Military Review

Som submarines

5
Along with the development of the project for the first domestic combat submarine, the Dolphin’s specialists, the Ministry of the Sea, were closely following the world development of this class of vessels, including in the United States. Founded in 1 by John Holland (life years 1895-1841), the Holland Torpedo Boat Company in 1904 built the first autonomous submarine Holland 1899, which entered the US Navy on April 7, 11. Next year by a company for fleet The USA built 6 submarines of the Adder type, the seventh Fulton boat was built with the money of the company for advertising and testing new equipment.



Great interest in the Holland submarine was shown in St. Petersburg by the board of the Nevsky Shipbuilding and Mechanical Plant; The negotiations ended with 12.09.1903 signing the contract. For a nominal fee at 1 ruble (the cost of stamp duty, since both parties could not determine the value of the dollar), the board acquired the right to build submarines for the Russian fleet for a term of 25 years. The ITC meeting already 10.02.1904 considered the proposal of the Nevsky Plant to build the Holland 7p submarines; It was decided to “recognize the acquisition of 1-2 such submarines as desirable.” The Russian-Japanese war demanded a rapid strengthening of the fleet, and the 27.02.1904 GUKiS issued an order to the Nevsky Plant for the manufacture of five submarines with the delivery of the first by August, and by September the rest. It was assumed that the ships would be built from domestic materials, individual units and assemblies were allowed to order abroad, if their manufacture in Russia was difficult and could delay the entry of submarines into service. For each submarine was offered to pay 400 thousand rubles after the test on spec. program that included 16 items.

The board of the Nevsky plant 28 on April 1904 of the year notified the GUKiS about the purchase of the almost the same type Fulton submarine for half a million rubles. June 13 submarine on the English ship "Menatik" was sent to Kronstadt, where 1 June she arrived. Immediately after the descent, Fulton was transferred to the Nevsky Zavod for the final assembly, which ended on September 6. The sea trials, which took place in Björkö-zound, were completed successfully, and the submarine Som (by order of the Marine Ministry a new name was assigned to 31 in May 1904 of the year) transferred to St. Petersburg. November 11 by rail she departed for Vladivostok. After arriving (29.12.1904) and assembling, the Som submarine was incorporated into the Separate detachment of the destroyers, but the entry into service was delayed due to the lack of torpedoes brought from St. Petersburg only at the end of March of the following year. Being with the submarine "Killer Whale" and "Dolphin" in the area of ​​the Transfiguration Bay, the submarine "Som" 29 of April attempted to attack two Japanese destroyers who, having detected the submarine, went south at full speed. This episode is the only combat clash between submarines of the Vladivostok detachment and the enemy over the entire period of hostilities.



Documentation preparation at the Nevsky Zavod began on March 1 of the year 1904, and all 10 ships were laid on May 5. Shipbuilding engineer Gavrilov IA became the supervisor of the construction, and lieutenants A.A. Andreyev became the submarines in service. and Riznich I.I. Due to the lack of experience, the building went extremely slowly, the plant did not meet the contract terms. The first submarine (Pike) launched 15 on October 1904 of the year, 5 took another 10 months to assemble the mechanisms, only 15 on June 1905 of the year, sea trials began in Bjerke-Zund, which ended two days later by signing the acceptance certificate. At the end of the sea trials (July XNUM), the submarine Schuka was once again examined by a commission under the leadership of Rear Admiral Tikotsky KM, the head of the mine training unit. In its conclusion, the commission noted that "these successes in such a short time are due to the fact that all the ranks were in the construction and assembly of all mechanisms, without taking due care." Submarine "Schuka" immediately after its transition to St. Petersburg was put on a railway transporter to be sent to Vladivostok.

The cigar-shaped hull of each submarine (19,8 meters in length, 3,6 meter diameter) was dialed using the following lines: index systems made XnUMX concentric frames (42-9 frames) made only 17 mm, 16 The outer shell of the hull consisted of ten 34-millimeter poyas, in the upper part riveted a bronze sheet with a thickness of 89 mm. A lightweight superstructure was assembled on top of a strong hull to increase seaworthiness (skin thickness of 76,2-9,5 millimeters), the frame of which was assembled from the corners of 76,2x76,2x9,5 mm; for the manufacture of all hull structures used soft Siemens-Martin steel. Even on the stocks, the hull of each boat was tested by hydraulic pressure, which corresponded to 457 meters. In a positional position for observing the situation, a solid wheelhouse was used, equipped with eight portholes and a manhole intended for the exit of personnel. Loading torpedoes in disassembled form and elements of the battery was carried out through the second hatch, made in the bow of the submarine.

The diving system on Holland submarines differed from that adopted by submarines IG Bubnova. - all ballast tanks were placed in a robust case, which made it possible to blow them with compressed air at the maximum depth. Ballast tanks were placed as follows: in the middle section (between 18-35 frames) - the main ballast tank with a capacity of 14 tons; in the lower part of the main tank there was an auxiliary tank (4,5 tons); medium (0,5 tons) - from the starboard; trim - in the bow (0,9 tons) and aft (0,45 tons). To compensate for residual buoyancy, 6 equalization tanks were used (on each side of 3 units, the capacity of each 0,24 tons). The main, auxiliary and medium tanks were filled through the Kingston and were blown with high-pressure air (3,2 kg / cm2), the leveling and trim tanks were filled through the main line, and were blown with low-pressure air (0,64 kg / cm2). Water could not only be flushed, but also pumped out with the help of two electric and one manual pumps.

Som submarines




The main engine is a four-cylinder petrol 160-strong Otto-Deutz engine; fuel supply at 9,6 nodes speed - at 30 hours of travel, at 7,2 node speed - at 60 hours. The movement under water was provided by an 70-strong electric motor and rechargeable batteries with a capacity of 1900 Ah (autonomy in energy storage at a speed of 7,5 nodes - 3 hours, at a speed of 5,5 nodes - 6 hours). The batteries, which also fed the 60В voltage network and auxiliary mechanisms, were manufactured in Philadelphia, the spare ones were ordered by the St. Petersburg Dufflon factory. Two pairs of horizontal and vertical rudders, located crosswise behind the propeller screw, significantly improved control. The combination of horizontal rudders and filled ballast tanks reduced the time of the submarines to be submerged to 1-2 min.

Each submarine "Holland 7p" was installed nasal tubular torpedo tube manufactured by the plant "Lessner GA." One 450 mm Whitehead mine was stored in a torpedo tube, and 2 spare ones were stored on special trolleys along the sides of the nose (torpedo tubes reload time — 15-20 min.). For observation and firing at the periscope depth, the Foss system's periscope was used.

The weight load was distributed as follows:
Team and supplies - 0,79 tons;
Supply and practical items - 1,68 ton;
Fuel - 1,907 ton;
Lead ballast - 2,2 tons.
Armament - 5,45 tons;
Felling - pipeline, kingston, hatches - 9,5 tons;
Mechanisms - 12,32 tons;
Rechargeable batteries and electrical equipment - 27,4 tons;
Body - 45,1 tons.

The total displacement at the metacentric height 40 mm and the average draft of the 2,9 meter was 124,1 tons.

Crew - 2 officer and 7 "lower rank".

Nevsky Plant to 25 May 1906, passed the submarines Peskar, Beluga, Sterlet and Salmon, which were then sent to Libau, and the Sterlet submarine was sent by rail, and the rest went under its own power, accompanied by ships; they joined the diving training squad. For testing, an approved program was used, and only the Beluga submarine which passed without a single breakage to Libava 2 on May 1906 of the year was accepted into the treasury on the basis of the report of Rear Admiral E. Shhensnovich, the head of scuba diving.

In addition to the selection committee of the Maritime Ministry, submarines were examined by more senior persons; after the tests, Vice-Admiral AA Birilyov, the Minister of the Sea of ​​the Russian Empire, visited the submarine "Salmon"; the next day the submarine maneuvered in front of Nicholas II, who was watching from the Tranzund steamer. True, the unfortunate incident could not have done - the commander of the submarine, Lieutenant Andreyev A.A. did not calculate the maneuver and broke the back of the periscope, leaning on the destroyer "Defeating". However, this little nuisance did not affect the favor of the monarch to the submariners.

The board of the Nevsky plant 4 July 1907 of the year appealed to the MTC and offered to purchase the sixth submarine "Holland-7"; "Good" was received from the diving department, and the submarines were transported to Sevastopol. After conducting extensive tests, the 22 submarine in November 1907 of the year was credited to the fleet lists as “Sudak”, and, together with the submarine “Salmon”, were transferred by rail from Libau. These submarines on the Black Sea formed the first semi-division of submarines.

Submarine "Sudak" type "Som" after lifting with EPRONom in 1932

Submarines "Sudak" and "Salmon" after lifting by EPRON in 1932


The submarines that entered service were intensively used for combat training and personnel training; the concentration of four submarines of the same type at once in Libau made it possible to begin working out the tactics of the division, the commanders were trained in joint actions at night and in the afternoon. To some extent, the Libavskii division became the prototype of the "wolf packs" of the Second World War. Submarines "Holland-7" made independent transitions to Helsingfors and Revel, which was a great achievement for ships of coastal action. Competent operation of the equipment made it possible to avoid the death of submarines or serious accidents, which at that time were a frequent occurrence in the submarine forces of different countries. The exception was the case with the submarine Peskar, which on the night of 05.02.1906 almost sank near the board of the Khabarovsk transport, when water began to flow through the faulty valve of the auxiliary pump, and Shmelev, the motorman who had fallen asleep on the watch, did not take proper measures. More serious consequences were avoided thanks to the actions of Lieutenant VA Merkushev, a senior officer of the Sig submarine standing nearby, who turned his attention to the big trim aft and called the command of the submarine Pescari. Restoration of the propeller motor failed by a month.

In the process of combat training and the development of technology, minor flaws were eliminated, as well as modifications were made: for example, the Foss periscopes were replaced with more advanced Hertz systems. A lot of trouble was brought to the Som submarine commander by a lot, which significantly worsened management and visibility. In the winter of 1908-1909, the workers of the Xenia transport workshop and the workshops of the Vladivostok port remade the superstructure along the lines of the submarine of the Neva plant.

The most serious disadvantage is the use of gasoline engines - the personnel got angry, fire and explosion risks increased, the cost of gasoline was higher; All this prompted GUKiS to appeal to the largest machine-building plants 1 June 1909 of the year with a proposal to create an internal combustion engine for which heavy grades of fuel were used. The following requirements were imposed on engines:
- power at 360 revolutions per minute - 160 hp;
- the presence of underwater exhaust;
- power when working on a dynamo machine - 80 hp;
- start the engine by air;
- mandatory reverse;
- weight - up to 5,5 tons.

The overall location of the submarine of the type "Som. 1, 8, 9 - high pressure air tanks; 2 - torpedo replacement tank; 3 - compass; 4 - main ballast tank; 5 - bilge pump; 6 - battery pit; 7 - 96 numbe - one battery; - torpedo tube; 10 - trim tank; 11 - leveling tank; 12; 13 - auxiliary tank; 18 - kingston; 14 - Otto-Deutz gasoline engine; 15 - coupling, 16 - thrust bearing; 17 - ratchet;


Foreign and Russian factories responded to the proposal: Kolomna, L.Nobel, Tilmans, Tilmans, Nikolaevsky, Duflon, Izhora, Felzer, Lange, Krupp, Aunsburgsky, Curting, Sabate. However, none of the proposed sample did not satisfy GUKiS. Specialists of the mechanical plant "L.Nobel" in the current situation in the shortest possible time have created a 6-cylinder lightweight diesel engine with a piston diameter of 200 millimeters and a stroke of 240 millimeters. The maximum mass of the diesel was 3,3 tons. Considering that the same company manufactured diesel engines for the Akula and Minoga submarines, GUKiS 23 of October 1909 of the year issued an order to create 5 engines. But during operation, it turned out that these excessively lightweight engines do not have an adequate margin of safety - often the cylinders' cooling shirts burst, the connecting rods, various parts and assemblies failed; personnel needed to spend a lot of time for repair, which significantly reduced the combat capabilities of submarines. On the submarine "Beluga" mounted the kerosene engine of the company of the brothers Curting, which turned out to be quite reliable, even despite twice the mass (6,6 tons).

As soon as World War I began, the Pike and Som submarines were transported from the Far East to the Black Sea and then to the Baltic Sea. During the fighting on the Baltic submarine "Holland-7" equipped with 37-millimeter guns. They, like other small submarines, were mainly used for the patrol service at the approaches to the bases.

25 June 1916, in conditions of poor visibility, the Som submarine rammed the Swedish steamer Ingermanland. The submarine died. The rest of the submarines went to St. Petersburg on their own, where in the summer and autumn at the Baltic Shipyard they were overhauled. It is interesting that these works were led by marine engineer Malinin B.I. - The future designer of the first Soviet submarines of the type "Decembrist". The submarines "Holland-7" 1917-1918 in the winter were repaired in Reval, and everything ("Pike", "Sterlet", "Pescari" and "Beluga") remained in the port. 24 February 1918, they were captured by the German invaders. Subsequently, the submarines were taken out for disassembly of the metal.

The submarines Sterlet and Sudak, which were part of the active fleet throughout the war at the end of April 1918, captured the German troops in Sevastopol, and in November of the same year they fell into the hands of the Anglo-French troops, which hastily left the Crimea. 26 April 1919, the Anglo-French forces flooded all 12 submarines stationed there. In the summer of 1935, EPRON specialists discovered, and later raised, the salmon and Sudak submarines, which had already completely lost their combat significance; the work was done solely for the training of personnel and the testing of new ship-lifting equipment.

The correctness and simplicity of the design solutions, the high reliability of the mechanisms and systems allowed the Holland-7р-type submarines to be in service throughout the 13 years, becoming a kind of long-livers of the Russian submarine fleet.





5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Witch
    Witch 9 November 2012 10: 32
    +1
    Thank you. Interesting.
  2. askold
    askold 9 November 2012 18: 35
    +1
    The names of the submarines smiled, -right, the whole ichthyofauna gathered. For their time, they were quite good fish. smile I thought that they would quickly become obsolete and scrapped, but no, they served well and the fate is interesting. Thanks to the author, you need to know the predecessors of "Boreyev" and "Ash".
  3. freedom
    freedom 9 November 2012 23: 33
    +1
    Good luck to all divers.
  4. Alex
    Alex 16 December 2013 13: 25
    +2
    Thanks to the author, it's interesting. To this - "+"!
  5. Niva
    Niva 28 July 2015 06: 15
    0
    The mini-submarine found by divers off the coast of Sweden is the Russian submarine Som, which disappeared during the First World War. This was told to "Tape.ru" by military experts.

    The fact that the submarine found - "Catfish", in particular, indicates part of its name. One of the pictures shows a solid sign used in the Church Slavonic language that was in use in Russia before the revolution.

    In addition, the submarine resembles a “Catfish” with its appearance with a characteristic dome. In addition, as experts noted, the place of its discovery is not far from the alleged location of the death of the Russian submarine.

    Earlier it became known that the Swedish divers found on the bottom of the Baltic Sea in the territorial waters of the kingdom a foreign mini-submarine, presumably belonging to Russia. A submarine about 20 meters long and three meters wide was allegedly discovered using a remotely controlled submarine. On her case were found inscriptions in Cyrillic.

    The Som submarine, which became the leading submarine in a series of similar submarines of the Russian fleet, was built in the USA according to the project of John Philip Golland in 1901. The length of the hull of the submarine was 19,3 meters, width - 3,5 meters.

    In July 1915, the Som was transferred from the Black Sea Fleet to the Baltic. May 10, 1916, while patrolling in the area of ​​Olandsgaf, she died in a collision with the Swedish steamship Ingermanland. None of the crew of the submarine - two officers and 16 lower ranks - survived. Http: //lenta.ru/news/2015/07/28/som/

Подводные лодки типа "Сом"

Специалисты Морского министерства наряду с разработкой проекта 1-ой отечественной боевой подводной лодки "Дельфин" внимательно следили за мировым развитием данного класса судов, в том числе и в Соединенных Штатах. Там основанной в 1895 году Джоном Холландом (годы жизни 1841-1904) компанией "Холланд торпидо боут компани" в 1899 году была построена первая автономная подводная лодка "Холланд 7", вошедшая 11 апреля 1900 года в состав ВМФ США. В следующем году компанией для флота США было построено 6 подлодок типа "Аддер", седьмую лодку "Фултон" строили на деньги компании для рекламы и испытания нового оборудования.

Подводные лодки типа "Сом"


Большой интерес к подводной лодке Холланда проявило в Санкт-Петербурге правление Невского судостроительного и механического завода; переговоры завершились 12.09.1903 подписанием договора. За символическую плату в 1 рубль (стоимость гербового сбора, поскольку обе стороны определить стоимость доллара не смогли) правление приобрело на срок 25 лет право строительства подводных лодок для российского флота. Совещание МТК уже 10.02.1904 рассмотрело предложение Невского завода о постройке подлодок "Холланд 7р"; было принято решение "признать желательным приобретение" 1-2 таких подводных лодок. Русско-японская война потребовала быстрого усиления флота, и ГУКиС 27.02.1904 выдал Невскому заводу наряд на изготовление пяти подлодок со сдачей первой к августу, а к сентябрю остальных. Предполагалось, что корабли будут строиться из отечественных материалов, отдельные агрегаты и узлы разрешалось заказывать за границей, если изготовление их в России было затруднительным и могло задержать вступление подлодок в строй. За каждую подлодку предлагалось выплачивать 400 тысяч рублей после испытания по спец. программе, которая включала 16 пунктов.


Правление Невского завода 28 апреля 1904 года уведомило ГУКиС о приобретении за полмиллиона рублей практически однотипной подводной лодки "Фултон". 13 июня подводную лодку на английском пароходе "Менатик" отправили в Кронштадт, куда 1 июня она и прибыла. "Фултон" сразу же после спуска перевели к Невскому заводу для проведения окончательной сборки, которая завершилась 6 сентября. Ходовые испытания, прошедшие в Бьоркэ-зунде завершились успешно, и подводная лодка "Сом" (по приказу Морского министерства новое название было присвоено 31 мая 1904 года) перешла в Санкт-Петербург. 11 ноября по железной дороге она отбыла во Владивосток. После прибытия (29.12.1904) и сборки подводная лодка "Сом" была включена в состав Отдельного отряда миноносцев, но вступление в строй задерживалось в связи с отсутствием торпед, доставленных из Санкт-Петербурга лишь в конце марта следующего года. Находясь вместе с подводными лодками "Касатка" и "Дельфин" в районе бухты Преображения, подлодка "Сом" 29 апреля предприняла попытку атаковать два японских миноносца, которые обнаружив субмарину, ушли полным ходом на юг. Данный эпизод – единственное боевое столкновение подлодок Владивостокского отряда с противником за весь период боевых действий.

Подводные лодки типа "Сом"


Составление документации на Невском заводе началось 1 марта 1904 года, а 10 мая были заложены все 5 судов. Наблюдающим за постройкой стал корабельный инженер Гаврилов И.А., за введением субмарин в строй – лейтенанты Андреев А.А. и Ризнич И.И. В связи с отсутствием опыта постройка шла чрезвычайно медленно, завод в контрактные сроки не уложился. Первая подводная лодка ("Щука") на воду сошла 15 октября 1904 года, на сборку механизмов потребовалось еще 5 месяцев, только 15 июня 1905 года в Бьеркэ-Зунде начались ходовые испытания, которые завершились через два дня подписанием приемочного акта. По окончании ходовых испытаний (9 июля) подводная лодка "Щука" была еще раз осмотрена комиссией под руководством контр-адмирала Тикоцкого К.М., начальника учебно-минного отряда. В своем заключении комиссия отметила, что "данные успехи в столь короткий срок объясняется тем обстоятельством, что все чины были при постройке и при сборке всех механизмов, не отнимая надлежащего старания". Подводную лодку "Щука" сразу после ее перехода в Санкт-Петербург поставили на железнодорожный транспортер для отправки во Владивосток.

Сигарообразный корпус каждой подводной лодки (длина 19,8 метров, диаметр 3,6 метра) набирали по поперечной схеме: 42 концентрических шпангоута (9-34 шпангоуты) изготавливались из уголка размером 89х76,2х9,5 мм, остальные из уголка размером 76,2х76,2х9,5 мм выставлялись со шпацией 457 миллиметров. Наружная обшивка корпуса состояла из десяти 7,5-миллиметровых поясьев, в верхней части приклепывали бронзовый лист толщиной 9,5 мм. Сверху прочного корпуса для повышения мореходности собиралась легкая надстройка (обшивка толщиной 4,5-6,3 миллиметров), каркас которой набирали из уголков 63,5х63,5х6,5 мм; для изготовления всех корпусных конструкций использовалась мягкая сименс-мартеновская сталь. Еще на стапеле корпус каждой лодки испытывался гидравлическим давлением, которое соответствовало 309 метрам. В позиционном положении для наблюдения за обстановкой использовали прочную рубку, снабженную восемью иллюминаторами и люком, предназначенным для выхода личного состава. Погрузка торпед в разобранном виде и элементов аккумуляторной батареи осуществлялась через второй люк, выполненный в носовой части подлодки.

Система погружения на подлодках Холланда отличалась от принятой на подводных лодках Бубнова И.Г. – все балластные цистерны размещались в прочном корпусе, что давало возможность продувать их сжатым воздухом на предельной глубине. Балластные цистерны размещались следующим образом: в средней части (между 18-35 шпангоутами) – главная балластная цистерна емкостью 14 тонн; в нижней части главной цистерны размещалась вспомогательная (4,5 тонны); средняя (0,5 тонн) – с правого борта; дифферентные – в носу (0,9 тонн) и корме (0,45 тонн). Для погашения остаточной плавучести использовали 6 уравнительных цистерн (с каждого борта по 3 шт., емкость каждой 0,24 тонны). Главная, вспомогательная и средняя цистерны заполнялись через кингстоны и продувались воздухом высокого давления (3,2 кг/см2), уравнительные и дифферентные цистерны заполнялись через магистраль, продувались воздухом низкого давления (0,64 кг/см2). Вода могла не только продуваться, но и откачиваться при помощи двух электрических и одной ручной помпы.

Подводные лодки типа "Сом"

Подводные лодки типа "Сом"

Подводные лодки типа "Сом"


Главный двигатель – четырехцилиндровый бензиновый 160-сильный мотор Отто-Дейц; запас топлива при скорости 9,6 узлов – на 30 часов хода, при скорости 7,2 узла – на 60 часов. Движение под водой обеспечивалось 70-сильным электромотором и аккумуляторные батареи емкостью 1900 А-ч (автономность по запасу энергии при скорости 7,5 узлов – 3 часа, при скорости 5,5 узлов – 6 часов). Батареи, также питавшие сеть освещения напряжением 60В и вспомогательные механизмы, изготавливались в Филадельфии, запасные были заказаны санкт-петербургскому заводу "Дюфлон". Две пары горизонтальных и вертикальных рулей, располагавшихся за гребным винтом крестообразно, значительно улучшили управление. Сочетание работы горизонтальных рулей и заполненных балластных цистерн уменьшало время погружения подлодок до 1-2 мин.

На каждой подводной лодке "Холланд 7р" устанавливался носовой трубчатый торпедный аппарат производства завода "Лесснер Г.А.". Одна 450-миллиметровая мина Уайтхеда хранилась в торпедном аппарате, а 2 запасных – на специальных тележках по бортам в носовой части (время перезарядки торпедных аппаратов – 15-20 мин.). Для наблюдения и ведения огня на перископной глубине использовался перископ системы Фосса.

Весовая нагрузка была распределена следующим образом:
Команда и припасы – 0,79 тонны;
Снабжение и дельные вещи – 1,68 тонна;
Топливо – 1,907 тонна;
Свинцовый балласт – 2,2 тонны.
Вооружение – 5,45 тонн;
Рубка – трубопровод, кингстоны, люки – 9,5 тонн;
Механизмы – 12,32 тонн;
Аккумуляторные батареи и электрооборудование – 27,4 тонн;
Корпус – 45,1 тонн.

Полное водоизмещение при метацентрической высоте 40 мм и средней осадке 2,9 метра составляло 124,1 тонны.

Экипаж – 2 офицера и 7 "нижних чинов".

Невский завод к 25 мая 1906 года сдал подводные лодки "Пескарь", "Белуга", "Стерлядь" и "Лосось" которые затем были направлены в Либаву, причем подлодка "Стерлядь" была отправлена по железной дороге, а остальные перешли своим ходом в сопровождении кораблей; они вошли в состав Учебного отряда подводного плавания. Для испытаний использовалась утвержденная программа, и только подлодка "Белуга" перешедшая без единой поломки в Либаву 2 мая 1906 года была принята в казну на основании рапорта контр-адмирала Щенсновича Э.Н., заведующего подводным плаванием.

Кроме приемной комиссии Морского министерства подводные лодки осматривались и более высокопоставленными персонами; так на подлодку "Лосось" после ее испытаний побывал вице-адмирал Бирилев А.А., Морской министр Российской Империи; на следующий день подводная лодка маневрировала перед Николаем II, который наблюдал с борта парохода "Транзунд". Правда, без досадного инцидента не обошлось – командир подводной лодки лейтенант Андреев А.А. не рассчитал маневр и порвал бакштаг перископа, навалившись на миноносец "Поражающий". Впрочем, эта маленькая неприятность не повлияла на благосклонность монарха к подводникам.

Правление Невского завода 4 июля 1907 года обратилось в МТК и предложило приобрести шестую подводную лодку "Холланд-7р"; от отдела подводного плавания было получено "добро", и подводные лодки перевезли в Севастополь. После проведения всесторонних испытаний субмарину 22 ноября 1907 года зачислили в списки флота как "Судак", и вместе с подлодкой "Лосось", переброшены по железной дороге из Либавы. Данные субмарины на Черном море образовали первый полудивизион подводных лодок.

Подводные лодки типа "Сом"
Подводная лодка "Судак" типа "Сом" после подъема ЭПРОНом в 1932 году

Подводные лодки типа "Сом"
Подводные лодки "Судак" и "Лосось" после подъема ЭПРОНом в 1932 году


Вступившие в строй подводные лодки интенсивно использовались для боевой подготовки и обучения личного состава; сосредоточение сразу четырех однотипных подлодок в Либаве дало возможность приступить к отработке тактики дивизиона, командиры ночью и днем обучались совместным действиям. В какой-то мере Либавский дивизион стал прообразом "волчьих стай" Второй мировой войны. Подлодки "Холланд-7р" совершали самостоятельные переходы в Гельсингфорс и Ревель, что являлось большим достижением для судов прибрежного действия. Грамотная эксплуатация техники дала возможность избежать гибели подлодок или серьезных аварий, которые для того времени были частым явлением в подводных силах разных стран. Исключением стал случай с подводной лодкой "Пескарь", которая в ночь на 05.02.1906 чуть не затонула около борта транспорта "Хабаровск", когда вода начала поступать через неисправный клапан вспомогательной помпы, а моторист Шмелев, уснувший на вахте, должные меры не принял. Более серьезных последствий избежали благодаря действиям лейтенанта Меркушева В.А., старшего офицера стоявшей рядом подводной лодки "Сиг", который обратил свое внимание на большой дифферент на корму и вызвал команду подводной лодки "Пескарь". Восстановление гребного электродвигателя вышедшего из строя заняло месяц.

В процессе боевой подготовки и освоения техники устранялись мелкие недостатки, а также производились доработки: например, перископы Фосса были заменены на более совершенные системы Герца. Много хлопот командиру подлодки "Сом" доставляла малоразмерная рубка, которая существенно ухудшала управление и обзор. Зимой 1908-1909 годов рабочие транспорта-мастерской "Ксения" и мастерских Владивостокского порта переделали надстройку по образцу подводной лодки невского завода.

Самым серьезным недостатком необходимо признать использование бензиновых двигателей – личный состав угорал, увеличивалась пожаро- и взрывоопасность, стоимость бензина была выше; все это побудило ГУКиС обратиться к крупнейшим машиностроительным заводам 1 июня 1909 года с предложением создать ДВС, для которых применялись тяжелые сорта топлива. К двигателям предъявляли следующие требования:
- мощность при 360 оборотах в минуту - 160 л.с.;
- наличие подводного выхлопа;
- мощность при работе на динамо-машину – 80 л.с.;
- запуск двигателя воздухом;
- обязательный реверс;
- масса – до 5,5 тонн.

Подводные лодки типа "Сом"
Общее расположение подводной лодки типа "Сом. 1, 8, 9- резервуары воздуха высокого давления; 2 - торпедозаместительная цистерна; 3 - компас; 4 - главная балластная цистерна; 5 - трюмный насос; 6 - аккумуляторная яма; 7 - топливная цистерна; 10 - торпедный аппарат; 11 - дифферентная цистерна; 12 - уравнительная цистерна; 13, 18 - вспомогательная цистерна; 14 - кингстон; 15 - бензиновый двигатель Отто-Дейц; 16 - муфта; 17 - упорный подшипник; 19 - гребной электромотор


На предложение откликнулись зарубежные и российские заводы: Коломенский, Л.Нобеля, "Тильманс", "Тильманс", Николаевский, "Дюфлон", Ижорский, "Фельзер", Ланге, Круппа, Аунсбургский, Кертинга, Сабатэ. Однако ни один предложенный образец не удовлетворил ГУКиС. Специалисты механического завода "Л.Нобель" в сложившейся ситуации в кратчайший срок создали 6-цилиндровый облегченный дизельный двигатель с диаметром поршня 200 миллиметров и ходом 240 миллиметров. Максимальная масса дизеля составляла 3,3 тонны. Учитывая, что это же предприятие изготовило дизели для подлодок "Акула" и "Минога", ГУКиС 23 октября 1909 года выдал наряд на создание 5 двигателей. Но в процессе эксплуатации выяснилось, что данные чрезмерно облегченные двигатели не имеют достаточного запаса прочности – часто лопались рубашки охлаждения цилиндров, шатуны, из строя выходили различные детали и узлы; личному составу нужно было тратить много времени для ремонта, что значительно снижало боевые возможности подводных лодок. На подводной лодке "Белуга" смонтировали керосиновый двигатель компании братьев Кертинг, который оказался вполне надежным, даже несмотря на вдвое большую массу (6,6 тонн).

Как только началась Первая мировая война, подводные лодки "Щука" и "Сом" были перевезены с Дальнего Востока на Черное море, а затем на Балтийское. Во время боевых действий на балтийские подлодки "Холланд-7р" оснастили 37-миллиметровыми орудиями. Они, как и другие малые подводные лодки, в основном, использовались для дозорной службы на подходах к базам.

25 июня 1916 года в условиях плохой видимости подводную лодку "Сом" протаранил шведский пароход "Ингерманланд". Субмарина погибла. Остальные подводные лодки перешли в Санкт-Петербург своим ходом, где летом-осенью на Балтийском заводе были капитально отремонтированы. Небезынтересно, что этими работами руководил морской инженер Малинин Б.И. – будущий конструктор первых советских подлодок типа "Декабрист". Подводные лодки "Холланд-7р" зимой 1917-1918 годов ремонтировались в Ревеле, и все ("Щука", "Стерлядь", "Пескарь" и "Белуга") оставались в порту. 24 февраля 1918 года они были захвачены германскими интервентами. Впоследствии субмарины вывезли для разборки на металл.

Подводные лодки "Стерлядь" и "Судак" находившиеся в составе действующего флота на протяжении всей войны в конце апреля 1918 года захватили германские войска в Севастополе, а в ноябре того же года они попали в руки англо-французских войск, спешно покидавших Крым. 26 апреля 1919 года англо-французские войска затопили все 12 подлодок находившихся там. Летом 1935 года специалисты ЭПРОНа обнаружили, а позднее подняли подводные лодки "Лосось" и "Судак", которые уже полностью утратили свое боевое значение; работы велись исключительно ради тренировки личного состава и испытания новой судоподъемной техники.

Правильность и простота конструктивных решений, высокая надежность механизмов и систем позволили подводным лодкам типа "Холланд-7р" находиться в строю на протяжении 13 лет, став своеобразным долгожителями российского подводного флота.

Подводные лодки типа "Сом"

Подводные лодки типа "Сом"

Подводные лодки типа "Сом"

Подводные лодки типа "Сом"

Подводные лодки типа "Сом"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. Ведмедь 9 ноября 2012 10:32
    Спасибо. Интересно.
    Ведмедь
  2. askold 9 ноября 2012 18:35
    Улыбнули названия подлодок,-ну прям, вся ихтиофауна собралась.Для своего времени вполне хорошие рыбки. smile Я думал,что быстро устареют и в утиль,ан нет послужили исправно и судьба интересная.Спасибо автору,надо знать предшественников "Бореев"и "Ясеней".
  3. свобода 9 ноября 2012 23:33
    Всем подводникам удачи.
    свобода
  4. Алекс 16 декабря 2013 13:25
    Спасибо автору, интересно. К сему - "+"!
  5. Niva 28 июля 2015 06:15
    Мини-субмарина, найденная водолазами у побережья Швеции, является российской подлодкой «Сом», пропавшей во время Первой мировой войны. Об этом рассказали «Ленте.ру» военные эксперты.

    На то, что найденная подлодка — «Сом», в частности, указывает часть ее названия. На одном из снимков виден твердый знак, использовавшийся в церковнославянском языке, бывшем в употреблении в России до революции.

    Кроме того, субмарина напоминает «Сом» своим внешним видом с характерным куполом. К тому же, как отметили эксперты, место ее обнаружения находится недалеко от предполагаемого места гибели российской подлодки.

    Ранее стало известно, что шведские водолазы обнаружили на дне Балтийского моря в территориальных водах королевства иностранную мини-подлодку, предположительно, принадлежавшую России. Подводная лодка около 20 метров в длину и три метра в ширину, как утверждается, была обнаружена с помощью дистанционно управляемого подводного аппарата. На ее корпусе были найдены надписи на кириллице.

    Подводная лодка «Сом», ставшая головной в серии аналогичных подлодок российского флота, была построена в США по проекту Джона Филипа Голланда в 1901 году. Длина корпуса подлодки составляла 19,3 метра, ширина — 3,5 метра.

    В июле 1915 год «Сом» была переведена из Черноморского флота на Балтийский. 10 мая 1916 года, осуществляя патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Никто из экипажа субмарины — двух офицеров и 16 нижних чинов — не выжил.http://lenta.ru/news/2015/07/28/som/

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня