Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У

Разработку реактивного управляемого оружия класса «воздух-воздух» начинает в 1951 году КБ-1 (3 ГУ при Совмине) в инициативном порядке. Согласно постановлению 1587-590 от 01.04.52 года, работы получают официальный статус. Реактивное управляемое оружие создавалось для истребителей типа МиГ-15/17, оснащенных 4 данными системами, что делало поражение выбранной воздушной цели практически гарантированным.

Основные проектные работы велись 32 отделом КБ-1. Руководитель работ – Д.Томашевич. Разрабатываемый проект получил название «изделие ШМ». Работы по подготовке трех самолетов МиГ-17П к вооружению новым управляемым оружием проводятся в середине 1952 года на горьковском ОКБ-155. После переоборудования самолеты получили название СП-6. К ним до конца 1952 года добавляются еще два самолета, переоборудованные на новосибирском заводе № 153.

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У



Первые испытания управляемых реактивных авиационных снарядов (ракет) начинаются в 1953 году. Прототипы ракет под названием Б-89 проходят наземные испытания (бросковые). К концу лета 1953 года одновременно заканчивается цикл бросковых и статических испытаний. Начинается малый выпуск прототипов для летного цикла испытаний. Для слежения за испытаниями и корректировкой подготавливают наблюдательные Ил-28.

08.10.1953 года прототип Б-89/Б-140 «Изделие ШМ» был запущен с борта самолета СП-6 (МиГ-17П) и совершил довольно ровный полет. Летные испытания начались на астраханском полигоне Владимировка. Первый этап включил в себя пять пусков, проведенных в течение двух недель.

Далее разработка «Изделие ШМ» передается в ОКБ-2. Некоторые специалисты перешли работать под руководство генконструктора П.Грушина. Это не повлияло на темпы проведения работ и в 1954 году летные испытания прототипов продолжаются. В течение 1954 года по результатам пусков, проводятся работы по устранению недостатков и обновление двигательной системы. К этому времени было произведено 30 пусков «Б-140».

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У


В августе 1954 года начинаются запуски УРС по воздушным мишеням. Сначала в качестве мишени использовали «изделие 201», которое специально построили как беспилотную мишень для этих испытаний. Однако из-за малой ЭПР мишени ее захват происходил на уменьшенной расчетной дальности, а сам пуск ракеты происходил на дистанции менее одного километра. Следующие пуски, начавшиеся в 1955 году, проводились на точность радиовзрывателя.

Основные «боевые» испытания начинаются весной 1955 года. 08.03.1955 года зафиксировано первое успешное поражение ракетой самолета-мишени (Ту-4). На 1956 год после всех испытаний, в том числе и государственных, было проведено более 70 пусков ракет.

Горьковский авиазавод № 21 специально под разработку нового вооружения выпускает небольшую партию самолетов-перехватчиков СП-15 (МиГ-17ПФУ) в количестве 40 машин. На этих самолетах в 1956 году прошли войсковые испытания ракет, после которых их под названием РС-1У принимают на вооружение.

Она вошла в состав системы вооружения С-1-У:
- самолет-перехватчик СП-15;
- бортовой радиоприцел РП-1У «Изумруд-2»;
- авиационное пусковое устройство АПУ-3;
- управляемая ракета РС-1У.

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У


Система вооружения С-1-У начинает поставляться для авиации противовоздушной обороны. Кроме самолетов МиГ-17ПФУ, система устанавливается на борт самолета перехватчика Як-25К. В отличие от Миг-17ПФУ, на борт Як-25К устанавливались четыре пусковые с ракетами. Первоначально, выпуском ракет занимался подмосковный завод № 455. Позже к нему присоединились еще четыре завода по выпуску РС-1У.

Устройство и конструкция
АПУ-3 – пусковая устанавливалась под крыло самолета-перехватчика. Для крепления ракеты имела замки-держатели 369-Ш. Для фиксирования турбогенераторного тросика в носовой части выполнена длинная штанга. АПУ-3 выпускались на киевском заводе №485.

Система вооружения С-1У получила систему наведения и управления на основе радиолокационного прицела РП-1У «Изумруд-2». Его разработал НИИ-177. Он является развитием принятой на вооружение в 1952 году радиолокационной станции «Изумруд» для МиГ-15/17. РЛС имеет два антенных блока – по середине воздухозаборника выполнен параболический антенный блок, осуществляющий слежение за целью, над воздухозаборником выполнен параболический антенный блок осуществляющий обнаружение цели и состоящий из двух антенн, направленных в противоположные стороны.

Радиоуправление осуществлялось по 2 отдельным каналам. Бортовое оборудование радиоуправления обеспечивало обработку сигналов и выдачу данных для движения ракеты в двух плоскостях. Данные поступали также на трехканальный автопилот. Он управлял и стабилизировал полет ракеты.

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У


Наведение ракеты происходило по лучу бортовой РЛС. От летчика требовалось для захвата цели РЛС удерживать ее в центральной точке индикатора РЛС, после чего радиоприцел переводился в автоматический режим сопровождения. При выходе на дальность стрельбы, летчик осуществлял пуск ракеты или ракет. После старта ракет летчик продолжал удерживать цель на индикаторе РЛС. При этом бортовая аппаратура наведения ракет получала данные от радиоприцела «Изумруд-2», работавшего на постоянное коническое сканирование. Если ракета сбивалась с «курса», то сигнал от РЛС менялся на величину имеющегося отклонения, тем самым возвращая ракету в равносигнальную зону. Если ракета не попала в цель по каким-то причинам, то через определенное время, заданное таймеру, происходила самоликвидация.

РС-1У
Снаряд (ракету) создавали по аэродинамической схеме «утка» с крестообразным расположением крыла и рулей. Крыло имеют форму близкой к треугольной. Для стабилизации полета и управления движением «по лучу» крыло обеспечено элеронами. Данная конструкция и форма крыла были разработаны в ЦАГИ группой П.Красильщикова. Корпус РС-1У из сплавов магния и алюминия поделен на пять отсеков. Соединение отсеков – резьбовое, винтовое.

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У


Состав ракеты:
- трассеры на законцовках крыла;
- оборудование радиоуправления, антенна приема;
- гироскоп с двумя степенями свободы, рулевые машинки, интегрирующий блок;
- аккумуляторная батарея;
- реактивный двигатель с двумя соплами;
- оборудование управления;
- БЧ;
- АР-10 – радиовзрыватель.

Стальной двигатель РДТТ установлен в середине ракеты. Дополнительно, такое размещение обеспечило неизменную центровку по мере выгорания топлива. Боевая часть осколочного типа. Неконтактный радиолокационный взрыватель получил кольцевую антенну. АР-10 запитан от турбогенератора воздушного потока. При старте ракеты тросик срывал защиту с отверстий турбогенератора, и за счет набегающего потока воздуха подавалось питание на радиовзрыватель. В Советском Союзе ракета выпускалась в достаточно большом объеме. Поставлялась в дружественные страны, в которых тоже состояла на вооружении. Снята с производства в 1970 году.

Варианты исполнения:
- К-5 – конструкторское название проекта;
- Изделие ШМ – первое наименование управляемого реактивного оружия. Спроектировано в КБ-1;
- Б-89 – первый прототип ракеты, создан для проведения комплекса наземных испытаний;
- Б-140 – второй прототип ракеты, создан для проведения комплекса летных испытаний. Отсутствовала бортовая система наведения;
- РС-1У – принятый на вооружение «первый снаряд реактивный самонаводящийся». Систему авиационного вооружения с данной ракетой называют еще К-5;
- «Изделие 210» - шифрованное название серийного РС-1У;
- «Изделие М» - серийное название РС-1У;
- К-5С – проект модификации РС-1У. Основное отличие – увеличенная БЧ. В серийное производство по ряду причин не пошла;
- РС-2У - модификация РС-1У. Систему авиационного вооружения с данной ракетой называют еще К-5М. В начале 1956 года начинаются испытания модифицированной ракеты. Принята на вооружение в конце 1957 года;
- Р-55 (К-55) – модифицированная РС-2У «изделие 67». Отличается установкой тепловой ГСН с улучшенной помехозащищённостью и дополнительной боевой частью. Основной разработчик – ОКБ «Звезда»;
- РС-2УС – модификация РС-2У для авиационного комплекса Су-9-51 (К-51/К-5МС). Принимается на вооружение 10.10.1960 года;
-PL-1 – лицензионная ракета РС-2У, выпускавшаяся в Китае;
- ракета-мишень – польская разработка воздушной мишени, выполненная из ракеты РС-2У для тренировок зенитных расчетов;

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У


Самолеты-носители:
- СП-6 – МиГ-17П – испытательный самолет, специально перестроенный для проведения летных испытаний РС-1У. Создано – 5 самолетов;
- СП-15 – МиГ-17ПФУ (МиГ-17П-ФУ) – самолет-носитель, истребитель-перехватчик, для оснащения новой системой вооружения С-1У. Выпущена малая серия в 40 машин. Входили в состав войск противовоздушной обороны страны;
- Як-25К - истребитель-перехватчик, также оснащённый новой системой вооружения С-1У. Выпускался серийно. Вооружался 4 ракетами РС-1У. Состоял на вооружении только одной авиачасти;
-СМ-7А (СМ-2М) – МиГ-19 или МиГ-19ПМ – самолет-носитель (изделие 65) для усовершенствованной ракеты. Отличался наличием оптического прицела. Носителем РС-1У так и не стал. Был предложен как самолет-носитель следующей модификации ракеты РС-2У. Построено порядка 390 машин;
- Су-9 самолет-перехватчик, под который разработали новый комплекс Су-9-51 с ракетой РС-2УС.
- Т-3 – является прототипом Су-9. Переоборудованный Т-3 для установки нового комплекса К-51 – Т-43-2. Создано 4 испытательных самолета. Установлены пусковые АПУ-19 и АПУ-20 по две единицы;
- МиГ-21ПФ/МиГ-21С – последние носители ракет серии К-5 – К-5МС.

Дальнейшие разработки
В КБ-1 проводились работы по модернизации комплекса. Создается новая бортовая радиолокационная станция ЦД-30. Комплексом, получившим название К-51, планируют оснащение разрабатываемого самолета-перехватчика Су-9. Под данный комплекс в ОКБ-2 переделывают серийную РС-1У. 10.10.1960 года выходит постановление Совмина № 1108-460 – новый авиационный комплекс называют Су-9-51 (К-5МС), модифицированную ракету называют РС-2УС.

Параллельно шла разработка новой пусковой. В 1956 году заводу поручают производство новых АПУ-4 для самолетов-носителей Як-25К, МиГ-17. Они уже выполнены универсальными – кроме систем вооружения К-5 и модификаций, на него можно подвешивать ракеты класса НАР. В дальнейшем разработали пусковые АПУ-19/20, которые устанавливались на прототипы Су-9, серийные Су-9, МиГ-19/21.

Основные характеристики:
- длина -2.3 метра;
- диаметр – 0.2 метра;
- крыло -0.55 метра;
- вес УРС – 74.2 килограмма;
- вес боевой части – 11.3 килограмма;
- вес взрывчатого вещества – 9.2 килограмма;
- дальность пуска до 3 километров;
- цель высота/скорость – 5-10 км/ до 1600 км/ч.

Источники информации:
http://angelsofdeaths.clan.su/publ/11-1-0-526
http://militaryrussia.ru/blog/topic-659.html
http://www.airwar.ru/weapon/avv/k5.html
http://commi.narod.ru/txt/shirad/365.htm
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut0507/RuAAM/RuAAM010.htm
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. rubin6286 29 октября 2013 13:44
    У меня папа летал в 1960 году на МиГ-19,вооруженным этой ракетой РС-2_УС и отзывался о ней плохо,предпочитая более надежные авиационные пушки. Такого же мнения были остальные летчики полка, некоторые из них участвовали в войне в Корее. В тот период самолет Т-3 только появился, позднее он стал называться СУ-9.Все хотели летать на нем. Вооружен он был 2 ил 4 ракетами. но не РС-2УС. а другими.Марку их не знаю, отец говорил,что они с тепловой головкой самонаведения.На учениях он стрелял ими по самолету-мишени ИЛ-28 и попал первой же ракетой. за что был награжден грамотой от главкома ПВО.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня