Кукрыниксы: мастера плакатно-карикатурной пропаганды

31
Кукрыниксы: мастера плакатно-карикатурной пропаганды
Портрет Кукрыниксов. Павел Корин


Новым и весьма необычным явлением в плакатной и карикатурной живописи были Кукрыниксы. Это странное название первое время читатели воспринимали за редкую румынскую фамилию. Однако в действительности всё оказалось иначе: это аббревиатура по первым слогам фамилий и имён художников, входивших в этот коллектив. Ими были Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Хотя в литературе соавторство трёх человек нельзя назвать слишком редким явлением, для живописи это было уникально. Ещё необычней было то, что данный коллектив просуществовал долгие годы и оставил колоссальное творческое наследие.



Начало творческого пути


Все три художника были из разных городов: Михаил Куприянов из Казани, Порфирий Крылов из Тулы, Николай Соколов из Рыбинска. Куприянов с Крыловым познакомились в 1922 году в Москве, где они вместе учились в Высших художественно-технических мастерских. Сначала они начали работать вдвоём под псевдонимом Кукры, а в 1924 году к ним присоединился Николай Соколов, подписывавший свои работы «Никс», благодаря которому коллектив и получил своё окончательное название. Кроме того, все трое были ровесниками: Крылов родился в 1902 году, а Куприянов с Соколовым – в 1903-м.

Первоначально три друга рисовали шаржи на литературных персонажей и иллюстрации к книгам. В частности, их рисунками иллюстрировались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Горького, Чехова, Ильфа и Петрова. Но потом художники нашли своё призвание – политическая карикатура.

В 1930-е годы Кукрыниксы уже были постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил». Естественно, все их работы отражали текущую политику властей и обличали только тех, кого нужно было в данный момент властям. О свободе творчества в те годы не могло быть и речи. Большинство работ выполнялось на заказ.

Спустя много лет Николай Соколов вспоминал, как на них повлиял период репрессий и Большого террора:

«Это было перед войной, в период репрессий. Коснулось это и нас. Однажды, в один из дней, исчез Порфирий Никитич Крылов. Его не было очень долго, и мы стали волноваться. Но он всё-таки появился — совершенно подавленный и бледный. Оказалось, его вызывали на Лубянку. Там ему в ультимативной форме предложили доносить на всех художников: о чём разговоры, кто как настроен, у кого какие взгляды… В том числе речь шла не только обо всех наших знакомых, но и конкретно о нас.

Когда Крылов отказался доносить, ему пригрозили. С тех пор у него начался панический страх. Ему всё время казалось, что за ним следят. Мы жили в бельэтаже. Порфирий Никитич часто брал бинокль, чуть раздвигал шторы в мастерской и смотрел в противоположную сторону улицы. Если там останавливался прохожий, ему казалось, что это следят за ним. Отчаяние и страх были настолько сильными, что в течение девяти месяцев он не выходил из мастерской. Он потерял интерес к работе, замкнулся в себе. Когда мы приносили наброски карикатур и спрашивали его мнение, он пассивно говорил: «Делайте, что хотите, я согласен, подпишу».»

Что касается критики работ художников, то массовой и целенаправленной её просто не могло быть в те годы, поскольку Кукрыниксы выполняли правительственные заказы в самых тиражируемых газетах и журналах страны. И тем не менее отдельные отголоски критики всё же были. Так, известно высказывание писателя Викентия Вересаева о Кукрыниксах:

«Можно ещё себе представить, что нашёлся какой-нибудь художник, способный на такое оплевание человека. Но чтоб сразу могло оказаться три художника с таким презрением и отвращением к человеку, — не могу понять.»

Это «презрение и отвращение к человеку» очень пригодилось Кукрыниксам в период Великой Отечественной войны, когда они рисовали уже не дружеские шаржи, а карикатуры на агрессоров.

В годы войны


В Великой Отечественной войне массово использовались старые и проверенные средства пропаганды – плакаты и карикатуры. Все военные годы Кукрыниксы работали не покладая рук. За четыре года они создали более 1000 работ – то есть в среднем на один плакат уходил один, максимум полтора дня. Их творчество не осталось незамеченным в том числе и для врага: точно так же, как и Левитан, они были внесены в расстрельный список Гитлера.


Первый военный плакат Кукрыниксов

Уже 22 июня, услышав сообщение о начале войны, Куприянов, Крылов и Соколов не задумываясь приехали в редакцию «Правды», где их встретили словами: «Теперь вам троим будет много работы».

И действительно, работы предстояло много, и Кукрыниксы сразу же за неё принялись. Уже спустя пару дней после начала войны на улицах Москвы появился первый военный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». На нём был изображён красноармеец, вонзивший штык в лоб Гитлера, разорвавшего пакт о ненападении. По мастерству исполнения этот плакат можно смело ставить в один ряд с лучшими образцами красной плакатной пропаганды времён Гражданской войны: он прост, выразителен и преисполнен уверенности в победе над коварным врагом.

Последующие работы Кукрыниксов также отличались меткостью задумки, выразительностью и мастерством исполнения. Многие из них посвящались конкретным событиям войны: плакат «Потеряла я колечко…» посвящён Сталинградской битве, «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось» – Курской битве и последовавшему вскоре после этого свержению режима Муссолини в Италии.


Потеряла я колечко… А в колечке двадцать две дивизии. Кукрыниксы. 1943 год


1943 год

Сотни плакатов и карикатур разоблачали зверства оккупантов, высмеивали руководителей Третьего рейха и его союзников, вселяли в советских бойцов веру в победу. И труды Кукрыниксов не остались незамеченными: в 1942 году, а потом ещё четырежды после войны они были удостоены Сталинской премии. Помимо этого, росла их известность как среди советских граждан, так и за рубежом, работы Кукрыниксов публиковались даже в иностранной прессе стран Антигитлеровской коалиции.


«Аттестат зверости», стихи С. Маршака. 1942 год

Сами художники потом вспоминали о своих военных буднях:

«Мы делали плакаты, оформляли «Окна ТАСС», а во время войны рисовали листовки для разложения войск противника, и даже обёртки для продуктовых концентратов…

Все военные годы мы выезжали из Москвы на фронт; после снятия блокады в январе сорок четвертого года побывали в Ленинграде. Часто не выпускали из рук карандаша или кисти не только днём, но и ночью, когда нас срочно вызывали в типографию газеты. Иногда после целого дня напряженнейшей работы дежурили на крыше и гасили зажигалки.»


Всё врут календари. Кукрыниксы. 1942 год. Как известно, Гитлер планировал выиграть войну до наступления зимы 1941 года


Кукрыниксы в дни поездок на фронт

Кукрыниксы не зацикливались на плакатах и карикатурах, но пробовали себя и в других жанрах. Например, широко известна их реалистическая картина «Бегство фашистов из Новгорода», которая оказалась не менее удачной. Изображённые на ней разбитые статуи и поджигающие дома немецкие солдаты воздействовали на зрителя не хуже, чем карикатуры.


Бегство фашистов из Новгорода. Кукрыниксы

Кукрыниксы в Германии


В 1945 году, как только война закончилась, все три художника посетили Германию, где создали ряд новых работ на местах недавних боёв. Позднее они вспоминали:

«Сразу после Победы мы побывали в Германии. У нас уже была задумана большая картина, которую мы впоследствии назвали «Конец». В связи с этим нам удалось спустя десять дней после Победы попасть в рейхсканцелярию Гитлера. Нам многое там показали, и по свежим впечатлениям мы написали картину, находящуюся ныне, как известно, в Третьяковской галерее. Писали её в этой самой мастерской, где мы работаем с 1943 года. Мы воспроизвели обстановку бункера, выкрасили стену в нужный цвет, и по очереди друг другу позировали.»

Позировать друг другу по очереди пришлось потому, что они никак не могли найти человека, который позировал бы им для фигуры Гитлера. Художники долго ходили по улицам, высматривали похожие типажи в метро и других людных местах, и с большим трудом всё же нашли человека, отдалённо напоминающего Гитлера. Но когда ему рассказали, для чьего образа он будет позировать, он категорически отказался.


Конец. Кукрыниксы. 1945 год

Перед самой поездкой в Германию всем троим были присвоены звания полковников, хотя никто из них не служил в армии и не участвовал в боевых действиях. Сделано это было лишь с практической целью, чтобы повысить вес художников в глазах окружающих.

После этого художников пригласили присутствовать на заседаниях Нюрнбергского трибунала, где судили выживших нацистских руководителей. Все они много раз слышали о Кукрыниксах и видели их работы, однако никто из них не знал художников в лицо. И однажды, когда Герману Герингу сказали, что сидящие напротив него художники в мундирах полковников и есть знаменитые Кукрыниксы, тот переменился в лице. Вероятно, в нём можно было увидеть выражение одновременно злобы и бессилия, ведь нацистская плакатно-карикатурная пропаганда до самого конца войны так и не смогла достичь уровня Кукрыниксов. Позже Николай Соколов вспоминал об одном из таких моментов:

«В перерыве заседания, когда суд удалился, а подсудимые продолжали оставаться на своих местах, я, выходя из зала в коридор, приблизился к Герингу, сидевшему первым у барьера, и на несколько секунд остановился, глядя прямо в глаза. Геринг сразу узнал меня. Мы смотрели друг на друга.

Бессильную злобу и ненависть прочитал я в мутно-серых, расширившихся глазах Геринга, впившихся в меня. Голова его при этом вздрагивала, а поджатые губы стали ещё более лягушачьими. Я представил себе, что он мог думать и чувствовать в эти секунды, увидев меня. Одного из трёх ненавистных ему людей, так и не повешенных им. Его глаза вылезали из орбит, а кулаки сжимались в неистовой злобе.

Во время процесса Геринг всячески старался помешать нам рисовать, закрыв своё лицо руками.»

В итоге появился ряд новых карикатур и картин, показывающих уже поверженных врагов, которые вскоре будут казнены либо приговорены к длительным срокам заключения по решению трибунала. Так, в результате посещения Кукрыниксами подземного бункера Гитлера была создана картина «Конец», на которой хорошо передан ужас, охвативший Гитлера и его окружение в последние часы их жизни. А на заседаниях Нюрнбергского трибунала среди прочих создана карикатура «Последняя цифра», показывающая закономерный итог тех, кто «всего лишь выполнял приказы».


Последняя цифра. Кукрыниксы

В послевоенные годы


В мирные годы Кукрыниксы продолжали работать в прежнем направлении плакатно-карикатурной пропаганды. Однако теперь вместо Германии главным врагом изображались страны НАТО во главе с США. Серия работ «Холодная война» писалась на протяжении более 40 лет, вплоть до второй половины 1980-х годов. В ней художники реагировали на войны в Корее и Вьетнаме, критиковали гонку вооружений, всячески оправдывали текущую политику Советского Союза.

Стоит отметить, что в послевоенном творчестве Кукрыниксов были и работы, которых позже они сами стыдились. К таковым относится серия карикатур против «врачей-вредителей», созданная ими в начале 1953 года. Напомню, что дело «врачей-вредителей» было сфабриковано в последние недели правления Сталина, а уже спустя месяц после его смерти все подсудимые были оправданы, а дело закрыто. Впрочем, поскольку большинство работ Кукрыниксов писались на заказ, вряд ли у них была возможность отказаться от подобных работ без ущерба для дальнейшей карьеры.


Карикатура на «врачей-вредителей». 1953 год

Деятельность художников и в послевоенные годы не оставалась незамеченной. Помимо уже упоминавшихся четырех Сталинских премий, в 1965 году они были удостоены Ленинской премии. Их работы массово тиражировались во многих журналах и газетах, а также участвовали в выставках.

Их личная жизнь долгие годы проходила безоблачно, но однажды не обошлось без трагедии. В 1977 году жена Михаила Куприянова Лидия пала жертвой серийного маньяка.

Сын Порфирия Крылова Андрей пошёл по стопам отца и тоже стал художником.

Работы Кукрыниксов находятся в Третьяковской галерее, Русском музее Петербурга, а также в музеях и частных коллекциях России, Украины, Великобритании, Франции, Германии, Италии и других стран. В честь одного из художников, Порфирия Крылова, открыт музей на его малой родине в Туле.

Все три художника прожили долгую жизнь. Первым из них умер Порфирий Крылов в 1990 году в возрасте 88 лет. Вторым – Михаил Куприянов в 1991 году в том же возрасте, а Николай Соколов дожил до 97 лет и умер в 2000 году.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    27 декабря 2022 04:13
    а многие картинки актуальны и сейчас, вот поменять СССР на РФ и пожалуйста :
    или про расширение бюджета НАТО
    1. +5
      27 декабря 2022 04:35
      Что сказать...Талантливо и до сих пор актуально. Политический плакат без них и Бор. Ефимова был бы тусклым.
  2. +17
    27 декабря 2022 05:52
    Автор, сейчас,не бывалая свобода творчества и много шедевров,"натворили" за 30 лет?..Тогда работали по заказу, а сейчас?
    1. +5
      27 декабря 2022 10:07
      Цитата: parusnik
      много шедевров,"

      С шедеврами сейчас конечно напряг,согласен.Впрочем эта тенденция верна и для всего мира.Кризис идей?Возьму на себя смелость рекомендовать присмотреться к творчеству австрийца Герхарда Хадерера.


      Ну и у нас в стране не всё так тоскливо.Есть достойные художники-карикатуристы.Есть!Изменился конечно формат,но???Всё меняется в этом мире.
      Кстати.Только у меня исчезли *смайлы*?
      1. +3
        27 декабря 2022 12:36
        Ну Виталий Подвицкий отличный современный карикатурист, а ещё Алексей Меринов чуть подзабытый сейчас.
        1. +5
          27 декабря 2022 15:08
          Цитата: BIGLESHIY
          Алексей Меринов чуть подзабытый сейчас.

          Алексей запомнился ещё с той поры когда выписывал *МК*.Он был буквально в каждом номере.
          1. +5
            27 декабря 2022 15:10
            Но и Подвицкий неплох!Очень даже неплох!!


            Мир карикатуры вероятно будет существовать всегда.
      2. +5
        27 декабря 2022 15:35
        Цитата: АрхиФил
        С шедеврами сейчас конечно напряг

        Думаю, не столько с шедеврами, сколько с их доступностью для широкого круга лиц. "Рынок решает", причем решает за нас за всех. То, что неугодно большинству, то, что не принесет денег, никогда не выйдет в массы.
        В современном мире искусство находится на службе практически исключительно развлечения, тогда как это прекрасный инструмент и для просвещения, и для воспитания. Но последние функции рынком не востребованы, наоборот, современным бизнесменам от искусства, "продюсерам", воспитание и просвещение зрителей как серпом по гландам, ибо такой зритель становится более требовательным к потребляемому продукту, соответственно, продукт будет стоить дороже и доходы упадут.
        Таланты наверняка есть, но пробиваются бездарности, ширпотреб, приносящий деньги. Иногда мне кажется, что такова вообще наша государственная политика в области культуры - во времена Мединского уж точно она такой была - курс на тотальное оглупление масс, унификацию и, соответственно, примитивизацию художественного вкуса у массового потребителя. Главный девиз -
        "чем проще, тем лучше".
        А шедевры... Шедевры нужны немногим и денег на этих немногих не заработать.
        1. +3
          27 декабря 2022 18:55
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Иногда мне кажется, что такова вообще наша государственная политика в области культуры - во времена Мединского уж точно она такой была - курс на тотальное оглупление масс, унификацию и, соответственно, примитивизацию художественного вкуса у массового потребителя.

          Михаил!Эта абсолютно неправильная тенденция прослеживается ВЕЗДЕ!Во всём мире.Хотим мы этого или нет.И так было всегда.Было элитарное искусство и было то,что....для *пипла*,который как известно из слов одного как-бы певца *всё схавает*.
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Главный девиз -
          "чем проще, тем лучше".

          Ну как здесь не вспомнить Малевича!
          /смайл-улыбка/
          И всё-таки,возвращаясь к теме статьи.Можно ли пример пропаганды,а карикатурная живопись одна из её форм,считать шедевром?На Ваш взгляд?/смайл-уважение к собеседнику/
          1. +2
            27 декабря 2022 19:34
            Цитата: АрхиФил
            Эта абсолютно неправильная тенденция прослеживается ВЕЗДЕ!

            Скажем так - везде в доступном для нас информационном пространстве. Информационное пространство, например, Китая, нам недоступно и я, честно говоря, не знаю как там с этим вопросом обстоят дела. К тому же, то, что у них может считаться безусловным шедевром, для нас таковым, скорее всего, являться не будет - слишком большая разница в менталитете.
            Было бы интересно узнать как китайцы сами оценивают состояние собственной культуры, искусства и т.п.
            Цитата: АрхиФил
            Было элитарное искусство и было то,что....для *пипла*

            Не знаю, мне кажется, что деление искусства на "элитарное" и "для пипла" будет искусственным. Безусловно, каждый автор творит в расчете на определенную аудиторию, но каких-то искусственных ограничений в потреблении каких-то ценностей я нигде не видел, а уж, тем более, резких границ между "разновидностями" искусства нет и подавно. "Для пипла", "для продвинутого пипла", для "для квалифицированного пипла", "для интеллигенции", "для творческой интеллигенции", "для интеллектуальной элиты" - с расплывчатыми и неощутимыми гранями между категориями, может быть так? ))
            Цитата: АрхиФил
            Можно ли пример пропаганды,а карикатурная живопись одна из её форм,считать шедевром?

            Можно. На мой взгляд можно. Шедевром можно считать все, что сделано профессионально, качественно, с идеей и глубоким смыслом, что привносит в мир что-то новое, меняет его к лучшему.
            Улыбаюсь, приветствую. ))
            1. +3
              27 декабря 2022 19:57
              Цитата: Хозяин Трилобита
              приветствую

              Спасибо за развернутый ответ!
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Шедевром можно считать все, что сделано профессионально, качественно, с идеей и глубоким смыслом, что привносит в мир что-то новое, меняет его к лучшему.
              Улыбаюсь, приветствую. ))

              Бидступ!Вне конкуренции./улыбка в чёрных очках/
      3. +5
        27 декабря 2022 17:00
        Кстати.Только у меня исчезли *смайлы*?

        Насчет смайлов не знаю, а колокольчик точно исчез. По крайней мере у меня. Что касается верхней карикатуры Хадерера, -- она неполная! Должен быть пятый телевизор и сидящий перед ним кот. Ну, или собака.
        По вашему совету подписалась на несколько "кошачьих" телеграмов, так смотрят! Кошки, собаки смотрят телевизор -- футбол, мультики, ужастики. Смотрят это по телефону и на таблетке -- смотрят и, видели бы Вы, как они реагируют!
        Так что у Хадерера -- недоработка. Животные приближаются к нам, а мы, получается, к ним.
        1. +3
          27 декабря 2022 18:41
          Цитата: депрессант
          Животные приближаются к нам, а мы, получается, к ним.

          Это взаимный процесс.У людей это неприятно смотрится,согласитесь?
          1. +3
            27 декабря 2022 18:48
            Да уж!... Наблюдаю за соседями. Много в нас деградации. Жизнь стала темна, опасна, однообразна и свелась к животным потребностям. Кукрыниксы -- это что-то высокое и ушедшее. Взывали к добру, к борьбе со злом, к его неприятию. Сейчас остались призывы к "добру" во втором его значении, что исключает борьбу со злом.
      4. +4
        27 декабря 2022 18:13
        С шедеврами сейчас конечно напряг,согласен.
        Так , о шедеврах и говорю.Я же не написал, что совсем перевелись художники? А по большому счету, сейчас для кого-то и мошонка, прибитая к площади, шедевр
        1. +3
          27 декабря 2022 18:39
          Цитата: parusnik
          А по большому счету, сейчас для кого-то и мошонка, прибитая к площади, шедевр

          А что?Конечно же шедевр!Для лиц подобных Павленскому.Для них это конечно же шедевральный пример эпатажа.Смысл его акции?Если он хотел показать,что все люди живущие в России прямо и косвенно связаны с Кремлём и Красной площадью в частности,то прибивать надо было голову.Собственную голову,нежели то,что он прибил.Ибо?Человек мыслит всё-таки головой.Точнее мозгом находящимся в голове.А не ниже.Поставил бы смеющийся смайлик,но вот неприятность.Не работает!
          1. +4
            27 декабря 2022 19:24
            Поставил бы смеющийся смайлик,но вот неприятность.Не работает!
            Таж, самая история..)) Подобное "творчество" совсем разбирать не хочу..Кст, если смотрели серию Убойная сила, мне одна из них понравилась, где художника убили.Там сообщество понравилось, А.Краско с пилой ходит..художественно пилит ..да и другие не лучше))
    2. 0
      27 декабря 2022 14:30
      Цитата: parusnik
      Автор, сейчас,не бывалая свобода творчества и много шедевров,"натворили" за 30 лет?.

      А,почему .... за 30лет ?
      Небывалая свобода была объявлена в 1985 году,и кем - самой же коммунистической властью.
      Вспомните все эти революционные,как их называли, писательские и кинематографические съезды - ушлые и шустрые ребята начали оплевывать всё советское,как буквально пинали Бондарчука и др.
      И,чей был заказ? а,был заказ главного Агитпропа КПСС,вот в чём фишка,как сейчас выражаются.
    3. +4
      27 декабря 2022 16:59
      Сейчас тоже есть много художников, и карикатуристов в частности. Те же Сергей Елкин или Вася Ложкин. Другое дело, что в федеральных сми по понятным причинам их не пиарят. Но в Интернете их работы без проблем можно найти, пишут на злободневные темы.
      1. +3
        27 декабря 2022 18:52
        Вася Ложкин...
        В своё время отсмотрела сотни его карикатур. И только сейчас пришло ощущение недосказанности. Разве Россия населена только русскими?
        1. +2
          27 декабря 2022 19:01
          Цитата: депрессант
          Вася Ложкин...

          И всё-таки.Всё-таки.Всё-таки...Алексей Меринов и его творчество мне нравится больше.Злее/в хорошем смысле/!
          Смайл-улыбка в чёрных очках.
          1. 0
            29 декабря 2022 16:54
            Меня от Ложкина тянет, в основном от отношения к людям и манеры исполнения его поделок. Нарочитое быдлячество, замешанное на мизантропии. negative
      2. +3
        27 декабря 2022 20:06
        Андрей спасибо, что Вы нас собрали под своей изумительной работой!
        Прочитал, хоть поздно, но не пожалел. Творческих успехов!
  3. +1
    27 декабря 2022 06:51
    Молодежь сейчас только других "Кукрыниксов" знает...
  4. +11
    27 декабря 2022 08:07
    Жаль,автор не упомянул вот эту картину "Таня"
  5. +7
    27 декабря 2022 08:53
    Напомню, что дело «врачей-вредителей» было сфабриковано в последние недели правления Сталина, а уже спустя месяц после его смерти все подсудимые были оправданы, а дело закрыто.
    Ну так после смерти Сталина много чего было объявлено "сфабрикованным кровавым режымом". С "делом врачей" объективного разбирательства не было до сих пор.
    1. +2
      27 декабря 2022 09:32
      Цитата: Авиатор_
      С "делом врачей" объективного разбирательства не было до сих пор.

      С 1948 года началась борьба с космополитизмом,то есть с евреями,если говорить так,как было.
      Сталину мерещелись сионистские заговоры,вот врачи в 1952 году и попали под горячую руку,после смерти Сталина - всех отпустили,никто и никого конечно не травил,какое ещё надо объективное разбирательство,непонятно.
      1. +4
        27 декабря 2022 11:19
        Конечно не травил, что вы, ониж клятву Гипократа давали. И в разборках партноменклатуры учавствовать ну никак не могли.
  6. +8
    27 декабря 2022 12:21
    А вы заметили, что все четверо выдающихся художников-карикатуристов советского времени, которых Гитлер внес в свой расстрельный список (в этот список был включен и Борис Ефимов), прожили очень долгую жизнь, причем до конца дней в здравом уме и твердой памяти? Борис Ефимов, которого Гитлер клятвенно обещал повесить еще в 1941, прожил без 10 дней 108 лет (1900-2008)! Вот она - награда Судьбы и Вселенной!
  7. +2
    27 декабря 2022 23:40
    Цитата: Uncle Lee
    Что сказать...Талантливо и до сих пор актуально. Политический плакат без них и Бор. Ефимова был бы тусклым.

    Но остались бы вам в памяти понятие "Окна РОСТА". С призывом В.Маяковского : "Курить бросим .
    Яд в папиросе".
    Или " При чистоте хорошей -не бывает вошей"...
  8. -3
    28 декабря 2022 16:22
    Цитата: bober1982
    никто и никого конечно не травил,какое ещё надо объективное разбирательство,непонятно.
    Травить может быть и не травили, но вот например с лечением тов. Жданова кремлевские врачи дали большую промашку.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»