Военное обозрение

В Польшу прибыла последняя партия учебно-боевых самолётов М-346 Master для замены устаревших УТС TS-11

35
В Польшу прибыла последняя партия учебно-боевых самолётов М-346 Master для замены устаревших УТС TS-11

Военно-воздушные силы Польши получили последнюю партию реактивных учебно-боевых самолетов (УБС) М-346 Master. Об этом сообщает пресс-служба Министерства национальной обороны республики.


Итальянская компания Leonardo завершила поставку самолетов М-346 (польское название Bielik) для ВВС Польши, последние четыре самолета прибыли в республику и вошли в состав 4-го учебного авиационного крыла (4 Skrzydło Lotnictwa Szkolnego) на 41-й авиационной базе в Демблине. Поставка прошла в рамках опциона к контракту 2018 года, по которому ВВС Польши получают четыре дополнительных УБС М-346 Master с поставкой осенью 2020 года, а также семь наземных тренажеров, запасные части и техническую поддержку. Опцион предусматривал поставку еще четырех самолетов.

Тем же контрактом 12 ранее полученных Польше самолетов М-346 были доведены до так называемого уровня NATO STANAG 4193 Edition 3 IFF standard, являющегося разработанной Leonardo последней версией бортового оборудования и программного обеспечения М-346. Четыре последних самолета также прибыли в этой версии.

Всего Польша получила 16 УБС М-346 Bielik по двум контрактам. Первые восемь самолетов по контракту 2013 года с поставкой в 2016-2017 годах, затем еще четыре по контракту 2018 года с опционом в 2020 году на еще четыре. Самолеты предназначены для углубленной летной подготовки пилотов ВВС AJT (Advanced Jet Trainer)и замены устаревших УТС TS-11 "Искра".

Учебно-боевые самолеты М-346 Master стоят на вооружении ВВС Италии, Сингапура, Израиля и Польши.
Использованы фотографии:
Минобороны Польши
35 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. vovochkarzhevsky
    vovochkarzhevsky 22 декабря 2022 18:45
    +1
    Брат-близнец Як-130. "Паны" об этом знают?
    1. Maxim G
      Maxim G 22 декабря 2022 18:58
      +1
      Знают - т.к. это последняя партия, и дальше пойдут более серьезные южнокорейские FA-50PL.
    2. роман66
      роман66 22 декабря 2022 19:06
      +2
      Или " Альфа джет.".. Как посмотреть, одни задачи - схожие самолеты
      1. Maxim G
        Maxim G 22 декабря 2022 19:10
        +3
        Як-130 и M-346 - совместный проект Яка и Aermacchi.
        1. роман66
          роман66 22 декабря 2022 19:20
          +3
          Як-130 и M-346 - совместный проект Яка и Aermacchi.

          об том и речь
          1. Maxim G
            Maxim G 22 декабря 2022 19:25
            +1
            А Альфа Джет то причем - он старее поповой собаки, одного поколения с Л-39, по сути предыдущего поколения самолет.
            1. роман66
              роман66 22 декабря 2022 19:31
              +2
              вы всерьез видите разницу??? внешне, на крайняк?
              1. Maxim G
                Maxim G 22 декабря 2022 19:42
                0
                Вижу конечно, не говоря уже о том, что он гораздо легче.
        2. Капитан Пушкин
          Капитан Пушкин 22 декабря 2022 19:45
          0
          Цитата: Maxim G
          Як-130 и M-346 - совместный проект Яка и Aermacchi.

          Слышал от одного Главного Конструктора (фамилию не называю, его уже нет в живых) про все эти "совместные разработки" с "просвещенным западом": "Они представляют распределение работ так, мы копаем траншею, а они сидят на нашей шее и болтают ножками".
          М-346 - цельнокраденый на якобы законных основаниях проект. Вклад итальянцев - переработка конструкции Як-130 под свою технологию изготовления. Получился М-346.
          1. Maxim G
            Maxim G 22 декабря 2022 19:50
            -2
            Рассказать можно все, что угодно - как говорится не мешки ворочать.
            1. Капитан Пушкин
              Капитан Пушкин 22 декабря 2022 20:12
              0
              Если у Вас иная информация об этом проекте, поделитесь.
              1. Maxim G
                Maxim G 22 декабря 2022 20:22
                -1
                Информация есть в свободном доступе - по объему акций у итальянцев (50%) и сумме за документацию Яку (77 млн. долларов).
                1. Капитан Пушкин
                  Капитан Пушкин 22 декабря 2022 23:28
                  -2
                  Цитата: Maxim G
                  сумме за документацию Яку (77 млн. долларов).

                  Вы представляете сколько стоит разработка и доводка такого самолета как Як-130?
                  77 млн это жалкие гроши. Практически задаром.
                  1. Maxim G
                    Maxim G 23 декабря 2022 00:01
                    +2
                    По сообщениям западной прессы разрыв и произошёл из-за того что финансировать проект приходилось итальянской стороне в основном.
                    1. Капитан Пушкин
                      Капитан Пушкин 23 декабря 2022 10:58
                      0
                      По сообщениям западной прессы, мы Северные потоки взорвали и Скрипалей с Навальным отравили.
                      Итальянцы получили то что хотели - конструкцию самолета за очень умеренную сумму (если бы делали с нуля сами, обошлось бы в 1,5-2 миллиарда долларей).
                      Нас просто отстегнули от участия в производстве и продаже.
                      1. Maxim G
                        Maxim G 23 декабря 2022 11:10
                        0
                        Разговоры в пользу бедных? what

                        Комментарий короток, знаю.
                  2. solar
                    solar 23 декабря 2022 00:04
                    0
                    Разработка стоила около 500 млн. Оплачивали полностью итальянцы. 77 млн- это за комплект технической документации, дополнительно.
                    Доводили самолеты уже после разрыва- каждый свой. Пишут, что доводка Як-130 обошлась еще в 200 млн.
    3. karabas-barabas
      karabas-barabas 22 декабря 2022 19:33
      0
      У Аэрмачи тяга выше чем у Яка, 27кН, против 24,5кН, что видимо и сказывается на 1000м большего потолка и 100км дальности полёта. Близнецы, которых после рождения разделили можно сказать. В итоге они внешне похожи, даже по ТТХ близки, но всё остальное, авионика, двигатели, приводы, навигация разные. Интересна китайская версия Як130/Аэрмачи L-15 Falcon. У него украинские движки АИ-222К-25Ф и он выдаёт 1700км/ч макс, против 1050 у Яка и Армачи, а так же 16 тыс м потолок.
      1. Капитан Пушкин
        Капитан Пушкин 22 декабря 2022 20:14
        +1
        Цитата: karabas-barabas
        У Аэрмачи тяга выше чем у Яка, 27кН, против 24,5кН,

        У него ещё и сухой вес сильно меньше. Следствие более современной технологии изготовления.
  2. MainJet88
    MainJet88 22 декабря 2022 18:49
    +2
    Интересно, в этом случае мы итальяшек обогнали сильно получается.
    М-346 построено 82 шт.
    ЯК-130 построено более 160 шт.
    Красивый все таки самолет, очень.
    1. karabas-barabas
      karabas-barabas 22 декабря 2022 19:40
      0
      Надо сравнивать по экспорту, так как из 160 Як-130, 95 штук попали в ВКС РФ. Что дало конечно Яку преимущество в виду такого заказа, это помогло снизить цены на экспорт, чтоб конкурировать с Аэрмачи. Аэрмачи продали 136 на экспорт, Як 64 самолёта соответственно.
      1. Johnson Smithson
        Johnson Smithson 22 декабря 2022 20:21
        0
        Надо сравнивать по экспорту

        На экспорт права остались у итальянцев, кроме СНГ.
        Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка на завершающем этапе прекратилась. Каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолёта (планер), после чего выпустили собственные варианты самолётов: Aermacchi построили УТС M-346, а ОКБ им. Яковлева — учебно-боевой самолёт Як-130. За L’Alenia Aermacchi остались права на дистрибуцию и маркетинг самолёта во всём мире, за исключением СНГ (включая Россию).
        1. solar
          solar 23 декабря 2022 00:07
          0
          На экспорт права остались у итальянцев, кроме СНГ.

          также, как и у Як-130. Як-130 еще и СНГ.
          1. Johnson Smithson
            Johnson Smithson 23 декабря 2022 00:20
            0
            Писали, что они поделили, куда поставляли итальянцы мы не могли поставлять
            Чтобы избежать в дальнейшем взаимных претензий, завершая совместную работу, компании договорились, что итальянцы не будут иметь права на распространение своего истребителя в странах СНГ. Говорят, тогда же между "Яковлевым" и "Aermacchi" был поделён и мировой рынок. В частности, в "сферу интересов" Яка отошла Юго-Восточная Азия. Но даже если такое соглашение было, на практике оно практически не соблюдалось и вскоре обе машины стали активно конкурировать во всех регионах мира, кроме стран НАТО, где по понятным причинам эксплуатируется только итальянская версия, и СНГ, где почти безраздельно господствует российская.


            и насчет "Что дало конечно Яку преимущество в виду такого заказа, это помогло снизить цены на экспорт, чтоб конкурировать с Аэрмачи": на самом деле цена для МО в 2 раза ниже, чем экспортная цена, так что заказ для МО РФ тут роли не играл
            1. solar
              solar 23 декабря 2022 12:42
              0
              компании договорились, что итальянцы не будут иметь права на распространение своего истребителя в странах СНГ

              да, об этом везде написано. О нарушениях не слышно.
              на практике оно практически не соблюдалось и вскоре обе машины стали активно конкурировать во всех регионах мира

              подозреваю, его просто не было
              Говорят, тогда же между "Яковлевым" и "Aermacchi" был поделён и мировой рынок.

              никогда не слышал и сильно сомневаюсь.
            2. Капитан Пушкин
              Капитан Пушкин 23 декабря 2022 13:28
              +1
              Цитата: Johnson Smithson
              заказ для МО РФ тут роли не играл

              Ещё как "играл" - стоимость разработки, доводки и подготовки производства раскладывалась на большее количество самолетов.
              А в экспортных поставках изготовитель получает меньше половины от суммы контракта.
  3. agoran
    agoran 22 декабря 2022 18:50
    +1
    Очень интересное фото. Арочное укрытие времен СССР, даже пожарный баллон стоит по феншую.
  4. Stoler
    Stoler 22 декабря 2022 18:52
    -1
    Даже знать не хочу где списанные окажутся. wassat
  5. Бережливый
    Бережливый 22 декабря 2022 18:53
    +2
    Вот почему Як130 не использовать как лёгкий штурмовик,особенно там где отсутствует комплексное ПВО противника?
    1. роман66
      роман66 22 декабря 2022 19:07
      +2
      там где отсутствует комплексное ПВО противника

      Интересно, где это?
    2. Maxim G
      Maxim G 22 декабря 2022 19:18
      +1
      Можно и где присутствует использовать - осуществляя пуск ракет не входя в зону поражения ЗРК.
    3. Капитан Пушкин
      Капитан Пушкин 22 декабря 2022 19:47
      0
      Цитата: Бережливый
      Вот почему Як130 не использовать как лёгкий штурмовик

      Такая возможность имеется, но Як-130 сильно дороже Су-25.
    4. Dmitrii512
      Dmitrii512 23 декабря 2022 04:32
      0
      А где ПВО отсутствует? Только у папуасов
  6. zenion
    zenion 22 декабря 2022 18:57
    -1
    Теперь они будут знать, почему мультик называться Льолик и Болик. Они ещё не такие штуки будут выкидывать.
  7. fiv
    fiv 23 декабря 2022 14:47
    0
    А используются ли Як-130 как штурмовики в СВО? Когда читал об этом самолете, создалось впечатление , что на него рассчитывают, как на недорогой штурмовик.