Преимущества и недостатки одновинтовой и соосной вертолётных схем

20
Преимущества и недостатки одновинтовой и соосной вертолётных схем

В СССР существовало одновременно две школы вертолетостроения: Миля и Камова. Последователи Михаила Леонтьевича Миля уверены в том, что лучшая схема для вертолета – это одновинтовая. В то же время, ученики Николая Ильича Камова считают более предпочтительной соосную конструкцию.

К слову, первый в истории вертолет (если тот аппарат можно так назвать) был построен именно по соосной схеме, которая долгое время считалась единственной подходящей для винтокрылых машин. Однако в 1939 году в воздух поднялся одновинтовой аппарат Сикорского, положив начало эпохе соперничества между приверженцами каждой из вышеупомянутых схем.



В России по сей день производятся и эксплуатируются оба вида вертолетов. При этом сложно сказать, какая схема лучше – одновинтовая или соосная. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Так, вертолеты с двумя винтами испытывают увеличенное лобовое сопротивление. Кроме того, такая машина рискует потерпеть крушение из-за перехлеста (такое случается) винтов. Наконец, отсутствие хвостового винта способствует меньшей устойчивости вертолета и худшей управляемостью по рысканью на малых высотах.

Впрочем, отсутствие хвостового винта является и достоинством машин, построенных по соосной схеме – они более компактные, что делает их идеальными вертолетами для флота.

В то же время, наличие хвостового винта является основным недостатком одновинтовых машин. Во-первых, длинная хвостовая балка увеличивает вес и габариты вертолета. Во-вторых, хвостовой винт забирает примерно пятую часть мощности двигателя. В-третьих, выход из строя хвостового винта делает машину неуправляемой и заканчивается неминуемым крушением.

Материал представлен в разделе Видео. Информация о вариантах схем для вертолётов - в видеоролике:

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. Комментарий был удален.
  3. Комментарий был удален.
  4. -2
    29 декабря 2022 09:49
    Преимущества и недостатки одновинтовой и соосной вертолётных схем
    Спасибо, очень познавательно. yes
    1. Комментарий был удален.
  5. +9
    29 декабря 2022 10:31
    Ни о чем. На редкость пустой материал. Автор даже поленился в тырнете покопаться, иначе бы нашел, что схема с рулевым винтом - это Юрьев, а не Сикорский.
  6. +6
    29 декабря 2022 13:57
    Кроме того, такая машина рискует потерпеть крушение из-за перехлеста (такое случается) винтов.....
    А вертолёты с одним несущим винтом, иногда отрубывают себе хвост.
    У одновинтовой схемы вместо простого хвостового винта может быть установлен фенестрон. К примеру, вертолёт Камова Ка-60 «Касатка» (также и Ка-62)

    При создании Ми-24 его то же опробовали

    Вертолёт MD 520N американской фирмы McDonnell Douglas Helicopter на своём вертолёте для компенсации реактивного момента несущего винта применила вентилятор с струйным устройством NOTAR.
    Система NOTAR состоит из поворачивающегося струйного руля с решетчатым соплом, установленного на конце хвостовой балки. К струйному рулю по каналу внутри хвостовой балки подается воздух, нагнетаемый одноступенчатым вентилятором, приводимым от главного редуктора. Скорость вращения вентилятора 5388 об/мин. Струйный руль может поворачиваться, обеспечивая уровновешивание реактивного шутящего момента несущего винта и путевое управление, а также продольное управление. Кроме того, в хвостовой балке имеются продольные щели, через которые выдувается часть воздуха, нагнетаемого вентилятором. Отбрасываемый несущим винтом поток воздуха обдувает хвостовую балку, и взаимодействует с вытекающим через щели воздухом благодаря известному эффекту Коанда, создавая боковую аэродинамическую силу на поверхности хвостовой балки, также способствующую уровновешиванию реактивного крутящего момента и уменьшающую общий расход мощности на уравновешивание реактивного крутящего момента. Система NOTAR прошла длительные испытания на экспериментальных и опытных вертолетах, продемонстрировав высокую надежность и низкий уровень шума.

    В КБ Миля был одновинтовой вертолёт без реактивного момента от несущего винта (Ми-7). Вращение несущего винта за счёт реактивных двигателей на концах лопастей. Хвостовой винт у него только для руления.

    Довольно интересная схема вертолёта с перехлёстным вращением лопастей (синхрокоптёр) . Она так же как и камовская, в хвостовом винте не нуждается.
    1. +7
      29 декабря 2022 17:30
      Тот случай, когда комментарии намного полезнее самой статьи.
      1. 0
        31 декабря 2022 06:42
        Цитата: dfk-80
        Тот случай, когда комментарии намного полезнее самой статьи.

        Ээээ..прямо с языка сняли smile
      2. +1
        24 января 2023 07:12
        Цитата: dfk-80
        Тот случай, когда комментарии намного полезнее самой статьи.

        Согласен с вами.
    2. +1
      30 декабря 2022 21:35
      А синхрокоптер по надёжности как? В принципе, если у лопастей общий привод, то проблем не должно быть, а если схлестнулись, то это следствие более серьёзных проблем.
      Но почему массово не используются? Компактность соосного, но без преусложнения вала до винта и автоматов перекоса.
      1. 0
        30 января 2023 23:13
        1. Повышенный уровень вибраций и сниженный ресурс фюзеляжа из-за резонансных нагрузок на фюзеляж (обратите внимание, как обжат современный - жёлтенкий - синхроптер).
        2. Чрезвычайно высокая сложность автомата перекоса и трансмиссии (сложнее, чем на соосниках - при этом синхроптер реализует лишь часть их достоинств).
        3. Почти полная невозможность приземлиться на наклонную площадку (а без остановки винтов пассажиров не высадишь из-за приближенных к земле дисков винтов).
  7. +3
    29 декабря 2022 17:26
    Что за блевотина этот ролик? Соосную схему предложил Ломоносов ещё в 1754 году.
    И вообще, вот он первый реально летающий вертолёт, за 9 лет до Сикорского.
  8. -1
    30 декабря 2022 22:20
    А у меня есть книга с автографом сына Сикорского и соавтора... любопытный материал... жалко, что революция выдавила талант Сикорского из России. Кстати, Илья Муромец также его творение
  9. 0
    31 декабря 2022 06:52
    " Однако в 1939 году в воздух поднялся одновинтовой аппарат Сикорского" -
    Однако в 1912 году Юрьев силами студенческого кружка Технического училища построил свой геликоптер.И его автомат перекоса применяется по сей день.И на первом и последующих машинах Сикорского в том числе..
  10. -1
    2 января 2023 15:38
    3 типа ударных вертолета и в реальности все три устаревшие.
    Без дальнобойных ракет все бесполезны
  11. -2
    2 января 2023 15:39
    Все кроме Ми-28 в утиль, не распыляя ресурсы.
  12. +1
    2 января 2023 19:32
    Цитата: Сергей Казарин
    Все кроме Ми-28 в утиль, не распыляя ресурсы.

    Почему?
    1. 0
      6 января 2023 02:28
      Зачем он нужен без надфтулочной РЛС
  13. +1
    3 января 2023 20:09
    Ребят вы че, не узнали голос автора ролика? Да этож укромразь марк солонин. Русофоб, антисоветчик, и просто крайне мерзкий прихвостень тана.
  14. -2
    15 января 2023 10:15
    Цитата: mat-vey
    " Однако в 1939 году в воздух поднялся одновинтовой аппарат Сикорского" -
    Однако в 1912 году Юрьев силами студенческого кружка Технического училища построил свой геликоптер.И его автомат перекоса применяется по сей день.И на первом и последующих машинах Сикорского в том числе..

    L'inventeur du pilotage "cyclique" (variation continue du pas des pales) est l'ingénieur Pescara. Et Juan de la Cierva est l'inventeur du pilotage "direct", après avoir inventé "l'axe de battement vertical".
  15. 0
    20 января 2023 21:13
    Очень сильная вибрация у Ка-52. Это тоже из-за соосного винта.
  16. 0
    30 января 2023 23:18
    Ключевое:
    "соосник" хорошо висит (менее подвержен скольжению и образованию вихревого кольца),
    "классика" хорошо летит (меньше лобовое сопротивление и выше путевая устойчивость).
    Остальное мелочи.
  17. JPV
    0
    8 февраля 2023 13:27
    Хотелось бы узнать , какое отношение имеет автор к опубликованной теме? Такое впечатление, что текст набран из изучения около технической популярной литературы...Оба изделия хороши для своего специализированного применения. Почитайте Изаксона ну или Володко ,может расширите свои горизонты познания...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»