Military Review

Experimental fighter series E (part-4) E-150 and E-152

1
E-150 Soviet experimental fighter-interceptor, created in the OKN 155 them. A.I. Mikoyan. The main tasks that faced the new fighter can be formulated as follows: automatic attack and automatic targeting, interception and subsequent destruction of enemy bombers at supersonic speeds in any meteorological conditions, including in the absence of optical visibility. It was executed only in the 1 instance.

The fighter E-150 even in its appearance was seriously different from all the previously built aircraft. The machine was a sredneplan with a triangular wing and fuselage with a circular cross section. The fuselage of the aircraft most resembled a pipe that had almost the same diameter along its entire length. The plane had a delta wing of small elongation, the aerodynamic properties of which were already quite well studied on previous experimental fighters E-4 and E-5, the wing had a sweep on the leading edge in 60 degrees. The pilot's cockpit lantern opened forward and upward; it did not have a windshield and rather smoothly passed into the gargrot, which reached for the base of the keel. The cockpit canopy glazing was made of special T2-55 glass with a thickness of 12 mm. This glass could withstand the temperature of aerodynamic heating within 170 ° С.

The air intake of a large-diameter aircraft included a central body in the form of a cone. At the same time, a “multi-jump” cone made of a dielectric material was mounted in the nose part of the fighter's fuselage; this cone consisted of 3-x stages. It contained an antenna for the Uragan-5B radar. This radar station had a long range of detection of air targets and could operate in the review mode, as well as in the target tracking mode. Radar "Uragan-5B" was associated with the receiving telecommand system and the fire control system, as well as the autopilot control. The 3-x interaction of these devices provided the aircraft with the execution of an automatic flight directed from the ground into a given zone and the subsequent target acquisition with radar signals and an attack at any time of the day and in all weather conditions. Attack of the target was carried out after combining the target with the tag of the radar sight of the fighter-interceptor.
Experimental fighter series E (part-4) E-150 and E-152
Experimental fighter E-150

To improve the stability of the fighter at supersonic flight speeds under the fuselage in the tail section was set aerodynamic crest. Also in the lower part of the fighter fuselage were 3 brake shield. In order to reduce the length of the run of the aircraft after landing, the parachute PG-5605-58 with a total area of ​​18 square was used. meters On the lower surface of the wings of the fighter-interceptor, it was planned to install one pylon one by one, which served to suspend the air-to-air missile system.

The E-150 interceptor fighter was designed to fly at speeds of around 2 800 km / h at altitudes of 20-25 km. At the same time, the P-15-300 aircraft engine was designed from the very beginning for testing on an unmanned aircraft and therefore had a very small flight resource. This turbofan engine could develop maximum thrust in 6 840 kgf, and at the end of the boost, thrust increased to 10 150 kgf, the engine was equipped with a special ejector, which allowed it to show the total thrust force in 19 800 kgf at an airplane speed of M = 2,4-2,5, in addition to this significantly reduced bottom resistance. Due to the high aerodynamic heating of the fighter at high flight speeds, the most heat-stressed elements of its design needed to be made of heat-resistant materials (for example, stainless steel). The fuel system of the E-150 fighter according to the latest draft of the draft design included 5 soft fuselage and 2 wing fuel tanks. The total fuel supply of the fighter was 4750 l.

By September, the 1958 year was assembled the first prototype of an E-150 interceptor fighter. After that, during the 6 months, the car passed ground checks. Then, even before the middle of 1960, for the car, they waited for a quality engine, so that only 8 in July, AV Fedotov, the test pilot of the OKB, raised the car for the first time to the sky. From that day, the fighter's factory test cycle continued, which ended on January 25 of the year 1962. During test flights from 21 January to 30 March 1961, the speed of the fighter reached M = 2,1, and the maximum height of the flight was 21 000 meters. After that, the fighter had to replace the engine, after replacing the engine, the E-150 made more 20 sorties. In the 28 flight, the aircraft was able to reach a maximum speed of 2 890 km / h (M = 2,65) at an altitude of 19 100 meters, while the engine still had a thrust reserve. The take-off weight of the fighter-interceptor in this “record” flight was equal to 10 175 kg. The largest ceiling that the E-150 fighter managed to reach in tests was 22 500 meters.
Experimental fighter E-150

It seemed, at last, the OKB-155 specialists managed to create a fighter that was so necessary for the Soviet air defense system. However, the main obstacle in the way of the designers was the engine Р15-300, which had a small resource. The resource was sufficient only for ground and bench tests, followed by installation on the aircraft for the sole flight. At the same time, the fighter-interceptor could be launched into mass production only with a reliable and spent engine. That is why the line of interceptor aircraft was continued by the E-152.

Performance characteristics of the E-150:

Dimensions: wingspan - 8,44 m., Length - 18,44 m.
Wing area - 34,62 square. m
Maximum take-off weight of the aircraft - 12 435 kg.
Engine type - 1 TRD P-15-300 xNUMX 6 kgf.
The maximum speed is 2 680 km / h.
Practical range - 1 500 km.
Practical ceiling - 23 250 m.
Armament: 2 UR K-7, K-8 or K-9
Crew - 1 man.

E-152 Interceptor Fighter

E-152 - Soviet experimental fighter-interceptor, created in OKB-155 mi. A.I. Mikoyan. The aircraft was created to intercept and eliminate enemy aircraft flying at speeds up to 1 600 km / h. at an altitude of 10 000 meters and with speeds up to 2 500 km / h at an altitude of 20 000 meters on overlapping courses. A total of 2 prototypes of the E-152-1 and E-152-2 fighters were built, as well as an 1 instance of the E-152А, which was equipped with two TRX Р11Ф-300. On the basis of the intercept systems, which were worked out on the experimental E-150, E-152, E-152А fighters, a serial fighter-interceptor MiG-25 was later created, which for many years became the best machine in its class.
Experimental fighter E-152A

The experimental E-152 interceptor fighter was born as a result of the crossing of the experimental E-150 and E-152А aircraft designed to test the P-15-300 engine and to test the Uragan-5B automatic interception system, as well as new UR K- 9. Taking into account the recommendations of test pilots A. V. Fedotov and G. K. Mosolov, the new fighter improved ground stability, reduced the specific load on the wing, eliminated vibration of the ailerons and shaking the ends of the wing. A new wing was created with an increased area, which was achieved through the use of a larger end chord, which provided greater rigidity for the suspension of guided missiles. The nose cone of the aircraft was a three-stage, as on the E-150 and fixed. A perforated zone was mounted on the cylindrical base of the nose cone, which served to drain the boundary layer in order to increase the total pressure recovery coefficient in front of the compressor. The ejection system provided for the pilot to protect the cockpit lantern. The main element of the emergency escape of the machine by the pilot was the ejection seat of the SK-2.

Changes that have affected the design of the wing of the aircraft, have increased the track of the landing gear, which in turn helped to improve the stability of the machine during maneuvering on the runway. The track stability of the fighter-interceptor has been improved by expanding the chord of the keel, as well as increasing the area of ​​the ventral crest. At the bottom of the E-152 fuselage was one brake flap, and in the tail section of the fighter there was a container with a braking parachute, the same as on the E-150.

All aircraft steering surfaces were hydraulically controlled. The hydraulic system operated on AMG-10 slurry under pressure in 210 atmospheres. The first P15-300 engine installed on the fighter could develop thrust in the maximum mode up to 6 620 kgf, and in the afterburner mode 9 935 kgf. Like the E-150, the E-152 fighter was equipped with an ejector for a sharp short-term increase in thrust. The fuel was in the 6 fuselage, as well as the front and rear wing tanks. The total fuel supply of the aircraft was 4 930 liters, while an additional fuel tank with a capacity of 1 500 liters could be installed under the fuselage.
Experimental fighter E-152

The structure of the main fighter equipment includes automatic radio ARC-10 "Ingul", VHF RSIU-5, rangefinder SOD-57MU, autopilot AP-39, the defendant SRO-2M "Chrome", on-board equipment "Smerch" systems, radar " CPU-1 ”, as well as a number of other devices. The fighter’s armament included two K-9-155 missiles, the launching devices of which were located on the wingtips of the aircraft.

The first E-152 / 1 interceptor built arrived at the 16 test airfield in March 1961. During the first flight, a temporary centering weight of 263 kg was mounted in the nose of the aircraft. For the first time, the plane was lifted into the air by test pilot GK Mosolov. In this case, the tests of the fighter regularly stopped due to problems in the power plant. At the fighter they managed to change the 5 engines, but none of them was reliable enough.

Despite this, the X-NUMX world record was set on the experimental E-152 / 1 fighter:

October 7 1961, the test pilot A. V. Fedotov, set a world speed record when driving on a closed route with a length of 100 km. The average flight speed was 2 401 km / h.

7 July 1962, the test pilot GK Mosolov on the plane was set a world speed record. On a dimensional basis 15-25 km. in the 2 directions, the average speed in 2 681,7 km / h was achieved, while in one of the approaches the fighter was able to reach speeds of more than 3 000 km / h.

11 September 1962, test pilot P. M. Ostapenko set a world record for horizontal flight altitude, which amounted to 22 670 meters.

Performance characteristics of the E-152:

Dimensions: wingspan - 8,49 m., Length - 19,00 m.
Wing area - 42,02 square. m
Maximum take-off weight of the aircraft - 14 350 kg.
Engine type - 1 TRD P-15-300 with 6 840 thrust, kgf, at the 10210 afterburner, kgf.
The maximum speed is 3 030 km / h.
Practical range - 1 470 km.
Practical ceiling - 22 268 m.
Armament: 2 UR K-9
Crew - 1 man.

Information sources:
-http: //www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/5376-opytnyi-istrebitel-p.html
-http: //www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/5377-opytnyi-istrebitel-p.html
-http: //www.airwar.ru/enc/xplane/e150.html
-http: //www.airwar.ru/enc/xplane/e152.html
-http: //ru.wikipedia.org/
Author:
1 comment
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Denzel13
    Denzel13 8 November 2012 14: 29
    +1
    Informative article. Again, knowledge and technologies were developed to create the MIG-25.

Экспериментальные истребители серии Е (часть-4) Е-150 и Е-152

Е-150 советский экспериментальный истребитель-перехватчик, созданный в ОКБ 155 им. А. И. Микояна. Основные задачи, которые стояли перед новым истребителем можно сформулировать так: автоматическая атака и автоматическое наведение на цель, перехват и последующее уничтожение бомбардировщиков противника на сверхзвуковых скоростях в любых метеорологических условиях, в том числе при отсутствии оптической видимости. Был выполнен лишь в 1 экземпляре.

Истребитель Е-150 даже своим внешним видом серьезно отличался от всех ранее построенных самолетов. Машина представляла собой среднеплан, имеющий треугольное крыло и фюзеляж, обладающий круглым сечением. Фюзеляж самолета больше всего напоминал трубу, которая имела практически одинаковый диаметр по всей своей длине. Самолет имел треугольное крыло малого удлинения, аэродинамические свойства которого были уже достаточно хорошо изучены на предыдущих опытных истребителях Е-4 и Е-5, крыло имело стреловидность по передней кромке в 60 градусов. Цельнолитой фонарь кабины пилота открывался вперед и вверх, он не имел лобового стекла и достаточно плавно переходил в гаргрот, который тянулся к основанию киля. Остекление фонаря кабины пилота было выполнено из специального стекла Т2-55 толщиной в 12 мм., это стекло могло выдерживать температуру аэродинамического нагрева в пределах 170 °С.

Воздухозаборник самолета большого диаметра включал в себя центральное тело в виде конуса. При этом в носовой части фюзеляжа истребителя монтировался «многоскачковый» конус, выполненный из диэлектрического материала, этот конус состояли 3-х ступеней. В нём находилась антенна РЛС «Ураган-5Б». Данная радиолокационная станция обладала большой дальностью обнаружения воздушных целей и могла работать в режиме обзора, а также в режиме сопровождения цели. РЛС «Ураган-5Б» была связана с приемной телекомандной системой и с системой управления огнем, а также автопилотом управления. Взаимодействие 3-х этих устройств обеспечивало самолету выполнение направляемого с земли автоматического полета в заданную зону и последующий за этим захват цели сигналами РЛС и выполнение атаки в любое время суток и в любых погодных условиях. Атака цели осуществлялась после совмещении цели с меткой радиолокационного прицела истребителя-перехватчика.
Экспериментальные истребители серии Е (часть-4) Е-150 и Е-152
Экспериментальный истребитель Е-150


Для улучшения путевой устойчивости истребителя на сверхзвуковых скоростях полета под фюзеляжем в хвостовой части устанавливался аэродинамический гребень. Также в нижней части фюзеляжа истребителя располагались 3 тормозных щитка. Для того чтобы сократить длину пробега самолета после посадки использовался тормозной парашют ПГ-5605-58 общей площадью 18 кв. метров. На нижней поверхности крыльев истребителя-перехватчика предусматривалась установка по одному пилону, служившему для подвески УР класса «воздух-воздух».

Истребитель-перехватчик Е-150 проектировался для выполнения полётов со скоростью около 2 800 км/ч на высотах 20-25 км. При этом двигатель самолета Р-15-300 с самого начала предназначался для проведения испытаний на беспилотном самолёте и обладал поэтому очень малым полетным ресурсом. Данный ТРД мог развить максимальную тягу в 6 840 кгс, а на форсаже тяга возрастала до 10 150 кгс, двигатель оснащался специальным эжектором, который позволял ему показать суммарное тяговое усилие в 19 800 кгс при скорости полета самолета М=2,4-2,5, помимо этого он значительно уменьшал донное сопротивление. По причине высокого аэродинамического нагрева истребителя на больших скоростях полета, самые теплонапряженные элементы его конструкции необходимо было изготавливать из термостойких материалов (к примеру, нержавеющей стали). Топливная система истребителя Е-150 согласно последнему варианту эскизного проекта включала в себя 5 мягких фюзеляжных и 2 крыльевых топливных бака. Общий запас топлива истребителя составлял 4750 л.

К сентябрю 1958 год был собран первый опытный экземпляр истребителя-перехватчика Е-150. После этого на протяжении 6 месяцев машина проходила наземные проверки. Затем еще до середины 1960 года для машины ждали качественного двигателя, так что лишь 8 июля А. В. Федотов летчик-испытатель ОКБ впервые поднял машину в небо. С этого дня продолжался цикл заводских испытаний истребителя, который закончился 25 января 1962 года. В ходе испытательных полетов с 21 января по 30 марта 1961 года скорость истребителя достигала величины М = 2,1, а максимальная высота полета – 21 000 метров. После этого на истребителе пришлось заменять двигатель, после замены двигателя Е-150 произвел еще 20 вылетов. В 28-м полете самолет смог достичь максимальной скорости 2 890 км/ч (М = 2,65) на высоте 19 100 метров, при этом у двигателя еще оставался запас тяги. Взлетный вес истребителя-перехватчика в этом «рекордном» полете равнялся 10 175 кг. Наибольший потолок, который сумел достичь истребитель Е-150 на испытаниях, составил 22 500 метров.
Экспериментальные истребители серии Е (часть-4) Е-150 и Е-152
Экспериментальный истребитель Е-150

Казалось, наконец-то специалистам ОКБ-155 удалось создать истребитель, который был так необходим советской системе ПВО. Однако главным препятствием на пути конструкторов стал двигатель Р15-300, который обладал небольшим ресурсом. Ресурса было достаточно только для проведения наземных и стендовых испытаний с последующей установкой на самолет для совершения единственного полета. В то же время в серийное производство истребитель-перехватчик можно было запускать лишь с надежным и отработанным двигателем. Именно поэтому линия самолетов перехватчиков была продолжена машинами Е-152.

Тактико-технические характеристики Е-150:

Размеры: размах крыла – 8,44 м., длина – 18,44 м.
Площадь крыла – 34,62 кв. м.
Масса самолета максимальная взлетная – 12 435 кг.
Тип двигателя – 1 ТРД Р-15-300 тягой 6 840 кгс.
Максимальная скорость – 2 680 км/ч.
Практическая дальность – 1 500 км.
Практический потолок – 23 250 м.
Вооружение: 2 УР К-7, К-8 или К-9
Экипаж – 1 человек.

Истребитель-перехватчик Е-152

Е-152 – советский экспериментальный истребитель-перехватчик, созданный в ОКБ-155 ми. А. И. Микояна. Самолет создавался для перехвата и ликвидации самолетов противника, летящих со скоростями до 1 600 км/ч. на высоте в 10 000 метров и со скоростями до 2 500 км/ч на высоте в 20 000 метров на встречнопересекающихся курсах. Всего было построено 2 опытных экземпляра истребителя Е-152-1 и Е-152-2, а также 1 экземпляр Е-152А, который оснащался двумя ТРД Р11Ф-300. На основе комплексов перехвата, которые были отработаны на экспериментальных истребителях Е-150, Е-152, Е-152А, в дальнейшем был создан серийный истребитель-перехватчик МиГ-25, который на долгие годы стал лучшей машиной в своем классе.
Экспериментальные истребители серии Е (часть-4) Е-150 и Е-152
Экспериментальный истребитель Е-152А

Экспериментальный истребитель-перехватчик Е-152 появился на свет в результате скрещивания экспериментальных самолетов Е-150 и Е-152А, созданных для отработки двигателя Р-15-300 и испытаний системы автоматического перехвата целей «Ураган-5Б», а также новых УР К-9. Учитывая рекомендации лётчиков-испытателей А. В. Федотова и Г. К. Мосолова, на новом истребителе была улучшена путевая устойчивость, уменьшена удельная нагрузка на крыло, устранена вибрация элеронов и тряска концов крыла. Было создано новое крыло, обладающее увеличенной площадью, что было достигнуто за счет применения большей концевой хорды, которая обеспечивала большую жесткость для подвески управляемых ракет. Носовой конус самолета был трехступенчатым, как и на Е-150 и неподвижным. На цилиндрическом основании носового конуса была смонтирована перфорированная зона, которая служила для слива пограничного слоя с целью увеличения коэффициента восстановления полного давления перед компрессором. Система катапультирования предусматривала защиту пилота фонарем кабины. Основным элементом аварийного покидания машины пилотом было катапупльтирумемое кресло СК-2.

Изменения, которые коснулись конструкции крыла самолета, позволили увеличить колею шасси, что в свою очередь помогло улучшить устойчивость машины во время маневрирования на ВПП. Путевая устойчивость истребителя-перехватчика была улучшена за счет расширением хорды киля, а также увеличения площади подфюзеляжного гребня. В нижней части фюзеляжа Е-152 находился один тормозной щиток, а в хвостовой части истребителя располагался контейнер с тормозным парашютом, таким же, как на Е-150.

Все рулевые поверхности самолета обладали гидравлическим управлением. Гидравлическая система функционировала на гидросмеси АМГ-10 под давлением в 210 атмосфер. Первый установленный на истребителе двигатель Р15-300 мог развить тягу в максимальном режиме на уровне до 6 620 кгс, а в режиме форсажа – 9 935 кгс. Как и Е-150, истребитель Е-152 был оборудован эжектором для резкого кратковременного увеличения тяги. Топливо находилось в 6 фюзеляжных, а также передних и задних крыльевых баках. Общий запас топлива самолета составлял 4 930 литров, при этом под фюзеляжем мог устанавливаться дополнительный топливный бак емкостью в 1 500 литров.
Экспериментальные истребители серии Е (часть-4) Е-150 и Е-152
Экспериментальный истребитель Е-152

В состав основного оборудования истребителя входили: автоматический радиокомпас АРК-10 «Ингул», УКВ-радиостанция РСИУ-5, дальномер СОД-57МУ, автопилот АП-39, ответчик СРО-2М «Хром», бортовая аппаратура системы «Смерч», РЛС «ЦП-1», а также ряд других приборов. Вооружение истребителя включало в себя две ракеты К-9-155, пусковые устройства которых находились на законцовках крыла самолета.

Первый из построенных перехватчиков Е-152/1 прибыл на испытательный аэродром 16 марта 1961 года. Во время первого полета в носовой части самолета был смонтирован временный центровочный груз массой в 263 кг. Первый раз в воздух самолет поднял летчик-испытатель Г. К. Мосолов. При этом испытания истребителя регулярно останавливались из-за неполадок в силовой установке. На истребителе успели сменить 5 двигателей, но ни один из них не был достаточно надежным.

Несмотря на это на экспериментальном истребителе Е-152/1 было установлено 3 мировых рекорда:

7 октября 1961 года летчиком-испытателем А. В. Федотовым был установлен мировой рекорд скорости при движении по замкнутому маршруту длиной 100 км. Средняя скорость полета составила 2 401 км/ч.

7 июля 1962 года летчиком-испытателем Г. К. Мосоловым на самолет был установлен мировой рекорд скорости. На мерной базе 15-25 км. в 2-х направлениях удалось достичь средней скорости в 2 681,7 км/ч, при этом в одном из заходов истребитель смог развить скорость более 3 000 км/ч.

11 сентября 1962 года летчиком-испытателем П. М. Остапенко был установлен мировой рекорд высоты горизонтального полета, который составил 22 670 метров.

Тактико-технические характеристики Е-152:

Размеры: размах крыла – 8,49 м., длина – 19,00 м.
Площадь крыла – 42,02 кв. м.
Масса самолета максимальная взлетная – 14 350 кг.
Тип двигателя – 1 ТРД Р-15-300 тягой 6 840 кгс., на форсаже 10210 кгс.
Максимальная скорость – 3 030 км/ч.
Практическая дальность – 1 470 км.
Практический потолок – 22 268 м.
Вооружение: 2 УР К-9
Экипаж – 1 человек.

Источники информации:
-http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/5376-opytnyi-istrebitel-p.html
-http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/5377-opytnyi-istrebitel-p.html
-http://www.airwar.ru/enc/xplane/e150.html
-http://www.airwar.ru/enc/xplane/e152.html
-http://ru.wikipedia.org/
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Denzel13 8 ноября 2012 14:29
    Познавательная статья. Опять же нарабатывались знания и технологии для создания МИГ-25.
    Denzel13

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня