Модернизированный десантный катер «Мурена» готов к производству

58
Модернизированный десантный катер «Мурена» готов к производству
Катер "Мурена" выходит на берег. Фото "Рособоронэкспорт"


С начала десятых годов обсуждалась возможность запуска серийного производства модернизированных десантных катеров на воздушной подушке типа «Мурена-М». Также предприятия из состава Объединенной судостроительной корпорации вели разработку проекта и готовили производство. Как сообщается, постройка первых катеров нового типа может стартовать уже в этом году на Хабаровском судостроительном заводе.



Планы на год


9 января телекомпания «Вести.Хабаровск» показала интервью с главным инженером АО «Хабаровский судостроительный завод» (ХСЗ) Сергеем Королевым. Главной темой беседы стали планы предприятия на новый 2023 г. и особенности их выполнения. Так, большое внимание уделили вопросам работы с персоналом, привлечению молодежи и т.д. Кроме того, С. Королев рассказал о ведущемся и запланированном строительстве кораблей и судов.

Главный инженер предприятия напомнил, что на данный момент сотрудничество ХСЗ с военно-морским флотом ограничивается только ремонтом техники. Тем не менее, в ближайшее время может начаться и строительство новых боевых единиц для ВМФ. По словам С. Королева, это будет важная веха в истории завода.

Главный инженер рассказал, что именно будет строить ХСЗ. Так, завод вместе с организацией-проектантом недавно защитили инициативный проект модернизации десантного катера на воздушной подушке (ДКВП) под шифром «Мурена». В этом году завод рассчитывает получить заказ министерства обороны на строительство такой техники. С. Королев надеется, что первые катера новой серии будут заложены так же до конца года.

Министерство обороны пока никак не комментировало планы руководства ХСЗ. Если оно и намерено разместить заказ на новые катера, подробности таких планов пока остаются неизвестными. Неясно, как скоро появится контракт, какими будут размеры и стоимость серии и т.д. Впрочем, если руководство ХСЗ правильно оценивает ситуацию, все эти подробности могут стать известны уже в ближайшие месяцы.


Катер готов к высадке десанта. Фото "ОСК"

По базовому проекту


Базовый вариант ДКВП пр. 12061 «Мурена» был разработан еще в начале восьмидесятых годов ленинградским ЦМКБ «Алмаз». К середине десятилетия бюро подготовило техническую документацию и передало ее на Хабаровский судостроительный завод для освоения серийного строительства. Вскоре состоялась закладка первых катеров.

Головную «Мурену» с бортовым номером Д-453 передали заказчику в 1985 г. С 1987 по 1992 гг. ХСЗ построил и сдал еще семь катеров. Все эти вымпелы предназначались для десантных сил Тихоокеанского флота. Их зачислили в одно подразделение с базированием в порту Хабаровска. Новые ДКВП несколько раз привлекались к участию в различных маневрах и учениях.

В ноябре 1994 г., в связи с общими проблемами ВМФ России, было принято решение о передаче всех «Мурен» из десантных сил в береговую охрану Федеральной службы безопасности. В составе этой структуры катера служили до середины двухтысячных, когда их решили списать в связи с выработкой ресурса. Первые семь катеров в дальнейшем утилизировали за ненадобностью. Последний представитель серии, Д-143, попал в цех ХСЗ, где был законсервирован.

В первой половине двухтысячных ХСЗ получил единственный экспортный заказ на «Мурены». Три российских ДКВП приобрели ВМС Южной Кореи. Эти катера заложили в 2004 и 2005 г., а к концу 2006-го они были переданы заказчику и начали службу. В дальнейшем не исключалось появление новых южнокорейских заказов.

Возобновление строительства


Строительство ДКВП пр. 12061 для российского флота остановилось в начале девяностых годов. Единственный экспортный контракт выполнили в середине двухтысячных. Тем не менее, регулярно звучали предложения о возобновлении строительства катеров в интересах российского ВМФ.


Десант в море. Графика "Рособоронэкспорт"

Такие идеи получили развитие в начале десятых годов в связи со строительством универсальных десантных кораблей «Мистраль». Для использования на таких УДК был разработан модернизированный ДКВП «Мурена-М». В 2014 г. сообщалось о возможности строительства пяти таких вымпелов для оснащения двух десантных кораблей. Однако в 2014-15 гг. Франция отказала России в передаче готовых УДК, и дальнейшая судьба модернизированных «Мурен» оказалась под вопросом.

В 2018 г. стало известно, что от этого проекта не отказались. Подобные катера могут быть построены для отечественных УДК нового проекта. Упоминалась возможность строительства серии из восьми единиц в срок до 2027 г. Первые «Мурены-М» могли заложить до конца десятилетия.

Впрочем, такие планы тоже не были выполнены по тем или иным причинам. Как теперь сообщается, лишь к настоящему времени ХСЗ и организация-проектант завершили разработку модернизированной версии катера и подготовили производство. Теперь они рассчитывают на получение контракта Минобороны, после чего приступят к строительству.

Технические особенности


Старый пр. 12061 «Мурена» предусматривал строительство катера на воздушной подушке традиционной конструкции. Такой ДКВП предназначался для перевозки и высадки десанта на необорудованное побережье, а также мог оказывать огневую поддержку. Предусматривалась возможность работы в роли минного заградителя.

Катер «Мурена» получил корпус коробчатой конструкции с внутренней палубой для размещения десанта. По бокам от нее находились агрегаты силовой установки и нагнетательные агрегаты воздушной подушки. Длина катера достигала 31,3 м при ширине 14,6 м. Полное водоизмещение – 150 т, в т.ч. почти 50 т полезной нагрузки.


Макет "Мурены". Фото Wikimedia Commons

Силовая установка катера состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 10 тыс. л.с. Через редукторы мощность распределялась на два нагнетательных агрегата воздушной подушки внутри корпуса и два воздушных винта для движения. Воздушная подушка обеспечивала движение на небольшой высоте над поверхностью и позволяла преодолевать некоторые препятствия. Катер развивал скорость до 55 узлов и имел дальность плавания до 200 морских миль.

Внутри корпуса находилась танковая палуба, занимавшая почти всю длину катера. Для погрузки и высадки имелась откидная носовая аппарель. «Мурена» могла взять на борт один основной танк, два бронетранспортера или боевые машины пехоты, два орудия с тягачами или до 140 десантников.

Для самозащиты и огневой поддержки десанта катер нес две артиллерийские установки АК-306 и две установки БП-30 с автоматическими гранатометами АГС-17. Также у экипажа имелось несколько ПЗРК. После открытия аппарели десант мог вести огонь из личного оружия или применять вооружение своих боевых машин.

По известным данным, нынешний проект «Мурена-М» предусматривает сохранение основных особенностей конструкции, компоновочных решений и т.д. При этом обновленный ДКВП должен оснащаться современными двигателями, радиоэлектронными системами и вооружением. За счет этого будет получен существенный прирост тактико-технических и эксплуатационных характеристик. Кроме того, удастся обеспечить совместимость с современными контурами управления ВМФ.

В ожидании строительства


Российскому военно-морскому флоту необходимы разные десантно-высадочные средства, в т.ч. катера с водоизмещением до 150 т и грузоподъемностью до 50 т. Эту нишу в прошлом занимали ДКВП пр. 12061 «Мурена», однако они давно были списаны и утилизированы. На протяжении нескольких последних лет рассматривается возможность строительства аналогичных катеров, выполненных с применением современных материалов и технологий.

В силу разных причин разработка проекта «Мурена-М» и подготовка производства существенно затянулись. Однако к настоящему времени организация-проектант и завод-изготовитель завершили требуемую подготовку и готовы начинать строительство. Теперь все зависит от Минобороны, которому предстоит определить, нужны ли подобные катера, в каком количестве и в какие сроки – а затем выдать соответствующий заказ.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 января 2023 05:32
    РЛС обзора воздуха не видно, значит ПВО чисто формальное. С такой дальностью хода либо по островам (типа Курил) скакать, либо с кораблей-доков (которых у нас нет) работать. Ну Балтика ещё.
    1. +7
      13 января 2023 08:42
      Он относится к классу МДКВП- малый десантный корабль на воздушной подушке, у него автономность 200 миль, они ходят обычно в десантном ордере, и предназначены для первой-второй волны высадки из-за горизонта. По идее они вообще одноразовые, как изделие N°2. Десант высадили, а вот уход обратно врятли возможен.
      1. +3
        13 января 2023 10:21
        Вряд ли, он будет использоваться в ордере! Для таких операций используется ДКВП Зубр, на Балтике сохранили два корабля.
        А, Мурена будет находиться внутри УДК и БДК( 11711).
        1. +5
          13 января 2023 15:25
          Для размещения на УДК хотя-бы 2 таких ДКВП, их нужно полностью переделывать во что-то близкое к амеровским ЛЦАК, так как получится слишком большой высота доковой камеры, для использования с УДК необходимо исключительно лишь быстроходное и грузоподъёмное высадочное средство, а не ДКВП как таковой, да и 50т грузоподъёмности - маловато, надо хотя-бы 60-65т
          1. 0
            15 января 2023 21:44
            По проекту УДК 29300, в нем могут находиться 4 Мурены! Что, переделывать, если в проект заложены габариты Мурен?
            Почему, хотят бы 60-65? Мурены с грузоподъемностью 50т, спроектированы из расчета 1- танка или 2-БТР, Вы наверное не знаете, что Наша техника легче западных аналогов! Раз пишете про 60-65т.?
            Или Вы фанат, НАТОвской техники?
        2. +5
          13 января 2023 23:13
          Уважаемый, простите, но я не знаю, что вы заканчивали, где вы служили, на чём вы ходили. " Мурены" стояли на ТОФе, плечо подходящее, " Зубры" на ЧФ и БФ, у них автономность на 100 миль больше. У нас нет сейчас УДК, раньше , в мои времена был, 1174 " Носорог", с кормовой доковой камерой, для " Кальмара". Так их всех списали и порезали на иголки.
      2. +3
        13 января 2023 15:33
        Цитата: tatarin1972
        Он относится к классу МДКВП- малый десантный корабль на воздушной подушке, у него автономность 200 миль, они ходят обычно в десантном ордере, и предназначены для первой-второй волны высадки из-за горизонта.

        У нас НЕТ кораблей-доков, значит 370 км это максимальная дальность от базы, этот корабль НЕ МОЖЕТ идти без наддува подушки, значит в ордере надводных кораблей он идти тоже не сможет.
        1. +1
          14 января 2023 08:10
          Любой корабль на ВП не может идти без наддува, вообще.
          Для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на катере установлены два высокотемпературных газотурбинных двигателя мощностью по 10 000 л. с. Для образования воздушной подушки используются 2 нагнетательных агрегата с осевым рабочим колесом диаметром 2,2 м.
          1. 0
            14 января 2023 09:44
            Цитата: tatarin1972
            Любой корабль на ВП не может идти без наддува, вообще.

            Амфибийный нет hi, но скеговый типа "Бора", или типа "Смюге" вполне.
        2. 0
          7 апреля 2023 05:12
          Ну Днепр и крупные водохранилища форсировать он сможет. И минные поля ему нипочём.
  2. +1
    13 января 2023 05:37
    А насколько защищён сам катер?
    Жизненно важные узлы и агрегаты, например, от крупнокалиберного пулемета?
    Ведь десант бывает надо и эвакуировать, под огнем противника.

    Агс17 как-то маловато по нынешним временам... Тут бы пригодился автоматический(полностью автоматизированный) миномёт 82 мм, которого нет, унифицированный с сухопутным самоходным.
    1. +4
      13 января 2023 10:14
      Вы о чем? Представляете применение данного ДКВП?
      У него стоит две АК 306- основное вооружение.
    2. +2
      13 января 2023 12:28
      Интересно, почему у вас с такими мыслями, до сих пор не возникло подобных вопросов к нашим БДК? lol laughing
  3. +8
    13 января 2023 05:39
    Проект то готов, только судя по всему МО и конкретно ВМФ не то что большого а вообще никакого интереса не показывают. Надежда для завода только на экспорт. Опять же кому? Китай на нашем опыте сам освоил строительство, им не надо. Жаль труд завода.
    1. +1
      13 января 2023 21:36
      Судя по всему наш ВМФ отказался от проведения десантных операций всех уровней в связи с неумением их проводить и потенциальными высокими потерями при их осуществлении. Так что сомневаюсь, что в будущем мы вообще будем уделять внимание таким видам вооружения
      1. +1
        15 января 2023 07:28
        Цитата: Евгений Иванов_5
        Судя по всему наш ВМФ отказался от проведения десантных операций всех уровней в связи с неумением их проводить и потенциальными высокими потерями при их осуществлении.

        Одесса, остающаяся под бандеровцами, тому самое уверенное подтверждение
  4. +8
    13 января 2023 05:40
    Нафига он нужен? От Владивостока до Находки ходить?
    1. +5
      13 января 2023 06:06
      От Владивостока до Находки трасса новая будет там за час на машине доехать
    2. 0
      13 января 2023 13:48
      скорее для морпехов на Курилах - ходить между островами
      2 АК-306 в идеале поменять на 1 ЗРПК Панцирь-М
      1. 0
        15 января 2023 21:49
        Зачем? Это десантный корабль, для быстрой доставки десанта, а не корабль ПВО!
  5. +1
    13 января 2023 06:12
    А как же проект Хаски? Что-то о нем совсем не слышно.
    1. +4
      13 января 2023 08:46
      Хаски, больше подходит для гражданского использования!
      Его планируемая грузоподъемность 10т.
      Возникает вопрос а, как Мы будем производить загоризонтное десантирование боевой техники, когда БТР 82, весит 15т ?
    2. -1
      13 января 2023 13:50
      СВП Хаски раскачивают до грузоподъемности в 90 тонн
  6. +6
    13 января 2023 08:39
    Пока кроме форсирования днепра сферы применения этим катерам нет.
    1. 0
      13 января 2023 14:39
      С косы до Очакова 5 км прямым ходом, 3 ходки за час на 1 катер, за 3 ходки можно доставить либо 3 танка, либо 6 БТР/БМП/Груз. авто либо 390 человек л/с. 10 катеров и за час на том берегу грубо 15 танков 10 различных БТР/БМП на выбор 10 /ПВО/груз/орудий и 650 человек л/с. За день можно было бы уйму народу нагнать и это еще без применения обычных десантных катеров и вертолетов. Я понимаю что в теории все очень даже хорошо, но моё мнение нам бы эти катера сейчас очень помогли в том же самом Херсоне, тупо даже для обеспечения всем необходимым. Да может у них и узкое применение, но в реалиях СВО оно бы им нашлось. У нас всё как всегда было нужно еще до. Грустно как то становится.
  7. +3
    13 января 2023 08:53
    В 2009 году был подписан контракт с Кувейтом. Но не реализован...
  8. +1
    13 января 2023 09:00
    С появлением информации про Мурену, выстраивается логическая цепочка!
    Для производства ДКВП, необходимы газотурбинные двигатели!
    Рыбинск уже освоил производство ГТД широкого применения.
    На стапелях в Керчи, строится два УДК 29300, в Калининграде два БДК 11711.
    Для загоризонтного десантирования на УДК по проекту 4 ДКВП, на БДК непонятно? Запланировали 6 ДК Серна, но там нет док камер. И напрашивается разместить там ДКВП Мурена.
    У Мурены грузоподъемность 50т.- это 1 танк или 2 БТР или другая боевая техника весом до 50т.
    1. +1
      13 января 2023 11:29
      Цитата: Sergey39
      С появлением информации про Мурену, выстраивается логическая цепочка!

      И как вы из Хабаровска на Запад собрались Мурены перебрасывать?
  9. -1
    13 января 2023 09:35
    Как раз на Днепре и Черном море попрактиковаться бы с этой моделью. отработать тактику применения.
  10. +2
    13 января 2023 10:08
    Уже были статьи.
    Если сравнивать с американскими десантными катерами на подушке то мурены:
    Большие
    Дорогие,
    Сложные
    Шумные и прожорливые

    американцы сделали ставку на маленькие практичные катера и они у них, вроде, работают до сих пор.
    А здесь сложность и дороговизна видно отпугивает военных
    1. +5
      13 января 2023 12:48
      Сравнительная характеристика ДКВП
      Американская LCAC. - Русская Мурена
      Водоизмещение 173-185т. - 150т.
      Длина. 26,4м. - 31,3 м
      Ширина 14,3м. - 14,6 м
      Скорость. 40 узлов. - 55 узлов
      Грузоподъемность практически одинаковая.
      Насчёт прожорливости Наших движков- Да! Западные движки, всегда жрут меньше топлива!
      Шумности! Сразу вопрос, а мимо Вас хоть раз проходил ДКВП?
      Вооруженность у американской 2 пулемета, у Нас 2 АК 306 и АГС
      Американская, больше похожа на платформу, а Наша Мурена на корабль.
      Вот и делайте выводы!)))
      1. +2
        13 января 2023 15:36
        Цитата: Sergey39
        Американская LCAC. - Русская Мурена

        Мурена лучше, вот только у нас НЕТ кораблей-доков, и вся её крутизна работает на 370 км от своего берега в одну сторону.
        1. 0
          15 января 2023 21:53
          Да! Конечно, ещё нет УДК, которые строятся!
          Но, у Нас нет и Мурен, которые собираются строить!
      2. +1
        14 января 2023 13:12
        Именно.
        наш- миникорабль. Поэтому дорогой и мало построили, и видно содержать трудно.
        у них - универсальное транспортное средство. Поэтому относительно дешёвый и относительно массовый.

        Лучше? По боевым качествам Мурена, имхо. По транспортным и обслуживанию - скорее LCAC
    2. 0
      16 января 2023 12:17
      Цитата: Макс1995
      американцы сделали ставку на маленькие практичные катера и они у них, вроде, работают до сих пор.


      И что? Мало ли чего начудил штатовский военпром в последние 30 лет. Они и танки объявили не нужными и "стелс-утюги" производили, и лазерные боинги планировали и рейл-ганы. У них вон эсминцы новые и те килем вверх :) :) :)

      У штатовцев своя концепция флота. Она основана на массированном применении палубной авиации в локальных "войнах с обезьянами". У меня вообще вызывает недоумение сама по себе идея УДК. Что заставит противника, будь он вооружен ПЛ с ПКР на борту, смиренно наблюдать развёртывание этого чуда-юда в непосредственной близости от своих берегов? А что заставит его смотреть, как с него идёт высадка на десантоопасном направлении с невооружённых катеров на ВП?

      И кстати, не подскажете, а где именно "они у них, вроде, работают до сих пор"? В рекламных фильмах и на манёврах? Ни одна из современных войн США не была отмечена высадкой морских десантов. Как правило, их флот предпочитает участвовать в качестве мобильной батареи КР Томагавк. А пехота если и перевозится по морю, то высаживается в портах.
  11. +3
    13 января 2023 10:22
    Даже если и будет заказ, то всего на несколько штук (штуки 4 наверно) для новых УДК и все. Завод это не спасет, нужно чем то более существенным загружать мощности - например строительство тральщиков и МПК! А то новые тральщики приходится из Питера таскать на Камчатку и Владик!
    1. 0
      13 января 2023 11:28
      Новые тральщики Александрит! Цельнопластиковые- это уникальное производство!
      А, там на верфи, работают с металлом!!!
    2. +3
      13 января 2023 11:36
      Цитата: moreman78
      А то новые тральщики приходится из Питера таскать на Камчатку и Владик!

      what Проблему с освоением производства стеклопластикового корпуса не рассматриваете? Наладил ХСЗ строительство Александритов, построил штук 30....а дальше? Что с оборудованием делать? Не проще увеличить производство на Пелле?
      1. 0
        13 января 2023 12:33
        Пелле работы хватит, если закончат серию Тральщиков Александрит!
        На сегодняшний день, надстройки для кораблей делают из стекловолокна.
        1. +1
          13 января 2023 12:57
          Цитата: Sergey39
          Пелле работы хватит, если закончат серию Тральщиков Александрит!

          Вот я и говорю, не проще ли организовать господдержку Пелле, чем тратить деньги на незначительное производство тех же Александритов в Хабаровске?!
          Цитата: Sergey39
          надстройки для кораблей делают из стекловолокна.

          Например?
          1. +2
            14 января 2023 11:02
            Вы в курсе сколько реально (а не по планам наших адмиралов) требуется тральщиков для ТОФ? Минимум 12 штук. Планы Пеллы - штук 30 на 4 флота и 1 флотилию! Это капля в море...
            Далее флоту как воздух нужны МПК, которых даже проекта нет ... Так что все очень грустно.
          2. 0
            15 января 2023 21:55
            Пример: корветы 20380- 20385, Фрегаты 22350.
      2. 0
        14 января 2023 09:02
        Суть в том что корпус Александрита это реально уникальные технологии. И их применение будетттолько увеличиватся. Закончат 30 Александритов и могут перепрофилироватся. За подобными корпусами будущее.
  12. +2
    13 января 2023 17:11
    почему ЭТО не несущее смысловой нагрузки "произведение" висит в разделе вооружение? это место, максимум в новостях. ааа. рябов. вопрос закрыт.
  13. +1
    13 января 2023 21:08
    Порт Хабаровска расположен на реке Амур. Это тоже относится к ТОФ?
    1. 0
      15 января 2023 22:00
      Судоверфь АО « Амурский судостроительный завод», то же находится на Амуре, но строит боевые корабли и суду для ТОФа и у Них существует достроечная база во Владивостоке! Все корветы 20380 на ТОФе, построены в Комсомольске на Амуре.
  14. +2
    13 января 2023 21:28
    И зачем он нужен? Помнится на ВО эксперты до хрипоты орали о моральной смерти мобильных десантных операций. Требовали расформирования морской пехоты и ВДВ с созданием на их базе легких дивизий поскольку любые десанты кроме тактических вертолетных обречены на провал.
    1. +3
      14 января 2023 08:22
      Уже были такие " деятели" в пятидесятых годах прошлого века. Благодаря им были раскассированы подразделения морской пехоты и расформировано Выборгское военное училище морской пехоты. Потом, правда одумались, после того, как на учениях общевойсковой полк укачался , и не мог выполнить поставленную задачу.
      Подразделения МП и ВДВ являются высокмобильными, их не будут расформировывать, время " Табуреткина" закончилось, сейчас , вроде, бригады МП вновь будут комплектовать третьим батальоном, формируются новые дивизии ВДВ.
  15. +1
    14 января 2023 22:38
    Возможно, они были бы нелишние, но плохо представляю, как "Сатурн" выдаст требуемое количество турбин. Тут для других-то кораблей зачастую дефицит.
    1. 0
      15 января 2023 22:28
      Вы, пишете но не знаете темы!
      Сатурн строит ГТУ, под конкретные заказы! Особенно связанные со строительством фрегатов 22350, а другие корабли используют только дизели.
  16. +1
    16 января 2023 12:38
    А меня не перестаёт удивлять вот что. Почему в нашей армии и флоте нет унификации боевых модулей? Наверное АК-306 это хороший модуль. И у него есть безусловные плюсы. Но чем он лучше Бахчи-У? Пара таких модулей со 100-мм пушками придала бы этом транспортному средству боевой потенциал как средству огневой поддержки десанта.
    Есть в войсках и комплекс ближнего ПВО "Гибка-С". С флота, кстати, пришедший. Его новая версия дополнена РЛС 1Л122 "Гармонь". Три джипа везут две ПУ и машину разведки-целеуказания.
    Почему эту технику не используют там, где она логична?

    Пара БМ Бахча-У и один комплекс Шибка-С и вот мы получим и средства ПТО и ПВО. Да, ПВО ближнего радиуса действия. Но куда как более качественное, чем несколько солдат в ПЗРК на плечах.
    1. 0
      19 января 2023 02:31
      Ну потому что ак-603 это комплекс пво, а бахча нет... Другое дело что ак-603 тоже уже устарел. Логично было бы ставить или дуэт или палаш.
      1. 0
        23 января 2023 10:54
        Комплекс? Без радара и ОЛС? Вы серьёзно? На кораблях им может управлять "Багира". Но на этом катере ничего подобного нет. А без РЛС и ОЛС как система ПВО АК-603 не имеет смысла.
        К тому же напоминаю: вертолёт Ми-28Н способен ракетой Атака комплекса Штурм поразить этот катер с дистанции более 5 км. Это за пределами паспортной дальности АК-603 по воздушным целям.
        Я не просто так акцентирую внимание именно на Гибку-С. И её РЛС.

        Палаш и Дуэт, ЕМНИП требуют витиеватого обеспечения. Вплоть до линии воздуха высокого давления. Гибка значительно проще в требованиях.
  17. 0
    18 января 2023 12:59
    Середина двухтысячных, это 2500 годы, примерно?
  18. Eug
    0
    18 января 2023 18:32
    А кто газотурбинную силовую установку делает? Рыбинск? Так на его двигатели очередь стоит.... вангую - не будет Мурен прежде всего из-за отсутствия двигательной установки... или пока будут строить корпуса, двигатели будут готовы? Есть еще вариант - если Мурен готовили для "французов", возможно, двигатели уже давно в России?
  19. 0
    19 января 2023 02:27
    Катер нормальный, но больше для малых операций спецназа. Для крупных десантных операций нужно обновлять и строить Зубров.
  20. 0
    20 января 2023 18:57
    Против кого эту штуку использовать? Перевозит 1 танк...Только против пиратов Сомалии, вооруженных Акм. Сегодняшняя сво четко показала, что и куда нужно развивать.
  21. 0
    22 января 2023 11:50
    Их зачислили в одно подразделение с базированием в порту Хабаровска.

    Не в порту, а на Базе КАФ, в Кировском затоне.
    И были они Дивизионом десантно-штурмовых кораблей, в составе 23 ОБрПСКР.

    было принято решение о передаче всех «Мурен» из десантных сил в береговую охрану Федеральной службы безопасности.

    Не было тогда береговых сил ФСБ, а была ФПС - Федеральная Пограничная Служба.