Многоцелевой учебно-боевой истребитель С-54

Опыт ведения воздушных войн показывает, что победу одерживает та сторона, которая более быстрыми темпами, по сравнению с противником, сможет нарастить боевую мощь авиации. А этого достичь нельзя, если на вооружении имеются только тяжелые истребители, которые способны эффективно решать широкий круг задач, но обладают одним существенным недостатком – при возникновении угрозы широкомасштабных боевых действий (события в Югославии только подтверждают то, что подобные сценарии вполне вероятны в обозримом будущем) даже самые развитые в экономическом отношении страны не могут в нужных количествах и быстро развернуть полномасштабное производство данных самолетов.

Многоцелевой учебно-боевой истребитель С-54


В настоящее время военно-воздушные силы США планируют закупить только 339 истребителей 5-го поколения F-22A "Рэптор" (вероятно, в дальнейшем данное количество сократится). Даже если Минобороны России сможет найти средства для развертывания выпуска собственных истребителей данного класса, их число, даже при самых оптимистических прогнозах, также вряд ли превысит 200-300 единиц. Данного количества явно недостаточно для того чтобы сохранять способность к ведению воздушных боевых действий в любой продолжительной войне.


Из этого следует, что истребительный парк военно-воздушных сил России должен также включать легкие, простые в производстве "мобилизационные" машины, массовое производство которых может быть сравнительно быстро развернуто на предприятиях авиапромышленности в угрожаемый период, а также непосредственно во время боевых действий.

Нынешний уровень авиастроения позволяет сделать такой истребитель – своего рода "МиГ-21 XXI века", не уступающий по своим боевым возможностям более тяжелым и дорогостоящим самолетам типа F/A-18E/F, F-15 или Су-27. Создание компактного легкого истребителя корабельного базирования, который имеет минимальные габариты, дало бы возможность резко повысить боевой потенциал авианесущих судов, увеличив в несколько раз число боевых самолетов на каждом авианосце. Важным достоинством легкого истребителя также является его более высокий экспортный потенциал. Тяжелыми истребителями (класса F-15 или Су-27) сегодня располагают только несколько стран – США, Россия, Китай, Израиль, Индия, Япония и Саудовская Аравия. При этом десятки стран в составе своих военно-воздушных сил имеют более легкие истребители 4-го поколения (F-16, МиГ-29, "Мираж" 2000 и F/A-18). Но и эти самолеты, нормальный взлетный вес которых перевалил 15 тонн, уже нельзя назвать "легкими". И уж точно в "легкую весовую категорию" не входят зарубежные самолеты нового поколения – "Рафаль", EF2000 "Тайфун" и F-2. Запредельной стала и стоимость (60-100 миллионов долларов) данных машин, что делает самолеты недоступными для многих потенциальных покупателей.

В этих условиях в некоторых странах, которые активно ищут свое место на мировом авиарынке (Германия, Индия, Китай, Южная Корея и других) начались работы по разработке и созданию более легких (порядка 10-12 тонн) и более дешевых машин, которые в значительной степени ориентированы на экспорт. Но анализ технических характеристик данных самолетов позволяет сделать вывод, что они по своим боевым возможностям будут значительно уступать модернизированным американским, европейским и российским истребителям.

Работы по созданию легкого боевого самолета (а точнее семейства самолетов – С-54, С-55 и С-56) идут в ОКБ "Сухой". Изначально программа С-54, реализацию которой начали в 1990 году, предполагала разработку сверхзвукового учебно-боевого самолета, предназначенного для подготовки летчиков-истребителей отечественных ВВС и поставок на экспорт. При этом должен был широко использоваться научно-технический задел, полученный при разработке истребителя Су-27. Но успехи, достигнутые во время создания модернизированных истребителей семейства Су-27 (Су-33, Су-33КУБ, Су-35 и другие) и достижения в области электроники, аэродинамики, бортовых систем, двигателестроения позволили значительно расширить потенциал машины, превратив ее из учебно-боевого самолета в полноценный боевой истребитель. По своим основным характеристикам он не уступает (или превосходит) Су-27, но при этом имеет вдвое меньший вес и стоимость.

С самого начала проектирования С-54 учитывалась возможность его корабельного базирования (с установкой тормозного гака, складного крыла, применением антикоррозийной защиты и тому подобное). Данный подход конструкторов был основан на мировом опыте (главным образом, американском), в соответствии с которым гораздо проще сделать "сухопутный" самолета из хорошего палубного, а не наоборот.

Многоцелевой учебно-боевой истребитель С-54


Тех. решения, заложенные в корабельный истребитель С-56, дают возможность увеличить "самолетовместимость" авианесущих судов в 2-3 раза, что значительно повышает боевую эффективность корабельных групп, позволяя одержать победу в "борьбе на истощение" с авианосцами противника.

Выдвинутое требование об обеспечении базирования на авианосце "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" ВМФ России определило массовые характеристики С-56. Это обусловлено тем, что аэрофинишерные машины, которые установлены на "Кузнецове", из-за инерционности попросту не успевают раскрутиться, если вес садящегося самолета составляет менее 7 тыс. кг: при торможении возникают недопустимо большие продольные перегрузки, что может привести к травмам летчика или поломке самолета. Исходя из этого, нормальный взлетный вес С-56 (с 2 управляемыми ракетами ближнего боя и 2 ракетами средней дальности класса "воздух - воздух") составил 12 тыс. кг – немногим больше, чем вес последних модификаций МиГ-21 (8-9 тыс. кг).

Аэродинамическая компоновка данного семейства самолетов близка компоновке Су-33: двухкилевое вертикальное оперение, переднее и заднее хвостовое оперения цельноповоротные, трапециевидное крыло большого удлинения, которое плавно сопрягается с фюзеляжем.

Однако существуют и значительные отличия. По сравнению с последним самолетом семейства "27" – Су-ЗЗКУБ, аэродинамику нового легкого истребителя значительно улучшили. Крыло стало адаптивным, что в значительной степени увеличило аэродинамическое качество. Чтобы улучшить маневренные характеристики кили и подфюзеляжные гребни установили на одной оси и сделали цельноповоротными.

С-56, без преувеличения, будет самым компактным истребителем. Конструкторы перед собой поставили задачу "вписать" поперечное сечение истребителя в "сложенном" состоянии в квадрат 3х3 метра. Этого удалось достичь благодаря применению двойного складывания крыла, "ломающегося" по оси узлов крепления к фюзеляжу и в средней части консолей (одна половина при этом накрывает другую сверху). Еще одним оригинальным решением стало "приседающее" шасси. Переднюю опору убирают поворотом вперед, а основные – поворотом назад. При полуубранном положении шасси истребитель "садится" на своего рода "шпагат", что ограничивает стояночную высоту самолета тремя метрами. Это дает возможность по-новому подойти к размещению истребителей на авианесущем судне.

Между галерейной и ангарной палубой авианосца может быть создана еще одна легкая палуба. Это обеспечит возможность приема на борт судна в 2-3 раза большего количества истребителей. При этом внесения серьезных изменений конструкции самолетоподьемников не потребуется. Для размещения вертолетов и самолетов, которые имеют большие габариты (таких как Су-33), часть ангарной палубы может быть одноярусной.

При разработке самолетов С-54, С-55, С-56 не было предусмотрено столь широкое, как на американских истребителях 5-го поколения JSF и F-22, применение средств для снижения радиолокационной заметности. Например, вооружение, в отличие от машин американского производства, будет размещаться только на внешних узлах подвески. При этом радиолокационная заметность будет уменьшена приблизительно на порядок благодаря более тщательному сопряжению планера и подвесного вооружения, снижению числа выступающих деталей, крепежа, антенн, применению радиопоглощающих материалов и покрытий и т.д.

На двухместном С-55 было принято поперечное размещение кресел пилотов (как на Су-24, -27ИБ, -ЗЗКУБ), что облегчает взаимодействие экипажа во время полета и упрощает обучение летчиков. В тоже время, несмотря на малые габариты самолета, было сохранено расстояние между креслами, которое не меньшее, чем на бомбардировщиках Су-24.

С-54 оснащается одним двигателем АЛ-31, имеющим "трехмерную" систему управления вектором тяги. При нормальной взлетной массе обеспечивается взлетная тяговооруженность, которая значительно больше единицы. В дальнейшем, при оснащении самолета двигателем нового поколения, будет достигнута и сверхзвуковая крейсерская скорость. Во внутренних баках истребителя С-54 может находиться 4,5 тыс. кг топлива (для сравнения, американский F-15C "Игл", масса которого вдвое больше, может принимать на борт только 6100 кг топлива). Этим и совершенной аэродинамикой обеспечивается возможность достижения практической дальности в 4 тыс. км (у F-15 не имеющего подвесных баков данный показатель составляет 2 тыс. км). Самолеты семейства С-54 будут оснащаться самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием. Диаметр радиопрозрачного обтекателя бортовой радиолокационной станции в носовой части фюзеляжа соответствует диаметру обтекателя самолета Су-27 (около 1 метра). Это дает возможность установить на легком истребителе мощную РЛС с фазированной антенной решеткой, которая обеспечивает большую дальность обнаружения воздушных целей, по сравнению с самолетами JSF или F-16C. Бортовая радиолокационная станция будет дополняться новым оптико-электронным комплексом, который включает низкоуровневую ночную систему и способен работать по воздушным и наземным (надводным) целям.

Как и на других российских перспективных истребителях, на самолетах семейства С-54 предполагается установить бортовой вычислительный комплекс большой мощности с отечественными процессорами, которые имеют быстродействие в несколько десятков миллиардов операций в секунду. Информационно-управляющее поле кабины управления выполнено по новым принципам, с применением многофункциональных цветных индикаторов, размер которых по диагонали, составляет 14-15 дюймов.

В кабине будет установлено усовершенствованное катапультное кресло, которое является дальнейшим развитием К-36. Будет использован новая кислородная система и противоперегрузочный костюм пилота, обеспечивающие возможность ведения воздушного боя с перегрузками до 10-12 ед. Летчик также получит новый облегченный шлем, который будет совмещен с нашлемным индикатором.

При разработке истребителя принимаются меры для значительного снижения численности корабельного (наземного) обслуживающего персонала.

С-56 – идеальная машина для оснащения авианосца, а также легкого "авианосца противовоздушной обороны", постройка которого запланирована на индийской верфи, но, если российский самолет опоздает, на палубах индийских судов могут "прописаться" истребители западного производства – такие как, французский "Рафаль" М, который запущен в серийное производство, или модификации "Харриера". Та же история может повториться и в Китае, который также в скором будущем обзаведется собственными авианосцами. Потребность в самолетах данного класса ощущают и вооруженные силы России. Появление в начале следующего десятилетия легкого и дешевого истребителя, проект которого уже глубоко проработали, позволило бы в кратчайшие сроки увеличить боеспособность отечественных военно-воздушных сил и морской авиации, а также укрепить российские позиции на международном авиарынке.

Летно-технические характеристики:
Модификация – C-54;
Размах крыла – 9,80 м;
Длина – 12,30 м;
Высота – 4,47 м;
Площадь крыла – 26,42 м2;
Масса пустого самолета – 4790 кг;
Максимальная взлетная масса – 9410 кг;
Тип двигателя – двухконтурный турбореактивный форсированный двигатель Р-195ФС;
Номинальная тяга – 4200 кгс;
Тяга на форсаже – 6200 кгс;
Максимальная скорость на высоте – 1660 км/ч;
Максимальная скорость у земли – 1200 км/ч;
Практическая дальность – 2000 км;
Практический потолок – 18000 м
Экипаж – 2 человека.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 46
  1. Lavrik 8 ноября 2012 08:22
    В статье дается описание одного варианта С-56 (посадочный вес на Кузнецове минимум 7 т, норм. взл. - 12 .т), а ЛТХ дана другого варианта. Он не сможет сесть на АВ, пос. вес его менее 7 т., макс. взлетный всего 9410 кг.
    Lavrik
  2. ССИ 8 ноября 2012 08:54
    Погосян ВСЕ одеяла на себя тянет. Это сколько денег на разработку уйдет!
    Учебно-боевой уже есть - Як-130 называется, что еще надо?
    1. Александр романов 8 ноября 2012 09:10
      Работы по созданию легкого боевого самолета (а точнее семейства самолетов – С-54, С-55 и С-56) идут в ОКБ "Сухой". Изначально программа С-54, реализацию которой начали в 1990 году,
      Цитата: ССИ
      Это сколько денег на разработку уйдет!

      Привет Сергей,да уже ушло,только я не понял ,хоть одна машина из трех вариантов готова,хоть к выкату или все по плану 2020?
      1. ССИ 8 ноября 2012 09:20
        Привет, Александр! Нет, конечно, ни одной машины нет, а денег на ДОРАБОТКУ РАЗРАБОТКИ еще потребуют!
        1. 916-й 8 ноября 2012 21:06
          Все эти проекты (С-54, -55, -56) действительно датировались 90-ми годами, в них и остались. Никакого современного продолжения они не получили. Статья создает ложное ощущение, что это продолжающиеся (или реанимированные) в настоящее время НИОКРы.
          916-й
    2. olp 8 ноября 2012 13:43
      а может есть смысл сделать на его базе одноместный ЛФИ?
      вроде как о необходимости однодвигательного лёгкого фронтового истребителя поговаривают?
      всё равно место як-130 он уже не займёт
      olp
      1. ССИ 8 ноября 2012 14:29
        Когда нам с утра до вечера твердят, что в казне денег вообще нет (на пенсии, на образование, на зарплату военным, в конце концов) возникает вопрос: а оно нам надо? Еще одно творение Погосяна? Или перебьемся?
      2. vaf 8 ноября 2012 16:30
        Цитата: olp
        а может есть смысл сделать на его базе одноместный ЛФИ?


        Микояновцы уже занимаются...у них по "лёгким! машинам больше нароботок!+ drinks
        vaf
    3. vaf 8 ноября 2012 16:29
      Цитата: ССИ
      Учебно-боевой уже есть - Як-130 называется, что еще надо?


      Привет Серёга,+! Сам знаешь чего надо..ДЕНЕГ.

      Какой нафиг палубник с двумя ракетами боижнего боя и двумя средними???
      Ворон пугать? ну а таяговооружённость 0,65 это вообще.... crying

      Кого дурить то?

      И какой нафиг Су-33КУБ??? Было всего два Су-27КУБ из которого можно было сделать, да и сейчас не поздно прекраснейший вариант палубного варианта су-34-го.....но на этом денег не напилишь, ведь там всё готово и разработано,опробовано и подтверждено..только делай, вплоть до КБО!!!



      Эх.......рано "ушёл" Тимур Аппакидзе crying Вечная ему Память... soldier

      vaf
      1. ССИ 8 ноября 2012 16:47
        Серега, категорически с тобой здороваюсь! С перерывами на отвлекающую от важных дел работу, бодаюсь сегодня с любителями американской авиационной техники В-1В называется. Примерно час-полтора меня не будет. Пост сдал! Это я к тому, что домой добираться собираюсь, а бодался на ветке с бомберами.+
  3. Slevinst 8 ноября 2012 09:00
    симпатичный самолет, надеюсь все получится
  4. Splin 8 ноября 2012 09:04
    Как легкий истребитель - то что надо для европейских стран. как Белорусь, Украина, Молдова. Долой МиГ-29!
    Splin
    1. Dub4ik 8 ноября 2012 12:17
      Цитата: Splin

      Как легкий истребитель - то что надо для европейских стран. как Белорусь, Украина, Молдова. Долой МиГ-29!

      эммм... а чем вам МиГ-29 не угодил??
      1. Splin 8 ноября 2012 12:24
        Не, МиГ-29 хороший, только они у нас старенькие. Их латают, но менять то со временем надо. Я к тому, что следующие партии истребителей нам нужны легкие. А если взять эту сушку можно здорово съэкономить на логистике. Ее вообще можно в Одессе собирать вместо Л-39.
        Splin
        1. Инсургент 8 ноября 2012 21:26
          Ну вот есть замена миг-35 ,а парта як-130
          Инсургент
          1. Splin 8 ноября 2012 21:30
            Цитата: Инсургент

            Ну вот есть замена миг-35 ,а парта як-130

            Тогда уж лучше китайский Л-15. Кстати,, китайцы его еще в 2009-ом предлагали в Одессе собирать.
            Splin
  5. Orty 8 ноября 2012 09:04
    Палубный истребитель с одним двигателем? Ну не знаю как то бредово звучит.
    1. Splin 8 ноября 2012 09:28
      На китайском «Ляонине» будет двухдвигательный J-15 и однодвигательные J-10 and JLH-9. С китайской НИТКИ взлетают без проблем.
      Splin
      1. Orty 8 ноября 2012 11:36
        Дело не в том взлетает или нет, дело в том что при отказе двигателя над морем пилоту придется катапультироваться. Выжить же в море до того как прилетят спасатели гораздо сложнее чем на суше, очень часто спасателям достается уже остывший труп. Если его вообще получается найти, а уж во время военного конфликта эвакуация пилота еще более затруднена. То ли дело двух двигательный аппарат, в случае отказа он вполне себе свободно доковыляет до авианосца и на одном движке. К тому же подготовка одного пилота морской авиации занимает куда больше времени и стоит больше денег чем чем его сухопутного коллеги.
        1. Splin 8 ноября 2012 11:50
          Насчет однодвигательника - ошибочка. Нет. не в том что он может чебурахнутся, а в плане спасательной операции Американские A-4 Skyhawk, падали как листья во Въетнаме и из-за отказов и от того что не дотянули на "раненном" движке и из-за нехватки горючки. И летчиков, чаще всего,спасали. Этот механизм уже отработан. Правда если с нашего ТАКРа в Северном Ледовитом вряд ли выживет до прибытия спасателей. Минимум письку отморозит, но китайцы планируют его использовать в более теплых широтах.
          Splin
          1. Orty 8 ноября 2012 12:03
            Почему же ошибочка? Все правильно, спасали так как авианосцу никто не угрожал и чужие самолеты под ногами не мешались, а если бы условия не были столь тепличными? Да и кстати у янки все палубники тоже с двумя движками.
            1. Splin 8 ноября 2012 12:12
              Опять неверно. У них есть и учебно-боевые T-45 Goshawk с одним движком.
              Splin
              1. Orty 8 ноября 2012 12:31
                Может я не точно выразился, но все БОЕВЫЕ самолеты с двумя движками. А этот на картинке УЧЕБНЫЙ, не боевой, и требования к нему тоже другие, одно из них дешевизна. И не надо говорить что и на Госхоуке можно воевать, можно но когда все остальные машины повыбьют напрочь.
                1. Splin 8 ноября 2012 12:43
                  Я тоже не сказал, что нужен только один тип самолета в крыле авианосца. Он НЕ может заменит корабельные Сушки, но может заменить МиГи и поставить больше Су-33К. А T-45 в отличии от Як-130 идет со скоростью >1М. Так что на роль истребителя он тоже подходит. Кстати англичане на своем авианосце его так и используют, вместе с дозвуковыми Харриерами.
                  Splin
                  1. urzul 8 ноября 2012 14:39
                    А T-45 в отличии от Як-130 идет со скоростью >1М
                    Только вроде не долго, так как скорость такую достигает в пикировании. А при горизонтальном полете скорость 0,84М
                    1. ССИ 8 ноября 2012 15:09
                      Боюсь, что и в падении (не дай бог) не разовьет он М. Хотя, если в глубоком пикировании, да мотор на форсаже - чем черт не шутит!
                      1. Splin 8 ноября 2012 15:32
                        0,86М развивает Т-45А. После модернизации его скорость стала 1090 км/ч
                        http://www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/t-45.htm
                        Splin
                      2. ССИ 8 ноября 2012 16:03
                        То есть достигла 0.89М. И наверное модернизировали лет 10.
                      3. Splin 8 ноября 2012 16:40
                        1200 км/ч - это на высоте 1000 метров = 1М. А то измерение на высоте 8000 футов т.е. скорость сверхзвуковая. Хотя по-большому это все фигня и речь то не о нем. Ну летает немного быстрее Яка, зато китайские L-15 или JLH(G)-9 сделают по скорости даже этот С-54, если верить написанным характеристикам в статье.
                        Splin
                      4. Bad_gr 8 ноября 2012 22:51
                        Цитата: Splin
                        Ну летает немного быстрее Яка, зато китайские L-15.....


                        На китайском L-15 (клон як-130) стоят украинские движки АИ-225 с форсажной камерой, а у ЯКа двигатели без форс.камеры, поэтому и летает ЯК с дозвуковой скоростью, а L-15 с сверхзвуковой.
                        Думаю, если бы для наших это было важно, ЯКи то же бы доработали для сверхзвукового полёта.
                      5. Splin 8 ноября 2012 23:10
                        Цитата: Bad_gr
                        Думаю, если бы для наших это было важно, ЯКи то же бы доработали для сверхзвукового полёта.

                        Хорошо, что показали с здади, сразу видно, что планеры разные. Як-130 доработать можно, но это тяжелее, чем сказать. АИ-222-25Ф длиннее чем его собрат безфорсажник, хотя можно поставить новенький АИ-222-28. Он даже мощнее а размеры позволяют его ставить и в Як и чешские эЛ-ки
                        Splin
                    2. Инсургент 8 ноября 2012 21:27
                      а что этот 1 мах решает от ракеты все равно не уйдеш
                      Инсургент
                  2. Orty 8 ноября 2012 16:15
                    Причем здесь заменить Сушки, я имею ввиду что однодвигательные аппараты не годятся на роль палубников. Хотя я обеими руками за создание большого количества легких однодвигательных истребителей для ВВС и ПВО
                2. saturn.mmm 8 ноября 2012 22:44
                  Цитата: Orty
                  но все БОЕВЫЕ самолеты с двумя движками.

                  А это интересно боевой или учебный
                  1. serjio777 11 ноября 2012 12:58
                    saturn.mmm
                    А это интересно боевой или учебный

                    Речь об истребителях МОРСКОГО базирования,читай прежде чем комент выкладывать.
                    serjio777
                  2. Orty 11 ноября 2012 14:14
                    Читай внимательнее умник, речь идет о ПАЛУБНЫХ самолетах.
    2. Инсургент 8 ноября 2012 23:17
      А корсар крусайдер,хариер тоже с 1 двигателем,а ф-35
      Инсургент
  6. ССИ 8 ноября 2012 09:34
    Вот он, легкий учебно-боевой, уже летает. На фотографии Як-130 производства авиазавода Сокол Нижний Новгород. Правда, Погосян отнял у них заказы на эту машину. Як-130 теперь и на экспорт и для внутреннего потребления делает Иркут. Иркутские Яки - в зеленой раскраске.
    1. Splin 8 ноября 2012 09:41
      С-54 может быть истребителем, а Як-130 максимум "легкий штурмовик".
      Splin
      1. СтарыйСкептик 8 ноября 2012 18:45
        Это на сайте Як.
        СтарыйСкептик
      2. Инсургент 8 ноября 2012 21:29
        Это вы зря як-130 уневерсальный самолет подвесил ракеты воздух воздух вот тебе и истребитель
        Инсургент
        1. avdkrd 9 ноября 2012 00:05
          до полноценного истребителя як130 не дотягивает. Правда он и не создавался как истребитель. И к вертолету можно прицепить ракеты воздух-воздух, но от этого только в американских фильмах вертолеты становятся суперистребителями. У як 130 довольно неплохая тяговооруженность (0.9), но низкая максимальная скорость (он дозвуковой) и потолок не истребительный (12000м). В качестве боевого як можно использовать как легкий штурмовик, но его задача обучать пилотов так как он может программируемо имитировать режимы полета других самолетов, в том числе и истребителей. Надо понимать, что имитирует он не для внешнего наблюдателя (для ПВО он остается дозвуковой целью), а для субъективного ощущения пилота .
    2. Устин 8 ноября 2012 09:57
      Вы слегка попутали, ССИ,покраска как раз иркутская.Темно-зеленый был "Сокол", эмблему нанес потому что машина была сделана на "Соколе" , а в Иркутске проходила сложный комплекс доработок.По поводу "отнял" то же не корректно,Вы-то должны были знать ,что был тендер, причем не формальный, где и решили все по заказам.Погосян, кстати лобировал Нижний(Это для информации),т.к . к Иркутску у него "любовь" еще с 90-х.
      1. ССИ 8 ноября 2012 10:06
        Поэтому, видимо, он является председателем или президентом совета директоров, бог его знает. И в Соколе яки уже не строят....
        1. Устин 8 ноября 2012 11:19
          Как выбирают Председателем,Вы наверное знаете,здесь работает государство в лице ОАКа,выборы без выборов.А "Сокол" выпустил первую партию и снялся с дистанции.
          1. ССИ 8 ноября 2012 11:50
            Государство в лице ОАКа - фраза отлита из бронзы. Сокол выпустил и снялся - еще одна бронзовая фраза. Т.е. завод сам решил, что он будет делать, а что нет (и это при отсутствии крупных заказов). А как же государство, в лице ОАКа, на это смотрит.
      2. ССИ 8 ноября 2012 19:01
        Этот Сокола?
    3. lesnik. 8 ноября 2012 14:51
      Вот мнение забугорного пилота Питера Коллинза по Як-130 http://www.alpenforum.ru/invision/index.php?showtopic=90555
    4. vaf 8 ноября 2012 16:42
      Цитата: ССИ
      Вот он, легкий учебно-боевой, уже летает.


      Серёга у китайцев то же их "клон" L-15 во всю..."педалирует" +wassat

      vaf
      1. Splin 8 ноября 2012 16:48
        Не-а. Клон - это копия. А там общего только форма. Размеры и характеристики совсем другие.
        Splin
        1. vaf 8 ноября 2012 17:44
          Цитата: Splin
          А там общего только форма.


          пусть будет так,+! drinks Но надо отдать должное,характеристики то у него хорошие, да и стоит ..гораздо дешевле, чем наш wink

          vaf
          1. Splin 8 ноября 2012 17:57
            Китайский авиапром по истребителям еще не обогнал российский, но уже дышит ему в спину. Им осталось только двигатели серии "WS" до ума довести и прощай экспортный рынок. Вот тогда, там России остаться будет сложно. Всякие там ПАКи не помогут.
            Splin
          2. ССИ 8 ноября 2012 19:03
            Тоже хорош! Я на нем (с ним) работать буду, когда военные деньги платить будут.
      2. ССИ 8 ноября 2012 18:55
        Носок крыла у нашего покруче ходить будет, судя по фотографии.
        1. Splin 8 ноября 2012 19:04
          Из-за разницы в двигателях Як, ему здорово проигрывает, впрочем как и "макароннику".
          Splin
      3. Инсургент 8 ноября 2012 21:31
        Ну вы забыли по итальянцев у них тоже клон
        Инсургент
        1. Splin 8 ноября 2012 21:35
          Цитата: Инсургент

          Ну вы забыли по итальянцев у них тоже клон

          "Гаррибалди" его не клонировали - это был совместный проект. Общего там только планер.
          Splin
          1. Инсургент 8 ноября 2012 23:18
            а у китайцев российская лицензия и тоже на вполне законных основаниях они свой выпускают
            Инсургент
            1. Splin 8 ноября 2012 23:21
              Какая лицензия! Там все размеры другие, а авионика и двигатели вообще отличаются.
              Splin
              1. Инсургент 9 ноября 2012 22:51
                а ты погугли авионика другая но вот планер почти такой же
                Инсургент
                1. Splin 10 ноября 2012 00:35
                  Тор что в основе лежит Як-130 никто не отрицает, Но там все другое - длина, высота, площадь крыла. Это уже другой самолет.
                  Splin
  7. Antistaks 8 ноября 2012 09:44
    Если как учебный то флаг ему в руки. Как боевой это бред. При движке тягой 6200 и обещанной тяговооруженностью больше единицы - боевая нагрузка (два пилота горючка оружие) получается всего 1000 кг. И зачем имея движок с изменяемым вектором тяги ещё и ПГО лепить. Или его начали проектировать когда движка ещё не было а потом в лом было ПГО отпиливать?
    Antistaks
    1. Splin 8 ноября 2012 10:20

      Вот он и с одним пилотом. Как боевого у него функции чисто завоевание господства в воздухе. Это просто истребитель маленький и юркий. Для палубного МФИ он конечно мало подходит, но как истребитель прикрытия - хороший вариант.
      Splin
  8. Zerstorer 8 ноября 2012 10:33
    Господа, позвольте немного критики... Цитата"Опыт ведения воздушных войн показывает, что победу одерживает та сторона, которая более быстрыми темпами, по сравнению с противником, сможет нарастить боевую мощь авиации". На мой взгляд это не совсем так. Необходимо учитывать сложность современный авиационной техники и длительный цикл ее создания. Также нужно учитывать, что активная фаза современной войны достаточно скоротечна (1-2 недели). После 1-2 недель исход войны будет уже определен. Я понимаю, что есть "долгоиграющие", продолжительные боевые действия. Но это как правило обусловлено пассивным поведением сторон и/или отсутствием современной военной техники.

    Да и вот еще что... Насколько я помню, С-54-56 проиграл конкурс уступив МиГ-АТ и Як-130. По требованиям наших ВВС на самолете должно быть 2 двигателя.
    1. carbofo 8 ноября 2012 11:25
      Zerstorer,
      Для легкого истребителя наличие 2-х двигателей не критично.
      Миг-23 вон сколько отлетал.
      если за цену одного истребителя можно сделать 2 то почему бы и нет .
      В конце концов им то-же работенка найдется.
      К тому-же не вижу проблем поставить 2 менее мощных двигателя, как вариант переработать планер су-33 под новые двигатели и минимум БРЭО, получится такой маленький су-33 :) , младший брат миг-29 по боевому применению.
      1. Orty 8 ноября 2012 11:38
        Если палубник то еще как критично! Дело в том что при отказе двигателя над морем пилоту придется катапультироваться. Выжить же в море до того как прилетят спасатели гораздо сложнее чем на суше, очень часто спасателям достается уже остывший труп. Если его вообще получается найти, а уж во время военного конфликта эвакуация пилота еще более затруднена. То ли дело двух двигательный аппарат, в случае отказа он вполне себе свободно доковыляет до авианосца и на одном движке. К тому же подготовка одного пилота морской авиации занимает куда больше времени и стоит больше денег чем чем его сухопутного коллеги.
      2. Antistaks 8 ноября 2012 16:41
        Если учесть что самое дорогое не железки а электроника то два ну ни как не получится.
        Antistaks
      3. Zerstorer 17 ноября 2012 10:20
        Цитата: carbofo
        Миг-23 вон сколько отлетал.

        С тех пор требования у военных изменились. (Я имею ввиду ВВС). Я ничего не имею против легких однодвигательных машин. Я просто указал на требования военных.
    2. ССИ 8 ноября 2012 11:58
      Цитата: Zerstorer
      Насколько я помню, С-54-56 проиграл конкурс уступив МиГ-АТ и Як-130.

      Вот это, Погосяна не смущает совершенно. На момент объявления конкурса по региональным самолетам Ту-334 УЖЕ летал. Погосян выиграл конкурс с условием, что Суперджет НЕ ПОТРЕБУЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕНЕГ на разработку и испытания. Чем все закончилось?
  9. Сказочник 8 ноября 2012 10:52
    Мало того, в статье двигатель другой и тяговооруженность значительно больше единицы.
  10. Rockets 8 ноября 2012 11:56
    А пусть будет! ЯК 130 это хорошо! А с альтернативой лучше. Не гоже, такой стране, бес альтернативные варианты. И як появился не от хорошей жизни и с отставанием и создавался как учебный. Всё меняется и возможно что, создав хороший двигатель, может и получится хороший однодвигательный истребитель. Массовый и такой же популярный как МиГ21
    Rockets
    1. Splin 8 ноября 2012 12:02
      Чуть большие его собратья JF-17 and J-10 летают на одном АЛ-31Ф и ничего!
      Splin
      1. Zerstorer 17 ноября 2012 10:22
        Да я ничего по поводу 1 двигателя и не говорил - это требования ВВС.
  11. Дублер 8 ноября 2012 13:21
    Но внешне- красавчик! good
  12. Greyfox 8 ноября 2012 20:46
    А вообще-есть с чего копья ломать? Насколько я знаю программа С-54 закрыта.Статья-то даже не баянище,а а аккардионище (заметили в начале про 339 F-22?) Хотя по моему мнению,иметь так сказать "мобилизационный" истребитель на проверенном движке было бы очень разумно. Да и странам "третьего мира" было бы что предложить вместо китайских переосмыслений МиГ-21........А тут заладили: "Погосян, Погосян..."
  13. rapid1934 12 ноября 2012 21:05
    В последнее время слишком увлеклись дорогими, сложными, высокоинтеллектуальными самолетами. Такие ЛА требуют хорошо подготовленных пилотов (то же проблема). Не надо забывать про простые и недорогие. Не всегда нужна гаубица, иногда нужен просто автомат.
    Простой, недорогой и надежный самолет будет иметь ещё и очень большой спрос на внешнем рынке. Не все страны готовы платить за самолет 70- 100 млн $.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня