«Литиевый голод» рушит амбиции России

136
«Литиевый голод» рушит амбиции России
Типичная добыча солей лития в Южной Америке. Источник: battery-industry.ru


Реалии санкций


Щелочной металл литий Россия всегда закупала за рубежом, в основном в Чили, Аргентине и Боливии. Были времена, когда Советский Союз занимал второе место в мире по объёмам производства этого металла, уступая только Соединенным Штатам. Но пришли 90-е годы и добыча лития в России оказалась нерентабельной. Между тем первый литиевый рудник появился ещё в 1941 году в Восточном Забайкалье на Завитинском месторождении. В 1997 году его закрыли.



Наступил февраль 2022 года и на Россию посыпались санкции. Причём не только от стран, которые у нас привыкли ассоциировать с коллективным Западом, а от вполне лояльных ранее. Аргентина и Чили перестали поставлять литий в нашу страну. Это объяснимо – местные промышленники тесно связаны с Илоном Маском и его «Теслой». Пока эксклюзивным поставщиком осталась Боливия, но это пока до неё не дотянулись руки из Вашингтона. Оптимисты считают, что сейчас переживать за поставки литиевого сырья из Боливии не стоит – в стране сейчас вполне лояльное Кремлю правительство. Пессимисты указывают на объёмы производства и потребления. Каждый год Россия закупает порядка 7-8 тысяч тонн карбоната лития, а Боливия способна производить всего около 2 тыс. тонн ежегодно. Этот дисбаланс грозит оставить нашу страну без литиевого сырья.


Литий. Источник: atomic-energy.ru

Между тем литий для России имеет стратегическое значение. И дело даже не в литийионных аккумуляторах, о которых говорят на каждом углу, а в широком спектре продукции гражданского и оборонного значения. Щелочной металл используется в изготовлении особых сплавов, например, на пару с алюминием для авиационной промышленности. Ядерной промышленности жизненно необходим литий в качестве теплоносителя в реакторах – для получения радиоактивного изотопа водорода трития, который, в свою очередь, применяют в качестве экранирующего средства для поиска тепловых нейтронов. Фармацевты применяют соли лития как основу для широкого спектра препаратов. Неудивительно, что заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга России Владислав Демидов чуть было не запаниковал, когда России заблокировали часть поставок лития. По его словам, страну ждут «гигантские» проблемы.

Особую актуальность формирующийся «литиевый голод» приобретает после прочтения «Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Если верить этому документу, который пока никто не отменял и не корректировал, то уже в следующем году в России должны выпускать не менее 25 тыс. электромобилей. А к 2030 году каждое десятое транспортное средство, производимое в стране, не будет иметь двигателя внутреннего сгорания – его место займут электромотор и литийионная тяговая батарея. Это без преувеличения настоящая технологическая революция в отдельно взятой стране. Для понимания ситуации приведём пример – на данный момент в России нет серийного производства простейших по мировым меркам модулей АБС и блоков управления подушками безопасности. А здесь массовое производство сложнейших электромобилей. Впрочем, у этой программы есть очевидное решение – отдать всё на откуп китайцам. В КНР уже сейчас десять процентов новых машин на батарейках. Они и батареи умеют делать (для этого немало собственных запасов лития), и электромобили. Примерно как сейчас в Москве освоили производство «исконно русского Москвича», а на самом деле – отвёрточную сборку китайского JAC.

Надежду, что с электромобильным будущим будет не совсем так, как с «Москвичем», дарят планы постройки российской гигафабрики в Калининградской области. Речь о проекте «Росатома», нацеленного на создание завода для производства аккумуляторных батарей для электромобилей. В 2026 году около Балтийской АЭС запустят выпуск литийионных аккумуляторов для 45 тыс. электрокаров, большая часть из которых будет легковыми. К слову, производство стратегически важной продукции разместили всего в десяти километрах от страны НАТО – Литвы. Менеджеры поясняют, что российский анклав в самом сердце Европы был выбран не случайно – здесь якобы и транспортная доступность на уровне, и климат позволяет строить круглогодично, и технологичная готовность площадки. Особенно умиляет «транспортная доступность» в свете не столь давней блокады со стороны Литвы. Но оставим это на совести проектантов. Общая ёмкость выпускаемых батарей по плану должна составить не менее 3 ГВт•ч в год, а в перспективе возможно четырехкратное увеличение ёмкости. Среди потребителей продукции числится КамАЗ, ГАЗ, местный калининградский «Автотор», «Волгабас» и, возможно, АвтоВАЗ. Разрабатывать технологию производства батарей «Росатом» будет в кооперации с южнокорейской Enertech International – и это ещё одно узкое место проекта, если помнить, насколько Сеул зависим от мнения Вашингтона.

Дело во всей этой истории осталось за малым – найти необходимые объёмы лития с учётом постоянно растущих потребностей России.

Литий made in Russia


За потребности «Росатома» пока можно не беспокоиться – по данным СМИ, в отрасли накоплен необходимый на первое время объём сырья. Атомщики намекают, что готовы инвестировать в расширение добычи и производства карбоната лития в Боливии. Некоторые эксперты называют эту страну «литиевой Саудовской Аравией», и кто первый успеет освоить немалые запасы, заберёт хороший куш. Боливия уже объявила конкурс на разработку – на данный момент участвуют шесть компаний. Из них одна американская контора, четыре китайских и российская Uranium One из структуры «Росатома». В планах многократное увеличение добычи лития в Боливии и, само собой, приоритетные поставки в Россию. Здесь как минимум две опасности. Первая – учитывая уровень антироссийского прессинга, никто не может гарантировать стабильность работы российского проекта в Боливии через два-три года. Вторая – массовый переход на боливийское сырье снова сделает внутреннюю добычу нерентабельной. Почему упоминаемая Uranium One не может запустить добычу лития в России, вопрос, который пока без ответа.

Наработки по собственной добыче щелочного металла в России есть, осталось только дождаться перехода от слов к делу.

Начать стоит с того, что страна занимает третье место в мире по запасам этого ценного металла. Конечно, соли лития не лежат под ногами, как в Южной Америке, но также вполне добываемы. Хотя и сложнее, и дороже. Но на то он технологической суверенитет, чтобы чем-то жертвовать ради светлого будущего. Природной копилкой солей лития являются Восточная Сибирь, Мурманская область и Дальний Восток. «Норникель» уже присматривается к одному из них и заключил соглашение с «Росатомом», предусматривающее разработку рудника Колмозерское на северо-западе страны. Здесь сконцентрировано до двадцати процентов разведанных запасов лития, причём добычу приходится вести шахтным или карьерным способом. Это один из самых дорогих способов добычи лития, правда, высокие цены на металл нивелируют затраты. За последние пару лет стоимость карбоната лития поднялась с 13 тыс. до 75 тыс. долларов. По мнению пессимистов, организовать работу на месторождении практически с нуля получится не ранее чем через пять-семь лет. Ещё есть вариант повторного использования отвалов, например, на упоминаемом выше Завитинском месторождении. Технологии заметно шагнули вперёд, и теперь из «отработки» можно получить немало ценного сырья. По мнению директора практики стратегического и операционного консалтинга KPMG А. Нестеренко, на это понадобится уже один-два года. Правда, это не позволит полностью закрыть потребности России в литии.


У правительства очень амбициозные планы на электротранспорт в России. На фото электрокар «Кама-1». Источник: kamaz45.ru

Перенесёмся в Иркутскую область на Ковыкинское газоконденсатное месторождение «Газпрома», где планируют организовать добычу солей лития из местных подземных вод. Это дешевле, чем извлекать из твёрдых минералов Мурманской области, но также очень затратно. Необходимые документы для запуска проекта подписаны ещё до начала специальной военной операции на Украине. Как водится в таких случаях, подготовлена «дорожная карта».

Не менее миллиарда рублей потребуется для освоения крупного Южно-Сухокумского литиевого месторождения в Дагестане. Здесь можно «выпаривать» до 6 тыс. тонн сырья, что почти закрывает годовую потребность России в настоящее время. И таких подземных литиеносных рассолов в Дагестане очень много. По мнению учёных РАН, именно Северный Кавказ должен стать локомотивом индустрии добычи щелочного металла.

На данный момент ясно одно – дефицит лития в России не за горами. На бумаге организуется как минимум три площадки для добычи, и осталось только дождаться реальных шагов. И если ко всему задуманному отнесутся действительно серьёзно и бизнесмены, и правительство, то у России может появиться «новое золото». Пусть не жидкое, но не менее ценное.
136 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +37
    11 января 2023 06:16
    На тут же работать надо, радеть о государственном деле , а не карманы набивать легкими деньгами ... Разучились у нас чиновники выполнять прямые обязанности, расслабились. Слабая у нас власть , вертикаль вся сгнила
    1. +29
      11 января 2023 07:07
      Действительно, быстрее рак на горе свистнет, чем шевелится начнут! СВО наглядно показывает заскорузлость и очковтирательство!
      1. +41
        11 января 2023 08:10
        Читаешь статью и думаешь: как же росстйские "кудринята"-рыночники-монетаристы - т.н. прозападные "эффективные менеджеры" - в погоне за финансовыми прибылями прокакали и будут прокакивать и сдавать Западу СУВЕРЕНИТЕТ России!!!

        И никто из них - этих предателей - не понёс никакой ответсвенности!
        Более того, эти мерзавцы в России до сих пор в строю!
        1. -7
          11 января 2023 09:14
          Цитата: Татьяна
          Читаешь статью и думаешь: как же росстйские "кудринята"-рыночники-монетаристы - т.н. прозападные "эффективные менеджеры" - в погоне за финансовыми прибылями прокакали и будут прокакивать и сдавать Западу СУВЕРЕНИТЕТ России!!!

          А вы не читайте эту бредовую статью.
          Автор слабо разбирается в деталях, но считает себя экспертом.
          Он почему то решил, что блок АБС это очень просто, а ЭлектроМобиль, очень сложно.
          Так вот, у нас тролейбусы и грузовые кары, делались еще 50 лет назад, нет там ничего сложного.
          А в эти самые блоки АБС, очень долго разрабатывать и тестировать. Нельзя за 2-3 месяца переоборудовать все машины. Банальный выпуск авто БЕЗ АБС потребовал 3 месяца, а вы думаете наладить свой выпуск можно за пол года? Фирма бош имея громадный рынок сбыта и огромную обратную связь и уже дошла до 7 версии системы АБС. Этот путь у них занял 30 летю. И в этой 7й версии есть куча ошибок.
          Теперь о литии. УРА патриотизм это сейчас модно, но покупать литий выпущенный у нас в 3, а то и 4 раза дороже чем из Боливии, ну такое себе удовольствие. Ну и вопрос, а зачем пытаться ссать против ветра??? Весь мир дураки и старается закупать литий в ЮжАмер., а мы самые умные, будем у себя добывать? типа в Австралии Африке или Канаде, да в том же США лития нет? везде есть, но есть понятие рентабельность. Весь сегодняшний прогресс идет по пути разделения труда. Кто то добывает ресурсы, кто то из этих ресурсов производит товар, а кто то просто занимается умственной деятельностью, проектирует. В нашей стране банально не хватает рабочих на стройке и строительстве дорог. А вы хотите полное самообеспечение?
          1. +29
            11 января 2023 09:39
            Весь мир дураки и старается закупать литий в ЮжАмер., а мы самые умные, будем у себя добывать?

            Иосиф Виссарионович ой не зря постулировал - своё иметь надо.. Пусть дороже - но ты точно знаешь что оно у тебя есть. Вот завтра наложат очередные санкции - и не будет у нас никакого лития из Юж Амер. Чё делать будем? Вообще - самой большой стране мира просто позор - закупать сырьё где-то на стороне. У нас вся таблица имеется - надо просто её добывать, а не считать, на чём можно больше навариться..
            1. +6
              11 января 2023 17:33
              Причём тут наличие и отсутствия лития? сам литий у нас может и есть, вот только у нас есть снег, дождь и низкие температуры, потому мы не можем организовать "открытый перерабатывающий цикл лития из его руды", тоесть организовать те самые "озёра" за счёт которых переработка руды становится дешевле.
            2. +12
              12 января 2023 10:34
              Сам прихожу в ужас! Мне кажется,что мы, в России, уже не по земле ходим, а по хрустящим денежным купюрам ходим! Столько денег выбрасываем на ветер, раздариваем кому ни попадя, тратим не оглядываясь только потому, что богаты безмерно и похожи на того самого братка-идиота, который прикуривает от сотенной купюры. А на операцию ребенку собираем всем миром. Недаром японцы о русских говорят, каждый русский гений в отдельности, а как соберутся вместе полный отстой. Сидят на мешках с золотом, а живут как нищие. Действительно Бог дал нам место где все в достатке, а зависим от санкций полудиких стран.
            3. -3
              13 января 2023 08:16
              Иосиф Виссарионович понимал слово "целесообразность". И не стеснялся закупать у "союзников" и "партнёров" то, что было выгоднее купить.

              ПисАть в интернете можно что угодно, в реальности надо все просчитывать.
              Сколько лет возможно закупать литий в Боливии?
              Сколько сил и средств при этом будет сэкономлено?
              Что мешает параллельно развивать свою добычу?
              Какие экологические последствия будут от добычи в РФ и потери от них экономические?

              Что за детский сад "свое надо иметь"?
              Чем вы готовы пожертвовать для этого?
              Готовы всей семьёй поехать на пять лет в Сибирь в холодные бараки строить ГОК? За среднюю по РФ зарплату?
              И даже если готовы, что вы умеете?
              Управлять строительной техникой?
              Вязать арматуру?
              Может сваривать?
            4. +1
              16 января 2023 04:35
              Ну, так добычу нужно организовывать, возиться с ней. Тут организационные способности нужны. А в режиме купи-продай гораздо проще жить и с этого денежку иметь.
          2. +23
            11 января 2023 10:13
            Все эти электромобили хороши .
            Не хочу вдаваться в подробности , как они влияют на окружающую среду .
            Но один , на мой взгляд очень важный пункт , никто не упоминает .
            Всем известно , что в морозные дни КПД любого аккумулятора падает в разы .
            Кроме того нужна энергия на отопление автомобиля .
            Так выгодно ли будет покупать россиянам , особенно там где зимы продолжительны и холодные , такой электрокар ?
            1. +7
              11 января 2023 13:10
              Откроем бизнес для ""электричек"" - эвакуатор, только с промышленным генератором! bully
            2. +1
              12 января 2023 09:02
              Так выгодно ли будет покупать россиянам , особенно там где зимы продолжительны и холодные , такой электрокар ?

              Причем тут это?
              Электрокары нужны для мегаполисов. Где людей > 2 млн.
              Чтобы снизить количество выхлопных газов.
              Чтобы легкие дышали чистым воздухом.
              Всё.
              1. +1
                13 января 2023 08:20
                А чурки всякие в местах добычи и обогащения лития пусть дохнут,их не жалко.

                Главное чтоб в мегаполисах белых людей было все красиво.

                Так, да?

                А пересесть на общественный транспорт белым людям невместно.
            3. 0
              16 января 2023 04:37
              Электромобили экологичный в использовании, но в производстве вроде как сильно не экологичны. Тем более значительную часть загрязнения окружающей среды автомобили наносят покрышками, истирающимися о дорожное полотно.
          3. NKT
            +22
            11 января 2023 10:31
            Весь мир дураки и старается закупать литий в ЮжАмер., а мы самые умные, будем у себя добывать? типа в Австралии Африке или Канаде, да в том же США лития нет? везде есть, но есть понятие рентабельность.

            Вот именно, надо начинать у нас разрабатывать, так как со временем развиваются и технологии и повышается рентабельность производства.
            В 200-х тоже смеялись над разработкой нетрадиционных коллекторов (сланцов) при себестоимости 300-400$ за баррель, а вот сейчас себестоимость уже порядка 40-60$, также хихикали и над СПГ, особенно Газпром, в итоге потерял время и все равно начал строить СПГ заводы. Китай на поток поставил бурение скважин с глубинами 7-8-9км за пару - тройку лет.

            Не получается у того, кто ничего не делает.
          4. +24
            11 января 2023 13:47
            Весь мир дураки и старается закупать литий в ЮжАмер., а мы самые умные, будем у себя добывать

            Один деятель тоже говорил: "Да кому нужны ваши станки?! Понадобятся - купим". И где станки, кто-то нам их продаёт? Так же с остальными жизненно важными продуктами для страны, так будет и с литием - прикроют поставки, продажи...
            Вы наверное ученик того деятеля и его последователей....
            1. +3
              12 января 2023 11:08
              Чем больше будут добывать, тем меньше будет стоимость.
              1. 0
                19 января 2023 22:50
                Цитата: sgrabik
                Чем больше будут добывать, тем меньше будет стоимость


                нУ И СЛЕДУЕТ ВЕРНУТЬСЯ К ЦЕНАМ НА газ, бензин, электричество советских времен, когда они стоили копейки...
                Экономика сразу заработает. А сейчас при таких бешеных ценах на энергоресурсы, все будет только разваливаться
            2. 0
              12 января 2023 17:40
              а самое главное - где тот самый деятель? feel
            3. +1
              12 января 2023 19:59
              Есть такая национальность - барыга. Внутри этой национальности есть две народности - барыги дальновидные и барыги жадные. В России поселились практически поголовно барыги второго типа.
          5. +7
            11 января 2023 21:33
            Что бы что то покупать за рубежом нужно ещё иметь валюту. Кажется мне что валюты у нас будет катастрофически не хватать. Она будет дорогая. Так что производство лития вполне может быть организовано у нас. А 3-х кратная стоимость? Это ведь прикидки. Никто, как всегда, толком не считал.
            1. 0
              12 января 2023 08:50
              А как же покупать за рубли? Сказано что рубль станет новой мировой валютой! Так что зря переживаете )))
          6. -4
            12 января 2023 05:44
            Вы их правильно умыли. Почему то никто не оценил. Добыча лития у нас в разы дороже чем в Боливии. А поскольку капитализм, чего удивляться. Будут осваивать Боливию
          7. +3
            12 января 2023 05:51
            В этой стране рабочих хватает, просто они не идут работать туда где мало платят, а зарплаты на стройках сейчас поверьте не самые большие, в сметах закладывает от 130 рублей в час. Да, есть на серверах объекты где заложено и 400 рублей в час, туда люди идут на работу.
            1. Комментарий был удален.
          8. +1
            12 января 2023 14:41
            [Автор слабо разбирается в деталях, но считает себя экспертом.]
            Полностью с вами согласен. Авторов всепропальшиков здесь всегда было много. А сейчас просто заголовки противно читать. И всем подавай СОВОК. Вот ТАМ было всё хорошо. А сейчас ВСЁ плохо. Я бы расписал в красках, как моя бабушка троих детей подымала во время войны, где в самом начале под Харьковом пал мой дед. Никто даже примерно не понимает цену победы!!! А все подхрюкивают - верните нам совок! Нет лития? Плохо! А на начало войны у нас не было листового алюминия. Мы его тупо получали по Ленд-лизу. И что теперь? Обоср-ся и не жить?
            Вообще в мире есть только три страны которые смогут выжить в полной изоляции. И коммунистический Китай сюда не входит... А входит США, Канада и мы. Это тоже ценить надо. И живём мы не плохо, по сравнению с поколением 40-х. И войну крупную ведём. И АПЛ ежегодно спускаем. Плохо всё? Что ещё мне скажите про Боливию?
            1. 0
              12 января 2023 18:23
              А моя бабушка шестнадцать детей подымала. Дедушка на фронте в брянском лесу в 1941-м погиб. Прадедушку раскулачили в 1919-м.
              И не жужу
              Мне главное чоб славян не убивали. Война идёт не за русский мир. За славянский. А славяне и мусульмане мирно уживаемся. И воевать будем вместе потому. И многие мусульмане славяне и наоборот
          9. 0
            12 января 2023 21:40
            Только вот троллейбусных заводов у нас осталось 2,5 штуки, а электрокары на 95% все импортные.
            Например, тепловоз 50 лет назад и современный тепловоз отличаются как рогатка и ПТРК. Клепать можно и повозки времён дедушки Даймлера.
            1. +1
              13 января 2023 06:38
              Кстати, работать на тепловозе ТЭМ 18, где электрическая схема с минимальными количеством электроники гораздо проще, чем на ТЭМ18ДМ, где её напихали где надо и где не надо...
            2. 0
              14 января 2023 21:22
              Незнаю с троллейбусами что а симаз как горячие пириожки расходятся. И да там про камаз писали чего то дурное. Не переживайте всё в порядке. Они эстафету передали. Мы приняли. Бежим дальше. Мы бежим...
        2. -1
          11 января 2023 22:02
          Царя нет ни в первопрестольной , ни в головах, вот лихая вольница и творит, что хочет fellow Круговая порука мажет, как деготь... request
        3. +2
          12 января 2023 11:05
          Прозападных тварей гнать в шею со всех руководящих должностей, не должно у нас быть предателей и перевертышей в руководстве.
        4. 0
          13 января 2023 06:28
          Там давно уже всё сдано. Эти Кудрина лишь небольшая часть стстемы
    2. +14
      11 января 2023 07:10
      Цитата: FoBoss_VM
      радеть о государственном деле...

      Вот именно что радеть, а не уповать на рынок

      Это один из самых дорогих способов добычи лития...
      По мнению пессимистов, организовать работу на месторождении практически с нуля получится не ранее чем через пять-семь лет.

      Не станут капиталисты вкладываться в рискванные проекты, да когда прибыль начнет идти только лет через десять. Сегодня литий дорогой, а завтра...
      Такими стратегическими проектами должно заниматься государство.
      1. +4
        11 января 2023 07:47
        Такими стратегическими проектами должно заниматься государство.
        Только оно и не занимается и не станет заниматься,всё надеется на частную инициативу, а тут :
        Не станут капиталисты вкладываться в рискованные проекты, да когда прибыль начнет идти только лет через десять.
        1. dsk
          +9
          11 января 2023 21:41
          Штаты используют все возможности для блокады России, сменить президента в нищей Боливии - вопрос цены и времени.
          Заморожено строительство АЭС в Калининграде, взорваны "потоки", обстелы запорожской АЭС...
          Что ждёт этот "батарейный" мегазавод при современной "холодной войне"?
          "Россия будет прирастать Сибирью" , этому изречению очень много лет...
        2. -1
          12 января 2023 13:05
          Государство не надеется на частную инициативу. У нас капиталистический режим. Есть спрос, будет предложение.
          1. +3
            12 января 2023 14:42
            У нас капиталистический режим. Есть спрос, будет предложение

            Якобы капиталистический, только не понятно какой, по мне у нас больше колониально-алигархически дикий, грабителький капитализм, при котором Россию грабит международный капитал с помощью местных алигархических ставленников, котором не нужно развитие страны, его производства, а лишь нужен как сырьевой придаток...
            Поэтому, какая может быть "есть спрос, есть предложение" - вот есть спрос в автомобилях, а где же предложение, если и есть то не наше предложение, есть спрос в самолётах, так где наши самолёты, предложение опять не наше было... И так по многим "спросу и предложению"...

            Вот тут хорошая статья про капитализм, в котором мы живем:
            https://brodude-ru.turbopages.org/turbo/brodude.ru/s/sovetskaya-propaganda-o-kapitalizme-kotoraya-okazalas-pravdoj/
    3. 0
      12 января 2023 06:51
      Цитата: FoBoss_VM
      Разучились у нас чиновники выполнять прямые обязанности, расслабились. Слабая у нас власть , вертикаль вся сгнила

      Сама жизнь их сейчас заставила и ОПК , и импортозамещение , и автаркию включать . причём уже не понарошку - иначе их просто скормят свиньям их победители . И они это знают .
    4. +8
      12 января 2023 08:59
      если отмести панику, то цифра такая : Да Россия закупает несколько тысяч тонн. Но из общего объема выпуска лития из импортируемого сырья (примерно в 2000 т) 400-700 т потребляется непосредственно в России, остальные 1300-1600 т отправляются на экспорт, — Производятся аккумуляторы, стекло, керамика, смазки, алюминий-литиевые сплавы.
      Если в моменте отмести амбиции экспорта и покрывать собственные нужды, то с на этом отрезке времени Россия выползет.
      В июле 2021 года сообщалось, что входящий в «Росатом» холдинг «Атомредмедзолото» планирует начать добычу соединений лития в Мурманской и Иркутской областях, а также в Латинской Америке до 2030 года и вложить в эти проекты более 50 млрд рублей. Назывался и предполагаемый объем добычи — до 50 000 т в год. - Пока эта стратегическая информация и ей не разбрасываются куда попало.
      Так же есть работа по проекта по производству соединений лития из минерализованных подземных вод Ковыктинского газоконденсатного месторождения «Газпрома» в Иркутской области. Это тоже информация не для посторонних.
      ИНК располагает собственными технологиями переработки литийсодержащих попутных вод и готова их адаптировать для переработки пластовых рассолов месторождения «Газпрома».
      В республике Дегестан есть три крупных месторождения лития, на самом большом из них, Южно-Сухокумском, можно добывать 5000-6000 т соединений лития в год. За последние 40 лет изучено на Северном Кавказе 92 месторождения с промышленным содержанием лития, 55 из которых находятся в Дагестане.
      «Берикейское, Южно-Сухокумское и Тарумовское месторождения позволяют не только полностью обеспечить потребности России в карбонате лития, но и экспортировать в другие страны.
      С 1941 по 1997 год в Красноярском крае работал единственный в России литиевый рудник на территории Завитинского месторождения. Концентрат перерабатывался Красноярским химико-металлургическим заводом (КХМЗ). В советские годы отработали около 40% запасов месторождения, а в 1997 году его законсервировали. Красноярский завод оформил лицензию на добычу лития из техногенных отвалов Завитинского месторождения. КХМЗ и производитель гидроокиси лития из Тульской области компания «Халмек» также намерен разрабатывать месторождения в Мурманской области.
      Кроме КХМК и «Халмека», в России переработку лития ведет входящий в «Росатом» Новосибирский завод химических концентратов. Использованные литиевые аккумуляторы перерабатывают на двух предприятиях: «Национальная экологическая компания» (НЭК) в Ярославле и «Мегаполисресурс» в Челябинске.
      Автору успокоительного влейте несколько рюмок коньяку. Скоро старый новый год. hi
      1. +5
        12 января 2023 13:09
        Цитата: zloybond
        Автору успокоительного влейте несколько рюмок коньяку.

        Рановато вы успокоились и других успокаиваете. Или гешефт обязывает? Зная как у нас делаются дела успокоится можно будет только когда эти заводы заработают и выпустят продукцию. И то пожалуй - нет.
    5. +4
      12 января 2023 10:41
      За дело радеть нужно, а вот развивать тупиковую ветвь развития электротранспорта точно не стоит. Во всем мире стоит глобальная проблема сохранения энергии. При всей акцентированности развития аккумуляторных технологий . аккумуляторы даже не рядом с обыкновенным ДВС.
      Куда логичней выглядит линия развития электротранспорта на водороде. Выработка электроэнергии по средствам топливных ячеек позволяет снять ограничения по времени зарядки, по дневной дальности пробега, не тратить драгоценную энергию зимой на выработку обогрева.
      Не мало важным является экологическая составляющая эксплуатации и переработки отработавших своё электрокаров.
      В эксплуатации оба варианта дают НУЛЬ, а вот в переработке: аккумуляторный чуть ли не самый грязный, а водородный может полностью переработан производством вторично.

      Ну и самое главное, ОТКУДА БРАТЬ ЭНЕРГИЮ ДЛЯ ЭЛЕКТРОКАРОВ. Россия является лидером в атомной энергетики и так же ещё анонсировано строительство двух приливных электростанций на Камчатке. Ничто не мешает вырабатывать водород чистым спокосмобом на камчатке и транспортировать его по трубопроводу или в цистернах в сжиженном виде.
      1. +1
        12 января 2023 17:55
        Вообще то при нашем положении стоит считать деньги. Не уверен, что пользование электротранспортом на литиевых батареях дешевле. Да, возможно, это экологичнее. Но, в наших условиях во многом плевать на экологию, если она прямо не влияет на наше здоровье, поскольку таких денег у России уже не будет, по крайней мере лет 10.
  2. +1
    11 января 2023 06:30
    Учитывая,что из тонны добываются буквально граммы лития, другим странам выгодно разрушать экологию другой страны,а не своей.Тем более идет борьба за меньшее потребление энергии на единицу продукции.Здесь нам поможет бартер редких металлов на тот же литий.
    1. +6
      11 января 2023 07:06
      Цитата: Николай Малюгин
      Учитывая,что из тонны добываются буквально граммы лития, другим странам выгодно разрушать экологию другой страны,а не своей.Тем более идет борьба за меньшее потребление энергии на единицу продукции.Здесь нам поможет бартер редких металлов на тот же литий.

      Крупнейшие месторождение лития в мире. Как же жутко пострадает экология при добыче?
      1. dsk
        -1
        11 января 2023 22:01
        Для уменьшения загазованности двух столиц Москвы и Питера электокары будут внедрять "добровольно-принудительно".
        В остальной России спасение экологии - переход на газомоторное топливо...
  3. +2
    11 января 2023 06:33
    И если ко всему задуманному отнесутся действительно серьёзно и бизнесмены, и правительство, то у России может появиться «новое золото».
    Разве, что если и серьезно..
    1. +5
      11 января 2023 15:27
      Цитата: parusnik
      серьезно

      Украинские источники утверждают что район Бахмута богат на литий, и при налажевании современных методов добычи и очистки Украина бы вошла в пятёрку мировых лидеров.
      Не знаю на сколько это верно, но моментальная ситуация с запридельным упорством обоих сторон наводят на мысль что не солью единой. Одно но. Думаю что для развития полноценной добычи место должно находиться в глубоком тылу.
      1. +5
        11 января 2023 23:47
        Я вот тоже не понимаю всех этих планов строительств мегасуперзаводов в приграничной зоне/анклавах. Если не путаю, из истории, в 41-ом аэродромы, склады переносили по ближе к границе (просто как пример). В результате, кому они достались в первые же месяцы войны? Но тогда это можно было оправдать обычным распи.... головотяпством, ура-патриотизмом и ещё кучей причин. Чем сейчас оправдывают?(учитывая "настойчивое" желание прибалтов и поляков "отсечь" эту территорию от нас. У меня вопрос: для кого "стараются"? )))) Действительно, оправдания , типа, "транспортной доступности" и "круглогодичного строительства" , как минимум, сомнительны.... Вон база в Энгельсе, вроде в глубоком тылу и то достали какими-то дронами... Но это база. Военный объект. А для кого собираются строить мегазавод в , по сути, прифронтовой полосе? ...
    2. +2
      12 января 2023 12:38
      "Если действительно серьезно...", то первым делом надо расстрелять Силуянова - главный тормоз в развитии экономики. А потом и Набилулину.
      1. 0
        13 января 2023 06:32
        Им ещё повышение и медаль дадут начальники за отличную работу
  4. +1
    11 января 2023 07:24
    Пять копеек про батареи: лет 15-20 назад, в вечерних новостях рассказали, что на космической станции создали и привезлина землю полимерную батарею, способную выдавать 10 кВт в течении года. Далее речь шла о возможном строительстве космического завода по производству таких батарей. О чём была речь? Если сейчас информацию об этом не найти?
    1. +3
      11 января 2023 07:29
      Цитата: Pike
      Пять копеек про батареи: лет 15-20 назад, в вечерних новостях рассказали, что на космической станции создали и привезлина землю полимерную батарею, способную выдавать 10 кВт в течении года. Далее речь шла о возможном строительстве космического завода по производству таких батарей. О чём была речь? Если сейчас информацию об этом не найти?

      Если такой уровень запаса энергии то это ядерные источники энергии, учитывая мощность то это РИТЭГ, но притащить мощностью в 10 квт на космическую станцию невозможно, слишком тяжёлая. Поэтому думаю вы что-то путаете
      1. +1
        11 января 2023 13:43
        Цитата: BlackMokona
        притащить мощностью в 10 квт на космическую станцию невозможно, слишком тяжёлая.

        Точно не путаю. Её создали в космосе, упомянули космический вакуум, как среду создания, далее речь шла о возможном строительстве завода в космосе.
        1. 0
          13 января 2023 06:33
          Это наверное что-то из серии не имеющего аналогов было)
  5. +29
    11 января 2023 07:30
    Дались вам эти электроавтомобили. Наша верхушка как обезьянничала перед Западом так и продолжает это делать. Морозы этого января им не урок. Чтобы заряжать эти аккумуляторы электроэнергию в сё равно вырабатывают на тепловых электростанциях. У России есть ценнейший ресурс, это метан. Метан, фактически "законсервированный" водород, гле роль консервирующего элемента выполняет один атом углерода. Есть масса низкодебитных газовых скважин, уже проведена отработка получения диметилового эфира в качестве моторного топлива. То что Запад делает ставку на электротранспорт вполне понятно, у них туго с углеводородами, климат гораздо теплее Российского и электроэнергию могут получать кроме тепловых и атомных станций, ещё от солнечных батарей, ветряков и приливных станций. С ними всё понятно, нам то нафига всё это. Лития для металлургии, атомной энергетики и фармацевтики в стране вполне достаточно. В Правительстве должны основную роль играть инженеры, а не эффективные менеджеры с непонятным гуманитарным образованием.
    1. +1
      11 января 2023 07:35
      Цитата: 2112vda
      Дались вам эти электроавтомобили. Наша верхушка как обезьянничала перед Западом так и продолжает это делать. Морозы этого января им не урок. Чтобы заряжать эти аккумуляторы электроэнергию в сё равно вырабатывают на тепловых электростанциях. У России есть ценнейший ресурс, это метан. Метан, фактически "законсервированный" водород, гле роль консервирующего элемента выполняет один атом углерода. Есть масса низкодебитных газовых скважин, уже проведена отработка получения диметилового эфира в качестве моторного топлива. То что Запад делает ставку на электротранспорт вполне понятно, у них туго с углеводородами, климат гораздо теплее Российского и электроэнергию могут получать кроме тепловых и атомных станций, ещё от солнечных батарей, ветряков и приливных станций. С ними всё понятно, нам то нафига всё это. Лития для металлургии, атомной энергетики и фармацевтики в стране вполне достаточно. В Правительстве должны основную роль играть инженеры, а не эффективные менеджеры с непонятным гуманитарным образованием.

      Энергию у нас можно получать на АЭС и ГЭС, а углеводороды они не бесконечные в мире. Рано или поздно закончиться, причём чем меньше их будет в мире тем выше цена. А заправлять свои авто бензинчиком при цене нефти в 500$ жаба задушити, даже если себестоймость нефти при добыче не вырастит. winked
      1. -1
        11 января 2023 19:41
        Цитата: BlackMokona
        углеводороды они не бесконечные в мире.

        Их ровно столько, сколько кислорода в атмосфере, вопрос только себестоимости добычи. А для авто, эрцацбензин из угля и водорода, наработанный при помощи электричества от АЭС - просто удобнее в обращении.
    2. +2
      11 января 2023 07:52
      Ну так вы же забыли про наш родной ""Москвич"" и прочие теперь уже стопроцентно китайские отверточные производства китайских же вёдер! Баста друзья, покатались на нормальных авто за нормальные бабки и будя....... yes
      1. +4
        11 января 2023 08:39
        Цитата: Alien From
        производства китайских же вёдер! Баста друзья, покатались на нормальных авто за нормальные бабки и будя

        Эээ... У вас под определение "ведро" попадают все авто не западного производства или только китайские?
        1. +2
          11 января 2023 09:33
          Нонмальные-это когда уаз патриот самый дорогой стоил 1500 рублей, а не 3500 как сейчас, да ещё и без элементарных систем безопасности. Относится это ко всем авто, у китайцев есть тоже неплохие модели. Дело в ЦЕНЕ hi
          1. 0
            11 января 2023 09:56
            Цитата: Alien From
            Нонмальные-это когда уаз патриот самый дорогой стоил 1500 рублей, а не 3500 как сейчас... Дело в ЦЕНЕ

            У вас несколько странные критерии... Учитывая, что подорожал абсолютно весь автопром, а не исключительно российский, можно подумать, что для вас нормальных авто не осталось - все перешли в разряд "вёдер". Чтоб никому не обидно, так сказать.
            Даже соглашусь, что такая точка зрения допустима и, если подумать, оправдана, но... Но пройдёт немного времени, вы привыкнете к новым ценникам и вам придётся использовать более постоянные критерии для определения "вёдер"... drinks
            1. +5
              11 января 2023 10:36
              Зарплата то таже осталась, вот в чем беда. Я не ною, но люди которые скопили 1000 должны теперь копить ещё 1000 на тоже самое а то и хуже. Да ещё и половина моделей в недоступе и без гарантии. Обидно, но вы правы, прорвёмся drinks
              1. +1
                13 января 2023 06:35
                Главное чтобы этот прорыв был в вверх
      2. +3
        11 января 2023 18:38
        Сюжет из ТВ-новостей( с пиититом, и восхищением): ... спроектирован электромобиль на базе легендарной "буханки"... "Вот сейчас мы видим как на уникальном оборудовании ( листогиб!!!) изготавливается крышка аккумуляторной батареи..."
        "... Ожидаемая цена 3 млн рублей
        ...".
        crying fool recourse am
        1. 0
          11 января 2023 19:14
          Тут без слов, только одно, уазики даже ПОКРАСИТЬ!!! нормально не могли, ииии-эллектромобиль laughing laughing laughing фраза Лаврова
      3. +1
        12 января 2023 09:12
        Праворукие авто стали появляться. Назад шаг сделали. Купить Весту за 2 млн рублей или за те же деньги 3-4 летний Прадо , пусть и с правым рулём
        1. +1
          12 января 2023 18:51
          Цитата: kaufman
          Праворукие авто стали появляться. Назад шаг сделали. Купить Весту за 2 млн рублей или за те же деньги 3-4 летний Прадо , пусть и с правым рулём

          Появляться?! Да это основа парка личных авто!(38-ой регион, и часть других, многочисленных...). Да,- китайцы, корейцы давят... "Японцы" "местной" сборки ..., да,- есть...
          Новые,( или почти новые,)...Для тех, кто авто через два года эксплуатации может менять,- вполне вариант.
          Следующий владелец,- чаще всего,- "терпила"( извините,- в автосервисе работал, связи есть.).
          ... На левом руле забыл когда ездил( при Союзе..., в РФ на военной технике, ...когда товарищам с "еаропейцами" помогал...
          "Соболи", "Патриоты"и прочие имеют своих клиентов здесь... Своей ценой.... feel
          1. 0
            13 января 2023 06:36
            Нет, в Иркутской области леворульных уже больше
        2. 0
          12 января 2023 19:29
          Цитата: kaufman
          Праворукие авто стали появляться. Назад шаг сделали. Купить Весту за 2 млн рублей или за те же деньги 3-4 летний Прадо , пусть и с правым рулём

          Вы не купите Прадо 4 летку за 2 ляма.Разве что на ДВ...
  6. +4
    11 января 2023 08:13
    Нынешняя власть вряд ли что то будет делать.Не умеют и не хотят.30 лет уже деградируем.за исключением некоторых отраслей.
    1. 0
      12 января 2023 19:38
      Цитата: Million
      Нынешняя власть вряд ли что то будет делать.Не умеют и не хотят.30 лет уже деградируем.за исключением некоторых отраслей.

      И следущая тоже не будет..И даже если коммунисты к власти придут- даже они ничего сделать не сиогут.Потому что разруха слишком бодьшая будет
  7. +8
    11 января 2023 08:16
    они где живут-в тропиках??? какие электро в России?? зимой они что будут делать?? а энергию для зарядки где брать и сколько это будет стоить?для страны может всего надо 100т машин. может стоить узнать кому нужны они и просчитать во что выльется все это !
    1. +5
      11 января 2023 08:21
      они где живут-в тропиках???
      Неее, на другой планете..
      а энергию для зарядки где брать и сколько это будет стоить?
      Ну, что Вы..у нас же ,что ни год,электроэнергия дешевеет, мы АЭС, как пирожки печем, что ни год, то АЭС.. smile
      1. -1
        11 января 2023 23:08
        что то судя по этому видео пирожков у нас тоже не особо то много
        1. 0
          12 января 2023 23:15
          Количество строящихся в России, построенных десятков нами зарубежом и мощности (высочайшей доли выработки э/э) вы, конечно же, не посчитали?
          1. 0
            27 января 2023 22:28
            и сколько строится в России? на видео выше видно сколько и у кого, и как это коррелирует с развитой промышленностью. а что нам до тех кто зарубежом? можно почитать интересую историю с нововоронежской аэс и какие сейчас реакторы активны.
    2. +4
      11 января 2023 09:07
      Во что выльется? Представте всё возвращаются с работы и включают в сеть свои машины на подзарядку и идут домой и там включают всё что работает от электричества. Пик потребления будет такой что врят ли сегодняшняя сеть вытянет. И это только один пример.
      1. +3
        11 января 2023 12:16
        Да не, зарядные станции вполне рассчитаны на такие нагрузки, а современные заряжают на полную за 15 минут. А если вы про домашнюю зарядную станцию, там достаточно настроить автовключение зарядки в ночной тариф, когда нагрузки на сеть нет.
        1. 0
          27 января 2023 22:32
          причем тут зарядные станции речь о существующей генерации, и расчет современных сетей в городах выдержать такие пиковые нагрузки с такими потребителями
    3. +6
      11 января 2023 10:27
      Цитата: alekc75
      они где живут-в тропиках??? какие электро в России?? зимой они что будут делать??

      Да ладно зимой. Что они вне городов делать будут? Ну, например, приедут горожане на дачи в пятницу вечером - и как поставят все машины на зарядку. smile
      Мало того, что местные сети не рассчитаны на такую нагрузку, так ещё и электричество подаётся нерегулярно (Ленобласть, Карельский перешеек, садоводство в 80 км от Питера - каждую неделю отключают несколько раз на 3-4 часа).
      1. +3
        11 января 2023 10:41
        Обожаю разговоры про электромобили, только те, кто не имел опыт их эксплуатации, может за них топить. У нас же Россия, а не Турция!)))
        1. +10
          11 января 2023 17:24
          ,,...Обсудив в гаражах перспективы "Теслы" мы с мужиками постановили,- Если и брать, то только на механике, и дизельную...". yes (С).
      2. 0
        12 января 2023 19:41
        Цитата: Alexey RA
        Цитата: alekc75
        они где живут-в тропиках??? какие электро в России?? зимой они что будут делать??

        Да ладно зимой. Что они вне городов делать будут? Ну, например, приедут горожане на дачи в пятницу вечером - и как поставят все машины на зарядку. smile
        Мало того, что местные сети не рассчитаны на такую нагрузку, так ещё и электричество подаётся нерегулярно (Ленобласть, Карельский перешеек, садоводство в 80 км от Питера - каждую неделю отключают несколько раз на 3-4 часа).

        Они будут покупаться только в городах миллионниках- как чисто поповозка до работы и обратно.Все другие варианты не актуальны..
  8. +3
    11 января 2023 08:27
    Ну,если с литием проблемы,то ну его накрен ! Переходим на натрий и графен ! "Свято место пусто долго не бывает !"
    1. 0
      11 января 2023 20:36
      Наверно всё-таки лучше на солёные огурцы или малосольные перейти. Для этого не нужно лития, а только огурцы и спирт, или самженэ. Это можно употреблять как до того, так и после того. Главное всё это своими руками. Конечно огурцы придётся закупать в странах, где круглый год лето. А мы им за это валенки разного покроя и расцветки, пусть в джунглях бегают и тигров пугают. Можно также неваляшки продавать, а внутри самженэ. Этикетка должна быть классная - три звёздочки, четыре звёздочки, а лучше пять звёздочек эта неваляшка будет самой дорогой. За эту неваляшку будут отдавать ведро, детское, огурцов. Равноценный обмен.
    2. 0
      27 января 2023 22:34
      у нас как всегда, будут пытаться запрыгнуть в последний вагон поезда, который уже сходит с рельсов. проще копировать, чем риски с чем то новым
  9. +1
    11 января 2023 08:42
    Начать стоит с того, что страна занимает третье место в мире по запасам этого ценного металла.

    "По данным Геологической службы США (USGS), крупнейшие прогнозные ресурсы лития в мире по состоянию на прошлый год находились в Боливии, где они оценивались в 21 млн т, Аргентине (19 млн т), Чили ( 9,8 млн т), США (9,1 млн т), Австралии (7,3 млн т) и Китае (5,1 млн т). Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн т."
    Здесь можно «выпаривать» до 6 тыс. тонн сырья, что почти закрывает годовую потребность России в настоящее время.

    " «Из общего объема выпуска лития из импортируемого сырья (примерно в 2000 т) 400-700 т потребляется непосредственно в России, остальные 1300-1600 т отправляются на экспорт... Производятся аккумуляторы, стекло, керамика, смазки, алюминий-литиевые сплавы»."
  10. +6
    11 января 2023 09:01
    «Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года».
    Следует для начала тихо убрать эту безумную бумажонку, принятую в угоду европейским либеральнозеленым существам. Внедрение в России этой бредовой ерунды возможно только под давлением власти, яростно стремящейся максимально разрушить наше хозяйство. Лично я поражен и опечален тем, что эту ерунду, оказывается, все еще не отменили!
    Ну а насчет литиевых месторождений все верно. Надо бы, конечно, возродить. Тем более, что их "нерентабельность" явно нарисованная) В свое время вдруг оказалось "нерентабельно" и инструмент производить! Вследствие чего были оперативно уничтожены все производственные цепочки инструментальных сплавов. Типа нерентабельно, ага) С литием явно та же история.
    Другое дело, что наши "друзья" позаботились об уничтожении производств, делающих оборудование для рудников. Ну и, натурально, нет больше инженеров, которые это оборудование когда то разрабатывали, обеспечивали производство, монтировали... Сейчас рудная промышленность, это западное оборудование, смонтированное западными спецами, обслуживаемое ими же, и наши пахари которые "еще накопают".
    Да, для возрождения нужно время) А пуще того люди. Их вообще то нет...
  11. +1
    11 января 2023 09:18
    Идиоты и вредители правят Россией поэтому удивляться не чему
    1. -1
      12 января 2023 09:18
      Не надо все валить на правителей . Можно говорить о том, что какой народ такое и правительство, какого достойны. Да и сам народ не особо стремится. Сколько у нас поменялось типов правителей за 100 лет последние? А мы так и идём по обочине прогресса. За исключением некоторых просветов - Космос , Атом при СССР , а все остальное в лучшем случае догоняем
    2. 0
      12 января 2023 19:51
      Цитата: Ryaruav
      Идиоты и вредители правят Россией поэтому удивляться не чему

      А ничего нового...
      Начали строить Мертвую дорогу- бросили.Т.е либо при Сталине либо при Хрущеве - кто то брехал про ее нужность/ не нужность.
      Либо при одном вредители либо при другом.
      Не удивлюсь если это одни и теже люди - лизали зад очередному вождю и делали свои делишки
  12. +6
    11 января 2023 10:03
    Интересно кто прихватизировал Завитинское месторождение, что добыча стала не рентабельной? Может он компенсирует потери? Чубайс вроде уже в Англии резвится. Спросить короче не с кого.
  13. +4
    11 января 2023 13:37
    Ну вот и в этом наконец то сдвинемся. Вообще то литиевый голод во всем мире.
  14. -2
    11 января 2023 16:16
    Цитата: Кузнец 55
    Всем известно , что в морозные дни КПД любого аккумулятора падает в разы. Кроме того нужна энергия на отопление автомобиля. Так выгодно ли будет покупать россиянам , особенно там где зимы продолжительны и холодные , такой электрокар ?

    Всем известно, что Норвегия находится на широте, гораздо большей, чем Россия, но имеет парк электромобилей в 25%. Это самый большой показатель в мире...
    1. +1
      11 января 2023 16:54
      Там весьма тепло за счет Гольфстрима так-то, ну и конские пошлин на автомобили с ДВС. Но в плане боязни морозов пожалуй соглашусь, в Сибири достаточно много "электричек" катается, и жалуются в основном на отсутствие инфраструктуры для них, а в плане эксплуатации получается дешевле, так как не надо тратиться на привычные для ДВС расходники, ну и электроэнергия зачастую дешевле.
      1. -1
        11 января 2023 22:13
        Наверное, всем будет приятно, когда из-за ЭМ энергия подорожает раза в 4.
    2. -Скажите учитель, сколь огромна эта Великая Норвегия ?!
      -А вот столько :"...Площадь385 207 км²
      Население5 425 270 чел. (1 января 2022 г.)..." ! Меньше Москвы ,однако ....
      -А протяженность дорог ???
      -В Норвегии -93000 км. В России-1452 тысячи км.
      1. 0
        12 января 2023 09:21
        И что ? У нас подавляющее большинство автомобилей постоянно ездит из одного конца страны в другой?? Нет конечно. Обычные суточные пробеги горожан вполне сравнимы и в России и в Норвегии
  15. +1
    11 января 2023 16:28
    Что-то мне подсказывает что уж ископаемые-то добыть сможем
    1. 0
      11 января 2023 16:58
      Добыть-то можно, этой руды у нас действительно завались, проблема в том что концентрация лития в нашей руде крайне мала, отсюда получается высокая себестоимость добычи, что фактически ставит крест на развитии, так как купить готовое у китайцев будет всегда дешевле.
      Когда в соленых озерах Южной Америки концентрат лития добывают фактически за копейки, у нас же придется раскапывать эту руду, везти на комбинат, перерабатывать там, складировать хвосты и т.д.
      1. +3
        11 января 2023 22:12
        Крест на развитии ставят санкции и пресечение морских коммуникаций флотом США. Они не дадут России и Китаю качать ресурсы из Южной Америки, пока их самих не уничтожат.
        1. +1
          12 января 2023 19:54
          Цитата: meandr51
          Крест на развитии ставят санкции и пресечение морских коммуникаций флотом США. Они не дадут России и Китаю качать ресурсы из Южной Америки, пока их самих не уничтожат.

          И что нам даст добыча лития стоимостью в цену золота??
  16. 0
    11 января 2023 16:46
    Очень интересно теперь смотрится наличие больших запасов лития в/на Украине.
    Свое производство, даже датируемое можно сделать в пределах потребления МинОбороны. Мало ли вдруг снова: "никогда не было такого и вот опять!"
  17. kpd
    +4
    11 января 2023 17:35
    Пора осваивать утилизацию и переработку литиевых батарей - скоро этого вида мусора в мире будет много, вот и будет источник лития.
    1. 0
      12 января 2023 19:55
      Цитата: kpd
      Пора осваивать утилизацию и переработку литиевых батарей - скоро этого вида мусора в мире будет много, вот и будет источник лития.

      Очень грязный источник и вредный
  18. +4
    11 января 2023 19:34
    У нас,в Забайкалье в п.Первомайский была отличная добыча этих редкоземельных металлов (руд).При СССР посёлок был закрытого типа,имел свою ТЭЦ,водазабор и пр.Но с приходом перестройки всё оборудование с огромного комплекса порезали на металл и распродали,хотя числился он как на консервации..Разбазарили народное достояние буржуи,а теперь локти простой народ кусает..Кабздец какой-то..Сталина в нынешнее время,ой как не хватает..
    1. 0
      12 января 2023 20:02
      Цитата: NeRTT
      При СССР посёлок был закрытого типа,имел свою ТЭЦ,водазабор и пр

      Есть желащие жить там сейчас?Тогда там держался народ за бабло и шикарное снабжение.Сейчас- Вахта максимум.А большие зарплаты тоже скажутся на себестлимости...
      Это при Сталине можно было не обращать внимания на себестоимость- сейчас не выйдет так
  19. 0
    11 января 2023 19:38
    Да не нужны электромобили и электробусы России. Это бизнес для гламурных либерастов. Если только в шахтах работать. А вот элементы питания нужны...
    1. +2
      11 января 2023 23:16
      да да, у нас в городе трамваи выпилили, а теперь о них мечтают. эффективность эл транспорта в его рекуперации, пусть гибриды, но энергия торможения может использоваться на ускорение, у нас не выгодно стимулировать энергоэффективность, больше потребят больше продадим -вот и вся логика
  20. +2
    11 января 2023 22:09
    Электроавтомобили - тупиковая ветка. Их полный кпд, с учетом производства энергии, ниже бензиновых. Цена выше, утилизация батарей - экологическая проблема. Они вызовут подорожание энергии со всеми вытекающими.
    1. 0
      12 января 2023 15:32
      Конкретно для нашего климата электромобили все же актуальнее, поскольку в наших городах газовые ТЭЦ дают также теплую воду в централизованное отопление, с этим учетом переработка газа в электричество получается эффективнее переработки нефти.
  21. +2
    11 января 2023 22:13
    Лет через пять мы вернемся на уровень СССР 80-х годов. При том развитии ситуации что сейчас санкции очень быстро дадут себя знать и наши патриоты среди вождей осень быстро простят все всем и бросятся в засос целоваться с "партнерами" из ЕС и НАТО.
  22. Без национализации важнейших стратегических отраслей нет у нас будущего.
  23. +2
    11 января 2023 23:32
    Нонсенс безусловно! Имея одни из крупнейших в мире нефтедобывающих и газодобывающих отраслей Россия испытывает недостаток в редкоземельных металлах. Попутные воды после очистки нефти закачиваются обратно в пласты без извлечения всей номенклатуры редкоземельных материалов. Деньги видимо никому не нужны. Технологии извлечения давно уже разработанны с различным уровнем рентабельности. Кто
    и что мешает доработать технологии до приемлимого уровня рентабельности непонятно. Судя по всему Россия и россияне просто уклоняются от того, чтобы стать мировыми лидерами по добыче редкоземельных материалов лежащих буквально под ногами и более того, возвращаемых обратно в землю, из-за нежелания зарабатывать больше денег. Извлекая попутные режкоземельные материалы нефтяные компании будут меньше травить грунтовые воды и это также положительный момент. Может быть государство, для стимулирования добычи редкоземеньных материалов, должно наложить ограничения на уровень содержания редкоземельных металлов в закачиваемых в пласты водах, или растворах, для поддержания давления.
  24. fiv
    +2
    12 января 2023 07:48
    "Ядерной промышленности жизненно необходим литий в качестве теплоносителя в реакторах" – впечатляющая чушь! (теплоноситель - вода, в БН - натрий, у военных был свинец с висмутом). "радиоактивного изотопа водорода трития, который, в свою очередь, применяют в качестве экранирующего средства для поиска тепловых нейтронов" - номер два! Ну, бывает, не туда посмотрел, не там списал. Дальше, развитие электротранспорта потребует не только лития, но и не меньше, а может даже больше меди и алюминия. Так как все эти аккумуляторы надо ЗАРЯЖАТЬ, увеличится количество потребителей, возрастут их мощности и надо будет перекладывать электросети по всей стране, ставить новые, более мощные трансформаторы, строить новые подстанции и так далее. То есть, мало развить производство лития. Даже мало развить производство аккумуляторов. Надо развивать целый комплекс - от лития до трансформаторов и дальше.
  25. 0
    12 января 2023 08:01
    Технологический суверенитет и безопасность страны это не бездумное копирование мировых достижений а прежде всего свои особенности и интересы. Электромобили с утилизацией или тушением аккумуляторов при аварии, это беда пострашнее бензинового двигателя, а учитывая морозы -40, как пожарные будут погружать горящий автомобиль в ванну с водой и обеспечивать её постоянную готовность?
    Скорее всего в России электромобили и не сильно то нужны, а гораздо актуальнее развитие ДВС.
    Россия уже причинила себе ущерб, лишив себя возможности использовать фреон, может пора начинать развивать именно свою страну?
  26. +2
    12 января 2023 08:22
    Статья безграмотная, после вот таких перлов :-"для получения радиоактивного изотопа водорода трития, который, в свою очередь, применяют в качестве экранирующего средства для поиска тепловых нейтронов" можно было не читать. И это не говоря о планах выпуска 25 тыс электромобилей по цене самолета для россиян.
  27. +1
    12 января 2023 09:40
    Наивный вопрос, почему собираются везти литий из Боливии, а не из Забайкалья. Ну, где вы видели "дефективного мэнэгэра", который променяет командировку к знойным латиноамериканкам на командировку в забайкальскую глухомань?
  28. +4
    12 января 2023 12:11
    В решении этого вопроса помогут только методы Иосифа Виссарионовича и Лаврентия Павловича.
    Назначается ответственный чиновник. МинФину поручается осуществлять финансирование добычи лития по факту понесенных затрах ( как после Великой Отечественной финансировался наш ядерный проект). Чиновнику платят большую зарплату. Будет результат - наградят Золотой Звездой Героя труда. Ну, а если не будет результата, то уж извините, добро пожаловать на расстрел.
  29. +1
    12 января 2023 12:21
    Строить в Калининграде -дичь. Для производства нужен СУХОЙ климат. Особенно странно на фоне закрытия аккумуляторного завода в Саратове. Время недоучек и прохиндеев.
  30. 0
    12 января 2023 13:19
    Так в России нет лития или нет желания добывать собственное сырье дядьками буржуинами собственного разлива?
    А что касается электромобилей - это массовый бред мирового масштаба от недоучек а-ля Грета Тунберг, которые уверены, что электричество берется в розетке.
    Подсчитайте стоимость полного цикл производства аккумулятора от добычи сырья и заканчивая утилизацией экологически вредных и ядовитых остатков и "прослезитесь".
    Общественный электротранспорт применим только в мегаполисах для снижения уровня выхлопных газов, но при этом его рентабельность в разы ниже традиционного.
  31. +4
    12 января 2023 14:08
    Инвестиции Боливию - практически такая же глупость как и Северные Потоки. Как только Россия вложит свои деньги за пределы своих геополитических границ, так сразу американцы зачеркнут эти вложения одним росчерком пера. Инвестировать надо в собственные территории. Это надежнее и в конечном итоге дешевле чем в любые другие мероприятия со стопроцентным риском.
  32. 0
    12 января 2023 14:10
    Да, в общем-то есть и другой путь. Форсировать разработку и внедрение натрий-ионных аккумуляторов. Но для этого нужно - что? Правильно, отраслевые институты. Или мощные исследовательские и опытные центры на производствах. Но первые похерили в 90-е, а вторые... вторые только пилить и могут.
  33. 0
    12 января 2023 17:11
    ОНИ не хотят понять -если не будет существующего ГОСУДАРСТВА то всё отберут те или эти.Нужно уже определяется. Оказать помощь РОДИНЕ-дело святое.
  34. 0
    12 января 2023 17:22
    работать не хотим, а много денег хочется. Так не бывает. Ну если только воровать. А наши чиновники работать не хотят, а воровать первые.Так что все у нас как всегда.
  35. D O
    0
    12 января 2023 20:57
    к 2030 году каждое десятое транспортное средство, производимое в стране, не будет иметь двигателя внутреннего сгорания – его место займут электромотор и литийионная тяговая батарея

    Здесь целесообразно говорить только о городском электротранспорте.
    В первую очередь, произвести побольше старых добрых троллейбусов, а там где ещё не разобрали рельсы, трамваев. Возможно, постепенно перевести на батарейки городские развозки типа газелек и каблуков.
    Ибо что-то большее, а именно большинство автомобилей на батарейках, потребует уже коренной перестройки всей электро-энергетической инфраструктуры страны - существенного увеличения производства электроэнергии, постройки новых мощных ЛЭП и подстанций, сети зарядных станций. Плюс новые заводы по утилизации автомобильных батареек.
    В сегодняшних условиях огромных проблем с российскими критическими отраслями, вызванными ориентацией России на Запад с последующим санкционным ударом Запада, идея всеобщей замены ДВС на батарейки не способствует выживанию России, скорее наоборот.
  36. 0
    12 января 2023 22:22
    Собирать литиевый мусор по всему миру и получать вторичный литий? Всякие там отработанные батарейки. Наши атомщики способны потянуть такой проект?
    1. D O
      0
      13 января 2023 00:58
      тоже-врач, даже если наши спецы и способны организовать добычу лития из старых батареек, в условиях санкций кто же нам даст собирать по миру эти батарейки в рентабельных объёмах?
  37. 0
    12 января 2023 22:56
    Господа, товарищи, граждане опуститесь на землю. В РФ нет промышленности, РФ не производит в большом масштабе литиевые аккумуляторы. В год РФ на внутренние нужды потлебляет меньше 1000 тонн чистого лития. Это барыги от власти создают проект, где-то там для перекладывания денег российских налогоплательщиков в карман олигархов. Все электромобили на аккумуляторах, это мода. Мода приходит и уходит, также уйдут в забытьё электромобили. Первые электромобили появились в 1890 годах. Почему человечество электро мобили не использует. Нет источника энергии. Нет батарейки. Электричество дефицитно во всех странах мира, включая РФ. Самый доступный, дешёвый, экологичный вид получения энергии, это из ГАЗА. Машины на газомоторном топливе, это реальное будущее. В РФ газа много и он не дорогой, один литр газа для авто стоит 6-8 руб. Барыги во власти, компрадорская буржуазия не даёт развивать газомоторное топливо и серийно выпускать машины с установленным оборудованием.
    1. 0
      15 января 2023 13:30
      Газ несомненно хорош в плане цены, проблема в том что мало кто захочет ездить с баллоном в 200 атмосфер, поэтому цепочка газ -> электричество выглядит предпочтительнее.
  38. Комментарий был удален.
  39. 0
    17 января 2023 16:27
    Литий для фармацевтики и атомной промышленности не заменить, но для энергетики и аккумуляторов возможно исключить литий. Возможно, автор не знает, но существуют перспективные разработки аккумуляторов на основе четвертичных аммониевых соединений в виде ионных жидкостей. Данные аккумуляторы содержат алюминий вместо пожароопасного лития. Статья для изучения.

    https://www.sigmaaldrich.com/RU/en/technical-documents/technical-article/materials-science-and-engineering/batteries-supercapacitors-and-fuel-cells/ionic-liquids-based-electrolytes-for-rechargeable-batteries


    Или вот эта статья.

    https://doi.org/10.1039/C8ME00103K


    Статью можно скачать при помощи сервиса скайхаб.

    В настоящее время эта тема активно изучается в США и Китае. Полагаю, России стоило бы также развить это перспективное направление. Но мы знаем, что пока гром не грянет, никто не пошевелится.
    1. 0
      17 января 2023 21:10
      Помимо лития известен натрий-ионный аккумулятор похожий на литий-ионный по характеристикам, (натрий получают из поваренной соли) . большим преимуществом натрий- батарей является безопасность Как пишут была "трудность в замене лития натрием из-за разницы размеров катионов натрия Na+ и лития Li+ — больший диаметр первых затруднял создание сепараторов." , но вроде сейчас как то решили
  40. 0
    18 января 2023 10:17
    Это дешевле, чем извлекать из твёрдых минералов Мурманской области, но также очень затратно. - Это как понимать?
  41. 0
    18 января 2023 18:09
    Устойчивое мнение создалось у меня, что автор - "грамотный паникер". В реалии даже не знает, где, какие стройплощадки заложены, на каком они этапе. Разгоняет "мысль", что никто не шевелится, кроме него...
    Недавно слышал похожего паникера на радио "Спутник", который говорил, что скоро все макаронные фабрики встанут, т.к. запчасти кончаются.
  42. 0
    19 января 2023 10:12
    Одно непонятно - нахрена нужны электромобили?
  43. 0
    20 января 2023 13:32
    А не проще ли России стать мировым лидером по переработке отслуживших литиевых АКБ, как это уже произошло с ядерными отходами, из которых только у нас научились не только извлекать массу всего интересного, но и зарабатывать на самом факте их приёма?