Советская пропаганда в конце сталинизма и хрущёвскую эпоху. Пресса и десталинизация

112
Советская пропаганда в конце сталинизма и хрущёвскую эпоху. Пресса и десталинизация
Статья в «Правде» о встрече Хрущёва с Кеннеди


1945 год стал пиком в развитии советской пропаганды. Победа в войне имела большое моральное значение, миллионы людей не только в СССР, но и в странах Западной Европы и даже в США стали с симпатией относиться к коммунистическим идеям. Компартии в капиталистических странах никогда не были так сильны, как именно в первые послевоенные годы. Это значит, что советская пропаганда в тот период действительно была сильной и убедительной. Конечно, это ни в коем случае не значит, что она в это время была правдивее, чем в другие периоды. Однако пик убедительности пропаганды продлился недолго, и вскоре началась её медленная, но неуклонная деградация.



Мы продолжаем цикл статей о советской пропаганде, и сегодня речь пойдёт о периоде с 1946 по 1964 год.

Общие черты пропаганды в 1946-1964 годах


Советская пропаганда в последние годы правления Сталина мало отличалась от того, что было в 1930-х. Отличия же заключались в том, что теперь были «закручены» абсолютно все «гайки», которые только можно было закрутить, а все, кто открыто высказывал сомнения в верности постулатов пропаганды, теперь были либо мертвы, либо в ГУЛАГе, либо в лучшем случае в эмиграции. Конечно, несогласные с режимом были, но инстинкт самосохранения подсказывал им крепко держать язык за зубами. И всё это в совокупности не могло не породить тех событий, что произошли вскоре после смерти Сталина.

Круто изменил ситуацию последовавший в 1956 году XX съезд КПСС и официальное осуждение культа личности Сталина и некоторых его репрессий. Несогласные теперь перестали молчать, их стали называть диссидентами, что в переводе с латыни и означает «несогласный, инакомыслящий».

Интересно, что в первой волне диссидентов, как это ни удивительно, было много идейных марксистов, для которых политическим идеалом был Ленин. Выступали они главным образом против сталинизма, который, по их мнению, значительно отклонился от «верного» ленинского пути. Всё это говорит о том, что сила воздействия официальной пропаганды была огромна. И даже XX съезд лишь раскрутил часть «гаек», но не поколебал основные догматы.

Как и прежде, советская пропаганда была лишена какой-либо конкуренции. Однако полное отсутствие конкуренции принесло режиму выгоды лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной же – именно отсутствие конкуренции привело к неизбежной деградации пропаганды. Если проводить аналогию, то можно сравнить это с легкоатлетом, который долгие годы на беговой дорожке бежит один. Он хорошо понимает, что как бы он ни бежал, к финишу он всё равно придёт первым и единственным. И начинает бежать вполсилы. И скоро привыкает так бежать. Но стоит только на беговой дорожке появиться хотя бы одному конкуренту, как лидер гонки сразу же меняется: привыкший медленно бежать атлет остаётся далеко позади. С советской пропагандой именно это в итоге и случилось.

Пресса


Пресса в данный период продолжала играть роль одного из главных рупоров пропаганды. Она по-прежнему полностью контролировалась государством и охватывала практически всё население страны. Поскольку газеты выпускались огромными тиражами и стоили очень дёшево, их можно было найти даже в самых отдалённых сёлах страны.

В конце правления Сталина идеологизация газет достигла своего пика. Заголовки статей и заметок были похожи на лозунги, сами материалы продолжали лить потоки лести в адрес руководства страны и яростные выпады против врагов. Как и в 1930-е годы, ни о каких реальных проблемах страны в газетах не писали: только победы и только достижения, часто весьма преувеличенные. Поэтому неудивительно, что ни в одной советской газете 1946-1953 годов вы не встретите упоминаний ни о голоде, ни о разгуле бандитизма, ни о многих других неприятных для властей темах.

После смерти Сталина постепенно ситуация стала меняться. Цензура была несколько ослаблена, в частности, после XX съезда появились первые упоминания о незаконно репрессированных в 1930-е годы. О том, что одним из исполнителей этих репрессий был сам Хрущёв, конечно же, скромно умалчивалось.

Была разрешена и очень ограниченная критика отдельных экономических просчётов на местах, если она была санкционирована сверху. О критике политических решений режима по-прежнему не могло быть и речи. Точно так же при Хрущёве не допускалась и критика идеологических догматов, они по-прежнему были «единственно верными». Естественно, «единственно правильными» были и все решения властей.

И тем не менее, если сравнивать в целом прессу эпохи Хрущёва со сталинской, то необходимо отметить, что она стала на порядок ближе к реальной жизни, менее агрессивной, чуть менее ангажированной. Пропагандисты теперь могли не опасаться попасть в концлагерь только за то, что они недостаточно ругали тех, кого приказано было ругать.

Изменения коснулись и журналов. Так, в «Новом мире» в 1962 году с ведома Хрущёва была напечатана повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», принёсшая её автору мировую известность и впервые остро поднявшая тему политических заключённых в СССР. В следующем году эта повесть была издана уже отдельной книгой.

Однако эти ограниченные улучшения продлились сравнительно недолго. Уже после смещения Хрущёва, а особенно после ввода советских войск в Чехословакию, контроль над советскими средствами пропаганды был вновь усилен.


«Известия» от 18 апреля 1961 года

Десталинизация в пропаганде


После осуждения на XX съезде КПСС культа личности Сталина новой темой в советской пропаганде стала десталинизация. Если ещё за год до съезда во всех советских учебниках, в газетах, журналах и книгах говорилось, что Сталин – величайший деятель современности, «великий вождь и учитель», то теперь впервые начали упоминать о жертвах его правления, незаконных репрессиях, об отклонениях от «единственно правильного» ленинского учения.

Ещё при жизни Сталину были поставлены тысячи памятников, в его честь назывались многие города, предприятия и улицы. Теперь же начались массовые переименования: Сталинград стал Волгоградом, Сталино – Донецком, Сталинабад – Душанбе и т. д. Все памятники вскоре были снесены, а в 1961 году и останки самого Сталина вынесли из мавзолея и захоронили у Кремлевской стены.

С середины 1920-х по начало 1950-х годов имя Сталина в положительном контексте упоминалось во многих фильмах, книгах, песнях и других произведениях. Теперь же его начали отовсюду удалять. Из фильмов вырезались фрагменты, из песен – куплеты. Так, упоминание о Сталине было удалено из советского гимна, а из известной песни «Широка страна моя родная» удалили куплет, где были строки:

«Золотыми буквами мы пишем всенародный сталинский закон.»

Так на практике подтверждалась широко известная фраза Джорджа Оруэлла из романа «1984» о том, что

«кто владеет настоящим, тот владеет и прошлым.»


Голова снесённого памятника Сталину в ходе Венгерского восстания 1956 г.

Надо сказать также, что подавляющее большинство советских пропагандистов, которые ещё недавно восхваляли Сталина и выливали на него потоки лести, с радостью приняли десталинизацию и теперь твердили о том, что в действительности Сталин был преступником, и восхвалять его недопустимо. Так, Илья Эренбург, которого в 1940-е годы многие считали приближённым пропагандистом Сталина, не только поддержал десталинизацию в 1956 году, но и выступил открыто против реабилитации Сталина 10 лет спустя, подписав открытое письмо тринадцати деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС. В этом письме были такие строки:

«Реабилитация Сталина в какой бы то ни было форме явилась бы бедствием для нашей страны и для всего дела коммунизма.»

Кстати, сам Эренбург в своих мемуарах отрицал, что он был близок к Сталину в 1940-е годы:

«В глазах миллионов читателей я был писателем, который мог пойти к Сталину, сказать ему, что в том-то с ним не согласен. На самом деле я был таким же «колёсиком» и «винтиком», как мои читатели.»

Илья Эренбург
Илья Эренбург

Поддержал десталинизацию и известный поэт Александр Твардовский, который в 1930-х воспел коллективизацию в поэме «Страна Муравия». Надо сказать, что у поэта были веские основания не любить Сталина: в 1930-е годы его родители и братья были раскулачены и сосланы в ходе этой же самой коллективизации. И тем не менее, открыто высказаться против сталинизма Твардовский решился уже после смерти диктатора.

Александр Твардовский
Александр Твардовский

Как видим, вчерашние сталинисты при смене политической обстановки резко стали антисталинистами. Подобные «переобувания» пропагандистов – не редкость, а скорее закономерность. В следующий раз массовые «переобувания» произойдут в начале 1990-х годов, когда недавние коммунисты вдруг резко станут демократами.
112 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    5 января 2023 05:17

    Как видим, вчерашние сталинисты при смене политической обстановки резко стали антисталинистами

    После ухода Путина с Олимпа власти может тоже самое произойти с его верными соратниками... request в истории России это было уже не раз.
    А так эти качели с пропагандой и властью ничего хорошего нашей стране не приносят... каждый раз новая катастрофа и новый раздрай в обществе...видимо это закономерность.
    1. +3
      5 января 2023 07:28
      Цитата: Леха с Андроида.
      аждый раз новая катастрофа и новый раздрай в обществе

      Но меньшего размера! Люди умнеют, но медленно.
      1. +4
        5 января 2023 10:37
        Доброе утро коллеги .
        Вячеслав Олегович , на мой взгляд , самая большая беда в СССР и России , то что не работает ЗАКОН .
        И этот закон должен быть для всех одинаков .
        Если бы властвовал закон , не было бы и репрессий .
        А без закона работает "телефонное право" , когда любой высокий партийный начальник мог требовать от прокурора и судей любой ему нужный приговор .
        Те же проблемы возникают и в других государствах , где можно надавить на нужных людей и добиться своего результата .
        Поэтому надо прежде всего добиваться исполнения всех законов , и особенно люди во власти должны их соблюдать .
        И А-бомба была бы создана в России так или иначе , ведь Россия большая и великая страна .
        1. +1
          5 января 2023 11:06
          Цитата: Кузнец 55
          И этот закон должен быть для всех одинаков. Если бы властвовал закон , не было бы и репрессий

          Закон одинаков только для наследников Западной Римской империи, впитавших в себя, словно губка, все их правовое наследие. Мы же - наследники Восточного Рима, а это немного другое...
          1. +2
            5 января 2023 16:13
            Кстати, о Риме в контексте соблюдения законов.
            Ранний Рим.
            Естественно, аристократы писали законы под себя, что позволяло им творить беспредел в отношении плебса.
            Восставать же плебс не решался, ибо на стороне аристократии была военная сила.
            И тогда плебеи придумали своеобразную акцию неповиновения.
            Они собирали кое-какие пожитки и, захватив еду на несколько дней, просто всем миром уходили за город -- в леса или горы в соответставии с географией подвернувшейся местности. А затем через несколько дней, когда кончалась еда, возвращались...
            Экономический ущерб, нанесённый городу, был колоссальный! Ведь уходили специалисты в разных видах производственной деятельности.
            После нескольких таких уходов, посовещавшись, аристократы пришли к выводу, что нужен человек, типа адвокат, отстаивающий пред аристократами права народа и влияющий на принятие новых законов и коррекцию старых. Ну, что-то вроде этого. Этот человек обязательно должен быть плебеем. И название дали -- народный трибун...
            Но вот беда!
            Достаточно грамотных и умных законников среди плебеев не было, а среди аристократов -- были. Опыт по защите прав плебеев плебеями оказался печальным. И тогда возник обычай: если аристократ, пылающий чувством справедливости и грамотный в области законодательства, согласен стать народным трибуном, его должен усыновить плебей.
            Но потом, исходя из того, что истинную защиту плебея может организовать только истинный плебей, а первые опыты были, как я уже сказала, неудачными, в Риме со временем появилось 25 тысяч одних только крупных частных библиотек, не говоря о множестве мелких wassat )))
            1. +1
              5 января 2023 16:24
              Мы слава Богу не в древнем Риме , и люди вполне грамотны и , во всяком случае , большинство понимают что к чему .
              Представьте ситуацию .
              Кто то , наверху или с большими деньгами , окупает своего отпрыска от армии , другого спасает от суда хотя он в подпитии сбил кого то .
              Да и сам глава семьи небезгрешен .
              Но ему ничего не будет с его толстым кошельком .
              Или , та же ситуация , но закон не дремлет , и каждый получает то что заслужил .
              Это и урок другим .
              Поэтому и утверждаю , в стране где главенствует закон , нарушений намного меньше .
              И народ видит это , совсем глупых , совсем мало .
          2. +2
            5 января 2023 17:38
            От души посмеялся. Не перевелись еще наивные люди.
            1. 0
              5 января 2023 18:10
              Да я живу в такой стране .
              К сожалению в России по другому .
              Так что продолжайте смеяться .
        2. +3
          5 января 2023 18:50
          Цитата: Кузнец 55
          на мой взгляд , самая большая беда в СССР и России , то что не работает ЗАКОН .

          Совершенно верно. А все потому, что у нас во многом до сих пор существует патриархальное мышление, а оно основано на совсем на других принципах нежели закон. А в ряде мест его уже нет, но его принципы используются, почему бы и нет? Если выгодно.
          1. +3
            5 января 2023 20:01
            А все потому, что у нас во многом до сих пор существует патриархальное мышление, а оно основано на совсем на других принципах нежели закон.


            Вячеслав Олегович, а Вы пробовали читать законы с их многими пунктами и оговорками, меняющими сам смысл закона? Пуще того. Вы пробовали читать подзаконные акты, направляемые в учереждения?
            Если Вы поняли что-то из этого -- Вы титан мысли. Я пробовала читать, погрязла в бюрократическом новоязе и завязала с этим грязным делом. А ведь буквы умею складывать в слова, а слова -- в предложения.
            Пропаганда намного проще. Она делается на языке, понятном всем. На основе простой логики "если это, то будет то". И это при наличии законов, мало кому понятных и зачастую прямо противоречащих простой логике пропаганды. Собственно, естественной логике. Толкователи законов излагают публике их упрощенные версии, пользуясь которыми, мы восклицаем "Как же так? Закон говорит одно, а делают другое!"
            Но любой адвокат убедит Вас, что всё верно. Потому люди перестали верить -- и законам, которых у нас выше крыши, и пропаганде.
            1. +3
              5 января 2023 20:33
              Депресант , позвольте вам ответить .
              Да , законы писаны непонятным для простого человека языком .
              Но читать и исполнять их должны прежде всего силовые и правоохранительные органы .
              И вот если это не действует , то можно сказать что в государстве полнейший бардак .
              Еще что очень важно , то это свобода слова и печати .
              И того , КТО не исполняет законодательство , можно и нужно пропесочить в СМИ .
              1. +3
                5 января 2023 21:58
                вот если это не действует , то можно сказать что в государстве полнейший бардак


                Написала Вам развернутый комментарий. С недавними примерами. О том, как негодная пропаганда превращается в закон, приводящий к ужасным криминальным последствиям с человеческими жертвами, либо в лучшем случае -- увечьями. Почти безнаказанно.
                А потом стерла.
                Ведь одно дело, когда это пропаганда, которая сродни уговорам, убеждениям, направленным на всех. И другое дело, когда пропаганда превращается в закон, действующий в одностороннем порядке. И тогда получается, что одни равны перед законом, а другие ровнее. Потому что пропаганда всегда направлена против кого-то. И, приняв форму закона, становится бедствием для большей части населения. Оно, население, не может ответить на распоясавшуюся законодательную пропаганду, ибо она направлена против него.
                Догадываетесь, о какой нынешней статье закона я говорю? Если догадались, не отвечайте, ибо опасно. И вот она, эта статья, будте уверены, соблюдается всеми органами власти. Несмотря на вой и даже рёв прессы.
                Вам от этого легче?
    2. +2
      5 января 2023 17:55
      Цитата: Леха с Андроида.
      А так эти качели с пропагандой и властью ничего хорошего нашей стране не приносят... каждый раз новая катастрофа и новый раздрай в обществе...видимо это закономерность.

      Уважаемый Алексей, почему Вы считаете, что потрясения приведут к негативному эффекту?
    3. +1
      6 января 2023 01:07
      Цитата: Леха с Андроида.
      Как видим, вчерашние сталинисты при смене политической обстановки резко стали антисталинистами

      После ухода Путина с Олимпа власти может тоже самое произойти с его верными соратниками.

      В статье в качестве примеров таких переобувшихся пропагандистов приведены поэт Твардовский и публицист Эренбург. Твардовский написал "Страну муравию". Его герой бежит из своей деревни(иносказанно можно понять спасаясь от неминуемого раскулачивания) и останавливается в деревне, где его уважительно принимают и смирившись с участью записывается в колхоз. Если бы Твардовский написал что-то более вольнодумное он бы закончил как Кольцов, Пильняк или Мандельштам. Поэт Твардовский один из своей семьи избежавших раскулачивания, голода, издевательств чекистов-какое основание у него было любить Сталина и выстыпать против осуждения сталинского культа личности? Сталин дал ему возможность печатать, Хрущев дал ему уверенность, что его не убьют, как убили Кольцова и Пильняка, и его родственники и односельчане больше не будут голодать и подвергаться репрессиям. Трудно от выходца из крестьян требовать верности Сталину. Такое можно простить чекисту потерявшему во времена Хрущева возможность репрессировать своих соседей и через магазины случайных вещей присваивать их имущество. Эренбург мог подвергнуться репрессиям после возвращения из Франции в СССР, когда чекисты стали присматриваться к его недвижимости. Он был кандидатом на первый номер в списке репрессированных руководителей ЕАК, но Сталин не решился его ни репрессировать ни тайно убивать как Михоэлса(возможно Сталина напугало как МГБ Белоруссии быстро установило причастность к убийству Михоэлса московских спецназовцев). Между прочим и при Сталине Эренбург допускал вольнодумство на грани репрессий. Например в его стихотворении "Во Францию два гренадера" лирический герой восторгается культурой Франции и говорит, что будь он свободнее и не обременен должностями, окладами, семьей и родными пошел бы нажительство во Францию как шли из русского плена наполеоновские гренадеры.
      "«Во Францию два гренадера…»
      Я их, если встречу, верну.
      Зачем только черт меня дернул
      Влюбиться в чужую страну?
      Уж нет гренадеров в помине,
      И песни другие в ходу,
      И я не француз на чужбине, —
      От этой земли не уйду.
      Мне все здесь знакомо до дрожи,
      Я к каждой тропинке привык,
      И всех языков мне дороже
      С младенчества внятный язык.
      Но вдруг замолкают все споры,
      И я — это только в бреду, —
      Как два усача гренадера,
      На запад далекий бреду,
      И все, что знавал я когда-то,
      Встает, будто было вчера,
      И красное солнце заката
      Не хочет уйти до утра."
      Причем стихотворение Эренбурга ремейк стихотворения Гейне, в котором французские гренадеры сохранили верность Наполеону и готовы даже мертвыми свергнуть короля и вернуть Наполеону власть. "Во Францию два гренадера
      Из русского плена брели,
      И оба душой приуныли,
      Дойдя до немецкой земли.

      Придётся им — слышать — увидеть
      В позоре родную страну…
      И храброе войско разбито,
      И сам император в плену!

      Печальные слушая вести,
      Один из них вымолвил: «Брат!
      Болит моё скорбное сердце,
      И старые раны горят!»......"
      Надо было иметь большую смелость, чтобы в Сталинском СССР написать стихотворение претендующее на звание самого франкофильского стиха всех времен и народов.
  2. +4
    5 января 2023 06:00
    С середины 1920-х по начало 1950-х годов имя Сталина в положительном контексте упоминалось во многих фильмах, книгах, песнях и других произведениях.
    Вот тут не надо преувеличивать, с середины 1920-х годов..Например : из фильма Октябрь (1927) Эйзенштейн был вынужден удалить многих деятелей революции: Л. Троцкого, В. Антонова-Овсеенко, В. Невского, о Сталине ,там ничего нет..Упоминание началось где-то с середины 30-х годов и это касалось фильмов о гражданской войне и тех событиях в которых не посредственное участие принимал Сталин, а не которые фильмы и запрещались,как например фильм Конармия 1940 г.
    1. +5
      5 января 2023 08:00
      Не думаю, что все запреты в киноиндустрии тех лет исходили лично И.В. Сталина. Учитывая коллегиальную модель «худсоюхов» и «худсоветов» ограничения и цензура исходила в основном от коллег авторов. Причем готов голову положить на плаху, что в половине случаев «цирк» происходил из-за личной зависти, причем не обязательно к таланту, а в большинстве случаев по низменным причинам.
      1. +2
        5 января 2023 10:22
        Не думаю, что все запреты в киноиндустрии
        А моем комментарии нет речи о всех кино запретах. Да и особо имя Сталина в фильмах не афишировалось, разве только в тех фильмах где отражались события к которым он имел отношение. Еще один пример: из фильма Чкалов, удалены эпизоды обсуждения "Сталинского маршрута". Этому были посвящены несколько эпизодов.
      2. +3
        5 января 2023 10:52
        Учитывая коллегиальную модель «худсоюхов» и «худсоветов» ограничения и цензура исходила в основном от коллег авторов.
        Фильм "Мужество",был снят с проката,по политическим мотивам.Так как, к тому времени заключили пакт о не нападении с Японией, по этим же причинам произошла замена строк в песне Три танкиста, которая звучала в фильме Трактористы, вместо: в эту ночь решили самураи..стало звучать в эту ночь решила вражья стая..
      3. +1
        5 января 2023 18:02
        Цитата: Коте пане Коханка
        Причем готов голову положить на плаху, что в половине случаев «цирк» происходил из-за личной зависти, причем не обязательно к таланту, а в большинстве случаев по низменным причинам


        Вы автоматически причисляете людей, не зная их профессиональных качеств к завистникам и людям не имеющим понятиям порядочности. Не слишком ли многих людей Вы решили подвести под "одну планку".
  3. +2
    5 января 2023 06:06
    Ещё при жизни Сталину были поставлены тысячи памятников, в его честь назывались многие города, предприятия и улицы. Теперь же начались массовые переименования: Сталинград стал Волгоградом, Сталино – Донецком, Сталинабад – Душанбе и т. д. Все памятники вскоре были снесены

    Без Сталина у Советского Союза не было бы атомной бомбы.
    А если бы у нынешней России не было ядерного оружия, доставшегося в наследство от Советского Союза, то НАТО-вские "миротворцы" давно бы разобрались (или как минимум попытались бы разобраться) с ней по "югославскому сценарию".
    Кстати, в одном из городов США в 2010 году был установлен бюст товарища Сталина.
    1. +3
      5 января 2023 06:56
      Без Сталина у Советского Союза не было бы атомной бомбы.


      Её скорей бы не было без нашей разведки и тех учёных на Западе, которые считали, что владеть таким оружием одной стране (в данном случае США) просто недопустимо.
      1. +6
        5 января 2023 11:22
        Её скорей бы не было без нашей разведки и тех учёных на Западе,
        Константин, пример не из атомной области. Наш декан, Лев Алексеевич Симонов, читавший нам курс прикладной газодинамики, в молодости был в комиссии по приёмке турбин ДнепроГЭСа. Вот что он рассказывал. Там была пара шведских турбин и остальные - ленинградские. Была методика определения их кпд, причём некорректно сформулированная. А за недодачу каждого % платилась неустойка в 10 000 рублей золотом. И шведы, себе в убыток, показали на эту некорректность, методика была изменена, страна сохранила средства. Вот какой моральный авторитет имела наша страна в то время. Именно это побудило атомщиков пойти на сотрудничество с СССР. А Бруно Понтекорво, атомщик, вообще был убеждённым коммунистом.
        1. +8
          5 января 2023 14:45
          Вот какой моральный авторитет имела наша страна в то время.

          А может быть просто шведы были порядочными и честными людьми, Вы об этом не думали?
        2. +2
          5 января 2023 21:43
          Там была пара шведских турбин
          Мое почтение, Сергей!
          Вот Вы меня прям сейчас сильно удивили! Всегда считал, что турбины для ДнепроГЭС поставлялись "Дженерал электрик"...
      2. +1
        5 января 2023 18:33
        Почитайте историю. Разведка сыграла большую роль, но в основном она помогла не тратиться на тупиковые ветви и заменила заблокированный обмен информацией который существовал ранее.
        1. +2
          5 января 2023 19:40
          Представьте себе читал. И даже не одну книгу и не один раз, и разных авторов из разных стран.
          Вы написали что-то в корне противоположное тому, что написал я? laughing
          1. +2
            5 января 2023 20:56
            Да, и странно, что вы это не понимаете. Вы написали, что без разведки бомбы бы не было, то есть сами мы ее не были способны сделать. Я же написал, что разведка лишь ускорила ее создание, но никак не определила.
            1. +1
              5 января 2023 22:48
              hi Манхэттэнский проект формально стартовал 13 августа 1942. Утверждёние И.В. Сталиным 28 сентября 1942 г. распоряжения Государственного комитета обороны № 2352 сс "Об организации работ по урану" состоялось через полтора месяца именно благодаря информации собранной НКВД и ГРУ ГШ РККА и диверсантами группы Старинова под Таганрогом на Миус-фронте ...
              СССР возобновил работы, прерванные войной, по созданию ядерного оружия и топлива в тяжелейший период войны во многом благодаря аналитической работе, проделанной С.В. Кафтановым... Так, что без разведки могли и "припоздниться" с началом работ...
              "Представляя на Ваше рассмотрение план работ Лаборатории № 2 Академии Наук СССР по изучению внутриатомной энергии урана и изысканию возможностей использования этой энергии, докладываем о состоянии этих работ.

              В 1944 году работа Лаборатории № 2 заключалась в анализе полученных нами секретных материалов о работах иностранных учёных над проблемой урана и в проведении собственных теоретических исследований.

              Других цитат из плана лаборатории №2 на 1945 год приводить не стану...
              Оставьте свое
              Цитата: У.Ченый
              Да, и странно, что вы это не понимаете. Вы написали, что без разведки бомбы бы не было, то есть сами мы ее не были способны сделать.

              Вы, Андрей, прекрасно знаете, что "пушечный" вариант боеприпаса можно было сделать уже в 1944, если бы были 5-10 килограмм металлического урана 235 или плутония 239 smile
              1. +1
                6 января 2023 01:00
                Я вроде не вам отвечал, ну, ладно.
                Я ведь русским по белому написал, что разведка ускорила создание бомбы. Это первое. Второе. В приведенной вами цитате написано "и проведение собственных теоретических исследований". Чтобы пооводить свои исследования недостаточно почитать обрывочную информацию от агентов. Для этого надо быть полностью в теме и иметь свои наработки. Ну, и все ученые, а ядерщики в те годы особенно, анализируют всю доступную информацию от коллег. Просто до войны она была в научных журналах, а тут в докладах разведки.
      3. +3
        5 января 2023 18:39
        Цитата: Морской Кот
        Её скорей бы не было без нашей разведки и тех учёных на Западе, которые считали, что владеть таким оружием одной стране (в данном случае США) просто недопустимо

        Уважаемый Константин, думаю ошибочное мнение, что наши учёные были "глупее" западных, задайтесь вопросом почему, версия о которой Вы пишите, постоянно появляется на наших ТВ и СМИ. Наши учёные в то время не с "палками в руках" бегали.
        1. +2
          5 января 2023 19:43
          Игорь hi , побойтесь Бога, разве я назвал наших учёных глупцами? Ни в коем разе и никогда!
          Это Вы напраслину на меня возвели. smile
          1. +1
            5 января 2023 20:04
            Цитата: Морской Кот
            Это Вы напраслину на меня возвели.

            Константин, в своё время мне пришлось столкнутся с "такими спецами", в вопросах РЭБ, хотя это была для нас система взаимодействия, они определяли "пеленг", дальше это уже были наши действия. По этому мне сложно усомнится в наших учёных. Ошибка максимум 150 метров.
      4. +1
        6 января 2023 02:35
        Цитата: Морской Кот
        Её скорей бы не было без нашей разведки и тех учёных на Западе

        В принципе, Вы правы.
        И с тем же основанием можно сказать, что не видать бы Наполеону победы под Аустерлицем или Нельсону в Трафальгарском сражении, если бы не их офицеры и рядовые.
    2. +2
      5 января 2023 07:27
      Цитата: Товарищ
      Без Сталина у Советского Союза не было бы атомной бомбы.

      Глупости-то писать не надо...
      1. -4
        5 января 2023 08:02
        Цитата: kalibr
        Цитата: Товарищ
        Без Сталина у Советского Союза не было бы атомной бомбы.

        Глупости-то писать не надо...

        Красные хомячки Вас не поймут Вячеслав Олегович. laughing
        Теперь серьезно. Глупо отрицать роль личности в истории, но обывателю проще не искать истину самостоятельно, а банально переложить это на других! Причем, ожидания от сильных мира сего, настолько нелепы, что плакать хочется! Поэтому мы с Вами огребем кучу минусов, а камрад «Таварищ» горку плюсов.
        Р.s. Лично мне любопытно, что запели бы «настоящие коммунисты» если Иосиф Виссарионович воскрес и банально с боевых хомячков деликтгоспособного на 1991 год возраста спросил, что они сделали для своей Родины и партии!!!
        1. +2
          5 января 2023 19:05
          Цитата: Коте пане Коханка
          Р.s. Лично мне любопытно, что запели бы «настоящие коммунисты» если Иосиф Виссарионович воскрес и банально с боевых хомячков деликтгоспособного на 1991 год возраста спросил, что они сделали для своей Родины и партии!!!

          Уважаемый Владислав, Вы слишком обобщёно подходите к этому вопросу, я не был коммунистом, был комсомольцем, будучи военным получил гос.награды. . Но есть определённые взгляды на жизнь, которые не позволяют нам находится в стороне, при нашем возрасте, нас Советская Власть учила. Я не знаю какие у Вас взгляды, но думаю не все думают как ВЫ.
        2. +2
          6 января 2023 02:57
          Цитата: Коте пане Коханка
          Лично мне любопытно, что запели бы «настоящие коммунисты» если Иосиф Виссарионович воскрес и банально с боевых хомячков деликтгоспособного на 1991 год возраста спросил, что они сделали для своей Родины и партии!!!

          Уважаемый Владислав, коммунистом я не был, а за длинный язык на парах по истории КПСС ещё при Андропове однажды вызвали на допрос в КГБ.
          Искренне осуждал Советскую власть в начале "перестройки", потому что был глуп по причине молодости и отсутствия жизненного опыта. Однако потом мозгов всё же хватило понять, что Советский Союз не стоит рушить, поэтому референдум по отделению Украины от страны сознательно проигнорировал, как и остальные члены моей семьи. Приглашения на этот референдум хранятся у меня до сих пор.
          Если бы все или большинство жителей УССР поступили так, как я поступил, ход истории был бы иным. Никуда бы Украина не "вышла" бы, не было бы ни нищеты и хаоса 90-х, не было бы разграбления народных богатств, не было бы и спецоперации.
          Как ни плох был Союз, то, что пришло ему на смену, во сто крат хуже.
          И вот то, что я пытался это не допустить, я и мог бы ответить товарищу Сталину.

          Не знаю, каково Ваше отношение к Советскому Союзу. Однако могу сказать, что я в Союзе прожил достаточно долго, примерно столько же прожил на Западе. Поэтому могу адекватно и компетентно судить и сравнивать социализм и капитализм.
          Мне по душе социализм потому, что при нём я не чувствовал себя объектом для поборов со стороны государства, не боялся приближающейся старости. Я ощущал себя гражданином великой страны, где тебя не принуждали кланяться гомосексуалистам и неграм, не принуждали платить и каяться за мнимые грехи "белого человека". И ты не должен был отдавать львиную долю своих доходов бездельникам, имеющих привилегии за твой счёт.

          Я не работаю на Путина, я не агент ФСБ, но я ответственно заявляю, что очень многие мои знакомые, зарабатывающие более чем хорошо, не могут, как и Ваш покорный слуга, отделаться от ощущения, что ты раб.
          А своим относительным достатком ты обязан прежде всего своему интеллекту и образованию, полученному в СССР.
          Извините за пространные комментарий, просто прорвало. Вы меня считаете каким-то "хомяком", даже не пытаясь допустить при этом, что можете в чём то ошибаться, а Ваш оппонент при этом может быть правым.
      2. +4
        5 января 2023 09:05
        Цитата: kalibr
        Глупости-то писать не надо...


        Доказать обратное - слабо?
        А некоторые отечественные физики всерьез утверждали, что создать атомную бомбу просто невозможно. Но Сталин иначе рассудил.
        Кто виноват, что на нашу разведку работали некоторые научные сотрудники из "Манхэттенского проекта"? Кто принимал решения на основе переданной этими агентами информации?
        Кто курировал наш атомный проект? По чьему указанию кровожадный и беспощадный Лаврентий Палыч стал отвлекаться от "сталинских репрессий" на какую-то "ерунду", никак с репрессиями не связанную? Кто принимал решение о приоритетном финансировании и матобеспечении атомного проекта в разоренной войной стране?
        Николай Чудотворец или Йог-Сотот? Или может все же Сталин?
        1. +6
          5 января 2023 09:25
          Ну да, ну да.
          Цитата: Illanatol
          Или может все же Сталин?

          Не было гвоздя —
          Подкова
          Пропала.
          Не было подковы —
          Лошадь
          Захромала.
          Лошадь захромала —
          Командир
          Убит.
          Конница разбита —
          Армия
          Бежит.
          Враг вступает в город,
          Пленных не щадя,
          Оттого, что в кузнице
          Не было гвоздя.
        2. +3
          5 января 2023 10:10
          Кто виноват, что на нашу разведку работали некоторые научные сотрудники из "Манхэттенского проекта"?

          Частично виновна Маргарита Ивановна Коненкова, в девичестве Воронцова. Именно в нее влюбился Эйнштейн, а возможно и участники Манхетеновского проекта., вроде Оппенгеймера. Конструкторская документация, а это большой объем бумаги, на атомную бомбу у Курчатова появилась после возвращения скульптура Коненкова на пароходе со всеми его творениями и большими гипсовыми скульптурами после почти 25 летнего проживания в США. Пароход "Смольный" любезно предоставил Сталин в мае 45-го, лично попросивший взять все свои творения из мастерской. Когда-нибудь мы узнаем о подвиге Маргариты Вороцовой, красивой, умной и преданной своей стране женщины.
          1. +5
            5 января 2023 14:56
            Именно в нее влюбился Эйнштейн, а возможно и участники Манхетеновского проекта.,

            Весь Манхеттенскмй проэкт влюбился в Воронцову. Вот это я понимаю! Вот это свистнуто! Куда там Фаготу! laughing wassat
        3. +1
          5 января 2023 11:46
          Доказать обратное - слабо?

          А что здесь доказывать? То что Сталин был корифеем всех наук и без доказательств является общеизвестным фактом.
          Для Вас уж совершенно точно.
          1. +8
            5 января 2023 12:16
            А что здесь доказывать?
            Организатором он был толковым и политиком дальновидным(а главное- патриотичным). Без него ядерного щита точно бы не было, как нет сейчас в России 28нм техпроцесса. Получить чертежи ядерной бомбы- это как достать рецепт супа из бегемота( простой до неприличия- берете бегемота а дальше по стандартной технологии)- результатов далеко не гарантирует. Нужен бегемот. В случае с ЯО таких бегемотов- точнейшие станки, передовая электротехника, делящийся материал- с тысячу. И все откуда-то получилось.
            Отдельно следует заметить, что он мог просто сказать- не нужен нам этот буржуйский ядренбатон, у нас вон дивизий сколько( как сейчас с высокоточным оружием и дронами) . Итог был бы вполне югославским. Но вышло как вышло и в этом по большей части его заслуга, я считаю.
            1. 0
              5 января 2023 13:35
              и в этом по большей части его заслуга, я считаю.


              Заслуга там многих людей, и не только учёных. А насчёт дальновидности вспомните сорок первый год и немцев под Москвой. request
              1. +3
                5 января 2023 20:02
                Да, многих людей. Только решение использовать их талант и их идеи, принимал один человек. И без этого никто никогда бы и и не узнал про то, что эти многие существуют.
                Кстати, роль личности наглядно демонстрируют "эффективные манагеры", которые разваливают все, независимо от наличия или отсутствия в подчинении талантливых специалистов.
        4. -4
          5 января 2023 18:23
          А некоторые отечественные физики всерьез утверждали, что создать атомную бомбу просто невозможно. Но Сталин иначе рассудил.


          Начинаются котоламповые истории, Сталин вообще не понимал ни чего про ядерное оружие, и не особо “чесался” пока американцы на Японию бомбу не сбросили, вот тогда то Сталин и только зашевелился.
          1. +2
            5 января 2023 21:01
            Ой, а я и не знал, что бомбы на Японию сбросили в 1943! Ведь постановление о начале работ по созданию атомной бомбы было принято Сталиным в феврале 1943.
        5. 0
          5 января 2023 19:05
          Цитата: Illanatol
          Доказать обратное - слабо?

          Анатолий, не держите меня за дурака! Мне что-то кому-то доказывать? Считайте, что Вам повезло, что я вообще обратил внимание на Ваш комментарий.
        6. +1
          6 января 2023 03:26
          Цитата: Illanatol
          Кто курировал наш атомный проект? По чьему указанию кровожадный и беспощадный Лаврентий Палыч стал отвлекаться от "сталинских репрессий" на какую-то "ерунду", никак с репрессиями не связанную?

          С год назад читал интервью со старушкой, работавшей на одном из режимных объектов, связанных с ядерным проектом.
          Она лично видела и общалась с Берией, когда он приезжал к ним для инспекции.
          Журналист говорит, мол, да он же монстр, наверное, построил вас всех там и лично перестрелял каждого второго ?
          Бабушка усмехнулась и ответила, что завод только стали строить, мы все жили в землянках или бараках. Берии для ночлега отвели комнату, что было у них величайшей роскошью. Кровать ему поставили самую лучшую, но почти развалившуюся. Берия пытался на ней спать, но не смог. Утром спросил спокойно, почему у них такая мебель ? Они говорят, так это лучшее, что у нас есть. Он молча повернулся и уехал. Позже им провезли многое из того, что им не хватало, в том числе и мебель.
          Кстати, такая мелочь. Берия приехал к ним один, безо всякой охраны, на попутной машине. Был в грязном поношенном плаще, выглядел очень уставшим.
          Бабушка сказала, что читала о репрессиях, но для неё Берия был человеком, который "болел" за порученное дело (ядерный проект) всей душой, и который никого и ни за что не наказал у них на объекте. Ходил, вникал в дело, давал указания - и это всё.
    3. +9
      5 января 2023 10:00
      Цитата: Товарищ
      Без Сталина у Советского Союза не было бы атомной бомбы.

      Без Сталина не было и СССР, не дожил бы и до Великой Отечественной. Загворщики ещё в 30-х хотели устроить 91-ый год...

      Как и в 1930-е годы, ни о каких реальных проблемах страны в газетах не писали

      Конечно. Автор даже не поримает, как смешно выглядят эти строки.
      В свежем номере газеты «Правда» 2 марта 1930 года была опубликована статья Иосифа Сталина «Головокружение от успехов» о «перегибах на местах», допущенных при коллективизации. В ней Сталин осудил многочисленные случаи нарушений при организации колхозов.

      "...Я знаю, что в рядах партии имеются люди, недолюбливающие критику вообще, самокритику в особенности. Эти люди, которых я мог бы назвать «лакированными» коммунистами (смех), то и дело ворчат, отмахиваясь от самокритики: дескать, опять эта проклятая самокритика, опять выворачивание наших недостатков, – нельзя ли дать нам пожить спокойно? Ясно, что эти «лакированные» коммунисты не имеют ничего общего с духом нашей партии, с духом большевизма...
      И.Сталин. 13.04.1928 г.

      Пропаганда - это великая сила! Но только тогда, когда она разумна, или электорат должен быть совсем глупым...
      1. +8
        5 января 2023 13:03
        Заговорщики ещё в 30-х хотели устроить 91-ый год...
        И это была реальность, а не выдумка НКВД, хотя и выдумок хватало, но не просто развлечься, народишко пострелять, а преследовали определенную цель эти выдумки.
      2. -1
        5 января 2023 18:30
        Без Сталина не было и СССР, не дожил бы и до Великой Отечественной. Загворщики ещё в 30-х хотели устроить 91-ый год...


        Вокруг Сталина постоянно были "враги социализма" просто они умели "ублажать" вождя, Хрущёв, Маленков, Берия, Молотов и пр. Или что Берия не враг народа, да брось те вы такой же “вражина”, что он сделал после смерти Сталина первым делом выпустил жену Молотова, а там дело то серьёзное было целый заговор, да и сам этого под этого врага копал, в Мингрельское деле выяснилось, что подельники Берии сплошные враги (больше 500 человек арестовано) и опять же что сделал Берия после смерти Сталина дело прикрыл, всех арестованных “реабилитировал”.
        1. +1
          5 января 2023 19:09
          Цитата: filibuster
          просто они умели "ублажать" вождя, Хрущёв, Маленков, Берия, Молотов и пр

          А он был так глуп, но велся на эти "ублажания"!
          1. 0
            5 января 2023 22:27
            Ну видимо получал "удовольствие" иначе как объяснить, что при всех "косяках" Хрущева его даже не арестовали.
        2. +1
          5 января 2023 21:14
          Не скромный вопрос откуда черпаете эту информацию.
      3. +1
        5 января 2023 19:08
        Цитата: Doccor18
        или электорат должен быть совсем глупым...

        Он и был. Вчерашние крестьяне от сохи и в лаптях, только-только поменявшие их на сапоги и ботинки. Но... "можно вытащить девушку из деревни, но нельзя вытащить деревню из девушки... и из мужика тоже!"
        1. +2
          5 января 2023 21:20
          Цитата: kalibr
          Цитата: Doccor18
          или электорат должен быть совсем глупым...

          Он и был. Вчерашние крестьяне от сохи и в лаптях, только-только поменявшие их на сапоги и ботинки. Но... "можно вытащить девушку из деревни, но нельзя вытащить деревню из девушки... и из мужика тоже!"

          Вы не правы, в Советской России было достаточно грамотных и образованных людей.
    4. +4
      5 января 2023 10:20
      Я вам больше скажу: без Сталина не было бы самого СССР
      1. +2
        5 января 2023 18:18
        В какой то мере это действительно так, СССР был государством Сталина, Сталин в нем был богом, бог ушел и государство постепенно ушло за ним, впредь нам всем урок, ни какая “рожа” не должна сидеть в “телевизоре” больше 8 лет, иначе будет как в СССР/Югославии.
    5. +3
      5 января 2023 17:51
      Без Сталина у Советского Союза не было бы атомной бомбы.
      А если бы у нынешней России не было ядерного оружия, доставшегося в наследство от Советского Союза, то НАТО-вские "миротворцы" давно бы разобрались (или как минимум попытались бы разобраться) с ней по "югославскому сценарию".



      Не нужно создавать себе кумира. Я понимаю, что тут “религиозная секта имени Сталина”, но у Сталина был большой просчет, он не заложил механизм легитимной и регулярной смены власти, в результате все это привело к тому что элиты деградировали еще при его жизни, они лицемерили, выслуживались, угождали ему, и его же ближайшие соратники вынесли тело Сталина из Мавзолея в последствии. И с СССР произошел все тот же “югославский сценарий” и даже бомбы не потребовались и сейчас России может вполне повторить очередную итерацию и все по той же причине, не нужно создавать кумиров, все верховные руководители это тоже люди со своими недостатками, комплексами, страхами.
      1. +1
        5 января 2023 19:10
        Цитата: filibuster
        все верховные руководители это тоже люди со своими недостатками, комплексами, страхами.

        Хорошо сказал, джигит савсэм!
      2. +2
        5 января 2023 20:12
        У всех есть какой то кумир. У вас это так называемая демократия. Регулярная смена власти очень быстро приводит государство к краху. А те президенты и премьеры в "цивилизованных" странах, меняющиеся через несколько лет, всего лишь ширма. Настоящая власть там совсем у других людей, они имеют эту власть пожизненно и ведут свою политику последовательно на протяжении десятилетий.
        1. -2
          5 января 2023 22:24
          Регулярная смена власти очень быстро приводит государство к краху.


          Именно поэтому США пережили Российскую Империю, СССР и есть тенденции еще и текущею Россию переживут.

          Настоящая власть там совсем у других людей, они имеют эту власть пожизненно и ведут свою политику последовательно на протяжении десятилетий.


          Кто настоявшие “властители” США?
  4. +5
    5 января 2023 07:26
    И все-таки, уважаемый Андрей, газету надо читать. Вы не назвали самый значительный, самый важный материал из газеты Правда за все 1418 дней. Ай-ай. А это говорит о чрезмерной поверхносности. А читатели ВО, между прочем, избалованы материалами, в которых есть хотя бы одна,да изюминка...
    1. +3
      5 января 2023 08:17
      Вячеслав Олегович, не приедаетесь к начинающему коллеге. Москва не сразу строится, впрочем как и умение находить «эксклюзивную» и «интересную» информацию. Москва не сразу строилась!
      1. 0
        5 января 2023 19:12
        Цитата: Коте пане Коханка
        Москва не сразу строилась!

        Владислав, это недостаток старого препода после 32 лет работы в ВШ...
    2. +4
      5 января 2023 12:45
      Тема войны уже прошла, если вы не заметили). А про газету, вспомните цитату профессора Преображенского, вот он точно определил).
      1. +5
        5 января 2023 13:08
        А про газету, вспомните цитату профессора Преображенского, вот он точно определил).
        Тож самое ,он мог сказать и сегодня..О российских СМИ..Кто девушку ужинает,тот её и танцует и это в любом государстве, с любым социальным строем..
        1. +4
          5 января 2023 13:22
          Согласен. О современных росСМИ я еще худшего мнения, их общий уровень заметно деградировал.
          1. +3
            5 января 2023 19:13
            Цитата: Андрей_Сарматов
            заметно деградировал.

            Это очень легко проверить при помощи "фог-индекса"...
        2. +1
          5 января 2023 18:10
          Безусловно не зависимых СМИ не бывает, но бывают свободные СМИ, то есть СМИ принадлежавшие разным группам и транслирующее разное мнение, плюс еще есть не зависимые журналисты работающие из идейных соображений, плохо когда в государстве СМИ транслируют сугубо одно мнение, как это было в СССР.
          1. 0
            5 января 2023 20:25
            Не бывает СМИ, одновременно принадлежащих разным противоборствуюшим направлениям. И если какое то СМИ высказывает разные мнения, то будьте уверены, что в это делается исключительно в рамках своей точки зрения и для ее продвижения и утверждения.
            Идейные журналисты существуют, но очень недолго. Их либо покупают, либо перекрывают доступ к СМИ, либо банально убивают.
            А насчет сугубо одного мнения можно и не ходить так далеко, а оглядеться по сторонам. Например, что бывает на современном Западе с людьми, пытающимися высказать свое, отличное от принятого, мнение о ЛГБТ или России.
            1. -1
              5 января 2023 22:26
              Не бывает СМИ, одновременно принадлежащих разным противоборствуюшим направлениям.


              Fox News и CNN. Материалы с Fox News регулярно здесь на ВО постят.
  5. +8
    5 января 2023 08:42
    А результат всего этого ,что главные "десталинизаторы " Хрущев ,Горбачев ,Ельцин -ненавидимы и презираемы большинством советского /российского народа . А российские сталинофобы давно предали и забыли своих благодетелей Горбачева и Ельцина ,а вот популярность оклеветанного ими Сталина только растет в РФ .
    1. -1
      5 января 2023 19:14
      Цитата: tatra
      -ненавидимы и презираемы большинством советского /российского народа .

      Если большинством - значит молодцы. Все делали правильно. Потому, что 80% любого народонаселения что-то вроде большой навозной кучи.
      1. 0
        6 января 2023 01:58
        Вы только что своим комментарием ,который я не разделяю, опровергли основу "демократии" ( ее официальную ,парадную, для "быдла" , вывеску).
  6. +2
    5 января 2023 08:56
    Цитата: kalibr

    Но меньшего размера! Люди умнеют, но медленно.


    Ум тут не при чем. Личности - все мельче, их культы - тоже мельчают, вот и раздраи - все меньше и более вялые.
  7. +11
    5 января 2023 09:02
    Поэтому неудивительно, что ни в одной советской газете 1946-1953 годов вы не встретите упоминаний ни о голоде, ни о разгуле бандитизма, ни о многих других неприятных для властей темах.

    Вот не плохо бы указывать на конкретные работы и исследования, где указано про голод или прямо таки "разгул бандитизма". Тем более, что и диссертаций и работ на эту тему написано достаточно.
    Впрочем, речь идёт о пропаганде, а кто сообщает в пропаганде о негативных тенденциях?
    Так и вижу статью в "Известиях" в 1946 г.: В Москве разгул бандитизма, социалистическая милиция не справляется: ни в метро не войти, ни в Большой театр не сходить, все заполонили бандиты. laughing
    1. +4
      5 января 2023 09:18
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Так и вижу статью в "Известиях" в 1946 г.: В Москве разгул бандитизма, социалистическая милиция не справляется: ни в метро не войти, ни в Большой театр не сходить, все заполонили бандиты.

    2. +4
      5 января 2023 12:49
      Эдуард, о бандитизме советую мою статью "Тоталитарный беспорядок: бандитизм в последние годы правления Сталина". Не уверен, что тут ссылки можно давать на другие сайты, но по названию легко найдете. Из книг - работу Бурдса "Советская агентура. Очерки истории СССР в послевоенные годы".
      1. +2
        5 января 2023 13:37
        Андрей_Сарматов. А с чего бы это после войны сделали денежную реформу? Во время войны было столько наворованного, что даже в 1961 году ловили деятелей которые, торговали во время осады Ленинграда, едой и лекарствами. Даже в таком маленьком районном городке нашли таких двоих, которые управляли районной торговлей. Были арестованы. Отправлены в Ленинград, где их судили и расстреляли. Сейчас вся Россия в осаде бандами, которые делают то же самое, что делали во время войны в Ленинграде продавцы хлеба и лекарств, только теперь это всё в масштабе сверху до низу.
      2. +5
        5 января 2023 15:41
        Андрей, добрый день, спасибо, ознакомлюсь.
        Я волей судьбы поприсутствовал на нескольких защитах по проблемам бандитизма в этот период (Ленинград, Москва) - проблемы были, но не то, чтобы 90-е laughing или 1917 - 1924 гг.
        С уважением,
        hi
        1. +4
          5 января 2023 18:29
          Цитата: Эдуард Ващенко
          Андрей, добрый день, спасибо, ознакомлюсь.
          Я волей судьбы поприсутствовал на нескольких защитах по проблемам бандитизма в этот период (Ленинград, Москва) - проблемы были, но не то, чтобы 90-е laughing или 1917 - 1924 гг.
          С уважением,
          hi

          Не удержался и влезаю в дискуссию!
          Эдуард и Алексей, давайте будем честны перед собой, во всех трёх случаях разгула преступности (в 20-х, в конце 40-х и 90-х) побелили не НКВД и МВД, а экономика. Во втором случае все происходило на порядок быстрее и успешнее, так как общество было на подъеме. Демобилизация, позвала укрепить органы правопорядка. В 90-х было хуже, но из-за стабильности зарплаты в МВД не было оттока л/с и ситуацию получилось выправить.
          Сегодня объективно криминогенное напряжение, опять начинает расти. Меняется структура преступности, появляются уже основательно забытые формы уголовно-наказуемых деяний. Вопрос, смогут ли правоохранительные органы выстоять в настоящий день.
          У меня лично есть сомнения, что без решительных мер по комплектованию кадров, что-то получится.
          Так и подмывает процитировать героя настоящей статьи - «кадры решают все).
    3. +4
      5 января 2023 13:16
      hi Эдуард, при этом замечу, кажется в середине 20-х был не бывалый разгул бандитизма,потребовались радикальные меры и что бы эти меры были одобрены, был сделан вброс писем трудящихся, причем реальных писем , в прессу, с требованием покончить с бандитизмом и хулиганством, путем принятия решительных мер.Меры были приняты, с бандитизмом ,было покончено..К чему..если бы существовал такой уж не бывалый разгул бандитизма,власти бы повторили подобный шаг..Но справились и без принятия дополнительных мер, следовательно, какого-то такого разгула, все таки не существовало.
      1. +5
        5 января 2023 15:39
        Алексей добрый день,
        я немного прожил в СССР, но детство и армию там прошел и внутреннюю логику (конечно не научный подход) я понял очень хорошо.
        И с Вами совершенно согласен, что если что...управленческие меры применялись до решения проблемы, как только с приходом Горбачева ослабла управленческая воля, все и посыпалось. Эта воля управлять согласно цели не вернулась до сих пор.
        1. +3
          5 января 2023 16:58
          Эта воля управлять согласно цели не вернулась до сих пор.

          Золотые слова Эдуард!
          Вечер добрый!
          1. +2
            5 января 2023 19:02
            Владислав добрый вечер!!!!
            По поводу Вашего мнения про преступность, которое выше, спорить не буду, кадры не только в МВД решают все. Но...возвращаемся к целеполаганию...и всё опять по кругу.
        2. +1
          5 января 2023 20:40
          Последняя фраза почти афоризм, но почему вы думаете что сейчас нет управления? Может просто мы с руководством страны по разному понимаем цели?
  8. +8
    5 января 2023 09:12
    Цитата: Морской Кот
    Её скорей бы не было без нашей разведки и тех учёных на Западе, которые считали, что владеть таким оружием одной стране (в данном случае США) просто недопустимо.


    И кому в итоге подчинялась наша разведка? И почему эти западные ученые (а также кадровые агенты из МИ-6) решили передать подобную информацию именно Сталинскому СССР?
    А не Франции де Голля или Китаю Мао?
    Может потому что СССР завоевал авторитет, внеся самый весомый вклад в разгром Рейха? Или потому, что СССР сможет практически использовать полученную информацию? Причем использовать - не во вред человечеству, а как фактор сдерживания империалистических замыслов заокеанских ястребов, мечтавших о собственном, звезднополосатом Рейхе.
  9. +14
    5 января 2023 09:12
    Автор ведет речь о событиях описанного периода как бы не времени и пространства.
    Без понимания ситуации, что СССР в 1946 - 50-х гг. это страна, где читать и писать адекватно, а не крестики ставить только, основная масса научилась к началу 40-х годов.
    Гигантская малокультурная масса только тянулась за знаниями и Советская власть давала такую возможность, но отсутствие массой бытовой и материальной культуры давлело над обществом. И именно в таких условиях работали все газеты и весь информационный блок, постоянно подтягивая массы к более высокой планки, а не потакали их низменным интересам.
    И последнее "пропаганда" была подкреплена реальностью, а не наоборот: сказки в СМИ, а вокруг пустота.
    К своему 30 летию Советская страна разгромила самою сильную армию мира, и взяла Берлин, стала второй экономикой мира, вот это Пропаганда!
  10. +5
    5 января 2023 10:15
    Поганая хрущевская слякоть, позволившая недобитым Сталиным внутренним врагам социализма вновь выползти из щелей на поверхность и началось разложение СССР во всех сферах - политическое (верхушка ЦК КПСС стала неподнадзорной КГБ СССР), экономическое (была ликвидирована вертикаль управления экономикой, извращены плановые показатели, стали гнать вал, ликвидированы крестьянские личные хозяйства и кооперативы), идеологическая и культурная (стали широко распространяться оплевывающие не только личность Сталина, но и коммунизм в целом самиздаты, идеология личного гедонизма).
    5 марта 1953 года - вот тот Термидор, с которого наступил период постепенной деградации СССР, его отрицательное развитие по наклонной.
    1. +2
      5 января 2023 11:39
      Цитата: StarWarrior
      5 марта 1953 года - вот тот Термидор, с которого наступил период постепенной деградации СССР, его отрицательное развитие по наклонной.

      Всё правильно,но по другому и не могло быть,и дело не в Хрущёве - не он,так другой созвал бы свой съезд.
      Сталинская система держалась на всеобщем терроре,Ягода-враг народа,Ежов - враг народа,Абакумов - враг народа
      Протяни Сталин всего пару годков,и от многолетних соратников Ворошилова,Микояна,Берия и Хрущева - пыль бы осталась.
      Все это понимали,как и то,что все эти зверства надо прекращать (после смерти Сталина),прекратили - начав всю эту болтовню о культе Сталина,чем и приговорили СССР,поскольку всё держалось на,см.выше.
      1. 0
        5 января 2023 11:50
        Типичные либерастные лживые штампы - Сталинская система держалась не только на неотвратимой личной ответственности каждого за порученное ему дело, но и на меритократии (рабочий мог заработать больше министра!), на работающих социальных лифтах в обществе (крестьянин мог стать академиком, рабочий - министром).
        Сталинскую систему погубило отсутствие политической конкуренции по отношению к ВКП(б) и альтернативных выборов.
        Сталин предложил в 1937 году альтернативные выборы, на которых коммунисты бы соревновались с не коммунистам, но члены ЦК испугались и не пропустили этот проект.
    2. +2
      5 января 2023 17:54
      Ну как же так получалось то что вокруг Сталина все были враги социализма? Что он так плохо в людях разбирался?
      1. +1
        5 января 2023 19:40
        Цитата: filibuster
        Что он так плохо в людях разбирался?

        Нэ хорошо! Такой велэкий человек, а не разбирался... обманули его... совсэм обманули и пидманули...
      2. 0
        7 января 2023 14:18
        Цитата: filibuster
        Ну как же так получалось то что вокруг Сталина все были враги социализма? Что он так плохо в людях разбирался?

        Не хочу осуждать Сталина как руководителя, но в способности подбирать исполнителей доя своих замыслов он уступал , той же Екатерине Ii.
        1. +1
          19 февраля 2023 11:04
          Да ладно. Сталинская элита самая эффективная элита всех времён и народов по результатам деятельности.
  11. +5
    5 января 2023 10:23
    Однако время все расставляет на свои места: вы видите сегодня гору цветов на могиле Хрущева?
    Мгновения раздают кому - позор, кому - бесславие, а кому - бессмертие
  12. +2
    5 января 2023 11:12
    Была разрешена и очень ограниченная критика отдельных экономических просчётов на местах,
    А как же известная статья в "Правде" "Головокружение от успехов" (1931 год)? Это не время Хруща Кукурузного, это время Иосифа Грозного.
    1. +1
      5 января 2023 19:41
      Цитата: Авиатор_
      известная статья

      Одна на тысячи газет? Из любого правила всегда есть исключения...
  13. +5
    5 января 2023 12:40
    И все то здесь правы. Каждый по своему. Это не о тех,кто вообще историю не знает. Какой бы у нас не был бы передовой строй,он будет лопаться,как мыльный пузырь. Нас всегда будут преследовать человеческие качества,как холопство,кумовство,мздоимство,байское отношение к подчиненному,зависть.У нас так и нет прививок от этих болезней.И они будут преследовать нас всю жизнь.Казалось бы,куда проще каленым железом выжечь это все.Но каждый из нас в той или иной мере заражен этим.
    1. +1
      5 января 2023 18:12
      Есть возможности сильно снизить эти явления, называется регулярная смена власти, поправил 4-8 лет ушел, пришел другой, а не так что бы один залез на трон и сидит пока не вынесут вперед ногами или не свергнет другой желающий сидеть на троне.
    2. 0
      5 января 2023 19:43
      Цитата: Николай Малюгин
      Нас всегда будут преследовать человеческие качества,как холопство,кумовство,мздоимство,байское отношение к подчиненному,зависть.

      Как хорошо Вы сказали. Остается решить вопрос, какие социальные группы поражены этим в большей степени.
      1. +5
        6 января 2023 10:34
        Поражены все одинаково. У Роберта Шекли есть прекрасная повесть «Билет на планету Транай».
  14. +6
    5 января 2023 13:09
    "Пинать мёртвого льва невелика смелость, но достойно шакалов".
  15. +6
    6 января 2023 02:19
    Те , кто восхищаются римским правом , должны вспомнить хотя бы такое явление , как проскрипционные списки , когда неугодные римской власти граждане лишались гражданства, права на жизнь и имущество, как и те, кто их укрывает. И нынешние наследники "европейской цивилизации" отнюдь не страдают излишним уважением к праву, просто в отличии от "тоталитарных держиморд" понимают необходимость тщательной подготовки "простолюдинов" к необходимости изменения закона в нужную сторону. Или , если достаточно разового нарушения , тщательного сокрытия причастности властей или фабрикации подставы для устранения препятствия. У нас же не только лень добиваться положительного результата , но и лень скрывать свои проделки ( да что они (общество) могут нам сделать то!). У нас уже через год после смерти Сталина на всю планету облили себя вместе с ним помоями, у них же со всей ихней гласностью и открытостью до сих пор делишки типа убийства Кеннеди или прилета в Британию Рудольфа Гесса и его смерти засекречены по самое немогу. Или статистика смертей во время великой депрессии в США.
  16. +7
    6 января 2023 09:01
    Подобные «переобувания» пропагандистов – не редкость, а скорее закономерность.
    Так всегда было,да и сейчас мало что изменилось в этом мире.
    1. +7
      6 января 2023 09:40
      Совершенно с Вами согласен - стоит только подуть каким-нибудь "новым ветрам",как вся эта "почтенная публика" тут же сделает "финт ушами".Такова селяви, простите мой плохой немецкий..
  17. +3
    9 января 2023 09:47
    Цитата: filibuster
    Ну как же так получалось то что вокруг Сталина все были враги социализма? Что он так плохо в людях разбирался?


    При чем здесь это? Просто Сталин видел свой путь, а другие - видели путь иной для достижения заданной цели. Какой путь более правильный... судить следует по результатам движения по траектории, которую лидер установил.
    Сталин выдвинул тезис о "нарастании классовой борьбы по мере строительства социализма". Его преемники признали этот тезис ошибочным и отвергли его.
    Ну, дальнейший ход событий наглядно показал, кто был более прав...
  18. +3
    9 января 2023 09:52
    Цитата: Коте пане Коханка
    В 90-х было хуже, но из-за стабильности зарплаты в МВД не было оттока л/с и ситуацию получилось выправить.


    "Зачем грабить банк, если можно основать банк?" Б.Брехт.
    Преступность (организованная) легализовалась и ушла в "цивилизованный" бизнес. Как было и на Западе, кстати. Основателем банковского дома Морганов был известный пират Морган, основателем клана Кеннеди - матерый техасский бандит.
    А некоторые вчерашние "бандосы" пошли на службу государству, надев погоны. Как у нас местные шутили: "самая страшная ОПГ - это РУБОП".
  19. ort
    +3
    9 января 2023 13:54
    "Отсутствие конкуренции" в советской пропаганде- это типичный либеральный миф. Сама либер- пропаганда не допускает никакой конкуренции, а выносит мозг с гигантской мощъю. "Советская пропаганда" со времён Хруща по сути уже была антисоветской. Поскольку на съезде КПСС в 1961 был провозглашен тезис отхода от "диктатуры пролетариата". Хотя смысл этого термина ни сам Хрущ . ни Суслов всё равно не понимали- им казалось, что это не важно.
  20. +1
    19 февраля 2023 11:01
    Десталинизация - это начало краха советской власти. Большей глупости придумать было сложно. Ну разве что суецид начать пропагандировать как священный долг каждого советского гражданина.