Китайские аналоги советских, американских и израильских беспилотников

29
Китайские аналоги советских, американских и израильских беспилотников

Первые китайские БПЛА, поступившие на вооружение в начале 1970-х, предназначались для тренировки расчётов зенитной артиллерии и представляли собой простейшие радиоуправляемые модели с поршневым моторчиком и планером из фанеры, известные как Ва-2 и Ва-7. Их запуск осуществлялся твердотопливными ускорителями с буксируемой пусковой установки.


Радиоуправляемая мишень Ва-2

Вслед за этими весьма примитивными аппаратами последовали китайские копии советской реактивной радиоуправляемой мишени Ла-17 и американского реактивного разведывательного аппарата AQM-34N Firebee.



После нормализации отношений с США на развитие китайских беспилотников большое влияние оказало сотрудничество с Израилем. Доступ КНР к израильским технологиям стал возможен в начале 1980-х годов, после того как китайское руководство начало делать резкие антисоветские заявления, а также оказывать существенную военную и финансовую поддержку афганским моджахедам.

В связи с этим Китай стал рассматриваться западными странами как возможный союзник в случае военного конфликта с СССР. Для модернизации китайской армии, оснащённой техникой и вооружением советского образца, разработанными в 1950–1960-е годы, с благословления США ряд западных стран приступил к военно-техническому сотрудничеству с КНР.

В результате этого китайские разработчики получили доступ к современным на тот момент «изделиям двойного назначения»: авионике, авиационным двигателям, средствам связи и телеуправления.

На первом этапе китайские конструкторы занимались прямым копированием израильских дронов или использовали узлы или аппаратуру, приобретённую в Израиле. Но после того как авиационная и радиоэлектронная промышленность КНР достигли высокого уровня развития, ситуация изменилась. Многие китайские БПЛА, построенные в XXI веке, очень сильно напоминают американские разведывательные и ударные БПЛА, но, несмотря на внешнее сходство, они по большей части спроектированы китайскими инженерами.

Беспилотная мишень СК-1


В конце 1950-х годов Советский Союз передал КНР несколько реактивных радиоуправляемых мишеней Ла-17М. Уже после того, как отношения с СССР испортились, Нанкинский институт аэронавтики приступил к созданию собственного аналога. Для этого Ла-17М был разобран для детального изучения. Внешне китайский радиоуправляемый БПЛА, получивший наименование СК-1 (ChangKong-1), мало отличался от советского прототипа, но с учётом технологических возможностей китайской промышленности в его конструкцию были внесены изменения.

На беспилотный аппарат СК-1 установили ТРД WP-6 с тягой 24,5 кН, используемый также на истребителе J-6 (МиГ-19). В зависимости от модификации, масса пустого БПЛА составляла 2 100–2 500 кг. Запас топлива: 600–840 кг. Продолжительность полёта: 45–70 мин. Скорость: 850–910 км/ч. Потолок – до 18 000 м. Как и поздние модификации Ла-17, китайский аппарат запускался с буксируемой пусковой установки при помощи пороховых ускорителей.


Первый полёт БПЛА СК-1 состоялся в конце 1966 года. Но из-за промышленного спада, вызванного начавшейся в КНР «культурной революцией», ход работ сильно затормозился, и серийное производство доработанной модели СК-1А началось только в 1976 году.


Беспилотная реактивная мишень СК-1А

Помимо тренировок расчётов ЗРК HQ-2 (китайская версия С-75) и отработки новых зенитных ракет, была создана модификация СК-1В предназначенная для забора проб в ходе ядерных испытаний. Этот беспилотный аппарат впервые в «боевых условиях» был применён на испытательном полигоне Лобнор в 1978 году, положив конец практике использования пилотируемых самолетов для выполнения миссий по взятию проб из облака ядерного взрыва.


БПЛА СК-1В

В 1980-е годы на вооружение поступило несколько новых модификаций. БПЛА СК-1С был приспособлен для выполнения маловысотных полётов и предназначался для имитации самолётов и крылатых ракет, прорывающихся на малой высоте. СК-1Е имел манёвренность, сравнимую с истребителем J-7 (копия МиГ-21).


В 1995 году состоялись испытания сверхзвукового БПЛА СК-2, созданного на базе СК-1. Эта модель имела стреловидное крыло и более мощный турбореактивный двигатель, оснащённый форсажной камерой. Радиоуправляемый беспилотный аппарат предназначался для испытаний новых зенитных и авиационных ракет, но большой серией не строился. Во второй половине 1990-х в ВВС НОАК образовался большой излишек устаревших сверхзвуковых истребителей J-6, которые в основном и переделывали в беспилотные мишени.

Дальний беспилотный разведчик WZ-5


В конце 1960-х – начале 1970-х в распоряжении китайских специалистов оказались несколько американских беспилотных разведчиков AQM-34 Firebee в разной степени сохранности. Эти беспилотники очень широко использовались ВВС США в ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии для ведения фото- и радиотехнической разведки. В разведывательных полётах над Северным Вьетнамом, Лаосом, Камбоджой и южными районами КНР было задействовано более 1 000 американских Firebee, совершивших 3 435 боевых вылетов. При этом только расчёты ЗРК СА-75М «приземлили» 130 БПЛА. Более 20 беспилотников сбили истребители ВВС НОАК в районе китайско-вьетнамской границы.

Всего в ходе войны ВВС США потеряли около 600 AQM-34 Firebee. Некоторые сбитые беспилотники упали на кроны деревьев и получили небольшие повреждения, что дало возможность подробно их изучить.

Создание китайского клона AQM-34, получившего обозначение WZ-5, началось в начале 1970-х годов в Пекинском университете авиации и космонавтики (Beijing University of Aeronautics Astronautics – BUAA). К испытанию первого лётного образца приступили в 1972 году. Однако доводка прототипов затянулась, и беспилотник поступил на вооружение только в 1981 году.

Впрочем, согласно западным разведданным, БПЛА WZ-5 опытной серии использовался ВВС НОАК в ходе китайско-вьетнамского конфликта в 1979 году. По мнению американских экспертов, задержка с принятием на вооружение беспилотника объясняется неспособностью китайской промышленности создать полноценный аналог аппаратуры разведки и управления. Также определённые трудности были связаны с копированием компактного турбореактивного двигателя Teledyne-Ryan CAE J69-T-41A.


ТРД Teledyne-Ryan CAE J69

Двигатель массой 163 кг развивал тягу 400 кгс. В КНР этот ТРД выпускался под обозначением WP-11. Впоследствии, помимо БПЛА WZ-5, такие двигатели устанавливались на противокорабельные крылатые ракеты HY-4 и HY-41.

Американские БПЛА AQM-34 Firebee запускались с наземных установок или специально модифицированных турбовинтовых самолётов C-130 Hercules. В случае воздушного старта, беспилотник мог быть доставлен к границе района, где ему предстояло работать, что по сравнению со стартом с наземной буксируемой установки существенно увеличивало продолжительность полёта над территорией противника.

Китайские специалисты переоборудовали в носители БПЛА WZ-5 несколько дальних бомбардировщиков Ту-4. В 1950-е годы Китай получил 25 самолётов Ту-4. Поршневой бомбардировщик Ту-4, созданный на базе американского Boeing В-29 Superfortress, в КНР рассматривался как стратегический носитель ядерного оружия и платформа для самолёта ДРЛО. За не имением других самолётов аналогичного класса, биография, казалось бы, безнадёжно устаревшего бомбардировщика оказалась неожиданно долгой.


БПЛА WZ-5 под крылом модернизированного бомбардировщика Ту-4

Несколько китайских Ту-4 оснастили четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М мощностью 4 250 л. с. каждый, что улучшило лётные данные ремоторизированных самолётов.

Количество БПЛА, которые мог нести Ту-4, ограничивалось габаритами разведывательного аппарата WZ-5, имевшего длину 8,97 м и размах крыла 9,76 м.


Под плоскости модернизированного самолёта-носителя Ту-4, оснащенного ТВД, подвешивалось два беспилотника WZ-5. Посадка БПЛА осуществлялась при помощи спасательной парашютной системы. После разборки и подготовки WZ-5 можно было использовать повторно. Впоследствии носителями беспилотников стали специально модифицированные турбовинтовые военно-транспортные самолёты Shaanxi Y-8E (китайская копия Ан-12).


БПЛА WZ-5 с взлётной массой 1 700 кг обычно запускался в диапазоне высот 4 000–5 000 м и затем поднимался на высоту более 17 000 м, где мог лететь со скоростью до 800 км/час. Продолжительность полёта составляла 3 часа.

Китайские беспилотные разведчики в 1980-е годы совершали регулярные полёты над Камбоджой и в районах Вьетнама, граничащих с КНР. Но в силу несовершенства бортового разведывательного оборудования WZ-5 имели ограниченные возможности и могли вести фотосъёмку только в светлое время суток.

Кроме того, аппараты, лишенные дистанционного управления и совершающие полёт по заранее заданному маршруту с использованием инерциальной навигационной системы, имели значительную погрешность при привязке к местности и высокую уязвимость к средствам ПВО. В связи с этим командование ВВС НОАК настояло на разработке усовершенствованного образца.

БПЛА WZ-5А получил систему навигации, работающую совместно с наземными радиомаяками, новые фото- и видеокамеры с ИК-каналом, станцию радиотехнической разведки. Беспилотник WZ-5В, принятый на вооружение в начале 1990-х, был оснащён радиовысотомером и предназначался для «глубокого проникновения» на территорию противника. Неуязвимость от средств ПВО должна была обеспечиваться малой высотой полёта (не более 100 м) и автоматической системой постановки помех.

В настоящее время китайские БПЛА семейства WZ-5 переоборудованы в мишени и используются для тренировки расчётов ЗРК и пилотов истребителей-перехватчиков.

Китайские БПЛА, созданные совместно с Израилем


Высокопоставленные руководители НОАК сделали адекватные выводы по итогам применения израильских БПЛА в Ливане, сочтя их недорогим и достаточно эффективным средством вооруженной борьбы, которое при правильном применении способно оказать заметное влияние на ход боевых действий, даже при столкновении с технологически продвинутым противником.

Уже в конце XX века Китай обогнал СССР, а затем и Россию в сегменте беспилотных летательных аппаратов лёгкого и среднего класса, и превосходство наблюдается до сих пор. Во многом это связано с непониманием роли беспилотников советским и российским генералитетом и общим социально-экономическим спадом, начавшимся в Советском Союзе в середине 1980-х годов.

Успехи в деле создания БПЛА во многом достигнуты благодаря тому, что китайские инженеры получили доступ к передовым западным системам дистанционного управления, компактной бортовой электронике, качественной оптике, сопряженной с аппаратурой фото- и видиофиксации.

В конце 1980-х на вооружение НОАК поступил БПЛА ASN-104. Разведывательные подразделения, оснащенные такими беспилотниками, были дислоцированы в районах, граничащих с СССР и Вьетнамом.

БПЛА ASN-104, построенный по той же схеме, что и первые китайские радиоуправляемые мишени Ва-2 и Ва-7, обладал неплохими для того времени характеристиками, и представлял собой конгломерат узлов и технических решений, созданных в КНР и Израиле. Этот дрон напоминал миниатюрный поршневой моноплан с верхним расположением крыла и был оснащён четырёхцилиндровым двухтактным поршневым двигателем с воздушным охлаждением мощностью 28 л. с., установленным в передней части аппарата. Размах крыла – 4,3 м. Длина – 3,32 м.

Аппарат с взлётной массой 140 кг мог вести разведку на удалении до 60 км от наземной станции. Топливного бака объёмом 18 л хватало на 2 часа полёта. Максимальная скорость – до 250 км/ч. Крейсерская – 150 км/ч. Потолок – 3 200 м. В состав полезной нагрузки массой до 10 кг входили фото- и телекамеры.


БПЛА ASN-104

Беспилотник, оборудованный автопилотом, системами дистанционного управления и аппаратурой передачи телевизионного сигнала на дистанцию до 20 км, был способен действовать под контролем наземной станции. При большем удалении от машины управления полёт происходил по заранее заданной программе. В состав подразделения БПЛА входило шесть беспилотников, три стартовых устройства, командно-контрольная машина с аппаратурой дистанционного управления и приёма разведывательной информации в реальном масштабе времени, а также лаборатория для обработки фотоматериалов. Впоследствии снимаемые с вооружения беспилотники ASN-104 активно использовались в роли летающих мишеней в процессе боевой подготовки зенитных расчётов, как на суше, так и на море.

На базе БПЛА ASN-104 в 1990–2000-е годы были созданы аппараты ASN-105 и ASN-215, оснащённые более совершенной электроникой и камерами высокого разрешения. Благодаря использованию спутниковой навигационной системы Beidou, возросла точность определения координат наблюдаемых объектов, что в свою очередь повысило эффективность при корректировке артиллерийского огня и выдачи целеуказания своей авиации. В случае использования дрона в программном режиме или при потере канала управления, он с высокой вероятностью способен вернуться в точку запуска. Вся разведывательная информация, полученная в ходе полёта, записывалась на электронный носитель. При необходимости вместо аппаратуры визуальной разведки может быть установлен передатчик помех или ретранслятор УКВ радиосигналов.


БПЛА ASN-215

БПЛА лёгкого класса ASN-105 и ASN-215 выпускались большими сериями и стоят на вооружении до сих пор. Они являются удачным примером эволюционного улучшения характеристик семейства беспилотников, созданного на базе единой платформы. Эти относительно недорогие и простые аппараты предназначены для использования в дивизионном и полковом звене, главным образом для ведения разведки в ближнем тылу противника и наблюдения за передним краем.

БПЛА ASN-206, представленный в 1996 году на международном авиасалоне в городе Чжухай, является совместным продуктом, созданным 365-м Научно исследовательским институтом (подразделение Сианьского Северо-Западного политехнического университета) и израильской компанией Tadiran.


БПЛА ASN-206

По компоновочной схеме ASN-206 является двухбалочным высокопланом с толкающим винтом, который вращает поршневой мотор мощностью 51 л. с. Выбор данной схемы обусловлен тем, что заднее расположение пропеллера не заслоняет линию обзора оптоэлектронных устройств, установленных в передней части фюзеляжа.

Этот аппарат с максимальной взлётной массой 225 кг имеет размах крыла 6 м, длину – 3,8 м. Максимальная скорость полета 210 км/ч. Потолок – 6 000 м. Максимальное удаление от наземной станции управления – 150 км. Время нахождения в воздухе – до 6 часов. Полезная нагрузка – 50 кг.

Запуск осуществляется с пусковой установки, размещённой на грузовом шасси, при помощи твердотопливного ускорителя. После выполнения лётного задания аппарат спускается на парашюте.


В состав эскадрильи БПЛА ASN-206 входит 6–10 беспилотников, 1–2 стартовые машины, отдельные машины управления, приёма и обработки информации, передвижной источник электропитания, автозаправщик, подъёмный кран, машины технической помощи и транспортные средства для перевозки БПЛА и личного состава.

В зависимости от выполняемой задачи различные варианты ASN-206 могут оснащаться набором из монохромных и цветных камер высокого разрешения. На беспилотнике имеется место для трёх дневных камер, каждая из которых может быть заменена тепловизором. В поздних вариантах устанавливается оптоэлектронная система разведки, наблюдения с лазерным целеуказателем в сфере диаметром 354 мм, имеющей круговое вращение и вертикальные углы обзора +15°/–105°. Полученная информация транслируется на наземную станцию в режиме реального времени. В качестве альтернативы дрон может быть оснащен станцией постановки помех JN-1102, работающей в частотном диапазоне 30–500 МГц. Аппаратура станции РЭП в автоматическом режиме сканирует эфир и подавляет радиостанции противника, функционирующие в УКВ-диапазоне.

БПЛА ASN-207 (известен также как WZ-6) создан на базе ASN-206, но имеет большие размеры и взлётный вес. ASN-207 поступил на вооружение в 1999 году. Аппарат с взлётным весом 480 кг имеет длину 4,5 м и размах крыла – 9 м. Максимальная скорость – 190 км/ч. Потолок – 6 000 м. Масса полезной нагрузки – 100 кг. Продолжительность полёта – 16 ч. Дальность действия – 600 км.

Как и предыдущая модель БПЛА ASN-207, оснащён комбинированной оптоэлектронной аппаратурой («день-ночь»), установленной на вращающейся стабилизированной платформе, и лазерным дальномером-целеуказателем. Для ретрансляции сигналов управления и получения разведывательной информации на удалении более 120 км от базовой станции, используется беспилотник-ретранслятор ТКJ-226. Этот аппарат создан на базе планера БПЛА ASN-207 и используется с ним в одной беспилотной эскадрилье. Внешне данная модификация отличается от разведывательного варианта наличием вертикальных штыревых антенн.

Полёт БПЛА ASN-207 непрерывно контролируют два оператора, находящиеся в мобильной аппаратной. Один отвечает за местоположение беспилотника в пространстве, другой осуществляет сбор разведывательной информации.


В 2010 году в китайских СМИ появились изображения модификации ASN-207 с грибовидной антенной радиолокатора, который используется совместно с оптико-электронной системой наблюдения.


Эта модель беспилотника получила обозначение BZK-006. Характеристики и назначение радиолокатора не известны, но, скорей всего, он предназначен для разведки местности в условиях плохой видимости. Так как при установке массивного обтекателя РЛС увеличилось лобовое сопротивление, продолжительность полёта БПЛА BZK-006 составляет 12 часов.

Модификация БПЛА ASN-207, предназначенная для подавления УКВ-радиосетей, имеет обозначение РКТ164. Этот беспилотник оснащён генераторами помех и дополнительными антеннами.

На авиасалоне в городе Чжухай, состоявшемся в 2010 году демонстрировалась ударная модификация, известная как DCK-006. Под крылом беспилотника имеются узлы подвески, на которых может быть размещено четыре миниатюрных ракеты с лазерным наведением.

Промежуточное положение по массе и габаритам между БПЛА ASN-206 и ASN-207 занимает ASN-209. Аппарат предназначен для наблюдения за полем боя, поиска и отслеживания наземных целей, управления огнем артиллерии и патрулирования.


БПЛА ASN-209

Эта модель длиной 4,273 м, с размахом крыла 7,5 м, имеет взлётный вес 320 кг. При массе полезной нагрузки 50 кг, беспилотник может действовать на удалении 200 км от станции управления и находиться в воздухе 10 часов. Максимальная высота полёта – 5 000 м. Подразделение состоит из двух беспилотных летательных аппаратов и трех транспортных средств со стартовой рампой, постом управления и средствами поддержки.

В отличие от ASN-206 и ASN-207, получивших широкое распространение в НОАК, БПЛА ASN-209 с самого начала предназначался для иностранных покупателей. Согласно китайским источникам, экспортная стоимость ASN-209 примерно на 40 % меньше, чем у беспилотников аналогичного класса, построенных в Израиле и США. В настоящее время известно, что два десятка дронов этого типа приобрёл Египет. Одним из условий сделки стала передача китайских технологий и оказание помощи в налаживании производства беспилотников на египетских предприятиях.

Помимо беспилотников среднего класса, Израиль оказывал помощь Китаю в разработке лёгких БПЛА ближней зоны, предназначенных для ведения дневной визуальной разведки.
Первым совместным китайско-израильским аппаратом такого класса стал ASN-15, поступивший в войска в 1997 году и продемонстрированный широкой публике в 2000 году.


Военнослужащие НОАК готовят к запуску БПЛА ASN-15

При создании БПЛА ASN-15 использовался планер и двигательная установка не принятого на вооружение китайского беспилотника ASN-1, основными изъянами которого была недостаточно совершенная аппаратура управления и низкое качество передаваемой телевизионной картинки.

ASN-15 снабжен миниатюрной телекамерой нового поколения и достаточно мощным передатчиком телевизионного сигнала. БПЛА ASN-15 способен находиться в воздухе около часа, на удалении до 10 км от наземного пункта управления. Миниатюрный двухтактный бензиновый двигатель обеспечивал максимальную скорость до 80 км/ч. Потолок – 3 км. Размах крыла – 2,5 м. Длина – 1,7 м. Благодаря расположению двигателя и винта на верхней части крыла, посадка производится на фюзеляж.

Дальнейшим развитием лёгкого БПЛА ASN-15 стал ASN-217. На этом аппарате установлена более совершенная аппаратура наблюдения, а воздушный винт вращает электрический двигатель, питающийся от аккумулятора.


БПЛА ASN-217

БПЛА ASN-217 имеет взлётную массу 5,5 кг. В горизонтальном полёте он может разогнаться до 110 км/ч, крейсерская скорость – 60 км/ч. Время нахождения в воздухе – до 1,5 ч. Удаление от наземной станции – до 20 км.

В 1995 году в распоряжении НОАК появились израильские «беспилотники-камикадзе» семейства Harpy. Первые образцы «дронов-убийц» данного семейства были сконструированы компанией Israel Aerospace Industries в конце 1980-х годов. Израильтянам удалось создать компактный и относительно недорогой дрон, способный наносить удары по наземным целям.


БПЛА Harpy

БПЛА Harpy выполнен по схеме «летающее крыло». В хвостовой части аппарата помещен двигатель внутреннего сгорания мощностью 37 л. с. с толкающим винтом. «Гарпия» несёт осколочно-фугасную боевую часть массой 32 кг и оснащена автопилотом и пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Длина аппарата – 2,7 м, размах крыла – 2,1 м. Взлётная масса – 125 кг. Скорость – до 185 км/ч, при дальности полета 500 км.

Запуск осуществляется из контейнерной пусковой установки при помощи порохового заряда, возвращение и повторное использование не предусмотрено. После старта беспилотник выходит в район патрулирования, после чего включается пассивная радиолокационная ГСН и осуществляется поиск наземных РЛС противника. При обнаружении высокочастотного излучения беспилотник автоматически наводится на источник и поражает его взрывом боевой части. В отличие от противорадиолокационных ракет, «Гарпия» может оставаться в нужном районе в течение нескольких часов и ждать появление сигнала цели. При этом по причине относительно невысокой ЭПР, обнаружение «Гарпии» радиолокаторами затруднено.

В 2004 году китайские представители озвучили намерение заключить ещё один контракт на поставку новой партии усовершенствованных «беспилотников-камикадзе» Hapry-2 и модернизацию уже приобретенных израильских «Гарпий». Однако этому воспротивились США, после чего КНР было отказано в продаже новых барражирующих боеприпасов и модернизации поставленных ранее. Впрочем, к тому моменту китайская промышленность достигла такого уровня, когда появилась возможность создавать подобные изделия самостоятельно.

Китайский вариант «дрона-убийцы» получил обозначение JWS01. Он в целом сходен с израильской «Гарпией», но имеет ряд отличий. Для китайского барражирующего боеприпаса, предназначенного для уничтожения систем ПВО, предусмотрено два типа сменных ГСН, работающих в разных частотных диапазонах, что существенно расширяет спектр потенциальных целей. БПЛА JWS01 после запуска полностью автономен и выполняет полёт в соответствии с заранее заложенной программой.


Мобильная пусковая установка JWS01

Мобильная пусковая установка на шасси грузовика повышенной проходимости несёт шесть JWS01. В состав подразделения входит три самоходных пусковых установки, станция радиотехнической разведки и мобильный командный пункт.

На выставке вооружений и военной техники IDEX 2017, которая состоялась в феврале 2017 года в Абу-Даби, была представлена усовершенствованная модель ASN-301. В нижней и верхней части фюзеляжа модернизированного «дрона-камикадзе» установлены дополнительные антенны, что, по мнению экспертов, позволяет дистанционно корректировать действия беспилотника.


Барражирующий боеприпас ASN-301

Согласно информации, опубликованной в китайских СМИ, барражирующий боеприпас ASN-301 весит 135 кг, имеет длину 2,5 м и может находиться в воздухе до 4 часов. Скорость полёта – до 220 км/ч. Пассивная радиолокационная головка самонаведения ASN-301 работает в диапазоне частот 2–16 ГГц и имеет дальность поиска 25 км. При подрыве боевой части образуется около 7 000 осколков со сплошной зоной поражения 20 м.


На военном параде в честь 90-летия НОАК была продемонстрирована 9-зарядная мобильная пусковая установка ASN-301, которая отличается от JWS01 наличием трех дополнительных пусковых контейнеров.

Таким образом, можно констатировать, что благодаря копированию иностранных образцов и сотрудничеству с иностранными компаниями в КНР был создан задел, позволивший в настоящее время полностью оснастить Народно-освободительную армию Китая беспилотными летательными аппаратами, предназначенными для разведки и наблюдения на поле боя и в ближнем тылу противника, а также барражирующими боеприпасами.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 января 2023 06:53
    после прочтения статьи вопрос один - почему наши ничего подобного после 91г.г. не создавали? ведь смогли выпускать "модернизации" су27 почти 30 лет, и денег на этом подняли и "попилили" достаточно, ведь можно было также и с беспилотниками что-то "придумать"! вариантов ответа два - либо на уровне принимающих решения крайне неумные, либо агенты врага?
    1. +6
      2 января 2023 07:20
      На уровне принимающих решения тогда существовало мнение что беспилотники это игрушки не нужные нашей армии
      1. +3
        2 января 2023 11:56
        Цитата: Voronezh
        тогда существовало мнение что беспилотники это игрушки не нужные нашей армии

        А ещё...что создание комплектов типа JDAM для свободнопадающих авиабомб -это "не наш метод" !
        1. +3
          2 января 2023 12:07
          Цитата: Nikolaevich I
          А ещё...что создание комплектов типа JDAM для свободнопадающих авиабомб -это "не наш метод" !

          Для российских комплектов аналогичных JDAM необходимо иметь спутниковую группировку устойчиво функционирующую над всей территорией РФ. Вам интересно как система ГЛОНАСС работает на Дальнем Востоке, и почему в ДФО ей не оснащают автотранспорт?
          1. +5
            2 января 2023 13:44
            Неожиданно... Я-то думал, что у ГЛОНАСС устойчивое покрытие включая и полярные области.
            За статью спасибо! На 5+!
            1. +4
              2 января 2023 14:14
              Цитата: dzvero
              Неожиданно... Я-то думал, что у ГЛОНАСС устойчивое покрытие включая и полярные области.

              Он формально работает, но не всегда надёжно, и по точности измерения координат серьёзно уступает GPS. Дальневосточников освободили от необходимости обязательной установки аппаратуры ГЛОНАСС на ввозимые импортные автомобили.
              Цитата: dzvero
              За статью спасибо! На 5+!

              drinks
              1. +3
                2 января 2023 15:05
                Цитата: Bongo
                Дальневосточников освободили от необходимости обязательной установки аппаратуры ГЛОНАСС на ввозимые импортные автомобили.

                И это очень серьёзно экономит деньги при ввозе японского авто! yes
              2. -3
                2 января 2023 17:55
                При всем уважении к автору, полная чушь, что ГЛОНАСС работает неустойчиво на Дальнем Востоке. Необходимость установки комплекта ГЛОНАСС на ввозимые японские авто- это экономическая причина, связанная с сохранением конкурентоспособных цен на "прули". ГЛОНАСС работает отлично везде, включая и высокие широты, как в Северном, так и в Южном полушарии.
                1. +1
                  3 января 2023 03:15
                  Цитата: Orso
                  При всем уважении к автору, полная чушь, что ГЛОНАСС работает неустойчиво на Дальнем Востоке. Необходимость установки комплекта ГЛОНАСС на ввозимые японские авто- это экономическая причина, связанная с сохранением конкурентоспособных цен на "прули". ГЛОНАСС работает отлично везде, включая и высокие широты, как в Северном, так и в Южном полушарии.

                  Ну да, вы знаете дальневосточные реалии лучше чем дальневосточники?
                  1. 0
                    3 января 2023 11:52
                    Я знаю, как устроена и работает система ГЛОНАСС, и какие регионы она "охватывает". А на устойчивость приема сигнала, конкретно в каждом регионе, влияют такие факторы как: рельеф местности, плотность застройки, естественные и искусственные препятствия, электро-магнитная совместимость, использование средств подавления, состояние ионосферы ( солнечная активность).
                2. +2
                  3 января 2023 05:54
                  Цитата: Orso
                  При всем уважении к автору, полная чушь, что ГЛОНАСС работает неустойчиво на Дальнем Востоке. Необходимость установки комплекта ГЛОНАСС на ввозимые японские авто- это экономическая причина, связанная с сохранением конкурентоспособных цен на "прули". ГЛОНАСС работает отлично везде, включая и высокие широты, как в Северном, так и в Южном полушарии.

                  Эти как вы пишите "прули", по всем параметрам превосходят наши новые авто. А что касается ГЛОНССа, то в дальневосточном регионе он действительно работает плохо, и местных жителей от установки его на ввозимые японки освободили.
                  1. 0
                    3 января 2023 11:57
                    Если вы внимательно читали, то я не писал о превосходстве российского автопрома над японским. Мне самому нравятся прули. А мой комментарий содержал информацию о том, что причиной неустановки приемников ГЛОНАСС на праворульные авто, является чисто экономическая причина- дорогостоящий и затратный процесс, а не качество работы ГЛОНАСС на ДВ.
    2. +3
      2 января 2023 07:20
      Да просто попилили денюжки и все... А еще Сталин плохой был...
    3. +2
      2 января 2023 10:28
      В каком то смысле у нас все было. Были и разработки и конструктора и был даже закрытый факультет по разработке беспилотников. В одном из вузов. Но если нет финансирования и заказов, то получаются только аппараты. "не имеющих аналогов". Что это значит, у нас здесь все понимают...
    4. -2
      2 января 2023 17:13
      С что зто за чудо такое, которое у России нету ? Чето не вижу. Мавики может бьiть. Но статья не о них. Все остальное у России есть, производится, воюет и воюет неплохо.
    5. +2
      2 января 2023 18:26
      hi
      ИМХО, конечно же, но если кратко, то "смогли выпускать "модернизации" су27 почти 30 лет" во многом вызвано "проклятой приватизацией" (чуть ли не EADS сидел в акционерах Иркута), поиском внешних рынков для Су (модернизации в основном были порождением экспортных контрактов).
      Потом государство забрало "вкусный пирожок Су" обратно от частников.

      С БПЛА так не получилось ИМХО, потому что со времен СССР нас на этом рынке практически не было и на этом рынке уже были свои лидеры. А "частника" так и не успело появиться.

      Вообще, печально, что до сих пор есть какая-то надежа на лиц "на уровне принимающих решения".
      1. +1
        3 января 2023 12:37
        У российского ВПК довольно широкая клиентская база была. Условный покупатель вполне мог выбрать российское решение просто потому что связи с поставщиками налажены и в этом есть свои плюсы. В ранние 90-е советские решения были вполне конкурентноспособны, а еще можно было продавать технику не за китайские пуховики, а за технологии.
        1. +1
          3 января 2023 23:12
          ИМХО, конечно же, о "Су27 и далее":

          1. У советского (не российского) ВПК была большая база. В части самолетов "Су27 и далее" - это ВВС/ПВО СССР. Все.
          При РФ продавали как "из наличия", так и "новые" и "комплекты для сборки". В плане продаж "крутились как могли", а "могли" даже Эфиопии и Эритрее продавать (странно, что не одновременно).

          2.
          а еще можно было продавать технику не за китайские пуховики, а за технологии
          - это кому - "за технологии" - французам, что ли?!

          3. Когда Третьей мировой не случилось, закупки для родных ВВС существенно сократились, на международном рынке оказалось огромное количество авиатехники. "Брать клиента" пришлось не "потому что связи с поставщиками налажены и в этом есть свои плюсы", а:
          а) ценой (отдельная история, тут лучше просто читать БМПД)
          б) готовностью поставить машины в "топовой комплектации"
          в) готовностью интегрировать в машины разработки других стран и/или даже то, чего нет у родных ВВС
          г) готовностью передавать технологии, как в виде готовых машинокомплектов для сборки, так и в виде технологий для местных локализаций, готовностью заниматься "сервисом" годами, а не СССРовским "вот вам техника и книга, учитесь по ней, не знаете русский - сначала учите русский тогда, а мы скоро уезжаем домой."
          д) и плюс всякое там "моралите и политес" в торговле оружием в 90-е был не наш спорт (а многие продавцы до сих пор от некоторых покупателей отворачиваются), Эфиопия с Эритреей подтвердят. Да и США подтвердят, они тоже интересно закупались....
          Все это спорно, ИМХО, особенно в части передачи технологий, например в части китайских истребителей или двигателей для истребителей, но что есть, то есть.

          4. Наш ВПК без иностранных клиентов (для которых в 90-е было шикарное время) просто бы до "нефтяных денег 2000х" не дотянул, ИМХО.

          ИМХО, лучше пусть Бонго о "ветке самолетов Су27/Су30/34/35" и "ВПК в 90е" пишет, ему Комсомольск-на Амуре ближе, и Иркутск тоже. Тема интересная, для многих будет много приятных (и не очень) открытий.
    6. -4
      2 января 2023 19:42
      Ответ лежит в политике ЕБН и их приближенных . Отголоски ведь до сих пор оттуда , если русские России не нужны были . О чём речь .
  2. +5
    2 января 2023 07:43
    Традиционное спасибо Сергею за интересную статью!
  3. -1
    2 января 2023 16:40
    Первые китайские БПЛА, поступившие на вооружение в начале 1970-х, предназначались для тренировки расчётов зенитной артиллерии и представляли собой простейшие радиоуправляемые модели с поршневым моторчиком и планером из фанеры, известные как Ва-2 и Ва-7. Их запуск осуществлялся твердотопливными ускорителями с буксируемой пусковой установки.
    ...
    Вслед за этими весьма примитивными аппаратами последовали китайские копии советской реактивной радиоуправляемой мишени Ла-17 и американского реактивного разведывательного аппарата AQM-34N Firebee.

    Первый полет ChangKong-1 (копии Ла-17) - 1966 год.
    Первый полет Ba-2 Target Drone - 1968 год.
    Поэтому наоборот - сперва копия Ла-17, потом простейшие модели.
    1. 0
      3 января 2023 03:20
      Цитата: Passeur
      Первый полет ChangKong-1 (копии Ла-17) - 1966 год.
      Первый полет Ba-2 Target Drone - 1968 год.
      Поэтому наоборот - сперва копия Ла-17, потом простейшие модели.

      Возможно вы не заметили, но публикация называется:
      Китайские аналоги советских, американских и израильских беспилотников
      .
      Первые китайские бпла Ва-2 и Ва-7 упомянуты лишь для того, что бы показать уровень китайской промышленности.Кроме того, стоит смотреть на дату первого полёту, а на дату начала серийного производсва.
  4. +2
    2 января 2023 18:10
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    ИМХО, Китай воспользовался замечательной ситуацией.
    Доступные технологии позволяли создавать продукт хорошего качества. А лидеры рынка БПЛА - США и Израиль - по различным причинам не продают всем желающим.
    Вопрос, что будет делать Китай в конкуренции с новыми игроками рынка, такими, как Турция?
    Немного интересной информации "под другим углом":
    "Качество беспилотных летательных аппаратов (БЛА) китайского производства, поставляемых в ближневосточный регион, неоднократно обсуждалось специалистами. Некоторые из них утверждают, что китайские беспилотники оказались экономически эффективной альтернативой американским дронам, другие указывают на высокие показатели аварийности и ненадежности этих аппаратов по сравнению с израильскими, американскими и турецкими аналогами.
    Очевидная низкая стоимость китайских БЛА делает их идеальным выбором для стран с ограниченным бюджетом. И наоборот, цена некоторых китайских БЛА фактически приближается, а в некоторых случаях даже превышает стоимость западных аналогов. Например, затраты на приобретение одного БЛА Wing Loong II ближневосточными заказчиками составляют около 15 миллионов долларов США для международного клиента, что в три раза превышает цену турецкого дрона Bayraktar TB2.
    Таким странам, как Иордания, в конечном итоге пришлось на горьком опыте из-за плохой надежности выставить на продажу весь свой парк БЛА CH-4B менее чем через два года после закупки дронов у Китая. Тот же тип показал себя немного лучше в Ираке: 8 из его 20 CH-4B разбились всего за несколько лет, в то время как 12 оставшихся в настоящее время простаивают в ангаре из-за нехватки запчастей. Алжир потерял 3 CH-4B в результате крушений в течение нескольких месяцев, а Нигерия, Марокко и Туркменистан вообще закупили турецкие БЛА после эксплуатации китайских дронов.
    Сотрудники SIPRI считают, что закупка китайских беспилотников заказчиками из стран Ближнего Востока стала возможной в связи с двумя схожими по времени факторами: стремлением стран региона модернизировать свои вооруженные силы и возросшей готовностью Китая продавать разработанные им оборонные технологии, в первую очередь БЛА. Аналитики института отмечают, что китайские дронов обычно уступают аналогам из США, России и Израиля, поскольку они менее продвинутые, летают с меньшей скоростью и на меньших высотах. Основными их преимуществами является более низкая цена, а также большая продолжительность полета.
    В заключение стоит отметить, что в докладе Королевского института объединенных служб RUSI «Вооруженные беспилотники на Ближнем Востоке» сделан следующий вывод: национальный престиж и статус являются главной причиной, по которой страны региона приобретают вооружения в Китае. Несмотря на то, что технологии США в этой сфере остаются лучшими, крайне избирательная политика Вашингтона по поставке вооружений позволила КНР заполнить пробел на рынке. Авторы доклада сообщают, что ОАЭ приобрели китайские беспилотники из соображений престижа, а затем убедили США предоставить им более совершенные технологии. В настоящее время ОАЭ продолжают использовать парк беспилотников Wing Loong 1 китайского производства, которые применяются против целей в Йемене и Ливии.
    " https://vpk.name/news/587356_mezhdu_cenoi_i_kachestvom.html
    1. +1
      3 января 2023 12:33
      В приведенном отрывке информация крайне тенденциозно подобрана. К примеру в Ираке, помимо БЛА CH-4B также простаивали штурмовики Су-25, L-159 чешского производства, южнокорейские учебно-боевые T-50 и т.д. Вся проблема в том, что Ирак покупал различную технику, но не проводил ее должного техобслуживания, не покупал необходимых запчастей и пр. А без этого любая авиатехника быстро выходит из строя.
      С южнокорейскими T-50 вообще вышла анекдотическая история. Ирак в 2013 г заказал 24 машины и получил их в 2017-18 гг., но машины сразу стали на прикол, так как не оказалось денег на их обслуживание. Только в этом году иракцы первые полеты стали совершать на них, после того как заключили в конце прошлого года доп.контракт с корейцам на ремонт этих машин.
      https://www.janes.com/defence-news/news-detail/iraq-announces-first-t-50-take-off

      А например в части про ОАЭ, забыто, что ОАЭ после Wing Loong 1 купили еще и партию Wing Loong 2, которые активно применяли в той же Ливии и эти дроны там несколько месяцев не позволяли толком развернуть масштабное применение турецких Bayraktar TB2, так как Wing Loong 2 нередко выбивали сами дроны и пункты управления вскоре после доставки. Только после того как Турция впрямую вмешалась в начале 2020 г., подогнав к Триполи фрегаты с мощными средствами ПВО и затем доставив на берег еще и сухопутные средства ПВО, они смогли обеспечить прикрытие побережья от Wing Loong 2, после чего Bayraktar TB2 устроили охоту на линии снабжения сил фельдмаршала Хафтара около Триполи.
      1. 0
        3 января 2023 13:06
        Ага, забавная аргументация насчет Ирака:
        8 из его 20 CH-4B разбились всего за несколько лет, в то время как 12 оставшихся в настоящее время простаивают в ангаре из-за нехватки запчастей


        Почему разбились, отчего, насколько активно их использовали? Кто виноват в том, что Ирак не покупает запчасти? Вопросов очень много.


        А например в части про ОАЭ, забыто, что ОАЭ после Wing Loong 1 купили еще и партию Wing Loong 2, которые активно применяли в той же Ливии и эти дроны там несколько месяцев не позволяли толком развернуть масштабное применение турецких Bayraktar TB2, так как Wing Loong 2 нередко выбивали сами дроны и пункты управления вскоре после доставки.


        Это вообще вин!)
      2. +1
        3 января 2023 23:24
        В приведенном отрывке информация крайне тенденциозно подобрана.

        ИМХО, конечно, но там есть целый клубок проблем, которые часть продавцов решает, продавая "пакетом" вместе БПЛА, обучение, расходники, вооружение и техподдержку.
        А часть продавцов (и покупателей) этого не делают (в самом деле, так же дешевле) и при интенсивном использовании это "выходит боком".

        По поводу качества не очень понятно, те же саудиты на китайских БПЛА вроде бы меняют оптику на НАТОвскую, как более качественную.
    2. +1
      3 января 2023 12:50
      Wing Loong II мощнее байрактара, по своим характеристикам он приближается к американскому жнецу, поэтому и стоит в три раза дороже. Что же касается опыта эксплуатации, то тут такое, американцы далеко не всем продают свои БПЛА, Израиль тоже, просто потому что сильно зависимы в этом плане от политики США в отношении покупателя, а кому-то по своим причинам не хотят продавать. На этом фоне только Китай готов делится со всеми. На безрыбье Китай главный рак, байрактар ему не конкурент, подтянуть качество они способны, не делают это только потому, что это не нужно было, пока они были "царь во дворца" на рынке. Чисто моё видение ситуации.
    3. 0
      11 января 2023 22:36
      Таким странам, как Иордания, в конечном итоге пришлось на горьком опыте из-за плохой надежности выставить на продажу весь свой парк БЛА CH-4B менее чем через два года после закупки дронов у Китая.


      Если иорданский CH-4B стал скандальным из-за качества самолета, то следует также оценить самолеты американского производства, которые продавались в то же время, самолеты британского производства, и все ли они были вызваны проблемами с качеством.




      1. иорданские вооруженные силы и командование королевских ВВС продадут следующие самолеты

      2 транспортных самолета Cessna 295, 2 транспортных самолета Cessna 235, 1 транспортный самолет C-130, 12 учебных самолетов Hawker 63, 6 БПЛА CH-4B, 6 вертолетов McDonnell Douglas 530.

      2. если вы заинтересованы в покупке, пожалуйста, свяжитесь с бригадным генералом Хасаном Саддатом, начальником отдела материально-технического обеспечения Королевских ВВС Иордании.

      3. дата окончания тендера - 1 июля 2019 года.

      Из содержания заявления следует, что все самолеты, выставленные на продажу, являются новыми приобретениями иорданских ВВС с 2013 года.
      1. 0
        3 марта 2023 04:19
        Наши китайские СМИ полностью отличаются от того, что вы сказали, иракский радужный беспилотник является проблемой запасных частей, и это Соединенные Штаты стоят за препятствованием иракцев ремонту беспилотника и получению обучения его использованию. Иорданцы должны знать, что на тот момент Иордания предлагала пакет поставок оружия, проданное вооружение неизвестно китайскому Rainbow-4B, а также включает в себя 1 транспортный самолет C-130 американского производства и 6 ударных вертолетов американского производства MD-530 (экспортная версия американского военного ударного вертолета AH-6). Фактически, Саудовская Аравия и Египет строят китайские линии по производству беспилотных летательных аппаратов. Мы, китайские военные эксперты, уже давно говорим в СМИ, что БПЛА, БПЛА являются лучшим решением для слабых и малых стран для противодействия гегемонии, потому что они достаточно дешевы и гибки для приближения к цели. Я машинный перевод, вы сами это понимаете