Оружие из глубины веков. Копья Жозефа А. Рони-старшего против пращи Джин М. Ауэл

47
Оружие из глубины веков. Копья Жозефа А. Рони-старшего против пращи Джин М. Ауэл
Рисунок на стене в пещере Левобережная. Саблино


Когда на земле ещё не было рас,
и разум дремал во Вселенной,
один первобытный другому дал в глаз,
и так появился военный!

Студенческий фольклор 90-ых годов ХХ века

Рассказы об оружии. Среди предыдущих материалов цикла по истории оружия уже вышли две статьи – одна о палицах и булавах, а другая о копьях, но читатели посетовали, что как раз про копья рассказано было недостаточно. Поскольку с этим замечанием можно было вполне согласиться, восполняем данный пробел в информации… Однако прежде давайте ещё раз вспомним – а кого можно было считать воином в далёкие от нас доисторические времена?




Кадр из фильма «Клан Пещерного медведя» (1986). Копья наконечников из камня ещё не имеют. Они лишь обожжены на огне и заточены о камень

Понятие «воин» не только военное, но и социальное. Прежде всего, это человек, имевший право носить оружие и право им пользоваться. А ещё имевший право на добычу на войне и многочисленные привилегии.

И если мы мысленно перенесёмся в далёкое прошлое, то обязательно заметим следующее обстоятельство, а именно: оказывается, что всё это, то есть и доспехи, и оружие, появились очень давно, когда и воинов как таковых ещё не существовало, а люди жили племенами и обитали в пещерах. Зато уже к началу Средних веков воины, подобные известным нам рыцарям, встречались на всём пространстве континента Евразия. Даже в Центральной Америке в доколумбовую эпоху и то были воины, образ жизни которых был тоже во многом похож на рыцарский. Ну а самые первые образцы вооружения появились очень и очень давно, ещё в незапамятные, доисторические времена!


«Первый воин»: кадр из кинофильма «Битва за огонь» (1981). Стоянка более цивилизованных «диких» подверглась нападению «совсем уж диких» людей, да ещё и явно другой расы. Смерть им, мохнатым!

И учёным, да и широкой публике сегодня, конечно же, известно, что люди уже в каменном веке умели достаточно хорошо рисовать, и что существует немало пещер и во Франции, и в Испании, да и у нас на Урале и в Сибири, где сохранились их рисунки. Ну и, разумеется, есть масса археологических находок этого времени, которые было интересно с ними сопоставить. Вот только удастся ли нам такое сравнение, и если нет, то почему?!


В итоге «более дикие» и мохнатые задавили «менее диких» и гладкокожих численностью. Кадр из кинофильма «Битва за огонь». Так, кстати, и в эпоху письменности бывало, и не раз. Красивый грим, не правда ли? Но каково в этой шкуре было ходить актерам?!

У нас в стране и в СССР, да и сейчас тоже хорошо известен роман французского писателя Жозефа А. Рони-старшего «Борьба за огонь», причём написан он был в 1909 году. То есть в нём отражён уровень знаний о первобытных людях тех лет.


А что стало с убитыми? А победители их попросту съели… Кадр из кинофильма «Битва за огонь»

О чём эта увлекательная повесть, можно и не рассказывать. Кто читал – знает, а кто не читал, пусть лучше прочитает сам. В 1981 году его экранизировали, и дали две премии «Сезар» и премию «Оскар». Интересно, что во всех его романах о первобытных временах, например, «Вамирэх» (1892), «Пещерный лев» (1918) и «Эльдар с Голубой реки» (1929), главная тема – это жестокая борьба первобытных рас. Либо они сражаются за огонь, либо из-за женщин, либо потому, что все «чужие – это враги», а значит – бей всех непохожих.


Вот он, древний обработанный камень, с которого началась наша цивилизация. Дордонь, Франция

Автор описывает оружие, которое древние люди носят с собой. Прежде всего, это копья с кремневыми наконечниками и рогатины – по-видимому, у Рони это тоже копья, но имеющие поперечину на древке, чтобы их наконечник входил в тело противника или животного не очень глубоко, хотя автор в детстве всегда воображал, что рогатина – это что-то сродни двузубой вилке. Кстати, в Средние века рогатина как раз такое перекрестие позади наконечника и получила. Правда, французский писатель устройства древней рогатины не приводит. И что он имел в виду, мы уже никогда не узнаем. Потом идут дротики, каменные топоры, а самые сильные сражаются палицами – ну, как раз о них-то здесь на ВО материал уже был.

Интересно, что племена, находящиеся на разном уровне своего развития, в романах французского писателя существуют в одно и то же время и в одном и том же пространстве. Соответственно, их вооружение тоже различается. Так, «продвинутые» люди племени Ва применяют палку-копьеметалку, тогда как их более отсталые противники её не имеют! Праща у него в романах не используется и даже не упоминается. Видимо, автор решил, что её придумали намного позднее.

Зато должное праще отдала американка Джин М. Ауэл, написавшая целую серию романов, главной героиней которых является первобытная и очень красивая девушка Эйла. Важно, что Джин Ауэл писала их не только по книгам, но и посещала археологические раскопки, проводившиеся во Франции, Австрии, Чехии и Словакии, Украине и Германии, осваивала самые разные ремёсла древних людей, занималась сервайвингом – выживанием в дикой природе. А ещё она консультировалась с учёными самых разных профилей: антропологами, археологами, историками, этнографами, а также со специалистами в других областях знаний, чтобы как можно правдоподобнее показать мир позднего плейстоцена, где как раз и действуют её герои. И надо заметить, что ей это в целом хорошо удалось. Хотя эротики она и «напихала» в свои романы ну просто от души...

Всего в цикл «Дети Земли» входит шесть романов: «Клан Пещерного Медведя», «Долина лошадей», «Охотники на мамонтов», «Очаг мамонта», «Путь через равнину», «Под защитой камня», «Страна раскрашенных пещер». В 1986 году первая книга цикла «Клан Пещерного Медведя» была экранизирована – и в целом получился довольно-таки неплохой фильм...

Зато точка зрения на первобытные расы у неё совсем не такая, как у Рони-Старшего. Межвидовые различия, конечно, присутствуют, но первобытные люди у неё друг с другом не враждуют, друг друга не едят, и кровавых схваток в её романах между ними не происходит. Оружие люди применяют только против животных! Нападение одного человека на другого – у неё большая редкость и удел совершенно асоциальных личностей, и дружно осуждается всеми остальными племенами.


Кадр из кинофильма «Миллион лет до нашей эры» (1966). Вполне возможно, что какой-нибудь наш отдалённый предок мог выглядеть и так, но… Уж палку-то для своего копья он мог бы выбрать и попрямее!

Арсенал её героев не так разнообразен, как у французского писателя, но оружие у неё более эффективное. Так, неандертальцы у Джин Ауэл используют болу – камни с привязанными к ним мочальными хвостами и соединённые между собой одной верёвкой в связку. Бросая болу, охотник стремился попасть животному по ногам. Верёвки с камнями обвивались вокруг его ног, и оно падало. Затем используется праща, причём как мужчинами, так и женщинами. Копья они бросать не могут, они с ними бегают. Зато героиня Эйла, которая принадлежит к расе кроманьонцев, не только пользуется копьем и пращой, но ещё и изобретает палку-копьеметалку, которая резко увеличивает дальность броска легким дротиком. Известно, что она появилась в эпоху позднего палеолита, а затем применялась аборигенами Австралии (название ву́мера, воммера, ваммера, амера, пуртанджи), Новой Гвинеи, народами северо-востока Азии и Северной Америки, таким народом, как нивхи на Сахалине, и в разных регионах Америки (мексиканский «атлатль»). Обычно это была палка или дощечка с рукояткой на одном её конце и упором вроде крючка на другом – то есть утроена она была исключительно просто.


Резное украшение копьеметалки из бивня мамонта. Возраст около 12 500 лет. Найдена во Франции. Британский музей

Ну а рисунки на стенах доисторических пещер – по сути это настоящие галереи первобытного искусства, нам хотя и немногое, но всё-таки кое-что из истории этого оружия проясняют. Так, в пещере Ласко во Франции есть изображения животных, явно пронзённых дротиками; а рядом довольно условные, и тем не менее – вполне опознаваемые изображения копьеметалок.

В так называемой апсиде, в центре пещеры, в глубоком четырёхметровом колодце есть красочное изображение бизона, пронзённого сзади большим копьем. Видно, что у него распорот живот и вывалились внутренности. А рядом с ним лежит мужчина, а около него обломок копья и небольшой стержень, который украшает схематичное изображение птицы.


Вот этот рисунок…

И он очень похож он на копьеметалку из пещеры Мас-д'Азиль в Пиренеях, принадлежащую к азильской культуре [1]. Причём эта находка совсем не исключение. На стоянке Абри Монтастрюк, также во Франции, нашли копьеметалку из рога оленя, возраст которой около 12 тысяч лет. Так вот – крючок на ней сделан в виде фигурки прыгающей лошади, то есть уже тогда считали, что оружие можно украшать!


Наконечник копья и нож. Реконструкция. Национальный парк Меса Верде, США

Известно, что именно в эпоху позднего палеолита (от греческих слов «палайос» – древний и «литос» – камень) формирование современного, в физическом смысле, человека (Нomosaрiens) завершилось, наступило время господства коллективной охоты на крупнейших животных, с последовавшим за этим развитием прочных общественных связей, и необычайным расцветом искусства, достигшего наивысшего уровня 15-10 тыс. лет тому назад. Что до техники изготовления каменных орудий труда и оружия, то в это время она стала просто виртуозной. Во всяком случае, сегодня нам по находкам археологов известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий, относящихся к тому времени. Жаль только, что древние люди запечатлели на стенах своих пещер лишь немногое из того, что нам сегодня так интересно. Животных – о да, палеолитические люди изображали их очень часто! А вот самих себя и окружающие их бытовые предметы почему-то рисовать совсем не стремились. Хотя остроумным гипотезам, объясняющим это, нет числа.

То есть в данном случае изображения по какой-то причине нам многое недоговаривают, и чтобы выяснить, почему и что они недоговаривают, нам нужно будет сравнить рисунки из пещер с обнаруженными археологами артефактами. Однако начнём мы опять-таки не с находок, а с того, что ещё раз обратимся к романам Ж. Рони-старшего и Джин Ауэл. У первого люди всё время враждуют – те же уламры с рыжими карликами и кзамами, тогда как в «Детях Земли» у Ауэл они стремятся между собой договориться. Возможно, что тут дело в их гендерном различии, а ещё её мировоззрении конца ХХ века, тогда как Ж. Рони-старший творил в его начале. То есть мораль общества за сто лет заметно изменилась. По крайней мере... в книгах.


Наконечник стрелы эпохи позднего неолита (3300-2400 гг. до н. э.). Ла Глен, Сен-Леон, Аверон, Франция. Музей Тулузы

Насколько это всё «не так», свидетельствуют всё те же самые артефакты. Так, археолог Артур Лики в Олдувайском ущелье в Кении раскопал череп некоего первобытного бедолаги, который был пробит острым камнем. И это не могло быть случайностью. Значит, «мира под оливами» уже не было и в то далёкое от нашего время. К тому же всякому ясно, что грубо заострённый камень в руке тех древних людей (по разным оценкам, его возраст от 400 до 800 тыс. лет) мог использоваться и в качестве молотка, и долота, и скребка, и… быть эффективным оружием в рукопашной схватке.


Какой восхитительный первобытный убийца... Кадр из кинофильма «Битва за огонь». Так сказать, настоящий «кзамный кзам»! Да ещё и с дубиной!

По-видимому, Ж. Рони-старший представлял всю человеческую историю как одно непрерывное противоборство между людьми, относящимися к разным физическим типам. В романе «Борьба за огонь» их представляют придуманные им уламры, кзамы, рыжие карлики и люди Ва. Затем в романе-продолжении «Пещерный лев» к ним добавляются Женщины Волчицы и Люди Огня. И правильно это или нет, но передано так талантливо, что веришь тому, что он написал. А ещё он всегда чётко определяет «хороших» и «плохих». Впрочем, разве эпические герои народных легенд и сказаний, к какому бы народу они ни относились, не заняты тем же самым? Разве они не борются с тем, что представляют себе «абсолютным злом»? И это зло не только животные – всякие там вымышленные чудовища, но и в первую очередь люди!


А вот голая девушка, измазанная с головы до ног синей глиной, которую кзамы поймали и держали в качестве живого мяса, в этом фильме получилась какой-то неубедительной

Пожалуй, что только сегодня в детской японской мультипликационной саге про девочку-воина Сейлор Мун создателю этого и всех прочих положительных образов удалось избежать смертоубийства человека человеком: во всех сериях и Усаги Цукино, и все прочие «воины в матросках» не убивают людей, они уничтожают исключительно демонов, то есть нежить!

Показателен и ещё один важный момент: большинство героев (или их родители) весьма озабочены проблемой собственного бессмертия или неуязвимости. Ахиллеса из «Илиады» делает неуязвимым его мать – богиня Фетида, которая купает его в водах подземной реки Стикса. Зигфрид из «Песни о Нибелунгах» тоже купается, но только в крови дракона. Сослан-богатырь – герой нартского эпоса народов Кавказа, приобретает неуязвимость после того, как его отец-кузнец отправляет его в раскалённую печь, но держит клещами за ноги пониже колен. И заметим, что наши предки были достаточно мудры, чтобы понять следующее: абсолютная неуязвимость даже в принципе невозможна! Так, богиня Фетида держит Ахиллеса за пятку, и как раз в неё-то и попадает стрела, выпущенная коварным Парисом. К спине Зигфрида, прямо под левой лопаткой, прилип листок с дерева, и туда-то подлый Хаген своё копье и вонзил. Причём тайну Зигфрида Хаген коварно выведал у его жены Кримхильды, которая явно была не воздержана на язык! Ну и, наконец, врагом Сослана и вовсе становится волшебное колесо Балсага с металлическими спицами, которому тайну Сослана сообщил знавший её человек Сырдон. Колесо Балсага выбрало время, когда Сослан крепко спал, перекатилось через его уязвимое место и… отрезало ему обе ноги ниже колен, отчего богатырь попросту истёк кровью!


Каин убивает Авеля… мотыгой! «Я его убила, под рукой что было!». Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк

Так что стремление позднейших рыцарей облачиться в сверхпрочные непробиваемые доспехи – оно идёт оттуда, из нашего окутанного легендами прошлого. Вот только главным средством защиты людей каменного века были всё-таки не доспехи (да и из чего бы они их тогда делали, хотя доспехи из шкур, дерева, плетёнок и прутьев известны!), а… некоторое расстояние. То есть противнику не давали приблизиться к своей жертве для нанесения рокового удара. В Библии рассказывается, что Каин восстал на Авеля и убил его, но удалось ему это злодеяние только потому, что негодяй застал своего братца врасплох. То есть находился от своей жертвы он на самом минимальном расстоянии. А поскольку использованное Каином оружие в Библии названо не было, можно предположить, что Каин просто задушил Авеля, зарезал ножом или поднял с земли камень и в состоянии аффекта ударил им его в висок. В любом случае, если бы Авель заметил его коварные поползновения, он мог бы успеть от него убежать. И отсюда вывод, актуальный и поныне: резвые ноги ничуть не менее важны в бою, как и доспехи, шлемы и щиты!

[1] Хотя это уже культура мезолита – то есть средне-каменного века (от греческого «мезос» – средний и «литос» – камень).

Продолжение следует…
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -9
    26 декабря 2022 04:57
    не верю. в дарвинизм и прочие шоу. Дарвин,сам был не вполне здоров всю жизнь,потому ,к его бреду нужно относиться снисходительно. копья,ножи, были уж слишком "технологичными", как будь то у уцелевшего после очередного катаклизма,населения, осталась какая то "память", и они подсознательно знали, как это делать. а обезьяны- остались обезьянами. весь "дарвинизм",накрывается "медным тазом",подтверждениями,что мы, не первая и не последняя "разумная цивилизация"на планете.
    1. +2
      26 декабря 2022 05:15
      Цитата: Дедкастарый
      не верю. в дарвинизм и прочие шоу

      В господа верите?
      1. -3
        26 декабря 2022 07:17
        Цитата: Luminman
        Цитата: Дедкастарый
        не верю. в дарвинизм и прочие шоу

        В господа верите?

        не...это не моё...
    2. +8
      26 декабря 2022 07:17
      не верю. в дарвинизм и прочие шоу.
      На любое явление никак не влияет мутный поток сознания отдельно взятого "Станиславского".
    3. +3
      26 декабря 2022 07:25
      Цитата: Дедкастарый
      подтверждениями,что мы, не первая и не последняя "разумная цивилизация"на планете.

      Их много?
      1. +2
        26 декабря 2022 16:02
        Ну, вот Атланты, например.... Следы... Со следами сложнее
    4. +6
      26 декабря 2022 07:50
      Теория Дарвина это не учение,а именно теория. Теорий появления жизни на земле достаточно много,но они так и остались теориями.
      Теория о том, что на Земле жили и до нас развитые цивилизации - тоже теория и имеет право на
      существование, как и все остальные.
      О происхождении человека,да всего живого и говорить нет смысла. Всё это вопросы веры. Имеющиеся знания только больше ставят вопросов,чем дают ответов.
      Возьмите взросление ребенка - вот вам и процесс развития первобытно общества и познания окружающего мира.
      1. +3
        26 декабря 2022 09:34
        Про "много цивилизаций" это даже не теория, а гипотеза ( псевдонаучная). Потому как не удовлетворяет ни одному требованию определения теории
      2. +3
        26 декабря 2022 11:07
        Теория Дарвина это не учение,а именно теория.

        научная теория.
        Теория о том, что на Земле жили и до нас развитые цивилизации - тоже теория

        ненаучная теория.
        Две большие разницы. Научная опровергается, если она ошибочна (как случай с флогистоном, например), или подтверждается- если она правильная..
        Ненаучная неопровержима в принципе, это вопрос веры.
    5. +5
      26 декабря 2022 09:36
      мы, не первая и не последняя "разумная цивилизация"на планете.
      Судя по происходящему на планете - как-то не уверенности что мы именно что разумная цивилизация..
  2. +12
    26 декабря 2022 05:13
    Всем доброго утра и хорошего дня!)))
    А вот голая девушка, измазанная с головы до ног синей глиной, которую кзамы поймали и держали в качестве живого мяса, в этом фильме получилась какой-то неубедительной
    Зато в "За миллион лет до нашей эры" она, даже одетая, получилась весьма себе убедительная.)))
    1. +3
      26 декабря 2022 06:11
      Какая аппетитная, слюнки текут.)
      Но в таком виде среди стаи первобытных волков лучше ей не появляться.
      1. +3
        26 декабря 2022 11:04
        в таком виде среди стаи первобытных волков лучше ей не появляться

        Если бы волки! Там динозавры были:))))
      2. +2
        26 декабря 2022 16:03
        А вот ноги и руки, Почему-то, не волосатые, историческая неправда
    2. +7
      26 декабря 2022 07:14
      Зато в "За миллион лет до нашей эры" она, даже одетая, получилась весьма себе убедительная.
      Так сказать, более пикантное блюдо, для племенного праздника. Еще и в упаковке. Хехе...
      Перефразируя избитый анекдот:
      - Сегодня будем есть эту девку!
      - Но она же красивая.
      - Хорошо... Но потом съесть.
  3. -1
    26 декабря 2022 05:22
    Каин просто задушил Авеля, зарезал ножом или поднял с земли камень и в состоянии аффекта ударил им его в висок

    Предлагаю дополнительные версии...набросил мешок на голову и отдубасил дубинкой, набросил петлю на шею и привязал к конной повозке, подбросил в сандалеты Авелю ядовитого паука, в кровать кобру, отравил вино за обедом тухлым яблоком и множество множество других способов... не верю я что Каин со своим изощренным умом расправился со своим братцем простым булыжником из под ног.
    А вообще глядя на наши разборки на дорогах с помощью лопат, бит, ломиков, кулаков и т. д. невольно думаешь о происхождении человека от неандертальцев и кроманьоцев...навыки охоты на мамонтов и саблезубых тигров до сих пор сохранились у их потомков человеков.
    1. +5
      26 декабря 2022 07:18
      А вообще глядя на наши разборки на дорогах с помощью лопат, бит, ломиков, кулаков и т. д. невольно думаешь о происхождении человека от неандертальцев и кроманьоцев...навыки охоты на мамонтов и саблезубых тигров до сих пор сохранились у их потомков человеков.
      Нет там никаких навыков. Даже владения малой саперной лопатой. Не говоря уже о чем-то более древнем. Иначе статистика разборок на дорогах ежегодно была бы сопоставима с хорошей средневековой битвой. По количеству жертв.
      1. +1
        26 декабря 2022 20:53
        Точной статистики нет, но! Разрешите огнестрел и разборок в разы станет меньше!
        Чего власть боится?
        Если кому что надо он и так приобретёт.
        А так практически всё будет под контролем и теневой рынок резко сдуется.
    2. +3
      26 декабря 2022 16:04
      А мотыгой красиво, как красные кхмеры
  4. +9
    26 декабря 2022 05:36
    Уж палку-то для своего копья он мог бы выбрать и попрямее!

    Попрямее выбрали девицы из племени, жившего на берегу моря. Почти все как на подбор, красотки.

    1. +8
      26 декабря 2022 05:51
      Почти все как на подбор, красотки.
      Потому, наверное, и могут выбирать для себя то, что покрепче и попрямее.)))))
    2. +4
      26 декабря 2022 07:20
      Почти все как на подбор, красотки.
      Некрасивых наверное съели. Принудительный отбор.
      1. +3
        26 декабря 2022 11:28
        Цитата: abrakadabre
        Почти все как на подбор, красотки.
        Некрасивых наверное съели. Принудительный отбор.

        Учитывая, что это «фильм», то режиссёр?
        Теперь, увы современный отбор имеет более извращенные оттенки реальности: машина, квартира и т.д.
        Слышал недавно разговор тинейджеров в вагоне метро. Один из них вспоминая неизвестную «ксюху» искренне завидовал павлинам. «Пришел, хвостом повилял, тут это ну вообще без ……. никак»!
  5. +4
    26 декабря 2022 05:44


    https://youtu.be/IgkW8qADmCY

    Интересный мужик. Причем реконструирует все первобытное: от свистульки и украшений, до одежды и добычи краски. Обратите внимание на точность и дальность
    1. +3
      26 декабря 2022 05:45
      https://youtu.be/IgkW8qADmCY
      Вот дальность. Без разбега! Не влезло почему-то
  6. +2
    26 декабря 2022 05:44
    Цитата: Товарищ
    Почти все как на подбор, красотки.

    Это просто праздник какой то...за такими красотками я плюнув на мамонта охотился бы в первую очередь.
    1. +2
      26 декабря 2022 06:00
      Набили бы вы их полную пещеру, так кормить же всех надо. Значит, всё же за мамонтом.
      1. +3
        26 декабря 2022 07:28
        так кормить же всех надо. Значит, всё же за мамонтом.
        А куды денисси-то когда сам напросился.))))))
        1. +2
          26 декабря 2022 17:12
          :-)
          Да ладно, даже пигмеи голо..пые со слоном справляются, неужто форумчанин сайта ВО с мамонтом не сладил бы?
          Вот справится с пещерой полной женщин... это да.. невозможно, ИМХО. Особенно со 2, 3 и 6 дамами... :-(((
          Видеопруф про пигмеев:

          https://youtu.be/6UzdwnfiYgo

          Чуть позже древнее оружие выложу.
    2. +3
      26 декабря 2022 07:28
      Тогда понятия красоты были иные. Посмотрите на палеолетических венер. У меня здесь была статья про них и там много их фотографий!
      1. +4
        26 декабря 2022 08:40
        Цитата: kalibr
        Тогда понятия красоты были иные. Посмотрите на палеолетических венер. У меня здесь была статья про них и там много их фотографий!

        Я летом слазил на Сигирию, посчастливилось лицезреть тамошние фрески. Если это реалистичные изображения, то.. Хотел бы я жить в античной Шри-Ланке. ))Или империи кхмеров, изображения апсар тоже очень хороши
        1. +2
          26 декабря 2022 20:05
          Цитата: тлауикол
          Я летом слазил на Сигирию, посчастливилось лицезреть тамошние фрески.

          И???? Где фото и статья????
          1. Комментарий был удален.
          2. 0
            27 декабря 2022 05:15
            Цитата: kalibr
            Цитата: тлауикол
            Я летом слазил на Сигирию, посчастливилось лицезреть тамошние фрески.

            И???? Где фото и статья????

            Чукча не писатель) ). А фотографировать фрески нельзя! Но, если очень хочется, то можно))
        2. +2
          26 декабря 2022 20:58
          С 1992 г. хотел побывать на Цейлоне. Но! Наверное уже не судьба
          1. +2
            27 декабря 2022 05:21
            Цитата: ee2100
            С 1992 г. хотел побывать на Цейлоне. Но! Наверное уже не судьба

            Хорошее место, интересное и гостепр
            иимное. А какое там сафари! Мы попали как раз в кризис, народу никого, ходили, где хотели, объехали пол страны. Один раз только гид бензин не смог добыть. Улетали в день переворота, и ничего! Никаких проблем вообще не было. удобно, людей ,туристов почти нет.
            Километровые очереди в обе стороны видели повсеместно, автоматчики на заправках. Пару раз наш гид зарулил без очереди (говорит туристам можно), пропустили безо всяких. Но.. Не заправили. Однако, каждое утро машина была готова, и возили до позднего вечера. При этом заказали экскурсии мы еще зимой, А бензин подорожал в несколько раз к лету и почти исчез. Но ланкийцы ни на копейку не подняли цену экскурсий. Даже неудобно было
            1. +1
              27 декабря 2022 06:14
              Доброе утро!
              Ездили летом этого года ?
              1. +2
                27 декабря 2022 06:55
                Здравствуйте! Да, этим летом, в самый путч. Никаких эксцессов не было
                1. +1
                  27 декабря 2022 07:23
                  Это была группа? Т.е. всё организованно?
                  1. +1
                    27 декабря 2022 07:30
                    Нет, мы семьёй ездили втроем. Плюс гид

                    Пс. Оповещения куда-то исчезли на сайте. Неудобно
                    1. +1
                      27 декабря 2022 07:40
                      В личку написал.
                      Говорят ещё полностью сайт не востановили
  7. +2
    26 декабря 2022 06:08
    Цитата: Андрей Москвин
    Набили бы вы их полную пещеру, так кормить же всех надо. Значит, всё же за мамонтом.

    Ну сожру я один этого мамонта в этой же пещере, а дальше то что?
    На Луну что ли выть?
  8. +3
    26 декабря 2022 07:43

    Вот еще одна могучая штука для охоты на человеков съедобных
  9. +4
    26 декабря 2022 11:00
    Зато героиня Эйла, которая принадлежит к расе кроманьонцев

    Женщины уже тогда макияж использовали:))

  10. +6
    26 декабря 2022 14:23
    Да простит меня автор, ни в коей мере не хочу его упрекнуть, но о чем статья, так и не понял. Единственное, что могу сказать, сравнение произведений Жозефа А. Рони-старшего "Борьба за огонь" и Джин М. Ауэл "Дети Земли" - это сравнение несравнимого. Творение Рони - старшего, при всей его занимательности, с реальностью ничего общего не имеет. У Ауэл картина противоположная - описание ориньякской культуры и мирного существования неадертальцев и кроманьонцев в этот период. При написании своего цикла Ауэл постоянно консультировалась с археологами и антропологами, объехала все известные раскопки описываемого периода. Среди ее консультантов такие фигуры, как Елинек и Клотесс.
    1. +6
      26 декабря 2022 14:58
      Цитата: Passeur
      Творение Рони - старшего, при всей его занимательности, с реальностью ничего общего не имеет

      Антрополог Станислав Дробышевский разбирал данное произведение, не все так плохо как казалось. Особенно учитывая год написания - 1909
  11. +1
    26 декабря 2022 18:58
    Однако начнём мы опять-таки не с находок, а с того, что ещё раз обратимся к романам Ж. Рони-старшего и Джин Ауэл. У первого люди всё время враждуют – те же уламры с рыжими карликами и кзамами, тогда как в «Детях Земли» у Ауэл они стремятся между собой договориться. Возможно, что тут дело в их гендерном различии, а ещё её мировоззрении конца ХХ века, тогда как Ж. Рони-старший творил в его начале. То есть мораль общества за сто лет заметно изменилась. По крайней мере... в книгах.


    Борьбу за огонь писали во времена представлений о наступающем Золотом веке - её автор ещё не представлял себе что такое мировые войны. Потому его представления отражали движение от дикости к культуре и плюс учитывали данные о каннибализме первобытном и типичную стилистику героической литературы для масс того времени.
  12. +2
    27 декабря 2022 02:06
    Деревянные топоры, копья и мечи (?)


    Предметы ухаживания за дамами: что-то в виде трезубца с усилением из зубов, палицы и бумеранг

    Ни одна дама не устоит!

    Деревянные копья: метательные (тонкие и длинные), для охоты (с зазубринами.. для рыбалки?) и с пилообразными усилениями (зубами животных).