Вертолет Ми-171А2 сможет работать в высокогорье

25
Вертолет Ми-171А2 сможет работать в высокогорье


Холдинг «Вертолеты России» не только совершенствует существующую авиационную технику, но и расширяет допустимые диапазоны условий ее эксплуатации. Так, недавно прошли летные испытания многоцелевого вертолета Ми-171А2 в условиях высокогорья. Техника показала необходимые технические и эксплуатационные характеристики, а также подтвердила свою способность работать с площадок на высотах до 5 тыс. м.



Испытания завершены


Об успешном проведении и завершении испытаний Ми-171А2 в горных условиях 29 декабря сообщили «Вертолеты России» и госкорпорация «Ростех». В течение последнего времени тяжелый многоцелевой вертолет выполнял полеты в районе г. Эльбрус и показывал свои возможности в условиях высокогорья.

Как сообщается, Ми-171А2 поднимался в воздух с взлетной массой до 13 т – т.е. с максимальной нагрузкой внутри кабины. Вертолет работал с взлетных площадок на высотах до 5 тыс. м над уровнем моря. Летчики-испытатели и специалисты организации-разработчика следили за работой всех основных систем в условиях разреженного воздуха.

Большое внимание уделялось основной и вспомогательной силовой установке, несущей системе, кислородному оборудованию и т.д. Уточнялись получаемые характеристики и оценивались разные особенности работы, такие как маневренность, управляемость и скороподъемность.


В программу испытаний также вошли тесты с имитацией нештатных ситуаций. Отрабатывалось поведение техники на т.н. прерванной посадке с выключением одного двигателя при снижении и уходом на второй круг на другом моторе. Также выполнялись т.н. продолженные взлеты – подъем в воздух с отключением одного из двигателей в процессе. Проверены возможности Ми-171А2 на режиме авторотации несущего винта.

Испытания завершились успешно. Летно-технические характеристики вертолета обеспечивают требуемый уровень эффективности и надежности при работе в высокогорье. Закончив испытания, «Вертолеты России» начали оформлять дополнение к существующему сертификату на Ми-171А2. По итогам проверок, планируется увеличить допустимую высоту взлета и посадки до 5000 м.

Серийный вертолет


Будущий тяжелый многоцелевой Ми-171А2 разрабатывался с конца двухтысячных годов. Он рассматривался в качестве глубокой модернизации существующего Ми-171А и изначально носил индекс Ми-171М. Проектирование завершилось в начале десятых годов, и в 2012-м стартовало строительство первого опытного образца.

Первый полет опытного Ми-171А2 состоялся в ноябре 2014 г. В течение нескольких следующих лет вертолет прошел все необходимые испытания и был рекомендован к производству и эксплуатации. В 2017 г. ему выдали сертификат категории «А», подтверждающий готовность к эксплуатации в широких диапазонах условий.

К этому времени «Вертолеты России» имели заказы на несколько серийных Ми-171А2. В мае 2018 г. первый серийный вертолет впервые поднялся в воздух, а через несколько дней на выставке HeliRussia его передали заказчику. В дальнейшем строились, испытывались и передавались новые экземпляры.


По известным данным, серийные Ми-171А2 пока поставлялись только российским заказчикам. При этом холдинг-изготовитель прилагает усилия для продвижения такой техники на международном рынке. Так, сертификат вертолета признан в нескольких зарубежных странах, что дает определенные коммерческие перспективы.

Согласно действующему сертификату, вертолеты Ми-171А2 могут работать с аэродромов и площадок на высотах до 3500 м над уровнем моря. Последние испытания в условиях высокогорья показали, что дальнейшее увеличение высоты практически не сказывается на характеристиках. В связи с этим оформляется дополнение к действующему сертификату, которое позволит работать на аэродромах с высотой до 5000 м.

Технические особенности


Перспективный вертолет Ми-171А2 разрабатывался на основе существующих конструкций семейства Ми-8/17 и накопленного опыта. При этом в проекте использовался ряд новых систем и агрегатов, оригинальные технические решения и т.д. Все эти меры привели тому, что «А2» серьезно отличается от своих предшественников и имеет определенные преимущества.

Фюзеляж в целом остался прежним и сохранил привычный вид и компоновку. При этом его переработали с учетом замены различных агрегатов. Внутри фюзеляжа сохранилась грузопассажирская кабина с боковыми дверями и кормовой рампой. Длина такой кабины – 6,6 м при ширине 2,34 м и высоте 1,8 м. Объем – 23 куб.м.

В кабине могут устанавливаться места для пассажиров или специальное оснащение разного рода. Помимо грузового и пассажирского варианта предлагались поисково-спасательный и противопожарный вертолеты. Внутри кабины перевозится 20 пассажиров или 4 т груза. На внешней подвеске вертолет несет 5 т груза. Взлетная масса с внутренним грузом – до 13 т, с грузом на подвеске – 13,5 т.


Силовая установка Ми-171А2 построена на основе двух турбовальных двигателей ВК-2500ПС-03 с взлетной мощностью 2000 л.с. и чрезвычайной 2700 л.с. Работа двигателей контролируется цифровой системой управления типа БАРК-6В-7С. В связи с заменой двигателей используется новый главный редуктор. Также разработана новая несущая система с пятилопастным винтом и композитными лопастями. Рулевой винт имеет Х-образную конструкцию, повышающую его эффективность.

Вертолет получил современное бортовое радиоэлектронное оснащение. Имеются интегрированный пилотажно-навигационный комплекс, «стеклянная кабина» и т.д. Также внедрили отдельную систему эксплуатации и обслуживания. Она собирает данные о состоянии узлов и агрегатов, а также выдает информацию о необходимости обслуживания или ремонта.

За счет более мощных двигателей удалось повысить летно-технические характеристики. Максимальная скорость Ми-171А2 достигает 280 км/ч, крейсерская – 260 км/ч. Дальность полета с основными баками – 800 км. Статический потолок вертолета достигает 4000 м, практический – 6000 м. Как показали последние испытания, машина может взлетать и садиться на высокогорные аэродромы и работать в разреженном воздухе.

Ожидаемый результат


С технической и эксплуатационной точки зрения многоцелевой вертолет Ми-171А2 уже является весьма удачной и интересной машиной с широкими возможностями и перспективами. Вместе с прочими образцами семейства Ми-8/17 такая техника производится серийно, поставляется заказчикам и эксплуатируется в разных сферах – и ожидаются новые заказы.


Последние испытания показали, что потенциал конструкции выше, чем указано в актуальной версии документов. Такие возможности подтверждены, и теперь допустимые условия эксплуатации расширят. Ми-171А2 получит официальное разрешение работать в горах на больших высотах. Получение дополнения к основному сертификату теперь является только делом времени.

Этот документ имеет большое значение для вертолета и может повлиять на его будущее. С разрешением на работу на высотных аэродромах Ми-171А2 будет более интересен для целого ряда эксплуатантов, и его коммерческие перспективы улучшатся. При этом речь идет в основном об иностранных заказчиках. Целый ряд государств Азии и Южной Америки ввиду своей географии нуждается именно в высотных вертолетах.

Теперь российская промышленность сможет предложить таким заказчикам новый Ми-171А2. Учитывая историю и коммерческие успехи семейства Ми-8/17 в целом, можно предполагать, что и очередной вертолет получит полагающееся ему внимание. Вопрос только в объемах заказов и сроках их появления.

Потенциал без модернизации


Таким образом, российские вертолеты продолжают показывать свои возможности и подтверждают высокий потенциал конструкции. Серийный Ми-171А2 прошел очередные испытания, по результатам которых официально сможет эксплуатироваться в более сложных условиях высокогорья.

Любопытно, что такие результаты фактически были получены без доработки вертолета. Необходимый технический потенциал был заложен уже на стадии разработки, и теперь его продемонстрировали в реальных условиях и с необходимой фиксацией результатов. И благодаря этому новый Ми-171А2 теперь получит право более полно использовать свои возможности.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    31 декабря 2022 04:10
    Старый, добрый МИ-8? Советский...
    1. +7
      31 декабря 2022 04:41
      Это очень удачный вертолет с 1965, как например Боинг-737 с 1968.
      Конечно Советский, но не все советское было хорошим. Просто мы помним светлое, а темное забываем.

      С Новым Годом!
      Здоровья, а остальное мы сами добудем!
      1. KCA
        +5
        31 декабря 2022 05:03
        Недавно писали что сертификат лётной годности 171А3 получил, Ми-8 продолжает жить и развиваться
        1. +8
          31 декабря 2022 06:03
          В Афгане армейские Ми-8 всё это без всяких сертификатов делали ..
          1. KCA
            +6
            31 декабря 2022 06:11
            В Афгане и СУ-25 не окончившие госиспытания и не принятые на вооружение летали, а 171 и в гражданской авиации используются и на экспорт идут, без сертификата нивкак
            1. +4
              31 декабря 2022 06:24
              Цитата: KCA
              В Афгане и СУ-25 не окончившие госиспытания и не принятые на вооружение летали

              Это и были испытания.
          2. +1
            1 января 2023 15:09
            Военные сертификаты и гражданский - совершенно разные требования по надежности. И гражданский ЛА летает всегда больше.
  2. +9
    31 декабря 2022 04:57
    Советское, значит надёжное.
    Умели делать, на века.
  3. +4
    31 декабря 2022 10:57
    Какие площадки до 5000 метров, если у вертолёта статический потолок 4000 метра?
    По двигателям, на вертолёте как и прежде устанавливается главный редуктор ВР-14.
    Мощность, передаваемая редуктором:
    макс. от каждого двигателя, л.с................2100
    на взлетном режиме, л.с........................2х1900
    на номинальном режиме, л.с.................2х1700
    То есть, принять от каждого движка максимально 2100 и то на очень короткий временной период.
    Другими словами, для Ми-8 и ТВ3-117 первых серий был избыточно мощный, а потому приходилось ограничивать мощность. Так нафига ВК-2500?
    Дело в том, что эта мощность на расчётной высоте от уровня моря в условиях стандартной атмосферы и с ростом высоты она падает.
    Насколько помню, на Ми-8МТ в восьмидесятые годы устанавливали ТВ3-117МТ, далее более высотный ТВ3-117ВМ.
    Высотные характеристики каждого не нашёл но вот нечто среднее ТВ3-117В (в Афгане на Ми-24 поступал). Но поскольку ТВ3-117ВМ это модернизированный вариант, то пойдёт.

    Очевидно, что взлётная мощность сохранялась до высот 3600 метров. Что вполне хватало для работы в горах для большинства задач.
    Понятно, что высотный запас у ВК-2500 больше. Только это полностью проблему высотности не решит, поскольку оная зависит не только от двигателей, но и несущей системы.
    Хотя допускаю, что новые серии ВР-14 способны работать с большими мощностями.
  4. +3
    31 декабря 2022 11:04
    Цитата: mat-vey
    В Афгане армейские Ми-8 всё это без всяких сертификатов делали ..

    С Наступающим! При этом бронеплиту под экипажем и рампу не снимали?
    1. +1
      31 декабря 2022 11:35
      Цитата: Шалтай
      С Наступающим!

      И вас с тем же.
      Цитата: Шалтай
      При этом бронеплиту под экипажем и рампу не снимали?

      Отчёты не читал .
      1. +4
        31 декабря 2022 12:36
        Цитата: mat-vey
        Отчёты не читал .

        Пассажирами как то садились, нас 8 и экипаж, на 5050, не только перечисленное, но и на весе трапа экономили, не брали. Если предполагается полет к 7000, что не всегда получается, обычная практика - снять все что можно. Пассажиров 3 - максимум . Но до 5400 МТВшка вполне нормально летает пригруженной. На 4000-4500 садится нормально. На "Т"анке на 4000 садится немного не по себе. Есть на то причина.
        1. +2
          31 декабря 2022 13:17
          Собственно я пассажиром не был.. друг детства.Но он тоже только со стороны.Они потом своим ходом ушли.3,5 тысячи вроде бы .Забрали у них раненых,им БК и воду.Грузили по полной.Грузили "на весу".
  5. +6
    31 декабря 2022 11:12
    Типчик знакомый по делу как-то сажал МТВ-шку на 5600. А там места вообще маловато. Полета туда-обратно было минут 10. Потом раздевался наголо, трусы выжимал от пота. Это не байка.
    Потом там-же как-то угробили вертолет. Заметка выходила в Топваре. Хорошо экипаж сняли за несколько часов. Ещё одна удачная посадка в том же месте.
    1. +6
      31 декабря 2022 14:56
      Цитата: Шалтай
      Потом раздевался наголо, трусы выжимал от пота.

      -Зачем у вертолета такой большой винт наверху?
      -Пилота охлаждать!
      -Да?
      -Точно! Сам видел: однажды, когда мы летели, винт остановился, знаешь как пилот сразу вспотел?!
  6. +1
    31 декабря 2022 14:19
    Для высокогорья лучший вариант это вертолёт с поршневым двигателем.

    В 1966г. вертолет Ми-4(поршневой!) под управлением Хасаншина М.А. и Рахманова Ю.И. произвел посадку на восточной вершине Эльбруса (5621 м), куда доставил разборный домик по программе акклиматизацонных тренировок космонавтов. В этом же году вертолет Ми-4 Нальчикской АЭ обеспечивал съемки фильма «Вертикаль» в Приэльбрусье.

    В мае 1972г. Ми-4 под управлением Авсарагова С.А., Рудяшко А.Г., Данчевского Г.Д. совершил неудачную посадку на западной вершине Эльбруса. Был поврежден хвостовой винт и редуктор. Экипаж оставил вертолет и самостоятельно спустился в Терскол. К снятию борта приступили только летом. КВС Бородинец Л.Е. 8 раз садился на вершину и доставил необходимые агрегаты, аккумуляторы, печь для прогрева двигателя. Менять винт и редуктор помогали альпинисты. Техникам с больши трудом удалось решить проблему запуска двигателя, конструкция которого не предусматривала запуск на такой высоте. Вертолет взлетел с высоты 5640 м и благополучно приземлился в Терсколе.


    В 70-е годы пилоты вертолета Ми-4 эвакуировали тяжелобольного пациента с Памира с высоты 6000 м. Чтобы взлететь, вертолету пришлось совершить разбег по самодельной взлетно-посадочной полосе. Также с борта демонтировали часть оборудования, чтобы уменьшить массу.
    1. +1
      31 декабря 2022 16:49
      На Памире, на БПП(если это о чём-то говорит) сажали вертолеты около 6000.
      Какие, не интерсовался увы, вроде не раз. Разок на Тянь-Шане, на северное седло, 5900-5950. Там была МТВшка.
  7. +6
    31 декабря 2022 16:15
    Автор - дилетант широкого профиля привычно засоряет информационное пространство словоблудием, ибо летные характеристики Ми-171А2 2022 года практически ничем не отличаются от таковых вертолета Ми-8МТВ 1991 года. По сути - это один и тот же вертолет. Просто экспортный вариант Ми-8 с 1991 года называется Ми-171.
    Автору бы разобраться в летных характеристиках вертолетов, но, очевидно, генерация огромного массива пустопорожних текстов на это времени не оставляет.
  8. +8
    31 декабря 2022 16:31
    Пилотировал Ми-8 и Ка-32, последний получше будет, хвостовой винт в горах это опасность, и одновинтовая схема инерционна, соосная схема очень маневренна и сильный ветер пофиг. И хватает людей обманывать, Ми-8 это для бескрайних просторов нашей родины, а Ка-32 это горы, море, корабль, пожаротушение и ВК-2500 дают статический потолок более 4 км, динамика 9 км, т.е. Гималаи можно перелететь.
    1. +1
      31 декабря 2022 17:13
      Цитата: air wolf
      Пилотировал Ми-8 и Ка-32, последний получше будет, хвостовой винт в горах это опасность, и одновинтовая схема инерционна, соосная схема очень маневренна и сильный ветер пофиг.

      К сожалению никогда не видел Ка 32 в горах. Всегда как "теоретик" задавался вопросом, почему так, вроде там ему самое место по характеристикам.
      Как-то не смогли подняться выше 6850 на МТВшке, а желательно было ещё 100 метров набрать. Другой случай, не со мной, но рядом был, видел. Борт ушел через гребень на 7100, потом в крутом пике вниз на Родину ушел через некоторое время, с нескольких попыток им получилось перелететь обратно.
      В тех же краях как-то благочинную обстановку наводили в вертолете, перед прилетом техников, хвостовым винтом за серак при посадке задел.
      1. +1
        1 января 2023 15:06
        В Ю. Кореи КА-32 несколько десятков, в хвост и в гриву гоняют по горам.
        1. 0
          4 января 2023 15:39
          Цитата: bars042
          В Ю. Кореи КА-32 несколько десятков, в хвост и в гриву гоняют по горам.

          В Ю.Корее высоких гор увы не бывает.
  9. +4
    1 января 2023 19:37
    Странно слышать о "новых" достижениях Ми-171А или Ми-171А2, связанных с высотой 5000.
    В 1995 и 1996 года на Ми-171 наша группа в приэльбрусье поднималась на высоту 7000 м. В вертолёте помимо трёх членов экипажа было 8 парашютистов в зимней экипировке. Стартовали со стадиона в Терсколе.
    Вертолёт приземлялся на восточную вершину Эльбруса - высота 5621 м. Сколько лет минуло? 27 лет. И вот "новые достижения" взлёт-посадка на 5000 м.
    Технические характеристики Ми-171 не знаете?
    Правда, вертолётчики, которые не имели отношения к этим полётам, наотрез отказывались верить, что Ми-171 поднимался на 7000 м. Если бы я не видел этой цифры на высотомере, будучи в вертолёте, - я бы не говорил об этом с такой уверенностью.
    1. 0
      4 января 2023 15:52
      Цитата: halov
      Правда, вертолётчики, которые не имели отношения к этим полётам, наотрез отказывались верить, что Ми-171 поднимался на 7000 м. Если бы я не видел этой цифры на высотомере, будучи в вертолёте, - я бы не говорил об этом с такой уверенностью.

      У "Обелиска" МТВ-шка зависала, кроме экипажа кто-то был ещё. Это точно. Там 7000 с копейкой.
      Это достоверно. Экипаж знал хорошо, увы знал...
      Слышал ещё что вроде на Важу(6900) слазили с борта, но за достоверность не ручаюсь.
  10. 0
    19 февраля 2023 18:07
    Если на Ка-32 поставить ВК2500, потолок будет динамический до 10 000 метров, а площадка для посадки свыше 6000 км и это с нагрузкой 1-2 тонны, хватить Ми-8МТ в горы оправлять, не его это дело, есть более совершенные вертолеты и на Ка-32 можем садиться спокойно при ветре 20 м/с. Ми-8МТ и 15 не осилит, его просто сдует.