Военное обозрение

Калаши и пушки в обмен на «Солнцедар» из Алжира

116
Калаши и пушки в обмен на «Солнцедар» из Алжира



Двадцать градусов «в тени»


Креплёное вино «Солнцедар» было одним из советских мемов. Солнцедар – совсем небольшой посёлок под Геленджиком. Поскольку это винодельческий регион, многие наивно думали, что эту отраву делали из виноматериала с местных виноградников. Однако они жестоко заблуждались.

«Солнцедар» действительно производили на местном винзаводе, но сырьё для него поставлялось из Алжира. По бартеру в обмен на вооружение и оснащение инфраструктуры, потому что Алжир, как известно, добился независимости от Франции в 1962 году и тут же оказался в числе кандидатов на вступление в социалистический лагерь.

В СССР в то время правил Никита Хрущёв, которого за его постоянные поездки в страны третьего мира называли «Никитой Путешественником» (это помимо более известного прозвища «Никита Кукурузник»). Хрущёв в свое время не брезговал общаться даже с Гамаль Абдель Насером, у которого в кабинете висел портрет Гитлера, и с людоедом Жаном Бокассой.

Но позиция СССР по поводу Алжира была ясна не только поэтому. Еще во время войны за независимость СССР активно поддерживал алжирских повстанцев на уровне риторики, не исключено, что и оружие тоже им поставлял. По достижении независимости СССР направил своих специалистов в Алжир для разминирования территорий, в основном приграничных с Тунисом.

Французские военные по этому поводу публично высказались, что считают это смертельно опасным безрассудством. Но советские саперы отделались только одним погибшим непосредственно при разминировании, остальные умерли от болезней и ран, полученных в стычках с уже набиравшими тогда силу радикалами. Уже тогда для разминирования СССР поставил в Алжир большое количество саперного оборудования и военной техники.


При Хрущёве, как и потом при Брежневе, финансирование военной мощи и инфраструктуры «братских стран» производилось в основном в геополитических целях. Исключением были Куба и Алжир. Первая поставляла в СССР тростниковый сахар, ром, гаванские сигары и т. п. С Алжиром сложилась особая ситуация, тем более что там заговорили о «социализме без коммунистов».

Не то сырьё


В годы французского владычества колония использовалась как сырьевой придаток. В том числе и как источник сельскохозяйственных товаров. Французы быстро сообразили, что земли, прилегающие к Средиземному морю, можно использовать для выращивания винограда Мерло и Каберне.

В силу дешёвой рабочей силы и плодородности территории бюджетный виноматериал оказалось выгоднее поставлять из Алжира, чем с французских виноградников. После достижения Алжиром независимости французские закупки прекратились.

Алжир оказался в сложной ситуации. Внутренний спрос на алкоголь в силу репатриации христиан во Францию оказался невелик: в то время местные мусульмане алкоголь если и употребляли, то тайком, чтобы никто не видел.

И тут на помощь пришёл СССР. Узнав, что во время разминирования на складах скопилось огромное количество баснословно дешёвого виноматериала, Никита Сергеевич согласился, чтобы Алжир расплачивался за военную помощь, технику и труд советских специалистов этим сырьём.


Сначала из Алжира поставлялось дешёвое сухое вино под названием «Алжирское». Вид бутылок был очень привлекательным: этикетка с восточной красавицей, свинцовая пробка, надписи на арабском и французском языках.

Но качество не устроило советского потребителя: не страдавшая алкоголизмом часть населения, воспитанная на крымских и кубанских винах, попробовав пару раз, больше его не покупала. Ну а маргинальные слои общества были ориентированы на то, чтобы вино побыстрее «вставляло», потому «кислятина» была не в их вкусе.

Спасибо, товарищ Шмурдяк


Тогда советский винпром решил перестать закупать готовые вина, а создать из алжирского виноматериала продукт, ориентированный именно на «целевую аудиторию». Поговаривают, что распространенное до сих пор в народе слово «шмурдяк», обозначающее дешевое вино, происходит от фамилии кабардино-балкарского технолога Дмитрия Шмурдяка.

Считается, что именно он якобы стоял у истоков создания нового продукта. Но документальных свидетельств этому нет. В результате в скором времени на полках винных магазинов появилось креплёное вино «Солнцедар».

Делалось оно, извините за повтор, из виноматериала, поставлявшегося из Алжира в Новороссийск танкерами. Далее вино крепили сахаром и недорогим спиртом-ректификатом до нужной народу кондиции.

Чтобы удешевить процесс и не тратить на перевозки бензин, так как железнодорожной ветки до Геленджика, как известно, нет, даже был построен винопровод. Из новороссийского порта прямо в Солнцедар. Дешёвую двадцатиградусную отраву выпускали вплоть до антиалкогольной кампании.

Инициатива прекращения поставок виноматериала из Алжира исходила не от последнего, а от СССР: в Кремле поняли, что этот «напиток» является причиной многочисленных отравлений. Однако военно-техническое сотрудничество СССР (а затем России) и Алжира не прекращалось.


Сейчас Россия по-прежнему является крупнейшим поставщиком вооружений в Алжир. Но после прекращения производства «Солнцедара», хотя какие-то товары из этой страны в Россию всё же поставляются, власти современной России вынуждены только списывать ей долги.

Ядерный удар под названием «Солнцедар»


И всё это исключительно в геополитических целях: лишь бы не было цветных революций, лишь бы туда не пришло НАТО. Следует отметить, что уже в восьмидесятые, как раз когда был поставлен вопрос о снятии «Солнцедара» с производства, работа советских специалистов в Алжире стала крайне небезопасной.

Это произошло из-за галопирующего распространения исламского фундаментализма. Со стороны алжирской регулярной армии охрана командированных из СССР была крайне плохой, бойцы засыпали на посту и т. п. Поэтому не исключено, что закупки виноматериала прекратились именно из-за дискуссий о целесообразности такого сотрудничества.

Действительно, военное сотрудничество было прервано фактически до 2006 года, а вовсе не из соображений сохранения здоровья советского народа. В настоящий момент, несмотря на определенную тенденцию к ностальгии по всему советскому, официальные регуляторы алкогольного рынка считают «Солнцедар» суррогатом.

В 2011 году Роспатент отказал в повторной регистрации этого товарного знака именно по этой причине. В связи с чем возобновления поставок в Россию алжирского виноматериала даже на фоне европейских санкций ждать не приходится.

Сегодня среди серьёзных виноделов он имеет крайне низкую репутацию, вызванную именно использованием его для производства советской «бормотухи». Алжирских вин на российском рынке, соответственно, также нет. И теперь страна закупает у России вооружение за деньги, хотя России и пришлось списать старый долг, и достаточно выгодно.
Автор:
Использованы фотографии:
fishki.net, fb.ru, dic.academic.ru, из архива авторов
116 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Аэродромный
    Аэродромный 11 января 2023 06:12
    +13
    помню "солнцедар", употребляли с одноклассниками в 10 классе,в 79ом. убойная была весчь. ! feel
    1. Станислав_Шишкин
      Станислав_Шишкин 11 января 2023 11:05
      +11
      Цитата: Аэродромный
      помню "солнцедар", употребляли с одноклассниками в 10 классе,в 79ом. убойная была весчь. ! feel
      Тогда ещё стишок был: "Просыпаюсь утром рано, Солнцедар течет из крана"
      1. begemot20091
        begemot20091 22 марта 2023 22:42
        0
        Просыпаюсь утром рано- нет Луиса Корвалана. Вот она вот она - хунта Пиначётова! = Так правильней.
        Сколько мы его - "Солнцедара" в студенчестве перепили-и-и!!!!! А "Плодово-выгодное"?... А утром в туалет... Нет, экзотика. Нынешней молодежи не понять, как не почувствовать вкуса "Настойки полынной", "Дубняка", папирос "Беломор с каналом и спичками "Пламя революции", сигаретами "Памир"(Нищий в горах), "Лигирос", папирос "Север". Тот кто курит северок.... Так что портвейн "777" = это лучше "Солнцедара"
    2. Попенко
      Попенко 11 января 2023 13:09
      +7
      "Времени не тратье даром - похмеляйтесь Солнцедаром". Какая гадость это наша ....
  2. smart fellow
    smart fellow 11 января 2023 06:44
    +35
    Авторы не объяснили почему для французов виноматериалы из Алжира были хороши, а для СССР плохи. У кого руки кривые?
    1. Эдуард Ващенко
      Эдуард Ващенко 11 января 2023 07:01
      +18
      для французов виноматериалы из Алжира были хороши, а для СССР плохи.

      Авторы вообще не в теме, какой процент потребления сухого и крепленого вина был в СССР и в Мире в 60-е и сейчас? Например. Как изменился процесс потребления сухого и крепленого, какие тенденции и т.д.
      Нет. Главное, что виноматериал обменяли на калашниковы, а нынешним правителям бедолагам все остается списывать долги...
      1. parusnik
        parusnik 11 января 2023 07:34
        +10
        Авторы вообще не в теме
        Да уж, писали бы о чем нибудь об одном, приплели Насера,Бокассу..Как с ними Хрущев целовался..О Насере, вспомнили портрет Гитлера,а упомянули, что при Насере,вырезали компартию Египта, в прямом смысле этого слова..
        1. Авиатор_
          Авиатор_ 11 января 2023 08:16
          +8
          О Насере, вспомнили портрет Гитлера,а упомянули, что при Насере,вырезали компартию Египта, в прямом смысле этого слова..
          Это же африка, и нравы там африканские. Тот же Каддафи вырезал компартию Ливии в своё время. Впрочем, какая именно она была, эта компартия, уже никто и не вспомнит.
          1. parusnik
            parusnik 11 января 2023 09:44
            +4
            Это же африка, и нравы там африканские
            Вырезали, в Сирии, Ираке,Иране..В Сирии, тогда же ,когда и в Египте, когда Сирия и Египет, объединились в ОАР, при Насере..
    2. уральский
      уральский 11 января 2023 15:04
      +6
      Как ни странно, сугубо исторически в древности там производилось вино, одно из лучших в мире на тот момент, именно на территории Алжира.
      1. Дисмас
        Дисмас 12 января 2023 20:42
        -2
        Если только "сугубо исторически". Я не пробовал (посему за лучшее в мире, тем более, на тот момент не скажу), ибо с "сугубо исторической" т.з. моя история будет даже короче моей жизни, не помню себя во младенчестве. Ну, за "сугубое", на посошок - за трегубое.
    3. Pilat2009
      Pilat2009 11 января 2023 18:09
      +6
      Цитата: smart fellow
      В настоящий момент, несмотря на определенную тенденцию к ностальгии по всему советскому, официальные регуляторы алкогольного рынка считают «Солнцедар» суррогатом.

      Ну если виноматериал разбавлять дешевым спиртом,то и получается отрава.Да еще и танкером везти,собирая по пути грязь
    4. 30 вис
      30 вис 11 января 2023 21:15
      +6
      Цитата: smart fellow
      Авторы не объяснили почему для французов виноматериалы из Алжира были хороши, а для СССР плохи. У кого руки кривые?

      Алжирское сухое было на самом деле Г ! Я вырос в Севастополе , где было приличное сухое вино за копейки . Так бутылка 0,5 сухого ординарного Столового вина стоила 62 копейки ... И было очень приличным настоящим сухим виноградным белым вином .. Брали с собой на море на троих шесть штук .. Красота ! Три семьдесят и плюс пве пачки кубинских сигарет партагас ... Четыре рубля на троих ... Что имели не ценили ...
      1. сайгон
        сайгон 12 января 2023 10:19
        +8
        Ну Юрий после Партагаса вопросов больше нет , у нас сию продукцию звали смерть под парусам и как то курили только не так что бы многие . Еще и Карибы сигареты были - смерть индейца.
        1. 30 вис
          30 вис 12 января 2023 15:41
          +2
          Цитата: сайгон
          курили только не так что бы многие .

          Мы тоже больше кашляли , чем курили . Но понты ! Понты были ...
          1. nerovnayadoroga
            nerovnayadoroga 15 января 2023 12:00
            0
            Мы "Рейс" курили по 15 копеек, они длинные были и бумага сладкая, это не "Новость" вам...
    5. frog
      frog 12 января 2023 10:03
      +5
      Авторы очень многого не объяснили.... Но это нонче тенденция такая, зачем читателям объяснять? Нехай читают....
      А то вдруг не то объяснишь?) Или читатели возьмут и объяснят, что автор про тему только слышал.... Нет уж.... Ну его в пень wink
  3. север 2
    север 2 11 января 2023 06:57
    +17
    а помните советский "Солнцедар"?
    0,75-огнетешитель .
    В нём винограда нет Пино Нуар .
    В нём спирт был ,сахар и краситель .
    1. Ватервейс 672
      Ватервейс 672 11 января 2023 07:51
      +10
      Кроме "огнетушителей" " Солнцедар" разливали в трёхлитровые банки, и даже в 200-литровые металлические бочки. Из бочки шлангом вино наливалось в ведро, а затем с помощью воронки по бутылкам, это уже в магазине происходило.
      1. Alien From
        Alien From 13 января 2023 00:47
        +1
        Вот про 200 литровые бочки не припомню drinks
  4. parusnik
    parusnik 11 января 2023 07:29
    +12
    Солнцедар,помню, только по фильму "Чародеи", упоминает, скатерть-самобранка в перечне,вин..Но его не пили у нас, городок, представлял собой частный сектор в основном,даже во дворах пятиэтажек, у подъездов,были виноградные беседки, а у частников тем более, все делали вино, свое ,домашнее,приторговывали..к самогоноварению не приравнивалось,литр стоил 50 копеек..3 литра,1 руб 50..Такая домашка, пилась легко, а сносило хорошо..Лайт,делали на винограде и сахаре, потяжелее,на сахаре и дрожжах...Так что эту хрень, у нас особо и не брали..дорого..
    1. Александр Куксин
      Александр Куксин 11 января 2023 08:23
      +16
      Так и есть... Помню в казачьих и чеченских станицах, куда мы экипажем прилетали опылять поля, в праздники у калиток дворов стояли табуретки с банками вина, стаканом и блюдечком для монет. И никого не было. Кто мог бросал монеты и выпивал. А кто не мог пил так. Было и такое время...
      1. militarist63
        militarist63 13 января 2023 23:35
        +1
        ....у калиток дворов стояли табуретки с банками вина, стаканом и блюдечком для монет.И никого не было. Кто мог бросал монеты и выпивал. А кто не мог пил так. Было и такое время...
        good Жили при коммунизме... и не оценили!
  5. hohol95
    hohol95 11 января 2023 07:43
    +9
    Следующая статья будет о кубинском роме "Негро"?
    1. Александр Куксин
      Александр Куксин 11 января 2023 08:26
      +4
      В Ситал-Чае, где я служил был Каней, тоже кубинский ром... Отрава та ещё! Но ничего другого не было...
      1. hohol95
        hohol95 11 января 2023 09:13
        +4
        По воспоминаниям старших - было время, когда кубинский ром был Единственным крепким алкогольным напитком в городских магазинах. Убрали даже водку!
        Или "яблочная червивка" или кубинский ром.
        Сам я уже "застал" засилье "Женьшеневой настойки". Её было навалом, а других напитков был минимум.
        И откуда в Черноземье вдруг взялось столько женьшеня, что его пустили на алкогольные настойки.
        1. Андрей ВОВ
          Андрей ВОВ 11 января 2023 11:01
          +10
          Если не ошибаюсь в середине 80х у нас в Хабаровске валом было кубинских сигарет"Пртогаз","Лигерос" и вьетнамских..с желтой птичкой..вонючие старсть были,в народе прозвали "Носки Хошимина")))
          1. bober1982
            bober1982 11 января 2023 11:10
            +4
            Цитата: Андрей ВОВ
            валом было кубинских сигарет"Пртогаз"

            Гадость была невероятная,просто жуть,курить их было невозможно,даже если очень хотелось.Почему-то продавались и,в киосках Союзпечати
            1. Андрей ВОВ
              Андрей ВОВ 11 января 2023 11:14
              +1
              Да уж,это точно...затянулся помню и в глазах аж темно,ни вдохнуть ни выдохнуть...бррр
          2. hiller
            hiller 11 января 2023 11:57
            +3
            "Противозачаточные" их называли ( Партогас и Лигерос ещё Рэйс) belay
            1. Попенко
              Попенко 11 января 2023 13:14
              +4
              Эх, было же время и, главное, здоровье, что бы без летального исхода выкурить цигарку "Рейса"...
            2. 72jora72
              72jora72 11 января 2023 13:20
              +5
              "Противозачаточные" их называли ( Партогас и Лигерос ещё Рэйс)
              Еще кубинские Монтекристо были, с фильтром и без.Без фильтра вообще хардкор))
          3. 72jora72
            72jora72 11 января 2023 13:18
            +3
            валом было кубинских сигарет"Пртогаз","Лигерос" и вьетнамских..с желтой птичкой..вонючие старсть были
            А еще были северокорейские,"Кумсудее" назывались, пепел у них был нежно изумрудный))
          4. Сергей Михайлович Карасёв
            +2
            ЕМНИП, с жёлтой птичкой сигареты были северокорейские, а не вьетнамские. В нарде так и назывались - "птичка". Народ курил их только когда, кроме бычков, ничего не оставалось.
        2. militarist63
          militarist63 13 января 2023 23:39
          -1
          По воспоминаниям старших - было время, когда кубинский ром был Единственным крепким алкогольным напитком в городских магазинах. Убрали даже водку!
          Или "яблочная червивка" или кубинский ром.
          Это в какое такое время? wink
    2. frog
      frog 12 января 2023 10:05
      +4
      Гавана Клуб, сухой, старый, золотой......
    3. Ольгерд Гедиминович
      Ольгерд Гедиминович 12 января 2023 15:55
      +3
      В конце шестидесятых - начале семидесятых был в нашей стране ещё египетский ром в ходу.
  6. Alex013
    Alex013 11 января 2023 07:57
    +6
    С Алжиром было не только военное и торговое сотрудничество, но и научно-производственное. В частности Советский Союз создал там "Институт нефти".
  7. У.Ченый
    У.Ченый 11 января 2023 08:01
    +5
    Да, "солнцедар" это было нечто. Именно на "целевой контингент". Хотя после советских разливных вермута и портвейна я очень долго считал, что это питье исключительно алкашей.
  8. paul3390
    paul3390 11 января 2023 10:06
    +7
    Как-то раз зашёл в лабаз
    За стеклом стоит фугас!
    Цена ему рупь двадцать семь
    Травят Солнцедаром всех!

    Красишь крышу и сарай
    Солнцедар ты покупай!
    И на два ведра воды
    Полстакана той бурды!

    Недаром
    Негров травят Солнцедаром!
    Солнце меркнет перед этим
    Божьим даром!
    1. Алексей7777777
      Алексей7777777 11 января 2023 10:48
      +12
      И не говорите..Бурда и такая была,но гораздо больше было вполне достойных образцов вин и портвейнов советских,а про болгарские и венгерские тоже не стоит забывать..Очень нравился «Токай» одно время - венгры (если не врут) приписывают Гейне такие слова:«Токайское вино – это вино для королей и само оно – Король Вин»! Хорошая статья - молодость вспомнили!
    2. Морской Кот
      Морской Кот 11 января 2023 16:28
      +13
      Недаром
      Негров травят Солнцедаром!

      Добавлю маленькую иллюстрацию в тему. laughing

      1. Alien From
        Alien From 13 января 2023 00:55
        +1
        С Солнцедара ещё ничего, можно было выжить, а если вспомнить сколько народу от контрафакта в наше время полегло-жуть! Статья простая конечно, но некую ностальгию вызывает, уже спасибо авторам. Кругом то один негатив, особенно в медиа пространстве.
  9. Хозяин Трилобита
    Хозяин Трилобита 11 января 2023 11:16
    +5
    Фигня, а не статья, вообще ни о чем.
    То, что "Солнцедар" производили из алжирского "Мело" и "Каберне" написано и в Вики, но там, хотя бы есть ссылки на источники этой информации, например, на книгу некоего Макса Фарберовича "Очерки алкогольной топографии Одессы", где автор "со слов" неназванного собеседника пишет об этом.
    То, что качество этого напитка оставляло желать лучшего - тоже не новость, и люди об этом знали, многочисленные частушки советского времени тому свидетельство.
    Скажи-ка, дядя, ведь не даром
    Отцы травились "Солнцедаром"?

    Если авторы хотели плюнуть в Хрущёва, дескать, какой поганец - продавал оружие за отраву, то Хрущёв и так уже весь заплёванный и "либералами" и "патриотами"...
    Единственное, что приходит в голову - это то, что авторы хотели спровоцировать ностальгию у читателей, дескать, "эх, молодость, молодость... вот, помню, купили мы бормотухи..." и тем набрать кликов...
    Не знаю, короче, не понравилось, считаю, зря время потерял.
    1. Passeur
      Passeur 11 января 2023 11:29
      +5
      То, что "Солнцедар" производили из алжирского "Мело" и "Каберне" написано и в Вики,

      В вике написана фигня. Виноград мерло в Алжире не культивировался, а каберне начал культивироваться с конца 1950 годов. А про Хрущева - это чистое невежество. Он к алжирскому вину вообще никакого отношения не имел.
      1. Хозяин Трилобита
        Хозяин Трилобита 11 января 2023 16:15
        +5
        Цитата: Passeur
        В вике написана фигня.

        Возможно. Я не проверял, поэтому указал источник, на который Вики ссылается. При этом отмечу, что вопросы, поднятые статьей, мне, скажем так, не кажутся настолько важными, чтобы углубляться в их изучение. laughing
        Но вот, что помню, так это то, что Хрущева сместили с должности раньше, чем Бокасса совершил свой переворот. Встречались ли они, общались ли - не знаю, но встреча такая могла состояться только конспиративно, но тогда вопрос - откуда о ней узнали авторы... smile
    2. gsev
      gsev 11 января 2023 16:10
      +6
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Если авторы хотели плюнуть в Хрущёва, дескать, какой поганец - продавал оружие за отраву, то Хрущёв и так уже весь заплёванный и "либералами" и "патриотами"..

      Тем не менее все потомки советских колхозников знают, что именно Хрущев оказался первым советским политиком при котором крестьяне перестали массово регулярно помирать от голода. Да и репрессировано при нем за 10 лет правления наверное меньше чем убито Ельцыным за 2 дня при расстреле Парламента России отстранившего коммунистов от власти. Может ему не могут простить именно этого а не крушение колониальной системы в Африке и Азии. Тогда Франции, Португалии, США было не до поставок вооружения на украинскую войну. Их спецназ и войска при Хрущеве истекали кровью в Индокитае и Африке. На фоне достижений при Хрущеве в Космосе, гражданском авиастроении, антарктических исследованиях(а при Хрущеве СССР практически получил 20% территории Антарктиды) Мало того, что поставками легкой стрелковки от Мао Цзедуна Хрущев лишил Францию бесплатной алжирской и тунисской нефти, так поставками более современного оружия он не допустил возвращения Франции в Алжир. Между прочим алжирцы в ходе войны за свою независимость устроили массу диверсий в французской метрополии и этим заставили Францию выйти из некоторых структур НАТО и продвигать сотрудничество между Францией и СССР в авиапроме. Нынешние правители оказывается поставили в Европу и США бесплатно энергоресурсов, стали и удобрений на 300 миллиардов и вынуждены продавать нефть и газ со скидкой в 70%-40% от рыночных цен на которые потом Болгария и Чехия производят боеприпасы уже 9 лет убивающие русских в Сирии и на Украине.
  10. Passeur
    Passeur 11 января 2023 11:21
    +19
    Ну почему на сайте нельзя заиметь более-менее сведущего редактора, который бы хоть частично остановил тот мутный поток информационной бормотухи типа этой статьи?
    Начнем с того, что Хрущев к поставкам вина из Алжира никакого отношения не имеет, так как соглашение о закупке вина было подписано в 1968 году и кроме поставок в СССР вина предусматривало еще и поставки нефти. В соответствии с этим соглашением в 1969-1970 гг. из Алжира было поставлено 10 млн гектолитров вина и 1 млн тонн нефти. Их оплата произведена поставками из СССР машин и оборудования (на 50 млн руб.), сырьевых товаров (на 2 млн руб.) и за счет погашения алжирской стороной госкредитов (на 47 млн руб.)
    Во вторых, сорт мерло в Алжире не культивировался никогда, а каберне появился уже после того, как Алжир стал независимым.
    В третьих, "Солнцедар" производился не только в Геленжике, а по всему СССР с соответствии с ОСТ 18-4-70 и не только из алжирского сырья.

    Ну и в четвертых, о советско-алжирском экономическом сотрудничестве авторы не имеют вообще никакого представления. Совсем никакого.
    1. Passeur
      Passeur 11 января 2023 13:19
      +5
      Интересно, кто минусует - авторы - невежды или cmoshники по призванию?
      1. Хозяин Трилобита
        Хозяин Трилобита 11 января 2023 16:00
        +6
        Реагируете на них, вот и минусуют. smile
        Вот реально не понимаю, зачем вы с Людмилой Яковлевной этих троллей подкармливаете, пусть бы с голоду подыхали. Даже если это ваши персональные фанаты, неужели вам их жалко? smile
        1. Passeur
          Passeur 11 января 2023 17:32
          +4
          Это чисто исследовательский интерес любителя-энтомолога к объекту изучения, не более.
          1. Хозяин Трилобита
            Хозяин Трилобита 11 января 2023 19:06
            +7
            Боюсь, что смысл жизни этих "объектов", кроме того, чтобы рассыпать свой помёт где ни попадя, состоит ещё и в том, чтобы не предоставить при этом кому-либо иного материала для исследования. Так что вряд ли ваше любопытство будет когда-либо удовлетворено.
            Нет, безусловно можно узнать не только сетевые псевдонимы этих "объектов", но и паспортные данные, только скажите ради бога - зачем? Приедете к ним в гости в глаза посмотреть? Пожалуетесь кому-нибудь? Сочините пакостную песенку про них с указанием имен и фамилий и завирусите в тик-токе? smile
            Если вашей целью является составление типового портрета подобной личности, то это непочатый край работы. Исходя из собственного опыта подобных изысканий, могу сказать, что в основном подобные индивиды делятся на две категории: малолетние дeбилы с деструктивным мышлением и великовозрастные маразматики с мышлением транквилизованным. Первые здесь как-то не проявляются особо (хотя совсем их исключать я не стал бы), поэтому вторые более вероятны.
            Если минусы ставятся целенаправленно ограниченному кругу пользователей, у которых есть что-то общее (это ещё нужно усмотреть и доказать), то можно сделать предположение о том, что минусатор испытывает личную неприязнь к минусуемым и причина этой неприязни, как раз и кроется в этом "общем".
            Ещё одно соображение. Минусатор, имея определенную позицию по ряду вопросов, имеет ещё и активную социальную позицию, раз, пусть и таким экстравагантным способом, её нам демонстрирует. Из этого можно сделать предположение о том, что периодически он эту позицию все-таки высказывает, причем на этой же площадке, с некоторой долей вероятности - на этой же ветке. То есть, вы его знаете и, возможно уже имели с ним открытый конфликт, ход и результат которого вашего оппонента не устроил настолько, что он решил этот опыт не повторять. Не думаю, что выборка таких персонажей составит больше пяти человек.
            Далее - необходим анализ комментариев, затронутых минусаторами: тема, время публикации, время появления минуса, количество минусов за сутки, двое, дальше, наверное, не надо.
            Очертив таким образом, круг подозреваемых, мы можем изучить содержание из собственных комментариев и те, у кого эти комментарии будут короткими, несколько бессвязными, но очень эмоциональными - тот с большой долей вероятности и есть искомый минусатор.
            Дальше проверка - контроль времени выходя в эфир и совпадение его с появлением минусов. Если совпало - всё, можно работу сворачивать, но при этом опять осмелюсь заметить - нафига оно надо? smile
            Ну вот так как-то. При этом я отлично отдаю себе отчет в том, что все мной сейчас написанное может соответствовать реальной действительности как банан картошке. smile Я ситуацию серьезно не изучал, так что в своих нынешних гипотезах могу ошибаться, причем на 180 градусов. smile
            1. Passeur
              Passeur 11 января 2023 19:30
              +5
              Вы к вопросу подошли, как всегда, основательно, профессионально, как опытный собиратель лепидоптерологической коллекции. Я же диптерологией занимаюсь чисто от скуки, забавы ради.
              1. Хозяин Трилобита
                Хозяин Трилобита 12 января 2023 10:38
                +7
                То есть, я спец по бабочкам? laughing
                Для человека, который всю сознательную жизнь в чужом говне копается, это, наверное, комплимент. smile
                Спасибо. hi
            2. Станислав_Шишкин
              Станислав_Шишкин 17 января 2023 18:05
              0
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Далее - необходим анализ комментариев, затронутых минусаторами: тема, время публикации, время появления минуса, количество минусов за сутки, двое, дальше, наверное, не надо.
              А для этого необходимо всего лишь иметь возможность видеть ники оценщиков при наведении указателя мышки на - и +. Такая простая опция отсутствует на таком массовом сайте... К чему бы это.
      2. 3x3zsave
        3x3zsave 11 января 2023 17:40
        +3
        Во втором определении пропущена буква "эйч". Но сути это не меняет. Вполне возможен австро-венгерский вариант.
        1. Passeur
          Passeur 11 января 2023 18:44
          +4
          Вполне возможен австро-венгерский вариант.

          Отличная идея. "čмоšники"
  11. Загребун
    Загребун 11 января 2023 12:09
    +11
    "Но советские саперы отделались только одним погибшим непосредственно при разминировании, остальные умерли от болезней и ран, полученных в стычках с уже набиравшими тогда силу радикалами"


    Что, совсем все все умерли от болезней? В СССР никто не вернулся?
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 11 января 2023 14:36
      +5
      Цитата: Загребун
      Что, совсем все все умерли от болезней? В СССР никто не вернулся?

      Ох уж эта сила слова! laughing
    2. Astra wild2
      Astra wild2 11 января 2023 15:38
      +6
      У автора получается,что никто не вернулся.
      Вот только Окороков на этот счёт другого мнения
      Видела книгу :"необьявленые (у меня твердый знак не выходи,в выскакивает вопросительный)войны Советского Союза*,там видела:воспоминания кого-тр из интернационалистов
  12. vserge
    vserge 11 января 2023 13:00
    +9
    Винопровода из Новороссийска до Геленджика никогда не было. Был вино (или продукто) провод от причала в Новороссийске до винбазы- комбинат "Импортпищепром". Но туда возили не только алжирское вино. В какие-то моменты возили и французский коньячный спирт. Работать на этих судах-виновозах было очень тяжело.
  13. Тестов
    Тестов 11 января 2023 14:58
    +5
    Авторы, пожалуйста, поясните, за что МиГ-25 и 29 продали Алжиру. И про продажу ДЭПЛ проекта "Палтус", пожалуйста, расскажите.
    1. gsev
      gsev 11 января 2023 16:37
      +4
      Цитата: Тестов
      Авторы, пожалуйста, поясните, за что МиГ-25 и 29 продали Алжиру. И про продажу ДЭПЛ проекта "Палтус", пожалуйста, расскажите.

      Так в реальности Путин и Ельцин с 1992 года поставили 70% российского оружия как оказалось для войны против России на Украине и ухитрились примерно 20% эт выручки за это ружия подарить Западу на ведение им войны против России на Украине. Самый идиотский пример подарок танков в Македению якобы для защиты славян от исламских экстремистов. А братушки болгары-македоняне в свою очередь подарили эти танки Украине для вооружения. Их количества как раз хватило для оснащения украинских карательных подразделений ВСУ из исламских экстремистов(дудаевцы и крымско-татарские экстремисты).
  14. Astra wild2
    Astra wild2 11 января 2023 15:24
    +4
    Добрый день коллеги, вчера у меня телефон "забастовал". Я испугалась,,что ремонт выйдет в "круглую сумму",но к счастью обошлось минимальной суммой
    Я ещё застала это вино. По крайней мере,этикетка знакома. От старших слышала такую :"поговорку
    - Не теряйте время даром, похмеляйтесь "Солнце даром".
    По моему"Солнцедар"исчез,где-то в 80-х
    1. Морской Кот
      Морской Кот 11 января 2023 16:51
      +4
      Не теряйте время даром, похмеляйтесь "Солнце даром".


      Первый же глоток этого пойла вызывал обильную рвотную реакцию, особенно с похмелья. laughing На моей памяти "Солнцедар" потребляли только откровенные синяки, просто пьющий народ ограничивался "Иверией" и "Агдамом"
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 11 января 2023 17:26
        +4
        просто пьющий народ ограничивался "Иверией" и "Агдамом"
        Еще всякими "плодово-выгодными"...
        " Насажу я на крючок рубль двадцать восемь,
        Очень хочется поймать "Золотую осень".
        1. Морской Кот
          Морской Кот 11 января 2023 17:40
          +7
          Еще всякими "плодово-выгодными"...

          Это да, всякое "Лучистое" и "Пивденно Бугское", а вот "Золотую осень" что-то не помню. request А вообще всякого разного пойла в семидесятые было навалом.smile
          1. 3x3zsave
            3x3zsave 11 января 2023 18:04
            +4
            Продукция народного потребления в Союзе распределялась крайне неравномерно, возможно, это местечковые особенности. Тот городок, в котором я вырос, был союзного подчинения, и два соседних райцентра ездили к нам за продуктами. А мы к ним - за всем остальным.
            1. Морской Кот
              Морской Кот 11 января 2023 18:35
              +6
              два соседних райцентра ездили к нам за продуктами.


              Да уж, брежневский рай: "Длинное, зелёное и пахнет колбасой -- электричка из Москвы в область"(с) sad
          2. Passeur
            Passeur 11 января 2023 19:08
            +6
            а вот "Золотую осень" что-то не помню

            А так?
            1. Морской Кот
              Морской Кот 11 января 2023 19:33
              +6
              А так -- да, особенно "Васю-с-зубами". laughing И сразу вспомнилось:
              Ты помнишь, плыли в тишине
              Два ящика "БИЛЕ-МИЦНЕ",
              Но, лишь теперь понятно мне,
              Что это было "КАБЕРНЕ"!
              drinks
              1. Passeur
                Passeur 11 января 2023 19:45
                +6
                "Біле міцне", кстати, производилось и на русском языке и на других языках народов СССР.

                1. Морской Кот
                  Морской Кот 11 января 2023 20:19
                  +5
                  Впервые узнал, что "Біле міцне" и "Белое крепкое" это одно и то же, на вкус бормота -- она и есть бормота, хотя потребляли её вёдрами.
                  А вот ММВ находился недалеко от моего дома и там, в переулках, постоянно стояли длиннющие автоцистерны и у водил всегда можно было по дешевке купить канистру какого-нибудь вина.
                  1. Passeur
                    Passeur 11 января 2023 20:31
                    +5
                    у водил всегда можно было по дешевке купить канистру

                    И не только вина, бензина тоже. Советские лодочные моторы жрали бензин, как настоящие. На заправке бензин стоял копейки, а у водил вообще даром - рубль канистра 20 л. Причем подъезжали прямо к причалам.
                    1. Морской Кот
                      Морской Кот 11 января 2023 20:49
                      +3
                      С подвесными дела не имел, у нас на Спасстанции были катера (КС) с движками от ГАЗ-51, а бензин, соответственно, государственный, так что проблемы частников мне не знакомы. smile Но по разговорам помню, что "Вихрь" все хвалили, а "Москву" поругивали.
                      1. Passeur
                        Passeur 11 января 2023 21:28
                        +4
                        на Спасстанции были катера (КС)

                        Если такой, как на фото, так на нем дизель ЯМЗ-238 стоял.
                      2. Морской Кот
                        Морской Кот 11 января 2023 22:57
                        +4
                        Нет, у нас на станции были три штуки таких КСок с газоновским движком, насилу нашел фото.

                        Один, самый скоростной, завода "Пелла" и пятый вот такой как на нижнем фото с движком от "Волги"(?), но страшно неповоротливый.
                      3. Passeur
                        Passeur 12 января 2023 00:02
                        +4
                        Ага, так этот катер называется КС-1. Его использовала речная милиция. В "Бриллиантовой руке" Никулин с переломанной ногой на таком катается.

                        На нем двигатель еще от "эмки".
                        Это статья о нем в "Технике молодежи", 1946 год.
                      4. Passeur
                        Passeur 12 января 2023 00:20
                        +4
                        Один, самый скоростной, завода "Пелла"

                        Это был, скорее всего, служебно-разъездной катер проекта ЛМ4-87 с двигателем М8ЧСПУ 100.
                      5. Passeur
                        Passeur 12 января 2023 00:26
                        +4
                        и пятый вот такой как на нижнем фото с движком от "Волги"

                        Это служебно-разъездной катер "370-М". У него двигатель либо М8 ЧСПУ-100-1, либо М53-ФУЛ.
                      6. Морской Кот
                        Морской Кот 12 января 2023 08:21
                        +1
                        Да нет, он чисто внешне, на первый взгляд, выглядел как и КС-1, но был намного легче и приёмистей старой КСки.
                      7. nerovnayadoroga
                        nerovnayadoroga 15 января 2023 11:37
                        0
                        А еще игрушка была такая, полметра длинной, набольших, круглых,батарейках...
                      8. frog
                        frog 12 января 2023 10:17
                        +3
                        "Москва" достаточно рано скончалась, в отличии от "Вихря". Каковой то же был тем еще подарком.... И с учетом предка и с учетом производителя....
                        "Нептуны" с "Приветами" были посимпатишнее... Особенно, если их руками собрать)). Но они и помоложе.
                  2. nerovnayadoroga
                    nerovnayadoroga 15 января 2023 11:42
                    0
                    А у нас вести по поселку о стоящих на путях вагонов с разливным вином проносились со скоростью МИГ-25 и кто успел, тот и сьел, вернее выпил, банками, канистрами, ведрами и ни кто не умер, вино было виноградное...
              2. Korsar4
                Korsar4 11 января 2023 20:07
                +7
                Слезилось белое вино
                На дне бокала,
                И, как в замедленном кино,
                Свеча вздыхала.

                Но были смазаны, увы,
                Цвета палитры:
                Нам не хватило для любви
                Одной… пол-литры!

                Как жаль — закрыт уже ларёк
                Напротив бани,
                А там — заветный пузырёк
                «Вазисубани»…

                И ведь могла бы быть любовь
                Большой и пылкой,
                Когда бы я к Вам не пришёл…
                С одной бутылкой.
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 11 января 2023 20:55
                  +5
                  Когда ты разделась ночною порой
                  Я взглядом влюблённым следил за тобой
                  И спорить с тобою готов неспроста
                  Что лучшее платье - твоя нагота. ..


                  А в реальности -- "Вся страсть его(её) на дне бутылки..."(С)
                  1. Korsar4
                    Korsar4 11 января 2023 21:09
                    +5
                    То утро вставало неброско,
                    Лишь отсветы на полу,
                    Голландкою пахло и воском,
                    И шторой, примерзшей к стеклу,
                    А вы, будто только с охоты,
                    Я помню такой кабинет,
                    И пили мы мерзкое что-то,
                    Похожее на Каберне.

                    Но все же напились порядком,
                    И каждый из вас толковал:
                    Ах-ах, молодая дворянка,
                    Всю жизнь я такую искал.
                    Ну, вспомнили? То-то, и верно,
                    Ни разу с тех пор не встречал
                    Я женщину более верных,
                    И более чистых начал.
                    1. Морской Кот
                      Морской Кот 11 января 2023 21:38
                      +4
                      Дышала ночь восторгом сладострастья,
                      Неясных дум и трепета полна;
                      Я вас ждала с безумной жаждой счастья,
                      Я вас ждала и млела у окна...
                      Наш уголок я убрала цветами,
                      К вам одному неслись мечты мои,
                      Мгновенья мне казалися часами,
                      Я вас ждала, но вы... Вы всё не шли.
                      1. Korsar4
                        Korsar4 11 января 2023 21:52
                        +3
                        Мы купались неглиже.
                        Падал звёздочкой окурок,
                        две бутылочки "Кокура"
                        стыли в нашем багаже.
                        Мы купались неглиже.
                      2. Морской Кот
                        Морской Кот 11 января 2023 23:08
                        +4
                        мы были одеты почти неглиже
                        и в теннис играли яйцом Фаберже.

                        Занырнул я неглиже,
                        зазвенели фаберже.

                        И трагическое:
                        "Гулял по снегу неглиже,
                        И отморозил фаберже."
                      3. Korsar4
                        Korsar4 12 января 2023 08:06
                        +2
                        И Данило да Гаврило,
                        Что в ногах их мочи было,
                        По крапиве прямиком
                        Так и дуют босиком.
                      4. Морской Кот
                        Морской Кот 12 января 2023 08:24
                        +2
                        Мороз.
                        Надевают ребята коньки.
                        Прохожие подняли воротники.
                        Фоме говорят:
                        «Наступила зима».
                        В трусах
                        На прогулку выходит Фома.
                      5. Korsar4
                        Korsar4 12 января 2023 09:00
                        +2
                        Всем известный математик
                        Академик Иванов
                        Как-то раз домой явился
                        С парой новеньких коньков.
                        И сказал своей жене
                        И любимой дочке:
                        – Ну-ка, приготовьте мне
                        Свинцовой примочки.
                        Да побольше пятаков
                        Для возможных синяков.
                        Чтобы вновь помолодеть,
                        Я решил коньки надеть.
                        И вот он пятаки берёт
                        И отправляется на лёд.

                      6. Морской Кот
                        Морской Кот 12 января 2023 10:40
                        +1
                        Какая чертовая сила,

                        какая чертовая страсть

                        меня вела и возносила

                        и не давала мне упасть?

                        И отчего во мне не стихнула,

                        и отчего во мне не сгинула

                        моя веселая настыринка,

                        моя веселая несгибинка?

      2. Ватервейс 672
        Ватервейс 672 11 января 2023 18:42
        +6
        Да, бормотухи, конечно, хватало. Но ведь был и большой выбор качественного спиртного до горбачевской борьбы с зелёным змием. Тот же коньяк можно было смело брать в любой ценовой категории, а сейчас это лотерея - не знаешь, что в бутылке - крутка или нормальный напиток. Вина нормального тоже много было.
        1. Андрей Брагин
          Андрей Брагин 12 января 2023 20:36
          0
          Приличный коньяк типа Старого Тбилиси стоил 25 рублей 0,5 литра. Армянский бренди столько же. При средней зарплате в 120 рублей это было очень дорого. Наполеон стоил 40 рублей.
  15. Тестов
    Тестов 11 января 2023 17:51
    +9
    Пробовать не пробовал, но часть песни-переделки на мотив "Червона рута" сразу вспомнилась:"Ты признайся мине, Где ж ты ночку гуляла, И кому ты дала, За стакан "Солнцедара"...Из песни слова не выкинешь, дурь разная, почему-то, запоминается легко и надолго...
    Летом 1982 года работал на "Звёздочке" на Южных Яграх, то ли на "Раскладушке" пр. 675, то ли на "Азухе" пр. 667"А", что вернулась с очередного этапа испытаний и стояла на воде, как раз напротив столовой (точно не "Букаха",
    у той ракетный горб высокий). А обед на талоны "реакторные" был то ли на 1 рубль 30 коп, то ли на 1 рубль 40 копеек, обычный талон был тогда на обед на 90 копеек. На обеде с напарниками сборщиками-достройщиками наелись "до пуза". На заказ возвратились, а нам объявили, мол огнеопасные работы до 15 часов отменили. До цеха топать - вроде ещё рано, у меня, как у сварщика, смена была до 16 часов. Смотрим, ближе к корме парни из нашего цеха загорают. Мы к ним, робы скинули на горячую резину, сами пузом кверху, к северному солнышку. Тут что-то плюхается в воде. Между корпусом лодки и причалом нерпа ныряет, на нас своими круглыми глазами глядит. Кто-то из достройщиков наших предлагает: "Мужики, а кто нерпе в глаз плевком попадёт? Но не вставая, лёжа не животе, иначе испугается."
    Как говорил Михаил Задорнов: "И как тебе такое в голову могло прийти?" Ну ладно я, 19-летний парень, но рядом 4 солидных мужика за 40 лет, со светлыми головами и золотыми руками, приличные отцы семейств...Перевернулись осторожненько все на живот и ну, в нерпу плевать! Она нырнёт на 3-5 секунд и вновь вынырнет, до неё метров 6-8 всего. Минуты 3-4 развлекались мы так. Интересно, что она в тот момент о нас думала?...А если БЫ фототехника на америкосовских спутниках была в те годы с более высоким разрешением, чтобы аналитики подумали, разглядывая снимки советских АПЛ?...
  16. Тестов
    Тестов 11 января 2023 18:31
    +4
    gsev (Гусев Владимир), уважаемый, "Палтусы" - это при Горбачёве. Про МиГи, особенно 25-е, увы, я ничего не знаю. На кинофестивале "Море зовёт" судьба мне подарила подарок - имел удовольствие познакомиться и несколько раз на фестивалях встречался в разные годы, в том числе за кулисами за столом в не официальной обстановке, с Сергеем Вячеславовичем Апрелевым.
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 11 января 2023 18:45
      +3
      Знакомство с Апрелевым - неординарный факт в биографии! Мое почтение, коллега!!!
  17. Тестов
    Тестов 11 января 2023 18:37
    +1
    3x3zsave ( антон), уважаемый, и в Архангельской области пели эту переделку! А вот "Иверию" и "Агдам" не пробовал, и не помню, чтобы "Иверию" видел где-то...
  18. Андрей Сухарев
    Андрей Сухарев 11 января 2023 22:04
    +5
    Так вот прочтешь статью, хочется минусануть, а нету...
  19. МБРШБ
    МБРШБ 11 января 2023 23:05
    +3
    Дешёвую двадцатиградусную отраву выпускали....

    Ну почему сразу отраву? Какие именно отравляющие вещества содержались в том вине, по сравнению с современными "винными напитками"?
  20. Kusja
    Kusja 12 января 2023 08:23
    +3
    Нормальный шмурдяк был, не исключая самого дешевого- красного и белого крепкого по рубль шесть. Уж какой шмурд сейчас мутят, и сколько народу от него дохнет, то я б на месте автора статьи немного бы расширил тему. Не припоминаю маргинальных слоёв в тогдашнее время по нынешнему уровню. Сейчас слой так СЛОЙ...
    1. Андрей Брагин
      Андрей Брагин 12 января 2023 20:30
      0
      В 1980, перед Олимпиадой, решили очистить Москву от бомжей, тогда их называли бездомными. Провели рейды по теплотрасса, выловили и выслали из Москвы немногим более 50000 (!) человек. Наш комсомольский оперотряд тоже участвовал.
  21. Konnick
    Konnick 12 января 2023 10:37
    +4
    Не пробывал Солнцедар, в юности баловались Золотой Осенью из отечественных виноматериалов, т.е. яблок.
    А вот в Тунисе очень понравилось их красное вино, очень приличное, а также есть там Буха, созвучное нашему бухать, типа ликера.
    1. Андрей Брагин
      Андрей Брагин 12 января 2023 20:27
      0
      Ещё был ликер "Северное сияние ". Жуть. Но люди пили.
  22. aversun
    aversun 12 января 2023 10:57
    +4
    Помню, сухое красное Алжирское. Бутылка 0.5 стоила то ли 70 то ли 77 копеек, для студентов самое то. Вино конечно было так себе, но не отрава... Отраву в виде Солнцедара мы начали делать на ее основе сами, это конечно была еще та бормотуха. Помнится у нас в городе ее даже в разлив продавали... По мозгам била крепко, это по-моему был единственный винный напиток с крепостью 20°. Всякие портвейны и прочие креплёные были максимум 18°, херес и тот был 19°... Травилсь то из-за неумеренного потребления. У нас так Абу-Симбелом, бальзамом египетским, травились, когда вместо столовых ложек в чай, его стаканами потреблять решили.
  23. Rostislav
    Rostislav 12 января 2023 12:30
    +2
    "Времени не тратье даром - похмеляйтесь Солнцедаром". Какая гадость это наша ....

    Была и футбольная вариация: "Водочки для обводочки, Солнцедара для удара ..."
  24. Ольгерд Гедиминович
    Ольгерд Гедиминович 12 января 2023 15:32
    +2
    Да... Сразу молодость вспомнилась.
    Песни Аркадия Северного, Вовы Шандрикова.
    ... Я, вообще-то, если б не курил
    И не пил, заразу, "Солнцедар",
    Так давно б "Фиат" себе купил,
    А Матрене - автосамовар.
  25. Johann Klassen
    Johann Klassen 12 января 2023 19:23
    +1
    Гоголи и Щедрины нам нужны.
    Сатира антисоветизма "высшего пошиба".
    Действительно, на чёрта нужен алжирский "денатурат", когда в Матушке России своего дерьма немеряно.
    Ещё более смертельно опасного и в разы более убойного-метиловый спирт.
    Можно поспорить, кто кровожаднее-Советское государство или либеральная, так называемая "олигархическая бизнес "элита"".
    Да разве опасность для здоровья российских граждан на протяжении последних 30 лет представляет только продукция алкогольного рынка.
    К сожалению, нет.
    Нынешние гипер-и супермаркеты и рынки в РФ опаснее минных полей на территории бывшей УССР.
  26. intuzazist
    intuzazist 12 января 2023 19:49
    +2
    Модераторы! Вы совсем обалдели?! Пишешь коменты вы по своей необразованности баните за неизвестные вам слова! А не пишешь, не позволяете оценивать чужие коменты!!! Ну хотите, я вообще перестану заходить на ваш ресурс? Тем более что он вообще стал скучен и неинформативен....
  27. Андрей Брагин
    Андрей Брагин 12 января 2023 20:23
    +2
    "Абдель Насер насрал на всех, полуфашист, полуэсер, Герой советского союза". "Солнцедар" был жуткой гадостью. Но люди пили. Вопрос цены. Но это был не единственный товар из Алжира. Я как раз перестраивал дачу и захотел крышу покрыть не шифером, он тяжёлый, а оцинкованным железом. В продаже было только алжирское, причем дешевле отечественного. Купил. Железо великолепное, оцинковка великолепная. Больше 30 лет и никаких проблем.
  28. Гуран33 Сергей
    Гуран33 Сергей 12 января 2023 20:45
    +2
    Сердцедав...Могу сказать о нём хорошее-первые два года "солнцедар был вполне приличным крепленным вином.А потом пошло то о чём статья-"сердцедав" и его даже начинающие алкаши перестали пить.Нельзя было это вино отдавать на откуп грузинским"ворам в законе"..
  29. Alex242
    Alex242 12 января 2023 21:14
    -1
    «Солнцедар» действительно производили на местном винзаводе, но сырьё для него поставлялось из Алжира. По бартеру в обмен на вооружение и оснащение инфраструктуры, потому что Алжир, как известно, добился независимости от Франции в 1962 году и тут же оказался в числе кандидатов на вступление в социалистический лагерь

    в те года может и норм было это пойло...а нынче отрава
  30. Vashek
    Vashek 12 января 2023 22:30
    0
    А еще страшнее было пойло под названием "Рубин". Там уж одна краска и сахар.
  31. bbss
    bbss 13 января 2023 15:41
    0
    Статейка не выдерживает никакой критики. Авторы продемонстрировали полное непонимание политических и экономических реалий того времени. Алжирское вино я помню ещё со времён моей срочной службы. Бойцы из самохода притащили несколько бутылей по 0,7 Алжирского вина. Отметили день рождения одного из бойцов. Эмалированные кружки потом отмыть не смогли, так они и остались с красным на дне. Кислятина, однако... А дело было в 1971 году в окрестностях г. Фрунзе, столицы Киргизской ССР.