Китайские ракеты, созданные на базе советской ПКР П-15

13
Китайские ракеты, созданные на базе советской ПКР П-15

В течение длительного периода времени на вооружении Народно-освободительной армии Китая стояли противокорабельные ракеты П-15 и переработанные китайские клоны, созданные на базе советской ПКР. После установления дипломатических отношений с США, осуществлялись закупки модернизированных ракет П-15М в Египте, что дало возможность создать и запустить в производство новые модификации с улучшенными характеристиками.

ПКР SY-1


В первое послевоенное десятилетие советский флот многократно уступал ВМС США. Для исправления ситуации советское руководство предприняло «ассиметричные меры»: массовое строительство подводных лодок и создание противокорабельных ракет, предназначенных для береговых комплексов, вооружения катеров, кораблей и бомбардировщиков-ракетоносцев морской авиации.



В начале 1960-х Советский Союз значительно опережал морские силы НАТО в области ПКР. В то время большинство западных военно-морских специалистов относились к управляемым противокорабельным ракетам пренебрежительно, не считая их действенным средством вооруженной борьбы на море. Мнение иностранных экспертов кардинально изменилось после успешного применения советских ПКР П-15 в ходе арабо-израильского вооруженного конфликта 1967 года, что породило впоследствии настоящий «ракетный военно-морской бум».

В 1960-е годы наиболее массовой советской противокорабельной ракетой являлась П-15 с жидкостным реактивным двигателем. В баки ракеты заливались самовоспламеняющиеся при соприкосновении компоненты: горючее ТГ-02 («Тонка-250») и окислитель АК-20К (на основе окислов азота). Двигатель П-15 работал в двух режимах: разгонном и маршевом. На маршевом участке полёта ракета летела со скоростью 320 м/с. Дальность стрельбы ракет первых модификаций достигала сорока километров. Масса ракеты в снаряжённом состоянии составляла 2125 кг. Длина – 6,425 м. Диаметр корпуса – 0,76 м. Размах крыла – 2,4 м. Запуск ракеты с корабля-носителя или наземной пусковой установки осуществлялся с помощью твердотопливного ускорителя массой 340 кг.

На ракете П-15 устанавливалась автономная система наведения, в составе которой имелась радиолокационная или тепловая головка самонаведения, автопилот и барометрический высотомер, что позволило удерживать высоту полёта в пределах 100-200 метров над поверхностью. Фугасно-кумулятивная боевая часть весом 480 килограмм гарантировала надёжное поражение боевых кораблей класса «эсминец». Захват цели системой самонаведения был возможен на дальности около 20 км.

Незадолго до прекращения военно-технического сотрудничества с СССР в КНР была поставлена партия ПКР П-15 и их носители – ракетные катера пр. 183Р. Кроме того, Китай получил техническую документацию на ракеты, что позволило наладить их выпуск на авиационном заводе № 320 в Наньчане.


Пуск ПКР П-15 с ракетного катера пр. 183Р

В КНР ракеты П-15 получили наименование SY-1. Кроме ракетных катеров ими вооружались фрегаты пр. 053 (типа «Цзянху»), созданные на базе советского СКР пр. 50, и береговые ракетные части.


ПКР SY-1 в экспозиции Военного музея китайской революции

На первых порах эксплуатация SY-1 шла с большими трудностями, китайцам явно не хватало опыта, знаний и культуры производства, а качество изготовления ракет было весьма низким. Нередкими были случаи утечки топлива и окислителя, которые при соприкосновении самовоспламенялись, что приводило к взрывам и пожарам. Тем не менее ПКР SY-1 стали достаточно массовыми и активно эксплуатировались НОАК до начала 1980-х.


В целом китайские специалисты пошли по советскому пути совершенствования ПКР семейства П-15, но продвинулись в этом направлении гораздо дальше. В то время, когда в СССР уже были созданы новые конструкции современных противокорабельных ракет со сверхзвуковой скоростью полёта, в КНР продолжали совершенствовать старые конструкции, оснащая их твердотопливными и турбореактивными двигателями.

Во второй половине 1970-х на вооружение поступил усовершенствованный вариант – ПКР SY-1А. Главными отличиями от ранней модели стало применение новой импульсной помехозащищённой ГСН и радиовысотомера. В модификации ракеты SY-1А удалось избавиться от утечек и добиться возможности достаточно длительного хранения ПКР в заправленном виде.

ПКР SY-2


В связи со сложностью эксплуатации ракет с ЖРД, для заправки которых применялось токсичное горючее и едкий, воспламеняющий горючие материалы окислитель, была предпринята попытка создания ПКР SY-2 с двигателем на твёрдом топливе. Однако китайская химическая промышленность в 1970-е годы не могла выпускать рецептуры твёрдого топлива с необходимыми характеристиками, и из-за существенного падения дальности стрельбы массовый выпуск ПКР SY-2, неспособной поражать цели на дистанции более 30 км, признали нецелесообразным.

ПКР HY-1


Дальнейшее развитие китайских ПКР было ориентировано на увеличение скорости и дальности полёта, помехозащищённости ГСН и мощности БЧ, что привело к созданию ракет серии HY-1.


ПКР HY-1 на буксируемой пусковой установке в экспозиции Военного музея китайской революции

Усовершенствованные варианты с новой активной радиолокационной ГСН обозначались как HY-1J и HY-1JА. Ракеты этого типа несли кумулятивную БЧ весом более 500 кг.


Такими противокорабельными ракетами вооружались китайские эсминцы пр. 051 и береговые дивизионы.

ПКР HY-2


После того как китайские специалисты ознакомились с советскими ПКР П-15М, доставленными из Египта, процесс совершенствования китайских ракет получил новый импульс. Ракета с модернизированной системой наведения и увеличенной дальностью получила наименование HY-2 (экспортный вариант обозначался как С201).


ПКР HY-2 в экспозиции Военного музея китайской революции

Благодаря бакам большей ёмкости дальность полёта возросла до 100 км. Но в то же время увеличение запаса топлива и окислителя на борту привело к росту габаритов ракеты, сделав невозможным размещение на корабельных пусковых установках. По этой причине ПКР HY-2 использовались только в составе береговых ракетных комплексов.

В 1980-е годы началось производство ракет с ампулизированными баками. Заправленные ракеты могли находиться на стартовой позиции долгое время. Также облегчалось их обслуживание, и снижался риск для расчётов. Запуск ПКР семейства HY-2 осуществлялся твердотопливными ускорителями увеличенной мощности.


ПКР HY-2А с твердотопливным ускорителем

Ракета модификации HY-2А оснащалась инфракрасной ГСН, а HY-2B и HY-2G – моноимпульсными радиолокационными ГСН, HY-2С – телевизионной системой наведения. Вероятность поражения цели в случае её захвата радиолокационной ГСН при отсутствии организованных помех оценивалась равной 0,8.


ПКР HY-2G

На модификации HY-2G был внедрён усовершенствованный радиовысотомер и программируемый контроллер. Это позволило использовать переменный профиль полёта, что существенно затрудняет обнаружение и перехват противокорабельной ракеты средствами ПВО корабля.

ПКР YJ-6


Успехи, достигнутые в области повышения надёжности и безопасности хранения, транспортировки и применения противокорабельных ракет с ЖРД, позволили создать первую китайскую ПКР воздушного базирования YJ-6К, носителями которой стали дальние бомбардировщики Н-6. Эта ракета, принятая на вооружение в 1985 году, могла поражать цели на дальности до 90 км.


ПКР воздушного базирования YJ-6 в экспозиции Военного музея китайской революции

По сравнению с HY-2 ПКР YJ-6 имеет несколько меньшую длину и стартовую массу. В связи с воздушным стартом твердотопливный разгонный двигатель не используется. Запуск маршевого двигателя происходит уже после отделения от носителя. Полёт к цели на завершающем этапе может быть запрограммирован на высотах 500, 100 или 50 м.


Общий вид проекций крылатой ракеты YJ-6

В ходе модернизации, проведённой в 1988 году, установлена новая система наведения, после чего вероятность попадания в простой помеховой обстановке достигла 90 %. Дальность стрельбы по цели типа «эсминец» увеличилась до 110 км. Практическая дальность полёта ракеты при запуске с высоты 9000 м составляет 150 км, но на такой дальности БРЛС ракетоносца Н-6D могла видеть только очень крупные корабли.

Ракета YJ-6К первой из китайских ПКР получила встроенную аппаратуру постановки радиолокационных помех. В настоящее время YJ-6К выведена из боекомплекта строевых ракетоносцев, но продолжает использоваться в учебных целях и в качестве мишени. Экспортный вариант YJ-6 известен как С601К. Эта ПКР поставлялась вместе с самолётами-носителями H-6D в Ирак и Египет.

В конце 1980-х в КНР была испытана и принята на вооружение авиационная ПКР YJ-61, созданная на базе YJ-6К.


ПКР YJ-61 под крылом ракетоносца Н-6

YJ-61 мало отличалась системой управления от YJ-6К, но имела удлинённый фюзеляж, что обеспечило дальность полёта до 200 км. Некоторые западные источники предполагают, что увеличение дальности полёта было достигнуто благодаря внедрению более экономичного двигателя и использованию нового состава топлива.


ПКР С611 в экспозиции Военного музея китайской революции

Китайская ракета YJ-61 «воздух-корабль» предлагалась иностранным покупателям под обозначением С611.

Последняя модификация этого модельного ряда, известная как С611Y, оснащена новой системой наведения, построенной на твердотельной элементной базе.


ПКР С611Y

После сброса с самолёта ракета летит по заранее подготовленной программе, лишь на конечном участке используя для поиска цели активную радиолокационную ГСН. Ракета, несущая боевую часть массой 300 кг, на маршевом участке обладает скоростью около 320 м/с, на завершающем этапе полёта она может пикировать со скоростью более 400 м/с. Минимальная высота полёта составляет 50 метров.

ПКР HY-4


В годы Вьетнамской войны китайские специалисты сумели детально изучить американский разведывательный беспилотный аппарат AQM-34 и скопировать устанавливаемый на нём турбореактивный двигатель Teledyne-Ryan CAE J69-T-41A. Впоследствии китайский клон этого ТРД, известный как WS-11, использовался на китайских беспилотниках и ПКР HY-4.

Ракета HY-4 с дальностью пуска до 150 км, принятая на вооружение в 1983 году, представляла собой комбинацию систем наведения и управления от ПКР HY-2G с турбореактивным двигателем.


ПКР HY-4

Внешне ПКР HY-4 отличается от HY-2G наличием нижнего воздухозаборника. Модификация ракеты HY-4, предназначенная на экспорт, получила обозначение С-201W.

Улучшенный вариант HY-4 получил обозначение HY-41. Согласно китайским СМИ, береговой ракетный дивизион комплекса HY-41 может уничтожать цели в секторе +/- 85°, что при дальности пуска 250-300 км в зависимости от профиля полёта, позволяет покрыть морскую акваторию площадью 14 000 км².

ПКР YJ-63


Ещё одним вариантом ПКР HY-4 является авиационная YJ-63(С603), принятая на вооружение в 2002 году. Это первая китайская авиационная ракета класса «воздух-поверхность», оснащённая турбореактивным двигателем, способная поражать с высокой точностью как наземные, так и надводные цели. Внешне она сохранила многие черты предыдущих моделей противокорабельных ракет и частично заимствовала бортовое оборудование.


ПКР YJ-63 под крылом ракетоносца Н-6

На начальном участке полёта YJ-63 управляется инерциальной системой, на среднем участке происходит коррекция с помощью спутниковой навигации, а на конечном участке задействуется телевизионная система наведения.


В 2005 году был продемонстрирован вариант ракеты с радиопрозрачным обтекателем головной части, под которым, по всей видимости, находится радиолокационная ГСН. Дальность пуска ПКР YJ-63 находится в пределах 180 км, но при дозвуковой скорости полёта эта весьма массивная ракета, несущая 500 кг боеголовку, будет уязвима для современных корабельных средств ПВО. Для организации радиоэлектронного противодействия РЛС обнаружения и станциям наведения зенитных систем на борту имеется приёмник обнаружения радиолокационного облучения, который включает встроенную станцию активных помех. Западные источники утверждают, что YJ-63 может быть оснащена ядерной БЧ мощностью 20-90 кт.

Использование китайских противокорабельных ракет, созданных на базе П-15


В прошлом Китай активно экспортировал противокорабельные ракеты с ЖРД берегового, морского и воздушного базирования. Ракеты, созданные на базе ПКР П-15, поставлялись в Албанию, Бангладеш, Египет, КНДР, Кубу, Иран, Ирак, Мьянму, Судан, Пакистан и Заир. В КНДР и Иране налажено собственное производство ПКР по китайским лицензиям.

Эти ракеты, известные на западе как «Силкуорм» (англ. Silk Warm – Шелкопряд), применялись обеими сторонами в ходе Ирано-иракской войны, и ими были поражены несколько танкеров, нефтяных платформ и терминалов.

25 февраля 1991 года американский линкор USS Missouri (BB-63) был обстрелян двумя ракетами HY-2G с берегового комплекса. После обнаружения ракет радиолокаторами американских и британских кораблей, задействовались системы постановки тепловых и радиолокационных помех. В ходе отражения ракетного удара выяснилось, что радиолокационная аппаратура наведения артиллерийских установок ближней самообороны «Phalanx» не видит ракеты, а реагирует на ложные цели. Снаряды, выпущенные из 20-мм зенитной установки фрегата USS Jarrett (FFG-33), при этом попали в линкор «Миссури», но большого ущерба не нанесли, и никто не пострадал.

В итоге одна ПКР была уведена ловушками и упала в море, а другую сбили зенитной ракетой Sea Dart, запущенной с британского эсминца HMS Gloucester (D96). В иракском отчете, обнародованном после окончания конфликта, сообщалось, что по американскому кораблю выпустили три ракеты. Но если это действительно так, весьма вероятно, что третья ПКР прошла так далеко от своей цели, что даже не была замечена системами обнаружения американских и британских кораблей.

В ходе операции «Буря в пустыне» американцы захватили или уничтожили все иракские ПКР, расположенные на полуострове Фао.


В октябре 1991 года 30 захваченных ракет были вывезены в США. Часть трофейных «Шелкопрядов» разослали по нескольким базам, где они в качестве своеобразных памятников находятся до сих пор. Несколько ракет доставили в лаборатории и в экспериментальную зону вооружения ВМС США в Чайна-Лейк для испытаний и выработки средств противодействия.

В 1997 году в ходе Второй конголезской войны войска Заира обстреливали ракетами HY-2 позиции повстанцев. Вполне предсказуемо, использование противокорабельных ракет с отключенной системой самонаведения в качестве «летающих бомб» не принесло никаких результатов.

В 2003 году Ирак пытался наносить удары китайскими ПКР по наземным объектам в Кувейте. Из 16 выпущенных ракет 15 были перехвачены силами ПВО или упали в пустыне, а одна ракета попала в торговый центр в городе Сук-Чарк, в результате чего два человека получили ранения.

В настоящее время все без исключения ракеты, описанные в данной публикации, устарели. Однако стоит признать, что китайские специалисты сумели выжать всё что можно из базовой конструкции советской ПКР П-15, создав линейку крылатых ракет морского, воздушного и наземного базирования. Благодаря внедрению различных усовершенствований и увеличению ёмкости баков с топливом и окислителем, удалось серьёзно повысить дальность стрельбы. Внедрение различных типов систем наведения на цель не только улучшило помехозащищённость, но и разнообразило варианты применения по различным целям. В частности, благодаря использованию пассивных радиолокационных ГСН появилась возможность поражения работающих наземных и корабельных радиолокаторов.

Первое поколение китайских противокорабельных ракет, основываясь на советских аналогах, прошло самостоятельный путь развития. Несмотря на архаичный внешний вид, китайские ПКР, созданные на базе советской ракеты П-15, всё ещё продолжают оставаться на вооружении береговых частей ВМФ НОАК. Также их носителями являются дальние бомбардировщики. Но на боевых кораблях китайского флота старые ракеты с ЖРД уже заменены современными ПКР китайского и российского производства.

Снятые с вооружения противокорабельные ракеты переоборудуются в воздушные мишени, предназначенные для обеспечения процесса боевой подготовки расчётов ЗРК и испытаний новых противовоздушных систем.

Продолжение следует…
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    20 декабря 2022 07:00
    Спасибо за интересную статью! И правда, впечатляет, как китайцы выжимают максимум из древных конструкций. Тот же Ту-16, например.
    1. +4
      20 декабря 2022 19:20
      Как всегда качественная и интересная статья! Сергею огромное спасибо, жалею только, что вечером нашел время ее прочитать!
  2. +5
    20 декабря 2022 08:30
    Традиционно хороший обзор. Автору - респект! Жду новых публикаций.
  3. +3
    20 декабря 2022 10:25
    Кроме того, Китай получил техническую документацию на ракеты, что позволило наладить их выпуск на авиационном заводе № 320 в Наньчане.

    Путь от получения документации в 1959 году до начала серийного производства у китайцев занял восемь лет.
  4. -6
    20 декабря 2022 14:06
    Вначале всё было придумано в России, а потом оно разбежалось по миру. Удивительно, что Черное море первыми выкопали украинцы, а не русы, но это можно быстро исправить, если запустить реку Днепр с того места, где начиналась русь. А чего там жалеть!
  5. +1
    20 декабря 2022 17:06
    двигатель Teledyne-Ryan CAE J69-T-41A. Впоследствии китайский клон этого ТРД, известный как WS-11


    В 1986 году Китай начал копировать украинский турбовентиляторный двигатель АИ-222-25, новая модель получила название WS-11.
    1. -1
      20 декабря 2022 19:13
      В 1986 году был советский двигатель АИ-222-25.
    2. 0
      20 декабря 2022 22:42
      турбореактивный двигатель Teledyne-Ryan CAE J69-T-41A. Впоследствии китайский клон этого ТРД, известный как WS-11, использовался на китайских беспилотниках и ПКР HY-4

      Просто техническая ошибка. Вместо WC-11 в статье надо было написать WP-11, который и есть клоном Teledyne CAE J69, который, в свою очередь, клон Turbomeca Marboré.
      1. Комментарий был удален.
    3. +1
      21 декабря 2022 11:38
      Teledyne-Ryan CAE J69-T-41A в Китае имеет несколько интересных историй

      Среди обломков сбитого самолета находилась сферическая стальная канистра размером с футбольный мяч, которая была соединена каналом с четырьмя прямыми трубками диаметром около 10 мм в выхлопной трубе двигателя ULTRA, поэтому эта канистра также была отнесена к обломкам двигателя, который является предметом нашего анализа.

      Китайские ВВС особенно заинтересованы в этой стальной канистре в качестве высокоэнергетического топлива, используемого для увеличения предельной подъемной силы самолета. Поскольку наш основной истребитель в то время имел подъемную силу около 17 км, а этот высотный беспилотный разведывательный самолет обычно летал на высоте 20 км, использовалось ли в двигателе высокоэнергетическое топливо, и если да, то каков был состав этого топлива?

      Мы отправили остатки жидкости из стального резервуара в Институт химии Китайской академии наук в Даляне транспортным самолетом и были сильно разочарованы, когда анализ показал, что жидкость не является топливом, тем более высокоэнергетическим топливом, а самой обычной концентрированной серной кислотой.

      Зачем распылять концентрированную серную кислоту в выхлопную трубу двигателя?

      После исследования выяснилось, что распыление концентрированной серной кислоты в выхлопную трубу обычно используется в летных шоу для выделения дыма, и ВВС заметили, что самолет вошел в воздушное пространство Китая с видимым дымовым шлейфом в хвосте, который легко обнаруживался наземным персоналом.

      Зачем такому самолету тянуть дым после вторжения на государственную границу и какова была его цель? После анализа мы считаем, что дымовая тяга может быть способом снижения энергии инфракрасного излучения газа, выбрасываемого из хвостового сопла.

      Тайна была раскрыта, американские беспилотники боялись поражения военных самолетов ракетами воздух-воздух с инфракрасным наведением, но после того, как китайские ВВС сбили три из них, американские силы обнаружили, что вытягивание дыма и все еще сбивание не работает, поэтому мы никогда больше не находили эту таинственную сферическую канистру в обломках самолетов после многих сбитых позже самолетов.
  6. +2
    21 декабря 2022 12:17
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    Мнение иностранных экспертов кардинально изменилось после успешного применения советских ПКР П-15 в ходе арабо-израильского вооруженного конфликта 1967 года, что породило впоследствии настоящий «ракетный военно-морской бум».

    ИМХО, если я правильно понял воспоминания израильтян, то шоком и неожиданностью стала история с эсминцем Эйлат.
    Дальнейшие "ракетные войны" шли с участием мелких кораблей (в сущности катеров), и тут выяснилась особенность наших ракет - оптимизированные для уничтожения крупных целей (линкор - авианосец), ракеты не могли поражать относительно небольшие катера. Попадалось фото учений с кораблем-мишенью (низкобортный с сетью, в которую и попадали ракеты), ИМХО "высота поражения сети" все же великовата для катеров. Плюс формирование израильтянами ложных целей, в том числе движущихся, при помощи вертолетов.

    Фугасно-кумулятивная боевая часть весом 480 килограмм гарантировала надёжное поражение боевых кораблей класса «эсминец».
    ни у кого из добрых людей фото нет? Попадался только весьма условный чертеж, где БЧ была изображена с одной кумулятивной воронкой, направленной "вниз" относительно направления полета.
    Кстати, по Интернету "бродит" фото БЧ Экзосета - что-то шарообразное wassat , с несколькими воронками, направленными в разные стороны....

    И возможно, на счету китайских ракет есть еще попадания, кроме описанных:
    "14 июля 2006 года в 8 часов 30 минут в корвет «Ханит», стоявший всего в 16 км от ливанского побережья, боевиками организации Хезболла была выпущена противокорабельная крылатая ракета YJ-82 (C-802) производства Китая. В результате погибло четверо членов команды."

    "1 октября 2016 года в сети появилось видео, на котором, хуситы в районе порта Моха в Красном море поразили HSV-2 Swift, арендованный правительством Объединённых Арабских Эмиратов, для участия в морской блокаде Йемена и перевозки войск, противокорабельной ракетой (возможно «Нур»). Позднее также появились снимки полностью сгоревшего катамарана." "Noor — серийная иранская крылатая противокорабельная ракета, с АРГСН и низковысотным профилем полёта, копия китайской C-802, самый массовый тип ПКР Ирана"
    Возможно, у иранских/китайских Силквормов есть еще попадания, но более точных данных мне не попадалось.
    Или я "вперед батьки в пекло" лезу feel и о С802 еще статья будет?!
    1. +3
      21 декабря 2022 13:53
      Здравствуйте!
      Цитата: Wildcat
      о С802 еще статья будет?!

      Будет, но не слишком подробно, как и про другие "китайские ПКР". По хорошему, про С802 надо делать отдельную публикацию.
      1. +1
        21 декабря 2022 21:43
        hi
        Кстати, вы были правы. Прошло 2 месяца и решение принято.
        Ещё совсем недавно вероятность поставки на Украину «Пэтриотов» казалась нулевой. Но в свете последних событий в США всё громче звучат голоса о необходимости предоставить Киеву в рамках «ленд-лиза» самые современные противовоздушные и противоракетные системы.
        https://topwar.ru/203035-sovremennye-zrk-srednej-i-bolshoj-dalnosti-dlja-ukrainy.html

        "США направят Украине ЗРК Patriot в рамках нового пакета военной помощи
        Президент США Джо Байден подписал меморандум о выделении Украине военной помощи в размере до $1 млрд. Соответствующий документ опубликован на сайте Белого дома. Госсекретарь Энтони Блинкен объявил, что в рамках нового пакета военной помощи Киеву направят зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) Patriot.
        " https://news.mail.ru/politics/54389392/?frommail=1&utm_partner_id=705
        1. +2
          22 декабря 2022 05:37
          Цитата: Wildcat
          Кстати, вы были правы. Прошло 2 месяца и решение принято.
          Ещё совсем недавно вероятность поставки на Украину «Пэтриотов» казалась нулевой. Но в свете последних событий в США всё громче звучат голоса о необходимости предоставить Киеву в рамках «ленд-лиза» самые современные противовоздушные и противоракетные системы.
          https://topwar.ru/203035-sovremennye-zrk-srednej-i-bolshoj-dalnosti-dlja-ukrainy.html

          Легко делать предсказания, когда видишь тенденции, и при этом за свои пророчества не несёшь ответственности.