Абрам Ганнибал. Самый знаменитый «арап» Российской империи

62
Абрам Ганнибал. Самый знаменитый «арап» Российской империи
Сражение при Лесной. Барельеф работы А. К. Нартова. 1720-е гг. Фрагмент


Знаменитый «арап Петра Великого» – Абрам (Ибрагим) Ганнибал, прадед А. С. Пушкина, известен, наверное, всем. Однако в его биографии до сих пор много загадок и «тёмных пятен», начиная от места и времени его рождения и обстоятельств появления в России. Спорят даже о цвете его кожи.



Многие уверены, что Абрам Ганнибал был негром. Сам Пушкин, понимая, что не красавец и не сложен, как Аполлон, решил обратить недостатки в достоинство и пытался привлечь к себе внимание девиц и замужних дам экзотичностью внешности (которая на самом деле была далеко не экзотической) и происхождения. Вот как выглядит юный Александр Пушкин на портрете С. Г. Чирикова, написанном в 1810 гг. – светлая кожа, серые или голубые глаза, рыжие волосы:


С. Г. Чириков. Портрет А. С. Пушкина. 1810-е гг.

Быть потомком араба Пушкину казалось неинтересным – он хотел быть «негром». В примечании к первой главе «Евгения Онегина» поэт гордо сообщал читателям:

«Со стороны матери автор происхождения африканского.»

И в стихотворении «Юрьеву» напоминал об этом, говоря о себе:

«Потомок негра безобразный.»

А также с удовольствием повторял за высмеивавшим его Булгариным:

Чёрный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома.

(А то вдруг кто-нибудь у Булгарина этого не прочитал).

И, надо сказать, что очень многих Александр Сергеевич в своей «африканскости» действительно убедил. Федор Сологуб, например, называл Пушкина «арапом, бросавшимся на русских женщин». Однако на самом деле правнук Абрама Петровича Ганнибала хоть «негром», хоть «арапом» был более чем сомнительным – по причине очень уж отдалённого родства. А некоторые исследователи полагают, что и прадед поэта (как и «мавр Отелло») к неграм не имел никакого отношения.

Арапы, негры и мавры


Давайте вначале попробуем разобраться, кто такие «арапы». Первоначально так в Европе называли берберов и арабов Северной Африки – эту область называют Магрибом. Запутал всех ещё Владимир Даль, который назвал слова «арап», «мавр» и «негр» синонимами.

Слова «негр» и «мавр» действительно имеют одно и то же значение – «чёрный», только в переводе с разных языков: негр – с латинского, мавр – с греческого.

Римляне называли Мавретанией страну, расположенную на северо-западе Африки – на территории западного Алжира и северного Марокко. Вот как выглядит мавретанский царь Масинисса – союзник Ганнибала Баркида во Второй Пунической войне и участник битвы при Заме (19 октября 202 г. до н. э.):


Серебряная монета с профилем Масиниссы

В средние века маврами называли арабов Северной Африки, кожа которых имеет более смуглый оттенок даже по сравнению с теми европейцами, что живут на юге Италии или в Андалусии.

Что касается арапов, то здесь явно слышится слово «араб». Однако есть «второе дно»: дело в том, что европейцы часто покупали негров у арабов (магрибских пиратов). И потому в европейских странах негров действительно нередко называли арапами. Негритянские мальчики пользовались спросом по причине экзотичности: многие европейские аристократы стремились иметь в услужении «арапчонка». Вот как это выглядит на картине французского художника XVII века Клода Франсуа Виньона:


Россию мода на африканцев тоже не миновала. Известно, что арапы служили даже матери царя Михаила Романова. А при дворе Екатерины II находились 10 выходцев из Африки, их должность так и называлась: «арапы Высочайшаго двора», причём были «арапы» старшие и младшие.

Кроме того, в европейских армиях негры были очень популярны в качестве полковых музыкантов – литаврщиков, трубачей, барабанщиков. Любопытно, что литаврщики в некоторых французских полках официально именовались неграми – даже если были светловолосыми и голубоглазыми уроженцами Нормандии. А известный французский полководец XVIII столетия Мориц Саксонский и вовсе пытался создать отдельное негритянское уланское подразделение (наряду с татарским, валашским и мавританским). Известно, что в 1747 году у него было 9 мавров и 20 негров. К 1749 году число негров удалось довести до 49.


Чернокожий улан маршала Морица Саксонского, 1745 г.

Поэтому, если венецианский мавр Отелло негром точно не был, то по «арапу» Абраму Ганнибалу вопросы ещё остаются.

Происхождение Абрама Ганнибала


А что же писал о себе сам Абрам Петрович Ганнибал? Он утверждал, что его отец был князем и владел тремя городами, главным из которых был Лагон, находившийся на берегу то ли реки, то ли моря. У отца Абрама якобы было много жён и детей. Ганнибал называл имя одной из сестёр – Лагань. Согласно самой распространённой версии, местом рождения Абрама является Абиссиния – где-то на границе современных Эфиопии и Эритреи. Абиссинцы имеют смешанные – негроидные и европеоидные черты лица, цвет кожи – от смуглого до тёмно-коричневого. Вот как выглядит чистокровная эфиопка Летезенбет Гидей, рекордсменка мира на дистанциях 5000 м, 10 000 м, 15 км на шоссе и в полумарафоне:


Высказывалось также предположение, что названный Абрамом город Лагон находился на территории современного северного Камеруна – к югу от озера Чад. Это уже «Чёрная Африка», и мальчик, привезённый оттуда, должен был быть негром.

Однако сам Абрам после смерти своего крёстного отца Петра I сменил фамилию: был Петров, стал Ганнибал. И новую фамилию он взял в честь великого полководца, которого считал своим земляком. А древний Карфаген, как известно, находился на территории современного Туниса – это часть Магриба, сейчас здесь живут берберы и арабы. Да и основан был Карфаген пунийцами – переселенцами, прибывшими сюда из Финикии. Это были индоевропейцы, говорившие на языке, родственном семитским. То есть негры на этой территории никогда не проживали. Поэтому Владимиру Высоцкому, сыгравшему роль Ганнибала в советском фильме «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», возможно, необязательно было заниматься нещадно критикуемым сейчас на Западе «блэкфэйсингом» (от blackface) и мазать лицо гуталином. Впрочем, он и в гриме на негра абсолютно не похож:


Как не слишком похож на негра на этом портрете и сам Абрам Петрович Ганнибал:


Впрочем, некоторые полагают, что это портрет русского генерала немецкого происхождения И. И. Мёллер-Закомельского. Но сам факт, что «арапа» Ганнибала путают с немцем, говорит о многом.

А вот на этом портрете работы одного из учеников Д. Левицкого мы точно видим старшего сына «арапа Петра I» – Ивана Абрамовича Ганнибала:


Согласитесь, мало похож он на мулата. Как и его брат Исаак на представленной ниже миниатюре – смуглый, но негроидные черты отсутствуют:


Миниатюра с изображением И. А. Ганнибала

Матерью братьев была Христина-Регина фон Шёберг – дочь шведского капитана и прибалтийской немки из дворянского рода фон Альбедиль. Она дожила до 1792 года, родила 11 детей, и с её стороны происхождение Пушкина самое «нордическое».

Путь в Россию


Но как же африканский мальчик Ибрагим, ставший известным как Абрам Ганнибал, попал в Россию? Сохранилась написанная им в 1742 году «челобитная», в которой он просит императрицу Елизавету Петровну даровать ему дворянство и утвердить семейный герб.


Герб рода Ганнибала

Полагают, что Абрам Петрович фактически скопировал его с герба соратника Петра I Франца Лефорта:


Но вернёмся к «челобитной» Ганнибала, который в этом документе утверждает:

«Родом я нижайший из Африки, тамошнего знатного дворянства. Родился во владении отца моего в городе Лагоне, который и кроме того имел под собою еще два города; в 706 году выехал я в Россию из Царяграда при графе Саве Владиславиче, волею своею, в малых летах и привезен в Москву в дом блаженныя и вечнодостойные памяти Государя Императора Петра Великого и крещен в православную, Греческого исповедания веру; а восприемником присутствовать изволил Его Императорское Величество своею высочайшею персоною; и от того времени был при Его Императорском Величестве не отлучно.»

И сразу появляются вопросы. Как это он «волею своей» «выехал» в Россию, если был ещё в «малых летах»? И при этом, видимо, честь «графу Саве Владиславичу» оказал, согласившись составить ему компанию. Между тем Савва Лукич Рагузинский-Владиславич (серб, позже перешедший на русскую службу) в начале XVIII столетия ни графом, ни российским подданным ещё не был. В Константинополе он находился с неофициальной миссией – как частное лицо. В османскую столицу Рагузинский прибыл в 1704 г., выехал из неё не в 1706-м, а в 1705 году. И сам Ганнибал в другой раз сообщает, что уже в 1705 году он был крещён Петром I. Это невозможно, если поверить, будто он попал в Россию именно с Рагузинским. Поэтому в так называемой «Немецкой биографии Ганнибала», о которой мы поговорим чуть позже, утверждается, что крещение состоялось в 1707 году.

Однако следы «арапа Абрама» прослеживаются в России уже с 1698 года. Об этом писали такие авторитетные исследователи, как Д. Благой и Н. Грановская. Так, в дворцовой расходной книге за 1699 год, в числе расходов на пошив одежды упоминается кафтан «иноземца Аврама Петрова», в другом месте этого же документа – рубаха и сапоги «арапа Абрама». Обращали внимание и на гравюру Шхонебека, на которой он в 1705 году изобразил Петра I и его «арапчонка», посмотрите на неё:


Очень уж рослым выглядит этот семилетний «арапчонок», стоящий позади императора. Вот если ему 7 лет было ещё в 1698 году, а в 1705-м – уже 14, тогда всё нормально. Хотя всё равно довольно высокий (по тем временам). Здесь у «арапчонка» явные негроидные черты. Однако не указано его имя. Быть может, это не тот «арапчонок», что получил в крещении имя Петр, но стал известным как Абрам Петрович Ганнибал, а второй, привезённый в Россию одновременно с ним и получивший при крещении имя Алексей? И насколько достоверен этот портрет? Не было ли у Шхонебека заказа написать именно типичного негритёнка? Ведь даже Петр I на разных портретах выглядит совершенно по-разному, и остаётся только гадать, какой из портретов ближе к оригиналу. Вот, например, прижизненный портрет этого царя работы А. Шуньянса, написанный в Вене в 1698 г.:


Но гораздо более привычны идеализированные и романтизированные портреты, вроде этого:


И. Никитин. Портрет Петра I, 1717 г.

Любопытно письмо Лефорта, адресованное к находившемуся в составе Великого посольства Петру: в нём он напоминает о том, что из «просвещённой Европы» нужно привезти несколько... рабов. На этом основании выдвинуто предположение, что именно Петр I и купил в Голландии или Англии своего будущего крестника. И саксонский дипломат Георг фон Гельбиг в изданной в Тюбингене в 1809 году книге «Русские фавориты» утверждает:

«Абрахам Петрович Ганнибал был мавром, которого Петр I доставил в Россию из Голландии в качестве корабельного юнги.»

В общем, единственно верную версию выбрать на данный момент невозможно, но Ганнибал врёт, рассказывая романтическую сказку о княжеском сыне, томящемся в плену у турецкого султана – с целью приписать себе «благородное» происхождение, в чём он, кстати, абсолютно не оригинален.

Сам Пушкин пытался исследовать биографию своего предка, и после смерти поэта среди прочих документов была найдена тетрадь с написанным на немецком языке «жизнеописанием» Абрама Ганнибала. Не ясно, как попал в руки Пушкина этот документ, и кто являлся его автором, но можно уверенно утверждать, что написан он был на основе сведений упоминаемой выше «Немецкой биографии Ганнибала» – анонимного произведения, содержавшего огромное количество ошибок и просто абсурдных утверждений. В. Набоков, например, в статье «Пушкин и Ганнибал» называет данный источник «идиотским документом, комической напыщенной немецкой биографией», а будущего Ганнибала – «обычным африканским рабом». Набоков полагал, что это произведение было написано после смерти Абрама Петровича кем-то из немецких родственников «госпожи Ганнибал» (урождённой фон Шёберг). Сейчас считают, что автором «Немецкой биографии Ганнибала» был муж его младшей дочери – Адам Роткирх, и написана она была после 1786 года с единственной целью – добиться включения рода Ганнибалов в шестую книгу потомственных дворян. Пушкин в стихотворении «Моя родословная» пишет о своём предке:

И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.

Наперсник! То есть человек, которому поверяют самые сокровенные тайны. Очень смелое заявление. На самом деле, как мы увидим дальше, Петр I к судьбе крестника вплоть до 1716 года интереса не проявлял, да и в дальнейшем практически никакого участия в его судьбе не принимал. Пик карьеры Абрама Ганнибала пришёлся на время правления Елизаветы Петровны.

В следующей статье мы продолжим рассказ об Абраме Петровиче Ганнибале. Поговорим о его жизни в России при разных монархах – от Петра I до Екатерины II.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    5 января 2023 05:12
    Интересно, Валерий. Не задумывался о происхождении слова «арап». Воспринимал как данность.

    И ещё: не так уж редко официальные биографии могут сильно отличаться от действительных. Если как-то к ним прикасаешься. А уж спустя столетия многое просто сливается и перепутывается.
    1. +5
      5 января 2023 05:57
      Доброе утро. smile
      Всё действительно очень интересно и до правды доискаться уже и невозможно, пожалуй. Да и надо ли?
      А вот как изобразили Ганнибала в фильме "Пётр Первый" 1937 года.

      1. +6
        5 января 2023 06:02
        Как стихи и проза, книги и статьи живут своей жизнью. Это же и к фильмам относится.

        А когда их посмотрели многие - каждый по-своему воспринял.

        Высоцкий нравится в «Арапе Петра Великого».

        При этом слышал серьезную критику фильма.

        Впрочем, повторюсь, каждый своё видит.

        А то, что духом времени зовут,
        Есть дух профессоров и их понятий,
        Который эти господа некстати
        За истинную древность выдают.
        1. +4
          5 января 2023 06:15
          А когда их посмотрели многие - каждый по-своему воспринял.


          Да, всё верно.

          Каждый пишет, что он слышит,
          каждый слышит, как он дышит,
          как он дышит, так и пишет...


          А Высоцкий в роли Ганнибала мне самому очень понравился. Особенно хороша сцена его ночного разговора со своей будущей невестой. smile

          1. +4
            5 января 2023 06:20
            Да. Соответствие актера и образа.

            Ещё в «Маленьких трагедиях» Дон Гуан удался.
            1. +3
              5 января 2023 07:14
              Ещё в «Маленьких трагедиях» Дон Гуан удался.


              Да, безусловно! Ещё хорош поручик Брусенцов в "Служили два товарища" good

              1. +3
                5 января 2023 07:47
                Фотографию видел неоднократно. А кино так и не смотрел. Такой вот парадокс.
                1. +5
                  5 января 2023 08:16
                  Фильм посмотри, он и сейчас вполне актуален и все актёры там на своём месте, образы, даже эпизодические, запоминаются сразу.
                  1. +4
                    5 января 2023 08:36
                    Посмотрю. Эпизоды с Янковским представляю. Когда фильм по времени рядом - все равно фрагментарно проникает, даже если не смотришь.
                    1. +3
                      5 января 2023 09:39
                      Янковский с Быковым там связаны неразрывно, вспомнишь одного и тут же вспомнишь другого. )))
                      1. +2
                        5 января 2023 14:51
                        Янковский нравится во всех проявлениях. И Волшебник из «Обыкновенного чуда» и барон Мюнхгаузен, и прочее, прочее, прочее.
                      2. kaa
                        0
                        10 января 2023 09:20
                        Дракон тоже отличный у него получился.
          2. +4
            5 января 2023 06:39
            Любопытное исследование! Валерию традиционное спасибо, камрадам доброго утра и хорошего дня!

            В тот год осенняя погода
            Стояла долго на дворе,
            Зимы ждала, ждала природа.
            Снег выпал только в январе
            На третье в ночь. Проснувшись рано,
            В окно увидела Татьяна
            Поутру побелевший двор,
            Куртины, кровли и забор,
            На стеклах легкие узоры,
            Деревья в зимнем серебре,
            Сорок веселых на дворе
            И мягко устланные горы
            Зимы блистательным ковром.
            Все ярко, все бело кругом.
            II
            Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
            На дровнях обновляет путь;
            Его лошадка, снег почуя,
            Плетется рысью как-нибудь;
            Бразды пушистые взрывая,
            Летит кибитка удалая;
            Ямщик сидит на облучке
            В тулупе, в красном кушаке.
            Вот бегает дворовый мальчик,
            В салазки жучку посадив,
            Себя в коня преобразив;
            Шалун уж заморозил пальчик:
            Ему и больно и смешно,
            А мать грозит ему в окно...

            Отрывок из Евгения Онегина!
            1. +3
              5 января 2023 07:48
              А к нам холода собираются. При том, что снег от предыдущих перепадов температур основательно растаял.
              1. +2
                5 января 2023 18:40
                У нас было:+8.
                В горах холоднее, вечером вернулась с родины отчима. Вообще-то температура довольно близка: от +3,5 до 10, вчера+16, но ветер...
                1. +2
                  5 января 2023 19:13
                  Сегодня утром-днём лес восхитителен. Для января - исключительно тепло. Ждём обещанных рождественских морозов.
                  1. +3
                    5 января 2023 22:05
                    Ждём обещанных рождественских морозов
                    ,,,нафиг такие морозы. У нас до -30 прогнозируют.
              2. +2
                5 января 2023 21:08
                Цитата: Korsar4
                А к нам холода собираются. При том, что снег от предыдущих перепадов температур основательно растаял.

                Минус 24 градуса по Цельсию - это холодно или как?
                1. +3
                  5 января 2023 21:50
                  Смотря где. Как говорила одна моя знакомая, из Барселоны: "У нас зимой холодно, иногда до +5 опускается, мне перчатки приходится носить!")))
                  1. +2
                    5 января 2023 21:57
                    Это маленькое существо быстрее промерзает.
                    А в хорошей куртке, да в движении все славно.

                    Так нас детские сказки учат.
                2. +2
                  5 января 2023 21:55
                  Вот в чем согласен с англичанами, что не бывает плохой погоды, а бывает плохая одежда.

                  Мне комфортно от плюс 25 до минус 20. Но и ещё 5-10 градусов не страшно. Главное, чтобы не очень долго.
                  1. +2
                    5 января 2023 21:59
                    "К холоду нельзя привыкнуть, можно научиться его терпеть" (С)
                    1. +2
                      5 января 2023 22:10
                      Это у вас ещё влажно и ветрено бывает.

                      На составе лесов Подмосковья сказалась зима 1978/79 гг. И клён и лещина основательно помёрзли.
          3. +3
            5 января 2023 19:00
            Я кадры из этого фильма смотрела.
            Кажется, тут Пётр 1 колокола снимать, чтобы пушки лить?
            Недавно, мелькало, что :колокольная бронза, для пушек не годиться, но в таком случае, из чего Пётр сделал пушки?
            Точнее Яков Брюс. Читала, что он создал совершенную , для того периода, артиллерию
            1. +4
              5 января 2023 21:31
              Цитата: lisikat2
              Я кадры из этого фильма смотрела.
              Кажется, тут Пётр 1 колокола снимать, чтобы пушки лить?
              Недавно, мелькало, что :колокольная бронза, для пушек не годиться, но в таком случае, из чего Пётр сделал пушки?
              Точнее Яков Брюс. Читала, что он создал совершенную , для того периода, артиллерию

              Вечер добрый!
              Если в по порядку.
              1. Колокола снимали, но в основном их пустили не на пушки, а на бронзовые детали для нужд флота и денежную реформу.
              2. Еще как годится. Просто «эксперты артиллерии» путают артиллерийскую бронзу 19 века и технологии изготовления орудий конца 17.
              3. Пушки Петра в основном лили из чугуна и старых пушек. К сожалению капитан-бомбардир извел на новую артиллерию все старые орудия, пожалев только те которые в его понимании имели художественную ценность.
              4. Ну до совершенства не довели. Хотя надо признать сделали многое. В частности:
              4.1. Сократили количество калибров.
              4.2. Унифицировали станки (лафеты).
              4.3. Стандартизировали отливку тел орудий по лекалам. Убрали украшения.
              4.4. Ввели зарядные ящики.
              4.5. Разработали и попробовали использовать первые гауффницы (гаубицы). Хотя это спорно.
              4,6. Создали полевую артиллерию.
              4.7. Определили систему фуршата, выезда и тяги (упряжи). Отказались от посошной повинности.
              4.8. С нуля создали корабельную артиллерию.
              Причем многое, не заслуги шотландца Брюса, а лично Петра.
    2. -1
      5 января 2023 21:39
      Сергею
      На РУСИ слово - арап обозначало учёного.
      Это потом, когда за создание РУССКОГО языка и правописания взялись иноземцы, арап поменяли на араб
      Тогда-же стали искать корни РУССКОГО языка то у немцев-шведов, то ещё у кого. Тогда-же стали переиначивать РУССКИЕ сказки, былины, поговорки. Почти триста лет всем этим занимались иноземцы или обученные *где подальше*, для которых РУССКИЙ язык *своим не был*.
      1. +1
        6 января 2023 03:12
        Цитата: василий50
        Сергею
        На РУСИ слово - арап обозначало учёного.
        Это потом, когда за создание РУССКОГО языка и правописания взялись иноземцы, арап поменяли на араб
        Тогда-же стали искать корни РУССКОГО языка то у немцев-шведов, то ещё у кого. Тогда-же стали переиначивать РУССКИЕ сказки, былины, поговорки. Почти триста лет всем этим занимались иноземцы или обученные *где подальше*, для которых РУССКИЙ язык *своим не был*.
        простите, что вмешиваюсь.
        Василий откуда такие откровения?
        Бе шуток, любопытно?
        Фактически до Петра все иностранцы были «немцами»-немыми, которых делили на «фряжских» - итальянцев, «гишпанцев» - испанцев и т.д. В противовес им было собирательное «татары» - коих тоже было множество, от «казанских» и крымчаков» до «астраханских» и «ногайских». «Маврами» и «арапами» именовали уроженцев Африки и ближнего востока. Отдельно по вероисповеданию клемили «басурман» и «жидов». Восточных купцов повсеместно называли «Бухарцами».
        Деление Автора «мавров» и «арапов» для допетровской Руси достаточно условно, к арабам и туркам, часто использовали «маркер» - «сарацин».
        Арап - это скорее подневольный уроженец африканского континента. По поводу вторичности в данном случае вероисповедания с Валерием согласен.
        Даль, жил спустя полтора века и описывал свои реали.
        Ну где-то так.
      2. vet
        0
        6 января 2023 06:56
        Арап на Руси - учёный!? На каких же информационных свалках находят некоторые такую мусорную информацию?
  2. +1
    5 января 2023 05:44
    судя по портретам, внуки Ганнибала окончательно обрусели, по крайней мере мало что осталось от деда.....
    1. +4
      5 января 2023 06:47
      Цитата: Alex242
      судя по портретам, внуки Ганнибала окончательно обрусели, по крайней мере мало что осталось от деда.....

      Учитывая, что ряд потомков Абрама Ганнибала (Петрова) женились на немках, то пример ассимиляции близкий классическому - когда более высококультурная среда поглощает индивида!
      По сути, Пушкин наше «все», но нажо отдать должное его няне Арине Родионовне!!!
      1. +1
        5 января 2023 22:18
        Учитывая, что ряд потомков Абрама Ганнибала (Петрова) женились на немках, то пример ассимиляции близкий классическому - когда более высококультурная среда поглощает индивида!
        Здесь не соглашусь.
        Светловолосость и светлокожесть - рецессивный признак генома, характерный для замкнутых этнических групп. Разумеется речь идет о европеоидном типе.
        1. 0
          6 января 2023 03:22
          Светловолосость и светлокожесть - рецессивный признак генома, характерный для замкнутых этнических групп. Разумеется речь идет о европеоидном типе.

          Абсолютно Антон согласен!
          Только надо понимать, что к европейдному типу человека относится достаточно широка группа народов: от германцев, балтов и славян до финно-угорских этносов, в частности зырян, пермяков, мешеры и марийцев.
    2. +1
      5 января 2023 09:01
      Цитата: Alex242
      судя по портретам, внуки Ганнибала окончательно обрусели, по крайней мере мало что осталось от деда.....

      Обычно, уже в третьем поколении внешние черты меняются. Странно, что у Пушкина сохранились некоторые африканские признаки
      1. 0
        6 января 2023 03:16
        Природа на детях отдыхает! laughing
        Только у кошек все просто: черепаховой расцветки всегда кошечки, а белоснежные коты с голубыми глазами - глухие. Возможно, что-то и напутал.
        С людьми все сложнее!
  3. -1
    5 января 2023 08:26
    главное в наследственности Пушкина есть не то как он относился к своим эфиопским корням, а то , что ... потомок эфиопа Пушкин не тяготился русскостью своей .
    1. +4
      5 января 2023 08:54
      главное в наследственности Пушкина есть не то как он относился к своим эфиопским корням,
      good good good
      Вот с этим совершенно согласен!
      потомок эфиопа Пушкин

      А вот с этим сложно не поспорить.
      Пушкины - старинная дворянский род, даже если отбросить "сказки" самого А.С. Пушкина о его предке, сражавшемся с Александром Ярославовичем Невским.
      От эфиопов у Пушкина ну совсем совсем мало...да и вопрос крови и столь любимых многими генов, Крокодилов, в социальном обществе, а не в стае зверей, третичен.
      Ах кудрявость эфиопская! Так и Денис Давыдов, впрочем не только он один, Ермолов или Николай Раевский, пожалуй эфиопы или арапы, судя по кудрям.
      1. +1
        6 января 2023 03:38
        А если Эдуард подойти с другой стороны?
        Банально, молодой Александр Сергеевич намекнув о своем «экстраординарном» происхождении добился «взаимности». Потом взял - этот метод на вооружение, систематизировал, подвел научное обоснование, с чем и вошел в историю!
        Есть два автора: Набоков и если я не ошибаюсь Лядов, которые «расшифровывали» национальные русские обычаи, народный быт и социальную среду в работах нашего «все». Очень любопытно и познавательно, а самое главное самобытно!!! «Русский дух»!!!!
  4. +3
    5 января 2023 08:54
    Многие уверены, что Абрам Ганнибал был негром

    Все Пушкины - носители Y-хромосомной гаплогруппы R1a. Это означает, что к неграм Абрам никакого отношения не имел. А темный цвет кожи, кудряшки и прочие внешние атрибуты негроида - это все приобретенное. Эфиопия/Эритрея находятся на самом перепутье между Азией, Ближним Востоком и немножечко Европы, где женщина легко может "словить" какую угодно гаплогруппу...

    А вот какая митохондриальная (женская) гаплогруппа была у мамы этого самого Абрама, как я не старался найти, не нашел. Вот это было бы на самом деле интересно...
    1. +1
      5 января 2023 18:32
      Luminman, в целом с Вами соглашусь, но надо вредничать: откуда, сведения про галлогруппу R1a?
      Средний мед работник, а значит в медицине, поверхностно разбираюсь.
      В училище была :100 % врач-Всевышний, академики , знают медицину на 75%, опытный врач :40-60%, военная медсестра-30%, обычная на 15-20.
      Отвлекалась .
      При жизни Пушкина и его детей ещё не умели определять галлогруппу .
      Даже, сейчас 55%медиков предпочитает не заморачиваться на все галлогруппы.
      Так что я бы так уверенно не утверждала
  5. +2
    5 января 2023 09:25
    А про Закомельского под видом Ганибала - это часом не из "Заповедника" Довлатова? Так Довлатов и сам - тот еще сказочник)))
    1. +4
      5 января 2023 09:37
      Все так. Но «Заповедник» - штука удачная.

      И, даже задевало, что когда был в Пушкинских горах, первые ассоциации из Довлатова. А уж потом из Пушкина.

      «Такой вот печальный факт, граждане» (с).
      1. +2
        5 января 2023 09:50
        Цитата: Korsar4
        Такой вот печальный факт, граждане

        Это еще что, я лично туда ездил именно "по Довлатовским местам", как-то Пушкин мне до лампочки со своими боливарами
        1. +3
          5 января 2023 14:46
          Меня в те места привели вообще аптекарские огороды.
      2. +4
        5 января 2023 09:57
        Ну, Довлатов ещё тот "пушкинист", с умным видом просто переписывал труды пушкинистов настоящих.
        Портрет о котором идёт речь известен с середины 1850-х гг. Впервые его репродукция появилась в «Альбоме Московской Пушкинской выставки 1880 года» подписана:
        «Абрам Петрович Ганнибал?»
        Директор Московского Главного архива Министерства иностранных дел Ф. А. Бюлер писал:
        Изображение "старика, весьма смуглого, в красном мундире, в Андреевской ленте"... "считается портретом одного из Ганнибалов, предков А. С. Пушкина".
        В альбоме московской Пушкинской выставки 1899 года портрет подписан:
        "Сомнительное» изображение А. П. Ганнибала".
        В первом собрании сочинений Пушкина указано, что "полной уверенности" в том, что изображен А. П. Ганнибал нет.
        Высказывались предположения, что на портрете изображён И. И. Меллер-Закомельский (наиболее распространенная версия), П. И. Олиц, И. П. Салтыков, А. А. Прозоровский-младший, И. В. Гудович. Полной ясности несмотря на три экспертизы, проведенные в ХХ веке нет.
  6. +3
    5 января 2023 09:52
    Относительно содержания меланина в организме Пушкина можно заметить, что квартерон Александр Дюма тоже мало походил на свою гаитянскую бабушку.
    1. +1
      5 января 2023 10:55
      Цитата: 3x3zsave
      квартерон Александр Дюма тоже мало походил на свою гаитянскую бабушку

      Во Франции и без "гаитянских бабушек" можно родиться смуглым, кареглазым и кучерявым. Яркий тому пример - П. Лаваль...
  7. +4
    5 января 2023 14:10
    Таки совсем наш человек, рав Михаил Финкель утверждает, что Абрахам Ганнибал таки тоже наш!. Логика его мысли такова- мусульмане старались своих не продавать в рабство, значит плененый арабами и турками арапчонок был не мусульманин. По привозе же его на Русь, потребовалось его крестить, то есть он был и не христьянского роду , племени.. значит был из некоего арапского племени Фалаши (темнокожие обратившиеся в иудаизм) прямой потомок царя Шломо(Соломона, от царицы Савской). И всё сходится!))
    Вот откуда грандиозный талантище и сложный яростный нрав нашего всё!)
    Опять же ,пращур царь Давид один из самых известных и успешных поэтов мира!) Одни Псалмы чего стоят!
    1. +3
      5 января 2023 14:53
      На эту тему «Ширли-Мырли» дают обстоятельный ответ.
  8. +4
    5 января 2023 14:49
    европейцы часто покупали негров у арабов (магрибских пиратов). И потому в европейских странах негров действительно нередко называли арапами.
    Ситуация, как с индийскими цифрами - они пришли в Европу через арабов, поэтому получили название арабских, хотя эти погонщики верблюдов к ним никакого отношения не имеют.
  9. +4
    5 января 2023 17:55
    Всех с прошедшим праздником! Продумать, только: мы с вами в прошлом году общались.
    За прошедший год соскучилась по вам.
    Валерий,, я со школы задумывалась: Пушкин какой-то сомнительный негр: излишне светлый, а потом решила - предок мулат. Как у Маин Рида:"Квартеронка"
    1. +3
      5 января 2023 19:10
      В глаза смотрите, Екатерина. Голубые глаза дорогого стоят.
      1. +4
        5 января 2023 19:30
        В глаза смотрите, Екатерина.


        "Нет, у него не лживый взгляд,
        Его глаза не лгут,
        Они правдиво говорят,
        Что их владелец плут"(с) bully
        1. +1
          5 января 2023 19:59
          – Два места, – сказал Остап очень тихо, – в партере.
          – Кому?
          – Мне.
          – А кто вы такой, чтоб я вам давал места?
          – А я все-таки думаю, что вы меня знаете.
          – Не узнаю.
          Но взгляд незнакомца был так чист, так ясен, что рука администратора сама отвела Остапу два места в одиннадцатом ряду. – Ходят всякие, – сказал администратор, пожимая плечами, – кто их знает, кто они такие! Может быть, он из Наркомпроса? Кажется, я его видел в Наркомпросе. Где я его видел? И, машинально выдавал пропуска счастливым теа- и кинокритикам, притихший Яков Менелаевич продолжал вспоминать, где он видел эти чистые глаза. Когда все пропуска были выданы и в фойе уменьшили свет, Яков Менелаевич вспомнил: эти чистые глаза, этот уверенный взгляд он видел в Таганской тюрьме в 1922 году, когда и сам сидел там по пустяковому делу.
      2. +2
        5 января 2023 20:12
        Сергей, "Корсар" я по природе, светло-карие, а долго была:"сероглазая "- косметические линзы. Одни , приказали долго жить", а на другие"жаба душит" .
        Матери безразлично какой цвет глаз у дочери. Мужа тоже устраивает
        1. +2
          5 января 2023 20:37
          Это, конечно, самое главное.

          Дочку мою я сейчас разбужу,
          В серые глазки ее погляжу.
  10. +2
    5 января 2023 18:57
    "Ведь даже Петр I на разных портретах выглядит совершенно по-разному, и остаётся только гадать, какой из портретов ближе к оригиналу." - а собственно в чем вопрос и о чем гадать? Существует прижизненная и посмертная маска Петра Первого. трудно представить что-то более достоверное. Есть несколько тонкостей в этих масках, связанные с особенностями их производства, но это именно тонкости, не существенные для не профессионала. И известный бюст, и памятник у Инженерного замка, и Медный всадник, и шемякинский Петр Первый - все использовали эти маски. У каждого из этих скульптур свой смысл и своя история, но лицо в общем-то одно.
    1. +1
      5 января 2023 20:16
      Нашла"петровску маску" , но прикрепить изображен... Ещё ребёнок.
      Хоть, Вера хуже меняя разбирается
    2. +1
      6 января 2023 02:23
      Если не всматриваться в лицо, трудно признать уродливого шемякинского Петра I и статного Петра I Фальконе или с портрета Никитина одним человеком. Художники и скульпторы явно идеализировали облик императора, за исключением Шемякина, который явно лепил карикатуру. А вот объективного "фотографическтго" изображения Петра I нет.
  11. +1
    5 января 2023 20:42
    Валерий, что А . П в своей "челобитной "лукавил - ясно: покойный государь меня любил, баловал и ты государыня не отпихни меня.
    Насколько, удачно лукавство?
    У Елизаветы был целый штат прислужниц, были и старые няньки, в учитывая женскоое любопытство, она ещё маленькой, могла его видеть и слышать о нём
    Так что в своей" челобитной "ему нужно было" ужом вертаться , чтоб факты совпадали, с известными Елезавете.
    От сюда вывод:ВОЗМОЖНО, прошение "игра публику", чтоб императрица могла, отдать Сенату биографию. В таком случае он писал для Сената?
    У меня предчувствия, что Пушкин то ли чувствовал ложь, толи знал от других, но"родословная" в общих словах и красивых рифмах
    Я не исключаю, что Пушкин, для экзотики мог и приврать в родословный .фИ так при дворе, он*африканец", а значит и написать надо то, что хотела публика
  12. +1
    5 января 2023 22:47
    Вопрос решается просто. Потомки Пушкина и сейчас здравствуют, отсюда можно сделать генетическую экспертизу и станет понятно его происхождение.
    1. +1
      6 января 2023 02:16
      В идеальном мире так бы и сделали. А также установили бы точно, был ли Петр III отцом Павла I, и могут ли потомки Екатерины II именоваться Романовыми. И много чего ещё можно было бы установить. Однако "нормальные герои всегда идут в обход".
  13. 0
    17 февраля 2023 14:28
    Почему не раскрыта тема, что Александр Сергеевич вдруг стал Пушкиным, а не Ганибалом с учётом , что тема африканского происхождения его очень увлекала...
    Была как-то история , будто при Рюриковичах род Пушкиных заведовал придворным артдепо и когда зжидовствующие из под Петрушки захватили власть на руси, то в издевку имя коварного боярскрода перекочевало на плечи африканского приемыша.