Как в авиакатастрофе погибло почти всё командование Тихоокеанского флота СССР

109
Как в авиакатастрофе погибло почти всё командование Тихоокеанского флота СССР

Произошедшая 7 февраля 1981 года авиакатастрофа в Пушкине, в отличие от других происшествий подобного плана, вошла в историю далеко не из-за количества погибших, хотя их там было немало — все 44 пассажира и 6 членов экипажа. Значимость была несколько в другом плане: на борту самолёта находились не рядовые граждане, а почти всё высшее командование Тихоокеанского флота СССР. Тринадцать адмиралов, три генерала, одиннадцать капитанов первого ранга, а также ещё семнадцать человек — военных чинами пониже и гражданских. Все они стали жертвами трагедии, причиной которой, учитывая ранг пассажиров, могла быть диверсия. Но на деле всё оказалось иначе.

Высокопоставленная компания в самолёте


Сама по себе катастрофа на военном аэродроме Пушкин Ленинградской области довольно известна, хотя подробности по ней длительное время держались в секрете. Но для непосвящённого читателя нужно сделать небольшое отступление, чтобы стало понятно, почему тихоокеанцы в таком составе вообще оказались в Ленинграде за тысячи километров от родных пенатов.



Если коротко, то есть такое понятие как командно-штабные учения. От обычных учений, которые мы привыкли наблюдать в новостях, они отличаются тем, что никаких крупномасштабных манёвров войск на суше, море и в воздухе не производится. Это своеобразный экзамен для командования, в ходе которого на примере условных ситуаций проверяется степень взаимодействия высших командующих чинов, правильность принятия их решений и прочее. В общем, что называется, «настольные войнушки» для генералитета.

В начале февраля 1981 года как раз такие учения — для флотов СССР — и проводились в Ленинградской военно-морской академии под начальством командующего ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова.

Военно-морская академия в наши дни
Военно-морская академия в наши дни

На сбор прилетели все высшие флотские командующие. Исключением не был и Тихоокеанский флот. Его делегация, прибывшая 1 февраля, состояла из 39 человек:

Командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) адмирала Э. Н. Спиридонова
Начальника штаба ТОФ вице-адмирала Р. А. Голосова
Командующего 4-й флотилией подводных лодок вице-адмирала В. Г. Белашева
Начальника политического управления ТОФ вице-адмирала В. Д. Сабанеева
Командующего Приморской флотилией РС ТОФ вице-адмирала В. Ф. Тихонова
Начальника 3-го управления ВМФ войск Дальнего Востока контр-адмирала В. Х. Коновалова
Зам.командующего по боевой подготовке контр-адмирала В. Я. Корбана
Начальника разведки контр-адмирала Г. Ф. Леонова
Командира эскадры подводных лодок контр-адмирала В. П. Махлая
Зам.начальника штаба ТОФ контр-адмирала Ф. А. Митрофанова
Члена военсовета и начальника политотдела Сахалинской контр-адмирала В. А. Николаева
Зам.командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ контр-адмирала Р. И. Пирожкова
Начальника политотдела Приморской флотилии РС ТОФ контр-адмирала В. С. Постникова
Начальника отдела 10-й оперативной эскадры контр-адмирала Д. К. Чулкова
Командующего ВВС ТОФ генерал-лейтенанта Г. В. Павлова
Первого заместителя командующего ВВС ТОФ генерал-майора С. Г. Данилко
Начальника политотдела ВВС ТОФ генерал-майора В. В. Рыкова

Уже из одного только статуса должностей становится понятно, что собрался весь «тяжеловесный состав» тихоокеанцев.

Помимо верхов, присутствовали одиннадцать капитанов первого, второго и третьего ранга, а также двенадцать военных других чинов, включая даже мичмана и старшего матроса.

Также было и шесть гражданских лиц, которые, понятное дело, к учениям не привлекались. Среди них: жена командующего Тихоокеанским флотом В. П. Спиридонова, супруга первого секретаря Приморского крайисполкома, машинистка оперативного управления штаба ТОФ, дочь начальника связи флота, сын и супруга начальника снабжения Приморского крайисполкома.

Последние, за исключением машинистки, прибыли в Ленинград по вполне ясным причинам — вторая столица СССР, возможность «посмотреть мир», прикупить дефицитных товаров и прочее.

Катастрофа


Учения, по результатам которых тихоокеанцы были признаны лучшими и получили личную благодарность от командующего ВМФ Горшкова, продлились менее недели. Поэтому уже 7 февраля был запланирован обратный рейс Пушкин — Владивосток. При этом начальник штаба Голосов возвращаться вместе со всеми отказался, поскольку решил отправиться вместе с командованием Северного флота в Мурманск, где у него жили многочисленные родственники.

Лететь предстояло на Ту-104. Естественно, самолёт принадлежал не «Аэрофлоту», а 25-й Морской ракетоносной авиационной дивизии имени Героя СССР Острякова, входившей в состав Тихоокеанского флота. Его экипаж состоял из шести человек под командованием 51-летнего подполковника А. Инюшина — крайне опытного пилота, налетавшего за свою карьеру 8150 лётных часов, из которых 5730 часов на Ту-104.

И, как говорится, ничего не предвещало беды. «Тушка» — самолёт хоть очень капризный и проблемный, но экипаж был достаточно квалифицированный, да и погода, несмотря на снегопад, была вполне нормальной. В общем, с виду даже не было и намёка на приближающуюся катастрофу.

Около 16:00, когда багаж уже был погружен и все пассажиры расселись по своим местам, командир воздушного судна Инюшин вывел самолёт на взлётно-посадочную полосу и, после получения разрешения на взлёт, приступил к стандартной процедуре набора скорости. Однако вскоре события стали развиваться совершенно непредсказуемым образом.

Ещё толком не разогнавшись, Ту-104 резко оторвался от земли и начал выходить на закритические углы атаки или, попросту говоря, стал слишком сильно задирать носовую часть вверх. Можно было подумать, что пилоты решили пощеголять своим мастерством перед находившимися на аэродроме военными, но такой манёвр на Ту-104, да ещё и на малой скорости, мог сделать только самоубийца. В таком режиме полёта даже самый сбалансированный и устойчивый самолёт быстро перейдёт в сваливание, не говоря уж про «Тушку». Это и произошло.

Схематическое изображение взлёта и последующего падения Ту-104
Схематическое изображение взлёта и последующего падения Ту-104

Очевидцы, находившиеся в тот момент на аэродроме, описали происходящее как зависший в небе крест, поскольку воздушное судно, достигнув высоты около 50 метров, приняло практически вертикальное положение в воздухе, а затем начало крениться на правое крыло. Ситуацию усугублял довольно сильный встречно-боковой ветер, который только способствовал крену.

Ну а дальше был предсказуемый конец. Ту-104 начал стремительно падать и, перевернувшись, рухнул плашмя на землю в нескольких десятках метров от взлётно-посадочной полосы и тут же загорелся.

Фотографии погибших в авиакатастрофе
Фотографии погибших в авиакатастрофе

Пожар от тонн разлившегося топлива долго не давал подойти к обломкам и помочь пострадавшим. Впрочем, скорее всего, спасать там было уже некого — сила удара о землю была слишком велика. На месте погибли 43 пассажира и все шесть членов экипажа. Ещё один пассажир скончался по дороге в больницу. Им был старший лейтенант Валентин Зубарев. В момент столкновения он находился рядом с пилотами и его буквально выбросило через остекление носовой кабины штурмана. Таким образом, не выжил никто.

Диверсия?


Сказать, что катастрофа вызвала шок в военном и политическом руководстве Советского Союза — это ничего не сказать. И действительно, даже за годы Второй мировой войны СССР потерял десять адмиралов, из которых только четверо погибли непосредственно в боевых условиях. А тут в буквальном смысле за секунду сразу тринадцать адмиралов и три генерала — почти всё высшее руководство Тихоокеанского флота и его ВВС за исключением начальника штаба Голосова, который решил лететь другим рейсом.

На дворе Холодная война, наиболее боеспособный советский флот обезглавлен — эти вводные данные быстро привели к первоначальному выводу о спланированной диверсии. Тихоокеанцев даже привели в состояние полной боевой готовности на случай вторжения сил НАТО. Но постепенно версия стала рассыпаться.

Экипаж самолёта состоял из полностью проверенных людей — ни одного гражданского, все военные из штата флота. Да и на военный аэродром Пушкин, который сам по себе охранялся достаточно сильно, а в дни пребывания высших чинов — особенно сильно, посторонние попасть не могли. Не говоря уж про разного рода вымыслы, а такие периодически всплывают, будто диверсант спрятался в салоне самолёта.

Рудольф Александрович Голосов - единственный из команды тихоокеанцев, отказавшийся лететь злополучным рейсом
Рудольф Александрович Голосов — единственный из команды тихоокеанцев, отказавшийся лететь злополучным рейсом

Хотя нужно отметить, что тень подозрения всё-таки падала на начальника штаба Рудольфа Голосова, дескать, ему гибель командующего флотом была даже выгодна, поскольку он мог занять его место. Да и поведение его по началу выглядело странным: взял и отказался лететь вместе с остальными. Но впоследствии его алиби подтвердилось — на севере у него действительно жили многочисленные родственники и даже дочь, к которым он, пользуясь случаем, и отправился.

В конце концов вариант совершения диверсии на Ту-104 окончательно отмели.

Простая банальщина


Также существовала версия об ошибках в пилотировании самолёта. Да, командиром воздушного судна был действительно очень опытный пилот с огромным стажем. Но Ту-104 — машина уж очень непростая и проблемная. Не зря он держал пальму первенства среди советских самолётов по соотношению аварийности к количеству выпущенных единиц, и безопасность полёта на нём практически полностью зависела от профессионализма пилотов. Тут и самый матёрый лётчик может ошибиться или потерять контроль над ситуацией.

К тому же выяснилось, что 25-я ракетоносная авиационная дивизия, в штате которой числился и экипаж, и самолёт, была, как сейчас принято говорить, придворным боевым соединением. Проверки личного состава её подразделений были нечастыми и порой носили чисто формальный характер.

Но погубили лайнер и всех находившихся на его борту людей не пилоты. Более того, из воспоминаний Р. Голосова известно, что бортовые самописцы зафиксировали: в момент отрыва от земли экипаж даже не прикасался к штурвалу.

Виной всему стал груз, который высокие начальники решили увезти с собой из Ленинграда.

В ту пору в стране царил тотальный дефицит продовольственных и непродовольственных товаров. От голода, конечно, никто не умирал, но достать что-то, что к предметам базовых потребностей не относилось, было крайне сложно. Особенно если речь шла о крупных и значительных покупках.

Несмотря на то, что адмиралы и чины рангом пониже всё-таки обладали некоторым и весьма значительным блатом в этом деле, сам по себе Дальний Восток снабжался не особо-то хорошо. Поэтому перелёт в Ленинград был удобной оказией для того, чтобы купить и привезти домой что-то дефицитное. Это и сыграло злую шутку.


В обратный рейс «адмиральский» Ту-104 был напичкан багажом фактически под завязку. В багажное отделение, согласно некоторым источникам, погрузили несколько мебельных гарнитуров, два или три рулона типографской бумаги для нужд флота весом по полтонны каждый, телевизоры, а также множество более мелких вещей, включая даже ящики с апельсинами.

Самолёт оказался сильно перегружен, и тут напрашивается вопрос: как экипаж вообще мог допустить такую ситуацию? Ответ весьма прост и кроется в больших погонах. Это в гражданской авиации пилоты — главные на борту. А вот адмиралы и генералы в качестве пассажиров в лучшем случае на все просьбы экипажа могут промолчать, а в худшем... В общем, можно даже и не говорить. Никакой командир им, пусть и подполковник, не указ. Не всегда и не везде, но бывало, да и сейчас бывает.

Это подтверждал и сам командир Ту-104 подполковник Инюшин, задолго до катастрофы писавший жалобы о том, что его самолёт постоянно летал с большим перегрузом, перевозя крупную мебель, холодильники, стиральные машины и прочее.

Сам по себе перегруз, конечно, может стать причиной авиакатастрофы, но к событиям 7 февраля 1981 года привели ещё два фактора: немалую часть тяжёлого багажа разместили в хвостовой части самолёта, тем самым сместив его центр тяжести, а также не озаботились надёжным креплением остальных грузов.

Поэтому, по одной из наиболее приближенных к реальности версий, когда самолёт начал разбег по взлётно-посадочной полосе, рулоны типографской бумаги весом по полтонны каждый, находившиеся ближе к центру, сорвались с мест и перекатились в хвостовую часть, чем создали ещё больший дисбаланс. В результате Ту-104, ещё толком не разогнавшись, оторвался от земли и стал неконтролируемо выходить на закритические углы атаки и, взмыв в небо, рухнул вниз. В такой ситуации от пилотов уже ничего не зависело — никакие их действия не смогли бы предотвратить катастрофу.

Последствия


Трагедия в Пушкине явилась действительно страшным ударом как для Министерства обороны СССР в целом, так и для Тихоокеанского флота в частности. Гибель такого количества адмиралов и генералов стала своеобразным мрачным рекордом, из которого нужно было сделать правильные выводы. И они были сделаны, хоть и не все из них поддавались логике.

Так, например, МО СССР окончательно отказались от использования Ту-104 — самого аварийного по соотношению количества инцидентов к количеству выпущенных единиц самолёта. Даже «Аэрофлот», со всеми тормозами бюрократии и финансирования, отошёл от эксплуатации этих машин почти за два года до этих событий.

Также были изданы указы, которые запрещали высокопоставленным командующим летать вместе со своими заместителями и обязывали этих пассажиров неукоснительно подчиняться требованиям экипажей самолётов, невзирая на чины и звания. Помимо этого, введены правила, регламентирующие взвешивание и крепление багажа. Вопрос только в том, соблюдалось ли всё это на практике.

Только вот с поиском виновных переборщили. В принципе понятно, что причина этой катастрофы не в технике и не в ошибках экипажа. Это цепь событий, которые в совокупности и привели к тому, что случилось. Но найти крайнего, как это у нас принято, было нужно. Им сделали полковника А. Яковлева из управления 25-й ракетоносной авиационной дивизии, которой принадлежал разбившийся Ту-104. Посадить, конечно, не посадили, но с должности сняли.

Памятник погибшим в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года на Серафимовском кладбище Петербурга
Памятник погибшим в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года на Серафимовском кладбище Петербурга

Ну и, конечно, вся информация об авиакатастрофе была полностью засекречена. Всё, что было доступно из информации широкой общественности — это небольшая заметка на предпоследней странице одного из номеров газеты «Красная Звезда». Даже с родственников, которые приехали на похороны в Ленинград (там большинство погибших и похоронено), брали обязательство ни в коем случае не рассказывать никому, зачем и куда они едут. В общем, типичная практика замалчивания, которая не даёт возможности сделать выводы из случившегося, дабы такие истории больше не повторялись.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    8 января 2023 04:31
    Людей и самолет жалко. Смотря на события почти полувековой давности, могу констатировать только одно - сомневаюсь, что в современной армии, что-то поменялось. Только сегодня «дефицитный» товар летит не из Питера, а из Владика.
    Избежать подобных трагедий возможно поможет только одно решение - пользуйтесь услугами Аэрофлота. laughing
    1. +4
      8 января 2023 05:24
      события почти полувековой давности
      Дружище, "урежь осетра"!
    2. +4
      8 января 2023 12:49
      Если честно-я и самолёты НИ НИ, но если приспичит, только Аэрофлот и зарубежные самолёты. В Союзе доверял/летал только на ИЛ 86, крутая и безопасная была машина, теперь своих таких нет
      1. +7
        8 января 2023 16:49
        Летом 1969-го, будучи малышом-второклассником, летал на Ту-104 из Симферополя в Москву, впечатления по шуму были незабываемые, тем более наши места были как раз рядом с выхлопным трактом двигателя, плюс вибрация вполне ощутимая, короче - мрак... Причём сравнивая по более поздним полётам, ни Ту-134 ни Ту-154 и близко не равнялись Ил-86...
        А что до перегруза и "давления погон", то достаточно вспомнить вполне недавний случай с гибелью всего состава ансамбля имени Александрова... и ЕМНИП - опять был Ту...
        1. +2
          9 января 2023 21:22
          вполне недавний случай с гибелью всего состава ансамбля имени Александрова...

          Через 50 лет рассекретят и эту катастрофу и окажется, что она очень похожа на катастрофу с тихоокеанцами, но у нас принято замолчать, не пущать, и снова наступить на грабли. Трагедия в Макеевке из этой же категории.
    3. +2
      8 января 2023 21:50
      hi Влад, я не намереваюсь обсуждать сплетни, пусть гибельные (сочувствую близким погибших). То, что описано вполне могло быть. Но даже по прошествии многих лет. Никогда бы не стал играть на гибели людей - это аморально. и ... Э... я не поляк скорбящий по погибшему от всеобщего польского разгильдяйства, а то и злогого умысла (свободы, демократии et cetera) польскому президенту... Но встретившившись случайно на "тойтом" свете скажу. Ты не прав, бро, Лех Качиньский с семьей и окружением, это не ты должен быть потеряшечкой среди летимших на церьмонью, а твой хитро (жо..)премудрый фрателло, обыгравший эту человеческую трагедию....
    4. 0
      15 января 2023 22:17
      Цитата: Коте пане Коханка
      Избежать подобных трагедий возможно поможет только одно решение - пользуйтесь услугами Аэрофлота

      В ситуации когда западные компании отказались обслуживать и поставлять запчасти становится боязно.Кроме того возможна блокировка программного обеспечения.Вот Бош взял и отключил все ПО на станциях техобслуживания.Остались только те ,кто не обновился.
  2. +15
    8 января 2023 04:50
    Не только рулоны бумаги. Плюс размещение пассажиров. В носовой части несколько человек командование, остальных загнали в хвост. Одно это нарушило центровку не самого большого самолета.
  3. +16
    8 января 2023 04:57
    Ну и, конечно, вся информация об авиакатастрофе была полностью засекречена. Всё, что было доступно из — это небольшая заметка одного из номеров газеты «Красная Звезда»

    Ничего себе засекретили, что даже «Красная Звезда» опубликовала.
    П. С. Будучи курсантом, проходили в 1983 году стажировку на одном из аэродромов на Дальнем Востоке, так там даже бабки, торгующие зеленью на улицах про это говорили... wink
  4. +4
    8 января 2023 05:06
    Автору спасибо за то, что про апельсины не рассказал.
    Но вот что непонятно.
    Допустим, экипаж знал о перегрузе. Тогда тем более. Почему груз не был закреплен намертво? Хотите сказать, что правил крепления груза тогда не существовало? Сомневаюсь.
    И просто любопытно - неужели нельзя было прекратить взлет? Почему?
    1. +14
      8 января 2023 06:44
      Цитата: Просто гость
      неужели нельзя было прекратить взлет? Почему?

      Из-за сильного перегруза и нарушенной центровки,на взлете,самолет сев на хвост,сам оторвался от земли,скорость отрыва сильно отличалась от допустимой.По всем законам аэродинамики - падение самолета.
    2. -6
      8 января 2023 06:59
      Цитата: Просто гость
      Допустим, экипаж знал о перегруз

      Да не было никакого перегруза! Командир корабля еще допустит загрузить несколько "левых" ящиков апельсин, коробок конфет, какой-нибудь японской аппаратуры или отвезти жену на курорт, это нормальная практика тех лет, но никогда не допустит такой сумасшедшей перегрузки! Пусть даже в салоне будут сидеть все маршалы и адмиралы во главе с самим министром обороны...
      1. +15
        8 января 2023 07:19
        Цитата: Luminman
        Пусть даже в салоне будут сидеть все маршалы и адмиралы во главе с самим министром обороны
        После чего в тот же день перестанет быть командиром.
        1. -11
          8 января 2023 08:18
          Цитата: Dart2027
          После чего в тот же день перестанет быть командиром.

          Это вы в какой-то либерастической газете прочитали? wink
          1. +5
            8 января 2023 15:36
            Цитата: Luminman
            в какой-то либерастической газете прочитали

            Нет, просто в реальной жизни адмиралы, генералы и министры очень не любят когда с ними спорят. Бывают, конечно, курьезы, но редко.
          2. +6
            8 января 2023 15:53
            либерастической газете


            Опять обострение? Эти-то здесь причём? belay
            1. -2
              8 января 2023 17:29
              Цитата: Морской Кот
              Эти-то здесь причём

              А кто испытывает оргазм от даже самых малых неудач нашей страны?
              1. +2
                8 января 2023 23:38
                По поводу всевозможных оргазмов Вы здесь главный и, судя по плюсам, не единственный специалист. laughing
          3. 0
            15 января 2023 22:26
            Цитата: Luminman
            Это вы в какой-то либерастической газете прочитали?

            Это повторяется много раз.Тот же Кочинский приказал пилотам лететь невзирая на плохие погодные условия.Самолеты падали и будут падать.А вот не так давно разбился Ту-154Б-2 с Академическим ансамблем песни и пляски Российской Армии.2016г.В ноябре 2019 года расследование причин катастрофы было завершено, но его итоги были засекречены.По информации международных СМИ, за период с 1994 по 2016 годы произошло 17 авиакатастроф с участием самолётов Ту-154 (большинство из них по причине человеческого фактора), в них погибли 1760 человек.
        2. +4
          8 января 2023 10:50
          "После чего в тот же день перестанет быть командиром."
          И сам останется жив и жизнь другим сохранит
          1. +5
            8 января 2023 15:37
            Цитата: VicVic
            сам останется жив и жизнь другим сохранит

            Сам да, а вот другие все равно свернут себе шеи чуть позже.
        3. Комментарий был удален.
      2. +7
        8 января 2023 17:46
        Цитата: Luminman
        Да не было никакого перегруза! Командир корабля еще допустит загрузить несколько "левых" ящиков апельсин, коробок конфет, какой-нибудь японской аппаратуры или отвезти жену на курорт, это нормальная практика тех лет, но никогда не допустит такой сумасшедшей перегрузки!

        На Ми 8 везли гарнитур, мягкий уголок и 200 кг клубники из Пензы в 1995.Мебель комполка, клубнику- комэски заказали.Борт был впритык забит тарой..
  5. +23
    8 января 2023 05:13
    Цитата: Просто гость
    просто любопытно - неужели нельзя было прекратить взлет? Почему?

    Такой же вопрос можно было задасть экипажу польского самолета разбившегося в Смоленске... когда пьянное вдрызг руководство Польши решило порулить самолетом игнорируя возражения летчиков... победила глупость пассажиров.
    1. +6
      8 января 2023 12:59
      Вот кого кого, а этих утырков не жалко, жалко родную смоленскую берёзу!
    2. +3
      9 января 2023 10:41
      Причём в 2008 году КВС Grzegorz Pietruczuk решился оспорить высочайшее мнение Качиньского и не посадил президентский борт в Тбилиси. После чего, несмотря на то, что его действия были признаны полностью соответствующими ситуации, он всё равно был отстранён от полётов особой важности.
    3. 0
      10 января 2023 18:30
      Не только им...К примеру, экипажу вертолёта,на котором погиб генерал -лейтенант А.Лебедь...Вообще,генералы, которые не были никогда лётчикам или вообще не из авиации, думают, что Правила полётов, это книжка туалетной бумаги...
  6. -4
    8 января 2023 05:18
    Автор, объясните мне пожалуйста, каким образом засекречивание (а было ли засекречивание) гибели командования ТОФ понизит безопасность полётов? Каким образом, выводы, сделанные дядей Васей, при просматривание утренней прессы, в которой упомянут трагедию, повысят общий уровень безопасности полето в Гражданской авиации? Или вы может по наивности своей решили, что подобные ошибки не разбираются в летных училищах при обучении летчиков? Или может вы думаете, что центровщики ВС не понимают как надо грузить багажники самолёта, чтобы он не свалился при взлете? У вас отсутствует причинно-слежственная связь в ваших выводах и формальная логика. Рассекречивание катастрофы для обывателей вообще никак не повлияет на безопасность полётов, потому как обыватели никак не повлияют на ситуацию. Да они и не компетентны в 99%.
    1. +7
      8 января 2023 05:33
      Автор, объясните мне пожалуйста, каким образом засекречивание (а было ли засекречивание) гибели командования ТОФ понизит безопасность полётов?

      Повысит безопасность полётов не известность среди читателей газет и прочих обывателей. Вопрос во взаимодействии министерств и прочего. Одно не знало, что творится в другом.

      Нет, безусловно, вы можете сказать, что все министерства о всех катастрофах в режиме онлайн извещались. Я скажу обратное smile
      1. +2
        8 января 2023 07:11
        Министерствам не нужно знать, что творится на конкретном рейсе. На конкретном рейсе Командир ВС сам решил свою судьбу и судьбу пассажиров, взяв на себя ответственность взлетать с перегрузом. Возможны ещё варианты: 1) когда актуальную информацию о массе загрузки багажа и груза и их распределение по багажникам экипажу тупо не донесли. И они центровались исходя из неверной информации. А это пахнет уголовным делом. Я так понял из статьи уголовных дел не заводили. Значит актуальную информацию о загрузке КВСу передали.
        2) При взлете какой то тяжеловесный груз оторвался от пола и полетел в хвост от центроплана, тем самым резко создав момент на хвосте и в купе со стабилизаторами на взлете вывел ВС на запредельный угол. Тут вопросы к тому, кто швартовал груз и к надёжности крепежа. Уголовных дел заведено не было. Замяли? Или не было доказательств? Возможно.
      2. +5
        9 января 2023 01:52
        Цитата: Эдуард Перов
        Вопрос во взаимодействии министерств и прочего. Одно не знало, что творится в другом.

        Это правда, как она есть. Совершенно случайно услышал сообщение по радио "Маяк" 26 апреля 1986 года - горит атомная электростанция вблизи города Припять. И все... Больше никаких "телодвижений". Сорвался из отпуска в часть под Кузнецк... А в Пензе - тишина - все к Первомаю готовятся...
        Нормально испугался только когда доложил о прибытии ротному... Он спросил - как отдохнул - сказал... Он не поверил! И это где?! - Я на "перископе" служил... Во была секретность-то....Либо никто ничего не знает (сомневаюсь)... Или молчали как рыбки.... А радио продолжало спокойно отвечать на заявки радиослушателей...
    2. +1
      8 января 2023 05:36
      Цитата: cast iron
      Рассекречивание катастрофы для обывателей вообще никак не повлияет на безопасность полётов, потому как обыватели никак не повлияют на ситуацию. Да они и не компетентны в 99%.

      Но безопасность данного рейса все равно была нарушена не смотря на массу нормативных документов и требований безопасности... парадокс.
      1. +1
        8 января 2023 06:57
        Нет никакого парадокса. В огороде бузина, а в Киеве дядька. Ещё раз, рассекречивание трагедии для обывателей не несёт никакого смысла в плане улучшения безопасности полетов. Среди профессионалов и людей в теме информация о причинах инциденты была доведена 100%.
    3. -4
      8 января 2023 06:45
      Цитата: cast iron
      Автор, объясните мне пожалуйста, каким образом засекречивание (а было ли засекречивание) гибели командования ТОФ понизит безопасность полётов?

      Я хоть и не автор, но попытаюсь объяснить. Обнародование истинной причины катастрофы не даст вероятному противнику узнать, что же на самом деле происходит в советской авиации и правильно оценить недоработки и слабые места в конструкции самолета. И исходя из этого, уверен, что вся темка с перегрузкой самолета - полная чушь...

      П. С. А автору большое спасибо за такую забытую тему...
    4. +1
      8 января 2023 15:20
      Вы задаете вопросы человеку, который просто взял статейку из Википедии и чуток ее переработал. В итоге получил гонорар и тему закрыл.
  7. 0
    8 января 2023 05:20
    В ту пору в стране царил тотальный дефицит продовольственных и непродовольственных товаров. От голода, конечно, никто не умирал, но достать что-то, что к предметам базовых потребностей не относилось, было крайне сложно.

    С голода не умирали? Серьёзно.
    Какие предметы базовой потребности отсутствовали в магазине в 1981 г.? Хлеб?
    Зачем писать такое? Какой тотальный дефицит? Трех рулонов типографской бумаги по полтонны? Её съесть решили?
    Сколько загрузили гарнитуров, что они дали перевес?
    Грузоподъемность Ту-104: 12000 кг. Рулонов было на 4500 кг. Людей приблизительно на 3540 кг. Еще гарнитуров на 5000 кг. нагрузили?
    СМ.: https://topwar.ru/100728-60-let-nazad-sovershil-pervyy-regulyarnyy-reys-sovetskiy-passazhirskiy-layner-tu-104.html
    1. +11
      8 января 2023 05:33
      Если рулоны по какой то причине сорвались с мест швартовки и покатились в хвост во время отрыва ВС от полосы, то самолёту - кранты.
      1. 0
        9 января 2023 15:44
        Более того, по National Geografic, в передаче "Расследование авиакатастроф", рассматривали похожий случай, только там плохо закрепленный хаммер угробил 747 боинг. Вывод был однозначный: резкое перемещение тяжелого груза в хвост не оставляет шансов на выживание самолету.
    2. +3
      8 января 2023 05:34
      Трех рулонов типографской бумаги по полтонны? ...... Рулонов было на 4500 кг.
      Мое почтение, Эдуард!
      В Вашем комментарии цифры "не бьются".
      1. +6
        8 января 2023 05:50
        Трех рулонов типографской бумаги по полтонны? ...... Рулонов было на 4500 кг

        Я такого комментария не писал. Если есть источник с именем и фамилией, который указывает аж на почти 5 тонн бумаги - напишите. Я поправлю текст статьи.
        1. +1
          8 января 2023 06:07
          Мой комментарий был адресован не Вам, Автор. Следите за "стрелочками" в левом верхнем углу сообщения.
          1. +7
            8 января 2023 06:13
            Мой комментарий был адресован не Вам, Автор. Следите за "стрелочками" в левом верхнем углу сообщения.

            Конструкция сайта такова, что с мобильного телефона все эти стрелки выстроены в единый ряд, так что понять ничего невозможно. Да и ваши "моё почтение" вместе с "цифры не бьются" без цитат каждого из адресатов ясности не добавляют. Так что спутать без проблем можно.

            А насчёт того, что рулоны весили больше: вопрос открыт. Если у кого-то есть такие данные, то прошу озвучить. Уже ко всем обращение.
          2. +6
            8 января 2023 06:48
            Мой комментарий был адресован не Вам, Автор. Следите за "стрелочками" в левом верхнем углу сообщения

            Стоп, прошу прощения. Вы к другому Эдуарду обращались. Принял на свой счёт.
      2. 0
        8 января 2023 06:44
        Антон,
        доброе утро.Спасибо за замечание.
        Тогда тем более, что там нагрузили на 8000 кг. лишнего, если все рулоны 1500 кг.? Гарнитуров, телевизоров, сковородок или холодильников? Это кому командование везло все это барахло? У них к этому времени ничего не было, пустые квартиры.
        Ту-104 гражданский самолет, что от чего могло отцепится и переместиться? Из хвоста в нос или наоборот?Модель старая, возможно в этом причина?
    3. +10
      8 января 2023 05:38
      С голода не умирали? Серьёзно.
      Какие предметы базовой потребности отсутствовали в магазине в 1981 г.? Хлеб?

      Вы хоть сами читаете то, что цитируете? Процитировали мои слова о том, что дефицита в базовых потребностях не было, и тут же спрашиваете, каких базовых вещей не было.

      Мебельные гарнитуры, телевизоры и прочее - не самый полный список дефицита, который возил тот ту104. Там сам командир ныне покойный жаловался не раз. Не хлеб возили же? winked
    4. +12
      8 января 2023 06:14
      Присоединяюсь к недоумению, и напомню что ВСЕ вояки ВСЕХ стран тащут к себе в гнёздышко всякое военным транспортом, невзирая на "тотальный дефицит" или "экономическое благоденствие".
      1. +2
        8 января 2023 06:17
        Присоединяюсь к недоумению, и напомню что ВСЕ вояки ВСЕХ стран тащут к себе в гнёздышко всякое военным транспортом...

        Доброе утро, именно так recourse
      2. +3
        8 января 2023 06:39
        Цитата: Владимир_2У
        ВСЕ вояки ВСЕХ стран тащут к себе в гнёздышко всякое военным транспортом

        А как тащили из Германии! Как тащили! Не было ни таможни, ни ограничений на количество ввозимых товаров. Грузи в самолет все что хочешь и вези...
        1. 0
          10 января 2023 18:34
          И везли, ещё как везли, всё, что можно везли... Приходит борт из Германии,а из него колонна легковушек...
      3. +6
        8 января 2023 13:23
        В 1989 году сопровождал груз из Семипалатинска в Безречную, тогда Бурятской республики, на аэродром ПВО. Экипаж в Новосибирске загрузился пепси-колой. В Безречной всё продали. А из Безречной загрузились компотами, сгущенкой и кофе. Как они рассказывали, то до этого летали в Ташкент и перевезли в Новосибирск автопокрышки для легковых автомобилей. Каждый из экипажа получил по 4 покрышки. Это было обычное дело в транспортной авиации ВВС
      4. 0
        10 января 2023 22:20
        «тащут к себе в гнёздышко всякое военным транспортом» - истинно так! ПВОшники, по рассказам отца, из Красноводска в среднюю полосу транспортником на потеху детишкам ишака захватили, я лично будучи студентом на военном Ан-12 зайцем из Москвы в Забайкалье летал…, назад, правда, пришлось Аэрофлотом.
    5. 0
      15 января 2023 22:39
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Грузоподъемность Ту-104: 12000 кг

      Простите,но вики другие данные:
      масса пустого-42800 кг
      масса топлива-26500 кг те в сумме-69000 или я туплю?
      Максимальная взлётная-74500 кг. те на груз остается 5500 кг.
  8. +6
    8 января 2023 06:53
    В 90-е бардачные эта проблема тоже встала в полный рост. Тогда разбился АН-22 с перегрузом в 20 тонн. Забит был всякой неучтенкой, запихивали барахло даже на грузовой люк, после его закрытия. Ну и у экипажа не совсем хватило квалификации для пилотирования перегруженного самолета. Делали они все правильно, но если бы не было этих 20 тонн.
    1. +4
      8 января 2023 15:37
      Тогда разбился АН-22 с перегрузом в 20 тонн. Забит был всякой неучтенкой, запихивали барахло даже на грузовой люк, после его закрытия.
      В начале нулевых в нашей конторе была сделана система, определяющая по данным тензодатчиков непосредственно на аэродроме загрузку ЛА и его центр масс. Но в серию, да и вообще даже в опытную эксплуатацию систему не приняли - слишком много оказалось противников.
  9. +7
    8 января 2023 06:57
    Несмотря на то, что адмиралы и чины рангом пониже всё-таки обладали некоторым и весьма значительным блатом в этом деле, сам по себе Дальний Восток снабжался не особо-то хорошо. Поэтому перелёт в Ленинград был удобной оказией для того, чтобы купить и привезти домой что-то дефицитное. Это и сыграло злую шутку.

    Нам зачитывали приказ о происшедшем.
    * * *
    Да...Что было - то было. Видел, как отправляли багажи проверяющих. Как с севера Мурманской области влетали военные самолёты с «верхушками» комиссий, инспекций, «кругом ограниченных офицеров» и хвостами, балыками, палтусами, чаем и кофе, корзинами брусники и прочей снеди. Остальные ехали домой поездом...
    * * *
    Воспоминания весьма неприятные. Даже горестные. Это близился закат советской эпохи.
  10. -2
    8 января 2023 07:04
    Пушкин не Ленинградская область, а вполне себе район города, на тот момент Ленинграда.
    1. +6
      8 января 2023 08:25
      Пушкин - это Ленинградская обл, находится на расстоянии 25 км от СПБ. Раньше часто там бывал.
      По поводу дефицита - для офицеров такого ранга дефицита уже не было. Многие товары были дешевле и не считались дефицитом, красная икра например.Цитрусовые на каждом углу продавались, а если учитывать уровень зарплат... Из воспоминаний офицера КТОФ.

      На фото: командующий КТОФ адмирал Э Н Спиридонов и вице адмирал Д Сабанеев за полгода до гибели. 08-80 г.
      1. +1
        9 января 2023 10:55
        Цитата: Ватервейс 672
        Пушкин - это Ленинградская обл, находится на расстоянии 25 км от СПБ.

        Город Пушкин, тогда называвшийся Детское Село, был передан в подчинение Ленсовета ещё в 1936 году. Кстати, в том же году Ленсовету передали и Петергоф. В 1953 г. к ним присоединился Павловск. А вот Гатчина так и осталась областным городом.
        Так что не всё, что расположено за знаками "Ленинград", являлось областью. В составе Ленинграда (и Санкт-Петербурга) были и есть города и районы, территориально вроде бы относящиеся к области, а административно - нет. Что поделать - особенности города, являющегося отдельным субъектом федерации.
  11. -1
    8 января 2023 07:19
    Взять инфу из википедии, чуть-чуть ее испортить, чуть-чуть добавить антисоветчины и вот, ву-а ля, статейка для ВО. Удручает подобное, однако...
  12. +1
    8 января 2023 07:31
    Ёлы-палы ! А мне приходилось летать на Ту-104 ...! Если б знал про его "тех.капризность" ! Хотя ...тогда с авиацией было.как с газетами !
    1. +4
      8 января 2023 16:33
      Ту-104 – самый лучший самолет
      Ту-104 на посадку не идет
      (на мотив похоронного марша, из народного творчества)


      К сожалению, Ту-104 стал известен еще и другим – крайне низкой надежностью. В авиакатастрофах было потеряно 18% всех выпущенных самолетов, то есть, почти каждый пятый не долетал до места посадки. Всего погибло 1137 человек. Этот печальный рекорд превысил лишь Ил-18, но с учетом налета первое место держит все же Ту-104.




      Володя, привет! drinks
  13. -1
    8 января 2023 07:32
    Нам так и объяснили, почему упал военный самолёт в Сочи в 2016, тоже перегруз?ничего не меняется
  14. +1
    8 января 2023 08:01
    Как в авиакатастрофе погибло почти всё командование Тихоокеанского флота СССР
    Последствия дефицита..
  15. -1
    8 января 2023 08:19
    не стоило бы сейчас людей обманывать , что 1981 году по всему СССР был тотальный дефицит . Как тут
    в статье пишут . Возможно , на Дальнем Востоке ,да . Но была тотальная мода , если хоть чего ни будь
    не привезёшь из Москвы или Ленинграда , то зачем туда вообще ездил! Будут смотреть как на последнего неудачника. Вы представляете реакцию жён , тёщ и всех остальных в гарнизоне , если прибыть из Ленинграда только с документами в портфелях....
  16. +2
    8 января 2023 09:26
    Перегруз "борта". Командиру было приказано(на словах) закрыть глаза на нарушение- печальный итог.
  17. +7
    8 января 2023 09:48
    В юности я жила в Абхазии.
    В доме всегда по вечерам собирались военные (отец военный, дом -- свой, своё вино, чача). В тот раз, уже на другой день после катастрофы, приехали даже пилоты с аэродрома, расположенного по соседству. Поминали погибших, обсуждали ситуацию. И говорили о перегрузе, о рулонах типографской бумаги, о мебельных гарнитурах. Об этом говорили, помнится, уже тогда люди на улицах -- Абхазия всегда знала всё раньше других, ибо был "вход" в ЦК КПСС, знала подробности катастрофы и воспринимала их как ослабление центральной власти...
    Помню, как матушка моя особо негодовала насчёт "тряпичной" составляющей груза. А военные говорили именно о капризности, малой надежности самолётов Туполева...

    Прошли долгие десятилетия...
    И что я знаю сейчас? А знаю я, что ещё в советское время с нашей авиацией произошло ровно то, что и с микроэлектроникой. А именно: активное подавление конкурентов. Из нескольких КБ обязательно находилось одно, которое оказывалось шустрее других и начнало давить остальных, создавая тепличные, неконкурентные условия для себя. В результате ослаблялась требовательность Генерального конструктора к себе, к деятельности своего КБ, что и приводило к снижению качества конечных изделий с последующей гибелью людей.

    Шустрее всех оказался Туполев.

    Историки авиации именно его неблаговидной деятельности в борьбе за благорасположение высших руководителей СССР приписывают следующие факты:


    1) саботаж, разгром конструкторского бюро и последующий расстрел выдающегося авиаконструктора Константина Алексеевича Калинина;

    2) саботаж, разгром "сталинской DARPA" и последующий расстрел Павла Игнатьевича Гроховского, не только создателя ВВС и ВДВ СССР, но и выдающегося изобретателя;

    3) травля и смерть выдающегося конструктора Владимира Михайловича Петлякова, создателя самолётов со знакомыми индексами АНТ-1 — АНТ-42, в том числе чкаловского АНТ-25, бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3 и ТБ-7;

    4) травля и разгром КБ русского гения Владимира Михайловича Мясищева (ученика В. М. Петлякова), создателя намного опередивших время (и Туполева) М-4/3М и М-50;

    5) саботаж и травля революционного проекта Т-4 ("Сотка") Павла Осиповича Сухого.

    И это ещё без учета обстоятельств создания Ту-4 / Boeing B-29, похожести Ту-104 на дехавилландовскую "Комету" и скорбной аварийности Ту-22 и Ту-154 (неудачной копии Boeing-727).

    Вот так и существовало КБ Туполева, лишенное подстегивающих обстоятельств жизни в конкурентной среде. Последствия, как видим, трагичны.

    Ссылка:
    https://t.me/krpnv/2371
    1. +1
      8 января 2023 11:15
      Цитата: депрессант
      Последствия, как видим, трагичны.

      Людмила Яковлевна,Вы уж чересчур жестко и несправедливо прошлись по А.Н.Туполеву
      Не надо тащить в полет мебельные гарнитуры и надо знать,что летные законы действуют на всех,неприкасаемых нет.Иначе,последствия будут трагичны.
      1. +7
        8 января 2023 12:59
        Владимир, так я и рассказала о том, о чем сразу заговорили опытные пилоты -- перегруз! А на Туполева наехала потому, что ситуация в авиастроении сложилась прямо как в микроэлектронике -- ещё в 70 -- 80-х. Ровно так были загублены перспективные собственные идеи. Серия статей на ВО была. Я их читала и горевала. Большая обида у меня, понимаете? Я ведь профильный специалист, инженер-микроэлектронщик.
        А ещё кое-что хотела подчеркнуть.
        Ну вот как Вы думаете, члены ЦК КПСС, Политбюро и даже (и особенно!) профильные министры -- были ли они специалистами в области самолетостроения? Не были! Даже с учетом наличия помощников, которые зачастую тоже не были особенно квалифицированными, а приходили на свои должности уже тогда по принципу отрицательного отбора (лояльность старшему по рангу). Потому из КБ выигрывало финансирование то, которое горластее. Как на Новгородском вече. К тому же наличие конкурентной среды, требующей разделения финансового потока на несколько частей, в глазах престарелых руководителей страны выглядело калькой с конкурентной среды капиталистических стран, что идеологически казалось неприятным.
        Мало того, успешная конкуренция в пионерных разработках невольно вынуждала бы население поворачивать головы с немым вопросом в глазах в сторону почти несменяемого руководства. Мол, а где конкуренция у вас?
        Полагаю, в том числе, и вот с таких монополистических нюансов, подавления конкурентной среды в области передовых разработок и началось движение в сторону распада великой страны. Инженеры-то -- всё видели. И были недовольны, разочарованы.

        И разве не то же происходит сейчас?
        Помните спор, что выпускать? Суперджет100 или МС- 21? Победило более горластое КБ, и во что это вылилось? В целую серию аварий, свидетелями которых стали все мы и не так давно! А МС-21 только сейчас начали обкатывать, уже скептически глядя на Суперджет, напичканный иностранными деталями и электроникой, теперь уже серьезно подорожавшими. МС-21 напичкан куда меньше... Можно было это все предвидеть, исходя из того, что число санкций последовательно нарастало уже тогда и на горизонте маячили вынужденные военные действия?
        И ещё. Обьединение нескольких авиационных КБ в одну госкорпорацию -- уже сейчас!
        Мелькнуло, отвлеклась ковидом, СВО, забыла, теперь вспомнилось, надо бы почитать.
        1. 0
          8 января 2023 13:16
          А я вот с Вами полностью согласен! hi И ситуация с ТУ и ситуация с новыми лайнерами-полный швах и лоббизм. Подруга летала на Суперджете и молилась.......
          1. +2
            8 января 2023 13:53
            Цитата: Alien From
            Подруга летала на Суперджете и молилась.......

            Хорошо,что ваша подруга,на самолетах турецкой авиакомпании не летела,вот где страха бы натерпелась - и,от состояния самолета,и от обслуживания на борту.
            Суперджеты,давно довели,летать на них одно удовольствие
            1. +2
              8 января 2023 15:05
              Летал один раз. Из Казани. Очень понравилось.
            2. -1
              9 января 2023 02:10
              Да летала подруга на всём, и супруга и дочь. Детям не объяснишь, бабы сами всё знают......
            3. 0
              15 января 2023 07:22
              В последнее время ни один из турецких самолётов не был замечен в авиапроишествии с летальным исходом.
              Что касается суперджета.
              Дважды летал на этом изделии. Вот первый раз точно молился чтоб долетели.
              Двигателей не слышно по причине жуткого металлической скрежет под полом. Такое чувство, что каждая часть самолёта живёт своей жизнью.
              Перелет из Казани в Анталью на нем ещё то удовольствие по причине дальности перелёта.
        2. +5
          8 января 2023 15:24
          и даже (и особенно!) профильные министры -- были ли они специалистами в области самолетостроения? Не были!

          Были! Были! Не все, конечно. Вот первый, сталинский министр, во времена которого, по мнению местной аудитории, достигали выдающихся успехов, Хруничев, закончил Украинскую промышленную академию и три курса Всесоюзного института хозяйственников. Но уже следующий, хрущевский, Дементьев, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского. Как практик прошел путь от начальника цеха Московского авиационного завода № 81 до главного инженера и директора Государственного авиационного завода № 1 (Московского самолетостроительного завода).
          Силаев закончил Казанский авиационный институт по специальности «инженер-механик по самолётостроению» и направлен по распределению на авиационный завод имени С. Орджоникидзе в Горьком, где всего за 20 лет прошёл путь от мастера до директора завода, участвуя в создании и производстве истребителей МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-25, МиГ-31.
          Сысцов - выпускник Ташкентского политехнического института по специальности инженер-механик по самолетостроению. Вся биография - исключительно работа в авиастроении - от мастера до генерального директора Ульяновского авиационного промышленного комплекса.
          1. +3
            8 января 2023 17:02
            Были! Были! Не все, конечно.

            Мощно, дорогой Пассье! Спасибо за уточнение. Рада Вам.
          2. 0
            9 января 2023 16:55
            Немножко не в тему. Заслуги Силаева не отменяют его неблаговидной роли во время противостояния руководства СССР и РСФСР. Хотя впоследствии он задним числом открещивался от своего участия в развале Союза.
    2. +7
      8 января 2023 13:59
      похожести Ту-104 на дехавилландовскую "Комету"

      "Похожестью" в технике вообще и авиации в частности надо оперировать осторожно. А то получится, что и "опередивший время" М-4/3М похож на викерсовский Valiant.

      1. -1
        8 января 2023 14:20
        И тут же турбопатриотик-хомячишко минусок тиснул. Темп деградации сайтовской аудитории, как и темп деградации контента изумляет.
    3. +5
      8 января 2023 15:59
      Людмила Яковлевна, позвольте и мне вставить свои 5 копеек. Туполев - зажравшийся барин. Сначала он зажимал Ильюшина, готовя для дальней авиации свой рекордный АНТ-25 (с одним пулемётом винтовочного калибра и скоростью 150 км/час). Было сделано 50 шт. этих монстров. Всё дело в том, что он получил большую дальность за счёт значительного размаха крыла, при этом индуктивное сопротивлеие было невелико. (Индуктивное сопротивление образуется за счёт вихрей, сходящих с концов крыльев.) Ильюшин решил проблему большой дальности не за счёт полёта на больших углах атаки, а за счёт полёта на малых углах, но на относительно большой скорости порядка 300 км/час) При этом индуктивное сопротивление не так велико. Туполев зажимал как мог показ Ильюшинского ЦКБ-26 (прототип Ил-4, нашего основного бомбера АДД). Но Ильюшин добился участи в параде своей машины, и она над Красной Площадью выполнила мёртвую петлю. Туполев затаил хамство по отношеию к Ильюшину - он ведь переиграл его как более талантливый конструктор. После войны, когда потребовался реактивный носитель атомного оружия, способный долететь до США и вернуться, Туполев сразу заявил, что это невозможно. А Мясищев взял, и сделал свой 3М. Опять Туполев в лужу сел. А насчёт Ту-104, его так называемого "подхвата" на большой высоте, приводящего к катастрофам, так Туполев поначалу вообще считал, что это не дефект конструкции, а ошибки пилотирования. Кстати, "Комета" тут вообще не при чём. А так он был бариным, привыкшим, что к ученику Жуковского никаких вопросов о компетентности быть не должно. Я уж не беру его предвоенную командировку в США за лицензией на DC-3, когда по результатам этой командировки он присел в шарагу, а за лицензией пришлось ехать ещё раз, но без него.
      1. +3
        8 января 2023 21:08
        Цитата: Авиатор_
        Я уж не беру его предвоенную командировку в США за лицензией на DC-3, когда по результатам этой командировки он присел в шарагу, а за лицензией пришлось ехать ещё раз, но без него.

        Вы что!!!!
        Вы завязывайте мифы курочить- что в СССР коррупции и воровства не было.А уж при Сталине мол совсем не было...
        А вообще конечно интересная тема- если совграждане до войны выезжали за бугор то почему- то начинали казенную валюту нале-направо тренькать безудержно
        1. -2
          9 января 2023 02:13
          Тут безудержно не принято, только с разрешения wink wink hi
        2. 0
          9 января 2023 08:30
          А вообще конечно интересная тема- если совграждане до войны выезжали за бугор то почему- то начинали казенную валюту нале-направо тренькать безудержно
          Не все. но бывало. В качестве положительного примера - визит авиационной делегации в Германию в 1940 году, когда И.Ф. Петрову (тогда начальнику ЦАГИ) была выдана сумма порядка полумиллиона рублей в валюте для закупки оборудования, что называется. on-line. Петров сумл не только купить оборудование, но и ускорил доставку новейших машин люфтваффе в СССР. Это была единственная наша делегация, почти полностью выполнившая задание.
      2. 0
        9 января 2023 11:26
        Цитата: Авиатор_
        После войны, когда потребовался реактивный носитель атомного оружия, способный долететь до США и вернуться, Туполев сразу заявил, что это невозможно. А Мясищев взял, и сделал свой 3М.

        С дальностью в полтора раза меньше, чем у Туполева. Впрочем, недобор дальности и перегруз были бичом почти всех машин Мясищева.
        А главное, что уже к 1955 году ПВО США в лице ЗРК "Найк-Аякс" практически обнулили вероятность прорыва любых носителей чугуния к целям на территории Штатов. На подходе же были "Найк-Геркулес" и монструозный "Бомарк".
        И тут прорывность самолёта Мясищева сыграла против него - потому как переоборудовать Ту-95 в носитель КРВБ, работающий из-за радиуса ЗРК, оказалось проще.
        1. 0
          10 января 2023 16:33
          «недобор дальности и перегруз были бичом почти всех машин Мясищева» - недобор дальности у 3М вызван скорее отсутствием на тот момент в СССР подходящего двигателя. А все остальное это беда КБ Мясищева, которое сначала разгонялось, потом с нуля создавалось… Отсутствие преемственности, школы - страшная вещь.
      3. 0
        10 января 2023 16:28
        «Опять Туполев в лужу сел» - в данном конкретном случае все с точность до наоборот. Дальности не добрал 3М, а Ту-95 оказался великолепной машиной. И таки да - двигатели на Ту-95 реактивные.
        1. 0
          15 января 2023 22:48
          Цитата: Сергей Валов
          И таки да - двигатели на Ту-95 реактивные.

          В смысле реактивные?У него турбовинтовые
    4. 0
      9 января 2023 11:17
      Цитата: депрессант
      1) саботаж, разгром конструкторского бюро и последующий расстрел выдающегося авиаконструктора Константина Алексеевича Калинина;

      Выдающегося чем? Уникальными самолётами, слабо пригодными для среднестатистических предприятий и лётчиков СССР того времени?
      Цитата: депрессант
      4) травля и разгром КБ русского гения Владимира Михайловича Мясищева (ученика В. М. Петлякова), создателя намного опередивших время (и Туполева) М-4/3М и М-50;

      Кхм... вот не надо про Мясищева. На М-50 одна история с герметизацией баков-отсеков чего стоила - при расчёте массу герметика занизили вчетверо. Общий же "строительный перегруз" самолёта составил 18-21 т.
      Вот официальное заключение Заказчика по машине:
      ...получение заданной (...) дальности 11000-12000 км на крейсерской скорости 1700-1800 км/ ч без дозаправки топливом в полете не обеспечено. Заданная максимальная практическая дальность (...) с двумя дозаправками топливом в воздухе обеспечивается в пределах 14000-14500км, при этом выполнение дозаправки на дозвуковой скорости и наличие на самолете подвесных баков приводит к необходимости выполнять полет на начальной дистанции 3000км не только на относительно малой скорости, но и на высотах, не превосходящих 8000м, что является неприемлемым, так как в этих условиях самолет может быть относительно легко перехвачен средствами ПВО противника... Заданная постановлением Совмина СССР длина разбега самолета 3000 м без применения стартовых ускорителей не выполняется...

      Что же до 3М, то их подвела вылизанность конструкции. Там. где у Туполева оставались резервы для модернизации, у Мясищева их уже не было. Да ещё и велосипедная схема шасси с её "брюхом по земле". smile
      Вообще же, Туполев с его Ту-95 прозрел будущее - создавая по ТТТ стратегический бомбардировщик, он по сути сделал универсальную платформу для вооружения, которая могла быть без значительных изменений переоборудована в носитель ПКР и КР. А также служить базой для самолётов ПЛО, РЦ и даже ДРЛО.
  18. -1
    8 января 2023 10:21
    В ту пору в стране царил тотальный дефицит продовольственных и непродовольственных товаров.

    Да не было такого! Зачем наговаривать? Лавры Солженицина покоя не дают?

    Выбора особенного не было. Но все что нужно в магазинах было! А то чего не было, то было на рынках и в комиссионке.
  19. 0
    8 января 2023 10:24
    Интересно, зачем тихоокеанскому флоту 13 адмиралов
    1. 0
      9 января 2023 11:34
      Во-первых, потому что ТОФ традиционно "жил на два дома" - район Владивостока и Вилючинск. По факту это были два флота.
      Во-вторых, не забывайте про начпо - нельзя же допустить умаление роли партии. Вот и давали им звания в соответствии со штатным местом.
      Ну и наконец, это же был ТОФ советских времён - второй флот страны. Толпа перворангов, плюс РПКСН, плюс МРА - тут на командование дивизиями, эскадрами и авиадивизиями меньше адмирала не поставить.
    2. 0
      10 января 2023 16:36
      Во-первых на такой флот 13 адмиралов это очень мало, во-вторых полетели далеко не все, многие остались «на хозяйстве».
  20. +1
    8 января 2023 10:40
    Об этом был документальный и очень подробный фильм.
    Вина командира корабля там была явная. Он не присутствовал при погрузке, что понятно. но появился уже перед вылетом и вообще не интересовался, как что загрузили. Очень быстро после него подъехал на автомобиле "главный" и сразу спросил, всё нормально? Командир ответил, что да. Главный и сказал, тогда, мол, летим.
    Командир корабля был из числа любимчиков и часто нарушал любые инструкции. ему всё прощалось, а навык у него уже прилично был утерян. Это тоже повлияло, однозначно.
    Рулоны бумаги не могли покатиться, постольку их поставили "на попа". Они скорее всего, просто съехали, потому что не были никак закреплены. При погрузке к этому отнеслись безразлично, командир вообще ничего не смотрел. Там и другого г"левого" груза было полно.
  21. 0
    8 января 2023 11:07
    Как можно командовать флотом и принебрегать нормами летной безопасности? Как можно допускать мысль, что ты пуп земли и летчики это всего лишь служки? С тех пор ничего не изменилось.
    1. +1
      8 января 2023 12:52
      Именно что и не изменилось. Взять ту же катастрофу в Сочи Ту-154. Что бы там не вещал МАК, а причина та же, перегруз и нарушение центровки.
      И вся беда в том, что наш человек очень часто полагается на авось, да ещё и смекалка в таких случаях не в ту сторону работает.
      Простой пример ещё с советской поры. Возможно и байка, но в реальности это в тех, или иных вариантах имело место.
      На вертолёте, дело было на севере, нужно было перевести смену вахтовиков, партию валенок и звеньев для гусениц транспортёра.
      КВС сразу отмёл звенья, перевес. Начальник команды как бы согласился с этим. Далее погрузка, запуск, попытка контрольного висения и нечего. Машина не оторвалась, а у пассажиров глаза как у нашкодившего кота. Стали разбираться, а эти "умники" те самые звенья в валенки засунули.
  22. +2
    8 января 2023 11:58
    Как я понял - все эти жуткие катастрофы с массовой гибелью высшего командного состава - "фишка" СССР.
    Нигде не читал чтобы американские, натовские генералы загружали под завязку свои служебные не-грузовые самолеты - мебелью, апельсинами и т.д. и т.п. Уверен. любой пилот янки, тем более военный, отказался бы принимать на борт обычного пассажирского самолета мебельные гарнитуры.
    Кстати, рассматривал фото такой же тушки - так и не нашел через куда запихивать здоровенные рулоны бумали и мебель.

    В катастрофе 1960 г. при взрые ракеты погиб главный маршал артиллерии Неделин, командующий всеми стратегическими ракетами СССР (РВСН). Сидел, понимаешь, на стульчике в 17 метрах (!) от испытуемой ракеты и подгонял обслуживающий персонал. С ним погибли ещё примерно 100 человек.
    Думаю, что такие наши маршалы ещё генералами (от Кирпоноса до Ватутина и Черняховского), прошедшие огонь ВОВ действительно не боялись ни Бога, ни чёрта, но всё же...

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%83%D1%80%D0%B5_(1960)

    У америкашек про нечто даже отдалённо подобное нигде не нашёл.
    Вот поляки (тоже НАТО) зачётно разок в 2010 грохнулись вместе со своим президентом под Смоленском, кстати на бывшем советском ТУ-154. Там вообще тёмная история, но настораживает что "тушка" и здесь отметилась...
  23. +3
    8 января 2023 12:09
    Свое мнение об этой катастрофе высказал генерал В. Сокерин, я полностью с ним согласен.
    https://nvo.ng.ru/notes/2008-04-11/8_admiral.html
    В нашей 143-й морской ракетоносной авиационной дивизии (мрад) тоже был пассажирский самолет Ту-104, и мне приходилось на нем летать пассажиром.
    После этой катастрофы полеты на Ту-104 прекратили, самолет списали, и поставили его в центре гарнизона на радость детям, которые его и доломали.
  24. +5
    8 января 2023 13:04
    У меня в подразделении мастером работал бывший мичман с АПЛ как раз с ТОФ. Дима Крюков.
    Он рассказывал про этот случай. На ТОФ все об этом знали.
    Перегруз был и пилот об этом знал.
    И доложил командующеиу авиацией, что жто опасно.
    В ответ получил, что ты за летун, если взлететь не можешь. Взлетай.
    Пилот мог отказаться выполнять приказ, но несомненно был бы уволен.
    Вот такой выбор был у него. Видимо понадеялся на своё мастерство и удачу.
    1. +3
      8 января 2023 16:06
      На ТОФ все об этом знали.
      Перегруз был и пилот об этом знал.
      И доложил командующеиу авиацией, что жто опасно.
      В ответ получил, что ты за летун, если взлететь не можешь. Взлетай.
      Борис, всё это очень похоже на правду, но вот только кто из оставшихся в живых был свидетелем этого диалога? Бывший мичман с АПЛ?
      1. 0
        15 января 2023 22:52
        Цитата: Авиатор_
        но вот только кто из оставшихся в живых был свидетелем этого диалога?

        Вполне могла слышать аэродромная команда или провожающие.Тот же шофер
    2. +4
      8 января 2023 16:12
      Анализ авиакатастрофы, сделанный мичманом подплава - это, безусловно, важнейшее свидетельство.
  25. +5
    8 января 2023 16:18
    Цитата: Читателль 2013
    Интересно, зачем тихоокеанскому флоту 13 адмиралов

    Затем, что в то время ТОФ был крупнейшим стратегическим объединением. В его боевом составе было гораздо больше боевых кораблей (надводных и подводных), авиации, береговых войск, чем во всей российской армии в наши дни. АПЛ флота постоянно нести боевую службу там, где американцы тщетно пытались их обнаружить. И помимо погибших, на флоте оставалась еще большая группа адмиралом и генералом, ибо такое хозяйство работало круглосуточно и при любых обстоятельствах. Зато сегодня ТОФ подчиняется Хабаровску, .
    1. 0
      10 января 2023 16:41
      «Зато сегодня ТОФ подчиняется Хабаровску» - а тогда Улан-Удэ. hi
  26. 0
    8 января 2023 18:51
    Однако, перегруз тут совершенно не причём!
    Самолёт, даже с весом превышающим стандартный взлётный, взлетает! Да, увеличивается взлётная скорость и разумеется дистанция взлёта. Сводку по весу КВС доводят под подпись. Так что перегруза быть не могло. Во всяком случае такого, что бы полёт не состоялся, тогда бы самолёту просто не хватило длины ВПП для разгона до скорости отрыва. А, что могло бы вывести самолёт на критический угол атаки, да так, что экипаж не смог парировать этот кабрирующий момент? Если это связано с грузом, то конечно же нарушение центровки, поскольку Центр Тяжести должен располагаться впереди аэродинамического фокуса, то размещая груз ближе к хвосту можно сместить ЦТ на недопустимо малое расстояние от фокуса или даже за фокус (но это вряд ли). Но тогда самолёт начнёт поднимать нос уже в середине разбега и что бы его доразогнать до скорости отрыва, пилоту нужно будет отдать штурвал от себя. Т.е. то, что с центровкой не порядок он сможет определить ещё не взлетев! А он нормально разогнавшись начал взлёт. Очевидно, что при при подъёме носа, либо нарушилась центровка (например груз переместился к хвосту), либо по каким то причинам не была произведена коррекция балансировочного угла. Т.к. штурвал в этом случае отклоняют больше (как бы подрывают самолёт), а потом уменьшают отклонения, балансируя самолёт на нужном угле. Потенциалом быстро и необратимо изменить центровку, обладали только рулоны (в случае не закрепления), а в случае с управлением, возможны разнообразные варианты.
  27. -1
    8 января 2023 20:59
    Цитата: Luminman
    А кто испытывает оргазм от даже самых малых неудач нашей страны?

    потреоты с ВО))
  28. 0
    9 января 2023 14:17
    В году, по моему в 1997, на базе Балашовского ВВАУЛ проводился сбор командного состава частей ЧЦП ВВС. Закончился сбор в пятницу, впереди выходные, а лететь предстояло в Кубинку. А погода как специально, туман, низкая облачность. Кубинка добро не даёт. Но! В Москву возвращались 2 генерала - начальник зам ГК ВВС и начальник Балашовского ВВАУЛ и им позарез нужно было вернуться в столицу, выходные же! Так что не смотря на запрет, Ан-26-му дали взлёт. Генерал он и в Африке генерал. Но туман никуда не делся и при посадке и вертикальная скорость на глиссаде была велика. Наш Ан-26 буквально хрястнул об бетонку, скозлил в сторону раз, потом другой, третий. Как крылья не обломал, не понятно. Мы, летая по салону, держались за все интимные места обеими руками, испугаться правда не успели, страх потом пришел, когда в голове всё прокрутилось, в т.ч. и последствия. Слава Богу все живы остались. Отсюда мораль, на борту самым главным начальником должен быть командир корабля, не смотря на количество и размер звёзд на погонах пассажиров в салоне. Но.... уж такая у нас страна, ничто нас ни чему не учит.
  29. 0
    15 января 2023 12:11
    Статья несколько неполная. Выжило командование Камчатской Флотилии которое в Петропавловск Камчатский полетело рейсовым самолётом Аэрофлота
  30. 0
    16 января 2023 22:52
    А в 2006 была авария со свистком на взлёте из Гвардейского. На разбеге в движок попала птица, помпаж, пожар, РП приказал прервать взлёт, выкатились на приличной скорости. Самолёт полностью выгорел, все быстро покинули борт, чудом никто не погиб. На борту среди прочих был комфлота Масорин.
  31. 0
    26 февраля 2023 08:15
    Зря гонят на ТУ-104 в плане бешенной аварийности...моя мама отлетала 5 лет стюардессой 1-го класса на этих машинах и имеет более 11 тысяч часов налёта по лётной книжке. Мой папа был борт-механик и обслуживал и эти машины. Сам я маленьким летал на нём более 20 раз и часто в кабине с пилотами. Никто не ныл тогда что это опасная птица и типа я не полечу на ней...летали будь здоров. А вот по поводу Ту-16 помню папину фразу что были проблемы и много катастроф было в Сибири. Кстати, кто сможет определить какая модификация борта Ту-104 представлена на фото ? Их было всего две модификации гражданской птички - знания с детства незабываемы. drinks
    1. 0
      27 февраля 2023 12:50
      сам себе и отвечаю...на фото Ту-104а, а был ещё Ту-104б
  32. +1
    2 апреля 2023 14:50
    В 81м году ещё не было тотального дефицита, он настал несколько позже через пару-тройку лет, когда ко власти пришёл Горбачёв...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»