Military Review

The C-1-U armament system (K-5) - RS-1U rocket

1
Development of jet-driven weapons class "air-to-air" begins in 1951 year KB-1 (3 GU under the Council of Ministers) in an active manner. According to the decree 1587-590 from 01.04.52, the works receive official status. The rocket guided weapons were created for the MiG-15 / 17 type fighters equipped with 4 data systems, which made the defeat of the chosen aerial target almost guaranteed.

The main design work was carried out by the 32 department of KB-1. The head of the work is D. Tomashevich. The project being developed was called the “CMM product”. Work on the preparation of three MiG-17P aircraft for arming with new guided weapons is carried out in the middle of 1952 at the Gorky OKB-155. After the conversion, the aircraft received the name SP-6. By the end of 1952, two more aircraft were added to them, re-equipped at the Novosibirsk plant number 153.

The C-1-U armament system (K-5) - RS-1U rocket


The first tests of controlled jet aviation shells (rockets) start in 1953. Prototypes of missiles called B-89 are undergoing ground tests (throw). By the end of the summer of 1953, the cycle of throwing and static tests ends simultaneously. Small production of prototypes for the flight test cycle begins. Observation IL-28s are being prepared to monitor tests and adjustments.

08.10.1953, the prototype B-89 / B-140 "CMM Product" was launched from the SP-6 (MiG-17P) aircraft and made a fairly smooth flight. Flight tests began at the Astrakhan range Vladimirovka. The first stage included five launches carried out within two weeks.

Further development of the "CMM Product" is transferred to the OKB-2. Some specialists have moved to work under the direction of the general designer P.Grushin. This did not affect the pace of work, and in 1954, the flight tests of the prototypes continue. During the 1954 year, based on the results of the launches, work is being done to eliminate the deficiencies and update the motor system. By this time, the X-NUMX launches of the “B-30” were made.



In August, the 1954 of the year begins the launch of URS on aerial targets. First, the “201 product” was used as a target, which was specifically built as an unmanned target for these tests. However, due to the small EPR of the target, its capture occurred at a reduced estimated range, and the launch of the rocket itself took place at a distance of less than one kilometer. The following launches, which began in the 1955 year, were carried out on the accuracy of the radio fuse.

The main “combat” trials begin in the spring of 1955. 08.03.1955 of the year recorded the first successful defeat of a target aircraft missile (Tu-4). At 1956, the year after all tests, including state tests, more than 70 missile launches were conducted.

Gorky Aviation Plant No. 21 specifically for the development of new weapons produces a small batch of interceptor aircraft SP-15 (MiG-17PFU) in the number of 40 machines. On these planes in 1956, military tests of missiles were carried out, after which they were put into service under the name RS-1U.

It became part of the C-1-U weapons system:
- interceptor aircraft SP-15;
- onboard radio receiver RP-1 “Emerald-2”;
- aircraft launcher APU-3;
- guided missile RS-1U.



The C-1-U weapons system begins to be supplied for air defense aviation. In addition to the MiG-17PFU, the system is installed on board the Yak-25K interceptor aircraft. Unlike the Mig-17PFU, four launchers with missiles were installed on board the Yak-25K. Initially, the issue of missiles was engaged near Moscow plant number 455. Later he was joined by four more PC-1U production plants.

Device and construction
APU-3 - launcher installed under the wing of the interceptor aircraft. To mount the rocket had locks-holders 369-W. To fix the turbo-generator cable in the nose, a long bar is made. APU-3 produced at the Kiev plant number XXUMX.

The C-1U armament system has received an Emerald-1 radar sight based on the RP-2U radar sight. It was developed by NII-177. It is a development of the Emerald radar for the MiG-1952 / 15 adopted in 17. The radar has two antenna units — a parabolic antenna unit is made in the middle of the air intake, tracking the target, and a parabolic antenna unit is made above the air intake that detects the target and consists of two antennas directed in opposite directions.

Radio control was carried out on 2 separate channels. The onboard radio control equipment provided signal processing and data output for the rocket movement in two planes. The data also came on a three-channel autopilot. He controlled and stabilized the flight of the rocket.



Guidance missiles occurred on the beam of the onboard radar. The pilot was required to capture the radar target to hold it at the center point of the radar indicator, after which the radio target was transferred to the automatic tracking mode. When reaching the firing range, the pilot launched a rocket or rockets. After the launch of the missiles, the pilot continued to hold the target on the radar indicator. At the same time, the onboard guidance equipment for the missiles received data from the Emerald-2 radio array, which worked on a constant conical scan. If the missile was off the "course", then the signal from the radar changed by the amount of deviation, thereby returning the missile to the equisignal zone. If the rocket did not hit the target for some reason, then after a certain time, set to the timer, self-destruction occurred.

PC-1U
A shell (rocket) was created using an aerodynamic “duck” with a cruciform wing and rudders. The wing has a shape close to triangular. To stabilize the flight and control the movement "along the line" the wing is provided with ailerons. This design and the shape of the wing were developed at TsAGI by the group of P. Krasilshchikov. The PC-1U case of magnesium and aluminum alloys is divided into five compartments. Compound compartments - threaded, screw.



Rocket composition:
- tracer on wingtips;
- radio control equipment, reception antenna;
- gyroscope with two degrees of freedom, steering cars, integrating unit;
- accumulator battery;
- jet engine with two nozzles;
- control equipment;
- CU;
- AP-10 - radio fuse.

The steel solid propellant motor is mounted in the middle of the rocket. Additionally, this placement provided consistent alignment as the fuel burned out. Warhead frag type. Non-contact radar fuse received a ring antenna. AP-10 is powered by an air flow turbogenerator. When launching the rocket, the cable broke the protection from the turbogenerator openings, and due to the oncoming air flow, power was supplied to the radio fuse. In the Soviet Union, the rocket was produced in a fairly large volume. Delivered to friendly countries, which also was in service. Discontinued in 1970 year.

Variants of execution:
- K-5 - the design name of the project;
- The CMM product is the first name of a guided jet weapon. Designed in KB-1;
- B-89 - the first prototype of the rocket, designed to conduct a complex ground test;
- B-140 - the second prototype of the rocket, created for the flight test complex. There was no onboard guidance system;
- PC-1U - adopted “first self-guided missile projectile”. The aircraft weapons system with this missile is also called K-5;
- “Product 210” - the encrypted name of the serial PC-1U;
- “Product M” - serial name PC-1U;
- K-5C - PC-1U modification project. The main difference is the increased warhead. For a number of reasons, it did not go into mass production;
- PC-2U - modification of PC-1U. The aircraft weapons system with this missile is also called K-5M. At the beginning of 1956, the tests of the modified rocket begin. Adopted at the end of the year 1957;
- Р-55 (К-55) - the modified X-NUMX product from the PC-2U. It is distinguished by the installation of thermal seeker with improved noise immunity and additional warhead. The main developer - OKB "Star";
- PC-2US - modification of PC-2U for the Su-9-51 aviation complex (К-51 / К-5MS). Adopted 10.10.1960 year;
-PL-1 - licensed rocket RS-2U, produced in China;
- target rocket - Polish air target development, made of RS-2U rocket for anti-aircraft calculations;



Aircraft carriers:
- SP-6 - MiG-17P - test aircraft, specially rebuilt for the flight tests of the PC-1U. Created by - 5 aircraft;
- SP-15 - MiG-17PFU (MiG-17P-FU) - carrier aircraft, fighter-interceptor, to equip the new weapon system C-1U. Released a small series in 40 machines. They were part of the country's air defense forces;
- The Yak-25K is an interceptor fighter, also equipped with the new C-1U weapon system. Produced in series. Armed with 4 PC-1U missiles. It was in service with only one aircraft unit;
-CM-7А (СМ-2М) - MiG-19 or MiG-19ПМ - carrier aircraft (product 65) for an advanced rocket. Notable for the presence of an optical sight. PC-1U did not become a carrier. It was proposed as a carrier aircraft for the next modification of the PC-2U rocket. Built order 390 machines;
- Su-9 interceptor aircraft, under which developed the new complex Su-9-51 with the RS-2US missile.
- T-3 - is a prototype of the Su-9. Converted T-3 to install the new K-51 complex - T-43-2. Created by 4 test aircraft. Installed starting APU-19 and APU-20 of two units;
- MiG-21PF / MiG-21С - the last carriers of the K-5 series of missiles - K-5MS.

Further development
In KB-1, the complex was upgraded. A new airborne radar CS-30 is being created. The complex, called K-51, is planning to equip the Su-9 interceptor aircraft being developed. Under this complex in OKB-2 rework serial PC-1U. 10.10.1960, the resolution of the Council of Ministers No. 1108-460 is issued - the new aviation complex is called Su-9-51 (K-5MS), the modified rocket is called PC-2US.

In parallel, there was a development of a new launcher. In 1956, the plant is charged with the production of new APU-4 for Yak-25K, MiG-17 aircraft carriers. They are already made universal - in addition to the K-5 weapons systems and modifications, it is possible to suspend NAR class missiles. Subsequently, the launch of the APU-19 / 20, which were installed on the prototype Su-9, serial Su-9, MiG-19 / 21, were developed.

Key Features:
- length -2.3 meter;
- diameter - 0.2 meter;
- wing -0.55 meter;
- weight of URS - 74.2 kilogram;
- The weight of the warhead - 11.3 kilogram;
- weight of explosive - 9.2 kilogram;
- start-up distance to 3 kilometers;
- target height / speed - 5-10 km / to 1600 km / h.

Information sources:
http://angelsofdeaths.clan.su/publ/11-1-0-526
http://militaryrussia.ru/blog/topic-659.html
http://www.airwar.ru/weapon/avv/k5.html
http://commi.narod.ru/txt/shirad/365.htm
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut0507/RuAAM/RuAAM010.htm
Author:
1 comment
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. rubin6286
    rubin6286 29 October 2013 13: 44
    +1
    My dad flew in the 1960 on the MiG-19, armed with this RS-2_US missile, and spoke badly of it, preferring more reliable aircraft guns. Other pilots of the regiment were of the same opinion, some of them participated in the war in Korea. At that time, the T-3 aircraft only appeared, later it became known as the SU-9. Everyone wanted to fly on it. He was armed with 2 or 4 missiles. but not PC-2US. and others. I don’t know Marcus, my father said that they were with a thermal homing head. During the exercises, he shot them at the IL-28 target aircraft and hit the very first missile. for which he was awarded a diploma from the commander in chief of air defense.

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У

Разработку реактивного управляемого оружия класса «воздух-воздух» начинает в 1951 году КБ-1 (3 ГУ при Совмине) в инициативном порядке. Согласно постановлению 1587-590 от 01.04.52 года, работы получают официальный статус. Реактивное управляемое оружие создавалось для истребителей типа МиГ-15/17, оснащенных 4 данными системами, что делало поражение выбранной воздушной цели практически гарантированным.

Основные проектные работы велись 32 отделом КБ-1. Руководитель работ – Д.Томашевич. Разрабатываемый проект получил название «изделие ШМ». Работы по подготовке трех самолетов МиГ-17П к вооружению новым управляемым оружием проводятся в середине 1952 года на горьковском ОКБ-155. После переоборудования самолеты получили название СП-6. К ним до конца 1952 года добавляются еще два самолета, переоборудованные на новосибирском заводе № 153.

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У



Первые испытания управляемых реактивных авиационных снарядов (ракет) начинаются в 1953 году. Прототипы ракет под названием Б-89 проходят наземные испытания (бросковые). К концу лета 1953 года одновременно заканчивается цикл бросковых и статических испытаний. Начинается малый выпуск прототипов для летного цикла испытаний. Для слежения за испытаниями и корректировкой подготавливают наблюдательные Ил-28.

08.10.1953 года прототип Б-89/Б-140 «Изделие ШМ» был запущен с борта самолета СП-6 (МиГ-17П) и совершил довольно ровный полет. Летные испытания начались на астраханском полигоне Владимировка. Первый этап включил в себя пять пусков, проведенных в течение двух недель.

Далее разработка «Изделие ШМ» передается в ОКБ-2. Некоторые специалисты перешли работать под руководство генконструктора П.Грушина. Это не повлияло на темпы проведения работ и в 1954 году летные испытания прототипов продолжаются. В течение 1954 года по результатам пусков, проводятся работы по устранению недостатков и обновление двигательной системы. К этому времени было произведено 30 пусков «Б-140».

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У


В августе 1954 года начинаются запуски УРС по воздушным мишеням. Сначала в качестве мишени использовали «изделие 201», которое специально построили как беспилотную мишень для этих испытаний. Однако из-за малой ЭПР мишени ее захват происходил на уменьшенной расчетной дальности, а сам пуск ракеты происходил на дистанции менее одного километра. Следующие пуски, начавшиеся в 1955 году, проводились на точность радиовзрывателя.

Основные «боевые» испытания начинаются весной 1955 года. 08.03.1955 года зафиксировано первое успешное поражение ракетой самолета-мишени (Ту-4). На 1956 год после всех испытаний, в том числе и государственных, было проведено более 70 пусков ракет.

Горьковский авиазавод № 21 специально под разработку нового вооружения выпускает небольшую партию самолетов-перехватчиков СП-15 (МиГ-17ПФУ) в количестве 40 машин. На этих самолетах в 1956 году прошли войсковые испытания ракет, после которых их под названием РС-1У принимают на вооружение.

Она вошла в состав системы вооружения С-1-У:
- самолет-перехватчик СП-15;
- бортовой радиоприцел РП-1У «Изумруд-2»;
- авиационное пусковое устройство АПУ-3;
- управляемая ракета РС-1У.

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У


Система вооружения С-1-У начинает поставляться для авиации противовоздушной обороны. Кроме самолетов МиГ-17ПФУ, система устанавливается на борт самолета перехватчика Як-25К. В отличие от Миг-17ПФУ, на борт Як-25К устанавливались четыре пусковые с ракетами. Первоначально, выпуском ракет занимался подмосковный завод № 455. Позже к нему присоединились еще четыре завода по выпуску РС-1У.

Устройство и конструкция
АПУ-3 – пусковая устанавливалась под крыло самолета-перехватчика. Для крепления ракеты имела замки-держатели 369-Ш. Для фиксирования турбогенераторного тросика в носовой части выполнена длинная штанга. АПУ-3 выпускались на киевском заводе №485.

Система вооружения С-1У получила систему наведения и управления на основе радиолокационного прицела РП-1У «Изумруд-2». Его разработал НИИ-177. Он является развитием принятой на вооружение в 1952 году радиолокационной станции «Изумруд» для МиГ-15/17. РЛС имеет два антенных блока – по середине воздухозаборника выполнен параболический антенный блок, осуществляющий слежение за целью, над воздухозаборником выполнен параболический антенный блок осуществляющий обнаружение цели и состоящий из двух антенн, направленных в противоположные стороны.

Радиоуправление осуществлялось по 2 отдельным каналам. Бортовое оборудование радиоуправления обеспечивало обработку сигналов и выдачу данных для движения ракеты в двух плоскостях. Данные поступали также на трехканальный автопилот. Он управлял и стабилизировал полет ракеты.

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У


Наведение ракеты происходило по лучу бортовой РЛС. От летчика требовалось для захвата цели РЛС удерживать ее в центральной точке индикатора РЛС, после чего радиоприцел переводился в автоматический режим сопровождения. При выходе на дальность стрельбы, летчик осуществлял пуск ракеты или ракет. После старта ракет летчик продолжал удерживать цель на индикаторе РЛС. При этом бортовая аппаратура наведения ракет получала данные от радиоприцела «Изумруд-2», работавшего на постоянное коническое сканирование. Если ракета сбивалась с «курса», то сигнал от РЛС менялся на величину имеющегося отклонения, тем самым возвращая ракету в равносигнальную зону. Если ракета не попала в цель по каким-то причинам, то через определенное время, заданное таймеру, происходила самоликвидация.

РС-1У
Снаряд (ракету) создавали по аэродинамической схеме «утка» с крестообразным расположением крыла и рулей. Крыло имеют форму близкой к треугольной. Для стабилизации полета и управления движением «по лучу» крыло обеспечено элеронами. Данная конструкция и форма крыла были разработаны в ЦАГИ группой П.Красильщикова. Корпус РС-1У из сплавов магния и алюминия поделен на пять отсеков. Соединение отсеков – резьбовое, винтовое.

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У


Состав ракеты:
- трассеры на законцовках крыла;
- оборудование радиоуправления, антенна приема;
- гироскоп с двумя степенями свободы, рулевые машинки, интегрирующий блок;
- аккумуляторная батарея;
- реактивный двигатель с двумя соплами;
- оборудование управления;
- БЧ;
- АР-10 – радиовзрыватель.

Стальной двигатель РДТТ установлен в середине ракеты. Дополнительно, такое размещение обеспечило неизменную центровку по мере выгорания топлива. Боевая часть осколочного типа. Неконтактный радиолокационный взрыватель получил кольцевую антенну. АР-10 запитан от турбогенератора воздушного потока. При старте ракеты тросик срывал защиту с отверстий турбогенератора, и за счет набегающего потока воздуха подавалось питание на радиовзрыватель. В Советском Союзе ракета выпускалась в достаточно большом объеме. Поставлялась в дружественные страны, в которых тоже состояла на вооружении. Снята с производства в 1970 году.

Варианты исполнения:
- К-5 – конструкторское название проекта;
- Изделие ШМ – первое наименование управляемого реактивного оружия. Спроектировано в КБ-1;
- Б-89 – первый прототип ракеты, создан для проведения комплекса наземных испытаний;
- Б-140 – второй прототип ракеты, создан для проведения комплекса летных испытаний. Отсутствовала бортовая система наведения;
- РС-1У – принятый на вооружение «первый снаряд реактивный самонаводящийся». Систему авиационного вооружения с данной ракетой называют еще К-5;
- «Изделие 210» - шифрованное название серийного РС-1У;
- «Изделие М» - серийное название РС-1У;
- К-5С – проект модификации РС-1У. Основное отличие – увеличенная БЧ. В серийное производство по ряду причин не пошла;
- РС-2У - модификация РС-1У. Систему авиационного вооружения с данной ракетой называют еще К-5М. В начале 1956 года начинаются испытания модифицированной ракеты. Принята на вооружение в конце 1957 года;
- Р-55 (К-55) – модифицированная РС-2У «изделие 67». Отличается установкой тепловой ГСН с улучшенной помехозащищённостью и дополнительной боевой частью. Основной разработчик – ОКБ «Звезда»;
- РС-2УС – модификация РС-2У для авиационного комплекса Су-9-51 (К-51/К-5МС). Принимается на вооружение 10.10.1960 года;
-PL-1 – лицензионная ракета РС-2У, выпускавшаяся в Китае;
- ракета-мишень – польская разработка воздушной мишени, выполненная из ракеты РС-2У для тренировок зенитных расчетов;

Система вооружения С-1-У (К-5) - ракета РС-1У


Самолеты-носители:
- СП-6 – МиГ-17П – испытательный самолет, специально перестроенный для проведения летных испытаний РС-1У. Создано – 5 самолетов;
- СП-15 – МиГ-17ПФУ (МиГ-17П-ФУ) – самолет-носитель, истребитель-перехватчик, для оснащения новой системой вооружения С-1У. Выпущена малая серия в 40 машин. Входили в состав войск противовоздушной обороны страны;
- Як-25К - истребитель-перехватчик, также оснащённый новой системой вооружения С-1У. Выпускался серийно. Вооружался 4 ракетами РС-1У. Состоял на вооружении только одной авиачасти;
-СМ-7А (СМ-2М) – МиГ-19 или МиГ-19ПМ – самолет-носитель (изделие 65) для усовершенствованной ракеты. Отличался наличием оптического прицела. Носителем РС-1У так и не стал. Был предложен как самолет-носитель следующей модификации ракеты РС-2У. Построено порядка 390 машин;
- Су-9 самолет-перехватчик, под который разработали новый комплекс Су-9-51 с ракетой РС-2УС.
- Т-3 – является прототипом Су-9. Переоборудованный Т-3 для установки нового комплекса К-51 – Т-43-2. Создано 4 испытательных самолета. Установлены пусковые АПУ-19 и АПУ-20 по две единицы;
- МиГ-21ПФ/МиГ-21С – последние носители ракет серии К-5 – К-5МС.

Дальнейшие разработки
В КБ-1 проводились работы по модернизации комплекса. Создается новая бортовая радиолокационная станция ЦД-30. Комплексом, получившим название К-51, планируют оснащение разрабатываемого самолета-перехватчика Су-9. Под данный комплекс в ОКБ-2 переделывают серийную РС-1У. 10.10.1960 года выходит постановление Совмина № 1108-460 – новый авиационный комплекс называют Су-9-51 (К-5МС), модифицированную ракету называют РС-2УС.

Параллельно шла разработка новой пусковой. В 1956 году заводу поручают производство новых АПУ-4 для самолетов-носителей Як-25К, МиГ-17. Они уже выполнены универсальными – кроме систем вооружения К-5 и модификаций, на него можно подвешивать ракеты класса НАР. В дальнейшем разработали пусковые АПУ-19/20, которые устанавливались на прототипы Су-9, серийные Су-9, МиГ-19/21.

Основные характеристики:
- длина -2.3 метра;
- диаметр – 0.2 метра;
- крыло -0.55 метра;
- вес УРС – 74.2 килограмма;
- вес боевой части – 11.3 килограмма;
- вес взрывчатого вещества – 9.2 килограмма;
- дальность пуска до 3 километров;
- цель высота/скорость – 5-10 км/ до 1600 км/ч.

Источники информации:
http://angelsofdeaths.clan.su/publ/11-1-0-526
http://militaryrussia.ru/blog/topic-659.html
http://www.airwar.ru/weapon/avv/k5.html
http://commi.narod.ru/txt/shirad/365.htm
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut0507/RuAAM/RuAAM010.htm
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. rubin6286 29 октября 2013 13:44
    У меня папа летал в 1960 году на МиГ-19,вооруженным этой ракетой РС-2_УС и отзывался о ней плохо,предпочитая более надежные авиационные пушки. Такого же мнения были остальные летчики полка, некоторые из них участвовали в войне в Корее. В тот период самолет Т-3 только появился, позднее он стал называться СУ-9.Все хотели летать на нем. Вооружен он был 2 ил 4 ракетами. но не РС-2УС. а другими.Марку их не знаю, отец говорил,что они с тепловой головкой самонаведения.На учениях он стрелял ими по самолету-мишени ИЛ-28 и попал первой же ракетой. за что был награжден грамотой от главкома ПВО.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня