Мебель выносите, мебель...

Следуя одному из ходовых выражений последнего времени о том, что коней не переправе менять не принято, сами собой напрашиваются два суждения по поводу наделавшей много шума отставки Анатолия Сердюкова. Получается, что либо переправа для Российской армии закончилась, либо всё-таки с «конём» стали наблюдаться определенные проблемы.




Напомним, что 6 ноября, аккурат в канун 95-летия Октябрьской революции Владимир Путин принял поистине революционное для современной России решение: освободил господина Сердюкова от должности министра обороны РФ и почти сразу же заявил о назначении на вакантную министерскую должность Сергея Шойгу. Революционный сдвиг в Министерстве обороны буквально погрузил Россию во всеобщее обсуждение того, с чем же связано президентское решение по поводу Анатолия Сердюкова. Люди стали обсуждать, что же так повлияло на главу государства, который решил подписать бумагу о прекращении полномочий Сердюкова в качестве министра обороны и выводе этого человека из состава Совета безопасности страны.

Естественно, первым в списке генеральных проколов уже бывшего министра значится нашумевшее дело холдинговой компании Минобороны «Оборонсервиса». На «Военном обозрении» уже поднималась тема того, как посредством целого ряда подставных фирм из военного бюджета в непонятном (а точнее, вполне даже понятном) направлении утекли, ни много ни мало, 3 миллиарда рублей. «Оборонсервис» занимался тем, что продавал объекты недвижимости, принадлежащие Министерству обороны, по радикально заниженным ценам аффилированным компаниям, после чего фирма могла распоряжаться «купленными» у самой себя зданиями так, как вздумается узкому кругу лиц.

Эта информация подняла волну общественного интереса, ведь в деле о мошенничестве фигурировали люди, которые по своим должностным обязанностям были близки к самому министру обороны. Получается, что либо все грязные аферы проводились за спиной у Анатолия Сердюкова, либо сам министр, мягко говоря, на все закрывал глаза.

Как известно, когда представители следственных органов нагрянули в квартиру экс-главы имущественного департамента Минобороны Евгении Васильевой и начали проводить в квартире обыск, Сердюков тут же помчался к президенту в Ново-Огарево. Тогда, по крайней мере, для прессы сообщили, что министр будет максимально содействовать проводимому следствию. Правда, в этом случае далеко не все поверили, что Анатолий Эдуардович пойдет по пути полной открытости в общении со следователями. Высказывались мнения по поводу того, что если Сердюков и после столь масштабного коррупционного скандала останется на министерском посту, то всем словам о борьбе с коррупцией в России просто грош цена.

Очевидно, понимая, что наличие господина Сердюкова в министерском кресле после такого резонансного происшествия может поставить жирную кляксу на всех антикоррупционных чаяниях высших федеральных властей, Владимир Путин принял решение уволить казавшегося непотопляемым министра. Есть версия, что Сердюков либо сам заявил о необходимости своей отставки еще тогда, когда приехал в Ново-Огарево к Путину с квартиры одной из главных фигуранток дела «Оборонсервиса» Евгении Васильевой, либо же Путин довел до сведения Анатолия Эдуардовича, что тому было бы лучше начинать подыскивать другую работу. В общем, осмелимся предположить, что о решении Путина от 6 ноября 2012 года Сердюков знал еще за несколько дней до этого. Ведь странно было бы думать, что такие решения принимаются в одночасье, да и без ведома тех, в отношении кого они направлены.

Косвенно подтверждается это тем, что и президент Путин, и премьер Медведев, комментируя отставку Анатолия Сердюкова, поблагодарили его за достаточно длительную и плодотворную работу на министерском посту и сообщили, что он успел сделать достаточно много для модернизации Российской армии.

В то же самое время целый ряд политологов в увольнении Анатолия Сердюкова видит возможность проявления уникального для России прецедента. Прецедент этот может заключаться в повышенной заинтересованности следственными органами деятельностью самого Анатолия Эдуардовича на посту главы оборонного ведомства. Идея заключается в том, что теперь Сердюков властью не обличен, а значит, Следственный комитет может, как говорится, взять за лацканы пиджака экс-министра по делу того самого «Оборонсервиса». Пока пресс-служба СК РФ говорит о бывшем министре как о свидетеле, но если у следователей к нему возникнут вопросы другого характера, то статусом свидетеля по этому делу господин Сердюков может не отделаться.

А ведь если следственные органы действительно примутся работать с завидным рвением, не обращая внимания на чины, звания и титулы, то господин Сердюков вполне может оказаться уже гражданином подследственным. А чтобы выйти более или менее сухим из столь мутной моды, Анатолию Эдуардовичу придется, что называется, по полной программе сливать своих бывших подчиненных, которые якобы проводили все финансовые и хозяйственные операции без его ведома. Если дело будет обстоять именно так, то тогда потеряет актуальность вопрос, как же министр обороны позволял себе так работать, что у него за спиною творились столь темные дела. Потеряет этот вопрос остроту, так как Сердюков-то уже вовсе не министр, за то, мол, и уволен… Получается, что отставка, вероятнее всего, вовсе не направлена на отдание команды «Фас!» в отношении Анатолия Эдуардовича, а выглядит как его единственный вариант спасения от реального уголовного преследования. Мол, не виноватый был министр – это всё его окружение, которое надело на Анатолия Эдуардовича шоры и заставило идти в строго определенном направлении…

Но, а что если всё-таки предположить, что за Сердюкова возьмутся после его отставки по-настоящему. Вероятность, конечно, призрачно мала, но рассмотреть ситуацию всё же можно. Если СК РФ начнет «рыть землю», то получается совсем интересная картина: высшие руководители государства негласно отдают «коня с переправы» в руки «мясников»… Неужели Сердюков станет первой жертвой столь масштабных закулисных интриг?

А если никаких распоряжений сверху не поступало, то неужели наши следственные органы стали столь самостоятельными, что могут доводить дело до конца, даже если оно касается незаконной деятельности столь масштабных фигур российской политики. Хотелось бы верить, что это именно так, но здесь вера как-то слишком уж быстро растворяется в политическом тумане.

Кстати, что это мы про ситуацию с «Оборонсервисом», как будто бы других причин доля увольнения Сердюкова со своей должности и не было? Были, были…

Многие ожидали, что министр прекратит быть министром еще тогда, когда утверждался Кабинет Дмитрия Медведева. Далеко не все ставили в заслуги министру обороны то, что он фактически начинал построение Российской армии с нуля и то, что уровень денежного довольствия военнослужащих увеличился если не в разы, то вполне существенно. Люди в первую очередь (что совпадает с аспектами психологии) обращали внимание на политические минусы в работе министра.


Одним из таких минусов была неспособность министра наладить эффективную работу по закупкам новейших единиц оружия у производителей. В прессе постоянно обсуждался очередной срыв Гособоронзаказа, смещение сроков, неспособность договориться с оборонными промышленными предприятиями по цене. Это, очевидно, наносило удары по престижу Министерства обороны и давало повод для дискуссий о том, что министр Сердюков то ли саботирует президентские и премьерские решения по модернизационным направлениям, то ли просто сам неспособен на принятие серьезных мер к их выполнению.

Кстати, в декабре 2011 года в помощь оборонному ведомству страны, которое пробуксовывало при принятии решений по Гособоронзаказу, был назначен целый вице-премьер – Дмитрий Рогозин. Наличие этого человека в Правительстве позволило надеяться на то, что Министерству обороны договариваться с производственниками будет куда проще. Однако уже на первых этапах работы в новой связке проявились разногласия между Сердюковым и Рогозиным. Первый то ли затаил чувство недружелюбия в адрес российских производителей оружия, которые не хотели снижать цену своей продукции, то ли имел какие-либо другие причины, но часто необоснованно упорно настаивал на закупках иностранных единиц военной техники для нужд Российской армии. У Рогозина на этот счет было иное мнение: нередко он открыто оппонировал Анатолию Сердюкову, заявляя, что в конкретных случаях лучше было бы вложиться в развитие собственного ОПК, а не покупать у иностранных производителей ту технику, которая существенно уступает отечественной.

На днях сам Дмитрий Рогозин поведал прессе о том, что конфликт между ним и Сердюковым имел место быть. Рогозин подчеркнул, что у них с бывшим министром были разные мнения по поводу формирования оборонного заказа. Как говорится, что и требовалось доказать…
Итак, «Оборонсервис» - раз, промашки при работе на Гособоронзаказом – два…

Третий прокол озвучен журналистами газеты «Ведомости», которые уверены в том, что Сердюков посягнул на запретную для себя территорию, а точнее – на Федеральную Службу Безопасности. В частности, в издании заявляют, что именно Сердюков протолкнул в собственную службу безопасности ФСБ господина Королева, который некогда был помощником министра обороны. То, что за работой ФСБ будет наблюдать человек из Министерства обороны, считают «Ведомости», в самом ФСБ далеко не всем, так сказать, понравилось. Здесь же сообщается, что это якобы с подачи ФСБ было инициировано разбирательство по делу «Оборонсервиса», которое фактически и похоронило карьеру Сердюкова в качестве министра обороны.

Если верить этим сообщениям, то получается, что министр мог еще сколь угодно долго находиться на своем посту, если бы не решил «внедрить» своих людей в чужую вотчину. А если так, то, стало быть, это наука для всех остальных госчиновников: работать в своих рамках и не делать глупостей в плане попыток проконтролировать птиц совсем иного полёта.

Есть и другие проколы Анатолия Сердюкова, о которых большинству известно даже без кропотливых журналистских расследований: затягивание решения проблемы с обеспечением жильём военнослужащих, сокращение числа военных вузов, неукомплектованность армии военнослужащими-контрактниками и многое другое.

В частности, по поводу нерешенной проблемы с жильем не раз приходилось краснеть уже Владимиру Путину. В ходе одной из прямых линий у Путина спросили, когда же будет решен вопрос о полном нивелировании очереди из военнослужащих, ожидающих получение положенной им квартиры. Путину пришлось прибегать к искусству красноречия, чтобы объяснить стране, что проблема решается, и, очевидно, при этом «добрым» словом вспоминать господина министра…

Казалось бы, еще тогда Сердюков мог писать рапорт об отставке, но сего не произошло. Точнее – не совсем так. Анатолий Эдуардович очень часто публично в присутствии высших руководителей государства заявлял, что готов уйти в отставку, но странным образом оставался в своем кресле даже после весьма очевидных недоработок. Именно это добавляло Сердюкову эпитет «непотопляемый».

Но ничто не вечно под луной, как и статус министра обороны для Анатолия Сердюкова. Эта отставка внешне выглядит для многих наших сограждан вполне позитивной, однако в любом случае о роли экс-министра в ходе реформирования армии России можно будет говорить по истечении определенного срока. Сложно было бы ожидать, чтобы человек, на которого возложили проведение столь серьезной реформы, требующей триллионных затрат, сделал бы всё с ювелирной точностью и без каких-либо нареканий. Одно понятно: Сердюков провел грязную работу, и теперь от того, насколько он сам вляпался в эту грязь, будет зависеть его личное будущее. Главное, чтобы будущее Российской армии оказалось не таким туманным как будущее экс-министра…
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти