Украинские ударные беспилотники: барражирующие боеприпасы, «Байрактары» и дальние реактивные разведчики, переделанные в крылатые ракеты

35
Украинские ударные беспилотники: барражирующие боеприпасы, «Байрактары» и дальние реактивные разведчики, переделанные в крылатые ракеты

Помимо БПЛА, предназначенных для разведки, наблюдения за полем боя и корректировки артиллерийского огня, украинские вооруженные формирования активно используют ударные дроны.

Наряду с «квадриками», изначально произведёнными для гражданского применения, которые кустарно приспосабливают для подвески ручных гранат и других средств поражения, в распоряжении ВСУ имеются специализированные барражирующие боеприпасы (дроны-камикадзе), турецкие разведывательно-ударные аппараты среднего класса Bayraktar TB2 и дальние реактивные беспилотные разведчики советского производства Ту-141 и Ту-143, переделанные в крылатые ракеты.



Барражирующие боеприпасы


С 2014 года украинские разработчики БПЛА вели работы по созданию дистанционно управляемых одноразовых дронов, несущих осколочно-фугасную или кумулятивную боевую часть. Однако по состоянию на февраль 2022 года в ВСУ не было официально принятых на вооружение барражирующих боеприпасов.

В мае 2022 года появилась информация об использовании в боевых действиях на территории Украины американских дистанционно управляемых «летающих бомб» семейства Switchblade. До сих пор американцы поставляли их только Великобритании.

Известно, что украинская армия использует барражирующие боеприпасы двух типов: Switchblade 300 и Switchblade 600.


Барражирующий боеприпас Switchblade 300

Дрон-камикадзе Switchblade 300 создан компанией AeroVironment в 2011 году в рамках контракта, заключённого с МО США. Американские военные, дислоцированные в Афганистане, желали получить компактное и относительно недорогое управляемое средство поражения, пригодное для переноски военнослужащими, действующими в пешем порядке, которое могло бы точечно уничтожать вражескую живую силу, укрывшуюся в складках местности, на дистанциях, недостижимых для стрелкового оружия, гранатомётов и миномётов.

Специалистам компании AeroVironment удалось создать неплохой одноразовый аппарат с электрическим двигателем, который востребован и через 12 лет после начала производства. По состоянию на 2021 год стоимость одного беспилотника Switchblade 300 составляла около 6 000 долларов. К середине лета 2022 года ВСУ получили не менее 100 таких дронов. Сейчас Украине передано не менее 700 легких барражирующих боеприпасов Switchblade 300.


Switchblade 300 имеет небольшие размеры и вес. При длине 610 мм, его снаряженная масса составляет 2,5 кг. Гораздо больше весит комплект оборудования для запуска и наведения: электрический компрессор, предназначенный для выброса из пусковой трубы, и аппаратура дистанционного управления. В носовой части дрона расположены дневная и ночная камеры. Боевая часть по осколочному действию сравнима с ручной гранатой.

Хотя компания-производитель утверждает, что всё необходимое для применения барражирующего боеприпаса Switchblade 300 легко переносят пехотинцы, обычно дроны в пусковых трубах, компрессор и терминал управления перевозятся автотранспортом. Помимо переносного варианта, существует многозарядная установка, смонтированная на автомобиле HMMWV.


Запуск Switchblade 300

После выброса дрона сжатым воздухом из пусковой трубы, похожей на лёгкий миномёт, происходит раскрытие крыльев, хвостового оперения и включение электрического двигателя. Максимальная скорость полёта может достигать 160 км/ч. Крейсерская – 100 км/ч. Дальность – 10 км. Дрон способен держаться в воздухе 15 минут, за это время оператор должен обнаружить и поразить цель, либо подать команду на безопасный подрыв боевого заряда в воздухе.


Оператор БПЛА Switchblade 300

Точность наведения БПЛА Switchblade 300 высокая, в условиях хорошей видимости тренированный оператор попадает в круг диаметром 1 м, при этом сплошная зона поражения осколками составляет 6 м. Также заявлено, что этот дистанционно управляемый аппарат может применяться для перехвата беспилотников.

В марте 2021 года командование специальных операций США заключило контракт стоимостью 26 млн долларов на поставку тактических беспилотных ударных комплексов Switchblade 600. В сентябре 2022 года стало известно, что Пентагон выделил 2,2 млн долларов для закупки и последующей передачи Украине беспилотников-камикадзе Switchblade 600. Стоимость одного аппарата и их количество не разглашаются, но эксперты пишут, что Switchblade 600 в 8–10 раз дороже, чем Switchblade 300.


Барражирующий боеприпас Switchblade 600

Барражирующий боеприпас Switchblade 600 похож на Switchblade 300, но при этом гораздо крупнее и тяжелее. В отличие от ранней модели, дрон Switchblade 600 способен эффективно поражать сильно защищённые бронированные цели, для чего его снабдили боевой частью ПТРК Javelin, и он имеет гораздо большую дальность и продолжительность полёта. Платой за улучшенные характеристики стал многократный рост стартовой массы. Снаряженный вес «летающей бомбы» составляет 22,7 кг. Комплект аппаратуры управления с источником питания весит 54,4 кг.


После запуска Switchblade 600 способен барражировать более 40 мин. Дальность удаления от управляющей станции достигает 40 км. При атаке дрон разгоняется до 185 км/ч. Крейсерская скорость – 112 км/ч. В Switchblade 600 использована технология прерывания задачи с повторным выходом на цель, которая позволяет операторам при необходимости приостановить миссию, а затем повторно атаковать предыдущие или новые цели.

В октябре 2022 года появилась информация об использовании ВСУ в Запорожской области барражирующих боеприпасов польского производства Warmate.


Барражирующий боеприпас Warmate

Хотя этот польский дрон-камикадзе в техническом отношении не столь продвинут, как аппараты семейства Switchblade, он тоже представляет реальную опасность для российских солдат.

Warmate интересен тем, что может использоваться в качестве тактического разведывательного БПЛА – производить разведку, вести наблюдение и распознавание различных объектов, а при установке осколочной, термобарической или кумулятивной боевой части, способен поражать живую силу, транспортные средства, лёгкие инженерные сооружения и бронированную технику. Осколочно-фугасная БЧ массой 1 350 г содержит 530 г взрывчатки и по поражающему эффекту сравнима с 82-мм миной. Кумулятивная БЧ по нормали пробивает 220-мм гомогенную броню.


Компоненты системы Warmate

Старт аппарата осуществляется с помощью пневматического запуска из контейнерной пусковой установки, после чего раскладываются крылья и запускается электрический двигатель.

Размах крыла БПЛА Warmate составляет 1,4 м, а длина – 1,1 м. Максимальная взлётная масса – 4 кг. Радиус действия комплекса – 10 км, продолжительность барражирования – 30 минут, максимальная скорость – 150 км/ч, максимальная высота полёта – 500 м.

Ещё в 2016 году было анонсировано, что черниговское предприятие «Чезара» приобрело лицензию на БПЛА Warmate и намерено осуществлять его выпуск под наименованием «Сокол». Однако данных о производстве таких беспилотников на территории Украины не имеется.

В конце прошлого года стало известно, что «Укроборонпром» готовится к выпуску дронов-камикадзе большой дальности. Есть основания полагать, что украинский Shahed – это БПЛА E300 Enterprise спроектированный компанией AeroDrone. Как заявил министр обороны Украины Алексей Резников, аппарат имеет дальность полёта свыше 3 000 км и способен нести боевую часть массой до 300 кг. Но при полёте на максимальную дальность вес боевой нагрузки будет многократно меньше. В прошлом фирма AeroDrone занималась сборкой из импортных комплектующих беспилотников сельскохозяйственного назначения.

Разведывательно-ударный БПЛА Bayraktar TB2


Согласно данным The Military Balance, в начале 2022 года Украина имела 12 беспилотников Bayraktar TB2 (по 6 единиц в Воздушных силах и в Морской авиации). Первые шесть «Байрактаров» и наземные станции управления украинские военные получили в январе 2019 года. Стоимость одного беспилотника составила 3,4 млн долларов. По результатам успешного применения «Байрактаров» азербайджанской армией в Нагорном Карабахе официальные лица Украины выразили желание дополнительно закупить ещё 48 дронов и наладить их сборку на территории страны. После начала российско-украинского вооруженного противостояния Турция поставила ещё не менее 30 «Байрактаров», часть их передана безвозмездно.


Украинский БПЛА Bayraktar TB2

Появление БПЛА Bayraktar TB2 во многом связано с нежеланием США продавать Турции современные беспилотники среднего класса. Столкнувшись с острой потребностью в таких БПЛА, турецкое правительство в 2009 году заключило с компанией Baykar Makina соглашение на поставку разведывательно-ударных дронов.

В 2014 году Bayraktar TB2 побил мировой рекорд среди беспилотных летательных аппаратов в своём классе по продолжительности полёта: на высоте 8 км он находился 24 часа 34 минуты.

Беспилотник с максимальным взлётным весом 650 кг оснащён поршневым двигателем Rotax 912, который вращает толкающий винт изменяемого шага. Длина аппарата – 6,5 м. Размах крыла – 12 м. Топливные баки вмещают 300 л бензина. В горизонтальном полёте «Байрактар» может разогнаться до 222 км/ч. Крейсерская скорость – 130 км/ч. Практический потолок составляет 8 200 м, рабочая высота – 5 500 м. Дальность управления беспилотником с наземной станции Mobile GCS Baykar, размещаемой в универсальном контейнере на шасси грузовика повышенной проходимости – до 150 км.


Станции управления Mobile GCS Baykar

В состав авиационного беспилотного комплекса в стандартной комплектации входят: две мобильные наземные станции управления, два дизель-генератора, средства наземного обслуживания и поддержки, комплект ЗИП и дополнительный автотранспорт, шесть БПЛА. Стоимость комплекса составляет 70 млн долларов, что сравнимо с ценой двух истребителей F-16С Block 52.

Глазами «Байрактара» является гиростабилизированная оптико-электронная платформа Wescam MX-15D, разработанная американской компанией L3Harris Technologies Inc. Данная платформа включает в себя модуль электрооптических камер видеонаблюдения, модуль инфракрасной камеры наблюдения и лазерный дальномер-целеуказатель совмещённый с GPS-приемником.


Оптико-электронная платформа Wescam MX-15D

В составе аппаратуры Wescam MX-15D имеется две цветных ТВ-камеры. Одна из них предназначена для ведения обзорной разведки. Другая – для дальнего обнаружения целей. Вторая камера оснащена объективом точного наведения большой кратности и имеет четыре фиксированных степени увеличения. Эта камера даёт возможность идентифицировать наземную технику на удалении 50–70 км, а на дистанции 20 км можно хорошо рассмотреть отдельного вооруженного пехотинца. Наличие во вращающемся блоке лазерного дальномера-целеуказателя позволяет осуществлять целеуказание на дистанции до 20 км.

БПЛА Bayraktar TB2 также может комплектоваться мини-РЛС с АФАР, что в условиях плохой видимости позволяет обнаруживать замаскированную технику, или станцией радиотехнической разведки, выявляющей работу и фиксирующей координаты наземных радиолокаторов.

Для уничтожения наземных целей используются две ПТУР с лазерным наведением L-UMTAS. Длина ракеты – 1,75 м. Диаметр – 160-мм. Масса – 37,5 кг. Дальность стрельбы – до 8 км. Но гораздо чаще на четырёх подкрыльевых узлах «Байрактара» подвешивают малогабаритные корректируемые авиационные бомбы MAM-L и MAM-C.


КАБ MAM-L и MAM-C на подкрыльевых узлах подвески БПЛА Bayraktar TB2

Малогабаритные управляемые бомбы с лазерным наведением разработаны и производятся турецкой компанией Roketsan Roket Sanayii ve Ticaret A. S. Они могут быть снаряжены различными боевыми частями и является высокоточным оружием с КВО не более 1 м.


Характеристики корректируемых авиационных бомб MAM-L и MAM-C

Компания Baykar Makina заявляет, что фюзеляж беспилотника, изготовленный из углеродного волокна, кевлара и гибридных композитов, имеет ЭПР не более 0,3 м2. Такой показатель примерно соответствует радиолокационной заметности истребителя 5-го поколения F-35 Lightning II, в связи с чем делается вывод, что «Байрактар» является малозаметным для РЛС противника летательным аппаратом. Однако на практике, в ходе боевых действий в Ливии и Нагорном Карабахе беспилотники турецкого производства в большинстве случаев успешно обнаруживались современными российскими радарами. В то же время, если БПЛА Bayraktar TB2 летел на большой высоте, он был не уязвим для ПЗРК, ЗРПК и ЗРК малой дальности. Современные ЗРК средней и большой дальности уничтожают его легко.

С первых дней российско-украинского конфликта БПЛА Bayraktar TB2 активно использовались для ведения разведки и нанесения ударов. Хотя боевые порядки российских войск в достаточной степени были насыщены средствами ПВО, украинским дронам удалось достичь определённых успехов. На их счету имеются: уничтоженная бронетехника, артиллерийские системы, РСЗО, мобильные ЗРК малой и средней дальности, командно-штабные и машины связи.

Потери Российских сил от средств воздушного нападения в первую очередь вызваны утратой управления армейской ПВО на марше, плохим уровнем взаимодействия различных родов войск, непониманием личным составом целей и задач. Основной же причиной болезненных потерь стал низкий уровень профессионализма и информированности командования, что привело к критическим ошибкам в планировании операции.

Также «Байрактары» сыграли заметную роль в событиях вокруг острова Змеиный, что стало одним из факторов, приведших к «жесту доброй воли».

Вооруженные силы Украины на определённом этапе пытались применять турецкие беспилотники для нанесения ударов по российской территории. Согласно открытым источникам, три «Байрактара» были сбиты силами ПВО 26 и 27 апреля в Курской и Белгородской областях и ещё один – 1 мая в Курской области. По состоянию на сентябрь 2022 года потери украинских БПЛА Bayraktar TB2 составляли не менее 10 единиц.

После того, как линия вооруженного противостояния стабилизировалась, информации о применении украинских «Байрактаров» для ударов по наземным целям нет. Это объясняется высокой уязвимостью тихоходных и маломанёвренных дронов к дальнобойным средствам ПВО и истребительной авиации.

В настоящее время беспилотники турецкого производства эпизодически используются ВСУ для выполнения патрульных и разведывательных полётов над районами, где риск их перехвата минимален.

Дальние реактивные беспилотные разведчики Ту-141 и Ту-143, переделанные в крылатые ракеты


В наследство от Советской Армии украинским вооруженным силам досталось несколько десятков беспилотных реактивных разведчиков Ту-141 и Ту-143. Эти БПЛА создавались для ведения разведки в районах с сильной ПВО, в основном развёртывались на западных границах СССР и выпускались на Харьковском авиационном заводе, в связи с чем большая часть Ту-141 и Ту-143 осталась в Украине.

Беспилотные разведчики Ту-141 и Ту-143 имели много общего внешне, но отличались геометрическими размерами, массой, дальностью полёта, составом и возможностями бортовой разведывательной аппаратуры. Оба аппарата были построены по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом со стреловидностью по передней кромке 58°, с небольшими наплывами в корневых частях. В передней части фюзеляжа имеется неподвижный дестабилизатор трапециевидной формы, обеспечивавший необходимый запас устойчивости. ПГО – переставляемое на земле в пределах от 0° до 8° в зависимости от центровки самолета, с углом стреловидности по передней кромке 41,3°.


Украинский БПЛА Ту-141 на пусковой установке в музейной экспозиции

Воздухозаборник двигателя расположен над фюзеляжем, ближе к хвостовой части. Такая компоновка позволила не только упростить устройство стартового комплекса, но и снизила радиолокационную заметность беспилотного разведчика. Для уменьшения размаха крыла при транспортировке консоли крыла Ту-141 отклонялись в вертикальное положение. Длина Ту-141 составляет 14,33 м, а Ту-143 – 8,6 м. Размах крыльев: 3,88 метра и 2,24 метра соответственно.


Подготовка к запуску украинского БПЛА Ту-141

Ту-141 использовался в составе разведывательного комплекса ВР-2 «Стриж». В его состав, помимо беспилотника, входили машины, предназначенные для заправки и подготовки БПЛА к запуску, буксируемая стартовая установка, контрольно-проверочные стенды и аппаратные для работы с разведывательной техникой. Все элементы комплекса размещались на мобильных шасси и могли передвигаться по дорогам общего пользования.


Запуск Ту-141 производился с помощью твердотопливного стартового ускорителя, монтировавшегося в нижней части фюзеляжа. Приземление беспилотного разведчика после выполнения задания осуществлялась с помощью парашютной системы, расположенной в обтекателе в хвостовой части фюзеляжа над соплом турбореактивного двигателя.

Беспилотные разведчики Ту-141 поздних серий оснащались турбореактивным двигателем КР-17А с тягой 2 000 кгс. Реактивный летательный аппарат с взлётной массой 5 370 кг, на высоте 2 000 м развивал скорость 1 110 км/ч и имел дальность полёта 1 000 км. Минимальная высота полёта на маршруте составляла 50 м, потолок – 6 000 м.


БПЛА Ту-141 был оборудован совершенной для своего времени навигационной аппаратурой, аэрофотоаппаратами, инфракрасной разведывательной системой, средствами, позволяющими определять типы и координаты работающих радиолокаторов и производить радиационную разведку местности. На маршруте беспилотный разведчик управлялся автопилотом, манёвры и включение-выключение разведывательного оборудования происходили по заранее заданной программе.

Всего с 1979 по 1989 год в Харькове было построено 152 разведчика Ту-141. Согласно справочным данным, Украина располагала примерно 50 беспилотниками этого типа.

По компоновочной схеме и техническим решениям беспилотный разведчик Ту-143 являлся как бы уменьшенной копией Ту-141. Первый успешный полёт Ту-143 состоялся в декабре 1970 года. Официальное принятие на вооружение Ту-143 произошло в 1976 году.


БПЛА Ту-143 в музейной экспозиции

Беспилотный разведчик со стартовой массой 1 230 кг запускался с мобильной пусковой установки на базе колёсного тягача БАЗ-135МБ. Погрузка Ту-143 в пусковую установку и эвакуация с места посадки осуществлялась с помощью транспортно-заряжающей машины.


Погрузка разведчика Ту-143 на транспортно-пусковую установку СПУ-143 с помощью транспортно-заряжающей машины ТЗМ-143

Техническое обслуживание БПЛА и подготовка к запуску производились с использованием контрольно-проверочного комплекса, автозаправщика, автокрана, пожарных и грузовых автомобилей. Предстартовая подготовка занимала около 15 минут. Непосредственно перед стартом запускался турбореактивный маршевый двигатель ТРЗ-117 с максимальной тягой 640 кгс, после чего беспилотный разведчик стартовал с помощью твердотопливного ускорителя.


Полет Ту-143 выполнялся по запрограммированному маршруту с помощью автоматической системы управления, в состав которой входил автопилот, радиовысотомер и измеритель скорости. Разведывательный БПЛА был способен выполнять полет на малой высоте со скоростью до 950 км/ч, в том числе и в местности со сложным ландшафтом. Комплекс ВР-3 «Рейс» с БПЛА Ту-143 обеспечивал ведение тактической воздушной разведки в светлое время суток на глубину 60–70 км от линии фронта с использованием фото, телевизионной техники и аппаратуры разведки радиационного фона. Прием телевизионного изображения был возможен на удалении 30–40 км от наземной аппаратной.

Перед посадкой в заданном районе Ту-143 одновременно с остановкой двигателя производил горку, после чего осуществлялся выпуск двухкаскадной парашютно-реактивной системы и шасси. Поиск места посадки беспилотного разведчика производился по сигналам бортового радиомаяка. Далее производилось изъятие контейнера с разведывательной информацией и доставка БПЛА на техническую позицию для подготовки к повторному использованию. Обработка фотоматериалов происходила в мобильном пункте приема и дешифрования разведывательной информации, после чего обеспечивалась оперативная передача полученных данных по каналам связи.

Согласно сведениям, опубликованным в открытых источниках, с учетом прототипов, предназначенных для испытаний, в период с 1973 по 1989 годы было построено более 950 Ту-143. По состоянию на 2014 год в распоряжении ВСУ имелось 66 Ту-143 (большая часть на хранении).

Украинские разведывательные БПЛА Ту-141 и Ту-143 использовались ВСУ в ходе боевых действий на востоке страны в 2014–2015 гг. Их эксплуатация была возложена на 321-ю отдельную эскадрилью беспилотных самолётов-разведчиков, дислоцированную в посёлке Рауховка Березовского района Одесской области.

Беспилотные аппараты использовались для фотографирования позиций ополченцев, проведя разведку территории площадью более 250 000 га. Зафиксировать удалось около 200 объектов, включая 48 блокпостов и более 150 объектов инфраструктуры (мостов, дамб, перекрёстков, участков дорог). Однако в связи с моральным и физическим устареванием приборного оборудования советского производства разведка в реальном масштабе времени была невозможна. Временной промежуток от момента съемки до дешифровки и использования данных мог быть значительным, что во многом обесценивало результат разведывательного вылета. Несколько украинских разведывательных беспилотников в ходе этих миссий было потеряно.


Однако на этом использование, казалось бы, безнадёжно устаревших БПЛА украинскими вооруженными силами не прекратилось. Последние учения с использованием Ту-141 и Ту-143 состоялись в июне 2021 года, когда они выступали в роли тренировочных целей для расчётов ПВО.

Ещё на этапе проектирования Ту-141 и Ту-143 рассматривался вариант создания на их базе крылатых ракет, но в СССР это реализовано не было. Однако к данной идее вернулись в Украине. В декабре 2022 года украинские реактивные беспилотные разведчики, оснащённые боевой частью, атаковали аэродромы российских дальних бомбардировщиков. Показательно, что от авиабазы Дягилево до подконтрольной Украине территории около 500 км, а до авиабазы в Энгельсе – около 700 км. В результате атаки несколько самолётов получили повреждения, пострадала наземная инфраструктура, имелись убитые и раненные.

С учётом того, что дальность полёта Ту-143 составляет около 200 км, скорее всего, для ударов по авиабазам использовались тяжелые БПЛА Ту-141 с дальностью полёта около 1 000 км.


Совершенно очевидно, что для переоборудования в крылатую ракету Ту-141 подвергся серьёзной доработке. Громоздкая и тяжелая советская разведывательно-навигационная аппаратура была заменена современной системой навигации, корректирующей маршрут полёта по сигналам спутниковой системы позиционирования. Судя по всему, беспилотник также оснастили высокоточным лазерным или радиолокационным высотомером, что позволило осуществлять полёт на предельно малой высоте. Место, освободившееся в отсеке разведывательного оборудования, использовано для размещения заряда взрывчатки, который, по неподтверждённым данным, составлял 80–120 кг.

С учётом того, что максимальная дальность полёта Ту-141 была меньше, чем он мог пролететь до полного израсходования топлива, на борту импровизированной крылатой ракеты ещё имелось изрядное количество авиационного керосина, и это могло существенно повысить поражающий эффект.

Возможные меры противодействия украинским ударным БПЛА


Российские ЗРК средней и большой дальности при нормальной организации боевой работы в состоянии успешно бороться с БПЛА Bayraktar TB2, и в настоящее время аппараты этого типа очень редко появляются в зоне боевых действий.

Однако ситуация может измениться, если ВСУ получат американские БПЛА MQ-1C Gray Eagle или MQ-9 Reaper, о чём в настоящее время ведутся переговоры.

Боевой дрон MQ-1C Gray существенно превосходит турецкий «Байрактар» и способен нести ракеты AGM-114 Hellfire и управляемые бомбы GBU-44/B Viper Strike. Ещё более высоким ударным потенциалом обладает турбовинтовой MQ-9 Reaper.


Под крылья «Жнеца» можно подвесить 225-кг корректируемые авиабомбы JDAM с дальностью планирования более 20 км. Беспилотник с таким оружием может наносить удары, не входя в зону действия войсковой ПВО.

В этой ситуации могут помочь истребители Су-35С с дальнобойными ракетами. Но для этого необходимо организовать дежурство в воздухе, что с учётом численности истребителей этого типа и протяженности линии боевого соприкосновения не реально.

Кроме того, истребителям неизбежно потребуется поддержка самолётов ДРЛО, а с этим у ВКС РФ дело обстоит не очень хорошо. Также стоит отметить, что где-то с мая 2022 года наши пилотируемые боевые самолёты действуют в основном над передовой, особо не углубляясь на территорию, занятую противником.

Теоретически против дронов с управляемыми ракетами и планирующими бомбами действенным методом борьбы является подавление помехами каналов управления БПЛА и сигналов спутниковой навигационной системы GPS. Однако стоит признать, что наша активно распиаренная «всемогущая» РЭБ на практике оказалась не столь эффективна, как хотелось бы.

В реальных боевых условиях, при столкновении с современным западным вооружением выяснилось, что действительно работающей аппаратуры не очень много. К тому же после ряда крайне неприятных инцидентов российское командование стало избегать размещения станций постановки помех в прифронтовой полосе. Подтверждением этого является тот факт, что уже в течение длительного времени нам не удаётся оказать по-настоящему реальное противодействие дронам-камикадзе и управляемым реактивным снарядам GMLRS, которыми ведут огонь установки M270 MLRS, M142 HIMARS и MARS II.

В случае если противник начнёт массово использовать собственные аналоги «Шахидов», а наладить производство такого оружия при западной поддержке можно достаточно быстро, российская объектовая ПВО может оказаться в очень сложном положении. Как показывает украинский опыт, в экономическом отношении является крайне нерациональным тратить на дрон стоимостью около 20 000 долларов зенитную ракету, цена которой больше 1 млн долларов.

Уже сейчас едва ли не ежедневно появляется информация о работе систем ПВО в Крыму, в Белгородской и Курской областях. Конечно, крупные российские города от «летающих бомб» можно прикрыть «Торами», «Панцирями», «Тунгусками» и прочими мобильными войсковыми комплексами малой дальности, у которых стоимость средств поражения по сравнению с «Буком», С-300П/В и С-400 не столь велика. Но в этом случае придётся снять большую часть войсковой ПВО с фронта.

Очень показательной являются пощечины в виде неоднократных атак аэродромов в глубине российской территории.

Устаревшие громоздкие беспилотники Ту-141 сумели преодолеть сотни километров, не будучи обнаруженными и перехваченными. Страшно представить, что может случиться, если целью удара вражеских тяжелых БПЛА станет не аэродром «стратегов», а АЭС, плотина крупной ГЭС или химическое производство, где используются токсичные вещества.

В это самое время, когда украинские «Стрижи» свободно летают над центральной частью России, имеющиеся С-300П используются для обстрела наземных целей.

Совершенно очевидно, что в сложившейся ситуации, помимо укрепления системы ПВО вокруг критически важных объектов, необходимо искать пути для скорейшего прекращения боевых действий.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    10 января 2023 05:48
    hi
    Как всегда, интересная статья!

    ИМХО, конечно же, но наш дорогой турецкий партнер (которому мы даем ядерную энергию, газовый хаб и С400) не ограничился Байрактарами, РСЗО и броневиками для ВСУ. Было несколько видео от ВСУ (сюда не потащу), где ИМХО ВСУ применяло что-то на подобие дронов-камикадзе Каргу. Возможно, что это Каргу и был (но нельзя исключать "допиленный напильником" дрон с Али-экспресс).

    Однако ситуация может измениться, если ВСУ получат американские БПЛА MQ-1C Gray Eagle или MQ-9 Reaper, о чём в настоящее время ведутся переговоры.
    ИМХО, вряд ли дадут их, хотя украинцы и просили. Если правильно понимаю, то американцы не хотят никого пускать (хотя проверенным союзникам уже дали) к своим системам управления этими дронами.
    Да и "большие дроны" это дорого, уязвимо для атак истребителей/дальнобойного ПВО.
    Скорее всего, как верно отмечено в статье, для ВСУ увеличат количество и качество дронов "поля боя", разведки и ударных, - дешево и много.
    ....противник начнёт массово использовать собственные аналоги «Шахидов», а наладить производство такого оружия при западной поддержке можно достаточно быстро
    ИМХО, "начнут клепать" их в той же Польше или Чехии (в обеих странах уже несколько фирм-"энтузиастов" объявились), а для "отмазки", как со снарядами 122-152 мм, будут утверждать, что собирают в Украине.

    крупные российские города от «летающих бомб» можно прикрыть «Торами», «Панцирями», «Тунгусками» и прочими мобильными войсковыми комплексами малой дальности
    Жалко, что у нас не "допилили" 30мм снаряды с дистанционным подрывом, ИМХО, это было бы идеальное средство борьбы с дронами и прочими низковысотными целями.
    Байкал и ДеривацияПВО в форм-факторе 57 мм была бы лучше, но их... не видно.
    Кстати, вроде бы для Торов, Панцирей и Тунгусок собирались доделать "дешевые ближнего радиуса действия ракеты" именно против дронов и уже их "возили по парадам". И странно, что у нас Шилки не агпрейдят в части СУО и ПЗРК - очевидное же решение, хотя бы для тыловых районов.

    на этапе проектирования Ту-141 и Ту-143 рассматривался вариант создания на их базе крылатых ракет, но в СССР это реализовано не было.
    Хорошо, что их у ВСУ мало! ИМХО, вряд ли Украина будет способна начать производство аналогов, это не Шахеды собирать из "палок, г-на, модуля ДжиПиЭс и немецких двигателей".
    1. -1
      10 января 2023 08:40
      США уже собираются передавать Грей Игл, видимо допиливают под хахлов.
    2. +6
      10 января 2023 10:10
      Здравствуйте!
      Цитата: Wildcat
      Как всегда, интересная статья!

      drinks
      Цитата: Wildcat
      ИМХО, конечно же, но наш дорогой турецкий партнер (которому мы даем ядерную энергию, газовый хаб и С400) не ограничился Байрактарами, РСЗО и броневиками для ВСУ.

      У Эрдогана только один друг - он сам. Хотя с нашим "царём" они во многом похожи, это вовсе не означает, что Эрдоган в очередной раз не "воткнёт нож в спину".
      Цитата: Wildcat
      ИМХО, вряд ли дадут их, хотя украинцы и просили.

      Здесь я бы не был столь категоричен, до недавнего времени бронетехнику и "Пэтриоты", тоже отказывались поставлять.
      Цитата: Wildcat
      Да и "большие дроны" это дорого, уязвимо для атак истребителей/дальнобойного ПВО.

      На первом этапе "СВО" "Байрактары" действовали весьма успешно. Если учитывать специфику ТВД и использовать JDAM, то и "большие" дроны не столь уязвимы.
      Цитата: Wildcat
      ИМХО, "начнут клепать" их в той же Польше или Чехии (в обеих странах уже несколько фирм-"энтузиастов" объявились), а для "отмазки", как со снарядами 122-152 мм, будут утверждать, что собирают в Украине.

      С этим я абсолютно согласен! yes
      Цитата: Wildcat
      Жалко, что у нас не "допилили" 30мм снаряды с дистанционным подрывом, ИМХО, это было бы идеальное средство борьбы с дронами и прочими низковысотными целями.

      Объективно, у 30-мм слишком мал коэффициент наполнения. По критерию "стоимость-эффективность" 45-57-мм снаряды предпочтительней.
      Цитата: Wildcat
      Кстати, вроде бы для Торов, Панцирей и Тунгусок собирались доделать "дешевые ближнего радиуса действия ракеты" именно против дронов и уже их "возили по парадам".

      Для "Торов" вряд-ли, не того класса ЗРК. "Тунгуску" для этого надо серьёзно модернизировать. Наиболее оптимален "Панцирь", но судя по всему дальше "бумажной стадии" и макетов дело не продвинулось.
      Цитата: Wildcat
      И странно, что у нас Шилки не агпрейдят в части СУО и ПЗРК - очевидное же решение, хотя бы для тыловых районов.

      Какую-то часть "Шилок" модернизировать пытались Но судя по всему: "овчинка выделки не стоит". Производство "Шилок" завершено в начале 80-х, для действительно качественной модернизации надо менять слишком многое.
      Цитата: Wildcat
      Хорошо, что их у ВСУ мало! ИМХО, вряд ли Украина будет способна начать производство аналогов

      Ту-141 по моим прикидкам осталось примерно два десятка. Но я не стал бы расслабляться, в долгосрочной перспективе в Украине есть всё необходимое для создания КР с турбореактивным двигателем.
      1. +6
        10 января 2023 11:55
        Истины ради, Герань-2 тоже не исконно отечественный продукт.
    3. +1
      12 января 2023 04:23
      Цитата: Wildcat
      но наш дорогой турецкий партнер (которому мы даем ядерную энергию, газовый хаб и С400) не ограничился Байрактарами, РСЗО и броневиками для ВСУ.

      С 26 декабря турки перестали выдавать визы российским гражданам. Перестали выдавать вид на жительство, всем у кого уже был ВНЖ предложено в 10-дневный срок покинуть страну. Основание плохие отношения с Россией. В наших СМИ появилось только сейчас.
      Шут его знает чего ждать.
  2. Комментарий был удален.
    1. +9
      10 января 2023 06:17
      Цитата: srelock
      ПС. Расстрэлять за баней.

      Из-за таких персонажей как вы, мы и находимся в том месте, где оказались. negative
  3. +6
    10 января 2023 08:18
    Несколько сваливаясь в футурологию, думаю, что нельзя исключить появления у ВСУ новейших Bayraktar Akıncı, пошедших в серию в середине прошлого года. Тем более, что двигатели АИ-450С, которыми оснащается этот БПЛА, производит "МоторСич".
    Спасибо, Сергей!
    1. +5
      10 января 2023 10:13
      Антон, здравствуй! drinks
      Цитата: 3x3zsave
      Несколько сваливаясь в футурологию, думаю, что нельзя исключить появления у ВСУ новейших Bayraktar Akıncı, пошедших в серию в середине прошлого года. Тем более, что двигатели АИ-450С, которыми оснащается этот БПЛА, производит "МоторСич".

      Я не стал про этот аппарат упоминать, но в долгосрочной перспективе появление Bayraktar Akıncı на вооружении украинских воздушных сил вполне вероятно. yes
  4. 0
    10 января 2023 09:20
    Как обзорная, статья неплохая, но видно, что материал собирался только по поверхности сети, причем русскоязычного сегмента. По тому же ТВ2 информация в ряде мест неточная/неполная.
    1. +5
      10 января 2023 10:17
      Здравствуйте!
      Цитата: Гнусный скептик
      но видно, что материал собирался только по поверхности сети, причем русскоязычного сегмента

      По большей части...но как мне представляется, этой информации вполне достаточно, чтобы у широкого читателя сложилось представление о рассматриваемом предмете.
      Цитата: Гнусный скептик
      По тому же ТВ2 информация в ряде мест неточная/неполная

      Тимур, я был бы Вам очень признателен, если Вы сочли возможным указать в чём конкретно "информация неточная/неполная"
      1. +5
        10 января 2023 11:53
        Здравствуйте, Сергей.
        Ну, я думаю, не лишним было дать понять читателям, что стоимость штука избирательная, а то благодаря Википедии у всех стойкое мнение, что раз Украине (и Польше) описываемый вами состав поставки обошелся в 67-69-70 млн (разные источники называют разные цифры), то это его цена. Для Румынии, например, 50 млн, а для Азербайджана 15-17. Политика, коррупция, платежеспособность, наконец количество боеприпасов - факторы, которые формируют конечную стоимость того или иного контракта. Если же говорить о стоимости самого БПЛА без инфраструктуры, то она за 7 лет снизилась с 5,5 млн. долларов до 2,1 млн. А после введения санкций, когда туркам пришлось заменять иностранные комплектующие своими, вообще до 1,3 млн. долларов. Также понятие стандартной комплектации несколько неверно, так как используются либо варианты с 3 дронами на одну управляющую станцию, либо с 6 дронами. Оптико-электронная платформа разработана не американцами, а канадцами (патент на платформу Нокса Ливитта, разработка и производство систем осуществляется на двух предприятиях в Берлингтоне, Онтарио, а детальное проектирование и производство линз осуществляется в Дон Миллс (пригород Торонто)). C 2021 (тут точно год не помню) года на ТВ2 ставят не канадскую оптику, а турецкую (Aselsan CATS). Для Украины последние поставки шли без оптики (по желанию покупателя), так как канадцы для своих младших братьев сделали исключение и отправляли ОЭП непосредственно в Украину, для дооснащения.
        4-ступенчатое зуммирование как раз у турецкой оптики (поле зрения: 0.5° - 0.9° - 3.2° - 30°), у канадцев плавный оптический зум в диапазоне (в зависимости от сенсора) 26.7° - 0.54°, 35.5° - 1.2°, 31.2° - 1.2°, 31.2° - 1.8°, 40.8° - 2.4° (хотя есть и предустановки).
        "хорошо рассмотреть отдельного вооруженного пехотинца" можно с 15 км - на это непосредственно намекают цифры в названиях моделей всей линейки Вескам МХ - 10, 15, 20... - это дальность ведения разведки.
        В перечне вооружения пропустили BOZOK и совместимость с Cirit (из-за чего США даже рассматривали передачу Украине APKWS)
        hi
        1. +1
          10 января 2023 12:49
          Для Азербайджана указал стоимость для одного комплекта, для равноценного сравнения с другими приведенными цифрами контрактов надо умножить на два.
        2. +3
          11 января 2023 03:38
          Тимур, не всё, что Вы описали справедливо для Украины! Но в любом случае, я благодарен Вам за развёрнутый ответ! hi
  5. -3
    10 января 2023 11:44
    Совершенно очевидно, что в сложившейся ситуации, помимо укрепления системы ПВО вокруг критически важных объектов, необходимо искать пути для скорейшего прекращения боевых действий.

    Ну т.е. признать военное поражение и подписать капитуляцию? И получить все, что причитается для такого варианта. Другого реального пути "скорейшего прекращения" для России сейчас просто нет.
    В принципе, правительство РФ сейчас готово на любой мир с "сохранением лица", но "уважаемые партнеры" придерживаются несколько иного мнения.
    1. +6
      10 января 2023 16:59
      "уважаемые партнеры" придерживаются несколько иного мнения.
      уважаемые партнеры придерживаются мнения, что с нами можно делать очень неприятные штуки.
      Настолько неприятные, что проправительственные финансисты "думают вот какую думку":
      ""Надо думать, как в следующие три-пять лет не увеличивать отставание. Причем отставание уже не от Европы и даже не от Китая, а от Индонезии, Вьетнама, ближневосточных стран, которые сейчас очень активно реализуют высокие нефтяные цены в трансформацию экономики""
      Видеопруф:
  6. -5
    10 января 2023 14:48
    Цитата: Wildcat
    ИМХО, конечно же, но наш дорогой турецкий партнер (которому мы даем ядерную энергию, газовый хаб и С400) не ограничился Байрактарами, РСЗО и броневиками для ВСУ.

    Наверняка наши сделали закладки в ПО, что исключает использование этих средств ПВО против нас. Ну а торговля газом через турок ничем не хуже торговли газом через Украину. Тут либо совсем закрывать западный газовый коридор, либо смириться с этим. Другого выхода у нас пока нет, может быть лет через пять появится танкерный флот и заводы под СПГ, вот тогда и будем носом водить.
    1. +3
      10 января 2023 16:12
      Цитата: garik77
      Наверняка наши сделали закладки в ПО, что исключает использование этих средств ПВО против нас.

      Наивное суждение... wassat
      Почитайте это
      https://topwar.ru/166415-postavka-rossijskih-zrs-s-400-v-turciju-i-vozmozhnye-posledstvija-jetogo-shaga.html
  7. -5
    10 января 2023 16:30
    Цитата: zyablik.olga
    Наивное суждение...

    Как бы вам это объяснить... Наличие программных закладок это обычная практика современности при продаже высокотехнологичных типов вооружений. Стыдно не знать таких вещей.
    1. +3
      10 января 2023 17:10
      Цитата: garik77
      Цитата: zyablik.olga
      Наивное суждение...

      Как бы вам это объяснить... Наличие программных закладок это обычная практика современности при продаже высокотехнологичных типов вооружений. Стыдно не знать таких вещей.

      Стыдно судить о том, в чём вы не являетесь специалистом...
  8. -4
    10 января 2023 17:36
    Автор - Вэто самое время, когда украинские «Стрижи» свободно летают над центральной частью России, имеющиеся С-300П используются для обстрела наземных целей.

    Это не фейк?
    1. +3
      11 января 2023 03:37
      Цитата: Pavel57
      Это не фейк?

      Уже не в первый раз Вы задаёте вопросы, на которые вполне способны найти ответы самостоятельно. Я в Вас верю!
  9. Uno
    -2
    10 января 2023 20:46
    Ну там уже и куча самодельных ПБЛА камикадзе имеется и про PD-2 даже упоминания нету. Статья не полная, даже тут более развернуто https://topwar.ru/207976-bespilotnye-letatelnye-apparaty-vooruzhennyh-sil-ukrainy.html
    1. +3
      11 января 2023 03:34
      Цитата: Uno
      Ну там уже и куча самодельных ПБЛА камикадзе имеется и про PD-2 даже упоминания нету. Статья не полная, даже тут более развернуто https://topwar.ru/207976-bespilotnye-letatelnye-apparaty-vooruzhennyh-sil-ukrainy.html

      Вы даете ссылку на первую часть обзора, если бы читали обе части внимательно и вдумчиво, то этого безусловно бы не случилось.
  10. -4
    11 января 2023 01:26
    Цитата: zyablik.olga
    Стыдно судить о том, в чём вы не являетесь специалистом...

    Вот тут вы во многом мимо laughing laughing laughing laughing laughing
    1. +1
      11 января 2023 02:05
      Цитата: garik77
      Вот тут вы во многом мимо

      Ой, специалист, расскажите пожалуйста глупой, абсолютно несведущей женщине, каким образов вы планируете реализовать управление "закладками" в станции наведения и мобильном командном пункте, которые не имеют выхода во внешнюю сеть, и взаимодействуют между собой и вышестоящим звеном средсвами имеющими криптографическую защиту? Так же мне очень интересно, кто возьмёт на себя рассходы по выплате турецкого кредита, в случае если в импортируемых Турцией элементах С-400 обнаружатся "закладки", что безусловно является нарушением условий контракта? С нетерпением жду от вас развернутого ответа.
  11. +3
    11 января 2023 04:11
    Лучше бы заместо адмирала Кузнецова, который вечно на ремонте - построили линии по сборки беспилотников, например охотники нам бы сейчас очень не помешали
  12. -3
    15 января 2023 10:14
    В этой ситуации могут помочь истребители Су-35С
    - может, По-2 вернём в строй? smile
  13. 0
    17 января 2023 21:15
    Сами украинцы пишут, поясняя частое использование российской армией ракет комплекса С-300 в качестве ракет земля-земля, что по истечению срока годности они становятся ненадёжными. Так что в этом плане израсходование боеприпасов на грани срока хранения, а то уже и просроченных. по наземным целям может быть вполне оправданным. Есть видео, когда при запуске каких-то ракет, например, из Белгорода одна падает недалеко от места пуска. Эти видео характеризовали как неудачные пуски ракет комплекса С-300.
    1. +2
      18 января 2023 09:53
      Цитата: engy
      Сами украинцы пишут, поясняя частое использование российской армией ракет комплекса С-300 в качестве ракет земля-земля, что по истечению срока годности они становятся ненадёжными. Так что в этом плане израсходование боеприпасов на грани срока хранения, а то уже и просроченных. по наземным целям может быть вполне оправданным. Есть видео, когда при запуске каких-то ракет, например, из Белгорода одна падает недалеко от места пуска. Эти видео характеризовали как неудачные пуски ракет комплекса С-300.

      Ну да, конечно, ненадёжные... yes
      ВСУ вполне успешно использует ЗУР 5В55 выпущенные в советское время и прошедшие профилактическое обслуживание, а у нас для ударов по наземным целям в ход пошли гораздо более свежие и дальнобойные ракеты 48Н6. При этом точность таких ударов низкая. Да ладно, бог с ними с о "старыми" ЗУР, но дело в том, что используются не только они, а и весь комплекс в составе СНР и мобильного КП. Без них ракеты не запустишь.
      1. -3
        18 марта 2023 00:37
        довольно уже этого мифа про С-300 по наземке. украинцы так оправдывают свои неудачные старты своих гнилых трёхсоток 40-летней давности, и в этом ничего удивительного нет.
        1. +1
          19 марта 2023 16:45
          Цитата: Жозе

          -2
          довольно уже этого мифа про С-300 по наземке.

          Вас в Гугле забанили?
  14. 0
    12 марта 2023 14:52
    Цитата: 3x3zsave
    которыми оснащается этот БПЛА, производит "МоторСич".

    По " Моторсис" же наносились удары.
    Уже восстановили производство?
  15. 0
    13 марта 2023 18:32
    В это самое время, когда украинские «Стрижи» свободно летают над центральной частью России, имеющиеся С-300П используются для обстрела наземных целей


    Не перестаю удивляться политике ВО за последний год+. В одних статьях авторы убеждают что нет, не используем мы ракеты С-300 для ударов по наземным целям. В других - наоборот.
    Фиаско с РЭБ я вполне ожидал - слишком много гонора и тумана было вокруг этих систем.
    Для борьбы с КРами и вражескими БПЛА лучше средства чем автономные ,способные дежурить в воздухе длительно аппараты наблюдения и (возможно) перехвата - вероятно нет. Просто потому что куда удобнее стрелять и наблюдать сверху вниз, чем наоборот. И обзорность лучше ,помимо всего прочего.
    Однако я не слышу о разработках по подобному подходу к проблеме ..
  16. +1
    14 марта 2023 19:43
    Украине поставляются чужие беспилотники, которые они могут разобрать и поставить мозги в свои старые мощные бомбы
    Украина вполне могла что либо разобрать и поставить в свой беспилотник, например теже мозги и байрактара, вместе с системой управления
    Они ведь совместно с турцией разрабатывали тяжелый беспилотник
    Турция могла им их не поставить. но у нх могли остаться платы управления разные
  17. -2
    18 марта 2023 00:33
    Может хватит уже пережёвывать этот миф про С-300 по наземным целям...