Удары украинских БПЛА по аэродрому в Энгельсе как показатель крайней уязвимости авиации в пунктах базирования

48
Удары украинских БПЛА по аэродрому в Энгельсе как показатель крайней уязвимости авиации в пунктах базирования

Проблема уязвимости авиации на аэродромах уже неоднократно поднималась автором на страницах Военного обозрения. Например, в материале Выживание боевой авиации на аэродромах под воздействием высокоточного оружия большой дальности был сформулирован вывод о том, что два развитых противника с высокотехнологичными вооружёнными силами смогут уничтожить большую часть боевых самолётов друг друга на аэродромах в самом начале конфликта, ещё до того, как они смогут сразиться в воздухе. Также были рассмотрены причины, по которым вооружённые силы Российской Федерации (ВС РФ) не смогли полностью решить эту задачу на территории Украины.

И вот, мы получили наглядный урок. Разумеется, речь идёт о нанесении вооружёнными силами Украины (ВСУ) удара по аэродрому стратегической авиации в городе Энгельс с помощью модернизированного советского беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Ту-141 «Стриж». Сам факт нанесения удара на глубину 600 километров, да ещё и по стратегическому объекту, просто обескураживает, особенно учитывая то, что это было сделано не гиперзвуковым боеприпасом, не малозаметной крылатой ракетой (КР), а «древним» БПЛА с огромной эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР).




Кто бы мог подумать, что это старьё могут эффективно применить против российской стратегической авиации? Изображение wikipedia.org

Конечно, можно предположить, что нанесение удара по российскому аэродрому на такой глубине – это единичный случай.

Но пока данный материал находился в процессе подготовки, по аэродрому в Энгельсе был нанесён ещё один удар. По информации от МО РФ, БПЛА противника был уничтожен средствами противовоздушной обороны (ПВО), тем не менее трое военнослужащих погибли. А через несколько дней средства ПВО аэродрома в Энгельсе уничтожили очередное средство воздушного нападения (СВН)...

А может, ситуацию оправдывает то, что раньше такого ещё никогда не было, и что никто такого не ожидал? Но постойте, как это не ожидали?

У нас идёт полноценная война с активным вовлечением структур США и НАТО, и противник не брезгует никакими средствами. А что, если бы США решились/решаться в обстановке полной секретности предоставить ВСУ несколько десятков малозаметных КР JASSM-ER с дальностью стрельбы порядка 1000 километров? Так можно вообще всей стратегической авиации лишиться.


Отразить удар КР JASSM будет на порядок сложнее. Изображение wikipedia.org

А что, если эскалация ситуации продолжится, и что нанести удар по российской авиации решат сами США?

Да, чтобы не спровоцировать обмен ядерными ударами, США не будут наносить удар по правительственным объектам, критически важной инфраструктуре, объектам стратегических ядерных сил (СЯС) – даже бомбардировщики в Энгельсе не тронут, а вот вся остальная авиация подвергнется массированному удару средствами воздушного нападения.

Для понимания ситуации ещё раз рассмотрим, удар какой силы смогут нанести ВС США.

Высокоточное оружие большой дальности ВС США


Вряд ли у кого-то есть сомнения, что у США имеются значительные возможности по созданию и развёртыванию высокоточного оружия большой дальности. Одних только ракет воздушного базирования типа JASSM произведено более двух тысяч единиц, из которых половина – это JASSM-ER с дальностью полёта порядка тысячи километров. Также на вооружении у ВС США находится порядка восьми тысяч крылатых ракет «Томагавк» морского базирования. Для истощения и прорыва российской противовоздушной обороны (ПВО) противник обязательно применит ложные мишени ADM-160A/B MALD, способные имитировать радиолокационную сигнатуру различных СВН.


Ложные мишени ADM-160A MALD могут значительно осложнить работу средств ПВО. Изображение wikipedia.org

Как носители управляемого оружия могут быть использованы БПЛА Riper, которых на вооружении у ВС США находится около трёх сотен, а также иные существующие и перспективные БПЛА. Этот арсенал будет пополняться и расширяться как за счёт существующих, так и за счёт перспективных образцов вооружений, в том числе гиперзвукового оружия наземного, морского и воздушного базирования.

Таким образом, только СВН большой дальности на вооружении ВС США находится свыше 10 000 единиц, причём потенциально эта цифра может быть в несколько раз выше.

Пусковые установки наземных комплексов высокоточного оружия большой дальности будут размещаться максимально близко к российским границам, для СВН будут приспосабливать всё новые типы носителей, например, транспортные самолёты, оснащённые сбрасываемыми парашютным способом пусковыми установками. Надводные корабли и подводные лодки военно-морских сил (ВМС) США будут подходить всё ближе к морским границам Российской Федерации.


Презентация программы Rapid Dragon – запуск десятков-сотен крылатых ракет с транспортных самолётов

Ключевой характеристикой, влияющей на способность ВС США обеспечить поражение российской авиации на аэродромах, является их развитая группировка разведывательных спутников, дополненная коммерческими структурами, предоставляющими услуги по дистанционному зондированию Земли.

В перспективе возможности США по уничтожению целей в глубине территории противника будут значительно расширены за счёт перенацеливания высокоточных боеприпасов большой дальности в полёте. Пока этот вопрос находится на начальном этапе своего решения, но то, что он будет решён положительно, сомнению не подлежит – низкоорбитальные спутниковые группировки позволят реализовать эту функцию даже на БПЛА тактического звена.

И это только начало – перспективы дальнейшего наращивания противником потенциала для нанесения ударов высокоточным оружием большой дальности мы рассмотрим подробнее в отдельном материале, а пока остановимся на дне сегодняшнем.

Сколько целей – российских боевых самолётов и вертолётов на аэродромах необходимо уничтожить ВС США?

Военно-воздушные силы (ВВС) РФ


По открытым данным, на вооружении ВВС РФ в настоящее время находится около 3000 единиц авиационной техники, из которых (данные округлены):

- 1000 истребителей, перехватчиков, фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков;
- 140 – стратегических и дальних бомбардировщиков;
- 300 самолётов военно-транспортной авиации;
- 130 самолётов для перевозки личного состава;
- 75 специальных самолётов – дальнего радиолокационного вооружения (ДРЛО), самолётов заправщиков и разведывательных самолётов разного типа;
- 250 учебных самолётов;
- 1000 вертолётов всех типов.

Даже если считать, что противник атакует всё, что сможет (кроме стратегических бомбардировщиков), и половина из атакующих боеприпасов будет уничтожена средствами ПВО (что маловероятно), то он потратит примерно половину своего арсенала ВТО большой дальности на уничтожение всей (!) авиации ВВС РФ. Кроме того, открытое расположение российской авиационной техники на аэродромах «бок о бок» позволит уничтожать одной крылатой ракетой с боевой частью (БЧ) массой в 500 килограмм сразу две или три единицы авиационной техники, а это значит, что США смогут и «сэкономить».


Парк наиболее современных боевых машин в ВВС РФ составляет порядка пяти сотен самолётов. Изображение wikipedia.org

При одномоментном запуске всех высокоточных боеприпасов только на средства ПВО рассчитывать не приходится, они просто будут перегружены по количеству каналов наведения и быстро исчерпают свой боекомплект, а когда перезарядятся, то будет уже поздно. Кроме того, зная месторасположение комплексов ПВО и используя высокоточные 3D-карты поверхности, противник будет прокладывать траекторию полёта СВН так, чтобы минимизировать время их нахождения в зоне обзора радиолокационных станций (РЛС) и поражения зенитными управляемыми ракетами (ЗУР).

Скорее всего, не помогут здесь и загоризонтные радиолокационные станции (ЗГРЛС) – используя космические средства радиотехнической разведки (РТР), противник может обнаружить бреши в зонах покрытия или даже создать их искусственно (пока это из области предположений, но работа ЗГРЛС основана на отражении радиоволн от ионосферы), и кто знает, какие результаты были получены на комплексе исследования ионосферы HARP.


ЗГРЛС «Контейнер» и принцип её действия (слева), а также «комплекс исследования ионосферы» HARP (справа). Изображение wikipedia.org

Впрочем, не касаясь «сложных материй», спутники РТР просто могут определить, когда очередная ЗГРЛС окажется на профилактическом обслуживании и будет отключена, и ударить в образовавшуюся брешь.

Минимизация последствий


В ещё одном материале по теме – Укрыться, уклониться, защититься: обеспечение выживания боевой авиации на аэродромах под воздействием высокоточного оружия были рассмотрены меры по сокращению потерь своей авиации на аэродромах базирования в случае нанесения противником массированного удара высокоточным оружием.

Одной из важнейших рассмотренных мер является строительство укрытий для летательных аппаратов всех классов. Можно сказать, что конец 2022 года наглядно подтвердил высочайший приоритет проведения работ в этом направлении.

В конце концов, в чём проблема? Россия отстраивает города взамен разрушенных войной на Украине, строит огромные мосты, олимпийские объекты и стадионы, десятки-сотни километров линий заграждения с бетонными сооружениями, с неизвестной степенью полезности, а несколько тысяч арочных укрытий и быстровозводимых ангаров построить не может?

Арочные укрытия для боевых самолётов и вертолётов – это долговременные инвестиции в безопасность сложнейшей высокотехнологичной авиационной техники. Поколения и типы летательных аппаратов будут меняться, но защищённые укрытия для них при должном уходе могут служить десятилетиями, а то и столетиями. Более того, использование современных способов строительства приводит к снижению стоимости сооружаемых объектов, тогда как стоимость авиационной техники от поколения к поколению только растёт и, безусловно, будет расти в дальнейшем.

Если говорить о транспортной и стратегической авиации, то есть о крупных самолётах, построить для которых бетонные укрытия будет затруднительно, то даже быстровозводимые ангары будут играть свою роль, тем более что их можно и нужно строить в избыточном количестве, тасуя в них самолёты и, например, аэродромную технику. Противнику придётся тратить куда больше времени на разведку и использовать значительно больше СВН большой дальности, поскольку вместо выбранного в качестве цели стратегического бомбардировщика в ангаре вполне могут оказаться всего лишь снегоуборочные машины.


Арочные укрытия и быстровозводимые ангары могут значительно сократить потери самолётов и вертолётов на аэродромах базирования или даже вынудить противника отказаться от нанесения такого удара ввиду его потенциально низкой эффективности

Выводы


Укрыть всю российскую боевую и вспомогательную авиацию необходимо было уже вчера, но раз это не было сделано ранее, то необходимо принять удар украинских БПЛА по аэродрому в Энгельсе как «знак свыше». Производственные возможности Российской Федерации вполне позволяют в 2023 году обеспечить укрытиями всю современную боевую технику – это порядка 1000 машин, а затем, за 2024-2025 годы загнать в ангары и все остальные имеющиеся в ВВС РФ самолёты и вертолёты.

Это позволит снизить вероятность и эффективность как одиночных диверсионных ударов ВСУ, так и массированного применения США средств воздушного нападения большой дальности. Дополнительным преимуществом станет повышение эффективности хранения и обслуживания современной боевой техники, и как следствие – снижение вероятности небоевых потерь из-за возникновения аварийных ситуаций.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    6 января 2023 05:56
    Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный - на своих, дур@к не учится вообще. Если не удалось быть мудрым не останься дур@ком.
    Надеюсь, что удары по аэродрому в Энгельсе хоть чему-то научат Россию.
    1. +11
      6 января 2023 07:33
      Вот и думай теперь что хочешь про СВО - проклятье это или шанс потренироваться на "кошках". Хотя если в командовании так и останутся "необучаемые", то безусловно проклятье...
    2. +16
      6 января 2023 07:54
      Да с окраины ещё и до Энгельса прилетало. Наши правда объясняли что непотушеный окурок виноват. Ещё с начала операции не было земляной отваловки, а тут разговор про ангары. Для начала хотя бы земли нагребли вокруг самолётов. И работу над ошибками проводили регулярно, а не замалчивали проблемы рождая этим новые. И как я понимаю Энгельс с тремя прилётами, показал отсутствие систем ПВО до Саратовской области. Поэтому окраина может смело бомбить и энергетические объекты до Саратова. hi
    3. +3
      6 января 2023 11:17
      Хотя бы на время проведения СВО и принятия решения, рассредоточить часть стратегических и дальних бомбардировщиков на Чкаловский и т.д., под защиту Московской зоны ПВО.
    4. +9
      6 января 2023 11:43
      Ну,как бы.."Научили..Выложили надпись для спутника на аэродроме..Смерть нацизму..Тут надо со всей серьезностью делать выводы и начинать работать над постройкой укрытий..А не играть в песочнице.Кстати,напомню..В Балаково-а это рядом,АЭС находится..Что за судьбу страны становится страшно
    5. +9
      6 января 2023 12:43
      Пока у руля в Кремля стоят эти люди - ничего никого ничему не научит. Менять надо этих сидельцев , они себя проявили , чего они стоят мы все прекрасно видим и они страну к катастрофе ведут прямой дорогой.
    6. +4
      6 января 2023 18:55
      Если район или область РФ не прилегает к ЛБС, то никто из "большезвёздных" там особо учиться сам и учить других не будет... там излюбленный вид спорта - прыжки на граблях... если до сих пор на фронт готовятся подразделения целиком из мобилизованных, без удерживающего и стягивающего каркаса из уже повоевавших - то о чём ещё говорить...
  2. +1
    6 января 2023 06:03
    Укрывать авиацию конечно нужно. Только если американцы нанесут удар по нашей авиации то отвечать нужно уже атомными бомбами, только в этом случае такого удара не будет.
    Ну и напоследок операция на Украине показала что пилотируемая авиация свой век отжила, может быть только стратегическая пилотируемая останется, а все остальные самолёты поле боя должны быть беспилотные, а главное массовые и дешёвые.
    1. +2
      6 января 2023 08:05
      Операция на окраине показала что тихоходные винтовые самолёты размерами с применяемыми во второй мировой оказались очень эффективными и трудно засекаемыми. А если на такие самолёты подвесить ещё с десяок дронов! Вот подлетели десять винтов и каждый выпустил по десять тихоходных дронов. ПВО сработает? Или пропустит удар? Судя по букетам Герани, дроны пролетают через ПВО как мухи через рыбацкую сеть. А стоимость цветов? Это вам ни фаршированные боевые вертолёты и реактивные самолёты! Копеечные дроны наносят ущерб на рубли со многими нолями! Руст в Москву не на реактивном самолёте прилетел в своё время. Некоторые правда говорят что к прилёту Руста на его месте посадки даже троллебусные провода сняли. Типа был заговор верхов.
      1. +14
        6 января 2023 22:57
        Цитата: северный кавказ
        Руст в Москву не на реактивном самолёте прилетел в своё время.

        Руст пролетел до Москвы только потому, что среди начальства не нашлось человека, который бы дал команду на его уничтожение.
        1. +1
          9 января 2023 12:44
          Да не мелите чепуху за пару лет до этого сбили боинг корейский и нечего страшного не случилось.

          зелёная ✓ 20 апреля 1978 — пассажирский самолёт Боинг 707 (номер HL-7429, авиакомпания «Korean Air Lines», Южная Корея) с 97 пассажирами на борту, выполнявший рейс 902 по маршруту Париж — Анкоридж — Сеул, отклонился от своего маршрута на 2000 км и вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска. Будучи перехваченным советским Су-15ТМ (пилот — Босов), на сигналы не реагировал, и попытался уйти в сторону Финляндии (согласно советской версии, которая отвергалась командиром Боинга, Ким Чангю). Перехватчик выпустил по нарушителю две ракеты, одна из которых поразила цель. Боинг успешно совершил аварийную посадку на лёд замёрзшего озера Корпиярви возле посёлка Лоухи. Погибли 2 и были ранены 13 человек[17]. См. Инцидент с южнокорейским Боингом (1978).

          зелёная ✓жёлтая ✓❌❌ 21 июня 1978 — четыре транспортных вертолёта CH-47 «Чинук» (Имперские ВВС Ирана) вторглись в воздушное пространство СССР над Туркменистаном. Они были перехвачены истребителем МиГ-23 (пилот — Шкиндер), сбившим один вертолёт ракетами (8 членов экипажа погибли), и повредившим другой вертолёт огнём из авиапушки. Повреждённый CH-47 совершил вынужденную посадку на территории СССР. Впоследствии машина и члены экипажа были возвращены в Иран. См. Инцидент с иранскими «Чинуками» (1978).

          1980-е
          зелёная ✓ 18 июля 1981 — советский перехватчик Су-15ТМ (пилот — Валентин Куляпин) совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив — Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство СССР над Арменией. Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Куляпин успешно катапультировался, за таран был награждён орденом Красного Знамени. См. статью Инцидент с аргентинским CL-44 (1981).

          зелёная ✓ 1 сентября 1983 — пассажирский самолёт Боинг 747-230B (номер HL-7442, авиакомпания «Korean Airlines», Южная Корея) существенно отклонился от своего курса и был сбит перехватчиком Су-15 (пилот — Геннадий Осипович) над Сахалином. Погибло 269 человек. Существуют многочисленные неофициальные версии этого инцидента, согласно которым полёт Боинга 747 был частью широкомасштабной операции американских спецслужб. См. статью Инцидент с южнокорейским Боингом (1983).

          ❌ 9 августа 1984 — в ходе преследования самолёта-нарушителя Эйрбас A310 советский перехватчик Су-15, по утверждению шведской стороны, углубился на 50 км в воздушное пространство Швеции. Также утверждалось, что, по данным радиоперехвата, Су-15 был готов открыть огонь по Эйрбасу. Советская сторона через два с половиной месяца опровергла шведские данные об этом инциденте.

          28 мая 1987 — самолёт Сессна-172 «Скайхоук» (номер D-ECJB), пилотируемый немецким гражданином Матиасом Рустом, вылетел из столицы Финляндии Хельсинки и приземлился на Красной площади в Москве. В результате инцидента был снят со своих постов ряд высших офицеров ВС СССР, включая министра обороны Соколова, командующего ПВО Колдунова и командующего ВВС Ефимова.

          ❌ Май 1988 — лёгкий самолёт Сессна-152, пилотируемый норвежцем Андреасом Соммерсом, углубился в советское воздушное пространство на 30-40 км, но после перехвата советским истребителем Су-27 возвратился в воздушное пространство Финляндии. В последующие дни Соммерс предпринял ещё несколько безуспешных попыток нарушения воздушного пространства СССР.[18]

          1990-е
          ❌9 июня 1990 — легкомоторный спортивный самолёт Cessna под управлением немца Ганса Ульриха Шнайдера совершил несанкционированную посадку на аэродроме Батуми. Пилот оставил на взлётно-посадочной полосе пакет с посланием и букет цветов и менее чем через минуту улетел в сторону Турции. Средства ПВО СССР не отреагировали на полёт нарушителя[19].

          25 августа 1990 — истребитель J-6 (ВВС КНР) вторгся в советское воздушное пространство и приземлился на аэродроме Кневичи под Владивостоком. Пилот самолёта попросил политического убежища в СССР. И самолёт, и пилот были возвращены в Китай.
  3. +2
    6 января 2023 06:18
    Цитата: certero
    а все остальные самолёты поле боя должны быть беспилотные

    Не обоснованный довод...
    Я думаю надо изменить концепцию применения пилотной авиации... первыми в бой должны идти беспилотники вскрывая ПВО противника, а затем уже после подавления батарей ПВО можно безнаказано утюжить позиции врага обычной авиацией.
    1. +3
      6 января 2023 06:28
      Цитата: Леха с Андроида.
      Цитата: certero
      а все остальные самолёты поле боя должны быть беспилотные

      Не обоснованный довод...
      Я думаю надо изменить концепцию применения пилотной авиации... первыми в бой должны идти беспилотники вскрывая ПВО противника, а затем уже после подавления батарей ПВО можно безнаказано утюжить позиции врага обычной авиацией.

      Не обоснованный довод...
      tongue drinks
      СВО показала, что если у каждого второго вОрога по условному стингеру, то вылет тех же вертолетов будет "билетом в один конец" crying От 1 или 2 еще вертолет сможет увернутся, а вот от десятка 200 процентов нет...
      1. +1
        6 января 2023 06:54
        Стингеры хороши на высотах до 4х км... а дальше уже другое ПВО работает... вот его то и надо давить беспилотниками.
        1. 0
          11 января 2023 17:10
          Ну это пока 4000м. Имея же опыт наведения через Старлинк, ракету можно сделать и тяжелее, и ГСН попроще - лишь для конечного участка.
          Кмк, в ближайшие годы мы увидим их Стингер-2 на дальность 10-15 км.
          Вообще весь этот Старлинк - очень серьёзное оружие.
      2. 0
        6 января 2023 18:02
        У Стингеров дальность ограничена у ракет, да и вообще у всех носимых комплексов дальностью не более 5 -7км и по высоте до 3-4 км И нарастить эту дальность и высотность без изменения массогабаритов уже практически не возможно, это делает установку не подъёмной для оператора. А наши вертолёты сейчас спокойно работают вне этой дальности, с расстояния 7-10 км. Тем более у наших вертолётов есть системы оповещения и защиты от подобных ракет, очень эффективные для борьбы с ПЗРК. Стингеры и им подобные комплексы относительно эффективны если запуск призведён в непосредственной близости ,это где-то 0.5 и до 2 км. Это предполагает выдвижение засад на путях вероятного подлёта , ну или дело случая , когда по тем или иным причинам вертолёт оказался на такой дальности от оператора. Реактивные самолёты со средствами защиты от ПЗРК вообще трудная задача для поражения и их сбитие только воля случая или не верных (не умелых или слабой подготовки) действий пилота или экипажа.
        1. -1
          6 января 2023 19:04
          Цитата: svoroponov
          У Стингеров дальность ограничена у ракет, да и вообще у всех носимых комплексов дальностью не более 5 -7км и по высоте до 3-4 км И нарастить эту дальность и высотность без изменения массогабаритов уже практически не возможно, это делает установку не подъёмной для оператора. А наши вертолёты сейчас спокойно работают вне этой дальности, с расстояния 7-10 км. Тем более у наших вертолётов есть системы оповещения и защиты от подобных ракет, очень эффективные для борьбы с ПЗРК. Стингеры и им подобные комплексы относительно эффективны если запуск призведён в непосредственной близости ,это где-то 0.5 и до 2 км. Это предполагает выдвижение засад на путях вероятного подлёта , ну или дело случая , когда по тем или иным причинам вертолёт оказался на такой дальности от оператора. Реактивные самолёты со средствами защиты от ПЗРК вообще трудная задача для поражения и их сбитие только воля случая или не верных (не умелых или слабой подготовки) действий пилота или экипажа.

          Вы вот прям сегодня то, что написали, расскажите нашим вертолетчикам, хоть ребята посмеются от души tongue drinks
    2. +10
      6 января 2023 08:15
      Ага! Тут кажется на 25 февраля запланировано что то по дронам. Типа будут решать кто, какие и сколько дронов будут выпускать. Лет через пять может выйдет какой указ. Это же надо техзадание сформулировать, бюджет согласовать и выделить, нужных производителей подключить которые ешё смежников должны найти, а те ресурсы для производства. Как раз лет за пять всё и решат, а может и позже. Всё будет идти от скорости выделения и скорости освоения бюджета! Павда бюджета может и нехватить, но зато могут появиться новые талантливые бизнесмены!
      1. +1
        6 января 2023 18:11
        Методички поменяйте , они устарели. Решения уже приняты.Несколько предприятий уже перешли на массовый выпуск ударных и разведывательных БПЛА. По ряду перспективных типов , прошедших испытания в зоне боевых действий ,так же приняты решения и подобраны производители вплоть до предприятий Дальнего Востока.
    3. 0
      9 января 2023 10:14
      Цитата: Леха с Андроида.
      Я думаю надо изменить концепцию применения пилотной авиации... первыми в бой должны идти беспилотники вскрывая ПВО противника, а затем уже после подавления батарей ПВО можно безнаказано утюжить позиции врага обычной авиацией.

      Самое интересное, что эту схему довольно эффективно применили против системы ПВО, построенной по советским лекалам, ещё в 1982 году. Называлось это "Операция "Медведка 19".
  4. +7
    6 января 2023 06:36
    Здесь разговор надо вести не о том,что мы имеем,а что мы можем воспроизвести в грозные годы.Здесь часто вспоминают годы ВОВ. Хотя неплохо бы вспомнить опыт мирных дней СССР. Ведь над всеми засекреченными точками был особый коридор для летающих средств.Помню в детстве,мы наблюдали учения средств ПВО.Часа два в небе вспыхивали разрывы.Это было вечером.Хорошо было видать.Мы жили скромно,но были уверены в своей безопасности.
  5. +1
    6 января 2023 08:12
    Удары украинских БПЛА по аэродрому в Энгельсе как показатель крайней уязвимости авиации в пунктах базирования
    . Когда у противника есть, появляются серьёзные системы вооружений, можно/приходится ожидать самого.... разного, неприятного, а то и катастрофического!
    Однако, даже без них, упорный, умелый противник может наносить заметный вред, при умелом использовании простых, но не менее эффективных средств!!! Если допускать... в общем, ушами хлопать нельзя, будеш наказан жестоко.
    1. +11
      6 января 2023 11:04
      А на меня статья произвела удручающее впечатление.
      До этого пребывал в полной уверенности, что мы воюем на украинской территории с НАТО. Именно в этом меня уверяли все наши СМИ, все дикторы ТВ.
      А оно вишь, как... Оказывается, ни один "Томагавк", ни одна ракета ОТРК с дальностью хотя бы в 300 км в единоборство с нами еще не вступала. Не говоря уже о прочих "Абрамсах", "Леопардах", F-16/18, АУГ и т.д.
      А чем же тогда НАТО воюет в Украине? И вообще блок в курсе, что он воюет там? Или он "еще не начинал"?
      1. 0
        6 января 2023 12:04
        Уже сейчас можно делать первые выводы: методы ведения войны сильно изменились.
        1. Штурмовики и истребители-бомбардировщики очень уязвимы, поэтому в Украине авиацию не слышно и не видно. Итог: упор надо делать на БПЛА.
        2. Танки и БТР слишком уязвимы для Джавелинов и их аналогов, поэтому мы не видим применения танков и БМП , как во время Второй Мировой.
        3. Не самоходная артиллерия сильно уязвима и заметно не хватает высокоточного оружия.
        4. Сильно возросла роль беспилотников - ударных и разведовательных.
        Поэтому производство танков, самолётов и буксируемой артиллерии надо уменьшать, а производство БПЛА и высокоточного оружия увеличивать.
        1. -1
          10 января 2023 19:13
          Дело не в системах вооружений, а в политике. Танки изначально НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ для проламывания эшелонированной обороны. Танки в этом конфликте применяют в основном как САУ или штурмовые орудия поддержки пехоты - выстрелил прямой наводкой, исчез. Танк должен работать на оперативном просторе.
          СВО - это ограниченный конфликт с ограниченными целями (лично для меня - весьма туманными) вроде Зимней войны.
    2. 0
      6 января 2023 18:24
      Вы правы. И добавлю . По аэродрому , где есть САМОЛЁТЫ с подвешенными ракнтами с головками ЯО никто удар бы не нанёс , ибо сразу вступает в действие наша оборонная доктрина по использованию средств ядерного сдерживания. И ответка полетела бы далеко не на Украину. Ну и к сведению.Аэродром в Энгельсе вообще не имел до первого налёта средств своих ПВО. Там вокруг БЫЛО не многочисленное очаговое ПВО, \прикрывающее несколько иные объекты. После первого удара прикрытие появилось , как и результат. А вообще предвидеть в войне с высокотехнологичным противником всё невозможно. Противодействие вырабатывается уже как правило в ходе самих конфликтов когда угрозы очевидны.
      1. +1
        10 января 2023 19:17
        вообще предвидеть в войне с высокотехнологичным противником всё невозможно

        Прикрыть базу СТРАТЕГИЧЕСКОЙ авиации средствами ПВО - для этого не надо быть стратегом...
  6. +2
    6 января 2023 09:04
    Кто бы мог подумать, что это старьё могут эффективно применить против российской стратегической авиации?

    Именно нужно было семь раз отмерить, что бы СВО начинать не подготовившись. Что бы опосля не вылезали недостатки как в ПВО так и в обмундировании и комплектации войск.
    1. +5
      6 января 2023 09:37
      Для Ту-95 ,Ту-16 в силу их размеров не построить более менее надежное закрытое укрытие , максимум это ангар сквозь крышу которого не видно из космоса что в нем находится , единственный выход это рассредоточение по аэродромам , может даже по гражданским ,
      Радикальным решением сложившийся проблемы уязвимости было бы задуматься над вопросом какие типы из имеющихся транспортных и пассажирских самолетов можно переоборудовать в носителей крылатых ракет.,
      1. +1
        6 января 2023 11:16
        Цитата: agond
        единственный выход это рассредоточение по аэродромам , может даже по гражданским ,

        Этого рассредочения недостаточно - в статье показано, что
        противник
        потратит примерно половину своего арсенала ВТО большой дальности на уничтожение всей (!) авиации ВВС РФ.

        Остальную половину арсенала он может потратить на разрушение ВПП аэродромов рассредоточения.
        Необходимо увеличить количество взлётных площадок, а также создать самолеты с вертикальным (или укороченным) взлётом и вертикальной посадкой (СВВП). Стоимость строительства взлётно-посадочной площадки (ВПП) для СВВП значительно дешевле стоимости строительства полномасштабного аэродрома.
    2. +1
      6 января 2023 18:31
      Для ваших хотелок надо было сразу страну переводить на военное положение, тем более заранее. Ну а результат мог бы быть тем же или у нас были бы огромные потери. И кто знает как бы поступили бы США и НАТО после нашей победы и таких потерь к нас . Ну и про сам украинский народ забывать не стоит. В этом случае массу нас ненавидящих никто не отменял.
  7. +4
    6 января 2023 10:31
    Когда говорим про уничтожение целей на подлете то второй вопрос который надо решить - "стой кто летит?". У нас уже появилась куча малой авиации, причем без автоответчиков, и я так подозреваю без планов полетов, даже уведомительных. Вот и смотри на отметку НЛО на радаре, и думай кто там - пилот кукурузника решил покатать даму или беспилотник (а может и камикадзе) с тонной взрывчатки. Да, можно закрывать зоны для полетов, но во первых это будет в густонаселенных областях, и летать все равно будут, а во вторых кто возьмет на себя ответственность сбить НЛО с соответствующими политическим последствиями?
    1. +5
      6 января 2023 11:05
      Решается все соответствующим законодательством.
      Например. Если часовой застрелит нарушителя границы поста, соблюдая при этом правила - он получит поощрения и поедет в отпуск. Неважно кого застрелит.
      Так и в авиации - объявили зону запретную для полетов и все. Если там кого сбили - расчету награду. Сбитый сам виноват.
    2. 0
      6 января 2023 18:37
      Так же вы правы. Обзорный локатор засекает объект и решается вопрос что это. Потом приказ на уничтожение а это всё время. Тем более что ПВО прикрыта внутри страны далеко не вся площадь и объект может выйти из дальности поражения дивизиона или установки а передать его на сопровождение и поражение рядом просто некому. Это тем более касается высокоскоростных низколетящих целей.
  8. +2
    6 января 2023 11:13
    Дальняя авиация базируется открыто согласно подписанному договору для повышения доверия. В США верят в Бога, а мы доверяем США. В ядерной войне против США авиация не понадобится. СССР исчез вообще без боевых действий, а благодаря кому мы до сих пор не знаем: не установлено постановлением суда,вступившим в законную силу.
  9. -5
    6 января 2023 11:20
    Можно укрыть а можно рассредоточить. Как правило , у командиров полков боевых частей или их высшего командования , дислоцирующихся на аэродромах , есть планы по такому рассредоточению и точки новой дислокации или меры которые необходимо осуществить. Хотя с появлением новых видов вооружений эти меры или новые ,должны обновляться.
    По поводу укрытий для самолётов. Если от осколков то вполне могут защитить , если ракеты для поражения целей ,скрытых в ангарах и капонирах ,то сомнительно.
    И ещё. Те ракеты , которые дальнобойные высокоточные , американцы украинцам передавать не будут. Передача их и применение - это война с США.
    В таком случае наши нанесут удары по базам США в Европе ну и затем по США, пойдёт разрастание конфликта..Американцы об этом предупреждены на высшем уровне . А Путин , если сказал , то выполнит.
    Американцы его боятся в полном смысле этого слова . Они понимают , что если будет удар по Америке , то её больше не будет. И никто ей помогать не будет. А базы на территории разных аборигенов , те с удовольствием , ведь помощи от метрополии не будет , ликвидируют. Любви к США нет , только боязнь их ВС и финансовая зависимость. При разрушении США долги этих стран перед США обнуляются а ВС США разрушаются (финансирование прекращается).
  10. +3
    6 января 2023 11:43
    северный кавказ (северный кавказ), уважаемый, я уже на сайте отмечал в комментариях, что полк - 121 гвардейский Краснознамённый Севастопольский тбап один и тот же, только самолёты и люди разные в СССР и РФ. В ССССР на ТУ-22 летали с аэродрома Мачулищи, что чуть южнее Минска, если открыть карты Яндекс, то найдём улицы: Дружная, Приозёрная, Севастопольская, Авиаторов, что выросли на месте рулёжек, что были в форме пятиугольника. Вокруг этих рулёжек были насыпаны капониры, на которых деревья росли. Капониры смотрели в разные стороны. К самолёту могли в капонире подъехать автомобили. Да, сверху они были открыты, но хоть какая-то защита. Да, в капониры были спрятаны 1 и 2 АЭ, третья эскадрилья, ВКП и транспортные Ан-12 стояли на основной рулёжке, что идёт и сегодня в Мачулищах рядом с ВПП. Но ракетоносцы были рассредоточены и чуть-чуть, но укрыты. Полк ПВО на МиГ-23 имел 3 стоянки в разных концах ВПП. Две с южного торца полосы и сегодня на картах видны... В Энгельсе Ту-160 стоят, как солдаты на параде, почти крыло к крылу, их даже не растянули в разные стороны, похоже контрактникам и офицерам лениво проехать по аэродромы пару километров...Только СМИ звенят про опыт САР. Но там габионы песком засыпали быстро. В Энгельсе аэродром модернизировали несколько лет. Но даже из габионов укрытия для авиационной техники полка и автотехники базы не удосужились поставить. Про укрытия из железобетона и говорить не хочется, похоже, о них вопрос при реконструкции аэродрома и не ставился. Заменили только плиты и световое оборудование....Мы же воевать не готовимся, мы - пенсию ждём...
    1. +2
      9 января 2023 10:24
      Цитата: Тестов
      Только СМИ звенят про опыт САР. Но там габионы песком засыпали быстро.

      В том-то и дело, что не быстро. Первые капониры для авиатехники (бетон + габионы) появились в Хмеймиме только в начале 2018 года - после известного налёта БПЛА. В том же году начали строить крытые укрытия, засветившиеся на видео 2020 года.
      А до этого два с половиной года самолёты стояли на традиционных открытых стоянках "крылом к крылу". В зоне боевых действий.
  11. +3
    6 января 2023 14:12
    Вы посмотрите как меня минусили в статье о первом прилете в Энгельсе, где я "посмел" заикнуться об укрытии Ту 160 в ангарах!!! laughing
  12. +1
    6 января 2023 23:33
    Чтобы ничего не прилетало, нужен правовой документ РФ, определяющий СВО на Украине. Господа депутаты, сенаторы, президент РФ примите Закон, в котором пропишите, что территория Украины является неотъемлемой частью России. Закон очень многих остановит, потому что снабжение оружием и поддержка сепаратистов на Украине будет считаться необъявленной войной против России. Над всей этой "элита" довлеет страх отвечать за гос.переворот в 1990-годы в СССР.
  13. -3
    7 января 2023 00:21
    А дадут ли что укрытия? Современные бетонобойные боеприпасы пробьют перекрытия, усложнить обнаружение местонахождения укрытий тоже не вариант при наличие многочисленных спутников тем более обнаружить логистику(подъезды, склады и т.д)не составит труда, наверное всё же эшелонировать системы ПВО более правильно.
    1. +2
      7 января 2023 16:05
      Цитата: 1razvgod
      дадут ли что укрытия?

      Они сразу дадут защищенность техники от плохой погоды, то есть повысится ее долговечность, а при ценах на самолеты - оно того стоит. Авиатехники не будут мерзнуть и им будет легче работать, то есть более качественное обслуживание. В укрытии можно хранить погрузчики и тележки для подвоза боеприпасов, сделать топливопровод для заправки, и прочие коммуникации, которые под снегом долго не продержатся.
      Можно хранить какие-то контрольно-измерительные стенды вида "стойка на колесиках" для проверки систем самолета, что понизит аварийность, а сами стенды не таскать под дождем, и так далее.
      Можно скрытно от спутников перекрасить самолет, или еще что сделать в комфорте.
      1. 0
        9 января 2023 10:32
        Цитата: eule
        Они сразу дадут защищенность техники от плохой погоды, то есть повысится ее долговечность, а при ценах на самолеты - оно того стоит.

        Для этого не нужны арочные укрытия по типу старых 2А/13. Достаточно обычных ангаров.

        И да, эпоха защищённых укрытий прошла с появлением дешёвых УАБ со спутниковой коррекцией.
        Вот пример из 2011 года: три бомбардировщика B-2 Spirit из состава 509 бомбардировочного авиакрыла сбросили 45 2000-фунтовых управляемых бомб GBU-31 на аэродром Гардабия (Ghardabiya) неподалёку от Сирта, плюс по тому же аэродрому отработали "Томагавками".
        Результат - из 80 укрытий визуально целыми остались только 5. Серые "лепестки" на рулёжке - это вынесенные взрывами бронедвери укрытий.
  14. -1
    7 января 2023 21:19
    Противнику придётся тратить куда больше времени на разведку и использовать значительно больше СВН большой дальности, поскольку вместо выбранного в качестве цели стратегического бомбардировщика в ангаре вполне могут оказаться всего лишь снегоуборочные машины.

    Учитывая объем военного бюджета и спутниковую группировку - есть основания полагать что США вполне могут мониторить крупные военные объекты ,что называется ,24/7 . Задача эта не бог весть какая, учитывая то, что от момента приземления самолета до момента его завода в ангар проходит какой-то промежуток времени. Таким образом уже сейчас можно вести учёт того, что и где находится. Или начать вести подобный учёт загодя, за некий предподготовительный период перед операцией.
    В дальнейшем возможности такого рода разведки только возрастут , в том числе и за счет ИИ, который будет анализировать спутниковую "картинку" ,изменения на ней и перемещения техники куда-либо (особенно крупной). Эти данные при должном подходе к вопросу можно компилировать в весьма удобную форму,указывающую как на степень подготовки с сосредоточения сил противника ,так и на его намерения.

    Что касается "Энгельса" - я подозреваю что помимо того, что "все оказалось немного не так как нам годами лили в уши" , ещесущественным фактором является то, что у нас нет военного положения и в связи с этим нет объема полномочий у военных , дающих им право сбивать некие объекты "фантомы" ,не являющиеся самолетами ГА . На линии соприкосновения или вблизи таковой эти вопросы проработаны более-менее , но чем дальше -тем большая часть ПВО-ПРО будет пребывать в "мирняке" . Это значит что условные расчеты будут обладать какими-то правами лишь номинально ,а прочие вопросы и вовсе будут находиться на примерно "довоенном" уровне регулирования.
  15. 0
    8 января 2023 19:26
    Ещё хороший и довольно дешевый способ отвести удар от стратегов - наделать точных копий. "Беспокойной хозяйство": помните такой старый фильм про ложный аэродром во время войны.
  16. +1
    10 января 2023 14:01
    Я, конечно не лётчик, но полностью согласен с автором. Строительство укрытий логично и очевидно. Начало ВОВ может служить примером. Мы к сожалению, не хотим даже на своих ошибках учиться
  17. Комментарий был удален.
  18. +1
    12 января 2023 14:48
    А вот может кто-то сказать: что оказалось в России готово к войне? А то куда пальцем ни ткни - везде развал, разруха, косяки и воровство без ответственности. Нет, ну - реально... Вот ЧТО БЫЛО ГОТОВО? Хотя бы на 4+?
  19. -1
    28 января 2023 21:34
    Не неуязвимости, а бестолковости и вопиющей некомпетентности данных должностных лиц.,отвечающих за данный участок работы.Это из той же серии ,что муха или птица не пролетит через Крымский мост,убийство посреди России несчастной девушки Дугиной ,проведение бестолковой мобилизации и много много чего другого ,говорящего о том ,что многие чиновники в погонах раслабились при больших окладах и не фига ничего не хотят делать ,а ждут когда оно само собой рассосеться .Поверте не рассосеться ,украинцы и наши партнеры не дадут такому случиться Вопрос по повестки дня а куда смотрит наш главковерх когда ему докладывают всякую туфту или чиновники живут по принципу ,он нам доверяет.Плохой принцип,доверяй но и проверяй.Сколько уже таких деятелей крутящихся возле нашего президента отчалили в политическую даль.