Новые многоцелевые фрегаты «Могами» для сил самообороны Японии

23
Новые многоцелевые фрегаты «Могами» для сил самообороны Японии
Спуск на воду головного фрегата "Могами", 3 марта 2021 г.


Несколько лет назад японская промышленность начала строительство перспективных многоцелевых фрегатов типа «Могами». Согласно существующим планам, в отдаленном будущем Морские силы самообороны получат более двух десятков таких кораблей. Столь крупная серия позволит заменить имеющиеся сейчас в строю фрегаты и эсминцы трех разных типов.



Развитие проекта


В 2015 г. Морские силы самообороны (МСС) запустили программу создания перспективного многоцелевого фрегата «в компактном корпусе». При помощи таких кораблей в отдаленном будущем предлагалось заменить имеющиеся фрегаты пр. «Абукума», строившиеся в восьмидесятых-девяностых годах. К программе привлекли несколько крупных судостроительных организаций.

Одним из участников программы стала компания Mitsubishi Heavy Industries. Она предложила МСС свой проект фрегата 30FF, разработанный ранее в инициативном порядке. Такой проект в целом устроил заказчика, и его приняли для дальнейшего развития. По мере проведения исследований и оценок, требования к будущему фрегату постепенно менялись, а вместе с ними перерабатывался и проект.

В 2016-17 гг. MHI разработала и представила глубоко переработанный вариант фрегата 30FF под обозначением 30DX. От исходного проекта он отличался снижением основных технических рисков и рядом нововведений. Так, перестроили корпус, изменили состав вооружений и добавили противолодочную функцию. За счет всего этого удалось обеспечить преимущества перед базовым 30FF и выйти на другой уровень характеристик.

Как следствие, МСС стали рассматривать новый корабль в качестве замены как для фрегатов «Абукума», так и для более крупных эсминцев типа «Асагири» и «Мурасамэ». Соответствующим образом выросла планируемая серия – с 5-6 ед. до 22.


"Яхаги" (FFM-5) спущен на воду, 23 июня 2022 г.

Все нововведения интересным образом повлияли на номенклатуру кораблей. Так, в МСС Японии фрегаты получают тактический номер с литерами «FF». Специально для кораблей нового проекта ввели префикс FFM, указывающий на расширение боевых возможностей. Нумерация нового «класса» ведется с единицы. Проект также получил имя «Могами» – как и головной корабль. Первый фрегат и всю серию назвали в честь тяжелых крейсеров времен Императорского флота.

Контракты на строительство


В августе 2017 г. Минобороны Японии выдало первые контракты на строительство перспективных фрегатов. Исполнителями работ стали компании MHI и Mitsui Engineering and Shipbuilding. Строительство должны были осуществлять их заводы в г. Нагасаки и Тамано соответственно. Любопытно, что «Мицубиси» не так давно приобрела завод «Мицуи» в Тамано, и теперь фактически ведет все строительство.

По контракту 2017 г., две компании должны построить восемь фрегатов типа «Могами». Первые корабли планировалось заложить в ближайшее время, а в состав МСС их собирались принять в 2022 г. В дальнейшем закладка, спуск на воду и прием на службу должны были стать регулярными. Вся серия должна поступить в состав МСС в 2022-25 гг.

Общая стоимость контракта достигла 400 млрд иен или 3 млрд долл. США – по 50 млрд иен или 390 млн долл. за каждый корабль. Ежегодно на строительство будут выделять эквивалент цены двух кораблей.


"Могами" (FFM-1) в море

В 2020 г. появилась информация о первом иностранном заказе. Фрегатом «Могами» заинтересовались ВМС Индонезии. Затем были подписаны соглашения, в соответствии с которыми Япония продаст четыре корабля собственной постройки. Еще четыре корпуса построят в Индонезии с японской помощью.

Корабли в строю


29 октября 2019 г. на заводе «Мицубиси» в Нагасаки состоялась церемония закладки головного фрегата нового типа – «Могами» (FFM-1). На следующий день МСС и компания «Мицуи» заложили второй корабль под названием «Кумано» (FFM-2). В силу разных причин Mitsui быстрее справилась с работами. Верфь в Тамано спустила свой фрегат на воду 19 ноября 2020 г., тогда как однотипный корабль в Нагасаки отправили на достройку у стенки только в начале марта 2021-го.

Второй фрегат серии быстрее прошел необходимые испытания, и 22 марта 2022 г. его приняли в боевой состав ВМС. Церемония поднятия флага на головном «Могами» состоялась 28 апреля. К настоящему времени два корабля начали полноценную службу, выходят в море и участвуют в общей деятельности флота.

15 июля 2020 г. на заводе MHI заложили сразу два корабля – «Носиро» (FFM-3) и «Микума» (FFM-4). Их спустили на воду в июле и декабре 2021 г. соответственно. Оба фрегата уже достроены и проходят необходимые испытания у причала и в море. Предполагается, что МСС примут «Носиро» до конца текущего года, а следующий корабль начнет службу уже в марте.

Еще два корпуса заложили на заводе MHI 24 июня 2021 г. 23 июня текущего года первый из них, получивший имя «Яхаги» (FFM-5), спустили на воду. Оставшееся строительство и испытания будут продолжаться еще год; сдача запланирована на конец 2023-го. В ближайшие недели предполагается спустить на воду фрегат FFM-6, имя которого пока остается неизвестным. Его ММС получат в марте 2024 г.


В этом году заложили только один корабль, уже седьмой в серии. Соответствующая церемония состоялась в Нагасаки 30 июня. Точные сроки завершения строительства пока не названы. Судя по имеющимся данным, FFM-7 спустят на воду не ранее следующего лета, а в боевой состав флота он войдет только к концу 2024 г.

Планы на будущее


По контракту 2017 г. построены и сданы два первых корабля, а третий проходит испытания и вскоре тоже начнет службу. Еще четыре находятся на разных стадиях строительства. Восьмой и последний фрегат пока не закладывался. Вероятно, его постройка начнется в следующем году, а передача флоту запланирована на 2025 г. По известным данным, строить его будут на бывшем заводе Mitsui.

На этом программа строительства многоцелевых фрегатов не закончится. МСС Японии планируют крупное обновление надводного флота, и им требуется 22 таких корабля. Соответственно, предстоит законтрактовать еще 14 корпусов. Следующий заказ на строительство будет выдан не позднее 2025 г. Сколько кораблей и по какой цене войдут в этот контракт, пока не известно.

В период после 2025 г. планируется сохранять достигнутые темпы производства. Ежегодно будет закладываться по два корабля; параллельно с этим два предыдущих фрегата будут спускать на воду. Соответственно, ежегодно заказчик будет получать по паре вымпелов. Последние из 22 требуемых кораблей флот примет в 2032 г.

По мере начала службы новых «Могами», МСС Японии будут списывать старые корабли. Первыми заменят восемь эсминцев типа «Асагири», построенные в 1986-89 гг. Затем со службы уйдут шесть фрегатов «Абукума». Девять эсминцев «Мурасамэ» были приняты морскими силами в 1996-2002 гг., и их будут заменять в последнюю очередь.


Технические особенности


Проект 30DX / FFM / «Могами» предлагает строительство надводного корабля длиной 130 м шириной ок. 16 м со стандартным водоизмещением 3,9 тыс. т и полным 5,5 тыс т. Экипаж – ок. 90 чел.

Фрегат разработан с использованием стелс-технологий, из-за чего имеет характерную для современных кораблей «малозаметную» форму. На корпусе стандартных обводов размещена широкая надстройка с плоскими бортами. Радиоэлектронное оборудование устанавливается на мачте-пирамиде. В корме находится вертолетная площадка.

Энергоустановка корабля включает два дизельных двигателя MAN V28/33DD мощностью по 9760 л.с. и один газотурбинный Rolls-Royce MT30 мощностью более 53 тыс. л.с. Используется схема CODAG: основными являются дизели, а при необходимости к ним подключается ГТД. Максимальная скорость корабля превышает 30 узлов.

Проект предусматривает использования многоцелевой РЛС с АФАР типа OPY-2 и ряда других радиолокационных средств. Имеется комплекс радиотехнической разведки NOLQ-3E, оптико-электронная станция OAX-3, гидроакустические комплексы с встроенной и буксируемой антенной и т.д. Все средства объединены информационно-управляющей системой OYQ-1.

Способность фрегата решать различные боевые задачи определяется наличием ствольного, ракетного и минно-торпедного вооружения. Так, на носу перед надстройкой монтируется 127-мм артиллерийская установка Mk 45, а на бортах ставятся пулеметные боевые модули с дистанционным управлением.


Кормовая часть корабля "Кумано" (FFM-2). Видны посадочная площадка, ангар и ЗРК SeaRAM на крыше ангара

В центре надстройки помещены две пусковые установки для противокорабельных ракет «Тип 17». Общий боекомплект включает 8 таких изделий. Дальность пуска – до 400 км. Имеется вертикальная пусковая установка Mk 41 с 16 ячейками для ракет разных типов. Ее основным оружием являются зенитные ракеты «Тип 03» с дальностью пуска 50 км. Для обороны в ближней зоне имеется комплекс SeaRAM с ракетой RIM-116.

Для борьбы с подводными целями предлагается противолодочная ракета «Тип 07» с запуском из установки Mk 41. В бортовых лацпортах установлены торпедные аппараты калибра 324 мм. Они должны использовать торпеды «Тип 12» или иное подобное оружие.

Кормовая посадочная площадка и ангар в надстройке предназначены для вертолета H-60L – японской лицензионной версией американского UH-60. Также не исключается внедрение беспилотных авиационных комплексов.

Качество и скорость


Многоцелевые фрегаты «Могами» в целом выглядят вполне современными боевыми кораблями с широкими возможностями и достаточно высокими характеристиками. Их можно сравнивать с различными фрегатами и эсминцами других стран, и, как минимум, табличные характеристики окажутся на одном уровне. Таким образом, морские силы самообороны Японии могут рассчитывать на получение всех желаемых результатов.

Следует обратить внимание и на темпы строительства кораблей. От закладки первых двух фрегатов до их принятия в строй прошло порядка двух с половиной лет. Третий тоже укладывается в эти сроки, а на четвертый потратят на несколько месяцев больше. Все это показывает, что японское военное кораблестроение обладает необходимым потенциалом и способно освоить быстрый и ритмичный выпуск современных кораблей, как минимум, в классе фрегата.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 декабря 2022 05:08
    Мда, Япония быстро уходит от статуса демилитаризованной страны, ее потенциал не много не дотягивает до состояния страны перед второй мировой войной, только полноценных АВ и чего нибудь статусного типа "Ямато" и не хватает...
    1. 0
      21 декабря 2022 07:09
      Будет и "Ямато" - только дайте срок! Просто японские адмиралы ещё с классом корабля не определились...
  2. +1
    20 декабря 2022 05:18
    Могами может два вертолёта нести, вот что ценно. А если потребуется - то и три. Нашим бы так.
    1. +5
      20 декабря 2022 06:47
      Наши катер на 800 тонн строят 6 лет, тут фрегат за 2))
  3. 0
    20 декабря 2022 05:33
    Цитата: PSih2097
    Мда, Япония быстро уходит от статуса демилитаризованной страны, ее потенциал не много не дотягивает до состояния страны перед второй мировой войной, только полноценных АВ и чего нибудь статусного типа "Ямато" и не хватает...

    Ну лунатики ещё свой лунный супер-"Арли Бёрк" разрабатывают. Видимо, будет нечто подобное китайскому проекту 055: недокрейсер-переэсминец.
    Мы же пока могём в недоэсминцы-перефрегаты. Что и так радует.
    1. 0
      20 декабря 2022 06:48
      Перефрегаты потому что у них 16 калибров на борту?
  4. +4
    20 декабря 2022 05:41
    90 человек на почти 4 килотонны это высокий показатель автоматизации.
  5. 0
    20 декабря 2022 06:02
    2.5 года от закладки до ввода в строй. У японцев есть чему поучиться
    1. -1
      20 декабря 2022 11:29
      В РФ Варшавянки с подобным темпом строят. В Рыбинске сухогрузы на 10 кт за девять месяцев рожают.
      Если уж вспоминать про Горшковы и Стерегущие с их сроками постройки, то надо и упоминать почему такие сроки вылезли.
  6. 0
    20 декабря 2022 08:42
    Цитата: Умник
    Перефрегаты потому что у них 16 калибров на борту?

    Не только. Оружия всякого-разного реально для фрегата весьма богато, но и серьёзная ПВО после всех перепетий с Полимент-Редутом уже имеется.
  7. -1
    20 декабря 2022 08:56
    Цитата: Умник
    Наши катер на 800 тонн строят 6 лет, тут фрегат за 2))

    Некорректное сравнение. Япония - маленькая островная страна, так что неудивительно, что львиная доля усилий и финансов идёт во флот.
    1. +3
      20 декабря 2022 12:26
      Если бы наши манагеры с дипломами мба и прочая правительственная и думская шушара, не говоря уже о деятелях на местах тратили усилия не на личные обогащения и обогащения своих кланов то и мы вполне бы могли строить современные фрегаты в такие сроки . И даже быстрее ... Но у нас личное обогащение превалирует у государевых людей над могуществом государства , а потому мы и строим фрегат и корветы по 12 лет . И конца края этому безобращию не видно . Ни ответственных ни виноватых. Путина все устраивает
  8. -2
    20 декабря 2022 09:25
    ну чтобы наши строили так же быстро нужно решить проблемы логистических поставок и увеличить стоимость каждого корабля из расчета 500 млн рублей за каждую 1 000 тонн примерно для интенсификации производства ну и заказ большой серии само собой с опционом в случае досрочной сдачи на заказ дополнительной серии
  9. +1
    20 декабря 2022 10:44
    Обратил внимание, на то что, вооружение либо американское, либо совместимое (модернезированое)...
    Да и турбина тоже. Кооперация однако.
  10. +1
    20 декабря 2022 12:26
    Скорость постройки впечатляет!!! Есть чему учиться
  11. +3
    20 декабря 2022 13:07
    учитывая то, что Япония видит своим основным противником Китай, хотелось бы прочитать в статье сравнение с китайскими одноклассниками
    1. 0
      21 декабря 2022 07:15
      Япошки и про Курилы не забывают. Периодически зудит у них видать в одном месте... так-что от Китая они обороняться какой-нибудь сумеют, тем более что полосатые им в этом помогут.
      А вот случись у нас с ними конфликт на Дальнем Востоке из-за Южных Курил, тут да, есть над чем задуматься, как в случае чего отстаивать свою правоту будем. Корветами против фрегатов...
      1. 0
        22 декабря 2022 13:36
        Интересная у нас модерация на сайте, не находите? На "япошек" не реагирует, а глубоко уважаемых украинцев и американцев никак по другому и не назвать, блокирует слово сразу. Перекос какой-то? Или недоработка?
  12. -3
    21 декабря 2022 01:29
    В центре надстройки помещены две пусковые установки для противокорабельных ракет «Тип 17».

    Тип 17- одна из первых в мире ПКР с ГСН с АФАР.
    Ее основным оружием являются зенитные ракеты «Тип 03»

    Аналогично. Зенитная ракета тип 03 имеет активную ГСН с АФАР антенной.
  13. 0
    13 января 2023 23:05
    Скорость постройки и ввода в эксплуатацию впечатляет. Но судя по комментариям, многие не задумываются о том - почему у них так выходит. А выходит по 2 причинам:

    1. У них имеется собственная военная электроника что может производится на крупных заводах, серийно и большими партиями. А потому нет как у нас, задержек из-за отставания электронных систем

    2. У них давно до спортивного автоматизма (считай пит-стоп уровня судостроения) налажено строительство. За счëт высокой механизации судостроения, технологии блочной постройки и ювелирно отполированной организации графика работы и рабочих.

    А у нас ни первого ни второго нет. Из первого были надежды на зеленоград, но его сама на же руководство загубили. А из второго мы только блочную постройку начали осваивать. И то, только учимся.

    А что это значит для нас, в случае возникновения вооружëнного конфликта с Японией (а с ней скорее всего за компанию придëт и Южная Корея) то в гипотетическом морском противостоянии, яЯпония выиграет у нашего флота просто потому что будет способна быстрее восполнять свои потери чем мы свои. Мы тут один корабль несколько лет можем ремонтировать (и речь даже не о Кузнецове), а они в МИРНОЕ время стабильно 2 новых корабля каждые 2 года делают.
    Конечно в случае обострения, наши на Дальнем Востоке как могут всё мобилизуют и сроки постройки и починки сократятся. Только вот и Япония скорее всего ускорится. И представьте чего может добится японское судостроение при мобилизации от военного конфликта.
    1. 0
      3 марта 2023 12:04
      А у нас наверно ТОФ и не сможет противостоять япошкам...
      у япошек корабли то будет все посовременнее.. во и ентот МОГАМИ имеет ударные ракеты на 400км.
      И ответить то нечем.... кораблей нету...МРА нету....
      Н наших просторах нужка МРА - тока она имеет возможность быстро перебросить силы с одного ТВД на другой.
      Но увы и ах нету у нас МРА...
  14. Eug
    0
    25 февраля 2023 11:21
    Сильный ход - большая по нынешним меркам серия однотипных кораблей, хотя наверняка будут существенные различия в оборудовании, но все же. И обращает внимание, что джапы не поддались современным тенденциям снижения максимальной скорости ниже 30 уз. Как по мне, основным ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫМ средством на ТОФе должна стать МРА - даже если возможности быстро нарастить ее численность нет, то все равно это будет быстрее, чем строительство хоть 20380-5, хоть 22350, хоть НАПЛ. И не надо надеяться на то, что "вектор силы" МСС будет направлен на юг - в лучшей для России ситуации часть его будет задействована вокруг Тайваня, а основные усилия - на Сахалин и Курилы...
  15. 0
    11 марта 2023 19:23
    Первый фрегат и всю серию назвали в честь тяжелых крейсеров времен Императорского флота.

    Ну Могами и Микума еще 50/50, но остальные имена - легких крейсеров.