Немного об американских боевых роботах

18 239 21
Немного об американских боевых роботах

Одним из наиболее перспективных направлений развития военной техники являются дистанционно управляемые аппараты. Такая техника может летать, перемещаться по воде и под водой, а также ездить по земле, выполняя различные задачи, от разведки до нанесения ударов. Так уж сложилось, что наибольшего внимания удостаивается летающая дистанционно управляемая техника – беспилотные летательные аппараты. Однако подобный подход может быть применен к почти любой военной технике, в том числе и наземной. При этом наземные дистанционно управляемые системы не только существуют, но и активно используются в реальной боевой обстановке. Рассмотрим наиболее известные и интересные модели таких роботов американского производства.

Gladiator



Разработка первого американского успешного проекта боевого робота стартовала в 1993 году. Пентагон начал программу TUGV (Tactical Unmanned Ground Vehicle – Тактический беспилотный сухопутный аппарат), целью которой было оснащение спецподразделений многоцелевым легким дистанционно управляемым роботом. Аппарат TUGV должен был стать носителем различного оборудования или вооружения, способным сопровождать пехотные подразделения и помогать им в выполнении боевых задач. В проект включилось несколько фирм, в том числе Lockheed Martin и Университет Карнеги-Меллон. Все они представили свои варианты машины, которые в дальнейшем поочередно становились основой для полноценного проекта. Одной из причин таких «метаний» были сомнения заказчика в конкретном облике нового аппарата. Стоит отметить, самый сложный вопрос был решен еще в самом начале. Заключался он в концепции применения и, как следствие, конструкции робота. Если он рассматривался как легкое многоцелевое средство поддержки, то его можно было сделать простым, дешевым и, в то же время, незащищенным. Альтернативой этому был робот с противопульным бронированием, более мощным двигателем и соответствующей ценой. В итоге Пентагон выбрал второй подход к созданию боевого робота.



Первый вариант робота проекта TUGV, получивший имя собственное Gladiator, был выполнен на гусеничной базе. Это был небольшой аппарат с системой дистанционного управления, видеокамерой и маломощным бензиновым двигателем. В качестве вооружения он мог нести пулемет винтовочного калибра. В целом, для середины девяностых первый вариант «Гладиатора» был неплохим, но возникло слишком много претензий. Из-за этого фирмы-участники программы сделали второй вариант. Gladiator-2 получил полностью новую шестиколесную ходовую часть с дизельным двигателем. Кроме того, второй вариант «Гладиатора» оснастили многофункциональной установкой SWARM, предназначенной для монтажа пулемета калибра до 12,7 мм. Помимо оружия новый робот нес дневную и ночную систему наблюдения и дымовые гранатометы. Все это располагалось на стабилизированной платформе. Необходимость установки серьезного стрелкового вооружения привела к увеличению размеров всей машины. Боевой вес второго «Гладиатора» мог достигать одной тонны, а геометрические размеры машины без дополнительного оборудования равнялись 1,8х1,35х1,2 метра. Третья версия робота Gladiator имела еще большие размеры и массу. Теперь в полностью загруженном состоянии робот весил целых три тонны. Интересным нововведением в конструкции стала электрическая трансмиссия. Это не привело к значительному росту максимальной скорости, зато помогло уменьшить издаваемый машиной шум за счет использования аккумуляторов.



Последний вариант машины Gladiator был разработан Университетом Карнеги-Меллон, который в итоге получил заказ на продолжение работ по третьей итерации проекта. После ряда событий середины двухтысячных годов вся программа «Гладиатор» оказалась в неоднозначном положении, связанном с сокращением финансирования. При благоприятном развитии событий Пентагон рассчитывал закупить не менее двух сотен таких роботов, которые будут использоваться Корпусом морской пехоты.

Crusher

Разработан в середине двухтысячных годов. По заказу агентства DARPA сотрудники Университета Карнеги-Меллон создали универсальную роботизированную платформу на колесном ходу. Предполагалось, что этот аппарат в перспективе можно будет использовать для выполнения различных задач в реальной обстановке или, как минимум, взять за основу для новых разработок. Бронированный робот Crusher получился довольно большим (длина более пяти метров и высота около полутора) и достаточно тяжелым – максимальный снаряженный вес примерно равен шести тоннам. При этом собственная масса платформы более чем в два раза меньше: дело в том, что ввиду экспериментального характера проекта американские конструкторы сделали броню отдельным элементом комплекса. В результате «Крашер» может перевозить до 3600 килограмм брони и груза. Собственно корпус дистанционно управляемой машины выполнен по каркасной схемой из титана (каркас), алюминия (большинство деталей обшивки) и стали (бамперы и т.д.).



Подвижность аппарата Crusher обеспечивается оригинальной ходовой частью с шестью колесами, каждое из которых имеет независимую подвеску. Помимо обеспечения амортизации подвеска может изменять клиренс машины от нуля до 75 сантиметров. Предполагается, что с помощью изменения клиренса «Крашер» или аппарат на его основе сможет «проползать» под препятствиями или проезжать над ними. Естественно, при условии, что препятствие имеет соответствующий размер. В ступице каждого колеса расположен тяговый электромотор мощностью около 250 лошадиных сил. Таким образом, суммарная мощность всех моторов равняется 1680 л.с. Электроснабжение электрических двигателей осуществляется при помощи аккумуляторов и генератора мощностью до 58 киловатт. Последний приводится в действие 72-сильным дизелем. Вариант с электротрансмиссией был выбран для обеспечения наименьшей шумности передвижения: при необходимости оператор выключает гремящий дизель и использует заряд батарей. В зависимости от нагрузки, условий местности и других факторов дальность поездки на одной подзарядке аккумуляторов может находиться в пределах от трех до шестнадцати километров со скоростью до 42 км/ч. При соблюдении некоторых условий Crusher может осуществлять непрерывный марш, попеременно заряжая аккумуляторы и используя их, до выработки запаса горючего.

На борту колесного «Крашера» имеется комплекс аппаратуры, позволяющий собирать всю необходимую для управления информацию. Прежде всего, это видеокамеры, в поле зрения которых попадает почти вся передняя полусфера. Также в стандартную комплектацию машины входит несколько лазерных дальномеров, акселерометры, гироскопы и т.д. Вся телеметрическая информация по радиоканалу передается на пульт управления. Оператор машины Crusher работает с органами управления, в большинстве случаев полностью идентичными соответствующим агрегатам автомобилей. Видеосигнал и данные о скорости, ориентировании и т.п. выводятся на шесть мониторов. Собственно управление осуществляется при помощи руля, педалей и некоего подобия ручки коробки передач. В программном обеспечении «Крашера» предусмотрено несколько алгоритмов автономной работы. В случае потери управляющего сигнала или по желанию оператора машина в автоматическом режиме может проехать в заданную точку, самостоятельно преодолевая препятствия. В качестве конечной точки может быть выбрана, к примеру, база, куда Crusher вернется в случае проблем со связью.

В ходе завершающей стадии проектирования робот «Крашер» получил оружейную башню с крупнокалиберным пулеметом и комплекс разведки. Во втором случае на стандартное посадочное место для дополнительного вооружения была установлена небольшая поворотная башня с телескопической штангой, оснащенной видеосистемой наблюдения и лазерным оборудованием измерения и целеуказания. По вполне понятным причинам, Crusher был построен в количестве нескольких экземпляров и использовался только как платформа для отработки новых технологий. Этот шаг был правильным, ведь уже на ранних стадиях проверки было обнаружено огромное количество проблем, прежде всего, с программным обеспечением и совместной работой различных систем. Тем не менее, к концу двухтысячных годов проект Crusher был доведен до ума и стал основой для других разработок.

APD

Autonomous Platform Demonstrator – Автономная платформа-демонстратор. Фактически является дальнейшим продолжением проекта Crusher. Выдавая техническое задание на APD, агентство DARPA потребовало увеличить максимальную скорость, улучшить проходимость и обеспечить возможность эксплуатации в войсках. Первые две проблемы были решены путем замены моторов и доработки ходовой части. В результате максимальная скорость выросла до 80 км/ч. Также было решено еще несколько проблем технического характера, связанных с повышением эксплуатационных характеристик «Платформы-демонстратора». Дело в том, что этот многоцелевой робот создавался в рамках программы FCS (Future Combat System – Боевая система будущего) и должен был стать полноценным элементом оснащения некоторых подразделений. Среди прочего, DARPA указали на необходимость возможности перевозки двух комплексов APD на одном самолете C-130. Таким образом, сухой вес самой машины и пульта управления не должен превышать 8,5-9 тонн.



Конструктивно APD представляет собой изрядно измененный «Крашер». Примерно то же самое можно сказать и о системе управления. Внешние отличия новой аппаратуры почти не заметны, зато серьезным доработкам подверглась программная часть, получившая немного большие возможности для автономных действий. Согласно некоторым источникам, в будущем электронные «мозги» APD могут даже получить способность оценки опасности ситуации с последующим перемещением в более спокойное место. Стоит отметить, пока не совсем ясно, как именно будет производиться такая оценка. Что касается целевого оборудования, то «Автономная платформа-демонстратор» может нести башню с оружием или разведывательной аппаратурой. Кроме того, имеется некоторый внутренний объем для перевозки груза.

После отмены программы FCS дистанционно управляемая машина APD оказалась в подвешенном состоянии. С одной стороны, она уже не так явно вписывалась в перспективный облик американских вооруженных сил, но с другой, уже было вложено немало денег и усилий. В результате проект APD поменял свой статус и остался экспериментальной разработкой. Развитие «Платформы» продолжается до настоящего времени. Ее создатели утверждают, что, если военные вновь проявят интерес, то APD сможет пойти в войска уже к 2020 году. Тем не менее, Пентагон пока не выказывал намерений изменить статус перспективного проекта.

XM1216

Необходимо сделать важную оговорку: американские военные заказывают не только тяжелые дистанционно управляемые аппараты. Для ряда задач их размер не только бесполезен, но даже и вреден, если не опасен. По этой причине достаточно давно начато создание нескольких проектов легких роботов военного назначения. В качестве примера рассмотрим программу SUGV (Small Unmanned Ground Vehicle – Малый беспилотный сухопутный аппарат).



В ходе осуществления глобального проекта FCS руководство американских вооруженных сил захотело получить небольшую дистанционно управляемую машину, предназначенную, прежде всего, для разведывательных целей. Главным требованием к SUGV был малый вес – необходимо было обеспечить возможность транспортировки аппарата силами солдат. Заказ на разработку такого комплекса получила фирма iRobot, а проекту присвоили армейское наименование XM1216. Конструкция малого разведывательного робота восходит к линейке многоцелевых роботов PackBot. XM1216 имеет гусеничный движитель, связанный с электрическим мотором. Интересна конструкция ходовой части: помимо двух основных гусениц на роботе установлена дополнительная пара. Она монтируется на одном из концов основных гусениц и предназначена для преодоления различных препятствий, для чего имеет возможность поворота в пределах небольшого сектора. Дополнительные гусеницы могут использоваться в качестве рычага для отталкивания при подъеме или для плавного спуска с какого-либо препятствия.

Все целевое оборудование робота XM1216 состоит из видеокамеры, смонтированной на небольшом коленчатом подъемнике. При необходимости робот может перевозить до 2,5-3 кг груза. Сигнал с камеры по радиоканалу передается на операторский комплекс управления. Оборудование для управления роботом состоит из основного блока с небольшим жидкокристаллическим экраном и собственно пульта, по компоновке напоминающего игровые контроллеры-геймпады. Общий вес всей аппаратуры комплекса XM1216 SUGV не превышает 15-16 килограмм, что позволяет транспортировать и пульт, и самого робота силами всего лишь одного человека. Для дополнительного удобства все системы укладываются в специальный контейнер-рюкзак.



В феврале 2012 года Пентагон завершил испытания робота XM1216 и подписал контракт на поставки. Точное количество заказанных комплексов не оглашалось, но есть все основания полагать, что счет идет на десятки, а то и на сотни единиц. Сумма соглашения тоже не называлась.

***

Стоит заметить, описанные выше роботы – это лишь верхушка айсберга. Дело в том, что общее количество разрабатываемых в настоящее время типов равняется нескольким десяткам и подробное рассмотрение каждого в отдельности заняло бы слишком много времени. К 2025-30 годам Пентагон планирует принять на вооружение не менее ста новых моделей роботов различного назначения и с разными характеристиками. Подготовка к такому масштабному оснащению войск уже начата, что и привело к появлению огромного количества типов.


По материалам сайтов:
http://otvaga2004.ru/
http://globalsecurity.org/
http://usmc.mil/
http://army.mil/
http://dailytech.com/
http://defencetalk.com/
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 ноября 2012 09:12
    Круто! Но дорого!
  2. 0
    6 ноября 2012 09:13
    А что, если попробовать роботов эл.магнитной бомбой?! Кроме того, им далеко, сравнительно обычного человека, до преодоления некоторых препятствий... Также, вряд ли у них бронезащита круче, чем у танков... Еще, исключая БПЛА, они подразумевают наземную операцию, что вряд ли грозит России на данном этапе. Так что, тема интересна, но нам не очень стоит переживать об отставании в этой сфере. Дешевле прошпионить результаты потом, чем еще в этом финансировать огромные суммы в разработку. Это как с БПЛА - купить готовое и несколько устаревшее и доработать, чем вести разработку с нуля. Пусть США идут "паровозом" в каких-то вещах. А нам и 20 трл. пока хватит расходов. А вот лидерство в СЯО - это компенсирует все прочее...
    1. 0
      7 ноября 2012 05:29
      Хоть бы указывали с чем не согласны... На научную разработку нужны деньги и не спорю, что нужно подогревать своих ученых. Но, если можно что-то слямзить, то... У нас в некоторых направлениях большое отставание и "изобретать велосипед" самим - глупо, нужно прошпионить... Хоть мы отставали в электронике, но нам нет нужды проходить последовательно весь путь, а сейчас нужно перепрыгнуть на современный уровень, что фактически и делается. Даже я в своей работе большинство делаю сам, но иногда прибегаю и к закупке со стороны, т.к. не все посильно самому.
  3. gorko83
    +1
    6 ноября 2012 09:14
    У нас же есть отличные промышленные роботы и роботы мчс так почему бы не обедненить усилия военных предприятий для создания отличных боевых роботов которые бы существенно могли бы снизить потери наших войск.
    1. 0
      7 ноября 2012 05:31
      А на фото не по-русски что-то написано на технике...
  4. +1
    6 ноября 2012 09:16
    Так и у нас наработки имеются))
    1. dimanf
      -4
      6 ноября 2012 10:39
      Цитата: Макс111
      Так и у нас наработки имеются))


      по наработкам мы впереди планеты всей.
      но в войсках то их нет и не предвидится в ближайшее время !
      1. borisst64
        0
        6 ноября 2012 13:10
        Цитата: dimanf
        но в войсках то их нет и не предвидится в ближайшее время !

        Министр сменился- теперь попрем семимильными ))
  5. sania1304
    0
    6 ноября 2012 11:07
    и еще какие! Собственными глазами видел что то похожее на гладиатора с двумя пулеметами. Зрелище жудкое. Немного похож на МРК-27 – БТ.
  6. М.Пётр
    +3
    6 ноября 2012 11:19
    Вон японцы тоже много роботев каких имеют, а в Фукусиму лезли люди, где были их роботи? Поди ка ты не выдержали фона?
    1. r0d0vest
      +1
      6 ноября 2012 13:53
      Их роботы умеют играть на скрипках, в футбол %)
      тоже удивило после Фукусимы, даже в Чернобыле в самых опасных зонах использовали роботов, держащих фон.
    2. Игорек
      0
      6 ноября 2012 17:23
      Цитата: М.Пётр
      Вон японцы тоже много роботев каких имеют, а в Фукусиму лезли люди, где были их роботи?


      А что роботы достигли такого уровня,когда они без помощи людей могут ликвидировать последствия атомной катастрофы?
      1. М.Пётр
        +1
        7 ноября 2012 04:59
        Ну если верить официозу, то наше российское МЧС, считается самой роботзированной организацией среди себе подобных. А МЧС не только кошечек с деревьев снимают, всякое у них бывает.
  7. borisst64
    0
    6 ноября 2012 13:22
    "В ступице каждого колеса расположен тяговый электромотор мощностью около 250 лошадиных сил. Таким образом, суммарная мощность всех моторов равняется 1680 л.с."

    И для чего такая мощность для этого агрегата? И автор представляет размеры и массу электродвигателя постоянного тока мощносью 200 квт вместе с редуктором? Для примера, на бульдозере ДЭТ - 250 стоит такой мотор (хватает одного).
  8. r0d0vest
    0
    6 ноября 2012 13:50
    интересно, скольки снарядам РПГ эквивалентны такие игрушки (по цене) В)
  9. MrBoris555
    0
    6 ноября 2012 16:26
    у нас все проще http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=xbGx6fcgxSU#!..
  10. Region65
    0
    6 ноября 2012 16:36
    о! я сыну парочку таки игрушек куплю:) по мухам стрелять..кстати я че то не догоняю, на крена на пулемете, установленном на роботе приклад??:))))))
    1. wolverine7778
      0
      6 ноября 2012 18:33
      на крена на пулемете, установленном на роботе приклад
      Оружие для робота используется не специально изобретенным девайсом, а оснащается стандартным пехотным ручным пулеметом M240 или M249, приклад же не мешает конструкции и может быть в случае поверждения его, использоваться пехотинцами на поле боя)
  11. +1
    6 ноября 2012 18:49
    Почему-то вспомнился анекдот.

    Изобрели, значит, амеры робота-полицейского и отравили его преступников ловить. В Нью-Йорке робот за день поймал четырех воров-карманников. В Лондоне робот за день поймал трех воров-автоугонщиков. В Москве кто-то за пол-часа спёр робота.
  12. 0
    6 ноября 2012 22:48
    А кстати кто нибудь может сказать точно скоко там мощность одного мотор колеса ? даж если 100 лс \75квт то очень интересно получается делаем БТР обыкновенный 8 колес(800 л.с за глаза) 4 блока дизель генераторов по 100квт щас по этому направлению подвижки весьма и в размер\вес и в выработке энергии. и получам массу плюсов это и запредельная живучесть ( даже одно рабочее колесо потащит БТР. да и 4 ДГ ушатать трудней чем один двигатель ) минус трансмисия ( коробка . раздатка куча карданов шрусов и пр. ) опять же минус мех.потери а они там ой не маленькие, за счет отказа от трансмисии экономим место под днищем ,опять же хода подвески увеличиваются а это и проходимость и комфорт . блоки ДГ можно разместить в любом нужном месте в БТР хоть спереди хоть сзади хоть по бокам в зависимости от специфики машины, аккамуляторы конечно нужны большей емкости и возможность тихого почти бесшумного хода не лишняя пусть 3-5 км хватит, управление данным апаратом будет весьма простым любой сядет и поедет,плюс топливная экономичность (нафига гонять 4 модуля ДГ хватит 1-2 для движения в колонне и пр.рутинных действиях) по ресурсу и сравнивать нечего ДГработают на порядок стабильней и надежней чем просто двигательные установки( каков мотресурс дизелей военной техники это слезы ) .Помимо всего перечисленного машина является передвижной генераторной вот вам и энергоснабжение а с ним все блага цивилизации, в плюс к этому можно и на другую технику ставить стандартную связку ДГ+мотор-колесо что резко удешевит как производство так и эксплуатацию. Скорее всего скажут что такое пробовали еще во время войны но не удачно сложно. громоздко , ненадежно дорого и пр. НО! технологи очень сильно изменились когда то сотовый весил 4.5 кг работал 45 мин и стоил 5000 долларов,а сейчас? По техническому совершенству что ДУ внутренего сгорания что трансмисии подошли к своему потолку и прорывов пока не предвидится дальше все очень дорого ибо совсем другие материалы и тех.решения, и Крашер как раз показывает новый вариант этого решения .
  13. СтарыйСкептик
    +1
    7 ноября 2012 00:49
    Пока это все не роботы а дистанционно-управляемые машины, они сильно зависят от оператора, от его способности быстро и полноценно ориентироваться и реагировать в отрыве от своей собственной сенсоматорики, и в этой связи не представляют большой боевой ценности (попробуйте одеть себе на голову картонную коробку с трубой квадратного сечения в районе лица и поиграйте в пейнтбол - сразу все поймете) пока робот не получит широкий спектр сенсоров и возможность атаковать самостоятельно, толку не будет (полезен только в ближней разведке).
    1. MrBoris555
      0
      7 ноября 2012 00:55
      задача этого поколения БША-заехать за угол и расстрелять вражескую броню/пехоту/ДОТ
      1. СтарыйСкептик
        0
        7 ноября 2012 00:58
        А что в это время делает противник?
        1. MrBoris555
          0
          7 ноября 2012 10:21
          тоже самое он делает
  14. KRAVEN333
    0
    9 ноября 2012 17:46
    Это дорого. В армии это не практично, в отличае от спецподразделений.
  15. 0
    1 декабря 2015 17:48
    Да америкашки как всегда впереди планеты всей в плане военных роботов и это только начало.