Беспилотники – невидимая угроза

32
Беспилотники – невидимая угроза

Беспилотные летательные аппараты во многих странах мира признаны самым современным оружием. Россия, которая в силу определенных обстоятельств немного отстала в развитии БПЛА, в настоящее время пытается сократить это отставание. Конечно, роль данного вида техники в ведении современных войн переоценить трудно, но в то же время чрезмерное упование на них также может обернуться большими проблемами и разочарованиями.

Несмотря на то, что беспилотные летательные аппараты получили большую популярность в наше время, их история началась еще до начала Второй мировой войны. Все началось в Великобритании, где в 1920 году была разработана и вполне успешно реализовывалась программа по созданию БПЛА. Работа велась по трем основным направлениям: «летающая мишень», «носитель оружия» и «воздушная торпеда». В итоге наиболее успешным оказался вариант «летающей мишени» - аппаратов, ставшими первыми «водоплавающими» беспилотниками.



Была разработана компактная система управления, которая включала в себя наземный и бортовой комплект. Изначально для испытаний был подобран не очень маленький самолет - Fairey IIIF, который, вместе с тем, обладал определенными преимуществами (достаточно места для установки необходимой аппаратуры, хорошая способность к катапультированию, поплавковость). Кроме того, этот разведчик был основным самолетом не только на флоте, но и в ВВС.

Первые радиоуправляемые самолеты, получившие название Fairey Queen, не сумели пройти испытаний, разбившись. Спустя несколько лет все недочеты были исправлены, и в 1933 году самолет не только удачно поднялся в воздух, но не и менее удачно приземлился.

Позже, в ходе учений, самолет все-таки сбили. Поэтому пришлось искать варианты подешевле. Выбор пал на de Havilland, самолеты, которые отличались небольшим весом. На этой базе был разработан самый дешевый носитель, который успешно прошел испытания и был запущен в серийное производство, получив название Queen Bee. Было выпущено более 4 сотен беспилотников, которые активно использовались не только британцами, но и многими армиями мира. После войны в Великобритании появился «наследник» этого аппарата - Airspeed AS.30 Queen Wasp, однако этот вариант оказался неудачным. Это и послужило основной причиной прекращения работ по разработкам водоплавающих беспилотников.

Дальнейшее развитие данного вида боевой техники связано уже с его сухопутным вариантом.

Военные многих стран возлагают на беспилотники большие надежды, желая с их помощью реализовать свои амбиции: поражать врага с больших расстояний, оставаясь при этом неуязвимыми, уничтожать противника сразу же после обнаружения…

Возможности беспилотных летательных аппаратов, точно так же, как их стоимость, в ведущих армиях мира непрерывно возрастает. Более того, для многих из них большое количество аппаратов данного класса на протяжении довольно долгого периода времени является визитной карточкой. Что касается российских вооруженных сил, то здесь выбор беспилотников не отличался разнообразием, потому как просчеты в науке и руководстве не способствовали развитию данного вида техники. Вместе с тем, информация относительно регулярных закупок и боевого применения беспилотников западного производства заставила военное ведомство обратить внимание на то, что данная отрасль в стране развивается недостаточно. Нельзя не отметить, что на фоне этой информации, которая все чаще появляется в средствах массовой информации, ожидания, возлагаемые на беспилотники, явно завышены. Объяснить подобное можно очень просто – люди, которые имеют огромные опыт и знания в других отраслях, зачастую судят о новом виде боевой техники исключительно по рекламе.

Конечно, беспилотные летательные аппараты имеют большое количество преимуществ, и отрицать этого не следует. Появление данной техники позволило совершить настоящий переворот в организации и проведении боевых действий, значительно сократив время между обнаружением и поражением противника. Причем разрыв этот в определенных случаях сводится до нескольких секунд. И именно в этом сокращении и кроется главное преимущество западных армий, которые способны поражать объекты противника до того, как он успевает отреагировать.

Но в то же время, развитие БПЛА является и слабым местом даже самых развитых армий. А угроза в данном случае заключается в том, что все эти армии, которые активно используют беспилотники, еще не имели практики в столкновении с противником, имеющим на вооружении современную радиолокационную аппаратуру. В том случае, если такая аппаратура будет применяться на практике, противник вполне реально сможет создавать помехи связи между аппаратом и командным центром, что повлечет за собой серьезные последствия, потому как большие группы войск, которые используют беспилотники, окажутся без реальной информации с поля боя.

Но даже несмотря на потенциальную опасность, которую таит в себе чрезмерное использование БПЛА, иметь их на вооружении просто необходимо. Но российская армия, к большому сожалению, использует их в значительно меньшей степени, чем остальные развитые армии мира. И российскому военному руководству остается пока только мечтать о тех возможностях, которые имеют, к примеру, армии Соединенных Штатов Америки или Израиля, которые используют беспилотники для проведения корректировки авиа- и артиллерийских ударов в режиме реального времени и точечного уничтожения объектов противника.

Очевидно, что все предпринятые меры, в том числе и финансирование, не могут обеспечить мгновенный результат – и первые беспилотники отечественного производства не сумели пройти испытаний. Поэтому аппараты начали закупать за рубежом, в частности, в Израиле. Это дало возможность ознакомиться с принципами использования и технологиями данных систем и расширить круг разработчиков. В итоге возросла конкуренция, результатом которой стало появление аппаратов, способных пройти испытания и быть вполне пригодными для серийного производства.

Среди конкурирующих предприятий находится определенное число негосударственных предприятий, к примеру, питерский «Транзас», которые вполне могут вывести Россию в группу государств-лидеров по производству беспилотных аппаратов. И единственная проблема, которая существует в этом плане на сегодняшний день, - это недостаток времени, которое просто необходимо для получения необходимых знаний и компетенции, а также в наличии госзаказа. Впрочем, относительно того, что государственный заказ будет, сомневаться не стоит, ведь руководство прекрасно осознает необходимость БПЛА в проведении локальных военных действий и, к тому же, располагает достаточным количеством средств.

Да и отставать от Америки как-то не хочется, особенно, если помнить, что между Россией и США постоянно существовало и будет существовать соперничество относительно того, кто имеет больший авторитет и влияние в мире.

В тоже время в Америке развитие беспилотников поставлено, как говорится, «на широкую ногу». Только в 2012 году Пентагон запросил 5 миллиардов долларов для закупок беспилотников. И американское военное руководство даже не останавливает тот факт, что дроны, которые предназначены для уничтожения террористов, убили тысячи мирного населения.

Понятно, что столь спорная тема, как использование бепилотников, не могла остаться без внимания накануне президентских выборов. В ходе проведения теледебатов между кандидатами – Бараком Обамой и Миттом Ромни – была затронута и тема использования дронов. Примечательно, что оба кандидата поддерживают идею активного использования данного вида оружия в интересах обеспечения государственной безопасности.

Это не может не насторожить, ведь если верить статистике по количеству точных ударов беспилотников, которую ведет британское Бюро журналистских расследований, цифры просто ужасают. Судите сами: мирных жителей, погибших от ударов дронов «случайно» в разы больше, чем количество террористов, против которых эти аппараты, собственно говоря, и используются. Видимо, американское руководство не слишком беспокоит данное обстоятельство, и их вполне устраивают «слепые убийцы». Более того, они гордятся использованием БПЛА, потому как с их помощью можно уничтожать террористов по всему миру.

Вместе с тем, отношение к беспилотным аппаратам начинает меняться, причем, происходит это во всем мире. Простое гражданское население просит отказаться от них. Первая бомбардировка Пакистана с использованием дронов, которую одобрил Барак Обама, провалилась. С тех пор люди живут в постоянном страхе.

Организации, которые выступают против использования беспилотников, уверены в том, что простых извинений за «случайные» удары недостаточно. Некоторые из них требуют принять закон о запрете использования БПЛА, и уверены в том, что только подотчетность и прозрачность политики должны стать приоритетными для американского правительства. Конечно, во время, когда каждое развитое государство стремится усилить обороноспособность, вопросов относительно использования дронов не возникает, ведь они – наиболее эффективное средство борьбы против террористов, которые создают угрозу для мирного населения. Но чем тогда американские военные отличаются от тех же террористов, ведь сами они ведут себя точно также в Йемене и Пакистане?

Поэтому и не стоит удивляться тому, что эти и им подобные государства начинают отвечать тем же. Так, в частности, показательным в этом плане является появление беспилотника над пустыней Негев в Израиле, который был сбит израильскими военными. Шейх Хасан Насрулла, который является лидером радикального движения «Хэзболла» заявил о том, что этот аппарат был запущен представителями его организации. В телеобращении он рассказал о том, что дрон был собран в Ливане, прошел много километров над водами Средиземного моря и многими важными израильскими объектами. Шейх также заявил о том, что этот полет был не единственным и тем более не последним. Кроме того, если учитывать, что Израиль систематически нарушает суверенитет Ливана, последний имеет полное право проводить разведку над территорией противника.

По мнению экспертов, появление беспилотников у таких радикальных организаций во много раз увеличивает угрозу проведения террористических атак, хотя бы потому, что летящий дрон очень просто превращается в бомбу. В то же время, по мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, наличие беспилотника и «Хэзболлы» вовсе не значит, что подобное оружие может появиться и у других экстремистских организаций. Хотя…

В любом случае, появление дронов в свободной продаже на мировом рынке – это повод для руководства некоторых государств задуматься над тем, правильно ли они действуют, или, возможно, необходимо изменить свое отношение к остальному миру…


Использованы материалы:
http://rus.ruvr.ru/2012_10_04/Bespilotnie-apparati-ostorozhnie-nadezhdi/
http://aviaglobus.ru/2012/10/01/3739/
http://www.odnako.org/blogs/show_21322/
http://rus.ruvr.ru/2012_10_24/Amerikanskie-droni-volk-v-ovechej-shkure/
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. snek
    +5
    9 ноября 2012 08:53
    Все началось в Великобритании, где в 1920 году была разработана и вполне успешно реализовывалась программа по созданию БПЛА.

    Все началось еще раньше. Так еще в 1917 в США был построен(а разработка началась в 1915) так называемый "Жук" Кеттеринга (Kettering «Bug») он же орел свободы.

    Если кому интересно то тут подробнее (на инглише):
    http://www.designation-systems.net/dusrm/app4/bug.html
    А еще до этого была воздушная мишень А. М. Лоуа

    Инфа (снова таки инглиш):
    http://www.ctie.monash.edu.au/hargrave/rpav_britain.html
    1. +1
      9 ноября 2012 11:21
      особенно интересно про историю БПЛА в СССР-России
      1. alatau_09
        +1
        9 ноября 2012 16:09
        ..."мирных жителей, погибших от ударов дронов «случайно» в разы больше, чем количество террористов, против которых эти аппараты, собственно говоря, и используются. Видимо, американское руководство не слишком беспокоит данное обстоятельство, и их вполне устраивают «слепые убийцы»".

        Сдается мне что убивают не вслепую... нагоняют страх и ужас... Ударные БПЛА управляются в режиме реального времени и операторы прекрасно видят кого, что и где атакуют, просто включают дурачка, мол беспилотник же, стреляет и бомбит что хочет!

        Просто нет у них принципов в достижении своих целей.
  2. severen
    0
    9 ноября 2012 09:03
    Беспилотник-крутая штука. Но не просто как разведчик его использовать а вполне как боевой дрон. Прикрепить пару пулеметов и ракет и вот тебе авиация будущего.
    1. snek
      0
      9 ноября 2012 09:08
      Ну с установкой пулеметов есть пара проблем (установить то их можно, но необходимые маневры для выхода для атаки с помощью пулеметов требуют маневров, которые пока большая часть БПЛА делать не способна). А вот как платформа для управляемого вооружения (тех же самых ракет, а также корректируемых авиабомб) самое то. Вот кстати, свежее фото на тему от наших друзей из Поднебесной:
      [img]http://www.militaryphotos.net/forums/attachment.php?attachmentid=189897&stc
      =1[/img]

      Тоже самое только под другим углом и без брезента:
      [img]http://p13.freep.cn/p.aspx?u=v20_p13_photo_1211091009021833_0.jpg[/img]
    2. snek
      +4
      9 ноября 2012 09:10
      Ну с установкой пулеметов есть пара проблем (установить то их можно, но необходимые маневры для выхода для атаки с помощью пулеметов требуют маневров, которые пока большая часть БПЛА делать не способна). А вот как платформа для управляемого вооружения (тех же самых ракет, а также корректируемых авиабомб) самое то. Вот кстати, свежее фото на тему от наших друзей из Поднебесной:
      1. severen
        0
        9 ноября 2012 09:20
        Симпатичная птичка. Но, как мне кажется, большевата она. ИМХО конечно, но чет так кажется
        1. snek
          +3
          9 ноября 2012 09:31
          Цитата: severen
          Симпатичная птичка. Но, как мне кажется, большевата она. ИМХО конечно, но чет так кажется

          Ну размер как раз для ударного бпла. Кстати, и по размерам и по форме весьма напоминает штатовский Рипер
      2. -1
        9 ноября 2012 09:36
        Это китайцы уже глобал хавк отксерили?
        1. Бурелом
          0
          9 ноября 2012 12:41
          Global Hawk крупнее намного
          1. 0
            9 ноября 2012 12:42
            А да.... перепутал маленько.
        2. Бурелом
          +1
          9 ноября 2012 12:43
          Он покрупнее размерами
    3. 0
      9 ноября 2012 09:35
      Думаете все так просто?
    4. +7
      9 ноября 2012 09:54
      БПЛА - не панацея. И, как справедливо отмечает автор, не совсем понятно каково будет их боевое применение против технически развитого противника. Но для конфликтов низкой эффективности БПЛА - самое то. Во-первых, существенно снижаются потери пилотов, во-вторых - тяжелые БПЛА могут находиться в воздухе значительное время и "ждать" команды на нанесение удара, что тоже актуально при контрпартизанских операциях. Да и отправлять такие аппараты можно туда, где риск очень и очень высок - операторы не рискуют (см. п.1). Соответственно, какое-то количество БПЛА необходимо. К примеру, было бы намного спокойнее, если в Грузию в 2008-м летали не Ту-22МР, а разведывательные БПЛА. Да и горные районы с помощью разведывательных ударных БПЛА перекрыть проще, т.к. проще организовать постоянное и менее заметное присутствие.
      Но заменить боевую пилотируемую авиацию БПЛА не могут! Скорость реакции не та, да и пилот по месту может ориентироваться значительно быстрее. Все не так однозначно. Для каждой задачи - свое решение.
      1. 0
        9 ноября 2012 09:56
        Даже спорить не буду. Каждому аппарату свое применение.
      2. snek
        +1
        9 ноября 2012 10:03
        Цитата: Bronis
        не совсем понятно каково будет их боевое применение против технически развитого противника.

        Очень абстрактное выражение "технически развитый противник". Если мы говорим о таких странах, как Штаты и Китай, так против них ЯО а в рамках конфликтов с менее сильными странами БПЛА будут весьма полезны. Да и с этим самым "технически развитым противником" для БПЛА найдется работенка. Во-первых, ими можно "прощупывать" ПВО противника, которому или прийдется раскрыть позиции своей ПВО огнем по этому БПЛА или терпеть его в воздухе (что неприемлимо). Во-вторых, их можно использовать на вспомогательных театрах военных действий.
        1. 0
          9 ноября 2012 10:32
          "Технически развитый противник" действительно достаточно размытый термин. В рамках комментария его раскрыть не получится. Но можем обозначить его таким образом. Противник, чьи технические средства РЭБ и ПВО достаточны для противодействия БПЛА. Все остальное - в зависимости от типов БПЛА, концепции боевого применения и конкретных возможностей противника.
          Это явно не США и Сомали. Но США и Иран - возможно. Тем паче, что тактика применения БПЛА известна достаточно хорошо, американцы ими и в Ираке ПВО вскрывали и, кажется, еще в Югославии. Все относительно, ведь не одними беспилотниками воюют.
          1. snek
            +1
            9 ноября 2012 10:50
            Цитата: Bronis
            Все относительно, ведь не одними беспилотниками воюют.

            И это очень важный момент - БПЛА стоит рассматривать лишь как компонент ВВС в целом. Если брать потенциальный конфликт Штаты - Иран, то, можно с увереностью предположить, что повторится сценарий Югославии и Ирака: уничтожение ПВО страны массовыми ударами крылатых ракет. После чего последуют налеты пилотируемой авиации и БПЛА. Потери БПЛА в конфликте такого масштаба будут, естественно, неизбежны, но тут будут играть свою роль такие факторы как низкая (относительно пилотируемой авиации) стоимость машин и отсутвие психологического фактора погибших/взятых в плен пилотов.
            1. +1
              9 ноября 2012 11:47
              Вполне соглашусь, но все по ситуации. Беспилотники дешевле и "безопасней" с точки зрения потерь в живой силе. Но их боевая эффективность пока все же ниже "обычных" ВВС. Кроме того, противодействовать БПЛА будет не только ПВО, а и средства РЭБ. Их тоже можно уничтожить, но это будет несколько сложней, особенно в городских условиях. Если США соберутся повоевать с Ираном, они победят и без БПЛА (но с несколько большими потерями). А вот если будут воевать только с использованием БПЛА - еще не факт (просто пример, естественно, ни кто одними БПЛА воевать не станет). Отсюда вывод - БПЛА являются, на данный момент, вспомогательным средством, а не основной ударной силой. Но в какой-то мере они необходимы. А дальше - видно будет. Техника не стоит на месте. Будем наблюдать противостояние РЭБ+ПВО и БПЛА (прямо как снаряд и броня).
            2. 0
              11 ноября 2012 07:12
              БПЛА позволяют избежать наиболее дорогостоящих потерь - людских, сколькос стоит подготовка пилота, плюс для набора опыта тоже необходимо понести затраты.
    5. 0
      9 ноября 2012 11:38
      причем действовать российский БПЛА должен сугубо самостоятельно, с применением искусственного интеллекта, с опционным контролем оператора. Естественно ударный.
      1. +2
        9 ноября 2012 15:41
        Многовато хотите.Нам бы на уровень рипера выйти для начала.
        1. 0
          10 ноября 2012 23:19
          А Буран - это что не беспилотник, который отработал практически в полном автопилоте? И его опыт ох как на руку новым разработкам. А отсутствие серийных БПЛА в России, это саботаж прежнего руководства МО. Думаю скоро ситуация коренным образом изменится.
  3. kvm
    0
    9 ноября 2012 09:34
    Делать беспилотники придётся и не лишним будет вспомнить опыт Бурана. Чем он не беспилотник?
  4. Гэмэр
    0
    9 ноября 2012 10:02
    Очень хочется, чтобы к программе разработки беспилотников вертолетного типа подключили Арсеньевский "Прогресс". Там ведь все оборудование обновили, персонал переобучили...
    Вот сделали бы (я уже как-то мечтал на страницах ВО об этом) на базе Ка-52 и Ка-50 этакий комплекс. Пускай в Ка-52 установят систему дистанционного управления беспилотниками (БПЛА на базе Ка-50). Случись что с наземным пунктом управления (отключение электричества, уничтожение, диверсия), оператор на Ка-52 сможет сам координировать работу БПЛА.

    Схема: с наземного пункта управления БПЛА передается информация на Ка-52, а с Ка-52 на беспилотник(и). БПЛА выполняет команду и передает данные об обстановке обратно на Ка-52, а тот в свою очередь, отправляет "отчет" беспилотника обратно на наземный пункт управления БПЛА. В случае потери связи с наземным пунктом управления БПЛА, экипаж Ка-52 сам выбирает, продолжать ли миссию или вернуться на другую базу.

    Преимущества:
    Если ретранслятор сигнала находится в воздухе, то дальность действия сигнала превышает дальность действия стационарного источника сигнала управления БПЛА (пример, чтобы АУГ дальше "видеть", в воздух поднимают самолет ДРЛО).
    Сам наземный комплекс управления нет надобности размещать близ границы потенциального "друга".
    Высокая степень унификации пилотируемого вертолета и беспилотника, что положительно скажется на техническом обеспечении последних.

    Недостатки: Ну, как и у всех беспилотников - возможность перехвата сигнала или "заглушение" более мощным сигналом.
    Но, самый главный недостаток в том, что время нахождения беспилотника будет ограничено временем нахождения Ка-52 в воздухе.

    ПыСы: Всего лишь моя фантазия.
    СЛАВА РОССИИ! soldier
    1. +1
      11 ноября 2012 02:33
      Концепция неплохая, только на последниих моделях AH-64 она уже
      входит как опцион.
      1. 0
        11 ноября 2012 03:59
        А всё начинается с малого - модельного спорта!
  5. Odessit16
    0
    9 ноября 2012 22:50
    По моему, с 20-х годов задачи БПЛА не изменились, разве что - еще добавился разведчик.
    Главный недостаток беспилотника - это средства его связи. Даже если оснастить БПЛА суперпупер компьютером, который сам сможет обнаружить и применить оружие, куда и как надо полететь и вернуться, сделать пару маневров - необходимость вывода информации в эфир и приема короткого сигнала - "мочи гада" надо оставить. Самая трудноперехватываемая линия связи - лазерная. Но до нее пока не доросли мы. Если передавать сигналы по лазеру заглушить его будет почти невозможно. Это не на земле - дымзавесу не поставишь. А если лететь выше облаков, то проблем не будет и в облачную погоду.
    Разумеется в 5-ом поколении БПЛА НИКАК не заменит пилотируемый самолет. Но это станет 2-м главным самолетом, после истребителя. Такой стране, как Россия для защиты своих рубежей нужно самолетов МНОГО и обязательно ТЯЖЕЛЫХ . Делать всех их пилотируемыми - большое расточительство. Нужен самолет массой 50-70 тонн (макс.взлетная) с пилотируемой и беспилотной модификацией и большой степенью унификации (до 85%) с большим спектром задач - от разведки и дозора до перехвата и уничтожения морских и наземных целей.
  6. +1
    10 ноября 2012 13:33
    Цитата: kvm
    Делать беспилотники придётся и не лишним будет вспомнить опыт Бурана. Чем он не беспилотник?


    Автором статьи, сознательно\несознательно упущена страница советских беспилотных разведчиков. По Вики -
    разведчики Ту-123 «Ястреб», Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж», стоявших на вооружении ВВС СССР с 1964 по 1979 год. Ту-143 «Рейс» на протяжении 70-х годов поставлялся в африканские и ближневосточные страны, в том числе и в Ирак. Ту-141 «Стриж» состоит на вооружении ВВС Украины и поныне. Комплексы «Рейс» с БРЛА Ту-143 эксплуатируются до настоящего времени. БПЛА "Пчела" и прочее и прочее...
  7. avega
    0
    10 ноября 2012 16:12
    Нам нужен БПЛА !!! Но к глубокому сожалению появится он совсем не скоро .... ((((
    1. 0
      10 ноября 2012 17:54
      Это сейчас БПЛА решает лишь часть задач,но не известно как пойдёт прогресс.Может быть и будут они занимать главнейшую роль,а может быть и нет.Вспомним как в Иране посадили штатовский беспилотник нашим комплексом "Автобаза".
  8. патриот2
    0
    10 ноября 2012 19:29
    БПЛА нужен ВВС, но иногда модернизация самолёта пилотируемого в беспилотник окупается гораздо быстрее, чем создание БПЛА с "0". Брать модель самолёта, заточенного под каку-либо функцию: разведчик, топливозаправщик к примеру и надо пробовать, испытывать и внедрять. Конструкторская мысль должна проснуться.
  9. Spooky
    0
    10 ноября 2012 20:38
    Нам тоже нужен: Predator или Reaper как воздух! Увидел, определили, уточнил, подтвердил, навёл, выстрелил, попал и забыл! Ляпота!
  10. georg737577
    +1
    10 ноября 2012 22:36
    Насколько мне известно, ряд стран ведет разработки малых и сверхмалых одноразовых БПЛА, способных , будучи выведенными на заданную высоту долго находиться "в засаде" используя планирующий режим. При появлении цели ( в том числе и воздушной) в пределах радиуса атаки - резкое ускорение и поражение цели зарядом ВВ. Размер дрона сравним с птицей.
  11. ёршик
    0
    18 ноября 2012 15:15
    Боевые амеровские беспилотники пакистанские талибы сбивали крупнокалиберными пулемётами (на станке). Затем пакистанская армия по указке пентагона провела операцию в Вазиристане, пулемёты были захвачены.

    Затем снова начались полёты боевых БПЛА и громкие "победные" реляции.