Турецкий кебаб или все-таки шиш?

69
Турецкий кебаб или все-таки шиш?

Вы сейчас скажете: шиш-кебаб он и в Северной Африке кебаб, пусть и шиш. А когда по-русски шиш – то тут кебаб вообще не при чем. Но в отношении планов нашего султана Эрдогана истребитель пятого поколения может являться только шиш-кебабом, и ничем иным.

Компания «Тurkish Aerospace Industries» заявляет, что строительство первоначального прототипа турецкого истребителя TF-X пятого поколения неуклонно продвигается с тех пор, как в прошлом году были опубликованы первые изображения самолета. Мультики мультиками, а турки их наснимали достаточно, но уже есть прототип в металле. Понятно, что это будет образец для статических испытаний, но презентация удалась. Заклепки в нос самолета клепали самые разные представители различных ведомств и эшелонов турецкой власти.



Если сравнивать с первоначальными изображениями и натурными макетами, самолет приобрел характерные грани, как у… Вообще все новые разработки в мире, за исключением российских и китайских в той или иной степени копируют F-35.

Второй новинкой стало изменение носовой части, ее объем был значительно увеличен ради установки специальной инфракрасной системы датчиков поиска и отслеживания целей или IRST, которую было решено установить перед кабиной. Но IRST показалось мало. И прототип турецкого супер-истребителя решили оснастить еще и многоцелевой электрооптической системой наведения EOTS, которую разместили внизу передней части фюзеляжа.

Удивительно, но на сегодняшний день ни один перспективный боевой самолет не имеет аналогичной конфигурации с отдельно функционирующими системами IRST и EOTS.

Да, это прототип. Перспективный самолет. И перспектива у этого самолета теоретически есть.


Генеральный директор «Turkish Aerospace Industries» Темель Котил в интервью CNN Turk сказал, что самолет может совершить свой первый полет в этом году. Это будет на два года раньше графика, который Котил изложил в 2019 году, когда был представлен макет самолета. Как это может повлиять на реальный выпуск самолета и принятие его в эксплуатацию, сказать сложно, но два года – это вполне впечатляющая цифра.

Турция – это весьма своеобразная страна. Промышленность не то чтобы звезд с неба не хватает, но что схвачено – то схвачено. Потому рассчитывая на помощь союзников, армия Турции снабжает себя с помощью своей промышленности. Самолеты, БПЛА, бронемашины, РСЗО, САУ, корабли – не так много, как хотелось бы, но не так мало, как у других стран.

Почему именно истребитель пятого поколения? Да еще и столь своеобразно оснащенный? Возможно, имперские амбиции, возможно, что-то еще.

Но независимо от того, произойдет ли первый полет в 2023 году или нет, изменится ли конфигурация TF-X со временем, в любом случае турецкий прототип уже весьма примечателен тем, что в его оснащении имеются отдельные системы IRST и EOTS. Хотя многие авиационные эксперты выражают определенные сомнения в том, что правильно понимают то, как эти системы будут установлены и реализованы на практике.


Макет кабины TF-X, который «Turkish Aerospace Industries» (TUSAS), выставила на международном авиасалоне в Фарнборо в Соединенном Королевстве в прошлом году, имел очень приблизительные очертания элементов систем на носу и под фюзеляжем, и сегодня не совсем ясно, как будут выглядеть точки размещения датчиков IRST и EOTS. И представители компании не давали пояснений на эту тему, так что было неясно, была ли это окончательная конфигурация или просто наметки. Вообще это в меньшей степени относится к системе IRST, которая была замечена в предыдущих компьютерных визуализациях самолета, а вот относительно EOTS не все прозрачно.

Ни у кого не вызовет сомнений, что способ установки IRST в общих чертах похож на тот, как TacIRST фирмы «Lockheed Martin» был интегрирован в самолеты F-5 «Advanced Tiger», принадлежащие частной фирме Tactical Air Support (TacAir).


TacIRST на F-5 оснащен инфракрасным датчиком с фиксированным углом захвата, установленный в верху носовой части самолета. Видимо, турецкие инженеры не стали ломать голову и выдумывать что-то новое и просто скопировали способ размещения. Правда, на турецком истребителе датчик скрыт гранями фюзеляжа и находится за малозаметным окном, вероятно, сделанным из сапфирового стекла со специальным покрытием.

Это отличается от способов установки IRST на других самолетах, где датчик устанавливается внутри шарообразного корпуса на подвижном креплении. Но возможно, что на турецком самолете датчик тоже имеет возможность перемещения, пусть и в ограниченной плоскости.

Установка на TF-X датчиков IRST может увеличить возможности навигационной системы самолета при полетах

указывать на то, что система имеет некоторую степень перспективных инфракрасных возможностей, чтобы помочь с навигацией, в том числе ночью и в плохих погодных условиях и ночью.

В целом, система IRST ориентирована на обнаружение и отслеживание воздушных целей по их инфракрасной сигнатуре на расширенных диапазонах. IRST не подвержены влиянию конструктивных особенностей, призванных снизить ЭПР самолета, невосприимчивы к атакам средств радиоэлектронной борьбы. Это неплохое дополнение к бортовой РЛС самолета, особенно при участии в операциях, где ожидаются активные помехи радиоэлектронной борьбы. Датчики IRST работают пассивно в отличие от радара, работающего в активном режиме, поэтому цель не будет предупреждена о том, что она была обнаружена. В общем, IRST является полезным помощником БРЛС, и они могут работать вместе, обнаруживая, отслеживая и поражая цели.

Что касается системы EOTS, то она также подобна тем, что встречаются на всех вариантах F-35. Запрет на поставки F-35 Турции не означает запрета на поставки технологий на отдельные системы, которые могут быть использованы в других самолетах, не так ли?

Потому системы типа EOTS пусть и имеют некоторые возможности систем IRST, но в первую очередь предназначены для обеспечения более точного обзора и определения целей на более коротких расстояниях и лазерного обозначения этих целей, если это необходимо.


Таким образом, возможности системы EOTS могут быть использованы для захвата целей как в воздухе, так и на море или на земле. Кстати, систему EOTS запросто можно использовать для сбора разведывательных данных с последующей передачей этих данных, например, наземным войскам.

По сути, если у турецких инженеров все получится, то одновременная эксплуатация систем IRST и EOTS может обеспечить пилоту более высокую ситуационную осведомленность. То есть, пилот TF-X может использовать систему EOTS для наблюдения за наземными объектами, параллельно задействуя систему IRST для других задач. Более специализированная сенсорная система IRST будет лучше сканировать и сопровождать цели на больших расстояниях, чем EOTS, которая имеет в основном функцию «воздух-земля» и наблюдение за целями.

Далее, EOTS и IRST могут работать вместе, при этом EOTS обеспечивает более точное представление о том, что обнаруживают датчики IRST. Это особенно полезно ночью, для идентификации целей, при участии в высокодинамичных воздушных боях или решении таких задач, как перехват крылатых ракет или БПЛА.

Сегодня для решения таких задач зачастую используются модули наведения, такие как «Sniper» на американских самолетах семейства F-15C/D, кстати, стоящих на вооружении ВВС Турции. Здесь принято использовать для дальнего обнаружения РЛС самолета, а не IRST, хотя IRST сейчас может быть более предпочтительна в отдельных случаях. EOTS также может использоваться для сбора и записи информации во время операций по перехвату и близких контактов с самолетами, которые являются потенциальными целями.

Основной частью информации, предоставляемой системами IRST, является поиск и анализ потенциальной цели. Один самолет может определить, как далеко находится этот объект, используя другие средства, но, как правило, это трудоемкий процесс. Объединение IRST на нескольких самолетах вместе - возможность, которую TF-X также могут иметь, предлагает варианты для более быстрой триангуляции данных для определения дальности, направления на цель и определения характеристик цели.

Над взаимодействием систем IRST на нескольких самолетах работали в компании «Lockheed Martin» в рамках проекта «Legion Pod».

Стоит отметить, что системы IRST исторически применяются чаще всего на истребителях российского и китайского производства, но в последние годы переживают общий ренессанс. Все больше и больше военно-воздушных сил по всему миру используют или работают над развертыванием малозаметных боевых самолетов и крылатых ракет или, по крайней мере, конструкций с некоторой долей малозаметных характеристик. Поэтому неудивительно, что TF-X имеет IRST в дополнение к своему EOTS. Распределенная по самолету комбинация IRST и EOTS может дать отличные дополнительные возможности по сравнению с другими малозаметными истребителями.

Итак, мы наблюдаем прогресс в постройке TF-X, о котором говорил генеральный директор TUSAS Котила и возможно, нам еще предстоит увидеть реальные возможности этого самолета, когда он реально поднимется в воздух.


А вот с этим, в отличие от боевых электронных систем, есть определенные проблемы. Изначально турки планировали использовать для поднятия в воздух TF-X хорошо освоенные двигатели Pratt & Whitney F110, которые собираются по лицензии в Турции.

Прошу прощения, но это несерьезно. Да, для первоначальных прототипов этого было бы достаточно, но использование даже последней версии F110-GE-132 образца 2003 года тягой 14 500 кгс – это не то чтобы маловато, наш АЛ-41Ф1С имеет примерно те же характеристики. Проблема в другом. Проблема в охлаждении американо-турецких отношений, в результате которых у турок возникают проблемы с постройкой двигателей.

А когда правительство США исключило Турцию из программы F-35 Joint Strike Fighter в 2019 году из-за покупки Турцией российских зенитно-ракетных систем С-400, вот тогда TF-X приобрел большую значимость в военных кругах Турции.

Американские официальные лица, а также представители других стран, участвующих в программе F-35, выразили обеспокоенность по поводу потенциальных угроз безопасности, связанных с тем, что Турция станет оператором ЗРК С-400, потому коллегиально было принято решение о том, что F-35 туркам не достанется.

Очевидно, что было принято решение «догнать и перегнать». Доказать, что турецкая военная мысль вполне в состоянии создавать современные истребители, превосходящие по некоторым параметрам мировые аналоги.

Это так можно – иметь ярлык «не имеет аналогов в мире», не правда ли?


Конечно, если TF-X действительно поднимется в небо в этом году, это будет просто огромным достижением, но это только одна часть процесса разработки. То, что начнется дальше, займет еще больше времени.

Но то, что турецкие конструкторы применили в своем проекте TF-X новую комбинацию систем IRST и EOTS, уже делает интересным проект для изучения, поскольку многим экспертам будет очень интересно проанализировать как совместное размещение систем IRST и EOTS, так и функционирование этих систем как по отдельности, так и вместе.

Другой вопрос, что амбиции не обязательно приведут Турцию в клуб стран, создающих реально перспективные прототипы и на их основе реальные самолеты.

То есть, вроде бы реальный шиш-кебаб может запросто оказаться обычным шишом.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    13 января 2023 05:44
    Pratt & Whitney F110, которые собираются по лицензии в Турции.

    Прошу прощения, но это несерьезно.
    В принципе этого достаточно, что бы перестать принимать всерьёз перспективы турка.
    1. +5
      13 января 2023 06:47
      Ну, естественно "несерьезно". У нас все достижения западного ВПК оцениваются как "не серьезные". Зато, наше "неимеющееаналоговвмире"-это: ого-го! Держитесь вороги! Весь мир в труху!
      1. +4
        13 января 2023 07:49
        Скоморохов очень поверхностно подошёл к вопросу. F110 (чем он плох то?) рассматривают как двигатель для прототипов, на серийную машину идут разработки участвует местная компания Turkish Air Engine Company (TAEC) и параллельно консорциум Kale Group и Rolls-Royce на базе EJ200. Так же в разработке истребителя и их систем участвует британская BAE Systems и итальянская Leonardo. Так что проект обречён на успех.
        1. +1
          13 января 2023 08:02
          Цитата: ColdWind
          параллельно консорциум Kale Group и Rolls-Royce на базе EJ200. Так же в разработке истребителя и их систем участвует британская BAE Systems и итальянская Leonardo. Так что проект обречён на успех.

          )))
          Турецкий МС-21?
          1. +10
            13 января 2023 08:24
            Составляющие успеха:
            1. Деньги которые не распилили.
            2. Инженеры над которыми не издеваются (зарплатами, отчетами, ежедневно меняющимися планами, корпоративами итп).
            3. Неограниченный доступ к технологиям.
            4. Двигатель есть. Которого вполне достаточно.
            1. -1
              13 января 2023 23:27
              Какой двигатель есть у турков? Нарисованный на компьютере?)))
            2. +1
              14 января 2023 00:46
              5. Руководство требует чтоб был выпуск самолетов столько-то штук в год, а не чтоб на параде перед налогоплательщиками отчитаться опытным экземпляром
        2. +9
          13 января 2023 12:19
          Цитата: ColdWind
          Скоморохов очень поверхностно подошёл к вопросу

          Цитата: автор
          как «Sniper» на американских самолетах семейства F-15C/D, кстати, стоящих на вооружении ВВС Турции.
          Автор, готовиться надо, готовиться. 15 никогда не стоял на вооружение турков. 5, 16 если что...
          1. +3
            13 января 2023 16:25
            Автор, готовиться надо, готовиться. 15 никогда не стоял на вооружение турков. 5, 16 если что...
            Ну автор-то кто! В техническом тексте у него всё может быть. Как там у пародиста Иванова было: "Перо писало, обгоняя даже мысль..."
          2. +3
            13 января 2023 21:22
            Цитата: Pete Mitchell
            Автор, готовиться надо, готовиться. 15 никогда не стоял на вооружение турков. 5, 16 если что...

            Автор описал двигатель от Ф-16 . Может опечатался , но к подобным текстам относиться надо серьёзней .
        3. +1
          14 января 2023 14:14
          Местные балоболы не понимают, что происходящее сейчас с новым поколением (6-м, как называют его в прессе) уже было в послевоенной Западной Европе.
          Когда некоторые страны пытались производить, что-то более-менее современное, используя двигатели других более развитых в двигателестроении стран и/или кооперировались с другими странами для производства самолетов: Fiat G.91. "Ягуар", Панавиа Торнадо, шведские реактивные истребители.
      2. -1
        13 января 2023 08:30
        Цитата: Monster_Fat
        Ну, естественно "несерьезно". У нас все достижения западного ВПК оцениваются как "не серьезные". Зато, наше "неимеющееаналоговвмире"-это: ого-го! Держитесь вороги! Весь мир в труху!

        Ага, чудесный самолёт, двигатель которого делают за бугром (надеюсь понимаете чем лицензионная сборка отличается о производства) и запчасти для которого того, не поставит могут.
        1. -2
          13 января 2023 12:29
          Цитата: Владимир_2У
          Ага, чудесный самолёт, двигатель которого делают за бугром (надеюсь понимаете чем лицензионная сборка отличается о производства) и запчасти для которого того, не поставит могут.

          Не пойму чего турки добиваются?Это типпо США нам не поставляет самолеты пятого поколения,тогда мы их сами сделаем?Вроде как это,ну очень не дешевое занятие.
          1. +11
            13 января 2023 13:09
            Они создают свое ВПК, развивают науку и инженерию, создают высокотехнологичные рабочие места, развивают систему образования. Создание истребителя тянет за собой развитие всех смежных областей. Страна и люди хотят развиваться, жить лучше чем прежде. Век высоких технологий только на ресурсах это не сделать. Нужно мозги, знания и технологии.
            1. -5
              13 января 2023 14:09
              Цитата: ColdWind
              Они создают свое ВПК,

              Я так понимаю вы настоящий патриот России ColdWind!
              Цитата: ColdWind
              Они создают свое ВПК, развивают науку и инженерию, создают высокотехнологичные рабочие места, развивают систему образования.

              Вы статью читали?Там из турецкого только планер и то не из их материалов и не их технологий.Сша потратило на разработку самолета пятого поколения 55 млрд$.
              Весь военный бюджет Турции примерно 20 млрд$!Вас это не на какие мысли не наводит?
            2. +1
              13 января 2023 21:04
              Насколько я понимаю, в аббревиатуре "ВПК" буква "К" означает "комплекс". Почему тогда "своё"?
          2. -1
            13 января 2023 15:26
            Цитата: Эдик
            Не пойму чего турки добиваются?

            Ну я в плане развития национальной науки и пр. соглашусь с КолдВиндом, но и сильные сомнения по поводу "перспективности" Пятого турка не отброшу.
            1. -3
              13 января 2023 16:04
              Цитата: Владимир_2У
              Ну я в плане развития национальной науки и пр. соглашусь с КолдВиндом, но и сильные сомнения по поводу "перспективности" Пятого турка не отброшу.

              Я догнал что это.Турция обломилась с пятым поколением,но ей очень хочется..Западный бизнес пошёл ей на встречу и сваяет ей что то уже на её территории.
            2. +4
              13 января 2023 16:28
              Три года назад общался с турецкими авиационными инженерами. Очень грамотные. У них уже больше 20 лет работает свой авиационный институт.
              1. 0
                13 января 2023 23:17
                А что говорить тем, у кого авиационные ВУЗы работают по сто лет и больше? Есть такое понятие, как ШКОЛА. Она за 20 лет не делается, тут десятилетия развития, передача опыта, наработок, идей.
          3. 0
            13 января 2023 23:38
            Лицензионная - крупноузловая. Отдельные,особо сложные узлы, приходят в сборе. Их только устанавливают в корпус двигателя.
      3. 0
        13 января 2023 15:08
        Ну да, ну да, а у них типа, что то другое. При чем здесь западный ВПК и Турция?
        1. +2
          13 января 2023 17:57
          Турецкое ВПК неотъемлемая часть «западного» ВПК. Интеграция у них полная. Турецкие компании поставляют узлы и агрегаты для бронетехники, авиации, кораблей и тд европейских и североамериканских стран, вся техника производимая в Турции имеют части производства «запада».
      4. 0
        13 января 2023 23:15
        Авиационные двигатели, даже 4 - го поколения, производят всего несколько стран в мире. И Турции в этом списке нет. Если не будет двигателя - не будет самолета. Все остальное - инфракрасные, оптико - электронные датчики - это все, понты для лохов.
    2. Комментарий был удален.
  2. +8
    13 января 2023 06:59

    Сельчук Байрактар в 2005 м году показал первый байрактар, просил поддержку от госчиновников. Хорошо, что никто из них не сказал ему- "Это несерьезно".
    1. +2
      13 января 2023 08:02
      Цитата: raki-uzo
      Хорошо, что никто из них не сказал ему- "Это несерьезно".

      )))
      А кем работал его тесть в 2005 году?
      1. +16
        13 января 2023 08:20
        Никем. На этот момент у него не было тестя, как и на момент первого полёта и запуска серийного производства Байрактар ТБ2.
        Сельчук стал успешным, после этого женился на дочке Эрдогана, а не наоборот.
        1. +1
          13 января 2023 11:10
          Цитата: ColdWind
          Сельчук стал успешным, после этого женился на дочке Эрдогана, а не наоборот.

          Но дочка Эрдлгана сумела оценить перспективы Сельчука. Ее не смутил возраст жениха в 2016 году и она посчитала перспективным отдаться авиаинженеру, а не нефтепромышленнику, торговцу, офицеру спецслужб, полиции, журналисту, спортсмену, артисту или крупному госчиновнику. На подобном отношении турчанок к выбору женихов и кроются имперские амбиции турецких политиков.
        2. +4
          13 января 2023 11:38
          Цитата: ColdWind
          Никем. На этот момент у него не было тестя, как и на момент первого полёта и запуска серийного производства Байрактар ТБ2.

          )))
          Вы правы, погорячился. В любом случае биография Байрактара младшего выглядит более выигрышно, чем в частности одного там выпускника журфака.
          1. +2
            13 января 2023 11:59
            Биография семьи Байрактар пример успешных реформ. В конце 80ых в Турции стартовала программа импортозамещения. Появилась компания Байкар, производитель запчастей. Основанная отцом Сельчука. Старший Байрактар заработал деньги и дал детям лучшее в мире образование, они в свою очередь развили компанию. Естественно государство им помогало, в рамках общих программ развития.
            1. -1
              13 января 2023 13:59
              у них много таких кланов. погуглите о Бойдаках... тоже клан. но к сожалению выступили против Эрдогана и холдинг Бойдак национализировали.
        3. -2
          13 января 2023 23:18
          Вот именно, секрет успеха - удачная женитьба))) и да, когда твой тесть - Президент, никакой помощи от государства, не стоит даже ждать)))
      2. +2
        13 января 2023 08:32
        Он женился в 2016 м году. Байрактар ТБ 2 первый свой выстрел испонял в 2015-м году точным попаданием.
        1. Eug
          0
          13 января 2023 13:50
          Ну да, до свадьбы знакомы не были от слова "совсем". Другое дело, что у дочки Эрдогана не было заносчивости и чванливости и нашелся кто-то в окружении, способный оценить перспективы разработки. Помимо взаимной симпатии молодых, разумеется☺ А вообще, как по мне, пока что это больше PR к выборам. И просветите, плиииз - есть ли у этого турецкого чуда внутренний отсек? Судя по "обжатости" фюзеляжа если и есть - то весьма скромных размеров, если нет - какое на фиг 5 поколение?
    2. 0
      13 января 2023 23:11
      Да, Байрактар получил сделку, но все было непросто. Военные чиновники (ряды которых тогда еще занимали прозападные элиты) изо всех сил старались ничего не давать Байрактару. Они знали, что он исламист (идеология его отца была хорошо известна). Несмотря на то, что турецкие элиты больше не могли посадить его в тюрьму только за то, что он был исламистом, как в старые добрые времена, они были полностью против поддержки такого человека. Но партия Эрдогана была у власти, США и Израиль начал вооружать РПК, а Турция была отрезана от западного рынка оружия. Таким образом, не было никакой возможности отказаться от Байрактара, не вступив в драку с правительственными чиновниками.
  3. +1
    13 января 2023 07:12
    Будущее за полностью беспилотными самолётами. Боевые действия показали что безумно дорогие современные боевые машины просто жалко использовать в условиях мощного ПВО. Поэтому массовые относительно дешёвая беспилотники нужны для конфликтов подобных потому что идут на Украине
    1. +3
      13 января 2023 07:53
      Абсолютно верно. Истребители будут центрами управления, некими ДРЛОиУ. Турки имеют десятки если не сотни программ БПЛА.

      1. 0
        13 января 2023 10:55
        Дорожная карта - это прекрасно. Для этого всего лишь нужно уметь разрабатывать истребители с пилотами(для начала), потом со вторым эл пилотом, потом без пилотов.....ко вему этому нужны каналы обмена данными( в РФ с этим трудности) , спутники соответствующие в космосе (а это скрытая дорогая отдельная программа). И истребители в самую последнюю очередь станут автономными.
        1. +2
          13 января 2023 11:11
          Верно пишите, турки все это делают в параллели. Беспилотные истребители, пилотируемые истребители, каналы связи, спутники.
          1. +1
            13 января 2023 14:42
            Это разные, масштабные задачи. РФ этого параллельно не осилила. При этом у нас и космодром свой и ракета.....и производство спутников.
            1. +3
              13 января 2023 14:58
              Причем тут РФ? Турцию обсуждаем. Яркий пример разницы между государством работающим на свою страну и государством работающим на чужые страны.
          2. -2
            13 января 2023 23:20
            Много у турков спутников? Когда запускали, с какого космодрома, каким ракетоносителем поднимали?)))
      2. +1
        13 января 2023 21:02
        Дорожная карта, .... Если родной язык русский...
        "Это некорректная калька с англоязычного выражения "road map". Это произошло во время синхронного перевода на переговорах. Переводчик не смог быстро подобрать аналог данного выражения в нашем языке и поэтому перевёл, что называется "в прямую". Хотя у нас имеется точное определение данного документа - "Путевой лист", то есть не карта дороги, не дорожная карта (это два разных понятия), а описание пути, с пунктами назначения, остановками, временем прибытия и убытия и с указанием ответственных лиц и т.п. Дорожная карта, согласно правилам русского языка - это карта имеющая удобный формат для использования в пути. Всякий раз убеждаюсь насколько русский язык более многограннее английского."
  4. +4
    13 января 2023 08:43
    Такое ощущение, что пока мы будем готовиться к первому полету "Шахмата", турчата свой "Кебаб" уже запустят в серию.
    1. 0
      13 января 2023 11:15
      Цитата: Ramazan
      Такое ощущение, что пока мы будем готовиться к первому полету "Шахмата", турчата свой "Кебаб" уже запустят в серию.

      А что удивительного? При СССР на московском авиазаводе было целое КБ способное проектировать станки для изготовления продукции авиапрома. А сейчас остался один конструктор на котором висят все работы по импортозамещению запчастей станков в условиях санкций. А эффективные менеджеры еще в 2021 годы вынашивали планы депортировать этого авиаинженера из Москвы или установить щтатное расписание с одним таким специалистам на несколько заводов.
    2. 0
      13 января 2023 13:52
      Такое ощущение, что пока мы будем готовиться к первому полету "Шахмата"

      А вот кстати интересно, как там у него дела то.
    3. -2
      13 января 2023 23:40
      Это вы так прикалываетесь?))) у России для производства "шахмата" есть практически все. У турок, для производства их аэроплана нет ничего, кроме картинок в компьютере и пластиковой модели.
  5. 0
    13 января 2023 08:46
    Турецкий самолет 5 го поколения не нужен ни кому . Прежде всего американцы не заинтересованы в конкуренции и независимости Турции .
    Это будет плохая копия или вообще не будет
    1. -1
      13 января 2023 10:11
      надо проще смотреть на эту программу - турки отличные "продаваны", типа американцев ... они создадут неплохой самолет, который "под видом 5го поколения" будут покупать во всех странах сферы влияния турции - в средней азии, азербайджане, пакистане и прочих... мне со стороны видится это неплохим коммерческим проектом, и самое главное - турки со временем научатся копировать и самостоятельно производить все комплектующие к нему!!!
      1. 0
        13 января 2023 10:52
        Цитата: Владимир80
        надо проще смотреть на эту программу - турки отличные "продаваны", типа американцев ... они создадут неплохой самолет, который "под видом 5го поколения" будут покупать во всех странах сферы влияния турции

        А теперь попробуйте ответить :
        1 Зачем американцы будут терять влияние ,а главное деньги .В странах куда гипотетически могут слить свое б/у вооружение
        2 Много стран сумели скопировать двигатель самолета 5 поколения ?
        3 По последним данным ,у турков было 5 системных проблем ,с которыми они обратились к американцам . Неужели вы верите что США поделятся ,на пример,технологией полимерных покрытий,поглощающими сигнал локатора ?
        1. -2
          13 января 2023 11:17
          а я не говорю, что у турок будет самолет 5го поколения, они просто его так будут классифицировать при рекламе и продаже... и понятно технологиями американцы с ними не поделятся, но и врядли будут заставлять, например, пакистан покупать f16 вместо этого турецкого чуда
          1. +5
            13 января 2023 11:46
            Любое упоминание «поколения» несет маркетинговый характер. Нет ни каких утвержденных критериев. В Китае вообще по другому считают поколения.
    2. -2
      13 января 2023 11:20
      Цитата: APASUS
      Это будет плохая копия или вообще не будет

      Для Армении, Болгарии, Греции, Македонии, Египта, Сирии его возможностей будет достаточно с избытком. Но турки намерены потягаться с французским и российским авиапромом. В Ливии, Сирии и Армении бейрактар смог нивелировать возможности российских систем ПВО.
      1. 0
        13 января 2023 23:42
        Сколько сбитых "байрактаров" пришлось на нивелирование русской ПВО?))))
  6. +3
    13 января 2023 08:58
    на американских самолетах семейства F-15C/D, кстати, стоящих на вооружении ВВС Турции.

    Я дико извиняюсь, но на вооружении ВВС Турции нет самолётов семейства F-15. При всей важности для самолёта 5-го поколения систем IRST и EOTS в статье совсем не упомянута бортовая РЛС. Если и она будет на турецком самолёте от F-16/15, то это превращается в отвёрточную сборку последней версии туземного варианта одного из них.
    1. +6
      13 января 2023 09:09
      Aselsan разрабатывает АФАР на Нитрид Галии (GaN). Младший его вариант OZGUR устанавливается на БПЛА и F-16.
  7. 0
    13 января 2023 10:14
    Помимо, всего, у Турков мало/нет опыта в разработке реактивных истребителей. А 5 поколение имеет набор специфических требований. Тут и прочность и стелс и длительный сверхзвук., внутреннее размещение вооружения. Мало поставить ТРД (пусть самый современный)..
    Если по аналогии рассматривать ситуацию с ОБТ Алтай, то Туркам не особо дадут разбежаться с экспортом и могут наложить ограничения , если Турки будут где то- с кем то воевать.
    А при отсутствии экспорта , разработка даже истребителя 4го поколения не окупится, а ВВС Турции не настоль велики, что бы вмещать 100-200 машин.
    На месте Турок, я бы вошел в Ю.Корейскую программу истребителя и развернул бы его лицензионное производство. Как с вертолетом Т129 Агуста, с применением турецких систем(которые есть) и вооружения.
  8. +2
    13 января 2023 10:31
    То есть, вроде бы реальный шиш-кебаб может запросто оказаться обычным шишом.
    Вроде бы..может..а как не окажется? Нравится,не до оценивать противника, а потом руками разводить: и как так получилось..
  9. 0
    13 января 2023 12:13
    Автор подчеркивает, что турки собираются применять две системы, как нечто особенное.
    Но на самом деле тот же Ф-35 как раз и имеет две системы похожего назначения-
    AN/AAQ-37 — электронно-оптическая система (ЭОС) с распределённой апертурой (DAS), состоящая из 6 ИК датчиков, расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов

    И отдельно- камера высокого разрешения
    AAQ-40 — всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения, предназначенная для обзора и целеуказания. Она обеспечивает захват и сопровождение любых наземных, надводных и воздушных целей. Полностью пассивная, она способна обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также сообщать о лазерном облучении самолёта
  10. +2
    13 января 2023 17:33
    Простите, а какого года разработки двигатель, который сегодня стоит на Су57 и сколько лет нам уже объясняют, что это - переходный период, который вот-вот закончится?
  11. -2
    13 января 2023 17:57
    Мое мнение как пилота, турки молодцы, но купят Су-57Э или Су-35СМ, так как движок это десятилетие разработок и НИОКР.
    1. +1
      14 января 2023 14:09
      Много купили турки российских военных самолетов?
  12. 0
    13 января 2023 19:23
    Военно-промышленный комплекс Турции, как правило, всегда вовремя. Если в отношении Турции не будут введены дополнительные санкции, есть вероятность, что самолет полетит в течение 3 лет. Но турки могут пожертвовать некоторой скрытностью (там, где у них меньше опыта) в обмен на быстрое развертывание.
    Последнее, что мы слышали, турки вели переговоры с Великобританией, чтобы получить некоторые двигатели. Но как только война на Украине закончится и Эрдоган будет переизбран, США может ввести дополнительные санкции против Турции. В этом случае TF-X может разделить та же участь, что и танк «Алтай».
  13. 0
    13 января 2023 22:47
    То, что самолёт внешне похож на "5е поколение", не означает, что он будет 5го поколения. Это вполне может быть просто летающий макет, такие примеры история знает. С другой стороны с помощью обратного инжиниринга, с миру по нитке, используя те самолёты, которые есть у турок, и покупая втихарца на рынке какие-то комплектующие от самолётов других стран, можно что-то и нашаманить. Только в лучшем случае получится самолёт уровня F-16, а то и F-5, но никак не "5е поколение"
    1. Комментарий был удален.
  14. +1
    13 января 2023 22:58
    Что касается того, что он похож на F-35, так и F-35 похож на Як-141. И Конкорд похож на Ту-144. И даже пресловутый "конь" отдалённо похож на F-35 am Законы физики одинаковы для всех
  15. 0
    14 января 2023 00:54
    Турция стала предпоследним серьезным союзником США на БВ после дрейфа монархий в сторону Китая. Собственно, они с 1980 года активно тащат турков к прогрессу, как Иран стал злейшим врагом. Получат они свой истребитель и еще потрепят нам нервы. И тут конечно удивительно, что при этом в Турции дикий антиамериканизм, но американцам не впервой на другом конце света взращивать тех, кто на словах против них, но мешает только соседям.
  16. 0
    14 января 2023 18:39
    Цитата: Эдик
    военный бюджет Турции

    Почти в три раза больше чем у Швеции , которая вполне справляется с производством самолётов . И другим продаёт .
  17. 0
    12 февраля 2023 16:36
    самолет 4 поколения, по форме напоминающий авиационный комплекс 5 поколения, не может считаться самолетом 5 поколения. Потому что пятое поколение требует выполнения множества условий.
    А использование в конструкции множества импортных систем обрекает все это на неудачу.
    Матрасы не позволят туркам иметь свой самолет - конкуренты не нужны никому.
    На этом все разговоры о турецкой машине 5 поколения можно прекращать.
    Хотя может турки и сделают свое 5 поколение. Когда весь мир будет активно летать на 6м.
  18. 0
    27 февраля 2023 18:09
    Говорить о 5 поколении, когда турки просят продать им ф-16, как минимум спорно...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»