Military Review

Experimental fighter series E (part-3) E-50 and E-50A

1
In the summer of 1956, an event occurred that very worried the Soviet leadership, as it revealed a rather serious gap in the country's air defense system. 2 July 1956 was the first American high-altitude reconnaissance aircraft Lockheed U-2 to be spotted in the airspace of the people's democracy countries, and on July 4 1956, the aircraft was spotted in the sky over the USSR. Subsequently, such flights were continued and American planes flew with impunity in the Soviet sky at an altitude of 20-21 km., Photographing strategic objects from the air, including Moscow. Before the 1960, the Soviet air defense system could not oppose anything to this aircraft. The only means of fighting U-2 at that time could be fighters equipped with liquid-propellant rocket boosters, which would allow them to reach an altitude of 20-22 km.

E-50 Interceptor Fighter

It is worth noting that by this time there was already quite a good start in the development of such aircraft. Back in September of the 1953 of the year, the Government raised the issue of building a fighter-interceptor with a rocket booster that could climb to an altitude of more than 20 km. The OKB-155 chief designer A.I. Mikoyan was chosen as the main developer. OKB-155 decided not to design a new aircraft from scratch, but to re-equip the already existing experimental E-2 fighter for these purposes. The new machine received the E-50 index, and its main difference from the E-2 was the power plant, which consisted of an L-C-155 and TRD RD-9Е.

The external difference between the E-50 and the E-2 was to lengthen the fuselage of the fighter due to the presence of 3-x tanks for the rocket engine, as well as to install a combustion chamber located above the tail section of the machine. Nitric acid was used as an oxidizer for a liquid-propellant rocket engine, and kerosene was used as a fuel. Hydrogen peroxide was used to drive the LRE turbopump assembly. At the root of the raised keel of the fighter housed turbopumps supplying fuel components to the LRE chamber, as well as control units. The rest of the wing, stabilizer, nose of the fuselage and the aircraft landing gear did not change, as they were already quite well mastered on the E-2 fighter. At the same time, the E-50 interceptor fighter was unique. Prior to this, in the USSR there was still no fighter with a power plant that was inside the fuselage.
Experimental fighter series E (part-3) E-50 and E-50A

Unlike its predecessor, special acid-resistant coatings and materials were widely used in the E-50 design. At the bottom of the fuselage of the first car was the ability to install 2-x 30-mm automatic guns HP-30. The power plant of the fighter included a RD-9E turbojet with a load of 3 800 kgf and a C-155 LPRE mounted above it with a load of 1 300 kgf. In this case, the nozzle sections of the two engines were located in the same plane. In the developed lower part of the keel there were control units, tanks with an oxidizing agent, turbopumps for supplying fuel components to the LRE combustion chamber. For an emergency discharge of rocket fuel components under the fuselage of the aircraft, 2 pipes passed through the skin.

The radio equipment of the machine included the state-recognized Barium-M equipment, RSIU-3М radio station, the MRP-48P radio receiver, and ARK-5 automatic radio-compass. To ensure the life of the pilot when flying at high altitude, the SI-918 spacesuit created in OKB-3 was used, equipped with a transparent pressure head-mask that most resembled a spherical aquarium in which a flat window was mounted.

In the 1956-1957, three experimental E-50 fighters were produced. The first of these was built fairly quickly and was prepared for flights already 1 November 1955 of the year. The first flight of the aircraft was performed by 9 on January 1956, the test pilot LII MAP VG Mukhin lifted it into the air. The first flight using LRE took place only in the summer of June 8. The flight duration during LRE operation with the maximum thrust using mode was no more than 3,1 minutes. At the same time, horizontal flight at an altitude of 20 km. did not exceed 4 minutes, taking into account the deceleration time after turning off the LRE. On the first prototype of a fighter, after making several flights, the cockpit canopy was altered. Due to excessive aerodynamic heating of the lamp, the glazing, which was made of materials existing at that time, could not cope with the actual loads. The new cockpit canopy received a metal lining in which, in addition to the windshield, round portholes were made on the sides.

In total, the fighter made 18 test flights, three of which included the LRE. 14 July 1957, the fighter who piloted Mukhin crashed. Before reaching the runway of all 700 meters, the plane touched the ground. As a result, the fighter received serious damage, and the pilot, by happy coincidence, got off with a slight fright and continued his testing activities. The second fighter, the E-50-2, was already tested by another test pilot of LII MAP, V.P. Vasin. The second car differed from the E-50-1 by installing a “knife” on the rear edge of the steering wheel, which increased the area of ​​the vertical tail and the shape of the tail part of the fuselage.

The third version of the fighter - the E-50-3 was built in 1957 year and was fighting. The aircraft was equipped with two guns HP-30 and sight ASP-5H. In addition, the fighter differed from its predecessors in the elongated nose of the fuselage and the increased capacity of the fuel tanks. Nose extension was performed to accommodate additional fuel and radio equipment. At the same time, the tail section in the area of ​​the LRE installation was also modernized, and the edges of the air inlet shell were also sharpened. The equipment and electrical equipment were substantially reworked, the fuel system was changed. To facilitate the work of the pilot at high altitudes, the aircraft was equipped with a high-altitude compensating suit BKK-3M, a set of oxygen equipment KKO-2M and a head-gear GSH-4 having electrical heating. In addition, the fighter was equipped with a set of high-altitude equipment for work at heights up to 25 000 meters. During tests of this vehicle, the pilot of the Air Force Scientific Research Institute N. A. Korovin was killed. In flight, an explosion occurred, the pilot ejected, but the mechanism of uncoupling the seat and the pilot did not work. Work on the project has been stopped.

Performance characteristics of the E-50:

Dimensions: wingspan - 8,11 m., Length - 14,85 m.
Wing area - 21 square. m
Maximum take-off weight of the aircraft is 8500 kg.
Engine type - 1 TRD AM-9 and 1 LRE C-155, 3 800 kgf and 1 300 kgf respectively.
The maximum speed is 2 460 km / h.
Practical ceiling - 23 000 m.
Armament: 2X30-mm gun HP-30
Crew - 1 man.

E-50A Interceptor Fighter

For further testing, work began on creating a new modification of the machine - E-50A. The new fighter was supposed to get a TR-P-11-300, and the fuel tank for the LRE on it moved under the fuselage. When creating it, the operating experience of the E-50 was taken into account, and the design was drastically modified. The experience was taken into account in which the maintenance of the LRE units located inside the fighter was accompanied by a large number of difficulties and seemed extremely dangerous. Significantly increase the operational reliability of the fighter could only be a different arrangement of elements.

The C-155 engine, its systems, the hydrogen peroxide tank, as on the E-50 fighter, were located inside the keel base, but the LRE control and power system was transferred to a special removable outboard container located under the fuselage. In addition, the set of control and power units was reduced due to the reduction in the number of tanks for fuel components, while maintaining its total volume. An ejector was mounted in the engine compartment for purging it, and a frame was added in the rear fuselage. The fuel supply system of the P-11-300 turbojet engine was kept the same as on the experimental E-2A fighter except for the abolition of two kerosene tanks (6 and 7). The horizontal tail, wing, lantern and chassis were completely identical to those of the E-2A.

The fighter-interceptor serial equipment set should have included: RSIU-3 radio station, ARK-5 automatic radio compass, Horizont guidance station, MRP-48 marker radio receiver, and the ASP-5H optical sight, which was paired with a radio range finder Cone ", respondent" Chrome "and active responder" Globus-2 ". The aircraft also provided for the installation of the Jupiter-2 search heater.

The armament of the E-50А fighter still included the 2-30-mm HP-30 gun (60 ammunition for ammunition on the barrel). In addition, it was planned to install 2-x eight-block units ORO-57K for launching 57-mm unguided rockets ARC-57 or ARC-57М. At the same time, the option of equipping the aircraft with guided missile weapons was being worked out. So, the E-50P version of the aircraft was proposed to equip the radar CSD-30, which was associated with the K-5M guided missile system, the ASP-51 sight, the Azure guidance system and the SOD-57M transponder. However, these plans did not come true.

The flight profile of the E-50А fighter included a climb to 12 km. when the TR-P-11-300 is operating in the afterburner mode, after which it was the turn of the LRE C-155. Estimated practical ceiling of the new fighter was 27 000 meters. To reach this height, the car should have been in 5,62 min. The maximum speed in 2 480 km / h the plane was supposed to reach at an altitude of 15 000 meters.

For a long time, it was fighter-interceptors with a mixed propulsion system that were considered as the only real means of fighting the U-2 U.S. reconnaissance aircraft. However, the short operating time of the rocket engine at high altitudes and the shortcomings of targeting methods did not guarantee the defeat of the reconnaissance aircraft. Spending funds on the development of interceptor fighters, the use of which for their intended purpose was rather doubtful, was considered unreasonable. In 1958, all work on the design of the E-50A aircraft was stopped. At the same time, the USSR came to the conclusion that funding for military aviation, with the aim of promoting rocket technology. This concept as a whole bore fruit in the future, when on May 1, 1960, the U-2 reconnaissance aircraft was shot down near Sverdlovsk with the S-75 air defense system.

Tactical and technical characteristics of the E-50A:

Dimensions: wingspan - 8,11 m., Length - 13,25 m.
Wing area - 21 square. m
Maximum take-off weight of the aircraft is 9300 kg.
Engine type - 1 TRD P-11-300 and 1 LRE C-155, 5 100 kgf and 1 300 kgf respectively.
The maximum speed is 2 480 km / h.
Practical ceiling - 27 000 m.
Armament: 2X30-mm gun HP-30 (60 for ammunition per barrel)
Crew - 1 man.

Information sources:
-http: //www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/5317-opytnyi-istrebitel-p.html
-http: //www.airwar.ru/enc/xplane/e50.html
-http: //www.airwar.ru/enc/xplane/e50a.html
Author:
1 comment
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Strategia
    Strategia 7 November 2012 00: 53
    +2
    As in any other industry, the aircraft industry also went in several directions of engineering design. Actually, it embraces a sense of pride for our ancestors, for our great Motherland - the USSR!

Экспериментальные истребители серии Е (часть-3) Е-50 и Е-50А

Летом 1956 года произошло событие, которое очень сильно обеспокоило советское руководство, так как выявило достаточно серьезную брешь в системе ПВО страны. 2 июля 1956 года впервые в воздушном пространстве стран народной демократии был замечен американский высотный самолет-разведчик Локхид U-2, а уже 4 июля 1956 года самолет был замечен в небе над СССР. В дальнейшем такие полеты были продолжены и американские самолеты безнаказанно летали в советском небе на высоте в 20-21 км., фотографируя с воздуха стратегические объекты, включая Москву. Противопоставить что-либо этому самолету до 1960 года советская система ПВО не могла. Единственным средством борьбы с U-2 на тот момент могли стать истребители, оснащенные жидкостными ракетными ускорителями, которые позволили бы им достичь высоты полета в 20-22 км.

Истребитель-перехватчик Е-50

Стоит отметить, что к этому времени уже имелся достаточно неплохой задел по разработке подобных самолетов. Еще в сентябре 1953 года в Правительстве был поднят вопрос о постройке истребителя-перехватчика с ракетным ускорителем, который мог бы забираться на высоту более 20 км. В качестве главного разработчика было выбрано ОКБ-155 главного конструктора А. И. Микояна. В ОКБ-155 приняли решение не проектировать новый самолет с нуля, а переоборудовать для этих целей уже существующий экспериментальный истребитель Е-2. Новая машина получила индекс Е-50, а ее основным отличием от Е-2 была силовая установка, которая состояла из ЖРД С-155 и ТРД РД-9Е.


Внешнее отличие Е-50 от Е-2 заключалось в удлинении фюзеляжа истребителя за счет наличия 3-х баков для ракетного двигателя, а также установки камеры сгорания, расположенной над хвостовой частью машины. В качестве окислителя для жидкостного ракетного двигателя применялась азотная кислота, в роли горючего выступал керосин. Для привода турбонасосного агрегата ЖРД применялась перекись водорода. В корне поднятого киля истребителя размещались турбонасосы подачи компонентов топлива в камеру ЖРД, а также агрегаты управления. В остальном крыло, стабилизатор, носовая часть фюзеляжа и самолетное шасси не претерпели изменений, так как они уже были достаточно хорошо освоены на истребителе Е-2. При этом истребитель-перехватчик Е-50 получился уникальным. До этого в СССР еще не было истребителя с силовой установкой, которая находилась бы внутри фюзеляжа.
Экспериментальные истребители серии Е (часть-3) Е-50 и Е-50А

В отличие от своего предшественника в конструкции Е-50 широко использовались специальные кислотостойкие покрытия и материалы. В нижней части фюзеляжа первой машины была предусмотрена возможность установки 2-х 30-мм автоматических пушек НР-30. Силовая установка истребителя включала в себя турбореактивный двигатель РД-9Е с тягой в 3 800 кгс и размещенного над ним ЖРД С-155 с тягой в 1 300 кгс. При этом срезы сопел двух двигателей располагались в одной плоскости. В развитой нижней части киля находились агрегаты управления, баки с окислителем, турбонасосы подачи компонентов топлива в камеру сгорания ЖРД. Для аварийного слива компонентов ракетного топлива под фюзеляжем самолета по обшивке проходили 2-е трубы.

Радиооборудование машины включало в себя аппаратуру госопознавания «Барий-М», радиостанцию РСИУ-3М, маркерный радиоприемник МРП-48П, а также автоматический радиокомпас АРК-5. Для обеспечения жизнедеятельности пилота при полетах на большой высоте применялся созданный в ОКБ-918 скафандр СИ-3, оснащенный прозрачным гермошлемом, который больше всего напоминал сферический аквариум, в который был вмонтирован плоский иллюминатор.

В 1956-1957 году были произведены три опытных истребителя Е-50. Первый из них был построен достаточно быстро и был подготовлен к полетам уже 1 ноября 1955 года. Свой первый полет самолет выполнил 9 января 1956 года, в воздух его поднимал лётчик-испытатель ЛИИ МАП В. Г. Мухин. Первый полет с использованием ЖРД состоялся лишь летом 8 июня. Продолжительность полета при работе ЖРД при режиме использования максимальной тяги составляла не более 3,1 мин. При этом время горизонтального полета на высоте 20 км. не превышало 4 минут с учетом времени торможения после отключения ЖРД. На первом опытном экземпляре истребителя после совершения нескольких полетов был переделан фонарь кабины пилота. По причине чрезмерного аэродинамического нагрева фонаря, остекление, которое изготавливалось из существующих в то время материалов, не могло справиться с действующими нагрузками. Новый фонарь кабины пилота получил металлическую обшивку, в которой, помимо лобового стекла, по бокам были выполнены круглые иллюминаторы.
Экспериментальные истребители серии Е (часть-3) Е-50 и Е-50А

Всего истребитель совершил 18 испытательных полетов, в трех из которых включался и ЖРД. 14 июля 1957 года истребитель, который пилотировал Мухин, потерпел аварию. Не долетев до ВПП всего 700 метров, самолет коснулся земли. В результате этого истребитель получил серьезные повреждения, а пилот по счастливой случайности отделался лёгким испугом и продолжил свою испытательную деятельность. Второй истребитель – Е-50-2 испытывал уже другой лётчик-испытатель ЛИИ МАП В. П. Васин. Вторая машина отличалась от Е-50-1 установкой «ножа» на задней кромке руля поворота, который увеличивал площадь вертикального оперения и формой хвостовой части фюзеляжа.

Третий вариант истребителя – Е-50-3 был построен в 1957 году и был боевым. Самолет оснащался двумя пушками НР-30 и прицелом АСП-5Н. Помимо этого истребитель отличался от предшественников удлиненной носовой частью фюзеляжа и повышенной ёмкостью топливных баков. Удлинение носовой части было выполнено с целью размещения дополнительного запаса топлива и радиооборудования. При этом модернизации подвергли и хвостовую часть в зоне установки ЖРД, также были заострены кромки обечайки воздухозаборника. Существенно было переработано приборное и электрооборудование, изменена топливная система. Для облегчения работы пилота на больших высотах самолет оснастили высотным компенсирующим костюмом ВКК-3М, комплектом кислородного оборудования ККО-2М и гермошлемом ГШ-4, имеющим электрообогрев. Помимо этого истребитель оснастили комплектом высотной аппаратуры для работы на высоте до 25 000 метров. Во время испытаний этой машины погиб лётчик НИИ ВВС Н. А. Коровин. В полете произошел взрыв, пилот катапультировался, но механизм расцепки кресла и пилота не сработал. Работы над проектом были остановлены.

Тактико-технические характеристики Е-50:

Размеры: размах крыла – 8,11 м., длина – 14,85 м.
Площадь крыла – 21 кв. м.
Масса самолета максимальная взлетная – 8500 кг.
Тип двигателя – 1 ТРД АМ-9Е и 1 ЖРД С-155, тягой 3 800 кгс и 1 300 кгс соответственно.
Максимальная скорость – 2 460 км/ч.
Практический потолок – 23 000 м.
Вооружение: 2х30-мм пушки НР-30
Экипаж – 1 человек.
Экспериментальные истребители серии Е (часть-3) Е-50 и Е-50А

Истребитель-перехватчик Е-50А

Для проведения дальнейших испытаний были начаты работы по созданию новой модификации машины – Е-50А. Новый истребитель должен был получить ТРД Р-11Е-300, а топливный бак для ЖРД на нем перемещался под фюзеляж. При его создании учитывался опыт эксплуатации Е-50, а конструкция кардинально дорабатывалась. Был учтен опыт, при котором техобслуживание агрегатов ЖРД, расположенных внутри истребителя, сопровождалось большим количеством трудностей и представлялось крайне опасным. Существенно повысить эксплуатационную надежность истребителя могла только иная компоновка элементов.

Двигатель С-155, его системы, бак для перекиси водорода, как и на истребителе Е-50, были расположены внутри основания киля, однако систему управления и питания ЖРД перенесли в специальный съемный подвесной контейнер, расположенный под фюзеляжем. Помимо этого, комплект агрегатов управления и питания был уменьшен из-за сокращения числа баков под компоненты топлива при сохранении его общего объема. В двигательном отсеке смонтировали эжектор для его продувки, в хвостовой части фюзеляжа добавили раму. Топливная система питания турбореактивного двигателя Р-11Е-300 была оставлена такой же, как и на опытном истребителе Е-2А, за исключением упразднения двух керосиновых баков (6-го и 7-го). Горизонтальное оперение, крыло, фонарь и шасси были полностью идентичны таковым у Е-2А.

Набор серийного оборудования истребителя-перехватчика должен был включать в свой состав: радиостанцию РСИУ-3, автоматический радиокомпас АРК-5, станцию наведения «Горизонт», маркерный радиоприемник МРП-48, а также оптический прицел АСП-5Н, который был сопряжен с радиодальномером «Конус», ответчик «Хром» и активный ответчик «Глобус-2». На самолете предусматривалась также установка поискового теплопеленгатора «Юпитер-2».
Экспериментальные истребители серии Е (часть-3) Е-50 и Е-50А

Вооружение истребителя Е-50А как и раньше включало 2-е 30-мм пушки НР-30 (боезапас 60 патронов на ствол). Помимо этого планировалась установка 2-х восьмиствольных блоков ОРО-57К для запуска 57-мм неуправляемых ракет АРС-57 или АРС-57М. Наряду с этим прорабатывался вариант оснащения самолета управляемым ракетным вооружением. Так версию самолета Е-50П предлагали оснастить БРЛС ЦД-30, которая была сопряжена с системой управляемого ракетного вооружения К-5М, прицелом АСП-51, аппаратурой системы наведения «Лазурь» и ответчиком СОД-57М. Однако этим замыслам не суждено было сбыться.

Профиль полета истребителя Е-50А включал в себя набор высоты в 12 км. при работе ТРД Р-11Е-300 в режиме форсажа, после чего наступала очередь ЖРД С-155. Расчетный практический потолок нового истребителя составлял 27 000 метров. Достигнуть этой высоты машина должна была за 5,62 мин. Максимальной скорости в 2 480 км/ч самолет должен был достичь на высоте 15 000 метров.

Долгое время именно истребители-перехватчики со смешанной двигательной установкой рассматривались, как единственное реальное средство борьбы с американским высотным-самолетом разведчиком U-2. Однако малое время работы ЖРД на больших высотах и недостатки методов наведения на цель не гарантировали поражения самолета-разведчика. Тратить средства на разработку истребителей-перехватчиков, использование которых по своему прямому назначению было достаточно сомнительным, сочли неразумным. В 1958 году все работы по проекту самолета Е-50А были остановлены. В это же время в СССР пришли к мнению о сокращении финансирования боевой авиации, с целью продвижения ракетной техники. Эта концепция в целом принесла свои плоды в будущем, когда 1 мая 1960 года самолет-разведчик U-2 был сбит под Свердловском при помощи ЗРК С-75.

Тактико-технические характеристики Е-50А:

Размеры: размах крыла – 8,11 м., длина – 13,25 м.
Площадь крыла – 21 кв. м.
Масса самолета максимальная взлетная – 9300 кг.
Тип двигателя – 1 ТРД Р-11-300 и 1 ЖРД С-155, тягой 5 100 кгс и 1 300 кгс соответственно.
Максимальная скорость – 2 480 км/ч.
Практический потолок – 27 000 м.
Вооружение: 2х30-мм пушки НР-30 (по 60 патронов на ствол)
Экипаж – 1 человек.

Источники информации:
-http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/5317-opytnyi-istrebitel-p.html
-http://www.airwar.ru/enc/xplane/e50.html
-http://www.airwar.ru/enc/xplane/e50a.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Strategia 7 ноября 2012 00:53
    Как и во всякой другой отрасли, в авиастроении тоже шли по нескольким направлениям конструирования техники. Вообще-то, охватывает чувство гордости за наших предков, за нашу великую Родину - СССР!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня