Военное обозрение

ОАК создала устройство, защищающее самолет от негативных последствий пуска ракеты

12
ОАК создала устройство, защищающее самолет от негативных последствий пуска ракеты

В Российской Федерации создано, запатентовано и испытано специальное устройство, которое защищает летательный аппарат от негативных последствий пуска боевой ракеты, а именно – от факела, который образуется от ее реактивного двигателя. Такое устройство создали специалисты Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая входит в состав государственной корпорации «Ростех». Патент на изобретение был опубликован Федеральным институтом промышленной собственности.


В патентной документации указывается, что двигатель ракет с активным стартом, которые запускаются с рельсовых пусковых устройств, выходит на рабочий режим до того, как боеприпас сходит с направляющих. Факел охватывает примерно две трети длины носителя, он перемещается в процессе движения. Это приводит к негативному термодинамическому и эрозионному воздействию факела на конструкцию носителя, в данном случае – летательного аппарата.

На пусковой установке установлено устройство отклонения струи газов факела ракетного двигателя, которое представляет собой ковшеобразную конструкцию и состоит из металлического каркаса и трех вставок из углерод-углеродного композиционного материала, пропитанного кремнием, которые установлены наклонно по отношению к оси пусковой установки с образованием канала отклонения струи газов факела ракетного двигателя в сторону от грузового отсека летательного аппарата

- цитирует ТАСС описание изобретения, содержащееся в патентной документации.

Как отмечается в документах, в ядре факела ракетного двигателя очень высокая температура. Пары кислот и раскаленные частицы вылетают из сопла со сверхзвуковой скоростью. Вставки из углерод-углеродного композита, пропитанного кремнием, защищают от сквозного проплавления, прогорания или эрозионного уноса.

Крепежные болты, которые находятся в зоне ядра факела, изготовлены тоже из углерод-углеродного композита, пропитанного кремнием. Используются в конструкции и дюралюминиевые болты, которые находятся ниже зоны воздействия ядра факела. Также зашивки из дюралюминия установлены в грузовом отсеке летательного аппарата. Они призваны обеспечить снижение уровня виброакустических нагрузок на конструкцию самолета.

На внешние поверхности носителя, которые могут быть подвержены воздействию реактивной струи, нанесено специальное теплозащитное покрытие. Испытания устройства, как отмечают в ОАК, были результативными. В процессе испытаний имитировались штатные пуски и несход ракеты.
Использованы фотографии:
Wikipedia / Sot10
12 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Orange-Bigg
    Orange-Bigg 30 декабря 2022 08:42
    +4
    Подвижки в ОАК есть.
    Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина изготовил и передал Минобороны России очередную партию из четырёх серийных самолётов пятого поколения Су-57 в рамках программы поставок текущего года. .... 28 декабря 2022 года четвёрка Су-57 была замечена споттерами в аэропорту Толмачёво и над Новосибирском.


    Таким образом, в 2022 году Минобороны РФ получило шесть самолётов Су-57: два в мае и четыре теперь. Суммарно к настоящему времени в ВКС России, видимо, передано десять серийных истребителей пятого поколения.До конца 2024 года на КнААЗ должны изготовить ещё 22 таких самолёта.

    https://aviation21.ru/minoborony-peredany-ocherednye-dva-istrebitelya-su-57/


    В 2022 году было выполнено свыше 160 успешных испытательных полётов на самолёте МС-21 с силовой установкой ПД-14, лётчики-испытатели ОКБ им. А.С. Яковлева проверили лайнер на различных режимах эксплуатации. В ходе испытаний двигатель ПД-14 показал характеристики, не уступающие иностранным аналогам. Кроме того, крыло из отечественных композитов прошло цикл испытаний в ЦАГИ, которые подтвердили заявленные прочностные параметры.


    По результатам проведенных работ был переиздан сертификат типа FATA-01010A с добавлением новой модели МС-21-310. Документы, подтверждающие внесение изменений в сертификат лайнера, были вручены 28 декабря в Минпромторге России, в присутствии вице-премьера – министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

    https://aviation21.ru/rosaviaciya-sertificirovala-otechestvennoe-krylo-i-dvigatel-pd-14-na-ms-21/

    29 ноября в Ульяновске планируют передать заказчику — авиакомпании «Россия» — первый среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-310. В фирменную бело-красную ливрею воздушное судно покрасили на предприятии «Спектр-Авиа».


  2. Ив762
    Ив762 30 декабря 2022 08:45
    -5
    what
    А просто покрасить термостойкой краской (иже что-нить подобное) было совсем нельзя?
    1. Хорон
      Хорон 30 декабря 2022 09:37
      +3
      Цитата: Ив762
      what
      А просто покрасить термостойкой краской (иже что-нить подобное) было совсем нельзя?

      Можно, но эффект будет минимальным, так как проблема не только в высокой температуре но и:
      Пары кислот и раскаленные частицы вылетают из сопла со сверхзвуковой скоростью.
    2. Andy_nsk
      Andy_nsk 30 декабря 2022 18:31
      +2
      А просто покрасить термостойкой краской (иже что-нить подобное) было совсем нельзя?

      Можно, но дополнительно нужно обеспечить и термоизоляцию (краска тонким слоем не защитит детали самолёта от нагрева).
      А вообще, имея опыт патентования, могу сказать, что причины для оформления патента могут быть самые разные (например, ввести в заблуждение конкурентов, или наоборот - закрыть конкурентам определённые направления развития), поэтому наличие патента не говорит о том, что изделие будет выпускаться в строгом соответствии с патентом.
  3. тоже-врач
    тоже-врач 30 декабря 2022 08:53
    +2
    А может сделать проще? Скидывать ракету каким-нибудь электро- или пневмоприводом, а двигатели запускать после отделения? Сегодня электроника дешёвая...
    1. Ив762
      Ив762 30 декабря 2022 08:59
      0
      Цитата: тоже-врач
      А может сделать проще?...

      Там вроде больше ограничений на режим полёта при запуске...
    2. обыватель
      обыватель 30 декабря 2022 09:32
      0
      Цитата: тоже-врач
      Скидывать ракету каким-нибудь электро- или пневмоприводом, а двигатели запускать после отделения?

      На виражах, в положении кверху брюхом, тоже будете "скидывать ракету"?
  4. Last centurion
    Last centurion 30 декабря 2022 10:37
    0
    А ракета от этого разве не изменит траекторию при сходе? Я так понимаю газы бьют в ковш сверху, и .....заодно...толкают заднюю часть ракеты вниз. Центр масс ракеты -в её передней боевой части, что отклоняет её вверх. Не?
    1. Bad_gr
      Bad_gr 30 декабря 2022 11:54
      +1
      Цитата: Last centurion
      Я так понимаю газы бьют в ковш сверху, и .....заодно...толкают заднюю часть ракеты вниз.
      Отражающие элементы закреплены на самолёте, поэтому и воздействие идёт на самолёт, а не на ракету
      1. zenion
        zenion 31 декабря 2022 13:40
        0
        Так ведь ракеты летают за счёт отталкивания от этой исходящей струи.
  5. iouris
    iouris 30 декабря 2022 11:28
    +1
    АКУ - авиационное катапультное устройство
    АКУ-1 авиационное катапультное устройство Ту-22М3 УРВЗ типа Х-15
    АКУ-5 авиационное катапультное устройство Ту-95МС-16 (подкрыльевое) КР типа Х-55
  6. cpls22
    cpls22 31 декабря 2022 15:32
    +2
    Похоже, эти последствия от контакта с реактивной струёй проявились только в результате многократных пусков, значительно превышающих по количеству серийные испытательные. Конечно, можно наверное решить эту проблему с помощью задержки пуска после отделения, но это значит , что надо вносить изменения в конструкцию самой ракеты. А если их уже сотни наделали, если не тысячи ? Остаётся одно - защищать носитель.