Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

От патрульных катеров до авианосцев

Россия предлагает весь спектр военно-морской техники и вооружения

На вопросы еженедельника «ВПК» ответил руководитель делегации ОАО «Рособоронэкспорт», первый заместитель генерального директора Иван Максимович Гончаренко.

«ВПК»: Иван Максимович, еще рано подводить итоги работы ОАО «Рособоронэкспорт» за год, но есть какие-нибудь промежуточные результаты?


– Да, конечно, и они радуют. В частности, за первые полгода экспорт продукции военного назначения только по линии нашего общества составил 6,5 миллиарда долларов. Это выше результатов за аналогичный период прошлого года. Так что можно сказать, что на сегодня Рособоронэкспорт продолжает успешно выполнять все свои обязательства. Полагаю, что итоги за год составят более 11 миллиардов долларов, и это также выше показателей прошлого года. Таким образом, мы продолжаем обеспечивать предприятия российского ОПК заказами для бесперебойной работы. А вместе с гособоронзаказом это позволит увеличить количество рабочих мест, закупить современное оборудование, обновить технологии производства, расширить научно-исследовательские разработки.

«ВПК»: Какие задачи ставил перед собой Рособоронэкспорт, участвуя в парижском военно-морском салоне «Евронаваль-2012»?

– Участие в главных международных выставках – это важное направление маркетинговой работы Рособоронэкспорта. Особенность этой выставки в том, что она не имеет региональной направленности и является смотром общемировых тенденций развития военно-морской техники. «Евронаваль» – один из старейших и наиболее авторитетных военно-морских салонов мира, который проводится раз в два года. Участие в нем не только престижно, но и важно с точки зрения имиджа страны, демонстрации высоких возможностей в области национального военного кораблестроения. Именно поэтому Россия принимает участие в работе «Евронаваля» уже в восьмой раз.

«ВПК»: Чем обусловлены успехи Рособоронэкспорта, который ежегодно улучшает показатели своей деятельности?

От патрульных катеров до авианосцевГенеральный директор Рособоронэкспорта
Анатолий Исайкин и глава делегации
компанииИван Гончаренко (слева)
на салоне «Евронаваль-2012»


– В своей работе мы не только акцентируем внимание на отдельных образцах и видах ПВН российского производства, но и постоянно стремимся оказывать содействие своим заказчикам в оптимизации военных расходов, увязывая рекомендации по выбору российских вооружений с критерием «эффективность-стоимость». Экспортные версии российских вооружений и военной техники адаптированы к условиям эксплуатации в различных широтах. В состав оружия и технических средств судов входят комплектующие, поставляемые российскими предприятиями, а также ведущими мировыми производителями. По желанию заказчика может быть рассмотрена возможность изменения их номенклатуры.

При этом Рособоронэкспорт предлагает широкий спектр услуг по сервисному обслуживанию поставленных кораблей, обеспечению их повседневной и боевой деятельности. Это достигается созданием всего комплекса береговых объектов для базирования, ремонта и обслуживания кораблей, хранения и подготовки к использованию оружия и боеприпасов, проведения тренировок специалистов на современных тренажерах, которые предоставляются по просьбе заказчика.

«ВПК»: Сегодня военно-морские силы государств, которые позиционируют себя в качестве ведущих региональных держав, не могут обойтись без подводного флота, а у Рособоронэкспорта достаточно широкий спектр предложений. Что было представлено на этот раз?

– Россия многие годы была признанным лидером кораблестроения. Сегодня в стране действуют порядка 160 предприятий, среди которых не только верфи, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, но и заводы судового машиностроения, приборостроения и электроники. Российский судостроительный комплекс может проектировать и создавать боевые подводные и надводные корабли и вспомогательные суда всех классов, а также выпускать все виды военно-морских вооружений и технических средств. Высокий уровень развития науки, проектных и судостроительных технологий, солидные производственные мощности, высококвалифицированные кадры и большой опыт внешнеэкономической деятельности позволяют России удерживать ведущие позиции в мире по экспорту военно-морской техники и вооружения.

От патрульных катеров до авианосцевБольшим экспортным потенциалом обладают уникальные по своим ТТХ и боевым возможностям российские дизель-электрические подводные лодки типа «Кило». Их достоинства по заслугам оценили ВМС Индии, Китая, Польши, Ирана и других стран.

Так, ДЭПЛ проекта 636 предназначена для эффективного уничтожения субмарин, надводных кораблей, а также береговых целей любого потенциального противника и может действовать как самостоятельно, так и в составе группы. Это одна из самых малошумных ДЭПЛ в мире, за что американцы назвали ее «черной дырой». Это качество обеспечивает гарантированное упреждающее обнаружение противника и атаку с большой дистанции, а также дает возможность уклониться и стать незаметной для чужих кораблей.

Высочайшая боевая эффективность этой подлодки обеспечивается уникальным ракетным комплексом Club-S. За счет большой дальности стрельбы комплекса (до 275 километров) значительно увеличивается возможность выхода подводной лодки для атаки высокоскоростных целей, а также повышается боевая устойчивость ДЭПЛ при ответных действиях противника.

Еще один современный продукт российских кораблестроителей – однокорпусная дизель-электрическая подводная лодка четвертого поколения «Амур-1650» с двумя резервными движителями. Она способна эффективно выполнять боевые задачи во всех районах Мирового океана при любых метеоусловиях, в мелководных и глубоководных акваториях. Высокочувствительная аппаратура и мощное вооружение обеспечивают этой подлодке гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки чужих кораблей с большой дистанции, а также своевременное уклонение от противолодочных кораблей противника. Предусмотрено создание анаэробной силовой установки на основе риформинга дизельного топлива и оснащение ею «Амура-1650», что позволит увеличить время подводного плавания до 20 суток.

«ВПК»: По прогнозам аналитиков, в ближайшие три – пять лет в мире ежегодно будет продаваться порядка десяти боевых надводных кораблей основных классов – корветов, фрегатов, а также других платформ стоимостью от 100 миллионов долларов и выше. Каковы в этом спектре возможности Рособоронэкспорта?

– Для нас нет больших или маленьких контрактов. К каждому партнеру мы относимся деликатно и уважительно. Сейчас мы ведем активную маркетинговую политику, которая строится на основе анализа интересов и запросов наших потенциальных клиентов. При этом в большинстве случаев можно говорить не только о поставках кораблей и подводных лодок, но и о совместном их проектировании и строительстве на судоверфях заказчиков. Такой подход позволил нам существенно расширить географию своих поставок.

Большой интерес потенциальные заказчики проявляют к российскому кораблю – многоцелевому фрегату «Гепард-3.9», в конструкции которого использована архитектура «Стелс». Головной корабль этой серии – «Татарстан» в 2002 году вошел в состав ВМФ России, налажено серийное производство фрегатов этого проекта как для российского Военно-морского флота, так и для экспортных поставок.

От патрульных катеров до авианосцев«Гепард-3.9» предназначен для поиска и уничтожения надводных, подводных и воздушных целей, поэтому его вооружение разнообразно и сбалансированно. На корабле базируется палубный вертолет полетным весом до 12 тонн.

Другой многоцелевой корабль – фрегат проекта 11356 предназначен для ведения боевых действий как самостоятельно, так и в составе соединений против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения воздушных атак. Фрегат может действовать в качестве эскортного корабля. Характерной особенностью проектирования и строительства новых российских фрегатов является переход к модульно-агрегатному методу.

Для поражения надводных кораблей, поиска и уничтожения подводных лодок, разрушения наземных объектов в глубине территории, огневой поддержки морских десантов предназначен фрегат проекта 22356. Разнообразный арсенал ракетного и артиллерийского вооружения, систем ПВО и средств борьбы с подводными объектами, а также наличие вертолета Ка-28 или Ка-31 позволяют фрегату этого типа успешно выполнять весь комплекс возложенных на него боевых задач.

«ВПК»: В этот раз на «Евронавале» были представлены корабли двойного назначения и даже суда для гражданского флота.

– И мы идем в русле этих тенденций. Новым кораблем, который ОАО «Рособоронэкспорт» продвигает на мировой рынок, стало научно-исследовательское судно ледового класса. Мы намерены оказывать техническое содействие в организации его строительства на верфях заказчика. Судно предназначено для решения исследовательских задач в Антарктическом регионе, в частности для проведения геофизических и сейсморазведочных работ, а также для инженерной подготовки освоения будущих месторождений. Этот проект вобрал в себя многолетний опыт российских конструкторов ледокольного флота и реализует на практике фундаментальные научные разработки последних лет.

«ВПК»: Также, по прогнозам, увеличится и мировой экспорт катеров – примерно 45–50 единиц в год. Что может предложить Рособоронэкспорт своим потенциальным заказчикам в этом сегменте рынка?

– Россия является одним из крупнейших экспортеров ракетных катеров. Российские конструкторы и кораблестроители первыми в мире применили на практике регулируемые интерцепторы, позволяющие патрульному катеру проекта 14310 «Мираж», который не имеет аналогов в мире, развивать скорость до 50 узлов, значительно снижать влияние бортовой и килевой качки, а также удельный расход топлива.

Патрульный катер «Соболь» водоизмещением около 60 тонн, тоже использующий интерцепторы, предназначен для несения дежурной службы в территориальных водах, осуществления контроля за соблюдением кораблями и судами режима плавания во внутренних водах, на рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих к ним прибрежных районах моря. Сочетая в себе хорошие мореходные качества с высокой скоростью хода, способностью к скоростному маневру и необходимым вооружением, катер полностью соответствует понятию «перехватчик». Его аналог принят на вооружение.

Большим экспортным потенциалом обладает скоростной глиссирующий патрульный катер «Мангуст». Он способен развивать скорость до 50 узлов и предназначен для перехвата практически любых высокоскоростных морских целей. Его движительная установка обеспечивает высокую маневренность даже в сложных навигационных условиях.

Хорошими экспортными возможностями обладает десантный катер на воздушной подушке проекта 12061Э «Мурена-Э». Он предназначен для транспортировки и высадки на необорудованный берег танков, колесной техники, личного состава с вооружением, а также других грузов общей массой до 40 тонн. Катер может на скорости более 50 узлов преодолевать мелководье, перекаты, песчаные пляжи, болота и заросшие растительностью водоемы. Его мощное вооружение способно оказать эффективную огневую поддержку десанту при высадке. Высокие скорость хода, десантовместимость и экономичность в сравнении с традиционными десантными кораблями позволяют считать «Мурену-Э» оптимальным средством для проведения специальных, миротворческих и экспедиционных операций в большинстве регионов мира.

«ВПК»: «Евронаваль» – это салон не только боевых кораблей, но и морского вооружения.

– Безусловно, ведь мощь ракетно-пушечного и торпедного вооружения – один из основных показателей могущества военно-морского флота. На этот раз на стенде Рособоронэкспорта были представлены интегрированные ракетные системы для подводных лодок Club-S и для надводных кораблей Club-N. Они предназначены для поражения крылатыми ракетами надводных кораблей, подводных лодок и береговых целей противника всех типов даже в условиях сильного радиоэлектронного и огневого противодействия. На базе ракетной системы Club-N разработан многофункциональный мобильный береговой комплекс ракетного оружия Club-М.

Противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» эффективно поражает катера, корабли и морские транспорты противника водоизмещением до 5000 тонн. Для повышения скрытности и внезапности атаки, обеспечения устойчивости от средств огневого противодействия ракета Х-35Э этого комплекса имеет малую высоту полета. «Уран-Э» может устанавливаться на строящихся и находящихся в боевом составе кораблях, транспортах и на берегу.

Уникальны характеристики подвижного берегового ракетного комплекса «Бастион» с крылатой ракетой «Яхонт», которая имеет загоризонтную дальность стрельбы, сверхзвуковую скорость на всех участках траектории полета, а также реализует принцип «выстрелил-забыл».

Не утрачивают своих позиций и корабельная артиллерия, пулеметное вооружение. Высокой конкурентоспособностью обладают 100-мм облегченная корабельная артустановка А-190, 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-630М, АК-306 и их модификации.

Кстати, на выставке мы показывали и легкое стрелковое оружие ближнего боя – усовершенствованные автоматы Калашникова «сотой» серии, 5,45-мм автомат Никонова АН-94, пулеметы, огнеметы, ручные противотанковые гранатометы, снайперские винтовки, прицелы ночного видения и многие другие образцы ВиВТ, созданные на основе передовых технологий.

«ВПК»: Еще Перл-Харбор показал, что живучесть флота во многом обеспечена эффективными системами противовоздушной обороны.

– Сегодня к этому нужно прибавить и надежную защиту от ракетной угрозы. Безопасность корабля от атак с воздуха гарантированно обеспечивают продвигаемые Рособоронэкспортом на мировой рынок зенитные ракетные комплексы «Штиль-1» и «Каштан-М», автоматизированный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Пальма» с ЗУР «Сосна», турельная установка «Гибка». Боевая эффективность этих образцов по важнейшим показателям превосходит многие зарубежные аналоги и пользуется спросом у наших иностранных заказчиков.

«ВПК»: Практически все морские государства озабочены обеспечением надежного прибрежного контроля. Что в этом плане может предложить Рособоронэкспорт своим потенциальным заказчикам?

– Действительно, моря и океаны омывают берега большинства стран мира. И каждое государство нуждается в обеспечении надежного контроля своей прибрежной зоны. Это охрана морских границ, защита морских ресурсов в исключительных экономических зонах, борьба с контрабандой, наркобизнесом, пиратством, терроризмом, а также спасание на море. Важнейшая задача военно-морских сил – предотвращение, срыв или ослабление ударов потенциальных противников с морских направлений.

В этих условиях наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения безопасности являются создание и использование систем контроля, включающих средства наблюдения за надводной, воздушной и подводной обстановкой, системы идентификации морских целей, каналы оповещения о выявленных угрозах, средства автоматизации, связи, сбора, обработки и выдачи информации, а также силы оперативного реагирования.

Современный подход к созданию таких систем основан на принципах интеграции и унификации. Данные от различных источников (кораблей ВМС, катеров береговой охраны, береговых постов) обо всех обнаруженных в прибрежной зоне объектах, состоянии моря и погоды поступают в реальном масштабе времени в единую базу. Затем эти сведения могут регламентированно выдаваться органам государственного и военного управления, другим заинтересованным организациям, в том числе и на коммерческой основе.

Исходя из этого, Рособоронэкспорт предлагает потенциальным покупателям целый комплекс новейших средств, которые можно поэтапно объединить в интегрированную систему. Ее системообразующими элементами являются береговые оперативные информационные центры, в которых осуществляются сбор, обработка и хранение информации, поступающей от средств наблюдения. Такими средствами главным образом являются различные типы радаров, развернутых на побережье. Это загоризонтная радиолокационная станция «Подсолнух-Э», РЛС «Подберезовик-ЭТ1», МР-10М1Э и ее мобильный вариант «Мыс-М1Э», унифицированные радиотехнические посты, объединенные локальной сетью в территориальные подсистемы. Из них могут быть сформированы зоны наблюдения на акваториях протяженностью более 500 морских миль и шириной до 200 миль от побережья.

Хочу подчеркнуть особенности загоризонтной РЛС поверхностной волны «Подсолнух-Э», обладающей уникальными возможностями и характеристиками. Она предназначена для круглосуточного и всепогодного наблюдения, обнаруживая надводные и воздушные цели на дистанциях до 450 километров и на акватории площадью 25 000 квадратных миль одновременно. «Подсолнух-Э» существенно снижает расходы по мониторингу морских акваторий в пределах 200-мильной экономической зоны и позволяет обеспечивать выполнение не только военных, но и общегражданских задач (спасательные операции, экологический мониторинг, предупреждение о цунами, охрана биоресурсов).

Средства подводного наблюдения в дальней противолодочной зоне будут представлены на нашем стенде материалами по стационарному комплексу дальнего обнаружения МГК-608Э «Север». В средней и ближней зонах – электромагнитной противолодочной системой «Комор», противодиверсионными гидролокатором «Анапа-МЭ» и магнитоакустическим комплексом «Комор-1». Они обладают высокой помехозащищенностью и способны скрытно обнаруживать подводные лодки, надводные корабли и малоразмерные цели (малые подводные лодки, боевых пловцов и специально подготовленных морских животных), классифицировать их и автоматически передавать данные на береговые системы поражения еще до подхода к важным морским и береговым объектам.

«ВПК»: Сейчас в создании интегрированных систем контроля у России появилось много конкурентов.

– Конкуренция была всегда и затрагивала все виды вооружений. Но техника одних производителей уступает российским системам по тактико-техническим характеристикам, а другие образцы имеют сходные характеристики, но их цена существенно выше. Эту тенденцию отметили уже многие потенциальные заказчики, которые по собственной инициативе обсуждают с Рособоронэкспортом вопросы формирования национальных систем контроля.

Российский опыт создания и использования интегрированных систем контроля прибрежной зоны свидетельствует о том, что системный подход к информационному обеспечению всех видов морской деятельности повышает ее эффективность более чем на 30 процентов. При этом варианты конфигурации интегрированной системы контроля способны меняться в зависимости от назначения, конкретных задач и состава, определенных заказчиком. Это может быть как локальная система охраны отдельно взятой нефтяной платформы, так и единая государственная система освещения морской обстановки.

«ВПК»: Современная практика свидетельствует о том, что в вооруженных силах ведущих мировых держав до 70–80 процентов боевой подготовки экипажей и команд сейчас осуществляется на тренажерах.

– И это правильно. Тренажер дает уникальную возможность детального разбора ошибок, а главное – в сжатые сроки довести все действия, умения и навыки личного состава до автоматизма.

Предлагаемый Рособоронэкспортом комплексный тренажер «Лагуна» необходим для индивидуальной и групповой подготовки корабельных специалистов. Он позволяет существенно повысить выучку боевого состава по управлению кораблем, ведению боевых действий, работе в сложных условиях. При этом обеспечивается полная безопасность экипажа и сохранность дорогостоящей материально-технической части, экономятся топливно-энергетические средства, моторесурс корабля, боеприпасы.

Концепция «открытой архитектуры», принятая при разработке программного обеспечения, определяет универсальность всей системы тренажера и позволяет адаптировать его для обучения экипажей кораблей и катеров любого водоизмещения.

«ВПК»: Означает ли это, что Россия начинает наверстывать упущенные возможности в области IT-технологий?

– Да, определенные достижения в этой сфере у нас есть. Так, российскими учеными создано семейство интеллектуальных геоинформационных программных комплексов «Онтомап», в которых использованы самые современные подходы к автоматизации и информационному обеспечению деятельности командования и штабов на всех уровнях и этапах управления военно-морскими силами – от тактической группы кораблей до оперативного соединения, включая силы флота. Обеспечивая сопряжение командных пунктов с системами освещения морской обстановки, «Онтомап» уже сейчас является основой интегрированных АСУ флота. За непростыми научными терминами «онтология», «геоинформационная система», «модельная поддержка» скрывается ясный и очевидный смысл: на практике реализован принцип управления военно-морскими силами в едином информационном пространстве.

Кстати, аналогичный подход использован при создании оперативного тренажера «Онтомап-В1». Он предназначен для обучения и оперативной подготовки командиров и офицеров штабов корабельных соединений, флотилий, эскадр, флотов. Возможности тренажера позволяют моделировать боевые действия ВМС любой страны против любого противника в любом районе Мирового океана. На данном тренажере слушатели ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» и офицеры флотов уже сейчас тренируются в выработке решений по ведению операций как в современных условиях, так и в будущей вооруженной борьбе на море, не исключая сетецентрические войны.

«ВПК»: Последние полтора месяца пресса активно обсуждает срыв ходовых испытаний авианосца для Индии «Викрамадитья». Как вы можете прокомментировать эту ситуацию.

– У меня создается впечатление, что налицо очевидное сгущение красок. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин отметил, что основные испытания авианосца прошли успешно и в полном объеме. И это действительно так. Проведена большая часть ходовых испытаний, в дневное и ночное время успешно осуществлены полеты с палубы корабля истребителей МиГ-29К/КУБ, проверена работа важнейших систем корабля.

Но любой специалист знает, что военно-морской корабль, а тем более авианосец – это штучный экземпляр. Здесь нельзя, как в автоиндустрии, сначала создать концепт-кар, затем сделать несколько опытных образцов, отработать на них все нюансы и после этого запустить машину в серию. Именно поэтому и проводится комплекс серьезных испытаний всех систем, чтобы выявить и устранить возможные проблемы еще до передачи корабля заказчику. Создание и строительство авианосца – это реализация всего военно-промышленного потенциала страны. Здесь воедино собраны достижения металлургии, машиностроения, электроники, новейших технологий в оружейной промышленности, ракетостроении, авиации. И что бы ни говорили, но глубокая модернизация тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и создание на его основе полноценного авианосца подтвердили возможности нашей страны создавать корабли подобного класса. Это особенно важно отметить после двух десятков лет кризиса нашего кораблестроения, когда было задействовано всего пять процентов судостроительных мощностей России. В последние годы наметилась тенденция выхода из этого тупика.

Конечно, проблемы с индийским авианосцем есть. И наряду с котлами это касается также оборудования третьих стран. Учитывая, что «Викрамадитья» будет эксплуатироваться в условиях тропического климата, нас в первую очередь заботит работа импортных холодильных машин, систем азота и кислорода, водоопреснительных установок обратного осмоса.

К настоящему времени выявлены причины неполадок, объем работ, сроки их выполнения, подготовлен и будет передан индийской стороне уточненный график ремонта.

«ВПК»: Индийская сторона требует какой-либо неустойки за перенос сроков поставки авианосца «Викрамадитья»?

– Этот вопрос не ставился и не обсуждался.

«ВПК»: Пожалуйста, несколько слов о вертолетоносцах «Мистраль», споры о приобретении которых не улеглись до сих пор.

– Действительно, сказано по этому поводу было очень много. Мне остается лишь напомнить, что российский военный флот, насчитывающий уже более чем трехвековую историю, создавался именно благодаря опыту, который мы перенимали у голландских и английских кораблестроителей, а главное – успешно развивался благодаря собственным достижениям. Помните знаменитую фразу Петра Великого о том, что «кораблей построить и безопасно пустить в море без вспоможения наук невозможно». Так что, может быть, есть смысл вспомнить старую петровскую практику и на основе французских технологий добиться новых, качественно более высоких результатов в строительстве кораблей, которых у нас нет. Ведь «Мистраль» – это десантный вертолетоносец, который может выполнять функции командного центра, корабля снабжения и даже госпитального судна. В общем, нам есть чему учиться.

«ВПК»: Вы упомянули, что нашу экспозицию посещал начальник российского Генерального штаба Николай Макаров. Не могли бы сказать, о чем шел разговор?

– Состоялся обмен мнениями о нашей деятельности в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Доложили ему о встречах, которые прошли в Сен-Назере по тематике закупки «Мистралей» в интересах российского ВМФ, которая в настоящее время является крупнейшим проектом в сфере нашего военно-технического сотрудничества с Францией.

«ВПК»: Что можно сказать о посещении Сен-Назера?

– Там состоялось совещание под руководством первого заместителя министра обороны Александра Сухорукова. На нем присутствовали главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, руководство Объединенной судостроительной корпорации в лице ее президента Андрея Дьячкова, представители французской фирмы STXFrance, а также Минобороны Франции. Нами был проведен обзор работы, которая уже проделана, обсужден ряд вопросов, которые неизбежно должны возникнуть при строительстве столь сложного объекта. В Сен-Назере мы на практике увидели, что «Мистралю» – быть: корабль строится в соответствии с графиком.

«ВПК»: Обсуждается ли вопрос создания тренажера для «Мистраля»?

– У нас есть поручение правительства РФ произвести закупку «Мистралей», а вот вопрос по тренажерам этими соглашениями не предусматривался. Но он может возникнуть, ведь на «Мистрале» есть встроенные средства обучения экипажа и боевых расчетов. К слову, обучение двух наших экипажей контрактом предусмотрено и начнется во Франции уже в следующем году.

«ВПК»: Обсуждали ли вы подробности контракта на строительство в России третьего и четвертого «Мистралей»?

– Давайте внесем ясность. Контракт подписан на строительство двух «Мистралей», которыми мы сейчас и занимаемся. Их названия уже определены – «Владивосток» и «Севастополь», хотя вовсе не обязательно, что пункты дислокации обоих кораблей будут расположены именно в этих городах. Что же касается строительства третьего и четвертого кораблей, то этот вопрос детально не обсуждался. Пока мы работаем исключительно в рамках основного контракта.

«ВПК»: Что необходимо для того, чтобы этот вопрос обсуждался? Воля правительства?

– Сомнений в том, что первый и второй «Мистрали» будут построены, у нас нет. Но я скажу так: для начала дайте нам первый «Мистраль». Что же касается третьего и четвертого кораблей, то они должны будут строиться в России с долевым участием французской стороны в плане поставки комплектующих, которые исходя из экономических соображений целесообразно закупить во Франции. Это идея, имеющая право на жизнь.

«ВПК»: Есть какие-нибудь конструктивные отличия «Мистраля», который строится для России, от его французского прототипа?

– Так называемых усовершенствований или изменений к той рабочей конструкции и документации типового французского проекта по основной номенклатуре было внесено более шестидесяти.

«ВПК»: Кстати, если посмотреть на прекрасно оборудованные французские стенды, например той же DCNS, то невольно складывается впечатление, что судостроительная жизнь Франции кипит, предприятия загружены заказами. Российские же стенды чисто внешне такого впечатления не производят, хотя экономическое положение наших предприятий значительно лучше. Как вы оцениваете эту ситуацию?

– Да я не думаю, что сегодня французские предприятия загружены больше, чем российская судостроительная промышленность. Но здесь все проще: в любом мероприятии есть экономическая составляющая. Здесь мы находимся на территории Франции и потому возможности местных предприятий и фирм, естественно, значительно шире, чем наши. Давайте дождемся проведения Военно-морского салона в Санкт-Петербурге в 2013 году. И вот там будем сравнивать.

«ВПК»: И там мы им покажем?

– Я не говорю, покажем или не покажем. Там мы сможем сравнить.

«ВПК»: В каком состоянии находится вопрос создания неатомной подводной лодки совместно с Италией?

– Этот вопрос с повестки дня не снят. Обсуждение с итальянской стороной по проекту S1000 идет. То есть этот вопрос отнюдь не заглох, как утверждают некоторые эксперты.

«ВПК»: Какое оружие будет поставлять Россия на корабли, построенные с участием испанской фирмы Navantia?

– Я полагаю, что пока не стоит бежать впереди паровоза. Еще не до конца высохли чернила на соглашении о сотрудничестве с этой фирмой, подписанном на «Евронавале-2012», а вы уже про оружие. Вопрос о типах кораблей и уж тем более об оружии пока не обсуждался. Во многом это будет зависеть от пожеланий инозаказчиков, то есть третьих стран. Соглашение с Navantia не несет пока никакой финансовой нагрузки, оно лишь налагает на ту и другую сторону определенные обязательства в плане обмена информацией.

«ВПК»: Будем ли мы по итогам «Евронаваля» закупать какую-либо иностранную военно-морскую технику? Как известно, объем подобных закупок составляет в целом 100–150 миллионов долларов.

– Что касается объемов импорта ПВН, то по результатам именно этой выставки они не изменятся. Мы и не планировали подписывать подобные соглашения и контракты, сосредоточив усилия на обсуждении различных рабочих моментов.

«ВПК»: А в перспективе может быть заключен какой-либо крупный «импортный» контракт с иностранными производителями?

– Я считаю, что такой контракт уже подписан. Это «Мистраль». Более крупного контракта за всю послевоенную историю не было.

«ВПК»: А по экспорту какой-нибудь проект прорывного содержания предполагается?

– Думаю, да. Конкуренция в этой сфере, конечно, сегодня исключительно высокая, но тем не менее мы таких возможностей не исключаем. Потенциал российской военно-морской техники очень большой. У нас и сегодня на нее весьма хороший портфель заказов.

«ВПК»: Каковы общие впечатления от работы на «Евронавале-2012»? Какие выводы вы сделали?

– На первый взгляд этот «Евронаваль» не столь насыщен образцами вооружения и военной техники, нежели это было ранее. Кроме того, по моему мнению, не таким активным выглядит и участие в салоне известных европейских и американских производителей. Однако наши контакты на этот раз гораздо богаче: график переговоров, встреч, презентаций по современным образцам российской военно-морской техники был весьма напряженным. Да и российская делегация на этом «Евронавале» достаточно внушительная. Здесь работали представители Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, Министерства обороны и ФСВТС России. В частности, от Минобороны стенд Рособоронэкспорта посетили начальник Генерального штаба ВС РФ – первый заместитель министра обороны генерал армии Николай Макаров, первый заместитель министра Александр Сухоруков и главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Виктор Чирков. Как вам известно, выставку посетил и генеральный директор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин. Так что мы удовлетворены высоким уровнем состоявшихся здесь встреч и той серьезной работой, которая проведена нами в принципе. Общее впечатление хорошее.
Автор: Михаил Ходаренок, Иван Гончаренко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 22
  1. alexneg 8 ноября 2012 15:44
    Пища для военной машины США:
    - Завтрак отбери что-нибудь у кого-нибудь.
    - В обед обмани партнера.
    - Ужин продай врагу то, что самому не нужно.
  2. ЯРЫЙ 8 ноября 2012 15:48
    "Коробейники"-купцы-торговля-бабло- навар
    Мне хочется услышать о том что и как это все приближает нас к созданию нового флота . к постройке своих авианосцев,"Каспийских монстров", "МиГ-25"х, в общем нечто такого что надолго заткнет НАТУ за пояс. Пока-ничего,только ожидание.
    Будем ждать.
    ЯРЫЙ
    1. С_мирнов 8 ноября 2012 20:35
      На мой взгляд статью лучше озаглавить "От авианосцев к патрульным катерам!" Ибо авианосцы мы строить разучились.
      http://vmfrussia.ru/group_discussion_view.php?group_id=5&grouptopic_id=203
      шамотный кирпич делать разучились - у китайцев закупаем!
      С_мирнов
      1. igor.borov775 10 ноября 2012 02:22
        Не надо свое неудовольствие сваливать на всех,На всех предприятиях рулят акционеры, им тоже хочется иметь не плохой доход, Если все делать у нас им будет плохо, Вот и ищут где подешевле за бугром, Потом мы строим медленно это уже оскомину набило, Не виноваты здесь заводчане, Это тот стиль управления что нам навязали наши экономисты во главе с министерством финансов, Деньги пришедшие осенью это не те деньги которые должны придти весной,,Что не было такого было,, Это говорит о порочности управления государством, Сейчас ситуация меняется но промышленность в таком положении что даже освоить их не может,
    2. lotus04 9 ноября 2012 02:34
      Цитата: ЯРЫЙ
      Будем ждать.


      Хорошо было на бумаге, да забыли про овраги.
      lotus04
    3. igor.borov775 9 ноября 2012 07:07
      Привет,Статья дает полную ясность, Если серьезно почитайте еще раз, Он просто молодец !!! Не ужели не ясно, Он рассказал все о наших возможностях, Тонко и очень дипломатично, 1 Он назвал все типы что мы можем построить, 2 Тонко как-бы мимоходом назвал причину наших неудач и неурядиц, Неужели не понятно мы много растеряли, Теперь надо перенимать опыт где можно, У нас что предприятия так пашут что народ ломится на них, Там жизнь еле теплится, Или в облаках витаете, как наши власти, 3 Главная причина тоже названа срочно нужно строить новые предприятия но на новой технологии и нормальной производительности, 20 лет они были практически брошены,Посмотрите на ИЖ-МАШ На таком промышленном потенциале далеко не уедешь, 4 Ведь все это время в ВПК рулят посмотрите внимательно Чубайсята, Ну и отдача от них очень высокая, Не воспитали не научили не создали настоящих руководителей,Практически ВПК - банкрот,Сейчас начали выделять финансы а проблемы остались,Госструктуры что контролируют за правильностью трат бюджета пальцев не хватит пересчитать, А отдача ?? И главное все при деле,
  3. леликас 8 ноября 2012 15:51
    Катера ,катера ,много только нах,ра вот зачем?
    Непонятно с мистралем - то мы металл в мае режем , теперь после посмотрим -опять любимая игра в ромашку начинается.
    1. homosum20 8 ноября 2012 16:36
      Ну так сердюков ушел - кому теперь этот мисталь нужен.
  4. ТехнарьМАФ 8 ноября 2012 15:57
    После последних событий,что-то не очень хочется радоваться успехам рособоронэкспорта,когда свои "воюют" старьем. Понятно-нужно зарабатывать деньги,но сколько осело в ка'рманах?
    ТехнарьМАФ
    1. igor.borov775 9 ноября 2012 07:19
      А чему радоваться, Что предприятия новые построили за это время, И они начали выдавать то что нужно в тех количествах которые именно нужны, Тогда вы право министр не важно какой, Все хорошо это любимая присказка нашей власти,
  5. strannik595 8 ноября 2012 16:02
    для себя уже пора нормальный флот строить, а то катера, да катера, так скоро дойдем до ручки
    1. segamegament 8 ноября 2012 21:14
      вот так в видении катеров обстоит дело с более масштабным флотом...
  6. Дублер 8 ноября 2012 16:52
    Нда... сколько контрактов по Индии провалили, а у них все божья роса...
  7. IRBIS 8 ноября 2012 17:25
    Интересно рассказывает, гладко так все. Вот ДКВП "Мурена" даже танки может высаживать при грузоподъемности 40 тонн (это что за танки, если один весит почти 42т.). А вот лучшие ДКВП "Зубр" уже все продали или порезали.
    Корветы, фрегаты, авианосцы - мы можем все. Вот только пока это все не подтверждается практикой. Реально есть неустойки и рекламации от "заказчиков" как по срокам, так и по качеству.
    У своего Флота новых кораблей - на пересчет. И они тоже выполнены с качеством, которое желает быть лучшим. А внедряемые "новейшие" технологии успевают устареть за время постройки кораблей, растянутого на годы.
    Ну, а пока, в военной гавани Балтийска тихо затонул у причальной стенки СКР "Неустрашимый". Его списали (35 лет кораблю) и благополучно разграбили, пока командование решало его дальнейшую судьбу. Но кто будет говорить о таком позоре для БФ, когда радужные мечты застилают глаза. У нас сейчас шутят, что утонула половина БФ.
    1. ivan_stepanch 8 ноября 2012 19:16
      усерднейший, да правы вы во всем, только одна малюсенькая проблема, денег нет, производственных мощностей нет, все заняты. или в мою очаровательную нэньку-украину перенесете стройку русских судов? или ветеранам-старикам не надо давать квартиры? пусть дохнут, им все равно-конец. или не надо лечить тяжелых детей? пусть чулпан хаматова лечит? да нет,дружище,вы хоть и генерал-маиор , а денежки моей любимой россии, считайте.
      ivan_stepanch
      1. mazdie 8 ноября 2012 23:50
        Была бы моя воля на Николаевских стапелях уже бы было построено сч десяток кораблей 1-го ранга.
        mazdie
      2. IRBIS 9 ноября 2012 10:02
        Помните, как сказал Кот Матроскин:
        "Средств у нас хватает. У нас ума не хватает..."
        Лоббирование чьих-то интересов с последующими "откатами", коррупция и прямое воровство, некомпетентность чиновников и, как итог, плачевное состояние предприятий, потеря специалистов, застой военной науки.
        Деньги считать и экономить - это хорошо, но вот кто их считает и "экономит" - это другой и совершенно не праздный вопрос.
    2. igor.borov775 9 ноября 2012 07:23
      Он не имеет права что-то сказать то что не нравиться тем на галерах неужели не понятно, Он и так сказал больше чем мог,
  8. Comrade1945 8 ноября 2012 18:54
    На одних фригатах далеко не уедешь уплывешь!
  9. Ботановед 8 ноября 2012 21:07
    Comrade1945 RU
    Ну, на современных фрегатах уплыть можно весьма далеко, если их будет хоть пару десятков. На ЧФ, во всяком случае, более-менее флот готовят, 6 ед. 11356Р и 1 ед. 22350. С Мистралем впридачу худо-бедно и пиратов погоняем, и миротворческую операццию проведем.
    А вот на ТФ и СФ без эсминцев полная труба. Рассматривают какой-то "перспективный проект" новейшего корвета ледового класса, но это сторожевик для внутренних вод, никак не рейдер.
    Надеюсь, Шойгу эту шоблу пристроит туда, куда следует.
    Как говорил Горбатый в "Место встречи изменить нельзя", "Говорил я Фоксу - бабы и пьянка на нары его быстро приведут".
    1. Comrade1945 9 ноября 2012 00:02
      Разумно. В мыслях мы сошлись однозначно
  10. uizik 9 ноября 2012 00:36
    Радуются,что бабла нагребли! А для Родины,что сделали?
  11. Pinochet000 9 ноября 2012 03:48
    Удивляет количество проектов корветов-СКР, науя столько? 20380, 11356, теперь еще перспективный проект новейшего корвета ледового класса. Для каждого флота свой корвет, для северного и балтики 20380, черноморский 11356, тихоокеанский "ледового класса", так? Строить три корабля одного класса по разным проектам, вместо того чтобы гнать серию однотипных....разруха в головах....ИМХО.
    P.S они еще в серии однотипных существенно отличаются 20380,20385.
    Pinochet000
  12. gregor6549 9 ноября 2012 04:54
    Я уже неоднократно писал что поддержка французской оборонки дело конечно благородное для поддержки французского рабочего класса и развития французского же судостроения, но вряд ли полезное для России. Уровень технологии российского Судпрома оно тоже никак не поднимет, а вот проблемы с обеспечением запчастями, материалами и активацией электронных жучков в самый неподходящий момент избежать вряд ли удастся. Для сравнения США как то поставили Ирану партиж боевых вертушек Хью Кобра. Все было ОК пока отношения между странами были нормальными, .а как только они ухдшились так поставка запчастей, расходных материалов и пр. тут же прекратилась и через короткое время все эти вертушки друг за другом стали на прикол. Был недавно в СМИ материал о массовой поставке импортных персональных компъютеров с "жучками" для ВС России. Полагаю что и знаменитый вирус который вывел из строя иранские системы управления обогащением урана поставленные туда фирмой Сименс вряд ли бы смог быть таким разрушительным если бы фирма Сименс не озаботилась встроить в свои системы парочку "задних дверей" для этого вируса.
    Т.е. история учит, учит, а кое кого научить не может. Да и зачем учиться, если деньги не пахнут. Тем более если они на законных основаниях выводятся за бугор где их и пилить и прятать удобнее. Попробуй проверь все ли выделенные миллионы пошли за бугром в дело и все ли, что за бугром поставлено этих миллионов стоит. Да и не даст никото проверить. Утопят в Сене и дело с концом.

    И о тренажерах упомянутых в интервью.
    Не знаю к с Мистралями но в Австралии в комплект поставки 8ми фрегатов типа ANZAC вошли два имитационно моделирующих и учебных центра в Мельбурне и Сиднее, каждый из которых представляет многоэтажное здание напичканное до отказа всеми основными системами корабля а также имитаторами на базе быстродействующих ЭВМ. При этом стоимость каждого центра сравнима со стоимостью реального фрегата если не выше. Так что тренажер тренажеру рознь и говорить о них мимоходом вряд ли стоит.
    1. igor.borov775 9 ноября 2012 07:57
      Вам сказали что МИСТРАЛИ идут полностью с боевой информационной системой, И второе наши спецы должны прыгать от нее дальше, Вся возня была именно в этом,Не все могли гарантировать весь комплекс, Мы в придачу получим технологический процесс сборки корпуса, И главное там не записано строить 10 лет, Выполнить постройку корпуса по тем срокам что и в стране производителя,Для наших судостроителей это настоящий геморрой, Там будет 50 на 50,в наполнении корпуса оборудованием, Представьте что будет с поставщиками всего этого добра с нашей стороны,Некоторые уже сейчас начинают заранее уже говорить о дерьмовом проекте, Я их понимаю там штрафные санкции и не наш суд,Если сделаем их у себя как положенно про долгострой можно забыть,Ради этого все затевалось, Так что будем ждать
  13. silver_roman 9 ноября 2012 16:40
    слишком много различных проектов кораблей. к примеру если взять тот же "гепард", то он многофункциональный и по описанным характеристикам в данной статье, можно сказать , что он универсальный и может выполнять весь спектр задач. зачем тогда нужны еще 3-4 проекта схожих классов кораблей??? для экономии средств наоборот нужно унифицировать состав ВМФ. как у ов: текандерога и орли берк. фрегат и крейсер. что еще нужно....
    так и партия будет иметь куда более низкую цену, и количество вводимых единиц можно существенно увеличить(штаты за год вводили в строй по 3-4 фрегата ерли берк).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня