Бронетранспортер-загадка из Арзамаса, или Суета вокруг БТР-82АМ

Примерно год назад стало известно, что в ожидании новых моделей бронетранспортеров отечественное министерство обороны намерено провести модернизацию имеющейся техники. Чуть позже появились первые подробности: в ходе первого этапа этих работ отечественные ремонтные предприятия должны были обновить технику двух мотострелковых бригад, в общей сложности 134 бронетранспортера. Тогда же объявили, что имеющиеся БТР-80 ранних модификаций будут отремонтированы и переоснащены в соответствии с модернизацией проекта БТР-82А. Наконец, в октябре этого года на официальном сайте «Рособоронпоставки» появилась документация о планах организации на следующий год. Среди прочего, планируется произвести ремонт и модернизацию еще 134 бронетранспортеров, на этот раз до варианта БТР-82АМ. Интересно, что до публикации документов относительно заказа на ремонт модификация бронетранспортера с индексом «АМ» нигде не фигурировала, что стало причиной появления массы вопросов. Сроком исполнения заказа назначен ноябрь 2013 года.

Бронетранспортер-загадка из Арзамаса, или Суета вокруг БТР-82АМ


Примерно за месяц до последних сообщений – в двадцатых числах сентября – на официальном сайте Арзамасского машиностроительного завода появилась небольшая заметка о праздничных мероприятиях, посвященных сороковой годовщине основания предприятия. Праздник проходил на нескольких площадках, в том числе и в одном из цехов АМЗ, где выступили артисты заводской самодеятельности и ансамбль Приволжского командования Внутренних войск. Во время этого концерта фотокорреспондент официального сайта АМЗ сделал снимок, который вызвал повышенный интерес со стороны специалистов и любителей военной техники. На ней несколько сотрудников завода смотрят на выступление артистов, сидя и стоя на некой бронемашине. По общим очертаниям корпуса в ней был узнан бронетранспортер семейства БТР-80, однако его башня и вооружение привлекли особое внимание.


Очень быстро появилось предположение, что это и есть модернизация бронетранспортера БТР-82А, о которой раньше ходили слухи. Позже, после публикации информации о заказе ремонтных работ, бронемашину из цеха АМЗ порой стали именовать БТР-82АМ, хотя официальной информации о бронетранспортере, послужившем зрительской трибуной, пока не было. Кроме того, есть все основания считать бронетранспортер из цеха Арзамасского завода всего лишь немного доработанным БТР-82А, отличающимся от первоначального варианта этой модификации наличием перфорированного кожуха пушки. В остальном же замеченная на заводе машина, насколько это можно утверждать, аналогична тем, что запечатлены на фотографиях БТР-82А, имеющихся на все том же сайте АМЗ. Башни обоих образцов имеют ряд одинаковых характерных черт, что и служит доказательством идентичности.

Еще один вопрос вызван оружием «засветившейся» машины. На имеющихся фото БТР-82А ясно видно, что он оснащается автоматической пушкой 2А72 калибра 30 миллиметров. Это орудие нетрудно узнать по характерному кожуху ствола в казенной его части и двум кольцевым утолщениям: у дульного среза и в середине ствола. На фотографии из цеха заметно переднее «кольцо», располагающееся рядом с дулом. При этом через отверстия перфорации можно рассмотреть пластины оребрения. Очевидно, орудие этого бронетранспортера имеет дополнительные средства воздушного охлаждения. Такой нюанс привлекает внимание и заставляет задуматься: что за пушка установлена на «цеховом» бронетранспортере? Наиболее вероятной версией происхождения оребрения ствола является некая модернизация, проведенная разработчиками пушки и не преданная в свое время огласке. Имеется информация относительно двухплоскостной стабилизации вооружения БТР-82. Кроме того, на боевом модуле в отдельном кожухе устанавливается спаренный с пушкой пулемет винтовочного калибра.

Остальные меры доработки БТР-80 до состояния БТР-82А в достаточной мере известны и особых вопросов не вызывают. Так, вместо родного двигателя мощностью 260 л.с. БТР-82А имеет 300-сильный дизель, что увеличивает показатели скорости и проходимости. Немного доработана ходовая часть. Впервые в практике строительства отечественных бронетранспортеров БТР-82А имеет ряд конструктивных особенностей, необходимых для защиты от мин и обстрела из стрелкового оружия. Для этого днище машины получило новую двухуровневую конструкцию, поглощающую энергию взрыва, а все внутренние детали бронекорпуса закрыты специальным противоосколочным подбоем, задерживающим выкрашивающиеся при попадании некоторых снарядов осколки брони и, при определенных обстоятельствах, защищающим и от самих пуль или снарядов. По различным оценкам, живучесть машины БТР-82А примерно на 20% выше аналогичного показателя базового БТР-80.

Вполне возможно, что модернизация до состояния БТР-82АМ подразумевает незначительные изменения вооружения, а именно установку защитного кожуха, но основой обновления, скорее всего, является значительное изменение состава радиоэлектронного оборудования. Имеются сведения о скором начале выпуска прицельно-наблюдательной системы «Агат-МДТ», c помощью которой экипаж бронетранспортера сможет обнаруживать и уничтожать цели в любых погодных условиях, в том числе и ночью. «Агат-МДТ» имеет оптический и тепловизионный каналы наблюдения, а также лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Применение такого прицельно-наблюдательного комплекса значительно увеличивает боевые возможности бронетранспортера. Однако ввиду отсутствия официальных данных по модификации БТР-82АМ нельзя точно говорить о наличии на ней «Агата-МДТ».

В общем, проект БТР-82АМ, в отличие от просто «82А», пока остается некой засекреченной машиной, облик которой не оглашался. Все версии строятся исключительно на отрывочных сведениях и всего одной фотографии из цеха Арзамасского машиностроительного завода. Так что характеристики, состав оборудования и вооружения бронемашины БТР-82АМ в ближайшем будущем будут предметами споров. Только публикация официальных данных сможет пролить свет на облик загадочного бронетранспортера.


По материалам сайтов:
http://bmpd.livejournal.com/
http://amz.ru/
http://rosoboronpostavka.ru/
http://gurkhan.blogspot.ru/
http://militaryparitet.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25
  1. Splin 7 ноября 2012 08:50
    Нормальное и довольно-таки эффективное решение. ока дождешься этих "Бумерангов", модернизация в три раза дешевле нового БТР-82А и во столько же быстрее.
    Splin
    1. bask 7 ноября 2012 16:39
      Splin Дожидаться ,,Курганцев,,согласен не надо.Но зачем БТР -80.82.Есть современный ,с противоминной защитой 24 тонный БТР-90. По всем покозателям и главное защищённости на порядок выше БТР 80..Но жизнь солдата в МО и МВД ВВ вообще не ценится . И продолжают бойцы в 21 веке ездить верхом на броне БТР 80-82 ..ПЕРВОЕ И ГЛАВНОЕ ЗАЩИЩЁННОСТЬ БТРа.......
      bask
      1. Splin 7 ноября 2012 17:11
        Ну во-первых БТР-90 не на линиях конвейера. Потом мы говорим о тех машинах, которые в войсках. В Украине тоже есть БТР-3 и 4, которые превосходят на голову защищенность советских БТР. Но никто не отказывается и от модернизации БТР-7. В результате 10 БТР-4 в декабре прийдут в войска, а Николаев уже к сентябрю сдал 40 БТР-7. Правда у нас другая причина ( нету денёг а не новой машины), но конечный результат одинаовый
        Splin
        1. bask 7 ноября 2012 19:07
          Ну ,что сказать Ураинцы молодцы.За гораздо более скромные средства .Сделали БТР -4 .С кормовым входом.О тактикотехнических данных не знаю,но всёже.В Ирак 200 штук поставили.И самое главное Украина пока не воюет.А Россия в постоянной войне с терористами . на С Кавказе!!!!!! И парни ежемесечно гибнут у нас!Может новый МО ,что то изменит((хотя мало верится))ПОКА ЖИЗНЬ СОЛДАТА НЕ БУДЕТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ ,не чего не изменится.. На С.Кавказе техника должна быть только по технологии МРАП с усиленной противоминной защитой.Всё остальное х.......я))))))в металлолом((((((ТОЛЬКО БРОНЕТЕХНИКА ПО ТЕХНОЛОГИИ МРАП,,,,,,Всё....
          bask
          1. PSih2097 7 ноября 2012 20:50
            БТР 90 - "Росток" ( ГАЗ-5923)
            1. bask 7 ноября 2012 20:59
              Красивая машина (ГАЗ 5923) С таким боевым модулем,, ка к его сейчас не хватает в войсках МО и ВВ МВД на С. Кавказе!!!!!!
              bask
          2. копарь 8 ноября 2012 12:56
            Назвите мне хотя б один период в нашей Истории,когда жизнь рядового защитника ценилась?
            А украинцы молодцы,стараются.Правда не вижу особых откликов на действия их машин в Ираке.
          3. Dikremnij 22 ноября 2012 12:28
            Продали, но если бы наши парни не съездили в Ирак и не оставили там свои жизни, то наверное не продали б мы Иракцам ни БТРы, ни КрАЗы.
            Dikremnij
  2. Footmansur86 7 ноября 2012 09:11
    Парк нужно обновлять, но постепенно, нет смысла менять все и сразу во первых дорого, во вторых через 5-10 лет эта техника будет нуждаться в модернизации за исключением авиации и флота там запас для модернизации куда больше. Лучше подождать новой платформы и уже тогда закупиться основательно.
    Footmansur86
  3. vatan 7 ноября 2012 09:25
    Надо бы еще научится грамотно б/у технику продавать в другие страны, соответственно после модернизации под требования заказчика
    vatan
    1. Гражданский 7 ноября 2012 10:18
      vatan,


      для этого надо иметь сервис центры
  4. Chicot 1 7 ноября 2012 10:59
    Так в чем весь кипишь?.. В том, что появилась (или предпологается, что появилась) некая модификация "восьмидесятой" машины с индексом "АМ"?..
    Так давайте подождем немного и не станем гадать на кофейной гуще по одному фото. Думаю время все расставит на свои места, и скоро все выяснится - есть такая машина, нет ее и в чем ее отличия от предыдущих БТР...
    1. Splin 7 ноября 2012 11:03
      Не думается . что отличия будут существенные. Это будет что-то среднее между БТР-80А и БТР-82А.
      Splin
      1. bask 7 ноября 2012 19:17
        Splin ,что по вашим понятиям ...,,,есть средне,,,,Между БТР80 и БТР 82.Отличаются только цифры.И небольшой тюнинг.Зачем двойка в названии.Даже Т90 МС отличается от Т72Б ,,Рогатка,,как,,небо и земля,,А в БТР 82 не чег нового... Корпус,бронтрование ,вточь как на 80 -тке.
        Замена двигателя и воружения с незначительным усилением бронирования,,за счёт подбоя,,,не дают отличий в тактикотех.........х характеристиках БТР80...и БТР82 ...
        bask
        1. Splin 7 ноября 2012 19:24
          Цитата: bask
          Между БТР80 и БТР 82.Отличаются только цифры

          Э-э-э сильно координально отличаются БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80. Чёж им целый десяток приписали? Разве что по десятилетиям принятия на вооружение А к чему тогда БТР-152?
          Splin
    2. bask 7 ноября 2012 16:58
      БТР 80 Сколько Букв не прибавляй останется БТР 80.Единственно ,что повысело его боевую эффективность новые смотровые приборы,,,кевларовый,,, подбой и 30 мм пушка 2А72.Да и новый движок.Маловато для смены цифр с 80 на 82.Здесь нужны уже конструктивные изменения ,а их нет...Конструкция аналогичная БТР80..
      bask
  5. david210512 7 ноября 2012 11:01
    побыстрей бы
    david210512
  6. Самовар 7 ноября 2012 11:08
    Привет всем.
    Нашел вот кое-что. Должно быть он
    Самовар
    1. Splin 7 ноября 2012 11:20
      Кожух на стволе очень большой, НЕ ПОДХОДИТ!
      Splin
  7. karimbaev 7 ноября 2012 11:22
    по раньше доработать можно же было,обязательно все это "авось"
    karimbaev
  8. Везучий 7 ноября 2012 12:02
    Ну правельно делают, что модернизируют старую технику, так современного оружия будет больше в армии!
    Везучий
  9. Эней 7 ноября 2012 12:04
    увеличить выживаемость на 20 %, в условиях когда БэТэР фактически стал машиной поля боя из-за чего БТР-80 поимел репутацию гроба на колесах - это очень мало. Плюс дорогостоящий прицельный комплекс со всеми теле, тепло, лазерными наворотами что приводит к мысли о желании разработчиков мочить из 30-мм пушки бронетехнику противника, и штурмовать его позиции. Но корпус то остался от БТР-80, его может пробить и пулемёт. Вобщем не понятна концепция применения этой техники. Этот БэТэР уже не такси к полю боя, потому как перевооружен, но остался очень уязвим. В российскую армию не пойдёт, походу хотят впарить на экспорт, одновременно испытав некие технологические решения, как прицел,защита,модернизированная пушка для уже новых машин.
    1. bask 7 ноября 2012 17:04
      Вот Эней ,основной и главный вопрос.БТР 82 остался .Пулепробиваем и минно не устойчив...И эта машина только доставки к полю боя..Но зачем тогда 30 мм орудие?Что бы участвовать в штурмовых операциях.Замкнутый круг.Бронирование zero ,а вооружение как у БМП на...????
      bask
  10. stascccp 7 ноября 2012 13:04
    а почхему нету фото новго БТР-82АМ атока расказ что на фото есть которую вы видели мне кажеца всем будет интиресно увидеть на етот БТР
    stascccp
    1. Самовар 7 ноября 2012 13:33
      Я выше привел.
      Самовар
  11. bask 7 ноября 2012 17:16
    Чем МО закупать не отчего не защищающую ,,морально и физически ,,утаревший БТР 80-82.Покупали бы в войска действительно модернизурованную БМП3М!
    bask
  12. AlexMH 7 ноября 2012 17:39
    В армии навалом БТР-ов 70 и 80, и в одночасье их явно не поменяют. Логичнее было бы разрабатывать комплекты для модернизации (противоминная защита днища, навесные блоки динамической защиты, улучшенная электроника) и параллельно вести разработку принципиально новой машины. Мне кажется, здесь промышленность что-то недодумала, полагая, что у них будут массово закупать модернизированные БТР целиком. По-моему, деление на БТР и БМП устарело, надо делать только БМП с усиленной защитой (другой вопрос - гусеничные, колесные или и такие и такие, но все равно частично унифицированные) и более легкие разведывательные и авиадесантные машины. К слову, вот БМД-4 вполне соответствует свеому назначению, если вы не собираетесь сбрасывать с парашютом танк:)
    AlexMH
    1. bask 7 ноября 2012 19:26
      Да AlexМН согласен. Но только ,,глубокая ,,, модернизация ,с наработками для БТР 90)))))))желательно ходовую от БТР90(((((Усиленнию компазитную ДЗ ,V-образное днище,,с усиленой минной защитой.Splin .Вот переходная модель между БТР 90 и БТР80 може называться ....Бтр-ром 82!!!!
      bask
      1. Splin 7 ноября 2012 19:30
        Сейчас и нет понятий БТР или БМП. Есть "многоцелевая боевая платформа"
        Splin
  13. bask 7 ноября 2012 19:43
    Splin согласен.Понятие есть но бронемашин по ,это понятие нет!!И когда появится многоцелевые БП .,,Бумеранг,,и ,,Курганец,,Ещё большой вопрос.Статья о немецком ,,Боксёре,,,Название БТР модульной конструкции.Вся надежда на нового МО Шойгу...До 15-20 года техники в войсках, не жди.Вот и нужна глубокая модернизация БТР80 с ,элементами БТР90.. Смогли же поляки из нашего ГШ МТ-С сделдать BWP-200.А потом на основе этого , сделать многоцелевую плат...,,Андерс,,на немецких излах и МТО..
    bask
    1. Splin 7 ноября 2012 20:06
      Нет пока в России - когда появится гусеничный Курганец и колесный Бумеранг - будет. А пока естественно все делится на БТР и БМП. В них заложены разные задачи.
      Splin
      1. bask 7 ноября 2012 20:31
        В предедущем коменте вы написали чем отличались БТР -60 ,БТР-70, БТР-80 Корпусами сой друг,МТО,транмиссией,бронированием,колёсной базой.и тд...,,мелоча,, 82 -тка, это проект чисто комерческий,для получения прибыли.Был же практически в металее БТР ,,Гильза,,перекомпанованный БТР90 с кормовым входом и средним расположениепм МТО(((как на БТР -4.((((Дёшего и в 10-12 годах.В Ураине аналогичный проект уже на конвеере.А у нас пока один пшик, ,да смена цифр...,,Гильза,,мог быть основным БТР-ом до 20 х годов.Мировогно уровня..А сравнивать БТр 82 с Боксерами,Нексторами,Суперавами ,,Пандур ,Патрия,,,Пиранья 4-5,даже не как то не коректно.К стате посмотрире по инфе отличия ,,Пираньи,4 от ,,Пираньи 3.Вот это новый БТР оправдывает смену цифр...
        bask
  14. VAGUS 15 ноября 2012 19:33
    неудачная система вооружений! неудобство в том что снаряжении пушки можно только произвести с брони.пушка капризная если снаряд не плотно лежит в крабе то задержка гарантирована и что бы её исправить надо лезть на броню.
    VAGUS

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня