Оружие из глубины веков. Щиты и мечи Рима

91
Оружие из глубины веков. Щиты и мечи Рима
Кадр из кинофильма «Даки» (1966). Север наконец-то зарубил негодяя Фуска... Профиль гладиуса здесь именно таков, каким он и должен быть, но почему-то все прочие римские мечи в этом фильме показаны слишком уж широкими. Непонятно зачем?


Который есть щит, охраняющий тебя,
и меч славы твоей?

Второзаконие 33:29
…И взял меч с правого бедра своего...
Книга Судей Израилевых 3:21

Рассказы об оружии. Статья эта появилась несколько необычным образом. Просто некоторое время тому назад на ВО возник спор относительно римских щитов «из фанеры» и мечей, предшественников мечей европейцев-рыцарей. Были просьбы об этом написать, хотя бы уже потому, что на нашем сайте появилось много новых читателей, которые материалов 2015, 2016, 2017 гг. попросту не читали.



И вот у меня в архиве нашелся этот материал, как раз в тему. Проверил его на новизну – много выше 80 %, а значит – нигде ранее в Сети он не светился. И фотографии хорошие, наглядные – прямо-таки целая галерея. Ну а раз так, то… милости просим текст читать, а фотографии рассматривать.

Итак… Оружие переходного периода от бронзового века к железному.

Есть данные, что первыми на территории Европы возможность использования железа открыли племена, жившие в бассейне Дуная (территория современных Австрии и Венгрии). Развившаяся в этом регионе культура получила название гальштатской – по названию места, где были обнаружены ее первые археологические памятники, но кто ее основал и кто были эти «люди из Гальштата», сказать точно историки не в состоянии. Есть предположение, что они были наемниками из Урарту и Ассирии и именно оттуда и принесли свои знания.

Как бы там ни было, их мечи (и ножны к этим мечам) очень похожи на ассирийские! Причем по своей форме мечи «людей Гальштата» повторяли во многих чертах ранние мечи бронзового века, но предназначались для рубящих ударов, а это значит, что их должны были использовать воины, которые сражались на боевых колесницах. Поэтому-то они имели большую длину, да и острия клинков у них явно не предназначались для укола. Перекрестие у них также отсутствовало; это говорит о том, что они были рассчитаны не на удар рукояткой по щиту, а только на рубящий удар по пехотинцу сверху, то есть с коня. По сути дела, это самые настоящие предки поздних рыцарских мечей!

Впрочем, не все здесь так просто, как кажется, потому что типы мечей на обширной территории Европы, в том числе и в районах, находившихся под влиянием гальштатской культуры, менялись постоянно. Правда, основных их видов, появившихся между 950 и 450 годом до н. э., всего три: длинный бронзовый меч для рубящих ударов, тяжелый железный меч, сохранивший форму бронзового оригинала, и наконец короткий железный меч, по форме напоминавший лист тростника и несколько расширяющийся в сторону острия.

Зато собственно гальштатские мечи практически не менялись: они имели очень характерную рукоять, навершие которой напоминало... мексиканское сомбреро!

Длина одного из таких сохранившихся мечей от навершия до кончика составляет 108 сантиметров, то есть он, скорее всего, принадлежал всаднику, которому требовалось рубить с колесницы, а не пехотинцу, для которого он явно велик. Были у гальштатцев и мечи покороче, с навершием в форме изогнутых в разные стороны антенн; один из них нашли в Темзе, прямо посреди Лондона!

Впрочем, известны и более ранние мечи с «антенными» навершиями, сделанные целиком из бронзы. Так что это, видимо, как раз тот самый случай, когда оружейные мастера просто взяли да и заменили один материал клинка на другой, а все остальное оставили без изменений.

Раскопки в погребениях гальштатских воинов не дают ни малейшего намека на то, как они носили свои длинные мечи. Тут следует обратить внимание на одну интересную деталь на конце их ножен, которая по форме напоминает разведенные в стороны «крылышки». Следы износа и трения о землю на «крылышках» экземпляров, найденных в погребениях, отсутствуют, а это значит, что земли они не касались!

Интересно, что у ассирийцев тоже были похожие оковки на концах ножен, о чем свидетельствуют фигуры с барельефов из ассирийских дворцов. При этом показательно, что мечи у ассирийцев висят на поясе таким образом, что их рукоятки находятся прямо у груди, и почему так, понятно. Ведь если воин сражается, стоя на колеснице, то ножны просто не могут болтаться у него между ногами, потому что в этом случае он может за них зацепиться и упасть! Ну а оковки необходимы в качестве упора в тот момент, когда их длинный меч выхватывался из их длинных ножен!

Что же касается формы мечей, то ее главным образом определяла все-таки тактика боя. Известно, что греческие воины сражались фалангой, прикрывшись большими разрисованными щитами. Фаланга состояла из 1 000–1 200 человек по фронту и восьми рядов в глубину, причем основным ее оружием служили не мечи, а копья. Мечи использовались ограниченно, во-первых, если у воина ломалось копье, а во-вторых, для того, чтобы добить поверженного наземь противника; изображения таких эпизодов очень часто встречаются на древнегреческих вазах.

Мечи у греков были длиной 60–75 сантиметров и предназначались для того, чтобы колоть и рубить; причем это были не только прямые мечи, но и изогнутые однолезвийные мечи-махайры, происходившие из Испании. По мере развития слаженности действий воинов фаланги, длина мечей стала уменьшаться – в особенности это было заметно в армии Спарты – так что к 425–400 гг. до н. э. они стали походить на небольшие кинжалы.

У спартанского военачальника Анталактида однажды спросили, почему, мол, спартанские мечи так коротки, на что он ответил:

«Потому что мы сражаемся, подойдя к врагу вплотную».

То есть выучка всех воинов в целом была важнее индивидуальных бойцовских качеств каждого воина в отдельности.

Таким образом, меч спартанцами был укорочен, чтобы сделать его более удобным в той давке, которая возникала во время столкновения двух фаланг. Понятно, что победу в ней мог одержать даже воин, лишенный доспехов, но ловкий и увертливый. Вот почему в V веке спартанцы и вовсе отказались от доспехов, за исключением щитов и шлемов, а на неприятеля наступали бегом! Если в момент столкновения копье у спартанца ломалось, его короткий меч позволял наносить колющие удары, направленные в лицо, в бедра, в живот.

Вслед за спартанцами греки из других полисов также начали отказываться от доспехов, оставляя своим воинам только шлемы и щиты! То есть выучка воинов, действующих сообща, была, по их мнению, куда важнее, чем мастерство владения оружием каждого в отдельности!

Кельты, воинственный народ, расселившийся по Западной Европе, в начале V века до н. э. сражались, стоя на двуконных колесницах и бросая во врагов дротики, а когда дротики заканчивались, то они спускались на землю и сходились с противником в пешем бою.

Впрочем, довольно скоро у кельтов появились воины четырех типов: пехотинцы в тяжелых доспехах, главным оружием которых был меч, легковооруженные пехотинцы – метатели дротиков, всадники и бойцы на колесницах. По описаниям древнеримских историков, кельтские воины в бою обычно поднимали мечи над головой и обрушивали их на врага сверху так, словно рубили дрова.

Находят кельтские мечи буквально сотнями, так что ученые смогли их хорошо изучить и классифицировать. Поскольку целый ряд таких мечей был обнаружен в швейцарском местечке Ла-Тен, то и культуру, которой они были свойственны, назвали латенской и даже выделили в ней четыре фазы.

Латенские мечи имели длину 55–75 сантиметров, в сечении походили на ромб, а рукояти их отливали из бронзы. Носили их не на левом боку, а на правом, на железной или медной цепи.

Во времена Цезаря мечи у кельтов стали достигать одного и более метра в длину, причем их рукояти стали украшать эмалью и даже драгоценными камнями. Но и более короткие мечи тоже не вышли из употребления – ими кельты сражались очень умело. Воевать с ними римлянам было совсем нелегко, и поэтому им ничего не оставалось, как разработать соответствующее вооружение и тактику его применения!

Так, в ответ на угрозу со стороны кельтов, которых римляне называли галлами, в Риме создали самый замечательный комплекс оружия из всех, какие только когда-нибудь до этого существовали!

Во-первых, римские легионеры вооружились колюще-рубящим мечом «гладиус хиспаникус», пришедшими, как это явствует из его названия, из Испании. Два наиболее ранних меча этого типа были найдены в Словении, и датируются они примерно 175 годом до н. э. У них довольно тонкие, ромбического сечения клинки длиной 62 и 66 сантиметров, которые и впрямь чем-то похожи на листы гладиолуса; ими действительно удобно и рубить, и колоть.

Вторым по значению их оружием был дротик пилум, который предназначался, прежде всего, для того, чтобы вывести из строя щит вражеского воина и по возможности его ранить.

О, это было поистине уникальное оружие, главной особенностью которого был очень длинный – почти в метр! – тонкий металлический стержень, соединявший его наконечник с рукояткой примерно такой же длины. Каждый легионер обычно имел по два таких дротика.

Применяли их следующим образом: легионер просовывал два первых пальца в ременную петлю-эментум, расположенную по центру тяжести пилума, и, держа руку ладонью вверх, бросал его в щит противника. Причем дальность такого броска могла достигать 60 м. Наконечник вонзался в щит и застревал в нем, сделанный из мягкого железа тонкий стержень изгибался под тяжестью рукояти, а древко волочилась по земле, лишая неприятельского воина возможности использовать свой щит в качестве прикрытия.

Второй дротик летел при этом в цель, уже лишенную защиты. Ведь неприятельскому воину приходилось бросать свой испорченный щит, а обрубить застрявший в нем пилум мечом он не мог из-за большой длины его металлического стержня. Судя по дошедшим до нас барельефам и артефактам, пилумы нередко специально утяжеляли одним-двумя свинцовыми шарами, укрепленными в точке соединения наконечника с древком, что увеличивало его вес и… соответственно – пробивную силу!

Но, пожалуй, наиболее впечатляющим изобретением римлян в области военного дела (правда, большинство историков считает, что и тут, как и в случае с гладиусом, не обошлось без заимствования!) стал щит – скутум, который все «тяжелые» пехотинцы римской армии имели без изъятия, разве что знаменосцы и высшие командиры пользовались круглыми щитами (кетра)! Овальный и плоский в самом начале своей «карьеры», он впоследствии сначала потерял два полукружия сверху и снизу и превратился в выгнутый прямоугольник, похожий на кусок, вырезанный из огромной трубы, шириной около семидесяти сантиметров и более чем в метр высотой!


В кинофильме «Даки» (1966) щиты у легионеров слишком малы, а вместо шара на пилумы зачем-то надеты конусы…

Щит, если говорить о нем языком современности, был фанерным. То есть собирался и склеивался из тонких деревянных пластинок, после чего его обтягивали и кожей, и войлоком, а затем ещё сверху тканью, причем её грунтовали и ярко раскрашивали, превращая щит таким образом в эмблему для распознавания бойца того или иного подразделения. Ручка щита находилась под сделанным для нее специальным углублением, которое прикрывалось специальной выпуклостью – умбоном.


Кельтский щит. Рис. А. Шепса

У ранних щитов он был деревянным, а у более поздних – металлическим. Рукоятка позади него располагалась горизонтально. Кроме того, щит имел обивку кромок из прокатанного медного или латунного профиля п-образной формы. Весить такой щит мог под десять килограммов. Настоящая «садовая калитка», да и только, и вот с ней-то легионер и шел в бой, прикрываясь ею, то есть этой самой «дверью», с ног до головы.

Как-то маневрировать таким щитом было невозможно, да и не требовалось. Потому, что в бою все решала тактика и выучка всего легиона в целом. Атакуя врага, легионеры шли на него стройными рядами, неся щиты перед собой, и успех их в бою зависел, прежде всего, от слаженных действий всего легиона или когорты.


Римские щиты. Современная реконструкция


Скутум в кожаном чехле для переноски. Рис. А. Шепса

По сигналу центурионов, легионеры, подойдя поближе к противнику, переходили на бег (до этого они уже запускали в сторону противника свои пилумы!) и обрушивали на него и вес своего тела, и вес щита, и пытались сбить его с ног. Если враг падал, его просто добивали ударом меча, вонзая по самую рукоятку (именно поэтому гладиус и имел столь ярко выраженное острие), и колоть в этом случае было, разумеется, много удобнее, чем лежачего рубить.

Вот им, то есть легионерам, короткий меч-то и требовался! А от врага с длинным рубящим мечом, например, германца или галла, их защищала металлическая кромка щита, не дававшая разрубить его (это также мешало расположение реек внутри) одним ударом.


Спата и гладиус. Рис. А Шепса

Меч всадника – спата – был несколько длиннее, чем гладиус пехотинца, но это объясняется тем, что ему противника приходилось рубить с коня. А так оба меча были идентичны по устройству: клинок ромбической формы, рукояти – из дерева или слоновой кости, с вырезами под пальцы и массивным «яблоком» в качестве навершия.

К концу I века до н. э. – началу I века н. э. оба меча: и гладиус, и спата, сохранили свою традиционную форму – как и раньше по-прежнему оружие с вытянутым колющим острием, длиной 50–56 сантиметров и весом около одного килограмма. Но к концу I века мечи, как у пехотинцев, так и у всадников (длина меча у которых равнялась 60–70 сантиметров), сделались одинаковой ширины по всей длине клинка и с более коротким острием.

Хотя гладиусами эти мечи продолжали называть по-прежнему, но только уже в силу традиции, так как реальное сходство с листом гладиолуса у них исчезло. Щиты всадников у римлян и их союзников, служивших в римской армии, вновь сделались плоскими и овальными, либо восьмиугольными и, опять-таки, плоскими, в отличие от легионерского скутума прежних столетий.

А вскоре вооружение римских войск упростилось ещё больше. В эпоху поздней империи (200–450 гг.) плоский овальный щит полностью вытеснил скутум, а вместо короткого меча и в пехоте, и в коннице стали употреблять только длинный меч спата, который стал теперь своего рода «визитной карточкой» легионеров.

Это был прямой рубящий меч длиной клинка около семидесяти сантиметров и рукоятью, которая целиком вырезалась из слоновой кости. Именно спата стал последним мечом Западной Римской империи, погибшей в 476 году.

Интересно, что ещё в эпоху республики различие в вооружении легионеров подчеркивалось также и расцветкой их одежды: туники рядовых легионеров были цвета неотбеленного полотна (и таким же полотном оклеивались сначала их овальные щиты с деревянным умбоном), центурионов отличали по туникам красного цвета, тогда как цветом вспомогательных войск и «морской пехоты» был темно-синий.

Но постепенно эти различия стерлись, а легионеры надели даже штаны – одежду варваров, нелепую и постыдную, по мнению римлян, и допускавшуюся вначале только для галльских и британских легионов, сражавшихся на «далеком Севере».


Фальката II–IV вв. Пиринеи. Длина 43,2 см. Вес 473 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Меч на перевязи у легионеров сначала находился справа, чтобы он был всегда под рукой, тогда как на боку у него слева висел кинжал в ножнах. У центурионов мечи были слева, так как в правой руке центурион держал трость из виноградной лозы, которая служила ему для самых разных целей, в том числе для наказания провинившихся.

Только в III веке мечи у римлян наконец-то «переехали» на левую сторону, да так там у всех европейских воинов и остались. Многие англоязычные историки с удивлением отмечают, что мечи рыцарей второй половины XIV века имеют удивительное сходство с длинными мечами римских кавалеристов – это и одинаковая длина, и ромбическое сечение клинка и даже размер рукояти [1].


Кельтский шлем I в. н. э. Украшен чеканкой в латенском стиле. Британский музей


Кельтский парадный шлем 350 г. до н. э. из пещеры в Агрис, Западная Франция. Музей г. Ангулема, Франция


Парадный греческий шлем 350–300 гг. до н. э. из Южной Италии. Вилла Гетти


Анатомический бронзовый панцирь из южной Италии. Около 350–300 гг. до н. э. Британский музей


Пышный и откровенно безвкусный шлем римского всадника из луженой бронзы. Тайленхофен. Около 174 г. н. э. Государственная коллекция доисторических древностей, Мюнхен


Бронзовый щит, известный как «Щит из Уэндсворта». Диаметр 33 см. Британский музей


Этрусский воин со щитом. Витербо. Около 520–470 гг. до н. э. Лувр, Париж


Бронзовый щит. Около 1200–700 гг. до н. э. Британский музей


Знаменитый кельтский бронзовый щит, также известный как «Щит Бэттерси». Длина: 77,7 см. Ширина: 34,1–35,7 см. Британский музей


Кельтский бронзовый «Щит из Чертси». Британский музей

Источники:
[1] Коннолли П. Греция и Рим. Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков, С. 260.
А также:
Sekunda N., Northwood S. Early Roman’s armies. L., 1995.
Simkins M. The Roman army from Hadrian Constantine. L., 1998.
Wilcox P. Rome’s enemies 2 – Gallic and British Celts. L., 1994.
Wilcox P. Rome’s enemies 3 – Parthians and Sassanid Persians. L., 1993.
Trevino R. Rome’s enemies 4 – Spanish armies. L., 1993.
Nicolle D. Rome’s enemies 5 – The desert frontier. L., 1991.
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    22 декабря 2022 05:40
    Итак… Оружие переходного периода от бронзового века к железному.
    всегда интересно было..как так,от сложных "мягких" сплавов меди с разными там металлами, олово и тд, перешли вдруг к "железу", хотя, "железной" нержавеющей колонне в Индии, непонятно сколько тысяч лет. кто то , где то врёт, или завирается.
    1. +6
      22 декабря 2022 06:56
      Это загадка только для тех, кто не знает санскрита. На колонне есть посвятительская надпись в честь царя Чандрагупты II, скончавшегося в 413 г. Так что стоит она больше 1600 лет. Что до "мягкости" медных сплавов, то это опять же не так: можно получать сплавы очень твердые. Например, мышьяковистые бронзы. Здесь был цикл моих статей про одного английского литейщика из бронзы, реконструктора... Вам бы найти почитать...
      1. +6
        22 декабря 2022 07:28
        Доброе утро, Вячеслав! smile

        Давненько Вас не было видно, я где-то даже соскучился. В статье тема совсем не моя, но читать было всё равно интересно. yes
        Отдельно понравилась очаровательно-грустная мордашка непонятного зверя на парадном греческом шлеме.

        Странно только что с таким уксусным выражением народ выступал на парадах. good
        1. +7
          22 декабря 2022 07:56
          очаровательно-грустная мордашка непонятного зверя
          Это грифон, дядюшка.
          1. +6
            22 декабря 2022 08:18
            Это грифон, дядюшка.


            Больше похож на унылого тетеревятника. laughing

            Доброе утро, Антон! smile
          2. +2
            23 декабря 2022 06:39
            То ли кошка, то ли птица,
            То ли женщина была..
        2. +2
          22 декабря 2022 13:14
          Цитата: Морской Кот
          Давненько Вас не было видно,

          Не от меня зависит, я то пишу практически каждый день. Сейчас на модерации 2 статьи например, и сейчас заканчиваю третью.
          1. +2
            22 декабря 2022 14:55
            Сейчас на модерации 2 статьи например, и сейчас заканчиваю третью.


            Вот и прекрасно, будем ждать. smile
          2. +2
            22 декабря 2022 20:34
            Цитата: kalibr
            Цитата: Морской Кот
            Давненько Вас не было видно,

            Не от меня зависит, я то пишу практически каждый день. Сейчас на модерации 2 статьи например, и сейчас заканчиваю третью.

            Всегда читаю с большим интересом. До греков и римлян пока не добрался а вот на средние века кое-что сделал.
          3. 0
            28 января 2023 21:34
            Этрусский воин судя по статуэтке носил штаны. Или бегал голым. Что у римлян, что у греков штанов не было. Кто есть этрусски????
      2. -4
        22 декабря 2022 17:24
        Цитата: kalibr
        . На колонне есть посвятительская надпись в честь царя Чандрагупты II, скончавшегося в 413 г. Так что стоит она больше 1600 лет.

        да и кришна с ней...
        Цитата: kalibr
        . Что до "мягкости" медных сплавов, то это опять же не так: можно получать сплавы очень твердые. Например, мышьяковистые бронзы. Здесь был цикл моих статей про одного английского литейщика из бронзы, реконструктора... Вам бы найти почитать...
        я металлург, на пенсии, ахинею аглицкую читать ? за чем ? Вы вот, просто мне скажите, нужна была " боевая бронза" из хрен знает каких сплавов, если просто "калёное" железо уже было ? чушь какая то ...в "заблуд" наше потомство вводящее. чего сочинять и врать ? за тысячи лет ископаемых железных, серебряных, оловянных, артефактов множество. кому врём, и главное зачем ? вы же лучше меня даже понимаете,что я прав.
        1. +3
          22 декабря 2022 22:50
          Цитата: Дедкастарый
          вы же лучше меня даже понимаете,что я прав.

          Не понимаю, как-то туманно Вы выражаетесь. А что до "металлурга"... Не знаю Вас, Вашего опыта, и не хочу обидеть. Но со мной было так: у нас в ПГУ есть кафедра литейного производства и литейная мастерская. И вот пришел я туда на предмет отливки бронзового кинжала. И мне тамошние металлурги объяснили почему это нельзя. Я им рассказал, что древним было можно, а им нельзя? И оказалось, что про литьё я знаю больше этих "металлургов". А уж про бронзу на мышьяке они даже не слыхали и подумали, что я их разыгрываю. Показал им на компьютере как все это льет мой англичанин. Знаете, если бы я им предложил вступить в интересную связь, они бы точно меньше удивились, чем когда я им все это показал. Так что металлурги бывают разные. И даже мастера из литейной мастерской госуниверситета, которые учат литью студентов.
          1. +1
            23 декабря 2022 03:48
            Но со мной было так: у нас в ПГУ есть кафедра литейного производства и литейная мастерская. И вот пришел я туда на предмет отливки бронзового кинжала. И мне тамошние металлурги объяснили почему это нельзя.

            Представляю, каких специалистов "отливает" эта кафедра!. А как они вообще туда на работу попали?
            1. +3
              23 декабря 2022 06:20
              Цитата: Passeur
              Представляю, каких специалистов "отливает" эта кафедра!. А как они вообще туда на работу попали?

              Тут вообще странная история. Сама кафедра очень сильная. Они выиграли грант правительства РФ на разработку биметаллического справа для контейнеров хранения рад. отходов АЭС. И сделали этот уникальный сплав! Сумму я даже назвать не могу... Так что студентов они учат на + - знаю этих людей лично. А вот мастера в литейной мастерской... откуда они я, понятно, не знаю, но дубы ещё те. Но возрастные и, судя по самоуверенности, ещё и "отставные", то есть "священныебыки", которых и тронуть-то нельзя. Так что в теории одно. а на практике - туда нельзя, сюда нельзя.
          2. 0
            23 декабря 2022 05:04
            А уж про бронзу на мышьяке они даже не слыхали и подумали, что я их разыгрываю. Показал им на компьютере как все это льет мой англичанин. Знаете, если бы я им предложил вступить в интересную связь,
            1. +1
              23 декабря 2022 06:15
              Цитата: Дедкастарый
              Знаете, если бы я им предложил вступить в интересную связь,

              Неужто шуток не понимаете? Это показатель степени их возможного удивления.
        2. +2
          22 декабря 2022 22:54
          Цитата: Дедкастарый
          если просто "калёное" железо уже был

          И где же оно было? Один кинжал в гробнице Тутанхамона из метеоритного железа и все.
      3. 0
        23 декабря 2022 08:40
        Так они (мышьяковистые бронзы) не только твёрдые, но и хрупкие... самое то для меча. Вопрос в другом, как из руды с содержанием меди и мышьяка получить нужный по составу сплав, если процесс выпаривания мышьяка при стадийной переплавке в примитивных технологических условиях неконтролируем? Для фибул и подвесок пойдёт, но оружие... разве что только ритуальное. Римские бронзы имеют б/м постоянный состав (британские, скорее, сплав олова с медью, а не наоборот, плюс железо и др. - в процентном отношении похоже на британский касситерит), при всей сложности такого процесса, требующего предварительного получения чистого олова (про отмазку в виде "цементации" читал. Вся беда таких реконструкторов в том, что свои химические знания они без проблем переносят и на металлургов "седой" древности (цементация процесс неочевидный, натолкнуться на него случайным опытом практически невозможно, нужно знать химию процесса) , некоторые, пытаясь доказать простоту получения бронз постоянного состава... берут чистые металлы и "реконструируют" процесс компонентной плавки. Хотя что там реконструировать? Возможность получения необходимых температур? Так она, как раз, вопросов и не вызывает).
        1. +2
          23 декабря 2022 09:12
          Мышьяковистые бронзы характерны скорее для раннего бронзового века.
          Римские бронзы имеют б/м постоянный состав

          Вообще нет
          Ознакомьтесь с темой
          http://projects.itn.pt/RoCoMetal/Dungworth_1996.pdf
          Римляне знали и бронзу и латунь и пушечную трехкомпонентную бронзу - gunmetal
          Компонентный состав варьировал и в регионах и во временных промежутках.
          1. 0
            23 декабря 2022 10:03
            Ознакомьтесь с темой. Знаком я с этой "темой" и про отличие британских бронз указал - "Римские бронзы имеют б/м постоянный состав (британские, скорее, сплав олова с медью, а не наоборот, плюс железо и др. - в процентном отношении похоже на британский касситерит)".
            При чём тут "пушечная бронза", это обозначение современным английским языком (gun-metall) бронз определённого цвета. По поводу их "трёхкомпанентности" - открою тайну, античные бронзы имеют куда больше компонентов, до открытия способа рафинирования меди было далековато, как и до процесса обогащения рудного концентрата.
            1. +1
              23 декабря 2022 10:09
              Не ознакомились
              Римские бронзы не имеют постоянного состава
              По поводу их "трёхкомпанентности" - открою тайну, античные бронзы имеют куда больше компонентов

              Не нужно путать компоненты и случайные примеси. Такие тайны держите при себе чтобы не позориться.
              При чём тут "пушечная бронза"

              При том что римские бронзы на самом деле являются частным случаем трехкомпонентного сплава медь-олово-цинк, варьировавшего в больших пределах. В одной Британии выявлено 1163 варианта сплава как указано в статье
              1. +1
                23 декабря 2022 10:59
                "Римские бронзы не имеют постоянного состава"
                Хорошо, расшифрую, если сходу (и даже с дублирования) непонятно, "б/м" - более/менее.
                "Не нужно путать компоненты и случайные примеси"
                А я их и не путаю, это Вы переносите современное представление о компонентах сплава на времена и технологии седой древности. Более того, эти примеси не случайны, они закономерны для руд конкретного состава. Мышьяк в мьшьяковистой бронзе, в такой логике, тоже - "случайная примесь".
                "римские бронзы на самом деле являются частным случаем трехкомпонентного сплава медь-олово-цинк"
                Сплавы не являются "частным случаем", древние - тем более. И да, тогда не было аналитической химии и типологии сплавов.
                "как указано в статье" - ещё раз, я знаю, что указано в работе.
                "варьировавшего в больших пределах" - это насколько больших? Я больших вариаций в этой работе не вижу. Наоборот, вижу деление по однородным типам, а не разброс и шатание. Да, что-то не заметил вообще никакого деления образцов по месту изготовления, только по месту обнаружения (впрочем, таких целей в "работе" и не поставлено). И ещё раз - copper, bronze, gunmetall, brass - всё это название бронз (сплавов на основе меди) по основному признаку - "цвет".
                1. 0
                  23 декабря 2022 16:33
                  Хорошо, расшифрую, если сходу (и даже с дублирования) непонятно, "б/м" - более/менее.

                  В каком месте тут "более -менее" равномерность по составу? Разброс очень широкий

                  Наоборот, вижу деление по однородным типам

                  Где тут деление по однородным типам если группы явно переходят друг в друга

                  Более того, эти примеси не случайны, они закономерны для руд конкретного состава. Мышьяк в мьшьяковистой бронзе, в такой логике, тоже - "случайная примесь".

                  MЫшьяк именно случайная примесь. Его значение древними видимо древним было не известно. А вот олово компонент. Потому что добавлялось специально. Логика тут простая
                  Да, что-то не заметил вообще никакого деления образцов по месту изготовления, только по месту обнаружения

                  Я не писал ничего про места изготовления
                  Вот исхлдник
                  Компонентный состав варьировал и в регионах

                  И ещё раз - copper, bronze, gunmetall, brass - всё это название бронз (сплавов на основе меди) по основному признаку - "цвет".

                  Да хоть третий. Бронзы и латуни разные группы потому что диаграммы состояния разные. Так меня учили. Спорить об определениях мне не интересно. В англоязычной литературе пишут "медные сплавы", а не бронзы когда нужно обобщить. Римляне этим не заморачивались и умышленно мешали цинковый и бронзовый лом для получения новых изделий. Поэтому мне удобно говорить про трехкомпонентный сплав и я считаю это обоснованным
                  1. +1
                    23 декабря 2022 16:58
                    Цитата: Engineer
                    MЫшьяк именно случайная примесь.

                    Нет! Был целый период именно мышьяковистиых бронз.
                    1. 0
                      23 декабря 2022 17:01
                      Я про то что его не подмешивали отдельно, а он уже был в медной руде
        2. 0
          23 декабря 2022 10:50
          У Черного об этом много... Вы не читали его работ?
          1. +1
            23 декабря 2022 11:27
            С этими работами не знаком. Если дадите их выходные данные (или ссылку), изучу.
            1. +1
              23 декабря 2022 16:57
              Цитата: Дисмас
              С этими работами не знаком. Если дадите их выходные данные (или ссылку), изучу.

              Как всегда книга есть, но далеко лезть. Поэтому Вы наберите в поисковике - литейщик Черных Е.Н. - там все есть. Я проверял. (и методичку Молева по археологии меди и бронзы).
      4. 0
        23 декабря 2022 17:30
        Цитата: kalibr
        удар рукояткой по щиту,

        Не вполне понял, в какой боевой ситуации это имело смысл. Легионеры подпирали свой щит правой рукой, не выпуская из нее меча, это вроде известно по рисункам, при атаке кавалерии, или "черепахе". Но чтобы бить?
        Про медные сплавы все куда сложнее.
        Выплавить чистую медь крайне сложно. Да, есть месторождения около Великих Озер, есть некоторые горизонты на Урале, но в основном выплавляется как раз мышьяковистая бронза с первыми процентами легирования. Сейчас черновую медь рафинируют электролизом, но в древности так делать не умели.
        Самая жуть это месторождение в Негеве - два процента урана, получился бы легендарный "ядовитый меч Назгулов" из произведений Толкиена, порезы от которого не могут зажить.
    2. +6
      22 декабря 2022 07:24
      Вот кстати и посвятительная надпись Чандрогупте
      1. +5
        22 декабря 2022 07:26
        Кстати колонна тоже ржавеет. Налет ржавчины и её пятна видны. Но для Индии и это чудо.
        1. +2
          22 декабря 2022 17:27
          Цитата: kalibr
          Кстати колонна тоже ржавеет. Налет ржавчины и её пятна видны. Но для Индии и это чудо.

          конечно..если "тата" или китайский "черри" сгнивает за пару лет- это чудо ,да.
        2. +1
          23 декабря 2022 08:52
          Смотря как датировать это чудо. И как часто его поновляли, точнее - заменяли. Стойкость к коррозии объясняют фосфатированием поверхности (из-за содержащегося конкретно в этой колонне фосфора) и сухим климатом. Эту колонну англичане обнаружили в 19 веке, посмотрим сколько столетий простоит именно она.
          1. +1
            23 декабря 2022 10:11
            Кстати, возможно, мизерное присутствие фосфора (в фосфатной покровной "плёнке") объясняется не особенностями состава сплава, а фосфатированием поверхности по итогу процесса изготовления.
            1. +2
              23 декабря 2022 10:47
              Цитата: Дисмас
              а фосфатированием поверхности по итогу процесса изготовления

              Правильно! Сделали ванну по размеру колонны, привели стадо слонов в неё мочиться, потом, когда ванна наполнилась доверху, сбросили в мочу раскаленную колонну. А что? Рекомендовалось же закаливать клинок меча в моче рыжего мальчика!!!
              1. +2
                23 декабря 2022 11:34
                Смотря когда делали и смотря чем фосфатировали:). Если англичане в 19 веке, то и ортофосфорной кислотой могли обработать/фосфатировать пришедшую в печальный вид от поверхностной коррозии уже стоявшую колонну. Или вообще "дубликат" соорудить, по типу "Стоунхенджа".
                1. +1
                  23 декабря 2022 16:49
                  Цитата: Дисмас
                  "дубликат"

                  Стоунхедж не дубликат. Его восстанавливали в начале ХХ века и никто из этого тайны не делал. Поднимали упавшие камни, укрепляли бетоном основания. Отсюда и пошла любимая байка наших опровергателей-говносерателей, что это новодел. Но есть гравюры до 16 века, где он есть. Но я не уверен, что во времена Чандрогупты индийцы умели в промышленных масштабах получать ортофорфорную кислоту. Мочу слонов собирать много проще!
              2. ANB
                +2
                23 декабря 2022 14:38
                . Рекомендовалось же закаливать клинок меча в моче рыжего мальчика!!!

                Или в теле сильного раба.
                1. +2
                  23 декабря 2022 16:50
                  Цитата: ANB
                  Или в теле сильного раба.

                  Именно так! Мы с Вами оба читали одну и ту же книгу! Только там в оригинале "мускулистого".
                  1. 0
                    25 декабря 2022 15:53
                    И я читал тоже, книжка детская, но в школе очень впечатлила
                2. 0
                  23 декабря 2022 17:35
                  Это чья-то нездоровая фантазия. Раскаленный до закалочной температуры клинок весьма мягок, его можно изогнуть обо что угодно. Втыкать его в раба, даже мертвого, значит погнуть об кости. Даже если воткнуть в живот трупа - разная теплопроводность тканей тела приведет к очень уж кривой закалке.
                  По опытам кузнецов, меч от горна к закалочной ванне нужно нести кромкой вперед. Если нести стороной вперед - этой неравномерности охлаждения воздухом хватит для изгиба в сторону.
                  1. 0
                    23 декабря 2022 17:59
                    Цитата: eule
                    Это чья-то нездоровая фантазия.

                    Описано в одном из древних наставлений. Я сам не проверял, конечно...
    3. 0
      25 декабря 2022 15:44
      Бронза вовсе не мягкая, скорее наоборот, она хрупкая и тяжёлая, вот чем уступает стали, а железо просто дешевле, вот и всё. Кстати до появления стали, брозовое оружие было лучше, но дороже
  2. +1
    22 декабря 2022 06:10
    Чем фальката отличается от махайры? belay
    1. +8
      22 декабря 2022 06:41
      Практически ничем, кроме места находки артефактов. Меж тем автор ошибся атрибутировав махайру к кельтиберийской культуре, испанские клинки называют фалькатами.
      1. +5
        22 декабря 2022 12:32
        Чем фальката отличается от махайры

        Фальката - это не историческое название. Это "синтетический" термин, придуманный испанским историком Fulgosio в XIX веке при переводе, приняв описание формы оружия ensis falcatus за название. Но термин прижился.
        1. +2
          22 декабря 2022 21:17
          Да, я знаю об этом. Думаю, данный факт не противоречит содержанию моего предыдущего комментария.
          1. +1
            22 декабря 2022 23:02
            Нет, ни в коем разе не противоречит.
    2. +6
      22 декабря 2022 06:57
      Цитата: Андрей Москвин
      Чем фальката отличается от махайры? belay

      Названием
      1. +6
        22 декабря 2022 13:25
        Кстати, заинтересовавшись вопросом, нашел вот такую книгу.

        The Complete Encyclopedia of Arms & Weapons Leonid Tarassuk, Claude Blair.
        С учетом того, что авторитет авторов не вызывает сомнения, заинтересовался. И узнал, что в современном оружиеведении римский меч называется копис, который, является разновидностью махайры. Разница - в форме лезвия. Долго искал иллюстрации, чтобы эту разницу показать. Выбрал эти.

        Копис. "Neues Museum", Берлин.

        Махайра. National Museum, Будапешт.
        1. +3
          22 декабря 2022 15:19
          Скоро будет не хуже, но наша, российская.
          1. 0
            22 декабря 2022 23:00
            Скоро будет не хуже, но наша, российская

            Не имеющая аналогов в мире, как обычно?
            1. +1
              23 декабря 2022 06:27
              Цитата: Passeur
              Не имеющая аналогов в мире, как обычно?

              Не надо ерничать. Это неумно! Тем более в отношениях со мной. Конечно, аналогов полно. Но каждая книга в чем-то уникальна. Например, вот в этой будет 600 фото из собрания оружия в котором 10 000 образцов. Будет из чего выбрать, не так ли? И более того - во всех ракурсах сборках и разборках. До сих по даже Шокорев не мог этим похвастаться...
    3. 0
      25 декабря 2022 15:45
      Ничем кроме национальности laughing комментарий слишком короткий request
  3. +4
    22 декабря 2022 06:51
    По поводу добивания упавших на землю врагов, путем вонзания гладиуса по самую рукоятку. Читал где-то, что легионеров специально учили колоть не глубоко, примерно на два дюйма, т.к. считалось, что:
    1. глубокий укол требует выпада, а для этого надо раскрыться,
    2. ранение двухдюймовой глубины достаточно тяжелое, чтобы вывести противника из строя,
    3. если укол производится треугольным острием гладиуса, то на обратном ходе лезвие точно не застрянет
    1. +3
      22 декабря 2022 07:10
      Тоже думаю, на того, кто в толчее битвы упал на землю, можно уже не тратить время на добивание. Затопчут и так.
    2. +1
      23 декабря 2022 17:48
      Цитата: Хризофилакс
      что легионеров специально учили колоть не глубоко, примерно на два дюйма, т.к.

      Достаточная болезненность пореза ребер сразу не даст рубить в ответ, а затем гемо-пневмо-торакс добьет. Опять же легионер не стоит на месте, и выдергивание будет с поворотом в плоскости меча, то есть рана еще шире. Да и до сердца достать нужно не так много, или до печени, кстати кровопотеря из нее огромная. Сейчас шансы при укле в печень есть - прижгут срез, зашьют и так далее, но тогда - без вариантов.
      В "Одиссее" прямо описан укол в печень циклопу, то есть не случайно, а туда целил и попал.
    3. 0
      25 декабря 2022 15:55
      Это Вы очень верно заметили, чистая правда
  4. +8
    22 декабря 2022 07:16
    Еще немного латенских мечей. Ну и так, по мелочи...
    1. +4
      22 декабря 2022 07:23
      Замечатеольное фото, Антон. Это Вы на выставке в Эрмитаже снимали...
      1. +4
        22 декабря 2022 07:25
        Да, Вячеслав Олегович. У Вас эти фотографии тоже есть.
        1. +4
          22 декабря 2022 07:28
          Да, Антон, есть, да не про мою честь! Они у меня открываются только на "изменении", на экране я посмотреть их не могу. Видимо новые хорошие камеры мой старый комп не тянет. Это не только с Вашими фото такое...
          1. +3
            22 декабря 2022 07:45
            Дело не в Вашем компьютере, а в форматировании изображений при пересылке. С "декабристскими" фотографиями было же все нормально? А снималось той же камерой и в то же время.
            1. +1
              22 декабря 2022 10:27
              Цитата: 3x3zsave
              С "декабристскими" фотографиями было же все нормально?

              Да все было ОК!
    2. 0
      25 декабря 2022 15:57
      Шикардос, отличные спаты, неужели в питере такие есть? А где найдены и когда не знаете?
  5. +8
    22 декабря 2022 07:22
    Карта распространения гальштадской культуры.
  6. +5
    22 декабря 2022 07:35
    Спасибо за статью. Прекрасные иллюстрации.
  7. +4
    22 декабря 2022 09:48
    В армии пользовлася щитами. Были и овальные, и скругленные по бокам, и прямые.Поэтому из своего практического опыта могу утверждать следующее:
    1.Щиты, типа скатума, позволяют вести единоборство в разомкнутом строю ,потому что скруглениями прикрывают тебя с боков. Но они не позволяют построить жесткую ,непробиваемую шеренгу.Горизонтальные рукояти для удержания щита ,не позволяют им маневрировать ,лучше если рукоять расположена вертикально.
    2.Щиты плоские ,прямоугольной формы, плохо защищают в разомкнутом строю, но дают возможность ,опираясь щитами друг на друга, построить непробиваемую шеренгу.Такие щиты предпочтительнее, потому что не требуют от каждого бойца индивидуальной высокой выучки, и в этом случае действительно все зависит от слаженности действий в составе подразделения.
  8. +5
    22 декабря 2022 10:39
    Попробую добавить немного иллюстраций.
    Впрочем, не все здесь так просто, как кажется, потому что типы мечей на обширной территории Европы, в том числе и в районах, находившихся под влиянием гальштатской культуры, менялись постоянно.


    Слева направо: бронзовые мечи из Микен, Гальштата, Венгрии, Италии и Южного Тироля
    Латенские мечи имели длину 55–75 сантиметров, в сечении походили на ромб, а рукояти их отливали из бронзы.


    Латенские мечи и римский гладиус (крайний справа).
    а рукояти их отливали из бронзы

  9. +4
    22 декабря 2022 12:33
    Я пологаю фехтование на гладиусах это миф (часто показывают в фильмах). Но чисто теоритически если два одиноких легионера (и без щитов) всётаки встретятся. belay
    1. +1
      25 декабря 2022 15:59
      Вы абсолютно правы, миф чистейший, а без щита это значит выбросил, чтоб удрать сподручнее было, а другой значить, что бы догнать laughing
  10. +4
    22 декабря 2022 19:56
    3x3zsave ( антон), уважаемый, ЖК "Венеция" на Крестовском острове не Ваших рук творение?
    1. +5
      22 декабря 2022 21:10
      Здравствуйте, коллега!
      Нет, не мое. Я, по большому счету, отделочник, хотя котедж могу построить с нуля, хоть руками, хоть головой. Кроме того, не особо люблю работать в элитных ЖК, та еще "адвенчура"...
      1. +2
        23 декабря 2022 06:31
        Ох, Антон, у меня в Пензе такие красивые дома строят. И один мой студент открыл компанию по послесдаточному ремонту по заказу. Чего они творят... Вы не представляете, вернее, только Вы и можете представить. Очень красивые выходят помещения...
        1. +2
          23 декабря 2022 06:48
          Я представляю. Основная проблема строительного бизнеса в России - необоснованный перфекционизм заказчиков. Хочешь сделать как лучше, платят как всегда.
          1. +3
            23 декабря 2022 10:59
            Цитата: 3x3zsave
            Я представляю. Основная проблема строительного бизнеса в России - необоснованный перфекционизм заказчиков. Хочешь сделать как лучше, платят как всегда.

            Знакомо, Антон! Но я всегда в таких или похожих случаях советую рассказывать про знакомых - семиюродный племянник двоюродного деда рассказал, что вот были такие... не заплатили как надо... и... ноги в таз с цементом и в Суру, там уже несколько таких вертикально стоит. Обычно, выслушав, люди почему-то начинают интересоваться почему вертикально. "А кишечные газы скапливаются в голове... Это пока ещё рыбы глаза съедят..." Если рассказать все правильно с нужной интонацией, и как бы в шутку, то эффект... очень хороший. Впрочем, может быть роль ещё и внешность играет. Меня например, как-то приняли за телохранителя собственной жены. Она-то в шутку сказала, а мужик посмотрел и... зауважал. Но тут уж ничего не сделать. Впрочем, у Вас, Антон, внешность для такого пиара тоже, вполне подходящая... А уж мой зять...типичный "рашн мафия", с ним ездить по заграницам, говорит моя дочь, одно удовольствие!
            1. +1
              23 декабря 2022 17:58
              Цитата: kalibr
              Меня например, как-то приняли за телохранителя собственной жены

              Похвастаюсь: Как-то на конференции по стеклоделию, моя решила попрактиковаться в итальянском языке, на котором хорошо читала, но языковой практики мало. Подошла к итальянцам - те от нее буквально бегали, односложно отвечая и уходя. Потом знакомая немка объяснила, что видели итальянцы:
              Высокая красавица с хорошей осанкой, платье на заказ шитое, украшения 19 века, прекрасная походка, сделанная в Италии для Европы сумочка, хорошо подобранная обувь, американский акцент. Рядом коротко стриженный худой организм с военной выправкой, тоже хорошо одетый, темноволосый и зеленоглазый, как и она. Да, у нас общая особая примета - недоразвитые мочки ушей. С точки зрения итальянца, это американская мафиози итальянского происхождения, а рядом ЧВК-шник, муж или брат - непонятно.
              1. 0
                24 декабря 2022 06:40
                Замечательную вещь Вы мне написали. Думаю, вы не будете против того, что я это самым положительным образом использую в статье о различиях культур, не на ВО...
  11. +3
    22 декабря 2022 21:27
    К концу I века до н. э. – началу I века н. э. оба меча: и гладиус, и спата, сохранили свою традиционную форму – как и раньше по-прежнему оружие с вытянутым колющим острием, длиной 50–56 сантиметров и весом около одного килограмма.

    По Бишопу спата достоверно появилась лишь в I в н.э. До этого и в коннице и в пехоте использовался гладиус различной длины. В раннем принципате гладиус окончательно сформировался в виде короткого меча "классической" узнаваемой формы. Спата впервые упомянута у Тацита в I веке н.э. Тогда же появляются изображения и первые находки.
    А вскоре вооружение римских войск упростилось ещё больше. В эпоху поздней империи (200–450 гг.) плоский овальный щит полностью вытеснил скутум, а вместо короткого меча и в пехоте, и в коннице стали употреблять только длинный меч спата, который стал теперь своего рода «визитной карточкой» легионеров.

    Полная смена комплекса вооружения римских легионов- интереснейшая проблема. По времени это явление во многом совпадает с кризисом III века. Однако саму смену увязывают с преобладанием воинов с окраин над италийцами. "Провинциальный " комплекс заменил "имперский италийский". Не совсем понятно, правда почему "провинциалы " не перешли на "италийское " оружие которое должно было обладать в их глазах более высоким статусом. И почему мастерские в Италии отказались от привычных отработанных форм.
    Конкретно замена гладиуса спатой в пехоте началась в конце II века н.э. Возможно, это связано с начавшимся изменением техники рукопашного боя. Гладиус постепенно вышел из употребления, но нередко встречались "полуспаты", обычно сделанные из обломков полноразмерных спат. Возможно, запрос на короткий пехотный меч по-прежнему существовал.
    1. 0
      23 декабря 2022 07:05
      По времени это явление во многом совпадает с кризисом III века.
      Здравствуйте, Денис!
      Что это за процесс и где о нем можно почитать?
      1. +3
        23 декабря 2022 08:52
        Добрый день,
        3-й век - конец принципата. Римская империя даже на какое-то время фактически распалась - выделилась Галльская империя и Пальмирское царство.
        Упадок был системным. В военной сфере наступило упрощение и примитивизация. Исчезли лорика сегментата, скутум, гладиус и италийский шлем. Начался распад легионов на лимитанов и комитатов из которых только вторые были пригодны к нормальному сражению. Впервые в бою с врагом погиб римский император (Деций в бою с готами).
        В экономике период характеризовался распадом многих торговых связей, изоляцией регионов и общим ухудшением.
        Увы, ничего посоветовать почитать не могу. С этим периодом не разбирался и знания у меня поверхностные
        По военному аспекту наверное что-то есть у Банникова. Он практически все периоды империи рассмативал.
        По экономике мне знакома только одна глава Кризис и инфляция 3-го века из The Cambridge Economic History of Europe from the Decline of the Roman Empire
        1. +2
          23 декабря 2022 09:27
          Как раз экономика и социология мне интересны более, нежели военное дело.
          В любом случае, спасибо, Денис!
          1. +1
            23 декабря 2022 09:34
            В любом случае, спасибо, Денис!

            Не за что
        2. +2
          23 декабря 2022 10:53
          Цитата: Engineer
          Увы, ничего посоветовать почитать не могу. С этим периодом не разбирался и знания у меня поверхностные

          Момзен?
          1. 0
            23 декабря 2022 16:34
            Увы, к своему стыду не читал классика
            1. 0
              23 декабря 2022 16:45
              Цитата: Engineer
              Увы, к своему стыду не читал классика

              Вам повезло. Значит у Вас это удовольствие впереди. Есть ещё одна книга, которую именно Вам мне хотелось бы рекомендовать, но её именно сейчас достать сложно.
              1. +2
                23 декабря 2022 16:52
                Вам повезло.Значит у Вас это удовольствие впереди.

                Наверное все же прочту, хотя в мире хороших книг хватит на несколько человеческих жизней.
                1. 0
                  24 декабря 2022 06:41
                  Цитата: Engineer
                  Наверное все же прочту

                  Ну, заниматься Римом и не читать Момзенаааа. Надо!
  12. -1
    23 декабря 2022 18:56
    На украинском это называли "Сцыт и мечет". Точный перевод с древнедальнего языка.
  13. 0
    25 декабря 2022 15:41
    Большое спасибо Вячеслав Олегович! Мне часто попадается инфа, что гладиус колюще рубящий, но ведь это не так, рубить им неудобно, да и римская тактика просто не предусматривает рубящих ударов пехотинцев. Даже меч носили на правом боку именно, чтобы при извлечении щит не смещался. Что то тут не так, думаю, что все источники про страшные рубящие удары римлян относятся не к гладиусам. Ну не рубят они толком, да и металл там отвратный до ужаса, какое там рубить что то....
  14. 0
    30 января 2023 07:40
    Римский легион победил македонскую фалангу. Не только за счёт большей подвижности, но и в лобовом столкновении. Скутум держал удар македонского копья. Сариссы македонцев были из кизила, соединялись бронзовой втулкой, как наши удочки двухколенки. Это были не толстые копья типа рыцарских, а длинные трости, скорее.