Создание новых героев советской пропагандой в 1930-е годы

177
Создание новых героев советской пропагандой в 1930-е годы
Кадр из фильма «Чапаев»

Достигнув небывалой мощи, пропаганда вмиг могла любого человека вознести в ранг национального героя или же превратить во врага и предателя. В 1930-е годы после газетных публикаций многие лишались должностей, свободы или жизни. Но нужно рассказать и о противоположных примерах, когда мало кому известные личности усилиями пропаганды превращались в героев, известных всей стране.

Так стали знаменитыми сотни людей, среди которых партийные деятели, военачальники, передовики производства и многие другие. Однако в том, что, к примеру, Алексей Стаханов стал широко известной личностью, ничего удивительного нет. Стране нужен был уголь, а добывающим его шахтерам работалось лучше, когда перед глазами есть пример для подражания.



Для этой же статьи я отобрал лишь три не менее известных, но, на мой взгляд, самых нетипичных примера. Один из них – военачальник Гражданской войны, почти неизвестный при жизни, но ставший знаменитым спустя 15 лет после смерти. Двое других – вообще дети, ничего примечательного не сделавшие, но благодаря пропаганде ставшие известными всей стране.

Василий Чапаев


Один из таких примеров – Василий Чапаев.

При жизни и в первые годы после смерти этот комдив был почти неизвестен, его заслуги мало отличались от заслуг десятков других знакомых лишь сослуживцам комдивов времён Гражданской войны. И следовательно, о нём не говорили.

Начало созданию героического мифа вокруг Чапаева положил его комиссар Дмитрий Фурманов, написавший в 1923 году роман о комдиве.

Однако всенародную известность погибшему в 1919 году комдиву принёс снятый в 1934 году по роману Фурманова фильм братьев Васильевых (которые в действительности не братья, а однофамильцы) «Чапаев».

Он имел оглушительный успех, его много раз крутили во всех советских городах, где только были кинотеатры. По приблизительным оценкам, только за первые семь лет его посмотрели около 60 млн человек. Многие, включая Сталина, пересматривали фильм неоднократно.

В скором времени благодаря фильму появился настоящий культ Чапаева. В честь него назывались улицы во многих городах и поселках, его ставили в один ряд с самыми известными полководцами Гражданской войны, такими как Фрунзе, Тухачевский, Буденный или Ворошилов. И не менее важно – появились тысячи анекдотов о нем.

Образ Чапаева в официальной советской мифологии стал неотделим от фильма, и уже мало кто задавался вопросами: а каковы были реальные заслуги этого человека при жизни? Что он сделал такого, что ярко выделяло его на фоне сотен других командиров Гражданской войны?

Исторический Чапаев командовал обычной дивизией, и его действия на ход войны радикально не повлияли. Смерть Чапаева тоже сложно назвать чем-то из ряда вон выходящим в условиях 1919 года, когда гибли командиры и выше его рангом.

Так мало кому известный прежде командир дивизии стал народным любимцем и одним из самых известных участников Гражданской войны, о котором позже было придумано множество анекдотов.


Кадр из фильма «Чапаев»

Павлик Морозов


Морозов – довольно распространённая фамилия, и многие известные личности её носили. Однако даже сегодня при её запросе «Википедия» первым показывает «Павла Трофимовича», того самого Павлика.

Его имя пропаганда сделала известным на всю страну, ему ставились памятники, даже в наше время многие спорят об этом 13-летнем школьнике, который абсолютно никакими заслугами не блистал, ничего выдающегося не совершил, не написал, не изобрёл, не создал. Но зато был идейным коммунистом и донёс на своего неидейного отца куда следует. Это обстоятельство и стало причиной громкого пиара вокруг его имени.


Один из многих памятников Павлику Морозову. Свердловск (Екатеринбург). Ныне снесён

Дело тогда обстояло так.

На дворе стоял 1931 год – разгар коллективизации и раскулачивания. Отец Павлика Трофим Морозов, участник Гражданской войны, занимал должность председателя сельсовета в селе Герасимовка Свердловской области. Это село было местом ссылки раскулаченных крестьян. То есть тех, у кого отобрали всё имущество и объявили врагами. Трофим выдавал им фальшивые справки, благодаря которым те могли покинуть место ссылки. Это и стало причиной доноса его сына Павла. Также 13-летний школьник выступил на суде, где повторил обвинения в адрес отца. Согласно «Делу об убийстве пионера Павла Морозова», его речь была такой:

«Дяденька, дозволь, я скажу! Это я подал в суд заявление на своего отца. Я как пионер отказываюсь от отца. Он творил явную контрреволюцию. Мой отец не защитник Октября. Он всячески помогал кулаку Кулуканову Арсентию. Это он помог бежать кулакам. Это он спрятал кулацкое имущество, чтобы оно не досталось колхозникам… Я прошу привлечь моего отца к суровой ответственности, чтобы другим не дать повадку защищать кулаков».

Далее в том же документе мы читаем:

«12-летний свидетель пионер Павел Морозов закончил свои показания. Нет. Не свидетельское показание это было. Это был беспощадный обвинительный акт юного защитника социализма по адресу тех, кто стоял на стороне остервенелых врагов пролетарской революции.
Разоблачённый сыном-пионером Трофим Морозов был присуждён к 10 годам лишения свободы за связь с местными кулаками, фабрикацию для них фальшивых документов, укрытие кулацкого имущества.
И когда дед Паши, Сергей Морозов, укрыл кулацкое имущество, Паша побежал в сельсовет и разоблачил деда.
В 1932 г. зимой Паша вывел на свежую воду кулака Силина Арсения, который не выполнил твердого задания, продал кулакам воз картофеля. Осенью раскулаченный Кулуканов украл с сельсоветского поля 16 пудов ржи и опять спрятал их у своего тестя – Сергея Морозова. Павел снова разоблачил деда и кулака Кулуканова».

Напомню, что в 1932 году по всей стране, особенно в сельской местности, свирепствовал страшный голод, унёсший более семи миллионов жизней. И доносы на тех, кто вынужден был украсть еду, чтобы не умереть, уже красноречиво говорят о моральном облике юного стукача. Естественно, в условиях, когда люди голодают, а тут некий пионер постоянно строчит доносы о том, что кто-то кому-то продал воз картофеля или украл 16 пудов (260 кг) ржи, то это не могло не породить ответных действий.

В сентябре 1932 года Павлик вместе с братом Фёдором были зарезаны в лесу собственными родственниками – родным дедом Сергеем (отцом Трофима) и двоюродным братом Данилой Морозовыми.

Тут замечу, что об обстоятельствах доноса и последующего суда над отцом Павлика и его взаимоотношений с дедом и другими родственниками есть несколько версий. Нас в данном случае интересует лишь то, как это было преподнесено в официальных СМИ пропагандой. И то, какой образ был создан из этого школьника.

Образ же этот возводил обычное стукачество в ранг геройского поступка. Так, уже с малых лет среди советских граждан поощрялось доносительство, что уже спустя несколько лет в 1936–1938 гг. сыграет свою роль в ходе массовых репрессий.

Такие вот персонажи возводились советской пропагандой в ранг «героев». Помимо уже упоминавшихся памятников, о «подвигах» Морозова писали многие газеты, ему посвящались стихи и песни, в его честь назывались улицы во многих городах, пионерские лагеря и т. д.
Как видим, мёртвый Морозов стал орудием в руках пропаганды.

Однако реже говорят о том, что при жизни он стал её жертвой. Общеизвестно, что воздействию пропаганды в наибольшей степени подвергаются люди необразованные, неопытные, с отсутствием критического мышления. Таковым и являлся 13-летний подросток. Вероятно, он сам настолько был одурманен пропагандой, ослепившей его, что уже не мог трезво оценивать последствия своих действий.

Геля Маркизова


Фотографии вождя с детьми тиражировались миллионами экземпляров, публиковались в газетах, книгах и журналах. Создавалось также большое количество плакатов, где Сталин рядом с детьми или держит их на руках. Пропагандистская функция подобного рода изображений очевидна: показать Сталина в образе любящего и заботливого отца. Образ ребёнка ни у кого не вызовет отторжения, и потребитель пропаганды, видя эту показную заботу, должен и к самому Сталину проникнуться доверием.

Впоследствии, во второй половине 1930-х годов, появился также лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство», который вывешивался во многих школах и детских садах.


Сталин с Гелей Маркизовой. 1936 год

Нужно сказать, что здесь советская пропаганда не была оригинальной. Изображения правителя с детьми массово использовались и в других странах в то время. В том числе известно, например, много фотографий Гитлера с детьми, где внешне он совсем не напоминает преступника, уничтожившего миллионы человек. Так пропаганда создаёт образ «доброго правителя».

Наиболее известной и широко распространённой является фотография Сталина с Гелей Маркизовой, семилетней девочкой, дочерью наркома земледелия Бурят-Монгольской АССР Ардана Маркизова. Она была сделана в январе 1936 года в Кремле на торжественном мероприятии, куда отец взял девочку с собой. После публикации этой фотографии девочка стала знаменитостью, ей завидовали, на её месте хотели оказаться миллионы других советских детей.

Впоследствии она вспоминала:

«Возвращение в Улан-Удэ было триумфальным – встречали меня, как впоследствии космонавтов. Приглашали во все президиумы. Я была очень популярной в течение полутора лет…»

Однако эта история имела продолжение, зная которое, никто не захотел бы оказаться на месте Гели Маркизовой.

Уже в конце 1937 года отец девочки Ардан Маркизов был арестован, обвинён в шпионаже и в участии в контрреволюционной организации и 2 июня 1938 года расстрелян. Вскоре после этого мать Гели погибла при невыясненных обстоятельствах: официальная версия гласила о самоубийстве не выдержавшей смерти мужа женщины. Так 9-летняя Геля оказалась круглой сиротой.

Девочку удочерили родственники отца, в целях безопасности сменили ей фамилию и отчество. Впоследствии Энгельсина Сергеевна Чешкова – так Гелю звали в зрелые годы – рассказывала, что вскоре после ареста отца она собственноручно написала письмо Сталину, где говорила, что её отец никакой не шпион, и просила его отпустить. Но ответа девочка так и не дождалась.


Пропагандистский плакат с ребёнком

Между тем миллионы советских граждан в те годы всего этого знать не могли. Фотография даже после гибели родителей Гели продолжала распространяться, среди детей и подростков стала популярной стрижка, как у Гели, на основе фотографии рисовались плакаты с неизменной подписью «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». Впоследствии этот лозунг стал восприниматься как символ лицемерия эпохи. На эту тему в народе появилось множество анекдотов, один из которых звучит так:

«На первомайской демонстрации колонна глубоких стариков несёт плакат: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство».
К ним подбегает некто в штатском:
– Вы что, издеваетесь? Когда вы были детьми, товарищ Сталин ещё не родился!
– Вот за это ему и спасибо!»

Как видим, детство самой Гели счастливым не было.
177 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    16 января 2023 05:59
    Как классно автор показал типичный советский Мордор! Так их, так! То ли дело современная российская пропаганда! Посмотрите современные российские фильмы. Их посыл предельно прост: обобрать лохов до последней нитки это святое, чем большее число лохов ты ограбил, тем ты почётнее, тем ценнее ты для страны. Если совесть не позволяет грабить других, то ты сам лох. Мораль сводится к единственному правилу: если между тобой и деньгами кто-то стоит, убей его. Чтобы убедиться в успехе такой пропаганды, достаточно кликнуть в поисковике «яхты русских бизнесменов». Ну а самое главное в современной пропаганде: у нас ведь не тридцать седьмой год, а время Цапков.
    1. +33
      16 января 2023 07:22
      Посмотрите современные российские фильмы.
      —Если вы заботитесь о своём пищеварении — мой добрый совет: не говорите за обедом о современном синематографе. И, боже вас сохрани, не смотрите до обеда современные российские фильмы,особенно на историческую тему.
      — Гм… Да ведь других нет.
      — Вот никаких и не смотрите. Вы знаете, я произвёл 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не смотрящие современные исторические фильмы, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял смотреть оные, теряли в весе. Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетённое состояние духа.
      1. +21
        16 января 2023 11:50
        Цитата: не тот
        Если вы заботитесь о своём пищеварении ...

        И даже если не заботитесь, не читайте статьи данного автора ни до обеда, ни после.))) Ибо статья откровенная ложь и халтура. Начнем с того, что Трофим Сергеевич Морозов был арестован не по доносу Павлика Морозова, а причиной ареста стало задержание двух крестьян с найденными у них бланками с печатями Герасимовского сельсовета, где Трофим Сергеевич Морозов был председателем. По сути Трофим Сергеевич Морозов был обычный коррупционер продававший справки кулакам, присваивающий имущество раскулаченных и т.д. и т. п. Кроме того из семьи он ушел ранее, бросив жену и четверых детей. В общем моральный облик соответствующий. Бывшая жена и Павлик выступали на суде свидетелями обвинения, не более того.
    2. +4
      16 января 2023 18:24
      ох какие времена такие и герои . кувалда как символ воинской доблести
    3. +2
      18 января 2023 01:05
      Цитата: Старый электрик
      То ли дело современная российская пропаганда! Посмотрите современные российские фильмы. Их посыл предельно прост:

      Так Путин наверное в ярости от результатов этой работы! Насколько мне известно, эти пропагандисты не смогли никак уменьшить симпатии к коммунизму среди россиян за время с 1992 по 2021 год. Зато герои сериалов типа "Зулейха" отучили людей верить государству и сподвигли и научили их убегать из страны и от обязанностей при малейшем шухере. Как были Путиным обласканы Чулпанова, Галкин и Пугачева. И как эти высокооплаченные пиарщики третируют его, его власть даже не проукраинскими высказываниями и отстегиванием на оплату карателям ВСУ(Галкин и об этом просто кричит) но беганием то на Запад, то в Москву как Хаматова в своем стремлении поиметь и от Путина и от покровителей Зеленского. В 1941 году Хаматову при второй перебежке или НКВД или гестапо без суда бы расстреляли, а Сталин бы и несколько НКВДшников в ЧВК отправил за бегство Хаматовой.
  2. +29
    16 января 2023 06:18
    О фильме "Чапаев".Первая премия "Серебряный кубок" 1-го Московского международного кинофестиваля в 1935 году. "Лучший фильм на иностранном языке" по версии Национального совета кинокритиков США в 1935 году. Гран-при Парижской Всемирной выставки в 1937 году.Бронзовая медаль на кинофестивале в Венеции в 1946 году. Золотая медаль международного кинофестиваля в Лидо, посвящённого "Борьбе народов за свободу и независимость" в честь 100-летия объединения Италии в 1961 году.По итогам опроса киноведов мира фильм включён в число ста лучших фильмов мирового кино. И наконец-то любимый фильм Президента РФ Владимира Путина. Автор, используемого Вами источника, тогда не знал об этом, источник издан в 90-е.
    1. +7
      18 января 2023 01:15
      Автор, используемого Вами источника, тогда не знал об этом, источник издан в 90-е.
      Совершенно верно! good Источником был отдел побросавших свои партбилеты писак, очернявших и фальсифицировавших всё советское, в угоду изменившемуся курсу... negative

      Тут ещё такое имеется:
      При жизни и в первые годы после смерти этот комдив был почти неизвестен, его заслуги мало отличались от заслуг десятков других знакомых лишь сослуживцам комдивов времён Гражданской войны. И следовательно, о нём не говорили...................................................Исторический Чапаев командовал обычной дивизией, и его действия на ход войны радикально не повлияли. Смерть Чапаева тоже сложно назвать чем-то из ряда вон выходящим в условиях 1919 года, когда гибли командиры и выше его рангом.
      Только вот этому писаке источники из 90-х.... не поведали , что 25-я стрелковая дивизия под командованием В.И.Чапаева (а покомандовать он ей успел всего-то менее пол года) участвовала в трёх операциях Восточного фронта РККА... и всегда успешно! В последней из них (Уфимской операции) так и вообще была на острие успеха! Из соединений фронта, только 25-я сд первой смогла форсировать реку Белая и захватить плацдарм...Далее, развивая успех, в ходе ожесточённых боёв с колчаковцами, 25-я сд (по командованием Чапаева) фактически за сутки взяла Уфу !!!
      И такой вот, оказывается, незначительный комдив был Чапаев, что его дивизия (после его смерти) одна из первых в РККА стала именитой, уже с начала октября 1919-го года, получив наименование 25-я стрелковая имени В. И. Чапаева дивизия !!! Может автор сей перечислить десятки других комдивов обычных (в чей ряд он Василия Ивановича поставил) , чьи имена (в 1918-22гг) закрепились за их "обычными" дивизиями?!
      1. 0
        19 января 2023 21:13
        militarist63 (Viktor) Может автор сей перечислить десятки других комдивов обычных (в чей ряд он Василия Ивановича поставил) , чьи имена (в 1918-22гг) закрепились за их "обычными" дивизиями?! Попытаться перечислить в конкретный, данный период времени десятки комдивов (Ф.И.О.) и их дивизии (номера, округа, операции и т.п.)... Вообще, последнее время (3- 5 годиков) удивляет тематика статей на ВО. Похоже, что админы "переобуваются" на ходу и нас, читателей постепенно "переобувают". Словно, ненавязчиво так подготавливают к предательству. Или, оправданию предательства.
  3. +23
    16 января 2023 06:21
    Исторический Чапаев командовал обычной дивизией, и его действия на ход войны радикально не повлияли.
    А герои "Трёх мушкетёров" с реальными людьми вообще мало общего имеют, и что? Однако популярны и весьма.

    Согласно «Делу об убийстве пионера Павла Морозова», его речь была такой: Далее в том же документе мы читаем:
    «Дяденька, дозволь, я скажу! Это я подал в суд заявление на своего отца.
    Далее в том же документе мы читаем:
    «12-летний свидетель пионер Павел Морозов закончил свои показания. Нет. Не свидетельское показание это было. Это был беспощадный обвинительный акт юного защитника социализма

    Ага, в уголовном деле так обычно и пишут: "беспощадный обвинительный акт". Притянуто автором только с целью хоть как то обосновать эти пропагандистские лозунги и враньё:
    Напомню, что в 1932 году по всей стране, особенно в сельской местности, свирепствовал страшный голод, унёсший более семи миллионов жизней. И доносы на тех, кто вынужден был украсть еду, чтобы не умереть, уже красноречиво говорят о моральном облике юного стукача.

    Вероятно, он сам настолько был одурманен пропагандой, ослепившей его, что уже не мог трезво оценивать последствия своих действий.

    Удивлён что автор про "хохлодомор" не вспомнил...

    Как и обычно, антисоветчики пытаются всех репрессированных выставит невинными жертвам, хотя даже нынешнее СВО показывает, что некоторых высокопоставленных ЕСТЬ за что!
    Уже в конце 1937 года отец девочки Ардан Маркизов был арестован, обвинён в шпионаже и в участии в контрреволюционной организации и 2 июня 1938 года расстрелян.

    В общем автор сам пропагандист, только антисоветчик, а как известно антисоветская пропаганда построена на лжи, часто глупой, раздувании одних фактов и замалчивании других.
    1. +12
      16 января 2023 06:42
      В общем автор сам пропагандист, только антисоветчик
      Да, не трогайте автора. laughing Автор,используемого источника другой. А настоящий автор,предпочитает "альтернативную историю", достаточно сравнить его статьи. smile
      1. +8
        16 января 2023 06:50
        Цитата: parusnik
        Автор,используемого источника другой. А настоящий автор,предпочитает "альтернативную историю", достаточно сравнить его статьи.

        Если Вы о Самсонове, то он не антисоветчик, а если о Шпаковском, то стиль другой, хотя манера перевирать и замалчивать похожа...
        1. +14
          16 января 2023 08:23
          Цитата: Владимир_2У
          хотя манера перевирать и замалчивать похожа...

          Статья очень похожа на те,что печатались в *Огоньке* конца восьмидесятых-начала девяностых.Впрочем,в те времена вся пресса и большая часть народонаселения буквально сошла с ума.Но чем-то эдаким-прошедшим явно ...*пахнуло*. hi
    2. +1
      18 января 2023 23:11
      Да, еще понравилось: в стране свирепствовал страшный голод, и эти деятели украли воз картофеля, 16 пудов ржи - на продажу. Что, у тех, у кого украли, голода не было? Это на мародерство вообще похоже.
  4. +9
    16 января 2023 06:39
    Даже интересно: кого из нашего времени (лет за 30 последних) делают образцом для подражания. Где искать: спорт? Герои удачного кино? Владельцев дорогих игрушек вроде футбольных клубов?

    Кто герои нашего времени?

    Кстати, книга Маканина с таким названием вполне интересна. Вообще автор хорош и наблюдателен.
    1. +5
      16 января 2023 08:09
      Цитата: Korsar4
      Кто герои нашего времени?

      На войне.
      1. +21
        16 января 2023 09:02
        Два героя нашего времени.
        10 июля 2016 года, боевики казнили в Дагестане лейтенанта Магомеда Нурбагандова. Они начали снимать его на камеру и хотели, чтобы он призвал своих коллег-полицейских уйти со службы. Вместо этого Нурбагандов произнес фразу, которая стала негласным девизом всех силовиков в России: «Работайте, братья».
        Пять лет назад в Сирии погиб лётчик Роман Филипов. 3 февраля 2018 года на штурмовике Су-25 он выполнял боевое задание на территории, подконтрольной боевикам. Самолёт был сбит, Филипов катапультировался, на земле его окружили террористы. Пилот пытался отстреливаться, был ранен. Не желая сдаваться, он подпустил боевиков поближе и с криком «Это вам за пацанов!» подорвал гранату.
    2. +9
      16 января 2023 11:37
      Цитата: Korsar4
      Кто герои нашего времени?

      Ну например, Герой Труда Ротенберг? Не, не впечатляет? ))))
      1. +3
        16 января 2023 23:20
        Цитата: aleksejkabanets
        Ну например, Герой Труда Ротенберг? Не, не впечатляет?

        Понимаю посыл. Но в тоже время Ротенберг справился со строительство крымского моста, например... не превратив его в очередной космодром. На героя может и не тянет, но...
    3. +5
      16 января 2023 12:34
      Кто герои нашего времени?


      Быть может они?



      Добрый день, Сергей. smile
      1. +2
        16 января 2023 13:48
        Добрый день, Константин!

        Все же изнутри важно знать - что и как происходит.

        Вокруг себя смотришь - и интересных людей много. И такие чудаки попадаются, что комментарии могут выходить за рамки дозволенного.
        1. +3
          16 января 2023 14:44
          И такие чудаки попадаются, что комментарии могут выходить за рамки дозволенного.

          Так хоть бы комментарии были какие-нибудь. Ты посмотри, пока 4х4 и ни один минусёр так и не объяснил, что ему не понравилось. Я ведь не хвалил и не ругал "Музыкантов", я просто задал вопрос. И какой вывод напрашивается? Кто-то у нас в своё время правильно заметил, что гораздо проще ткнуть в клавишу пальцем, чем заставить свои мозги шевелиться.
          "Мне грустно, приват"(с)
          1. +2
            16 января 2023 17:02
            Здравствуйте Константин!
            Цитата: Морской Кот
            Я ведь не хвалил и не ругал "Музыкантов", я просто задал вопрос. И какой вывод напрашивается?

            Провокационный вопрос.))) Не ставил ни + , ни - . Безусловно среди "музыкантов" есть и герои, но наемник всегда остается наемником и принципиальной разницы между римскими наемниками, какими нибудь ландскнехтами, Blackwaters и "музыкантами" нет никакой. А самое худшее это то, что в нашей стране олигархам сегодня, в обход всех законов, можно создавать частные армии. И как они будут использованы в дальнейшем можно только догадываться.
            1. +5
              16 января 2023 18:12
              Добрый вечер, Алексей. hi
              Провокационный вопрос.)))

              Я не сомневался, что минусов наставят, но мне просто было интересно хоть кто-нибудь обоснует этот знак? Напрасные надежды. Хомячки, они и есть хомячки. laughing
              По поводу наёмников и наёмничества вообще, я с Вами почти согласен, "почти" -- это потому что настоящий профессионал и должен получать настоящие деньги. Что они сейчас и доказывают, работая, практически, на острие кинжала. Вы же не будете ставить знак равенства между ними и какими-нибудь армейскими контрактниками. Хотя и армии сейчас, в принципе, строятся на основе контракта.
              И как они будут использованы в дальнейшем можно только догадываться.

              Да купить можно кого угодно, вспомните танкистов, которые за "единовременное пособие" лупили из своих танков по Белому дому.
          2. +2
            16 января 2023 21:08
            На планшете статистику не показывает. Да и ладно.

            А наизнанку не всегда хочется выворачиваться. Даже если это просто буквы на клавиатуре.
    4. 0
      17 января 2023 22:01
      Даже интересно: кого из нашего времени (лет за 30 последних) делают образцом для подражания. Где искать: спорт? Герои удачного кино?

      Бодров.
  5. +14
    16 января 2023 07:28
    Смерть Чапаева тоже сложно назвать чем-то из ряда вон выходящим в условиях 1919 года, когда гибли командиры и выше его рангом.
    Это да,но рейд командира 6-й дивизии Уральской отдельной армии полковника Бородина считаю образцовым в плане военного планирования.
    1. +11
      16 января 2023 07:42
      Нет исключений для заповеди: «Не сотвори себе кумира». А уж в условиях Гражданской войны - только горечь.
      1. +14
        16 января 2023 09:02
        «Не сотвори себе кумира»
        Старался всегда придерживаться этого мудрого (на мой скромный взгляд) правила..Да,ничего хуже нет Гражданской,вот и мои все родственники её заставшие говорили так мне,совсем мальцу ..У нас семья примерно поровну разделилась тогда на "белых" да "красных" ...Тихий Дон когда смотрю,так и не могу определиться,за кого я сам был бы...Мудрый фильм...
        — Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному… — снова заговорил Григорий, морщась и тщетно стараясь поймать вилкой скользивший по тарелке абрикос. — Один ближе слезет, другой едет дальше, вроде как на поезде…
        1. +14
          16 января 2023 09:12
          Цитата: не тот
          — Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному… — снова заговорил Григорий, морщась и тщетно стараясь поймать вилкой скользивший по тарелке абрикос.

          Есть чудеснейший роман Андрея Губина *Молоко волчицы*.Тема?О том как прошлась Гражданская война по семье терских казаков.Очень даже рекомендую,право. hi
          1. +14
            16 января 2023 09:33
            Спасибо,читал уже...Много чего читал и смотрел - уж больно тема такая для меня...как бы это сказать-то...болезненная,что ли...Для понимая - помните сцену из уже упомянутого фильма "Тихий Дон",где Кошевой Мелехова застрелил?Вот масса примеров таких...Больше века прошло, а многие из родни до сих пор не общаются меж собою...
          2. +12
            16 января 2023 11:10
            чудеснейший роман

            Вишнёвый омут,М.Алексеев. рекомендую hi
            1. +6
              16 января 2023 15:06
              есть одна книга-мужики и бабы.автора не помню её бы людям почитать сейчас .
              1. +6
                16 января 2023 15:27
                есть одна книга-мужики и бабы.автора не помню
                Борис Можаев.
  6. +16
    16 января 2023 07:58
    Один из многих памятников Павлику Морозову. Свердловск (Екатеринбург). Ныне снесён
    И как оценивать данный снос? Как акт вандализма или акт десоветизации и декоммунизации? По мнению автора, прааально сделали, что убили ребёнка, причём зверски, а не фик стучать.. smile
    1. +13
      16 января 2023 08:25
      Цитата: kor1vet1974
      По мнению автора, прааально сделали, что убили ребёнка, причём зверски, а не фик стучать..

      Антисоветчики - они такие...
    2. +7
      16 января 2023 08:33
      Версия озвученная Пучковым («Гоблином»), что причина - бытовая, имеет право на существование.

      Другое дело, что в любом случае оцениваем, исходя, в первую очередь из первой заповеди.
      1. +3
        16 января 2023 21:32
        Цитата: Korsar4
        Версия озвученная Пучковым («Гоблином»), что причина - бытовая, имеет право на существование.

        Другое дело, что в любом случае оцениваем, исходя, в первую очередь из первой заповеди.


        Я, господь Бог твой и да не будет у тебя других богов кроме меня. (1 заповедь)
        Что вы этим хотели сказать?
        1. +3
          17 января 2023 03:59
          Все мы разные. И выбираем богов по делам своим.
          1. 0
            19 января 2023 01:20
            Приветствую, Антон hi
            Цитата: 3x3zsave
            Все мы разные. И выбираем богов по делам своим.

            ++++++++ ! good
  7. +19
    16 января 2023 08:28
    Напомню, что в 1932 году по всей стране, особенно в сельской местности, свирепствовал страшный голод,
    Ну, вообще-то не по "всей стране", а в её чернозёмной полосе, где в силу агротехники, пахали на волах. Вот они и были съедены, поэтому посевная провалилась. См. по этому поводу работу Ю.И. Мухина.
    1. +11
      16 января 2023 08:44
      Стейнбек, "Гроздья гнева " видимо в СССР писал, описывая голод в США и разорение фермеров, причем целенаправленное.. smile
      1. +9
        16 января 2023 12:29
        Минусы ,наверное поставили те, кто считает,что голода в США не было, Стейнбек всё наврал laughing
        1. +5
          16 января 2023 12:43
          Минусы ставят недоумки, которые сами слово "еще" без 4 ошибок написать не могут.
      2. +8
        16 января 2023 14:03
        Ещё в детстве «Гроздья гнева» сильное впечатление произвели.
  8. +16
    16 января 2023 08:34
    Исторический Чапаев командовал обычной дивизией, и его действия на ход войны радикально не повлияли. Смерть Чапаева тоже сложно назвать чем-то из ряда вон выходящим в условиях 1919 года, когда гибли командиры и выше его рангом.

    Так мало кому известный прежде командир дивизии стал народным любимцем и одним из самых известных участников Гражданской войны, о котором позже было придумано множество анекдотов.
    А почему, чтобы стать народным любимцем, надо непременно быть великим полководцем, или там красиво умереть?! Просто его образ к этому народу наиболее близок. А Швейк вообще собирательный образ и до фронта, даже не доехал. Пелевин написал один из своих лучших романов "Чапаев и Пустота" уже в 90-е. А сухарики "Чапаевские" мы, будучи студентами, потребляли с пивом в начале 2000-х. drinks
    Так что руки прочь от Василия Ивановича, никакая пропаганда тут не причем! am
    1. +13
      16 января 2023 09:19
      руки прочь от Василия Ивановича
      Аргумент.Трудно оспорить,да и не буду - желания нет.
      Это Вам к
      сухарики "Чапаевские"
      На здоровие...А вообще что хотел сказать по поводу Гражданской.. был такой товарищ Лукиан,писатель древнегреческий,так вон он хорошо сказал,подпишусь,пожалуй -
      В гражданской войне всякая победа есть поражение.
      1. +8
        16 января 2023 09:42
        Цитата: не тот
        Это Вам к сухарики "Чапаевские"На здоровие...
        Благодарю. Насчет пива не знаю, но на пачке сухариков (Чапсы), прямым текстом было отпечатано, что именно такими, перекусывал легендарный комдив на привалах, между боями, размышляя о райской жизни в мировом масштабе drinks hi
        1. +3
          16 января 2023 22:45
          И шашкой наверное их (сухарики) рубал.
  9. +19
    16 января 2023 08:55
    И доносы на тех, кто вынужден был украсть еду, чтобы не умереть, уже красноречиво говорят о моральном облике юного стукача.

    А вот пожалуйста отсюда поподробнее. Сколько человек умерло от голода в семье того же Кулуканова?
    И насчет кражи с колхозного поля урожая. Если мне память не изменяет, то урожай в те годы выкупался "на корню" еще весной, то есть все выращенное на этом поле принадлежало государству, но на местах "помогали" убирать урожай. "Указ о трех колосках", как часто называли это наши либералы, появился не на пустом месте.
    То есть по факту имеем в стране голод, ну а кулаки, к тому же ссыльные (читай уже засветившиеся), крадут еду у остальных.
    1. -3
      17 января 2023 23:02
      Цитата: Не_боец
      То есть по факту имеем в стране голод, ну а кулаки, к тому же ссыльные (читай уже засветившиеся), крадут еду у остальных.

      Правильнее сказать кулаки пытались помешать у них все украсть и чтобы не дать умереть с голоду пытались не дать ворам(государству) украсть все. Мой дед воровал в колхозе и его потомки живы. Кум не воровал в колхозе и вся его семья вымерла с голоду. Воровство в колхозе-восстановление социалистической законности(каждому по способностям) и исправление перегибов центральной власти на местах(за работу надо платить хотя бы прожиточный минимум).
      1. +4
        18 января 2023 15:05
        Мой дед воровал в колхозе и его потомки живы. Кум не воровал в колхозе и вся его семья вымерла с голоду.

        Семья кума вымерла не потому что "не воровала", а потому что "мой дед воровал".
  10. +9
    16 января 2023 09:06
    И доносы на тех, кто вынужден был украсть еду, чтобы не умереть, уже красноречиво говорят о моральном облике юного стукача.
    даже весьма либеральный "Дилетант", такую пургу не поддерживает. Чуть ниже пара вырезок от туда
    В 1931 году Трофима Морозова осудили на 10 лет за различные злоупотребления: помимо спекуляции справками, он ещё и присваивал себе конфискованное имущество. По сохранившимся документам, Павлик как старший сын свидетельствовал перед судом и подтвердил, что отец относился к матери плохо, бил, но вряд ли именно он донёс на отца. Более того, некоторые исследователи, занимавшиеся этой историей, считают, что мальчик не появлялся перед судом лично, там просто зачитали то, что он рассказывал. Предположения о том, что донос от сына был, основывались на словах следователя по этому делу Елизара Шепелева, но позже он сам отказался от этого утверждения.

    ну и пара версий
    Версия 1
    Не исключено, что мальчиков убили действительно из мести, но главная причина была не в том, что Павлик предал отца. Дело в том, что дед, Сергей Морозов, передал сыну земельный надел, когда тот женился. Так как Трофима посадили, земля должна была достаться старшему сыну, Павлу. Вполне возможно, что Сергеем Морозовым двигало желание вернуть землю себе.

    Версия 2
    Есть версия, что Павлик действительно донёс на отца, но его мотивы были отличными от пионерской идеологии. Отец, как и дед, отличался суровым нравом, Трофим Морозов бил жену и детей, пил, и мальчик просто хотел ему отомстить. А уже потом дед, бабушка и двоюродный брат отомстили ему.
    Полностью здесь https://diletant.media/articles/34226264/
  11. +12
    16 января 2023 09:11
    Своей антисоветчиной враги СССР всё о себе доказали . Так ,злобствуя против Павлика Морозова ,которого убили за то ,что он рассказал правду о преступниках ,они доказали ,что они за преступников и за убийства детей .
    Оправдывая тех ,кто воровал колхозное зерно ,они доказали ,что для них совершенно нормально воровать у Государства .
    1. Комментарий был удален.
    2. +8
      16 января 2023 09:28
      Ирина, тут вот народ сомневается. Ты за большевиков или за коммунистов?
      Отрывок из к/ф Чапаев: https://www.youtube.com/watch?v=i9sm_EJq5-Y

      1. +6
        16 января 2023 15:59
        Ты за большевиков или за коммунистов?
        В мемаурах нашего знаменитгого организатора партизанского движения С.А. Ваупшасова этот вопрос разъяснён. В начале 20-х годов приверженцев Ленина называли большевиками, а троцкистов - коммунистами.
    3. +7
      16 января 2023 09:45
      В Библии сказано :"домашние ваши-враги ваши".Таким образом, советская пропаганда ближе к христианским ценностям по сути. Чем современная, пропагандирующая язычество.

      История с Павликом Морозовым-история общества, которое за тысячу лет так и не смогло уйти от языческих ценностей.

      С точки зрения автора выступить против отца-коррупционера и вора-преступление, а зарезать в лесу двоих детей-не преступление....

      Дети олигархов должны будут отомстить русскому народу и отомстят ещё за неприязнь к их отцам. Автор заранее на их стороне!
      1. -4
        17 января 2023 23:13
        Цитата: иван2022
        С точки зрения автора выступить против отца-коррупционера и вора-преступление, а зарезать в лесу двоих детей-не преступление....

        Дети олигархов должны будут отомстить русскому народу и отомстят ещё за неприязнь к их отцам. Автор заранее на их стороне!

        Человек помогал людям бежать из ссылки и спасаться от голодной смерти. Донос на такого это убийство целых семей. Убив такого доносчика можно было спасти десятки жизней. Тут скорее всего была не месть а стремление очистить деревенский мир от недоумка который мог погубить всю деревню. В конце концов такое изъятие продуктов питания у вырастившего урожай, что производитель обрекается на голодную смерть не является ни государственной целесообразностью, ни государственной необходимостью, ни нормой коммунистической или социалистической морали. Примерно в 4 классе у нас был урок о пионерах героях. Учительница сказала, что есть музей Морозова в его родном селе. Один мальчик сказал, что его родители возили в этот музей. Учительница ему поручила рассказать о посещении. После его ответа она для вида его попеняла, что он должен был пообщаться с жителями деревни и рассказать дополнительные подробности. Его ответ был интересен:"Экскурсовод настоятельно рекомендовал держаться подальше от местных жителей и не говорить с ними о П. Морозове." Видно было так много прецендентов, когда местные откровенно говорили о П. Морозове, что за злостную антисоветчину по закону надо было уже сотню раз репрессировать всю деревню, а всех экскурсантов отпускать с родины П. Морозова только после допросов и выступлений в суде над клеветниками на славный донос пионера Павлика.
        1. +2
          18 января 2023 15:17
          В конце концов такое изъятие продуктов питания у вырастившего урожай, что производитель обрекается на голодную смерть не является ни государственной целесообразностью, ни государственной необходимостью, ни нормой коммунистической или социалистической морали.

          То есть на второй год после введения в практику договоров контрактации в стране умерли все крестьяне?
        2. ort
          +1
          25 января 2023 15:54
          Цитата: gsev
          Цитата: иван2022
          С точки зрения автора выступить против отца-коррупционера и вора-преступление, а зарезать в лесу двоих детей-не преступление....

          Дети олигархов должны будут отомстить русскому народу и отомстят ещё за неприязнь к их отцам. Автор заранее на их стороне!

          Человек помогал людям бежать из ссылки и спасаться от голодной смерти. Донос на такого это убийство целых семей. Убив такого доносчика можно было спасти десятки жизней. ..... После его ответа она для вида его попеняла, что он должен был пообщаться с жителями деревни и рассказать дополнительные подробности. Его ответ был интересен:"Экскурсовод настоятельно рекомендовал держаться подальше от местных жителей и не говорить с ними о П. Морозове." Видно было так много прецендентов, когда местные откровенно говорили о П. Морозове, что за злостную антисоветчину по закону надо было уже сотню раз репрессировать всю деревню, а всех экскурсантов отпускать с родины П. Морозова только после допросов и выступлений в суде над клеветниками на славный донос пионера Павлика.

          Никакого "доноса" не было. Морозова арестовали из- за того, что обнаружили чистые бланки справок у посторонних людей.
          "Человек помогал"- он человек, а ребёнок и его брат 8-ми лет - не люди ?
          Кстати- а что, по советским законам в ссылку полагалось отправлять всех хороших людей, и освобождать оттуда всех не хороших ?
          Вопрос ; а Вы- то сами наверное тоже человеком себя самого считаете ? А не боитесь, что от таких, как Вы тоже кто- либо захочет в порядке самосуда- просто "очистить мир", даже не желая мести ? Вполне могу себе представить......
    4. -6
      16 января 2023 22:03
      Цитата: tatra
      совершенно нормально воровать у Государства .

      Так ведь у него сколько не укради, а украденного у тебя не вернешь!
    5. 0
      25 января 2023 19:53
      Цитата: tatra
      ..... для них совершенно нормально воровать у Государства .

      Вы по сути правы, хотя колхозное - не государственное. А нормальным у нас считается воровство всего общественного ещё со времен ДО Царя Грозного.

      По "Русской правде" 15 века преступлением считалась личная обида, а не нарушение Закона, как в наше время.

      Но некоторые, в частности
      некто "kalibr" и сегодня придерживаются по старинке феодального законодательства .

      Есть такой рассказ у А. П. Чехова - "Злоумышленник".... Там крестьянин отвинчивал гайки от рельсов на жел дороге и никак не мог понять, почему его арестовали, хотя он никого не обидел....
  12. +4
    16 января 2023 09:47
    В принципе феномен популярности Чапаева легко объясним, если учитывать информационный голод и малотиражность советского кинематографа тех лет. В качестве знаковой фигуры на месте Василия Ивановича мог бы стать любой краском "второго эшелона", не дожившивший до конца Гражданской войны. Например, Щорс или Лазо.
    1. +2
      16 января 2023 10:26
      Цитата: 3x3zsave
      Например, Щорс или Лазо.

      Возможно.Но?Благодаря чудесному фильму Васильевых знаковой фигурой стал всё-таки Василий Иваныч.О Щорсе тоже был снят фильм.В 1939-ом.Режиссер,не кто-нибудь,а сам Александр Довженко!О Лазо сняли в 67-ом.Но?Не запомнились,увы. hi
      1. +1
        16 января 2023 10:45
        Потому и не запомились, что про Чапаева был первым! Вот ты, например, помнишь такой фильм "Первая конная"?
        1. +3
          16 января 2023 12:12
          Цитата: 3x3zsave
          Потому и не запомились, что про Чапаева был первым!

          Неа.Не запомнились потому,что просто не дотягивали до уровня *Чапаева*.Кстати можно заметить,что в *Чапаеве* уйма второстепенных,но!Колоритнейших персонажей.Можно заметить массу фраз,что *ушли в народ*.О фильмах *Щорс* и *Сергей Лазо* этого сказать я бы не решился. bully
          Цитата: 3x3zsave
          Вот ты, например, помнишь такой фильм "Первая конная"?

          Нет.Помню *Александр Пархоменко*.Почему?Да по причинам названным выше.Снято талантливо. hi
          Да и песня там!Дивно хороша!*Лизавета*. bully
        2. +5
          16 января 2023 12:17
          Вот ты, например, помнишь такой фильм "Первая конная"?

          Какой из двух - 1941-го или 1984-го.
          1. +4
            16 января 2023 12:19
            Какой из двух - 1941-го или 1984-го.
            Второй, первый я не видел.
            1. +1
              16 января 2023 12:30
              Первую никто не видел, она так и не вышла на экраны, срок выхода переносили два раза. Отснятый материал утерян при эвакуации Мосфильма, хотя некоторые фрагменты встречаются в фильмах документальных. Но это был очень масштабный проект, своего рода массовая героизация. Сталин лично утвердил сценарий. Эйзенштейн и Ромм лично отвечали за реализацию.Но реализовать до войны, начав съемки в 1939 году, не смогли. А потом война...
              1. +8
                16 января 2023 12:38
                Добрый день. hi
                материал утерян

                , ,,в интернете он есть request
                1. Комментарий был удален.
                2. +3
                  16 января 2023 13:13
                  Я имел ввиду негатив (оригинал). Да и со смонтированного фильма несколько частей тоже утеряны.
                  1. +5
                    16 января 2023 13:27
                    Passeur
                    Сегодня, 14

                    Спасибо,понятно. yes
              2. +3
                16 января 2023 12:41
                Ну а второй стал чуть ли не последним х/ф о Гражданской войне, снятым в СССР.
              3. +4
                16 января 2023 13:04
                Фильм был снят довольно быстро,но постоянно дорабатывался..
              4. +1
                16 января 2023 13:21
                Вопрос к минусующим организмам - кто из вас до сегодняшнего дня слышал о существовании фильма "Первая конная" вообще и фильма 1941 года в частности? Попробуйте при ответе не врать - вдруг получится.
                1. +4
                  16 января 2023 13:44
                  Жертвы соцсетей кроме как лайками и дизлайками общаться не обучены.
                2. +4
                  16 января 2023 14:07
                  Вопрос к минусующим организмам
                  Они не ведают, что творят..Бог, с ними, был еще телеспектакль Первая конная, да, это был не фильм...Но мне запомнился..
                3. 0
                  22 января 2023 23:53
                  1984 запомнился сумасшедшими атаками, нигде больше такого не видел, зацепило
            2. +1
              16 января 2023 12:35
              первый я не видел
              Он и не вышел на экраны страны,отправлен был на доработку, а тут война. А второй помню,его анонсировали в телепередаче Спутник кинозрителя,как только появился на экранах городских кинотеатров, пошел посмотреть..
            3. +2
              16 января 2023 12:58
              Привет, Антон. smile

              Я их оба не видел, и сожалений, почему-то не испытываю. Наверное, в детстве обкормили фильмами по этой тематике. Пропаганда, она тоже, хороша в меру, потом просто идёт отторжение.
              1. +2
                16 января 2023 13:09
                Привет, дядя Костя!
                Да там особой пропаганды и не было. Описан эпизод Гражданской войны. Нельзя же сказать, что "Унесенные ветром" - пропаганда конфедератов.
                1. 0
                  16 января 2023 14:47
                  Да это понятно, я о том, что нельзя всё время есть одну и туже пищу, в конце концов, как бы она тебе ни нравилась, тебя от неё вырвет, органон сам отработает.
                  1. +2
                    16 января 2023 15:02
                    Не потому ли американский кинематограф и зашел как пуля в навоз?
                    Помню в 89 завезли в наш киеотеатр "Кинг-конга", народ в проходах стоял!
                    1. +2
                      16 января 2023 15:34
                      завезли в наш киеотеатр "Кинг-конга"


                      Ты не поверишь, но я не видел его. laughing
                      1. +2
                        16 января 2023 15:46
                        Почему же не поверю, вполне такое может быть. Мать моих детей "Иронию судьбы" умудрилась посмотреть в возрасте сорока лет.
                      2. +1
                        16 января 2023 17:43
                        Есть некоторая разница между тем и между этим. laughing
              2. +5
                16 января 2023 13:30
                Я их оба не видел, и сожалений, почему-то не испытываю. Наверное, в детстве обкормили фильмами по этой тематике. Пропаганда, она тоже, хороша в меру, потом просто идёт отторжение.

                Тут отчетливо видно, что пропаганда - процесс сложный и многогранный. Можно готовить высококачественный продукт, который, с одной стороны, имеет пропагандистский эффект, с другой - способствует "росту масс над собой".
                А можно наоборот - заполонить информпространство примитивной пропагандой, способствующей массовому отупению, что очень наглядно демонстрирует сайт ВО.
                1. +2
                  16 января 2023 19:53
                  Вик, привет. hi
                  что очень наглядно демонстрирует сайт ВО.

                  Если сайт такой ый, то что же Вы каждый божий день сидите на нём? В чём проблема-то? request
                  1. +1
                    16 января 2023 23:28
                    В чём проблема-то?


                    Если Вас действительно интересует этот вопрос, исчерпывающий ответ найдете в implication of his private secretary in a tax fraud
                    endorsement of a letter relating to the Whiskey Ring received 29 July 1875, in E. P. Oberholtzer History of the United States Since the Civil War (1937) vol. 3, ch. 19.
                    1. +2
                      17 января 2023 12:30
                      В английском не силён, переводчик не работает, да и читать с гугл-переводом проблема известная. Так что, выходит, ответ я не получил, ли и неважно, в общем догадываюсь. Печально.
      2. +3
        16 января 2023 12:46
        Привет, Серёжа. smile

        В 1942 году были сняты два фильма "Котовский" и "Пархоменко", очевидно восполнялся дефицит пропаганды. Как бы то ни было, в детстве смотрели с восторгом. smile

        1. +4
          16 января 2023 15:19
          Цитата: Морской Кот
          были сняты два фильма "Котовский" и "Пархоменко"

          Привет Константин!
          Мне кажется мы немного *сбились с пути*.Вот честно.Можно ли вообще назвать фильм *Чапаев* пропагандистским?Вопрос.А ,что собственно он пропагандирует?Комдива?Красную армию?На мой взгляд-нет.Есть талантливо снятый фильм о человеке.Да,о *человеке с ружьём*!Но о человеке.Последующие фильмы о краскомах?Ну просто пошла такая *фишка*.Вот и всё!Вспомним шестидесятые,как попёрли из Голливудщины исторические фильмы.Вспомним как шли почти одновременно фантастические фильмы.А *Чапаев*?А,что *Чапаев*?И сегодня можно посмотреть с удовольствием. hi
          1. +3
            16 января 2023 15:41
            Цитата: АрхиФил
            Есть талантливо снятый фильм о человеке.Да,о *человеке с ружьём*!Но о человеке.
            я бы добавил "о человеке из народа", поэтому народ его так и полюбил, вплоть до анекдотов. Потому что свой, а не красный, или там белый. И неважно, каким был Чапаев в реальной жизни. Нам на военной кафедре рассказывали, что он, больше в штабном автомобиле, а не с шашкой на коне, только какая теперь разница. lol
            1. +4
              16 января 2023 16:07
              Цитата: Стирбьорн
              я бы добавил "о человеке из народа", поэтому народ его так и полюбил, вплоть до анекдотов. Потому что свой, а не красный, или там белый.

              Абсолютно с Вами согласен!
              Да и анекдоты тоже своего рода показатель.Много ли мы знаем анекдотов о Ельцине,Чубайсе,Путине и прочих персонажах?Сочиняют о тех,кого любят. hi
              1. +1
                16 января 2023 18:17
                .Много ли мы знаем анекдотов о Ельцине,Чубайсе,Путине и прочих персонажах

                Про этих тоже сочиняют, но почему-то исключительно злобные.
          2. +3
            16 января 2023 15:46
            Я "Чапаева" и сейчас с удовольствием пересматриваю, а в детстве был просто в восторге от "Психической" атаки каппелевцев, "Красиво идут" -- "Интеллигенция"(с) smile
            А "Голливудщина", это всё проходное, за редким исключением. hi
          3. -1
            17 января 2023 23:39
            Цитата: АрхиФил
            Можно ли вообще назвать фильм *Чапаев* пропагандистским?Вопрос.А ,что собственно он пропагандирует?Комдива?Красную армию?

            Там есть несколько Важных элементов. Петька наказан за самоуправство и перегибы с крестьянами. Комиссао и Чапаев восстанавливают справедливость. Комиссар останавливает самоуправство Чапаева который пытается заставить медика выдать непрофессионалу диплом. Там не примере Болой армии показано, что необоснованные репрессии вызывают в ее рядах измену и приводят к поражению не смотря на беззаветную храбрость и преданность остальных служащих Белой Армии. А человеческое милосердие Петьки к классовому врагу делает из врага ценного разведчика для Чапаева. Фильм исправлял коммунистическую систему в сторону народной морали и делал это не унижая ни коммунизм, ни Красную Армию. Фильм способствовал укреплению Советского государства, очищению НКВД от проходимцев, науки от лысенковщины с этой точки зрения он агитационный и прокоммунистический. Но с другой стороны он не агитирует за все ляпы Сталина и Ежова.
    2. +3
      16 января 2023 11:22
      В честь него назывались улицы во многих городах и поселках
      ,, напомнило,на малой родине жил на пересечении ул.Чапаева и Ворошилова winked
    3. +3
      16 января 2023 11:31
      ,,,или политическая конъюнктура, заметь что назвали до выхода фильма.
      Во время Гражданской войны переименован в Троцк в честь Л. Д. Троцкого (1879- 1940), в то время одного из наиболее известных деятелей партии. После высылки Троцкого из страны в 1929 г. переименован в Чапаевск, по фамилии участника Гражданской войны В.И. Чапаева
      1. +2
        16 января 2023 11:45
        ,,,или политическая конъюнктура,
        И такое может быть. У Лазо происхождение подкачало, у Щорса - обстоятельства гибели.
        1. +4
          16 января 2023 12:46
          Щорса - обстоятельства гибели
          , , парк Щорса тоже есть.
          1. +3
            16 января 2023 12:52
            Я даже не сомневался, он же похоронен в Самаре. Я, кстати, возможно бывал в этом парке.
            1. +3
              16 января 2023 13:01
              ,В Самаре похоронен якобы по причине проживания в ней на тот момент родителей жены Щорса, которые могли бы ухаживать за могилой. Собственно на территории бывшего кладбища, где захоронили начдива и расположен парк.
              ,,скорее всего ,он от ж/д недалеко.
              1. +2
                16 января 2023 13:04
                ,,,скорее всего ,он от ж/д недалеко.
                А от речного вокзала?
                1. +4
                  16 января 2023 13:31
                  А от речного вокзала?

                  Нет,недалеко. Кому как feel
                  1. +2
                    16 января 2023 13:38
                    Значит точно бывал. А городской пляж все так же на другом берегу Волги?
                    1. +3
                      16 января 2023 18:08
                      ,,нет,городской от речпорта и начинается.
                      На другой стороне тоже пляжи есть bully
                      1. +2
                        16 января 2023 18:30
                        А, ну значит в 82 там чище было что-ли. Потому как тетка нас возила исключительно на правый берег. Речной трамвайчик помню, первое судно на котором я не блевал, вестибюлярка в детстве была никакая.
    4. ort
      +1
      25 января 2023 16:11
      Цитата: 3x3zsave
      В принципе феномен популярности Чапаева легко объясним, е

      Слава Тебе Господи, что объясним...... А вот писатель А. Фаддеев писал в очерках о Гражданской войне, что в русских деревнях были популярны некоторые герои просто потому, что могли одним ударом рассечь человека от макушки до пояса. Убогие потуги автора превратить Чапаева в антигероя- свидетельство абсолютного незнания реалий наших. Заслуга фильма в том, что он создал популярный образ истинного героя, а не первобытного "черепокрушителя и рассекателя до пупа".
  13. +2
    16 января 2023 09:54
    Давно не было такого антисоветского выхлопа.
  14. +15
    16 января 2023 10:32
    Да ладно вам. Вполне себе статья в духе времени и официальной идеологии которой якобы нет.
    Не ругайте автора, как на меня, так даже наградить надо. yes

  15. +5
    16 января 2023 11:34
    Создание новых героев советской пропагандой

    Автору стояло бы отметить, что такое явление, как героизация, то есть "искусственный процесс выбора наиболее приемлемых фигур в качестве эталонных, исходя из запросов общества, определяемых обстановкой", характерно не только для советской, а для любой пропаганды. История показывает, что для укрепления устойчивости государства в сложных ситуациях необходимы определенные действия. И герой для этого очень подходит.
    Обществу нужны герои, поскольку они помогают определить пределы устремлений этого самого общества. Отсюда вывод - какие устремления - такие и герои.
    1. +8
      16 января 2023 14:23
      «Страна мечтателей, страна ученых» (с).

      Ещё раз убеждаюсь - что все усиливается расслоение. Вплоть до сословий.
  16. +4
    16 января 2023 13:18
    Чапаева использовали в пропаганде не только в тридцатые годы.

    По поводу Павлика Морозова- нет никаких оснований заявлять, что это он донес на отца. На самом деле у задержанного на вокзале обнаружили чистые бланки сельсовета с печатями, дело раскрутили и посадили не только отца Морозова, но и других.
    По поводу его заявлений.
    В обвинительном заключении по делу об убийстве Морозовых следователем Елизаром Васильевичем Шепелевым было записано, что «Павел Морозов подал заявление в следственные органы 25-го ноября 1931 года». В интервью журналистке Веронике Кононенко и старшему советнику юстиции Игорю Титову Шепелев сказал:

    Не могу понять, с какой стати я всё это написал, в деле нет никаких подтверждений, что мальчик обращался в следственные органы и что именно за это его убили. Наверно, я имел в виду, что Павел дал показания судье, когда судили Трофима… Выходит, из-за моих неточно написанных слов мальчишку теперь обвиняют в доносительстве?! Но разве помогать следствию или выступать свидетелем на суде — преступление? И можно ли из-за одной фразы в чём-либо обвинять человека?[8]

    Отношения с отцом и другими родственниками отца были плохие, отец бросил мать- понятно, что ребенок ничего хорошего про отца сказать не мог, хоть пионером он был, хоть нет (а отец был вообще-то бывшим красным командиром, воевал в гражданскую), да и значение это не имело- там были другие доказательства, вполне реальные бланки сельсовета с печатями, другие показания, а не детская болтовня. Отец получил по приговору 10 лет,строил Беломорканал, выпустили реально через три года, дав при этом орден.
  17. ort
    +4
    16 января 2023 13:33
    Вообще- то искусство и пропаганда и не должны "правдиво показывать то, что есть в жизни". Потому, что люди это итак видят каждый день.
    Они должны показывать как происходит переход от " то. что есть", к тому, что должно быть. Например, сегодня главная тема-"беспредельный" криминал и такой же половой разврат. Как говорится "танцуют все !"
  18. +15
    16 января 2023 14:57
    Прочитал статью и задумался: о чем она, собственно? О лживости пропаганды вообще? О лживости пропаганды советской? О ничтожности героев советской пропаганды? И создалось у меня впечатление, что либо автор сбился на полпути, либо сознательно отклонился на путь "разоблачителя" в стиле поздних восьмидесятых.
    Если коротко, то:
    Чапаев был и известен, и уважаем, во всяком случае, в тех местах, где действовал. Люди шли к нему, чтобы воевать именно под его началом. Умный, энергичный, распорядительный, амбициозный, решительный и лично смелый - полный набор качеств истинно народного вожака. Достаточно ярко он проявил себя и как военачальник. Был популярен и в войсках и среди населения. Вполне достоин героизации. Пусть автор назовет более достойного, по его мнению, героя, которого пропаганда обошла.
    По поводу Павлика Морозова полной ясности нет. Неизвестно, писал ли он заявления на отца, известно только, что показания против него давал. Но какую уничижительную оценку дает автор этому мальчику!
    доносы на тех, кто вынужден был украсть еду, чтобы не умереть, уже красноречиво говорят о моральном облике юного стукача.

    Образ же этот возводил обычное стукачество в ранг геройского поступка. Так, уже с малых лет среди советских граждан поощрялось доносительство, что уже спустя несколько лет в 1936–1938 гг. сыграет свою роль в ходе массовых репрессий.

    А вот представить себя на месте деревенского мальчишки, отец которого - председатель сельсовета! - каждый день нажирается до зеленых чертей и смертным боем лупит его маму и его самого, и управы на него нет никакой. А ведь деревня - это особый мир, где всё на виду у всех, что сам не увидишь, то соседи доскажут. Это и школа (а в ней учителя), и совместные игры с пацанами и подслушанные разговоры взрослых...
    Как бы автор отнесся к начальнику какой-нибудь колонии, который отпускал бы заключенных за взятки, давая им необходимые документы? Ну а прямое воровство хлеба (голода в тех местах не было, но он был в других регионах), как - тоже оправдаем?
    Скажите, коллеги, как мы сейчас отнесемся к ребенку, изобличившему своего отца, который ворует деньги, например, предназначенные для больниц или социальных выплат? Да еще и содержит на эти деньги любовницу, киросинит каждый день и дуплит жену с детьми по чем зря? Я скажу одно - побольше бы таких детей - поменьше было бы ворья.
    Так что героизация образа Чапаева и Морозова произошла не на пустом месте. Люди с такими качествами были нужны тогда, нужны они и сейчас. Представляете, сколько денег сэкономят государству десяток таких Морозовых, оказавшихся в нужное время в нужном месте? Особенно, если докладывать они будут Чапаеву? smile
    Ну а про девочку на руках у Сталина - её фамилию я сегодня услышал второй раз в жизни. Первый - лет тридцать назад и благополучно забыл. Фотография со Сталиным - это пиар исключительно Сталина, но никак не девочки. Мне вот интересно: по мнению автора, Сталин имел право создавать свой положительный образ в народе? Или должен был представляться упырем, который таких девочек на завтрак ест? А может, народу всю правду надо было открывать? Про интриги внутри партии, истинное экономическое и политическое положение, развлечения элиты, ну там, амурные похождения, пьянки, семейные разборки и т.п.?
    Короче: статья, на мой взгляд, совершенно не удалась. Во всех смыслах - и как попытка высказать мнение о пропаганде - где оно, это мнение? - и как попытка "развенчать" советских героев - их уже давно какими только помоями не поливают.
    Совершенно удручает то, что от статьи к статье у автора, на мой взгляд, получается всё хуже и хуже... Хотя и сначала было далеко не совершенство.
    У меня всё. smile
    1. +6
      16 января 2023 15:31
      Совершенно удручает то, что от статьи к статье у автора, на мой взгляд, получается всё хуже и хуже...
      Ну, пока что лучше чем копипаст от Зырянова, а там посмотрим...
      1. +10
        16 января 2023 16:01
        Лучше, чем "очень плохо" - это "плохо", Антон. Эта статья получилась, на пой взгляд, откровенно плохо.
        1. +4
          16 января 2023 16:13
          Ну, что поделать? За неимением гувернантки... Это не Шпаковский с "Отравленным пером".
          1. +3
            16 января 2023 17:10
            Кстати, о фильме "Чапаев". 8 января родился Степан Иосифович Шкурат.
            1. +4
              16 января 2023 17:47
              А 9 января - мой старший сын. Он как-то высказался: угораздило же родится в "Кровавое воскресенье", на что я резонно заметил: зато у тебя есть собственный сквер в Питере.
              1. +2
                16 января 2023 20:19
                А в этом году 9 января магистрант-индиец сдал ГИС за прошлый год. Тоже день заслуживает быть красным.
            2. +3
              16 января 2023 17:59
              К слову, вакханалия с переименованиями середины 90-х не коснулась улицы Чапаева на Петроградке.
              1. +3
                16 января 2023 18:20
                В Российской Федерации на октябрь 2017 года насчитывалось 2172 улицы, названных в честь Василия Ивановича Чапаева,, вот так вот belay
                1. +2
                  16 января 2023 18:41
                  В безбашенном Питере середины девяностых все было возможно.
    2. +7
      16 января 2023 15:49
      Читала утром. И вот она -- последняя картина. Кажется, будто весь мир пронизан золотыми нитями солнечного света. Даже теневая сторона Земли. Мир сияет. Великий товарищ Сталин в крепких, надёжных руках держит юную Советскую Республику...
      Скрутило не по-детски. Ну, проплакалась. Прочитала комментарии. Больно до сих пор. Не могу рассуждать, мол, так да эдак. Перед глазами -- образ потерянного будущего.
      1. +7
        16 января 2023 16:12
        Цитата: депрессант
        Перед глазами -- образ потерянного будущего.

        Сильно!Действительно сильно сказано.Но хочется узнать,уважаемая Людмила Яковлевна,считаете ли Вы фильм *Чапаев* пропагандистским.Или?Или как и я, просто хорошим художественным произведением о ЧЕЛОВЕКЕ.
        Вечер добрый!
        1. +7
          16 января 2023 16:35
          Добрый вечер, Сергей Владимирович!
          Нет, фильм "Чапаев" не считаю пропагандистским. Фильм -- ответ на потребность народа в подлинных героях своего времени. Невозможно даже представить, что сняли бы фильм о страданиях раскулаченных и создали бы вызывающий сочувствие соответствующий образ. Столетие было спрессовано в десятилетие и прессом выдавило из жизни мертвечину. Осталась жизнь и порыв к живому будущему.
          1. +7
            16 января 2023 17:59
            Невозможно даже представить, что сняли бы фильм о страданиях раскулаченных и создали бы вызывающий сочувствие соответствующий образ.
            Людмила, не прошло и 90 лет, как подобные фильмы уже появились. И в ремейке "Зорь" - Бричкина из раскулаченных, и недавняя "Зулейка. открывшая глаза" - тем более. Но халтура и есть халтура, и её нынешний пропагандистский крен весьма заметен. Нет у населения сочуствия тогдашним Цапкам. И это хорошо.
          2. 0
            17 января 2023 23:53
            Цитата: депрессант
            Невозможно даже представить, что сняли бы фильм о страданиях раскулаченных и создали бы вызывающий сочувствие соответствующий образ.

            Однако "Тихий Дон" Шолохова во многом гимн казачеству и упрек тем кто проводил расказачивание. Да и "Поднятую целину" нельзя считать гимном сталинской коллективизации. Есть книга "Даурия" и по ней снят фильм в СССР. Так там нить повествования разложение и гибель казачьего уклада рода в результате революционных преобразований на Дальнем Востоке. "Да это же мой кум. Дай-ка я сначало по нему выстрелю!"
            Цитата: депрессант
            Невозможно даже представить, что сняли бы фильм о страданиях раскулаченных и создали бы вызывающий сочувствие

            А считаю что об этом есть прекрасный фильм Вайды "Катынь".К концу правления Брежнева на всех руководящих постах от мастера были в основном потомки раскулаченных. Поэтому чуть ли не через неделю после своего негласного запрета фильм продемонстрировали по центральному телевидению. ФСБшники и МИДовцы не решились злобить потомков кулаков запретом произведения Вайды.
        2. +3
          16 января 2023 17:03
          Сильно!Действительно сильно сказано

          Да уж! Точнее не скажешь. Притом основная масса теряющих либо активно способствует процессу, либо пассивно плывет по течению.
          1. +4
            16 января 2023 18:40
            Цитата: Passeur
            либо пассивно плывет по течению.

            Извините,но...пассионарии активно гибнут в войнах.Если не брать Великую Отечественную сколько вооружённых конфликтов было с участием советских и российских солдат?Сегодняшний день?Кто гибнет в этой *сво*?Да самые лучшие.Самые храбрые.Те кто способен сказать:*-А кто кроме меня?*Вот это действительно обидно и горько.
            1. -2
              18 января 2023 00:00
              Цитата: АрхиФил
              Извините,но...пассионарии активно гибнут в войнах.

              А не пассионарии в концлагерях, барделях или просто не привлекают девушек и остаются холостяками. Сейчас в Средней Азии, Молдавии, на Украине поголовно вымрут русские не способные себя проявить и отстоять свою честь. В более трудных условиях кулачество смогло продолжить свой род и придти к власти в СССР. Пусть оно трансформировалось в худшую сторону, стало жестче, агрессивнее, нетерпимее к чужой лени и глупости. Так и русские на Украине должны избавиться от непассионарного балласта и вернуть себе свои права.
        3. +3
          16 января 2023 17:10
          А что есть пропаганда как не воодушевление человека на свершение дел запланированных государством.
          1. +1
            16 января 2023 19:16
            Цитата: evgen1221
            А что есть пропаганда как не воодушевление человека на свершение дел запланированных государством.

            Вот!Вот именно поэтому можно и нужно отнести *Боевой киносборник номер 12,за 1942 год* к пропаганде.Именно в нём был использован образ Василия Ивановича для подъёма боевого духа наших советских бойцов.Он есть в ютубе.Впрочем все пятнадцать киносборников весьма интересны.Не пожалеете, право! hi
      2. +8
        16 января 2023 16:38
        Не плачьте.
        "Великий товарищ Сталин" ушел в места богатые дичью и больше нас не потревожит.
        А вот насчет потерянного будущего - да, после самоубийства Советского Союза, то будущее, которое могло нас ожидать, было потеряно. Но оно было.
        А теперь лично я не знаю, есть ли оно, это будущее, хоть какое-нибудь. Есть ли оно у моих детей и прочих потомков, существующих и ещё не рожденных.
        Что с ними будет - будут они мечтать о полетах в другую галактику или о том, чтобы в конце рабочего дня добраться до стакана дешевого пойла, которое от щедрот своих им предоставит белый господин, и бухнуться в койку, чтоб забыться тяжелым сном без сновидений? А может им повезет, и они попадут в число "золотого миллиарда" и тогда уже они будут раздавать другим дешевое пойло, а сами пить дорогое?
        Или просто сгинут без следа и памяти в горниле уже начавшейся войны, которую нам навязали, и от которой мы не могли отказаться, потому что когда-то, тридцать лет назад, решили жить по их правилам?
        Не знаю.
        А тогда, в те времена, времена Чапаева и Павлика Морозова, и позже, в сороковых - знали. Знали, что победят и будут жить лучше. И тот же Павлик давал показания против отца уж точно не из корыстных побуждений и не из страха, ибо кто ему мог угрожать и чем? Тогда почему?
        1. +4
          16 января 2023 17:38
          А вот насчет потерянного будущего - да, после самоубийства Советского Союза, то будущее, которое могло нас ожидать, было потеряно. Но оно было.
          В 1990 году мой отец стал народным депутатом областного Совета от нвшего городка. И я больше чем уверен, что не имея целью уничтожения Советского Союза. Равно как и Вы, Михаил, поступая на следующий год на юрфак, тоже к этому не стремились.
          1. +5
            16 января 2023 18:41
            Не стремился. Тогда я стремился сделать так, чтобы меня девушки любили, потому что я их тоже очень любил. smile
            На Горбачева в частности и СССР в принципе мне было наплевать. Но исключительно потому, что мне тогда казалось, что у СССР такой огромный запас прочности, что беспокоиться о его существовании не было никаких оснований. Типа, "да что с нами будет, мы же глыба, монолит, бетон!". Думаю, такие же настроения были у людей и постарше. А потом случилось то, что случилось.
            1. +3
              16 января 2023 19:08
              Мне в принципе в августе-декабре девяносто первого было на все плевать, кроме собственного выживания. ВС СССР образца 1991 года, та еще "адвенчура".
              1. 0
                16 января 2023 19:24
                Мне в принципе в августе-декабре девяносто первого было на все плевать, кроме собственного выживания.

                Вопрос выживания в той или иной степени был характерен в СА во все времена.
                1. Комментарий был удален.
                  1. +3
                    16 января 2023 20:07
                    только в последние десятилетие существования этой структуры
                    ,,,не скажи. Отец в "королевских" служил в 70х на Кольском п-ве.вот он жесть рассказывает,в основном на национальной почве.
                    1. +3
                      16 января 2023 20:16
                      "Корлевские" - РСВН? Извини, я иногда путаю определения...
                      1. +3
                        16 января 2023 20:19
                        Корлевские" - РСВН?

                        Стройбат winked
                      2. +3
                        16 января 2023 20:32
                        Мое почтение твоему отцу! Мой в самом конце шестидесятых рыл шахты для "стратегов" в Казахстане. Тоже стройбат.
                  2. +3
                    16 января 2023 22:21
                    Как ни странно, но мозги выручали даже в таких местах, где, на первый взгляд, они никому не нужны. Хотя многое зависело и от Фортуны.
        2. -2
          18 января 2023 00:06
          Цитата: Хозяин Трилобита
          А тогда, в те времена, времена Чапаева и Павлика Морозова, и позже, в сороковых - знали. Знали, что победят и будут жить лучше.

          А может они ошибались? При социализме стал нарушаться принцип каждому по заслугам. При Сталине стали непомерно мало платить крестьянам, при Хрущеве и Брежневе инженерам и ученым, при Ельцине и Горбачеве военным.Когда рабочим кажется ВАЗа один месяц заплатили по методикам итальянских капиталистов, все были довольны, но это не лезло ни в какие нормы соцуравниловки. СССР стал погибать, когда умный человек стал иметь меньше шансов на продолжение рода, чем хулиган и балбес.Все таки при капитализме началось очищение народа и от бандитизма, и от хулиганства и немыслимое даже от табакокурения и от алкоголизма.
          1. +2
            18 января 2023 15:20
            Все таки при капитализме началось очищение народа и от бандитизма, и от хулиганства и немыслимое даже от табакокурения и от алкоголизма.

            Какой же бред вы несете.
    3. +6
      16 января 2023 19:15
      Короче: статья, на мой взгляд, совершенно не удалась.
      Добрый вечер,Михаил!Чего ей удаваться? Читал я эту книгу еще в 90-х,да, затерялась с переездами.Да,автора не помню уже как и название. Что бы не показывать целостность источника, автор публикует статьи "кусками" из разных периодов. Первая его статья была советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны, теперь взял 30-годы.Тип,автор думал когда писал.Хотя в самой книге берется довольно большой период, чуть ли ни октября 1917 года. Но что бы запутать читателя,публикует статьи, по "мотивам" источника. Да, не повторяет ошибок другого известного в широких кругах ВО в разделе История,автора.Который "оседлал"Керсновского,и просто копиастил статьи из его книги "История русской армии". Затем,правда,начал немного редактировать.Здесь,примерно тож самое.
      1. +5
        16 января 2023 19:24
        Да, не повторяет ошибок другого известного в широких кругах ВО в разделе История,автора
        "Имя, сестра?! Имя?!?!" (С)
        ))))
        1. +4
          17 января 2023 05:57
          Статья ,рядом, про Хмельницкого.. smile
  19. +3
    16 января 2023 16:09
    Что то у автора переклинило на пропаганде. Как может быть освещение каких либо событий/участников - пропагандой? Вот когда сообщается о чем/ком либо, что не было, в удобном для ситуации кому либо ключе - это пропаганда. А рассказывать, снять фильм о том, что было - как это может быть пропагандой?
    Когда же прекратят допускать материалы в сми, в которых сплошная гниль? Даже в самых демократичных демократиях давно уже поняли, что демократия демократией, а кое чему нужно воспрепятствовать. А у нас кто во что горазд и что на ум взбредет.
    1. +5
      16 января 2023 18:55
      Что то у автора переклинило на пропаганде.

      Спрос рождает предложение.
  20. +5
    16 января 2023 17:07
    По Павлику. ОК, есть власть, которая установила свои законы и обязана их соблюдать и заставлять их соблюдать население( безотносительно хорошие они или плохие, это законы. Другой власти нет как бы). Игнорирование законов и управляющих постановлений, приказов населением означает анархию, хаос и развал страны и в итоге жизнь нарушающих еще хуже. Вопросов тут нет и не может быть. Так что лучше- донести на человека явно нарушающего закон, или промолчать, тем самым поошеряя и оправдывая анархию и моя хата с краю. Допустим у вас сосед наркотой открыто торгует, вы это знаете, есть фото видео доки. Что лучше-оправдыватся что ему же тяжело, он детдомовец там и на машину усиленно так копит, при этом обрекая на смерть десятки подростков, поощеряя торговлю наркотой и других таких же как он И от части их смерть будет по вашей же вине оправдывающегося сердобольного гражданина. Или есть вариант, сдать этого соседа с потрохами милиции. Так что же должен делать гражданин страны? По закону жить или по....?
    1. +3
      16 января 2023 18:06
      Так что лучше- донести на человека явно нарушающего закон, или промолчать, тем самым поошеряя и оправдывая анархию и моя хата с краю.
      В целом согласен, но уточню. тут ведь как - если видишь несправедливость, то либо сам устраняй, либо пусть государство это делает. По мелочи можно и самому попробовать, но по-крупному - звони 02 (или 112 ныне). Отрицательное отношение в здоровом обществе лишь к профессиональным доносчикам, которые нагло всех шантажируют возможностью немедленного доноса, чтобы доставить крупные неприятности.
      1. +4
        16 января 2023 18:21
        тут ведь как - если видишь несправедливость, то либо сам устраняй, либо пусть государство это делает.
        Мда, государство делает это через афедрон, с завидной частотой. Помните историю той женщины, которая пробила артерию насильнику?
    2. -2
      18 января 2023 00:25
      Цитата: evgen1221
      Игнорирование законов и управляющих постановлений, приказов населением означает анархию, хаос и развал страны и в итоге жизнь нарушающих еще хуже.

      Мне некоторое время пришлось взаимодействовать с афганской диаспорой. У одного афганца был конфликт с чеченской мафией. И мне поручили быть передаточным звеном между афганским бизнесменом и офицером ФСБ. ФСБшник услышав мое изложение сказал, что чеченскаямафия потому и сильная, что наименее жадная. Милиция или ФСБ ее запросто сломят, но тот кто донес на обидчика больше не будет заниматься бизнесом в России и ему придется отдавать милиции или ФСБ больше чем он платил чеченцам. Самый простой способ самим убить рэкетеров, если они сильно достали или если дело касается чести, но надо помнить, что им на смену придут другие. Так что иногда то, что называется хаосом, анархией и другими нехорошими терминами просто исправление государственной глупости народным самоуправлением. В свое время ЦРУ было встревожено ростом левого и террористического подполья в Латинской Америке. В Перу для нейтрализации партизанщины власти просто посоветовали уменьшить уровень волокиты и бюрократии до того уровня, который существует у тамошних бандитов-герильес, которые вместо государства стали разруливать административные проблемы. Анархия, черный рынок, терроризм сразу уменьшились до приемлимых размеров и террористы герильес даже вынуждены были организовывать операции не против государственной перуанской системы, а против американских экономистов.
  21. +5
    16 января 2023 18:27
    И хотя меня сложно обвинить в левацких настроениях , я все же замечу, что нет никакой практической пользы в продолжении бичевания левой креатуры и левых перегибов. Все что можно было вылить и как только возможно смачно (и не раз) - было сделано в 80х-90х , и даже в начале 2000х .
    Как говорится "полно !". Социально-политический запрос на такое понятен -у нас власть любила использовать приемы контраста с кем-либо из своих предшественников или аналогов - царизм пугал смутой , леваки пугали царизмом , либералы кошмарили леваками а позднее,что куда смешнее, этаким миксом из леваков и ранних либералов.
    И конечно же сейчас, для контраста, нам интересно вспомнить жесть как она есть из времен царя гороха , чтобы вздохнуть с облегчением от того,как же хорошо мы живем.
    Но я повторюсь - абсолютно все акценты по Павликам Морозовым и преступлениям Сталинизма уже давно расставлены , и ни одну сотню раз. В данный момент все это откровенно дремучая старина .

    Героев как правило так и высасывали "из пальца" , потому что идеальных людей нет ,а те что близки к этому не обязательно будут "за Родину" танковать амбразуру , а те из них ,кто сделает это,не обязательно попадет "во языцы" ,просто потому что могут нафиг уложить в той атаке всех свидетелей ,а потом все забудется в бардаке где-нибудь под Мясным Бором. В этом нет ничего зазорного -создать некий идеалистический образ, лишенный скверны так сказать.
    Однако так как мир ,парадоксальным образом сочетает в себе усложнение и деградацию , стоит по возможности подальше держать свой мозг от всяческих мифов - так как в информпространство ничего ПРОСТО ТАК не попадает. От всего кому то есть выгода ,и желательно не быть фигурантом этой выгоды,если вы тоже не в долях :-)
    1. +3
      16 января 2023 18:45
      Подпишусь под каждым словом, что для меня редкость.
  22. +7
    16 января 2023 19:21
    Самое интересное, недавно были опубликованы материалы дела про Павлика Морозова. И там что-то таких вот складных речей Павлик Морозов не произносил, а отвечал на вопросы обвинителя. автор, если уж взялись писать статью о подлинной личности, так не пропагандистские материалы используйте, а стенограммы судебного заседания, которые прекрасно сохранились.
  23. +4
    16 января 2023 19:23
    Цитата: Стирбьорн
    Цитата: АрхиФил
    Есть талантливо снятый фильм о человеке.Да,о *человеке с ружьём*!Но о человеке.
    я бы добавил "о человеке из народа", поэтому народ его так и полюбил, вплоть до анекдотов. Потому что свой, а не красный, или там белый. И неважно, каким был Чапаев в реальной жизни. Нам на военной кафедре рассказывали, что он, больше в штабном автомобиле, а не с шашкой на коне, только какая теперь разница. lol

    Абсолютно верно, после ранения в ногу Чапаеву трудно было ездить на лошади.
  24. +3
    16 января 2023 19:34
    Да класс!!!свирепствал голод!и тут какая-то по другому сказать не могу украла у всех 260 кг ой,голод был,мне своих деток кормить надо,а чужие пусть мрут,гад ты автор,тебя и сейчас в деревне отму...хали,а тогда люди ещё общиной жили......
    1. -3
      18 января 2023 00:53
      Цитата: Константин Балахонов
      украла у всех 260 кг ой,голод был,мне своих деток кормить надо,а чужие пусть мрут,гад ты автор,тебя и сейчас в деревне отму...хали,а тогда люди ещё общиной жили......

      Община выгодная организация, но у нее есть предел устойчивости. Заманчиво попытаться поделиться предпоследним последним куском хлеба и спасти соседа в надежде, что сосед позднее спасет тебя. В России до 1930 года в голод или умирало полсела или только самые отпетые лентяи. Однако Сталин часто отбирал столько, что на голод при самом справедливом распределении остатков было обречено все село. Есть даже генетически-математические законы, что в этом случае для сохранения рода(родственных генов) заведомо верно спасать детей ценой жизни родителей, но спасать племянников уже вопрос. Если сразу отнять еду у слабых и заставить их умереть после сбора урожая, а отнятое(украденое) поделить на остальных, то выживет 90% деревни Сибировка. А если все честно поделить то выживут только председатель и активисты(между прочим в войну, когда по мнению бабушки в Сибировки настали более легкиеи справедливые времена с голоду померла именно колхозно-комбедовская верхушка 1930-х годов). Поэтому в 1933 году в крестьянском мире наступили не общинные а немного другие нормы морали:"Бог за всех, а каждый за себя!". Между прочим мой дед воровал в колхозе по словам бабушки не для прокорма, а чтобы вкусно и сладко поить и кормить колхозную верхушку. Они ему за пьянку и яичницу с салом выправили справку на раскулаченного родственника, чьи семьи этим были спасены от лютой смерти. Вроде умение воровать курс подготовки спецназовцев СССР? Наверное поэтому из рядов спортсменов вышло столько мафиози.
      1. +2
        18 января 2023 15:30
        Между прочим мой дед воровал в колхозе по словам бабушки не для прокорма, а чтобы вкусно и сладко поить и кормить колхозную верхушку.

        Такое впечатление, что вас от гордости распирает.
  25. +4
    16 января 2023 21:09
    принёс снятый в 1934 году по роману Фурманова фильм братьев Васильевых

    1. +3
      17 января 2023 08:29
      Очень понравилась в статье фраза «перерастает в явление политическое». Язык статей меняется, а что-то и остаётся.
  26. +7
    16 января 2023 22:30
    Понимаю что вопрос получится риторическим, но всё же...
    Автор, не стыдно Вам чушь подобную публиковать? Позорище.
  27. +5
    16 января 2023 23:31
    Замысел мне показался интересным - провести анализ способов создания в СССР , конструирования героев - образцов для подражания, идеалов на примере создания такого образа из ранее неизвестных людей, граждан даже не обладавшими особыми заслугами. Примеры интересные.
    Что мне не понравилось и почему:
    Переход от фактологии, анализа к интерпретациям либо неуместным ассоциациям. Проиллюстрирую на разделе Вашей статьи, посвященной Геле Маркизовой.
    Первая группа фактов: да просто девочка, да и в других странах мира прием использовали. Задача приема - такая то.
    Неуместная на мой взгляд ассоциация - цитирую: "например, много фотографий Гитлера с детьми, где внешне он совсем не напоминает преступника, уничтожившего миллионы человек. Так пропаганда создаёт образ «доброго правителя».
    Что не так? - приравнять Сталина к Гитлеру.
    Как предлагаю: привести примеры иных политических лидеров. Не потому что Гитлера с детьми не фотографировали, а потому что подобная подача вольно не вольно создает искажение и ставит на одну доску Гилера и Сталина. Коммунизм и фашизм.
    Вторая группа фактов:
    арест отца девочки, смерть матери , письмо девочки Сталину, ее удочерение, смена фамилии девочки.
    Ваши интерпретации "второй группы фактов" цитирую:
    а) "впоследствии этот лозунг стал восприниматься как символ лицемерия эпохи".
    б) "детство самой Гели счастливым не было" -Я не к тому что потерять родителей это счастье. Я про то, что миллионы детей были в детсадах, школа накормлены, обучены и социально защищены. И это не обман. То что лично у Гели все сложилось ужасно да. Но читая Ваш тест возникает опять устойчивая ассоциация:
    вся советская пропаганда это " символ лицемерия эпохи", что означает, что и вся партия коммунистов была лицемерами и граждане всей страны и получается -народ поголовно был жертвой и идиотами, а руководители были сволочами и палачами. Я не за то чтобы всех видеть как непорочных святых, однако рассмотрение нашего прошлого в таком ракурсе обесценивает и наших предков и нашу историю и вообще не относится никак к попыткам дать научное и даже просто честное описание прошлой эпохи. Мнение мое не обязательно верное.

    Вопрос к Вам: возможность прославить и смешать с грязью человека у пропагадны государственной была и есть - это факт.
    Вы за, против и если за, то за какую пропаганду ? Как видите ее принципы построения. Способы общественного контроля, контрпропоганды тех образов, что конструирует государство, частные медиагруппы?
    1. +5
      17 января 2023 02:35
      Я не за то чтобы всех видеть как непорочных святых, однако рассмотрение нашего прошлого в таком ракурсе обесценивает и наших предков и нашу историю и вообще не относится никак к попыткам дать научное и даже просто честное описание прошлой эпохи.


      Дорогой коллега, мощно! good hi )))
  28. +3
    17 января 2023 03:08
    Этот пост де**мо - автор гомосексуалист.... smile
  29. +2
    17 января 2023 07:25
    А ещё были Баразби Хамгоков, Мамлакат Нахангова, наконец Гуля Королева...И др. И др.
    1. +1
      17 января 2023 13:00
      Гуля Королёва...
      В 17 лет вышла замуж -- прочитать такое стало для меня шоком! Слишком ранний брак. И шоком стала её смерть. Не помню, откуда и куда она отправилась вплавь, но до места не доплыла. Видимо, утонула.
      1. +2
        18 января 2023 00:36
        Цитата: депрессант
        Гуля Королёва...
        В 17 лет вышла замуж

        Цитата: депрессант
        откуда и куда она отправилась вплавь, но до места не доплыла. Видимо, утонула.

        Она встала под немецкими пулями, повела в атаку мужчин и погибла в этой атаке. Дочка высокопоставленных родителей(для нее не приходилось стричь колхозные колоски), актриса с детства, золотая молодежь.Возможно известность, красота ей вскружили голову, но в канонической книге о ней "Четвертая высота" об этом сказано иносказательно, как о ее походе на байдарке вначале легко вниз по течению, а потом из последних сил вверх. У нее была возможность остаться с ребенком в эвакуации, но свой блат она употребила, чтобы призваться на войну и принять смерть в под Сталинградом.
  30. Комментарий был удален.
  31. +1
    18 января 2023 09:51
    Отец Павлика Трофим Морозов, участник Гражданской войны, занимал должность председателя сельсовета в селе Герасимовка Свердловской области. Это село было местом ссылки раскулаченных крестьян. То есть тех, у кого отобрали всё имущество и объявили врагами. Трофим выдавал им фальшивые справки, благодаря которым те могли покинуть место ссылки. Это и стало причиной доноса его сына Павла. Также 13-летний школьник выступил на суде, где повторил обвинения в адрес отца.


    Ложь. Трофим Морозов действительно выдавал справки. Но не мифическим "раскулаченным", а колхозникам, чтобы они могли съездить в город и продать на городском рынке продукты (цены в городе были значительно выше). И выдавал их не бесплатно. Проще говоря, злоупотреблял служебным положением, увлекшись коррупцией.
    Кроме того, он крайне жестоко обходился со своей женой, матерью Павлика. Что последний и подтвердил, уже после того, как Трофим Морозов попался с поличным и был арестован.
    Тогда были опрошены все члены семьи и показания Павлика ничего не меняли, ничего нового он просто не мог сообщить.
    Никаких показаний по злоупотреблениям положением отца Павлик не давал и дать не мог, просто потому что ничего не мог знать о них. В помещение сельсовета ребенок не мог попасть, это официальное учреждение,а именно там Трофим и творил свои темные делишки.
    И отца Павлика действительно посадили, он отсидел свое и прожил еще долго (пожалуй, слишком).
    Расстреляли деда - и поделом. Попытка оправдания детоубийц мифическим доносом Павлика, представляя их жертвами - весьма характеризует моральный облик доморощенных "демократизаторов".
  32. +3
    20 января 2023 02:47
    Если честно ...
    Мне кажется , такую галиматью только на мове сейчас можно прочитать.
    Пропаганда которую автор поливает грязью, в довоенном СССР как раз выковала поколение Победителей.
    Если про Чапаева , остался гаденький осадок отнеуклюжего антисоветского "выперда".
    То, с Павликом Морозовым, автор многие факты скрыл и переврал.
    Что такое - готовность отдать свою жизнь за убеждения, автору не понятно в принципе.
    Однозначно. "Как закалялась сталь" Н.Островского или "Повесть о настоящем человеке" Б.Полевого - автору не известны.
    В общем, такого убожества на страницах ВО , я никогда не читывал.
    Ну а теперь пару слов за Павлика.
    Даже без всякой идейности, у парня были основания проучить отца. Т.к. родитель бросил Мать Павлика с четырьмя детьми. При этом ни как не заботился о детях, но периодически избивал их с матерью.
    Инициировала всю эту полную трагизма историю, по сути, школьная учительница Павлика. Т.к. Дед мальчика (бывший жандарм вертухай), запрещал ему ходить в школу и избивал за пионерский галстук.
    Другими словами, если бы Дед не был кретином и садистом, а папа Павлика гулящим жлобом, то ничего бы не случилось.
    К чести папы Павлика - "безвинно посаженного" по словам автора пасквиля.
    Папа получив свой срок, ударно трудился на Беломор-канале, если не ошибаюсь, был амнистирован и награжден орденом!!! Вот так вот....
    Еще автор забыл описать как долго и мучительно убивали два родственника садиста - Павлика и его малолетнего брата. Брата младшего, если, кто не в курсе - просто так убили.
    Но во всем виноват лично Сталин и Советская пропаганда.
  33. +1
    19 февраля 2023 10:14
    В СССР забавная статья в УК была - «недоносительство». С реальными сроками… каждый настоящий советский человек, идеал «строителя коммунизма», должен был быть доносчиком? Без поголовного стукачества никак?
  34. 0
    21 марта 2023 22:07
    Про Павлика важен мотив, который им двигал. Понятно, что не узнать его сейчас, но все зависит от мотивации.
  35. 0
    6 апреля 2023 17:58
    Ну, а так уж ли плох был Павлик Морозов, который "стучал" на кулаков, тем более, что реально, он лишь подтвердил подозрения следствия против своего отца. А так, напомню: дед и двоюродный братец не просто убили Павлика Морозова и его 9-ти летнего брата Федора, Федору они живот вспороли, кишки выпустили. А с точки зрения современных либералов, проводников в жизнь самого правильного гуманизма, сочувствия заслуживают те, кто вспарывал детям животы, а не те, кому животы вспороли. Такая вот у наших либералов новая всечеловеческая гуманность. А так, массовое сожжение людей в Одессе и зверства ВСУ в Донбассе являются развитием этой идеологии, согласно которой вспарывать детям животы хорошо и правильно, а вот стучать на этих негодяев - не правильно. Что касаемо В.И. Чапаева, так неверно, что его заслуги были незначительны: на максимуме карьеры Чапаев командовал усиленной дивизией, учитывая, что армии тогда, подчас состояли из 2-х дивизий, это было не мало. Чапаев внес заметный вклад в успех контрнаступления против Колчака в 1919 г, который спас тогда Советскую власть от гибели, в чем-то его заслуги были выше заслуг М.Н.Тухачевского, его командарма. Так что и здесь автор не прав!
  36. 0
    13 сентября 2023 18:53
    Какой надо быть антинародной падалью, чтобы так хаять И.В.Сталина!
    Мои бабушки и дедушки, кое-кто из которых прошли лагеря, в 1980-х, когда я был еще ребенком, с превеликим уважением рассказывали нам - мелким деткам - как искренне горевал весь многочисленный, добропорядочный трудовой народ, когда умер товарищ Сталин, и причитал: "Почему ты нас покинул, Отец??? Что с нами теперь будет???".
    И, как знали - с хрущевской слякоти началась постепенная буржуизация-деградация страны, приведшая к величайшей в истории человечества катастрофе - подоночному развалу великого государства СССР лапами упырей - внутренних паразитов-предателей из числа контры при помощи внешних капиталистических бесов.
    Нынешняя недострана эРэФия - результат той мегакатастрофы!