. Макет самолета построили и продули в натурной трубе ЦАГИ в 1940 году. ЦАГИ дал в общем положительное заключение, однако было отмечено, что стыки раздвижных отсеков были недостаточно герметичны в связи с чем полученный Cy max был несколько меньше принятого по расчету и продувкам масштабной модели (1:5).

Конструкция самолета была смешанной. Фюзеляж представлял собой дюралюминиевый полумонокок, имеющий открытые профили каркаса. Крылья изготавливались из листовой стали 30ХГСА и состояли из двух панелей (верхней и нижней), соединенных между собой роликовой электросваркой. Отсеки раздвижного крыла (15 с каждой стороны) состояли из носка (дюралюминиевый) и каркаса, роль которого выполняли нервюры. По нервюрам шла полотняная обшивка. Вес отсеков – около 330 килограмм (12 кг/кв2).

Отсеки крыла могли сдвигаться и раздвигаться, полностью убираться в борта фюзеляжа при помощи тросового привода от электродвигателя. Крайние нервюры, которые закрывали борта, служили при этом концевыми шайбами раздвинутого крыла. Закрылки и элероны на заднем тандемном крыле, а также хвостовое оперение изготавливались из дюралюминия. Управление жесткое. Убираемое одностоечное шасси, «пряталось» в фюзеляж назад, с поворотом; хвостовое колесо также убиралось. Запас топлива был рассчитан на 2,45 часа полета. Вооружение – 2 пушки ШВАК и 2 пулемета ШКАС. Основные размеры: длина 8800 мм, размах тандемных крыльев 8200 мм, площадь 11,9 м2, площадь раздвинутого крыла 28,0 м2 при удлинении 2,4, расчетный полетный вес 3100 кг при удельной нагрузке на крыло 260 кг/м2 и 108 кг/м2.

Известный историк отечественной авиации Шавров В.Б. официальными причинами того что РК-И не был передан на гос. испытания, как было предусмотрено правительственным заданием, считает следующие:

«Но двигатель М-106 к сроку выпущен не был, окончание сборки затянулось, поэтому его так и не передали на испытания. Бакшаева Г.И. еще до начала войны перевели на серийное производство У-2, так как он считался более важным».



Необходимо отметить, что двигатель ВК-105П, имевшийся в больших количествах, по своим массогабаритным параметрам соответствовал двигателю ВК-106, а по мощности уступал ему незначительно (1050 против 1200 л.с.). В любом случае, скоростные характеристики данного истребителя за счет меньшего сопротивления, которое обеспечивалось оригинальной схемой раздвижного крыла, превосходили Як-1, СК-2 и самолеты других конструкций.

Большие сомнения вызывает и позиционирование У-2 как более важного чем РК-И, что особенно странно на фоне отставания серийных истребителей СССР, в том числе с двигателями ВК-105П, от новых истребителей противника, например Bf.109F.

Проектировался, однако, не создавался вариант РК-И имеющий два двигателя и два винта передним и задним за хвостовым оперением. Такой вариант конструкции значительно увеличил бы скорость и без того скоростного РК-И.



Летно-технические характеристики:
Модификация – РК-И;
Размах крыла – 8,20 м;
Длина – 8,80 м
Площадь крыла (убранного/неубранного) – 11,90 м2/28,00 м2;
Нормальная взлетная масса – 3100 кг;
Тип двигателя – 1 поршневой двигатель М-106;
Мощность двигателя – 1200 л.с.;
Максимальная скорость – 780 км/ч;
Продолжительность полета – 2,5 ч;
Вооружение:
- две пушки ШВАК калибра 20 мм;
- два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм;
Экипаж – 1 человек.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    7 ноября 2012 08:03
    Такого я, еще не видал.+ Чувствую что, еще много чего не знаю.
  2. Antistaks
    +1
    7 ноября 2012 12:02
    Хорошо что на У2 отправили а не расстреляли. Сколько у нас не признаных "гениев" и их гениальных проектов. Публиковать ТТХ САМОЛЁТА НЕ ПРОШЕДШЕГО ИСПЫТАНИЯ ЭТО СМЕЛО. 780 км при 1200лс - горячечный бред. Посмотрите площади крыльев и мощности моторов рекордных самолётов. И вы поймёте, что были в СССР грамотные руководители не дававшие дорогу откровенно бредовым проектам.
    1. 0
      7 ноября 2012 14:02
      Цитата: Antistaks
      И вы поймёте, что были в СССР грамотные руководители не дававшие дорогу откровенно бредовым проектам.

      Истину глаголите. )
      1. +2
        7 ноября 2012 14:27
        Antistaks
        И вы поймёте, что были в СССР грамотные руководители не дававшие дорогу откровенно бредовым проектам

        Данный проект закрыл зам. наркома авиапромышленности по науке Яковлев А.С.в 1940 году, как и ещё более 2-х десятков проектов подобного рода. За это его нынешние либер... уже почти четверть века обливают помоями.
        Да, и трудно было ждать какого-то реального результата от конструкторского коллектива численностью чуть белее двух десятков человек, кроме как выпуска бумажных прожектов (коих выпущено было несколько)
  3. K.S.R.
    0
    29 декабря 2012 21:39
    Так его сделали хоть один или нет?
    1. 0
      22 октября 2013 01:44
      Не изготавливали даже макета.