Military Review

Variable propellant charges for mortar rounds

14
Variable propellant charges for mortar rounds
Mortar 2S4 "Tulip" launches a 240-mm mine. Photo by the Ministry of Defense of the Russian Federation



Despite the simplicity of the design, the mortar is capable of solving various fire missions and firing over a wide range of ranges. Such opportunities are provided by various design features of the gun itself and ammunition for it. In particular, a certain contribution to the overall combat capabilities is made by the use of the so-called. variable propellant charges that allow you to change the initial speed and range of the mine.

Design and improvement


A mortar or artillery mine, like the mortar itself, is distinguished by a certain simplicity of design. Shots of this kind are carried out in a streamlined body. Obturation belts are located in the widest part of the body, ensuring maximum use of the energy of powder gases. The tail of the mine is usually made in the form of a tube with side holes and an open end and is equipped with several stabilizer feathers.

In preparation for firing, a propellant charge is placed in the tubular shank of the mine in the form of a cardboard tube with gunpowder and a primer. When ignited, the cartridge burns out, and the powder gases flow from the shank into the bore and push the mine out of it.


82-mm mines for battalion mortars arr. 1937 / 1941 / 1943 etc. boat charges. Graphics from the mortar manual

Initially, the firing range of such ammunition was set only due to the elevation angle of the barrel. This method made it possible to solve fire missions, but imposed certain restrictions. So, the small volume of the shank limited the mass of the propellant charge and, accordingly, the initial speed and flight range.

In the twenties and thirties, several countries found and introduced a new way to increase the firing range - the use of a variable propellant charge with the main cartridge and several additional elements. In fact, this idea was borrowed from howitzer artillery and adapted to the design features of the mortar and its shots.

In general, the idea of ​​a variable charge was quite simple. In preparation for firing, additional caps or modules with the required amount of gunpowder are attached to the tail of the mine. When burned, such charges increase the initial energy of the mine and increase the flight range. Changing the number of modules in combination with setting the optimal aiming angle allows you to more flexibly control the firing range.

Domestic experience


In our country, such solutions were widely implemented in the second half of the thirties - simultaneously with the entry into service of new 82-mm battalion and 120-mm regimental mortars of several models. For mines of various calibers, they developed and produced their own variable charges.


Mortar 2B14 "Tray". In the foreground are mines of various types with additional beams. On the right - full charge. Photo Arms-expo.ru

This method of increasing the firing range has shown itself well in tests and in practice, incl. in real fights. They did not abandon it, and the development of such a concept continued over the next few decades. In the future, all new families of mortar shots got the opportunity to change the hitch.

Variable charges are still used today. Mines with such equipment are included in the ammunition load of almost all modern domestic mortars - from the 82-mm 2B14 Tray system to the 2S4 Tyulpan self-propelled gun.

Developments and results


A variable charge for a mine can be made in many ways. So, in early Soviet projects of this kind, three options for the design and placement of additional charges were used at once. Later, according to the experience of production and operation, two of them were abandoned, and all modern systems manage with only one scheme.


Mortar with 120 mm rounds. Mines are equipped with additional charges. Photo by the Ministry of Defense of the Russian Federation

82-mm mortars of the late thirties used mines of different types with different tails, and two different options for additional charges were intended for them. So, for mines with six stabilizer feathers, the so-called. boat charges. These were small bulging bags with 7 grams of gunpowder in each. With the help of a lace, they were attached between the feathers of the mine.

On the main charge weighing 8 g in the tail cartridge, an 82-mm fragmentation mine gained an initial speed of 70 m / s and flew 475 m. One “boat” (the so-called charge No. 1) increased the total charge to 15 g, and the initial speed reached 105 m / s. The firing range at the same time reached 1062 m. The sixth charge (the main cartridge and six "boats") amounted to a total of 50 g of gunpowder, it gave a speed of 210 m / s and a range of more than 3 km.

For a ten-pointed mine, a charge-ring was developed. In this case, 13 g of gunpowder were placed in a flat annular cap, put on the shank. One such ring increased the propelling charge of the mine to 21 g and accelerated it to 130 m / s at a range of more than 1500 m. A full charge with three rings (48 g) gave characteristics at the level of six “boats”.


Shooting from a mortar 2B11. Photo by the Ministry of Defense of the Russian Federation

In caliber 120 mm, the so-called. bundles - thin long bags of gunpowder, fastened to the shank with a cord. Each such beam contained 70 g of gunpowder. The main 100-g charge accelerated the mine to 120 m / s and sent it to a distance of up to 1340 m. The main cartridge with one beam gave a speed of 156 m / s and a range of 2,3 km. With five beams, it was possible to obtain a charge of 450 g and a speed of more than 270 m / s. The range in this case was 5,7 km. However, not all mines were allowed to be used with the most powerful charges in order to avoid destruction.

Modern level


Currently, the Russian army is armed with a number of mortars in caliber from 60 to 240 mm. Almost all such systems can use variable charges to smoothly change the firing range of all standard mines. In addition, there are reinforced long-range charges that allow you to get maximum range.

Mortars 2B9 "Vasilek" and 2B14 "Tray" use a unified family of 82-mm mines. The mass of ammunition, depending on the type, is 3,1-3,2 kg or more. For the Tray, the minimum firing range is 85 m - with the main charge and the maximum elevation angle. Other aiming angles and the use of beams make it possible to bring the range up to 3,1 km. A special long-range charge increases the range by another 810 m.

120-mm transportable / towed mortar 2B12 "Sani" uses mines weighing at least 15-16 kg. In this case, the minimum range reaches 480 m. A variable charge with a different number of beams gives a maximum range of 5,9 km, and a long-range charge brings this parameter to 7,2 km.


240-mm mine "Tulip" in the process of feeding to the gun. Additional bundles are tied to the shank. Photo by the Ministry of Defense of the Russian Federation

The most powerful in its class is the 2S4 Tyulpan self-propelled mortar based on the 240B2 8 mm gun. This system uses various types of ammunition weighing from 130 to 228 kg, equipped with both the main charge and additional beams. The minimum firing range of the Tulip, depending on the type of shot, does not exceed 700-800 m. Conventional and guided mines hit targets at distances of 9,5-9,6 m.

An interesting feature of the 2B8 and 2S4 products is the presence of active-reactive ammunition in the ammunition load. High-explosive fragmentation, cluster and incendiary mines of this class, when launched with a maximum charge, fly 19 km or further.

Obvious prospects


Mortars are still one of the most important components of field artillery. Due to a number of design features, they combine ease of production, ease of use and fairly high performance characteristics. In addition, a wide choice of ammunition increases the flexibility of using such weapons.

It is obvious that a significant contribution to the overall results of the entire class of weapons is made by variable charges of mortar mines. It is they that allow the use of regular mines and hit objects in an extended range of ranges. And it can be assumed that the further development of mortar weapons will continue to be associated with the main charges and additional beams.
Author:
14 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Boniface
    Boniface 30 December 2022 09: 51
    0
    Thank you for the article! I always paid attention to the "bags", it is very interesting to learn more about this!
  2. Sancho_SP
    Sancho_SP 30 December 2022 10: 14
    0
    Always wondered why a small charge is needed? Out of habit?

    When firing with a maximum charge at a short distance, accuracy is lost?
    Increased wear?


    After all, it would be much more convenient to aim only at the angle of elevation of the barrel.
    1. Sergey Aleksandrovich
      Sergey Aleksandrovich 30 December 2022 13: 54
      +1
      And the increased, at times, time of a mine in flight does not bother, reduced accuracy, as well as the difficulty of adjusting fire because of this?
  3. Blacksmith 55
    Blacksmith 55 30 December 2022 10: 21
    -1
    A device for increasing shooting is well and simply described.
    As they say, even a goat understands. ))))
    But the author should also describe the origin of mortars as weapons.
    The fact that they are descended from mortars.
    And the first to invent a modern mortar was a Russian engineer and officer Gobyatko.
    It was in Port Arthur during the Russo-Japanese War.
    However, all the curious can find out on Wikipedia, ask only Mortar.
    Happy New Year to all VO readers.
    I wish you all the best in the future.
    1. Bogalex
      Bogalex 30 December 2022 12: 07
      +2
      And the first to invent a modern mortar was a Russian engineer and officer Gobyatko

      Captain Leonid Nikolaevich Gobyato and midshipman Sergei Nikolaevich Vlasyev in Port Arthur invented not a mortar in its modern sense, but its prototype - they adapted the barrels of 47-mm cannons for throwing as over-caliber shells of sea pole mines.
    2. Bormanxnumx
      Bormanxnumx 30 December 2022 12: 52
      +1
      Quote: Blacksmith 55
      And the first to invent a modern mortar was a Russian engineer and officer Gobyatko.
      It was in Port Arthur during the Russo-Japanese War.

      I don't want to upset you, but the officer is not Gobyatko, but Gobyato. And he was not the inventor of either the first or the modern mortar.
      "Mortar" Gobyato represented the modernization of a 47-mm naval gun for firing over-caliber pole mines.

      Shooting an over-caliber pole mine from a rifled gun was "documented" by the French back in the 1890s.

      The "classic" modern mortar grew out of the 81-mm Stokes-Brandt mortar, which was a development of the Stokes mortar during the WWI
  4. Bogalex
    Bogalex 30 December 2022 11: 56
    +1
    Mortar 2B14 "Tray".

    It's not "Tray". In the photo - a modernized 82-mm portable-portable mortar 2B24 "Deva". The mine on the right is a long-range 3O26 of increased power.
  5. Bogalex
    Bogalex 30 December 2022 11: 58
    +2
    Currently, the Russian army is armed with a number of mortars in caliber from 60 to 240 mm.

    And you can ask what kind of 60-mm mortar is in service with the Russian army?
    1. Sergei N 58912062
      Sergei N 58912062 30 December 2022 13: 43
      +1
      I am also wondering what kind of 60-mm mortar is in service with the Russian army?
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 31 December 2022 01: 07
        +1
        Quote: Sergei N 58912062
        I am also wondering what kind of 60-mm mortar is in service with the Russian army?

        60-mm mortars are in service with the Armed Forces of the DPR and LPR ... now it is part of the Russian armed forces (ARF)!
        1. Bogalex
          Bogalex 4 January 2023 12: 55
          0
          What kind of 60-mm mortars are these in service with the Armed Forces of the DPR and LPR?
  6. Sergei N 58912062
    Sergei N 58912062 30 December 2022 13: 53
    -1
    The author, I'm wondering, what kind of 60-mm mortar is in service with the Russian army?
    The minimum firing range of the "Tulip", depending on the type of shot, does not exceed 700-800 meters. Conventional and guided mines hit targets at distances of 9,5-9,6 m.
    Probably all the same 9,5-9,6 km, not m.
  7. bk0010
    bk0010 30 December 2022 18: 27
    0
    It is not clear why additional charges do not destroy the tail of the mine. The stabilizer should come off (but does not come off).
    1. UA3QHP
      UA3QHP 30 December 2022 20: 30
      0
      Why should he get away? There is an exit for gases.

Военное обозрение

Переменные метательные заряды для минометных выстрелов

14
Переменные метательные заряды для минометных выстрелов
Миномет 2С4 "Тюльпан" запускает 240-мм мину. Фото Минобороны РФ



При всей простоте конструкции, миномет способен решать разные огневые задачи и вести огонь в широком диапазоне дальностей. Такие возможности обеспечиваются различными особенностями конструкции самого орудия и боеприпасов для него. В частности, определенный вклад в общие боевые возможности вносит использование т.н. переменных метательных зарядов, позволяющих изменять начальную скорость и дальность полета мины.

Конструкция и ее совершенствование


Минометная или артиллерийская мина, как и сам миномет, отличается определенной простотой конструкции. Выстрелы такого рода выполняются в корпусе обтекаемой формы. В самой широкой части корпуса находятся обтюрационные пояски, обеспечивающие максимальное использование энергии пороховых газов. Хвостовик мины обычно выполняется в виде трубки с боковыми отверстиями и открытым торцом и оснащается несколькими перьями стабилизатора.

В трубчатый хвостовик мины при подготовке к стрельбе помещается метательный заряд в виде картонной трубки с порохом и капсюлем. При воспламенении патрон выгорает, а пороховые газы истекают из хвостовика в канал ствола и выталкивают из него мину.


82-мм мины для батальонных минометов обр. 1937 / 1941 / 1943 гг. и т.н. заряды-лодочки. Графика из руководства по эксплуатации минометов

Изначально дальность стрельбы таким боеприпасом устанавливалась только за счет угла возвышения ствола. Такой способ позволял решать огневые задачи, но накладывал определенные ограничения. Так, малый объем хвостовика ограничивал массу метательного заряда и, соответственно, начальную скорость и дальность полета.

В двадцатых-тридцатых годах в нескольких странах нашли и внедрили новый способ увеличения дальности стрельбы – использование переменного метательного заряда с основным патроном и несколькими дополнительными элементами. По сути, эту идею заимствовали у гаубичной артиллерии и адаптировали к особенностям конструкции миномета и его выстрелов.

В целом идея переменного заряда была достаточно простой. При подготовке к стрельбы на хвостовик мины крепятся дополнительные картузы или модули с нужным количеством пороха. Сгорая, такие заряды увеличивают начальную энергию мины и повышают дальность полета. Изменение количества модулей в сочетании с установкой оптимального угла наводки позволяет более гибко управлять дальностью стрельбы.

Отечественный опыт


В нашей стране подобные решения широко внедрялись во второй половине тридцатых – одновременно с поступлением на вооружение новых 82-мм батальонных и 120-мм полковых минометов нескольких моделей. Для мин разного калибра разработали и выпускали собственные переменные заряды.


Миномет 2Б14 "Поднос". На переднем плане мины разных типов с дополнительными пучками. На правой - полный заряд. Фото Arms-expo.ru

Такой способ увеличения дальности стрельбы хорошо показал себя на испытаниях и на практике, в т.ч. в реальных боях. От него не стали отказываться, и развитие такой концепции продолжалось в течение нескольких следующих десятилетий. В дальнейшем все новые семейства минометных выстрелов получали возможность изменения навески.

Переменные заряды используются и сейчас. Мины с таким оснащением входят в боекомплект практически всех современных отечественных минометов – от 82-мм системы 2Б14 «Поднос» до самоходного орудия 2С4 «Тюльпан».

Разработки и результаты


Переменный заряд для мины может быть изготовлен разными способами. Так, в ранних советских проектах такого рода использовалось сразу три варианта конструкции и размещения дополнительных зарядов. В дальнейшем, по опыту производства и эксплуатации, от двух из них отказались, и все современные системы обходятся только одной схемой.


Минометчик с 120-мм выстрелами. Мины оснащены дополнительными зарядами. Фото Минобороны РФ

82-мм минометы конца тридцатых годов использовали мины разных типов с отличающимися хвостовиками, и для них предназначались два разных варианта дополнительных зарядов. Так, для мин с шестью перьями стабилизатора предназначались т.н. заряды-лодочки. Это были небольшие выпуклые мешочки с 7 г пороха в каждом. При помощи шнурка они крепились между перьями мины.

На основном заряде массой 8 г в хвостовом патроне 82-мм осколочная мина набирала начальную скорость 70 м/с и улетала на 475 м. Одна «лодочка» (т.н. заряд №1) увеличивала общий заряд до 15 г, а начальная скорость доходила до 105 м/с. Дальность стрельбы при этом достигала 1062 м. Шестой заряд (основной патрон и шесть «лодочек») составлял суммарно 50 г пороха, он давал скорость 210 м/с и дальность более 3 км.

Для десятиперой мины разработали заряд-кольцо. В этом случае 13 г пороха помещались в плоском кольцеобразном картузе, надеваемом на хвостовик. Одно такое кольцо увеличивало метательный заряд мины до 21 г и разгоняло ее до 130 м/с при дальности более 1500 м. Полный заряд с тремя кольцами (48 г) давал характеристики на уровне шести «лодочек».


Стрельба из миномета 2Б11. Фото Минобороны РФ

В калибре 120 мм использовали т.н. пучки – тонкие длинные мешочки с порохом, закрепляемые на хвостовике шнурком. Каждый такой пучок вмещал 70 г пороха. Основной 100-г заряд разгонял мину до 120 м/с и отправлял на дальность до 1340 м. Основной патрон с одним пучком давали скорость 156 м/с и дальность 2,3 км. С пятью пучками можно было получить заряд в 450 г и скорость более 270 м/с. Дальность при этом составляла 5,7 км. Впрочем, не все мины допускалось использовать с наиболее мощными зарядами во избежание разрушения.

Современный уровень


В настоящее время на вооружении российский армии состоит целый ряд минометов в калибре от 60 до 240 мм. Практически все подобные системы могут использовать переменные заряды для плавного изменения дальности стрельбы всеми штатными минами. Кроме того, существуют усиленные дальнобойные заряды, позволяющие получить максимальную дальность.

Минометы 2Б9 «Василек» и 2Б14 «Поднос» используют унифицированное семейство 82-мм мин. Масса боеприпаса, в зависимости от типа, составляет 3,1-3,2 кг или более. Для «Подноса» минимальная дальность стрельбы составляет 85 м – при основном заряде и максимальном угле возвышения. Другие углы наводки и применение пучков позволяют довести дальность до 3,1 км. Специальный дальнобойный заряд увеличивает дальность еще на 810 м.

120-мм возимый / буксируемый миномет 2Б12 «Сани» использует мины массой не менее 15-16 кг. При этом минимальная дальность достигает 480 м. Переменный заряд с разным количеством пучков дает максимальную дальность 5,9 км, а дальнобойный заряд доводит этот параметр до 7,2 км.


240-мм мина "Тюльпана" в процессе подачи к орудию. К хвостовику привязаны дополнительные пучки. Фото Минобороны РФ

Наиболее мощным в своем классе является самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» на основе 240-мм орудия 2Б8. Эта система использует боеприпасы разных типов массой от 130 до 228 кг, оснащаемые как основным зарядом, так и дополнительными пучками. Минимальная дальность стрельбы из «Тюльпана», в зависимости от типа выстрела, не превышает 700-800 м. Обычными и управляемыми минами поражаются цели на дистанциях 9,5-9,6 м.

Интересной особенностью изделий 2Б8 и 2С4 является наличие в боекомплекте активно-реактивных боеприпасов. Осколочно-фугасная, кассетная и зажигательная мины такого класса при запуске с максимальным зарядом улетают на 19 км или далее.

Очевидные перспективы


Минометы по-прежнему остаются одной из важнейших составляющих полевой артиллерии. Благодаря ряду конструктивных особенностей в них сочетаются простота производства, удобство эксплуатации и достаточно высокие тактико-технические характеристики. Кроме того, широкий выбор боеприпасов повышает гибкость применения такого вооружения.

Очевидно, что существенный вклад в общие результаты всего класса вооружений делают переменные заряды минометных мин. Именно они позволяют использовать штатные мины и поражать объекты в расширенном диапазоне дальностей. И можно предполагать, что дальнейшее развитие минометных вооружений по-прежнему будет связано с основными зарядами и дополнительными пучками.
Автор:
14 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Бонифаций
    Бонифаций 30 декабря 2022 09:51
    0
    Спасибо за статью! Всегда обращал внимание на "мешочки", очень интересно узнать о этом по подробнее!
  2. Sancho_SP
    Sancho_SP 30 декабря 2022 10:14
    0
    Всегда было интересно, зачем нужен малый заряд? По привычке?

    При выстреле максимальным зарядом на малой дистанции теряется точность?
    Повышенный износ?


    Ведь намного удобнее было бы прицеливаться только по углу подъёма ствола.
    1. СергейАлександрович
      СергейАлександрович 30 декабря 2022 13:54
      +1
      А увеличенное, в разы, время мины в полете не смущает, пониженная точность, как и сложность корректировки огня из-за этого?
  3. Кузнец 55
    Кузнец 55 30 декабря 2022 10:21
    -1
    Хорошо и просто описано устройство для увеличения стрельбы .
    Как говорится - даже козе понятно . ))))
    Но автору следовало бы описать и зарождение миномётов как оружия .
    То что они произошли от мортир .
    А первым изобрел современный миномет русский инженер и офицер Гобятко .
    Было это в Порт Артуре во время русско-японской войны .
    Впрочем всем любопытным можно узнать это в Википедии , задайте только Миномёт .
    Всех читателей ВО с наступающим Новым Годом .
    Желаю всего доброго в дальнейшем .
    1. Bogalex
      Bogalex 30 декабря 2022 12:07
      +2
      А первым изобрел современный миномет русский инженер и офицер Гобятко

      Капитан Леонид Николаевич Гобято и мичман Сергей Николаевич Власьев в Порт-Артуре изобрели не миномет в его современном понимании, а его прообраз - приспособили стволы 47-мм пушек для метания в качестве надкалиберных снарядов морских шестовых мин.
    2. BORMAN82
      BORMAN82 30 декабря 2022 12:52
      +1
      Цитата: Кузнец 55
      А первым изобрел современный миномет русский инженер и офицер Гобятко .
      Было это в Порт Артуре во время русско-японской войны .

      Нехочу вас растраивать но офицер не Гобятко ,а Гобято. И он не был изобретателем ни первого, ни современного миномета.
      "Миномет" Гобято представлял модернизацию 47-мм морского орудия для стрельбы надкалиберными шестовыми минами.

      Выстрелять надкалиберной шестовой миной из нарезного орудия "докумекали" французы еще в 1890-х гг.

      "Классический" современный миномет вырос из 81-мм миномёта Стокса-Брандта, который являлся развитием миномета Стокса времен ПМВ
  4. Bogalex
    Bogalex 30 декабря 2022 11:56
    +1
    Миномет 2Б14 "Поднос".

    Это не "Поднос". На фотографии - модернизированный 82-мм носимо-возимый миномет 2Б24 "Дева". Мина справа - дальнобойная 3О26 повышенного могущества.
  5. Bogalex
    Bogalex 30 декабря 2022 11:58
    +2
    В настоящее время на вооружении российский армии состоит целый ряд минометов в калибре от 60 до 240 мм.

    А можно поинтересоваться, что за 60-мм миномёт состоит на вооружении российской армии?
    1. Sergei N 58912062
      Sergei N 58912062 30 декабря 2022 13:43
      +1
      Мне тоже интересно какой такой 60-мм миномёт состоит на вооружении российской армии?
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 31 декабря 2022 01:07
        +1
        Цитата: Sergei N 58912062
        Мне тоже интересно какой такой 60-мм миномёт состоит на вооружении российской армии?

        60-мм миномёты состоят на вооружении ВС ДНР и ЛНР... сейчас это часть вооружённых сил России (ВСР) !
        1. Bogalex
          Bogalex 4 января 2023 12:55
          0
          Это какие это 60-мм миномёты состоят на вооружении ВС ДНР и ЛНР?
  6. Sergei N 58912062
    Sergei N 58912062 30 декабря 2022 13:53
    -1
    Автор, мне интересно, а какой такой 60-мм миномёт состоит на вооружении российской армии?
    Минимальная дальность стрельбы из "Тюльпана", в зависимости от типа выстрела, не превышает 700-800 метров. Обычными и управляемыми минами поражаются цели на дистанциях 9,5-9,6 м.
    Наверное всё таки 9,5-9,6 км, а не м.
  7. bk0010
    bk0010 30 декабря 2022 18:27
    0
    Непонятно, почему дополнительные заряды не разрушают хвостовик мины. Стабилизатор отрываться должен (но не отрывается).
    1. Ua3qhp
      Ua3qhp 30 декабря 2022 20:30
      0
      А почему он должен отрываться? Выход для газов имеется.