Броненосцы – господа Миссисипи

37
Броненосцы – господа Миссисипи
Модель броненосца «Чокто»: судно, конечно, совершенно фантасмагорического внешнего вида


Вздернули на виселицу тело с бородой,
Всю свою команду он потянет за собой,
Тело Джона Брауна лежит в земле сырой,
Но душа его зовет нас в бой!

Боевой гимн республики, США, 1861 г.

История боевой техники. Очень скоро без броненосцев на Миссисипи не обходилась ни одна военная операция. Появились для их типов даже свои специальные обозначения. Так, броненосцы, «крытые железом», так и назывались «айронкладз», за ними шли «тонкие броненосцы» с броней из деревянного бруса, и наконец южане широко применяли «броненосцы» с броней из хлопка – «коттонклады».



При этом развитие броненосного дела на Миссисипи внесло много нового и интересного в само их создание. Так, никому раньше даже в голову не приходило, что ружейная пуля легко запутывается в хлопке. И, кстати говоря, этот опыт впоследствии был использован волжскими моряками на пароходах КОМУЧа, где хопком бронировались пароходы «Фельдмаршал Милютин» и «Вульф». На них, помимо башенок для пулеметов из железных труб, было устроено ограждение из кип иранского хлопка вдоль бортов. Причем каждая такая кипа весила… 12 пудов, имела толщину два фута и прекрасно держала даже винтовочные пули образца 1891 года.


Модель броненосца «Чокто». Хорошо видны плиты металлической брони, видимо, достаточной толщины, если они неплохо защищали это судно от артиллерии южан

Понятно, что в 1861 году таких пуль не было вообще, так что, скорее всего, и кипы меньшей толщины могли их задерживать. В любом случае все эти «броненосцы» на Миссисипи использовались по-разному. Так, «тонкие броненосцы» осуществляли патрульную службу и препятствовали перевозке по реке контрабанды. Понятно, что для полицейских операций это было «самое то», только вот работа эта считалась и не престижной, и не благодарной, и слишком уж опасной, потому что тут было легче легкого нарваться на неожиданную пулю из прибрежных кустов.

А вот «настоящим» броненосцам в этом случае приходилось больше опасаться снарядов, нежели пуль.


Модель броненосца «Чокто». Даже сзади у него и то находились орудия, но особой роли они, скорее всего, не играли…

Когда весной 1863 года северяне начали блокаду Виксбурга, корабли генерала Гранта уже господствовали на всем протяжении течения Миссисипи. Оставался лишь Виксбург, и вот в ночь на 22 апреля его корабли пошли на прорыв мимо фортов конфедератов. Последние открыли огонь, но так как все пушки у них были только гладкоствольными, повреждений броненосцам они нанести не смогли.

Но далее вслед за ними шли транспорты, буксировавшие баржи с провиантом и десантом, и вот им-то досталось достаточно сильно. Несколько транспортов северян были потоплены.

Однако в целом эта рискованная операция удалась, и Виксбург – южане называли его «Гибралтар Миссисипи», был после этого окружен со всех сторон и уже в июле 1863 года сдался на милость победителей. А дальше началась война на истощение, где свобода передвижения грузов, тугие кошельки и батальоны иностранцев победили храбрость и самоотверженность южан, боровшихся за «старые добрые традиции» и «свободу прекрасного Дикси».


Проекции и разрезы «Чокто», а также схема его бронирования

Кстати, важно отметить, что после падения Виксбурга цены на продукты питания в южных штатах выросли в шесть раз, а многим районам пришлось переключиться с производства экспортных товаров – хлопка и табака на выращивание пшеницы, что самым плачевным образом сказалось на золотовалютных доходах Конфедерации.


Броненосец «Лафайет» – систершип «Чокто»

Теперь только лишь укрепления южан в устье реки у Нового Орлеана закрывали кораблям Союза вход в Миссисипи с юга. Для ликвидации этого последнего оплота мятежников на великой реке северяне собрали эскадру под командованием Дэвида Глазго Фаррагута из четырех паровых деревянных фрегатов (106 орудий), трех шлюпов (26 орудий), девяти канонерских лодок (18 орудий) и двадцати мортирных шхун.

С кораблей сняли весь верхний такелаж, а борта и палубы укрепили цепями и мешками с песком. Это была не слишком хорошая защита, поэтому главную ставку северяне сделали на внезапность. Вот так внезапно они и подошли к двум фортам южан, которые закрывали подход к Новому Орлеану – форту Святого Филиппа и форту Джексон, и открыли по ним огонь. На фортах этих было всего 28 пушек, а два крупных броненосца южан все ещё строились. Правда, один из них – «Луизиана» находился уже у достроечного причала, но самостоятельно передвигаться он не мог. Несколько вооруженных пароходов и один таранный броненосец «Манассас», бывший до войны портовым буксиром – вот и все «речные силы», которыми располагали в этом месте конфедераты.


«Чокто» – фотография того времени

24 апреля 1862 года, выпустив по фортам южан 16 800 снарядов, эскадра Фаррагута начала прорыв между фортами южан по обе стороны реки. Тот же «Манассас» немедленно вышел в атаку и несколько раз таранил корабли северян, но… Ему так и не удалось пробить борт ни одного из них.

В итоге он выбросился на берег, где был сожжен своим собственным экипажем. Слишком у него была мала масса, да и скорость тоже невелика, вот таран-то ему и не удался!


Броненосцы северян обстреливают береговые укрепления южан. Линогравюра тех лет

Недостроенный броненосец «Луизиана» тоже открыл огонь по кораблям Фаррагута и, хотя броня его хорошо защищала от вражеских снарядов, активный бой вести он не мог. Вот так северяне и прорвались вверх по течению Миссисипи, отрезав гарнизоны прибрежных фортов от снабжения.

25 апреля северяне захватили Новый Орлеан – являвшийся крупнейшим городом и промышленным центром на юге Конфедерации. В итоге недостроенные броненосцы самими же южанами были сожжены, а новые крупные суда такого класса, способные померяться силами с кораблями северян они больше уже создавать не могли. После этого поражения Франция решила не вмешиваться в конфликт на стороне Юга, а Великобритания в одиночку действовать не решилась.


Речной монитор северян

Ну а теперь мы немного расскажем об одном очень необычном корабле Союза – броненосце «Чокто».

Начнем с того, что это был первый корабль ВМС США, названный в честь племени индейцев. А назвали его в честь племени чокто потому, что они проживали на территории штатов Алабама и Миссисипи. Сначала это был типичный грузо-пассажирский пароход большого тоннажа, заложен он был в Нью-Олбани, штат Индиана, и спущен на воду в 1856 году. Как и большинство «миссисипских» пароходов он совершал рейсы по реке вверх и вниз, и никто в то время даже и не помышлял о том, что уже совсем скоро ему доведется «понюхать порох».


Еще один речной монитор северян. Очевидно, что это огромное судно, постройка которого без развитой промышленности попросту немыслима…

27 сентября 1862 года его купила армия Соединенных Штатов. К корпусу судна был прикреплен подводный таран из железа, а сам корпус был также оббит бронелистами и котельным железом, после чего его приписали к базе военно-морского флота северных штатов в Сент-Луисе, штат Миссури.

23 марта 1863 года капитаном «Чокто» был назначен лейтенант Фрэнсис М. Рамсей. Выглядел после переоборудования этот корабль несколько странновато, но тут уж было ничего не поделать: потому что лучше командовать таким кораблем, нежели месить грязь в пехоте или коннице.

Экипаж судна состоял из 106 человек. Что же касается вооружения, то оно было довольно сильным: одно 100-фунтовое орудие и 5 нарезных пушек Паррота меньшего калибра. Использовать «Чокто» намеревались как в качестве канонерской лодки, так также и в качестве таранного судна, если ему повезло бы встретиться с кораблями южан на реках Конфедерации.

Служба корабля с 23 апреля 1863 года и вплоть до конца войны проходила на реке Миссисипи и ее притоках. С 29 апреля по 1 мая 1863 года он находился на реке Язу, где обстреливал Хейнс-Блаффво во время битвы северян с конфедератами у Гранд-Галф. Интересно, что в этом бою броненосец подвергся жестокому обстрелу со стороны южан, причем им удалось добиться по нему 53 попадания. Добиться-то они их добились, но только броня его пробита нигде не была, так что на борту «Чокто» после этого боя не оказалась ни убитых, ни раненных.

Оставаясь на реке Язу с 18 по 23 мая, «Чокто» принимал участие в уничтожении военного дока и нескольких кораблей южан, находившихся в постройке на стапелях Язу-сити.


Броненосец Конфедерации «Атланта». Фото сделано после захвата корабля северянами

Затем 6 июня броненосец участвовал в битве за Милликенский изгиб по отражению атак судов-таранов конфедератов, где его команда отличилась тем, что спасла из воды большое количество конфедератов, спасавшихся вплавь, и затем отправила их всех в плен. С 7 марта по 15 мая 1864 года «Чокто» опять участвует в боях по захвату Форта ДеРусси в штате Луизиана. Но это уже, скорее всего, был его последний «решительный бой».

Ну, а 20 июля 1865 года он прибыл в город Алжир, в той же Луизиане, где с флота был списан ровно через два дня. Ну а 28 марта 1866 года его продали на металлолом в Новом Орлеане. Никто возиться с его перестройкой в грузо-пассажирский пароход не пожелал, ну а неплохая идея превратить его в доходное судно-музей в то время в умах людей ещё даже просто не родилась.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    12 января 2023 05:16
    По тем временам это был прорыв. Это сейчас мы можем смеяться над неуклюжими корабликами.
  2. +14
    12 января 2023 06:25
    Вспомнился фильм "Сахара" , в коем вся интрига заключалась в поисках пропавшего на берегах Нигера( река в Африке !!!) монитора Конфедерации ,набитым золотом. А ведь ещё и пострелял ,будучи найденным героями фильма в наше уже время!
    1. +12
      12 января 2023 06:49
      ещё и пострелял
      Точно!Вот что значит раньше делали - навека!Песок смахнул да пали себе с пушек,сшибай ветролеты!
    2. +10
      12 января 2023 10:07
      Спасибо что напомнили, фильм очень забавный. smile

      А ещё шутят про "подводную лодку в степях Украины", куда там украинцам до американцев, Сахара это не шутки. laughing
      Жаль вьетнамцы в своё время не догадались чем можно сбивать вертолёты, то-то бы досталось "Воздушной кавалерии" США. wassat
      1. +2
        12 января 2023 20:27
        Цитата: Морской Кот
        Спасибо что напомнили, фильм очень забавный. smile

        А ещё шутят про "подводную лодку в степях Украины", куда там украинцам до американцев, Сахара это не шутки. laughing
        Жаль вьетнамцы в своё время не догадались чем можно сбивать вертолёты, то-то бы досталось "Воздушной кавалерии" США. wassat

        вы его осадку на фото видели? Как он до Африки дошел? Взрослые люди request request
        1. +5
          12 января 2023 21:26
          Ну это Вы постановщикам фильма скажите, а я сказки всерьёз не обсуждаю.
  3. +11
    12 января 2023 06:44
    Cпасибо,даже как-то жаль,что этот интересный цикл закончен..Приятно было почитать и хоть немного отвлечься от окружающей действительности..
    1. +5
      12 января 2023 13:03
      Цитата: Алексей7777777
      даже как-то жаль

      Будет еще один итоговый материал, но несколько позже...
  4. +4
    12 января 2023 06:53
    волжскими моряками
    Какой сильный литературный образ!)))
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +4
      12 января 2023 10:09
      Да, это круто как и броненосец "Техас" в центре Сахары. wink

      Привет, Антон! drinks
  5. +4
    12 января 2023 09:56
    Во время Гражданской войны,Союз заложил 76 броненосцев, из них 42 достроены до 1 мая 1865 г. Конфедерация заложила 59 броненосцев, но достроила только 24.
  6. +6
    12 января 2023 10:46
    Люди делали броненосцы на коленке. Но их вид вызывает восторг. Очень странная этетика этих пепелацев. Ну, и как ни крути, но промышленное развитие США тех лет тоже поражает. Есть много фотографий той войны. В том числе очень высококачественных. Кому любопытно - сайт shorpy.com.
    1. +5
      12 января 2023 11:43
      Спасибо за ссылку отличные фото. Как по качеству так и по широте тем.
      1. +2
        12 января 2023 12:08
        Но, к сожалению не нашел ни одного фота по теме статьи. Жаль, конечно. request
        1. +4
          12 января 2023 13:16
          Но, к сожалению не нашел ни одного фота по теме статьи. Жаль, конечно


          USS ​​Cairo.



          CSS Albemarle.
          1. +3
            12 января 2023 13:29
            В продолжение предыдущего...


            USS Essex



            USS St. Louis
            1. +3
              12 января 2023 13:42
              Я имел в виду, что не нашел по этой ссылке, но, возможно, просто плохо искал. request hi
              А так их вполне хватает.

              1. +3
                12 января 2023 13:51
                Там есть, но немного. Вот оттуда.

                Federal gunboat Mendota
                1. +3
                  12 января 2023 14:09
                  Ну, это вполне на корабль похоже. smile Убрать флаг и подписать, что это канлодка какой-нибудь Каспийской флотилии времён нашей Гражданской войны, так и вполне можно поверить.
                  А там я этого фото не видел. request
              2. +3
                12 января 2023 14:52
                Там есть разделы фото по 1860-м годам и по гражданской войне.
                https://www.junipergallery.com/civil_war_photos
                Эта ссылка с того же сайта. Раньше она была просто с shorpy. А так она прямо под заголовком. Там, где американский исторический архив
                Все фото теперь там.
                Просто shorpy я помню хоть как. а оттуда идет все остальное.
      2. +2
        12 января 2023 14:47
        Я там выкачал почти все. Спасибо человеку. Посто все бомба.
    2. +4
      12 января 2023 16:12
      По поводу промышленной эстетики, вы безусловно правы. Национальная инженерная школа создалась в США, наверное, именно во время Гражданской войны под девизом "делаем все сами и с нуля". Крепко, пусть и неказисто. На ногах инженеров не висят гири традиций, главным является практицизм и рациональность. Чистый "стимпанк", в отличие от инженерии Старого света, например, английской техникой того времени. Дальше и паровозы и мосты и сельскохозяйственная техника - все будет иметь налет "американскости".
      Кстати, в Петербурге есть Американские мосты через Обводный канал (главный ход московского направления). Это уже третье поколение мостов заменивших старые, построенные по американскому проекту.
      1. +2
        12 января 2023 16:56
        По поводу промышленной эстетики, вы безусловно правы. Национальная инженерная школа создалась в США, наверное, именно во время Гражданской войны под девизом "делаем все сами и с нуля".

        Вот бы американцы удивились, прочитав такую сентенцию. Сами они с претензиями на "американскую уникальность" в области развития науки и техники давно расстались.
        1. -1
          12 января 2023 18:37
          Цитата: Passeur
          Сами они с претензиями на "американскую уникальность" в области развития науки и техники давно расстались.

          Ну, не знаю...Угловую полетную палубу изобрел капитан британского Ройял Нэви, но американцы считают ее своим изобретением.
          1. +2
            12 января 2023 19:04
            Кто первый внедрил теоретическую разработку Дениса Камбелла? Американцы? Ну так, кто первый встал, того и тапочки.
          2. +2
            12 января 2023 23:04
            Угловую полетную палубу изобрел капитан британского Ройял Нэви, но американцы считают ее своим изобретением.

            Не считают, это неправда.

            Страница из Naval Aviation News - старейшее периодическое издание ВМС США. Статья о смерти изобретателя угловой палубы Денниса Кэмпбелла.
        2. +2
          12 января 2023 21:31
          Это мое личное мнение. Немного общался с "нативными" американцами инженерами, кое-что разбирал из техники. Другие приоритеты при проектировании, реализации проекта и производства. Отличается от европейской или нашей. Специальная литература написанная американскими техническими специалистами мне нравится. Дельная и отличающаяся высоким качеством редактирования.Но выше сказанное не относится к менеджерам-управленцам. Выпускники MBI что в штатах, что в Европе, что в Москве одинаковы. Им вместе с дипломом имплантируют какой-то чип, форматирующий взгляд на мир.
          И кстати, американская архитектура или, например, изобразительное искусство вдвойне своеобразны и узнаваемы.
          1. 0
            13 января 2023 19:34
            Цитата: balabol
            И кстати, американская архитектура или, например, изобразительное искусство вдвойне своеобразны и узнаваемы.


            Поэтому современных "Полуночников" должен рисовать американский или азиатский художник - рисовать одиночек в мире хайтека, ночных экранов смартфонов и мониторов.

            [media=https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nighthawks_by_Edward_Hopper_1942.jpg?uselang=ru]
      2. +1
        12 января 2023 16:57
        построенные по американскому проекту.
        Здравствуйте, коллега!
        Это не совсем верно. Проект был разработан Н. А. Белелюбским, по системе Гау-Журавского, работами руководил американец Джордж Уистлер.
        1. +2
          12 января 2023 18:01
          Ну да. Пытаешься по-короче написать и тут же находится кто-то дотошный, кто делает все правильно. Халтура должна наказываться. Во всем.
          1. +2
            12 января 2023 18:26
            Не расстраивайтесь, Ваши комментарии всегда интересны. А что до дотошности, просто "американские мосты" второго издания всем автомобилистам Питера в свое время крови изрядно попили.
        2. +4
          12 января 2023 18:08
          Это не совсем верно. Проект был разработан Н. А. Белелюбским, по системе Гау-Журавского, работами руководил американец Джордж Уистлер.

          В свою очередь - и это не совсем верно. Тот мост, который по системе Гау-Журавского, деревянный, проектировал инженер Н. А. Херасков, а строил американец Уистлер. Потому он и "американский".

          Это инженер Херасков.


          И спроектированный им деревянный мост.
          А следующий, которым заменили деревянный, тот спроектировал Белелюбский Николай Аполлонович.

          Американского там уже ничего не было, но название осталось.
          1. +2
            12 января 2023 18:21
            В свою очередь - и это не совсем верно.
            Согласен, тоже, как и коллега balabol, поторопился.
            1. +2
              12 января 2023 20:04
              Согласен, тоже, как и коллега balabol, поторопился.




              Привет, Антон, это просто шутка. smile drinks
    3. +2
      12 января 2023 19:50
      Цитата: mmaxx
      Очень странная этетика этих пепелацев.


      Она не странная а рациональная, как начертательная геометрия. Это мы отвыкли уже от такого - парусники ещё помним, так как чаще видим в фильмах, а все прочее уже нет.
      Кстати, судя по растентовке, условия обитаемости на речсудах и забота о таковых, были куда лучше больших океанских судов, у которых котельные отделения вообще были филиалами ада на Земле.
  7. 0
    13 января 2023 08:04
    Гражданская война в Америке неисчерпаемый источник информации о революционных способах ведения боевых действий. И даже удивительно насколько в Европе полностью забили на все эти достижения.
  8. 0
    7 апреля 2023 23:48
    помнится в советские времена в детстве читал прекрасную статью на тему первых броненосцев войны Севера и Юга с отличными иллюстрациями в каком-то журнале, то ли в "Техника Молодёжи", то ли в "Конструктор Моделист"..

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»