Предсказуемый результат: первые потери украинских бронетранспортеров Sisu XA-180

43
Предсказуемый результат: первые потери украинских бронетранспортеров Sisu XA-180
Колонна украинской бронетехники. "БТР ВСУ" - машины Sisu. Кадр из видео от НМ ДНР


Несколько месяцев назад Финляндия без предварительного анонса и с соблюдением секретности передала киевскому режиму некоторое количество бронетранспортеров Sisu XA-180. Вскоре такую технику начали применять в боях – и она предсказуемо понесла потери. К настоящему времени достоверно известно об уничтожении нескольких таких БТР, и, как минимум, один в неплохом состоянии стал трофеем. Очевидно, что процесс уничтожения «Сису» будет продолжаться, и его в известной мере упростят некоторые характерные факторы.



Негласная помощь


Финляндия официально не сообщала о своих планах передать Украине бронетранспортеры XA-180. Тем не менее, поставки такой техники были выполнены, и неназванное количество БТР передали с соблюдением необходимой секретности.

О появлении финских бронемашин на Украине стало известно в середине сентября, когда они уже поступили в распоряжение вооруженных формирований. На украинских ресурсах появились фото и видео, показывающие новую технику на стоянке и на марше. Количество полученных машин вновь не уточнялось, а в кадре одновременно присутствовало не более четырех единиц.

Уже в конце сентября появились первые сообщения о попытках боевого применения такой техники. На одном из участков фронта были замечены несколько «Сису», однако непосредственно в бое они не участвовали. Впоследствии по разным каналам приходили новые сообщения о появлении XA-180 на тех или иных участках. Стало ясно, что в ближайшее время появятся новости и об уничтожении таких БТР.


Техника под ударом артиллерии. Кадр из видео от НМ ДНР

Первые потери


24 октября пресс-служба Народной милиции ДНР опубликовала интересное видео, показывающее неудачную попытку боевого применения БТР XA-180, завершившуюся потерями. Разведывательный БПЛА заснял движущуюся колонну из нескольких бронемашин противника, в т.ч. трех финских БТР. Головной Sisu во время движения взрывается от попадания, предположительно, артиллерийского снаряда. Следующий снаряд подбил другую бронемашину. Экипажи двух оставшихся XA-180 поспешили сбежать с опасного участка.

Вскоре в открытых источниках появились фотографии подбитого бронетранспортера. Они показывают, что единственный снаряд пробил броню машины и взорвался внутри нее. Взрывом выбило остекление и двери, сбросило с погона вооружение, а также сорвало с места и изогнуло крышу корпуса. Внутреннее состояние объекта не показано, но вполне понятно. Экипаж не имел шансов выжить, а БТР не подлежит ремонту.

12 ноября Минобороны сообщило, что накануне украинская ротная тактическая группа предприняла попытку наступления в районе н.п. Сватово. От неофициальных источников стало известно, что это соединение использовало танки, несколько БМП и три БТР XA-180. При помощи БПЛА «Орлан-10» российская армия обнаружила такое наступление и нанесла артиллерийский удар. Снаряды уничтожили несколько бронемашин, в т.ч. один БТР «Сису». Фото- и видеоматериалы с результатами этого удара пока не демонстрировались.

В начале декабря впервые стало известно о взятии целой машины в качестве трофея. Опубликована фотография российского бойца на фоне финского БТР. Показанная боевая машина не имеет существенных внешних повреждений, но у нее спущено колесо. Примечательно, что XA-180, как и другие колесные бронемашины, может продолжать движение и с подобными повреждениями. Но неизвестное украинское подразделение так спешило отступать, что не воспользовалось этой возможностью.


Подбитые бронемашины горят, остальные уезжают. Кадр из видео от НМ ДНР

Таким образом, достоверно известно, что к настоящему времени украинские формирования потеряли несколько финских БТР. Как сообщается, основная часть потерь такой техники приходится на огонь российской артиллерии. Кроме того, как минимум, один «Сису» в приемлемом состоянии стал трофеем. Очевидно, что эксплуатация и боевое применение такой техники будет продолжаться – и будут новые потери или трофеи.

Техника из прошлого


Будущий XA-180 разрабатывался финской компанией Sisu Auto в конце семидесятых годов в соответствии с требованиями того времени. В 1980 г. начались испытания опытной техники, а в 1984-м готовый БТР поступил на вооружение финской армии. Производство продолжалось до начала двухтысячных годов, и за это время построили ок. 1300 бронемашин нескольких модификаций. Основная их часть поступила в финскую армию, а прочие отправлялись зарубежным покупателям.

XA-180 представляет собой колесный бронетранспортер с боевой массой не менее 13,5 т, способный перевозить двух членов экипажа и не менее 16 десантников. Машина построена на трехосном шасси и, в зависимости от модификации, имеет дизельный двигатель мощностью не менее 235 л.с. На суше достигается скорость более 100 км/ч. БТР является плавающим и оснащен парой водометов.

Корпус сварен из деталей толщиной до 12 мм, что дает защиту только от пуль и осколков. В модернизированных проектах использовалась более мощная защита. Штатным вооружением бронетранспортера является крупнокалиберный пулемет на турели. Стрелок может иметь защиту в виде башенки без крыши.


Уничтоженные БМП и БТР XA-180. Кадр из репотажа т/к "Звезда"

На момент своего появления БТР Sisu был неплохой современной машиной для пехоты. Однако за последние 40 лет многое поменялось, и теперь такая техника на поле боя сталкивается с дополнительными рисками. Наличие таких угроз в целом подтверждается последними событиями на Украине.

Факторы риска


Следует отметить, что сообщения о присутствии XA-180 в зоне боевых действий достаточно редки – в отличие от информации о других иностранных образцах. То же касается и данных об их потерях. Это может указывать на ограниченный объем поставки и малое количество финской техники в строю. Тем не менее, и доступная информация позволяет сделать некоторые выводы о возможностях и проблемах иностранных БТР.

Сообщается, что финские БТР несут потери в основном от огня артиллерии. На известном октябрьском видео демонстрируется результат прямого попадания в подобную цель. Вполне вероятно, что другие бронеобъекты поражались и без прямого попадания. XA-180 формально имеет противоосколочное бронирование, но поражающие элементы снарядов крупного калибра или ракет, в зависимости от разных факторов, вполне способны пробить такую защиту с теми или иными последствиями.

Очевидно, что «Сису» сталкиваются и с другими российскими вооружениями, от малокалиберных пушек бронетехники до управляемых ракет и барражирующих боеприпасов. Во всех случаях имеющаяся броня, соответствовавшая стандартам далекого прошлого, недостаточна.

Для самозащиты и поддержки пехоты БТР имеет только крупнокалиберный пулемет. Такое оружие не во всех ситуациях способно бороться даже с легкой бронетехникой, имеющейся у российской армии, не говоря уже о машинах с более мощной защитой. Кроме того, пулемет по дальности эффективного огня уступает вооружению наших БТР и БМП. Не исключается установка более мощного и дальнобойного вооружения, но принципиального влияния оно не окажет.


Трофейный "Сису". Фото Telegram / "Уголок Ситха"

Фотоснимок целого трофейного бронетранспортера позволяет предположить, что машина застряла на бездорожье, ее не смогли вытащить и потому бросили. Если эта версия соответствует действительности, то получается, что XA-180 имеет ограниченные характеристики подвижности и проходимости на местности. Пробитие всего одного колеса серьезно ухудшило параметры машины, и она не смогла уйти самостоятельно.

Следует отметить, что в последние недели регулярно поступают сообщения о проблемах украинских формирований с колесной техникой. Осенью ожидаемо пришла распутица, и колесные машины, в т.ч. иностранного производства, испытывают серьезные проблемы. Снижение подвижности делает технику более простой мишенью для обстрела, а застрявшие машины нередко приходится бросать.

Любопытно, что украинские формирования фактически не могут решить нынешние проблемы с защитой и подвижностью иностранных БТР. Уровень защиты, в теории, можно повысить за счет накладного бронирования, в т.ч. разнообразных кустарных «модулей». Однако подобные средства увеличат массу машины и негативно повлияют на ее подвижность – и без того недостаточную. Для компенсации роста массы и улучшения ходовых характеристик требуется замена силовой установки, но подобная модернизация в нынешних условиях попросту невозможна.

Общие проблемы


Бронетранспортеры финского производства, переданные Украине в сентябре, довольно быстро попали в зону боевых действий и приняли участие в боях. Практически сразу они столкнулись с характерными проблемами – и результатом этого уже стали потери. Негативные факторы сохраняются или даже усиливаются, из-за чего дальнейшее развитие ситуации в целом предсказуемо. Потери «Сису» будут расти, пока машины этого типа не закончатся.

Следует отметить, что с техническими и эксплуатационными проблемами столкнулись не только БТР XA-180. На Украину поступила масса других иностранных боевых машин с недостаточной защитой, ограниченной огневой мощью и иными недостатками. И все они закономерно пополняют список потерь бронетехники.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 декабря 2022 04:54
    Тестирование финский БТР в боевых условиях явно не прошел... финны присылайте модификации своего БТРа проверим как это работает на войне.
    1. +18
      19 декабря 2022 05:05
      А должен был? От прямого попадания 152 мм и танку не поздоровится, пусть и не так фатально.
      1. +14
        19 декабря 2022 07:28
        Не про это речь. При попадании даже 122 мм снаряда прямого,не выживет даже танк,снесет все. Вопрос в другом. БТР 70 мой, подрыв под третьим колесом,противотранспортная итальянка. Постояли,посмотрели,техник вскрыл полики,че то там открутил,затем прикрутил стальной проволкой раздолбанный редуктор колеса к поручням и БТР 70 поехал дальше)))). А на фото колесо спущено и застрял. Думаю о этом речь.
        1. +7
          19 декабря 2022 14:36
          Цитата: Любитель Акул
          А на фото колесо спущено и застрял. Думаю о этом речь.
          Откуда уверенность что колесо пробито ДО покидания машины? Я например зарывания колёс не вижу. и по фото не исключено что БТР упёрся в что-то, или заглох двигун, а дальше паника и сдрищ. )))
          Цитата: Любитель Акул
          БТР 70 поехал дальше))))
          Ну понятно что 8 колёс лучше шести, да ещё и два движка, хоть и не мощных. hi
          1. +2
            20 декабря 2022 14:18
            Ну понятно что 8 колёс лучше шести, да ещё и два движка, хоть и не мощных.


            По движкам сомнительно, по мне так лучше один нормальный, чем конструктивная сложность помноженная на три.
            1. +2
              20 декабря 2022 15:54
              Цитата: LastPS
              По движкам сомнительно, по мне так лучше один нормальный, чем конструктивная сложность помноженная на три.
              Ну так не было тогда дешёвого и мощного двигла, камазовский только на БТР-80 воткнули. Хотя по воспоминаниям в Афгане как раз больше ценились БТР-60-70, потому что если встал мощный но один движок, то всё, а два движка одновременно не ломались/глохли и можно было выползти на пониженной в случае чего...
    2. +5
      19 декабря 2022 05:47
      Цитата: Леха с Андроида.
      Тестирование финский БТР в боевых условиях явно не прошел

      Судя по цепям на борту, ук-ры им не слишком-то доверяют.
    3. +6
      19 декабря 2022 07:26
      Цитата: Леха с Андроида.
      Тестирование финский БТР в боевых условиях явно не прошел... финны присылайте модификации своего БТРа проверим как это работает на войне.

      В смысле? Как раз прошел . Кстати если кто то ожидал , что средней бронированости БТР выживет там,где пачками горят ОБТ, то это ошибочное ожидание. Вообще нет неубиваемой техники, но ее нужно еще и уметь применять, что бы продлить жизнь ей и экипажу.
      1. +12
        19 декабря 2022 08:31
        Любая броня лучше, чем её отсутствие, мало ли разной хрени летает вокруг
  2. +3
    19 декабря 2022 05:20
    Фотоснимок целого трофейного бронетранспортера позволяет предположить, что машина застряла на бездорожье, ее не смогли вытащить и потому бросили.


    А веток наломать с соседних деревьев и под колёса подложить мозгов у ВСУ-шников не хватило ? Судя по фото, они не в болоте застряли.
    Года четыре назад довелось помогать большегрузному автомобилю с молоком выбраться из толщи снега высотой 50-60 см. Грузовик размером с танк, и водила думал, что проедет, но не вышло. Тогда он стал раскачивать грузовик взад-вперёд, не помогло. Он лишь снег уплотнил и застрял намертво.
    Мы с товарищем подошли, подложили доски под колёса, предварительно расчистив лопатами снег вокруг колёс. И всё, грузовик выбрался.
    1. +10
      19 декабря 2022 06:12
      В условиях обстрела попытки расчистить снег вокруг колес закончятся двухсотыми... тут главное вовремя выскочить из зоны обстрела.
      1. 0
        20 декабря 2022 00:21
        Фотоснимок целого трофейного бронетранспортера позволяет предположить, что машина застряла на бездорожье, ее не смогли вытащить и потому бросили.

        Переднее колесо явно, пробито, но его могли пробить и после, уже на брошенной машине. И на застрявшую не похоже. Скорей всего, отказ самой техники.
      2. 0
        20 декабря 2022 03:14
        Цитата: Леха с Андроида.
        В условиях обстрела попытки расчистить снег вокруг колес закончятся двухсотыми... тут главное вовремя выскочить из зоны обстрела.

        При всём уважении, коллега, но где в тексте сказано, что БТР находился в зоне обстрела ?
        1. +1
          20 декабря 2022 14:24
          Подписать фото можно как угодно, но бросить его могли по разным причинам и в застревание слабо верится - он не закопался, грунт не раскурочен, да и не выглядит поверхность непроходимой для подобной машины.
    2. +2
      20 декабря 2022 11:23
      Так без мозгов любая техника - это кастрюля на колёсах...
  3. -3
    19 декабря 2022 05:44
    И бмп-3 трофейная. Хоть уничтожена, чтобы не поганилась о свиней.
  4. +15
    19 декабря 2022 06:24
    Автора послушать, то надо всю технику с броней меньше 100 мм отменить как устаревшую, хотя если на месте этих БТР , в первом описанном случае, была колонна танков, результат был бы такой же, броня не помогла бы.
  5. +3
    19 декабря 2022 07:51
    СВО, прекрасный полигон,для выявления недостатков,боевой техники.
  6. -10
    19 декабря 2022 07:53
    Одним словом европейцы, привыкли по асфальту ездить, экономисты фиговы. Чем больше старой техники тем больше замоченных орков, это хорошо.
    1. +1
      19 декабря 2022 10:13
      Да Вы экстримал я смотрю, любите когда лезвие бриты щекочет Ваши бубенцы?
      1. -3
        19 декабря 2022 11:53
        А какой выбор?можно не щекотить и просто сдаться, что б голову отрубили.
  7. +1
    19 декабря 2022 10:04
    Российская арта пощупала финскую сисю.Тест не прошла..
  8. +5
    19 декабря 2022 11:27
    Когда то очень серьезно работали с фирмой Sisu .Очень хорошая техника ,но требует хорошего обслуживания ,на навозе не поедет и масло любит качественное.Угробить можно очень легко .
  9. +7
    19 декабря 2022 11:30
    Как дети. Пока не перекроют кран с горючим, будем читать подобные статьи и радостно хлопать в ладошки! Уничтожили еще один вражий БТР! Без ГСМ все эти сису, хаймарсы и прочие абрамсы мертвы! Ну если только заливать в бак горилку и плясать в экстазе гопака на зло клятым.
  10. 0
    19 декабря 2022 12:53
    А мне тут постучалась мысль. А как себя ведут снаряды/пули при попадании в неньютоновские жидкости? Представьте себе - в безопасной зоне ездит себе БТР/МРАП/БМП с минимальной защитой. При въезде в зону боевых действий - просто добавь воды в специальный состав. И подучится броня с плотностью в районе 1000кг на кубометр. Интересно....
    1. 0
      20 декабря 2022 00:28
      Цитата: Дмитрий22
      При въезде в зону боевых действий - просто добавь воды в специальный состав. И подучится броня с плотностью в районе 1000кг на кубометр. Интересно....

    2. +2
      20 декабря 2022 12:53
      А как себя ведут снаряды/пули при попадании в неньютоновские жидкости?

      Идея так себе... Останавливающее действие не сравнимо со сталью. Снаряд такая жидкость не остановит даже при толщине в полметра. Да и в чем возить эту жидкость? Цистерну таскать за каждым танком или БТР?
    3. 0
      25 декабря 2022 03:10
      А мне тут постучалась мысль. А как себя ведут снаряды/пули при попадании в неньютоновские жидкости?
      Пятидесятка бмг (12.7*99) пробивает примерно метр неньютонки. При чем дозвуковой трехсотый блекаут (7.62*35) пробивает почти столько же.
  11. +8
    19 декабря 2022 16:04
    Какой-то уряпатриоптический настрой у статьи. Ну уничтожила арта БТР и что? Наши БТРы в такой же ситуации по-другому себя поведут? Их разрабатывали не в те же времена, у них броня мощнее, они не дохнут от вражеских снарядов? Садись, автор - двойка за пустую болтовню!
  12. +3
    19 декабря 2022 16:22
    По большому счёту, ни один БТР не предназначен для ведения боевых действий. БТР - это перемещение десанта из точки А в точку Б. И то, только там, где пушки не достают. Ещё в Афганистане наши ребята прозвали БТРы "братской могилой" БТРы хороши для разгона демонстрантов и штурма какого-нибудь коттеджа, с засевшим в нём придурка с двустволкой.
    А то, что бандерлоги применяют подобные БТРы именно для боевых действий, так это хорошо
  13. +3
    19 декабря 2022 20:43
    Когда Кирилл окончательно обленился и занялся рерайтом своих статей полуторамесячной давности:
    https://topwar.ru/204099-finskie-bronetransportery-sisu-xa-180-na-ukraine.html
  14. +2
    20 декабря 2022 00:59
    Знает, есть такой телеграм-блогер Бульба Престолов. В целом он несколько безумен, повернут на национальной теме, но одна здравая мысль у него есть. Пока вот таким ультраоптимистичным "экспертам" не начнут при встрече просто бить мор... пардон, не подавать руку, то у нас и в войне шансов не будет, и мирную жизнь не наладим.
  15. +1
    20 декабря 2022 01:32
    Эээ,ну как-бы ожидаемо.Читал тут в одном профильном журнале,что российская просёлочная дорога-грунтовка,по меркам европы считается суровым бездорожъем.
  16. +1
    20 декабря 2022 04:55
    Меня интересует каким образом эксплуатируется весь этот зоопарк техники? Должны же быть тем кто умеет управлять, ремонтировать,
  17. 0
    20 декабря 2022 05:56
    Колесо - пробитое. - Нет не пробитое. - Да вот же, пробитое.
    А в это время...одна из сторон продолжает качать газ, принадлежащий другой стороне, и получает за это деньги. А другая сторона, соответственно, получает деньги за газ
  18. +2
    20 декабря 2022 08:29
    В очередной раз слышим требование обвесить бронетранспортёр танковой бронёй belay
    Надо напомнить что функция этой машины не атака позиций противника, а доставка пехоты к полю боя (если грубо это автобус с защитой от осколков и защитой от подрыва на мине и разумеется вездеход).
  19. 0
    20 декабря 2022 13:39
    В общем и целом, тема сису - раскрыта...
  20. 0
    23 декабря 2022 14:55
    Сколько же техники у ВСУ... Мне иногда кажется, что их Раджа заставил Западную Золотую антилопу без остановки направлять вооружение.
  21. 0
    24 декабря 2022 16:41
    Нам бы БТР-80 привести до ума, убрать этот пулемёт с башней и сделать открываемую крышу, экипаж спереди 2 чел, над командиром турель с 12,7 мм пулеметом установить и 12-15 воинов сможет спокойно перевозить, и нахрен не нужна 30 мм пушка, не надо делать из БТР БМПТ!
  22. -1
    28 декабря 2022 04:56
    украинцы похоже соляру налево продали. А колесо для отмазки прострелили.
  23. 0
    1 марта 2023 17:27
    так у БТР основная задача - быстро доставить л/с к полю боя, защитив его от пуль и осколков, подкинуть б/к, вывезти раненых и тд. Этакое бронированное грузо-пассажирское такси. Альтернатива БТР - грузовик без всякой защиты.
    После принятия на вооружение РПГ-7 (условно) любая таратайка с тонкой бронёй в зоне риска.
  24. 0
    6 марта 2023 20:27
    Цитата: Арон Заави
    Цитата: Леха с Андроида.
    Тестирование финский БТР в боевых условиях явно не прошел... финны присылайте модификации своего БТРа проверим как это работает на войне.

    В смысле? Как раз прошел . Кстати если кто то ожидал , что средней бронированости БТР выживет там,где пачками горят ОБТ, то это ошибочное ожидание. Вообще нет неубиваемой техники, но ее нужно еще и уметь применять, что бы продлить жизнь ей и экипажу.

    А Вы пришлите Колесницу: интересно будет посмотреть...
  25. 0
    17 марта 2023 02:08
    Да он больше наших и трёхосный, для своих условий делали.Конечно он никуда не уехал, по тому и бросили.