Россия хочет наложить лапу на белорусскую «оборонку»

35
Россия хочет наложить лапу на белорусскую «оборонку»Руководство России намеревается поставить под контроль научно-технический и производственный потенциал оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Беларуси.

На днях в ходе предвыборных дебатов Митт Ромни — соперник Барака Обамы на президентских выборах — вновь назвал Россию «геополитическим противником» США, повторив свой комментарий, сделанный в марте этого года по итогам президентской компании в РФ.

Как и в прошлый раз, многие аналитики, включая российских (в том числе и Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»), посчитали эти высказывания Ромни несерьезными, навеянными тоской по временам холодной войны.

Однако есть и те, кто не согласился с такой трактовкой. Они видят признаки того, что Владимир Путин всерьез воспринимает риторику республиканского кандидата в президенты США.

Так, в сентябре Путин, выступая перед журналистами, в ироничном тоне выразил Ромни благодарность за ясное и недвусмысленное изложение своей позиции. За то, «что он лишний раз подтвердил правильность нашего подхода к проблемам противоракетной обороны».

Суть этого подхода еще 23 ноября 2011 года выразил тогдашний президент России Дмитрий Медведев в своем телеобращении к руководству США и НАТО. Он заявил о намерении предпринять комплекс асимметричных мер военного, военно-технического и дипломатического характера в ответ на развертывание элементов американской противоракетной обороны в Европе (ЕвроПРО).

Фактически белорусские предприятия уже участвуют в реализации военно-технических мер ответа на ЕвроПРО, поставляя российским смежникам ряд важных комплектующих изделий для производства стратегических ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс», а также оперативно-тактических комплексов «Искандер».

В частности, речь идет о колесных шасси производства Минского завода колесных тягачей для пусковых установок, машин сопровождения и транспортно-заряжающих машин этих комплексов. В этом же ряду стоят специальное радио- и оптоэлектронное оборудование для космических систем разведки и целеуказания; электронные компоненты, вычислительная техника и программное обеспечение.

Близость позиций России и Беларуси по отношению к ЕвроПРО в очередной раз подчеркнул 23 октября в Москве на заседании совместной коллегии министерств обороны двух стран глава российского военного ведомства Анатолий Сердюков.

Из его слов следует, что на характер общей оборонной политики союзников определяющее влияние оказывает нынешняя международная обстановка, и в значительной степени — развертывание в Европе, вопреки российским озабоченностям, передового эшелона национальной противоракетной обороны США.

Но взаимодействие Беларуси и России, по словам Анатолия Сердюкова, не ограничивается только военной сферой, а носит стратегический характер во всех областях межгосударственных связей. В том числе, надо понимать, и в сфере сотрудничества оборонно-промышленных комплексов.

Отметим, что одновременно с московским заседанием совместной коллегии министерств обороны в Минске состоялось заседание рабочей группы высокого уровня по сотрудничеству предприятий ОПК Беларуси и России. Группа эта была создана в марте нынешнего года, практически сразу после победы Владимира Путина на президентских выборах.

О значении, которое придают в Кремле взаимодействию с Беларусью в военно-технической области, говорит хотя бы то обстоятельство, что специально для участия в заседании рабочей группы из российской столицы в белорусскую прибыл заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин. В его ведении находится не только оборонный заказ, но также военная, атомная и космическая промышленность, а также сотрудничество ОПК с зарубежными странами.

Белорусское правительство на заседании представлял первый вице-премьер Владимир Семашко, имеющий практически аналогичные полномочия. Открывая заседание, он отметил, что за прошедшие со времен развала Советского Союза 20 лет белорусские производители военной продукции и изделий двойного назначения совершили «мощный рывок вперед, освоив разработку и производство высокотехнологичных и интеллектуальных образцов вооружения и военной техники, соответствующих самым современным стандартам».

При этом большинство белорусских заводов данного сектора по-прежнему ориентировано на российскую «оборонку», вследствие чего кооперация между предприятиями ОПК обеих стран идет наиболее быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями индустрии. Осуществляются взаимные поставки продукции двойного назначения по упрощенной схеме и по внутренним ценам.

Здесь уместно привести информацию, которую 16 мая текущего года озвучил в Минске заместитель председателя Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Игорь Быков на белорусско-российской научно-практической конференции по военно-техническому сотрудничеству.

Из его доклада следует, что ныне белорусская оборонная промышленность удерживает лидирующие позиции по ряду направлений. В первую очередь, это ряд высокотехнологичных инновационных разработок, созданных на основе новейших информационных и телекоммуникационных технологий. В том числе комплекс средств автоматизации, системы защиты от высокоточного оружия, системы управления огнем бронетанковой техники.

В целом, подчеркнул Игорь Быков, наукоемкая продукция в общем объеме экспорта научных организаций Госкомвоенпрома составляет сегодня более 25%, а лидирующие позиции в этом сегменте прочно удерживает предприятие «Пеленг», производящее спутниковую аппаратуру.

Вместе с тем, в сфере сотрудничества ОПК двух стран сохраняется ряд проблем. Как отметил Владимир Семашко, в числе основных — наличие ограничений на предоставление российским и белорусским предприятиям ОПК равных условий доступа к государственным закупкам товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности, в том числе в рамках гособоронзаказа.

Некоторые аналитики рассматривают такие ограничения, создающие сложности для белорусских предприятий, как своеобразный инструмент принуждения руководства Беларуси к передаче ее оборонных заводов в состав крупных российских военно-промышленных компаний.

Отсутствие согласованной политики в сфере технического нормирования, стандартизации оборонной продукции также тормозит сотрудничество. В связи с этим, по словам Владимира Семашко, перед рабочей группой высокого уровня поставлена задача подготовить комплекс мероприятий для разрешения проблемных вопросов, выработать предложения по активизации кооперационных и интеграционных связей предприятий ОПК Беларуси и России.

Продолжая тему, Дмитрий Рогозин напомнил, что интеграция и промышленная кооперация между Беларусью и Россией являются предметом постоянного внимания высшего политического руководства двух стран.

Как сообщил после завершения минской встречи Владимир Семашко, стороны договорились разработать новое межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Белорусский вице-премьер также отметил важность разработки механизмов стимулирования новых, передовых разработок. Важна и координация этих направлений: нельзя, чтобы научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки дублировались.

В свою очередь, его российский коллега обратил особое внимание на то, что достигнута принципиальная договоренность о необходимости горизонтальной и вертикальной кооперации предприятий оборонных секторов экономики Беларуси и России.

При этом Дмитрий Рогозин счел нужным подчеркнуть, что «промышленная кооперация между предприятиями двух стран связана не только с приобретением активов, выкупом акций». Она может существовать и между предприятиями, которые сохраняют свою независимость, имеют разные формы собственности.

Вместе с тем Рогозин отметил, что российская сторона ориентирована на теснейшее взаимодействие с предприятиями белорусского ОПК, в частности с машиностроительными предприятиями и заводами, производящими электронные компоненты.

Справедливости ради следует сказать, что подобное развитие событий вполне отвечает чаяниям большинства руководителей и персонала этих порождений советской эпохи. Для них российская «оборонка» — главный, а в ряде случаев и единственный рынок сбыта.

По мнению Дмитрия Рогозина, сейчас руководству Беларуси и России важно создать благоприятный климат для того, чтобы «сами предприятия нашли наиболее комфортную форму соединения», целью которой является достижение выдающегося научно-технического, индустриального результата.

Гость не стал скрывать, что «российских производителей в настоящее время интересуют белорусские «Интеграл», МЗКТ, «Пеленг», МАЗ…». Из чего логично сделать вывод, что Россия тем или иным способом попытается если не взять под полный контроль эти гиганты, то хотя бы принять максимальное участие в их управлении.

Еще более определенно намерения руководства России относительно использования возможностей ОПК Беларуси просматриваются в высказываниях Дмитрия Рогозина на его встрече с Александром Лукашенко, состоявшейся в рамках визита зампреда российского правительства в Минск.

«Мы сейчас по поручению президента России приступили к реализации огромного объема работ согласно государственной программе вооружения, рассматривая это дело не только как укрепление обороноспособности России и ее союзников, но как серьезную попытку новой индустриализации страны. И в этом направлении просматриваются большие резервы сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь», — заявил Рогозин.

Очень похоже, что при модернизации своего промышленного потенциала российское руководство не собирается с нуля восстанавливать утраченные после распада СССР оборонные и гражданские предприятия, а для минимизации собственных затрат хочет воспользоваться индустриальным потенциалом Беларуси (в том числе и путем приобретения в собственность ее наиболее продвинутых заводов).

Этим, в частности, объясняется и беспрецедентный всплеск интеграционной активности российских властей после возвращения Владимира Путина на президентский пост.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Ash
    Ash
    +16
    8 ноября 2012 06:15

    Автор, где ты здесь "лапу" увидел?
    1. bask
      -6
      8 ноября 2012 07:23
      Не Россия и Русские хотят наложить лапу. на Бел.. оборонку А кучка не Русских алигархов...Это две большие раздницы.У себя всё развалили, теперь давай к саседям гадить с.......и Сотрудничество и только сотрудничество!!!
      .
      1. +21
        8 ноября 2012 09:39
        В настоящий момент, ВПК трех русских государств является конкурентами, где бело- и малороссам приходится демпинговать себе в убыток, так, что при объединении всем будет выгодно. Отбросьте сипаратные настроения, это коммерция и по законам её укрупнение корпораций - нормальное явление. Ну загнется "Антонов" на Украине, разве нам и им от этого лучше, а кто Русланы и Мрии делать будет. А век нерусских олигархов не долог, как Березовский, Гусинский и Ходорок, разве смогли недра, телеканалы и пр. с собой утащить, так ворованного бабла и то по Форбсу у Березы состояние после побега оценили в 200 млн. зелени, прасти Господи, у Перес хилтон денег больше. Если Дериписька и ему подобные, сейчас играют по правилам, вкладывают бабло в производство, инфраструктуру и пр. пусть поуправляют, рано или поздно всё достанется народу.
        1. escobar
          +10
          8 ноября 2012 19:51
          Нужно вот както так!!)))
      2. +4
        8 ноября 2012 11:42
        bask Российские олигархи в ВПК, практически, не присутствуют .И, не дай Бог, их запустить туда, тогда вся Россия "расплывётся" на яхтах.
  2. +25
    8 ноября 2012 06:39
    Разумно было бы иметь России и Белоруси единый оборонно-промышленный комплекс........Причём действительно тут лапа?
    1. +2
      8 ноября 2012 14:57
      Цитата: ФРЕГАТЕНКАПИТАН
      Разумно было бы иметь России и Белоруси единый оборонно-промышленный комплекс........Причём действительно тут лапа?

      - тем не менее белорусы не совсем согласятся с этим - извините, вы тут под красивым лозунгом прибрать хотите единственные дееспособные предприятия Беларуси? Писал уже о жлобстве Российских компаний, раз единственный рынок сбыта - Россия, то и отдавайте нам, россиянам, все это! А насчет того, что российские-нероссийские, не парьтесь, ведь все славяне! Можно сказать, одно и то же!
      Да Пупырчатые и Профессоры отдыхают тут, ребятки, хотя по стереотипу именно они должны в таких делах рулить, как убедить того, кто чем-то там владеет, отдать это вам просто так! У них с турками провал, евреи допускают промахи, а россияне вон что вытворяют!
      Не, ребята, есть куча форм сотрудничества, есть куча форм оформления взаимных обязательств и куча форм эффективного контроля выполнения этих обязательств! Это помимо того, что бы просто отхапать национальное достояние, принадлежащее Беларуси. Их достаточно изучить, выбрать наиболее оптимальные и устраивающие обе стороны и вперед!
      А так - что-то меня пугает. Хотя у Казахстана нет мощной оборонной промышленности и никогда не было, но вот мне не нравится такой подход к делу нифига1
    2. Кадет787
      +1
      8 ноября 2012 23:23
      Мы единый народ и в конечном итоге у нас будут вместе с украинцами одно государство.
  3. Kyki57
    -17
    8 ноября 2012 06:46
    Давно пора наложить лапу на белорусскую оборонку!
    Советуйтесь с Рогозиным и все будет ладушки! bully
    1. kvm
      +2
      8 ноября 2012 12:39
      Наложить лапу на прибыльное предприятие, разворовать всё, что возможно, остальное продать на металллом и с обиженной мордой удалиться. Такова политика российских недоолигархов неоднократно опробованная в России.
      1. +2
        8 ноября 2012 12:58
        Может и такое есть.....но вот лучшие в мире комплексы ПВО, авиацию и танки всё же в России создают..........а Белорусь должна думать на перспективу......
  4. +6
    8 ноября 2012 06:54
    Даёшь противоатомные холодильники "Минск" с вертикальным взлетом !
  5. +3
    8 ноября 2012 07:02
    Т.е. статья о том,что некие россияне желают отобрать прибыль у неких белорусов?Или что?
  6. TylerDurden
    +3
    8 ноября 2012 07:19
    белорусы для меня такие такие же родные и таким новостям я очень рад
    1. +1
      8 ноября 2012 11:58
      Белорусы для меня родные, но не надо забывать.Всё зависит от того, куда "пойдёт" Беларусь. после Лукашенко?! Если Запад внедрит СВОЕГО, то ВПК
      Белоруссии станет "чужим" для России. Всё, что осталось от ВПК СССР на территориях "свободных" бывших республик, сейчас приходится по новой воспроизводить или арендовать.Так что, надо хорошо думать, прежде чем подходить к " граблям."
      1. kvm
        +4
        8 ноября 2012 12:57
        Куда пойдёт Беларусь? Да никуда она не денется, будет стоять, если опять её не станет по кускам раздаривать Россия. Беларусь была и остаётся союзником России, хотя могла бы пойти по пути Прибалтики или Украины. А насчёт " кудах-тах-тах " пойдёт Беларусь после Лукашенко - смотрите сами. Когда Лукашенко облизывал хвосты российскому руководству, то что получал в ответ? Ему тоже вилять между Россией и Западом нелегко, но если Россия оттолкнёт его слишком сильно, то последствия непредсказуемы...
        1. 0
          8 ноября 2012 15:56
          Согласен.Россия своих союзников за последние 20 лет почти всех "кинула".А то что Батька умудрился удержать конкурентноспособной такую область-благодарность от всех славян.Да и в 90-е не дал разгуляться ворью.....Белорусы про это как-то быстро забыли,а жаль.
          1. 0
            8 ноября 2012 21:52
            пардон, каких союзников Россия кинула? Насколько я знаю, это не Россия получает прибыль от аренды военных баз.. Или Россия виновата в том, что союзники просят все больше и больше за них денег? Или что вы имеете в виду?
        2. ded
          +2
          8 ноября 2012 16:52
          Когда Лукашенко облизывал хвосты российскому руководству, то что получал в ответ? Ему тоже вилять между Россией и Западом нелегко



          Он получил более 65 миллиардов Долларов США и рынок сбыта своей абсолютно не конеурентно способной продукции (единственный белорусский товар который пользуется на западе спросом - это калийные удобрения. Всё остальное идёт в Россию, ну и совсем немного в Венесуэлу - другу Чавесу). Основные статьи экспорта это калийные удобрения и нефтепродукты. Нефтепродукты получают из российской нефти, которую Россия продаёт по специально сниженной для белорусов цене.

          И Вы спрашиваете:
          что получал в ответ?
          !!!
      2. SAVA555.IVANOV
        0
        8 ноября 2012 23:42
        России тоже надо перестать быть пассивной и начать продвигать своих ставленников благо за союз с Россией выступают минимум 60% населения наших стран и демографический вопрос сам собой решился бы а то ить плачете как дети "курбан-барамы" Вам не нравятся а сами даже не чешетесь что бы решать эту проблему.
        Причём чем дальше тем меньше людей за воссоединение братских народов,к власти приходят дети выросшие не на "Ну погоди" а на "Бэтмене". И тогда "парад суверенитетов России обеспечен вместе с разгулом невесть откуда выросших как грибы радикальных мусульман.
  7. +9
    8 ноября 2012 07:25
    заголовок дебильный,нужно думать что пишешь.
  8. +3
    8 ноября 2012 07:35
    В свете последних событий в нашем ВПК как то боязно становится за Белорусскую оборонку но все равно интеграция необходима
    . возможно с новым министром таких скандалов по меньше станет.
  9. +4
    8 ноября 2012 07:45
    Ну и правильно, если политические элиты не находят общего языка в пылу борьбы кто главнее. То надо толкать интеграционные процессы с низу. Сольем оборонку обоих стран в единое цело. пусть этот монолит станет точкой кристаллизации, которая будет обрастать другими связями воссоединяя два братских государства и народа в одно целое.
    Вот Украину бы вплести в эту интеграцию бы... ну придет срок и этому воссоединению.
    Славяне форева!!!! drinks

    PS
    А заголовок статьи - дебильный!
  10. kav8206
    +1
    8 ноября 2012 07:47
    Ниочём статья,сначала автор рассказывает как мы объединяем ВПК,птом раз и русские хотят загробастать себе Бел.ВПК...Изначально неправильная мысль.
    1. 0
      8 ноября 2012 20:15
      Цитата: kav8206
      Ниочём статья,сначала автор рассказывает как мы объединяем ВПК,птом раз и русские хотят загробастать себе Бел.ВПК...Изначально неправильная мысль.

      Статья нормальная, но вот оконцовка словно кем то другим написана.
  11. +4
    8 ноября 2012 09:21
    Славяне форева вместе мы сила или навсегда
    своих слов более чем предостаточно для выражения мыслей
  12. +6
    8 ноября 2012 09:28
    Я вот только одного не понял, а почему такой заголовок то "кричащий"? В стиле новостей на майле или желтой прессы. К самой статье претензий нет, а вот шапка. Не дать не взять, в лучших традициях "желтой" прессы.
  13. +2
    8 ноября 2012 11:35
    вместе мы сила.
  14. +4
    8 ноября 2012 11:45
    Смею предположить, что заголовок статьи есть ни что иное как саркастическая аллюзия к высказываниям г. Ромни. Будто название диктовал неуравновешенный потенциальный американский президент =)
    Не все поняли эту тонкость, на которую намекает завязка, явно выбивающаяся из общего потока.
    1. +1
      8 ноября 2012 12:44
      Надо тогда смайликами пользоваться . Иначе могут возникнуть непонятки .
      1. +2
        8 ноября 2012 13:11
        Воспринимайте подобное как высокий штиль троллинга laughing
  15. +4
    8 ноября 2012 13:42
    Белорусы - нам братья навеки, на "руководятлов" народу наплевать!
  16. Горчаков
    0
    8 ноября 2012 14:44
    Очень некорректный и провокационный заголовок...Я реалист и не понимаю сарказма....
    1. +1
      8 ноября 2012 17:11
      +1, поставил минус из-за заголовка. Несерьёзно.
      1. 0
        8 ноября 2012 17:26
        Да. Хотя возможно автор представлял Россию медведем... wink
  17. +1
    8 ноября 2012 17:24
    То что Россия хочет взять под контроль Белорусскую оборонку - вполне очевидный факт, рано или поздно это всё равно произошло бы. Скоро Белоруссия войдёт в состав России, это тоже очевидный факт, нужно время...
  18. 0
    8 ноября 2012 18:21
    Если российские дельцы,а именно дельцы контролируют у нас оборонку, приберут к рукам белорусские предприятия, ничего хорошего ни для Белоруссии ,ни для России не будет. Любое наше предприятие , облеплено посредниками как ракушками, пример- печально известный государственный "Оборонсервис" с афилированными фирмами и фирмочками. Батька такого б..ва в Беларуси не позволяет, поэтому люди работают,развивают производство, а не придумывают схемы как срубить бабла на мутных услугах. Придут туда наши эффективные манагеры,обязательно доведут Интеграл и Пеленг до состояния Ижмаша, а из МАЗа сделают сборочный цех забугорных моделей.
    1. 0
      8 ноября 2012 20:36
      Цитата: Karabin
      Если российские дельцы,а именно дельцы контролируют у нас оборонку,

      А что , сотрудничество в ВПК, это уже не контролируется государством?
      Да и с какого хрена нам подминать Белоруссию? Речь идёт о расширении сотрудничества, а не в извлечении выгоды в одну сторону.
  19. 0
    8 ноября 2012 22:39
    Элементы секретности (материалы, технологии и прочее), которые необходимо обеспечивать обеим сторонам, требуют более тесного межгосударственного слияния. Оборонка - хороший полигон для отработки такового. И взаимовыгодно во всех отношениях.
  20. mazdie
    0
    8 ноября 2012 23:52
    Сотрудничество- должно быть ВЗАИМОВЫГОДНЫМ, а там и до объединения не далеко!
  21. +1
    9 ноября 2012 02:49
    Давайте будем реалистами, объединение тормозят больше не власти Белоруссии, а наши "правители".
    Скажу больше, пока у власти Батька, объединения не будет. Думаю сами знаете ответ. При следующих выборах Батька баллотируется на пост
    Союзной Республики, и прощай тогда МедвеПуты, никакие подтасовки уже не помогут, партия воров и жуликов будет разбита наголову.
    Я бы за Батьку проголосовал, а Вы?

    Про украинские преступные власти и речь не ведем. Тут все и так ясно.
    Янук оказался не на много лучше "оранжевых".
  22. SAVA555.IVANOV
    +1
    9 ноября 2012 03:10
    Янык перед выборами засуетился ,какие то встечи с Путиным ,Медведевым создавать начал вид рабочий,а до выборов нельзя что ли было сотрудничать с Россией по тем или иным направлениям,следующие выборы он не выиграет,но нужен претендент который спит и видит наши республики вместе навсегда.