Биплан Y-5 – китайская копия советского Ан-2

61
Биплан Y-5 – китайская копия советского Ан-2

После образования Китайской Народной Республики Советский Союз оказал очень существенную помощь в деле построения китайской промышленности и подготовке национальных кадров. При этом в Китай передали натурные образцы и техническую документацию, необходимые для самостоятельного выпуска вооружения и техники.

Активное советско-китайское оборонное сотрудничество продолжалось до начала 1960-х, благодаря чему в КНР были заложены основы военно-промышленного комплекса, а в Народно-освободительной армии Китая появилось современное оружие.



Производство самолётов Y-5 в 1950–1970-е годы


В 1948 году в СССР началось серийное производство многоцелевого биплана Ан-2. Хотя этот самолёт, появившийся в начале «реактивной эры», не обладал высокой скоростью и дальностью полёта, он мог эксплуатироваться с грунтовых площадок ограниченной протяженности и был пригоден для решения самых различных задач. Универсальность, надежность и простота конструкции обеспечили Ан-2 завидное долголетие. Помимо СССР, машины этого типа по лицензии выпускались в Польше и Китае.

Расчалочный биплан Ан-2 с одностоечной коробкой крыльев в зависимости от модификации и назначения имел экипаж 1–3 человека. Он мог перевозить полезную нагрузку 1 500 кг или до 12 человек в пассажирском варианте. В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения АШ-62ИР с взлётной мощностью 1 000 л. с. (номинальная мощность 820 л. с.), вращающий четырёхлопастной воздушный винт диаметром 3,4 м.

Длина самолёта 12,4 м, размах верхнего крыла – 18,17 м. Максимальная взлётная масса – 5 250 кг. Максимальная скорость – 256 км/ч, крейсерская – 160 км/ч. Практический потолок – 4 200 м. Практическая дальность – 990 км. С максимальной нагрузкой длина разбега составляет 235 м. Длина пробега – 225 м.

В 1950-е годы воздушным силам НОАК требовался лёгкий транспортно-пассажирский самолёт, и после знакомства с Ан-2 китайское командование решило, что он подходит им как нельзя лучше. В то время в КНР имелось не много капитальных взлётно-посадочных полос, а кукурузник мог свободно базироваться на слабо подготовленных площадках с ВПП длиной 300 м. Кроме того, Ан-2 был весьма прост в пилотировании и обслуживании, а подготовка к повторному вылету не занимала много времени.


Один из первых Y-5

В КНР эта машина первоначально получила обозначение «Фэншоу-2», а затем Y-5 (运-5, Yunshu-5 или Yun-5). Серийное строительство было налажено на Заводе № 320 в Наньчане (ныне – Наньчанская авиационно-производственная корпорация – NAMC, Nanhang Aircraft Manufacturing Corporation), где параллельно с бипланом Y-5 серийно строились учебно-тренировочные самолёты CJ-5 (китайская версия Як-18). Двигатель АШ-62ИР под обозначением HS-5 производится в Китае на авиамоторном заводе в Сучжоу.

Известно, что к 1986 году было выпущено более 2 600 таких моторов. Первый китайский кукурузник взлетел в марте 1958 года, после чего началось серийное производство.


До конца 1958 года заказчик принял 229 самолетов. В общей сложности Наньчанский авиазавод с 1958 по 1968 год выпустил 727 бипланов Y-5.


В Наньчане строили транспортно-пассажирские самолёты Y-5А, соответствовавшие советскому Ан-2Т, сельскохозяйственные Y-5II (иногда обозначается как Y-5В), гидропланы-амфибии Y-5С – способные также садиться на сушу, тренировочные Y-5D – для обучения экипажей бомбардировщиков и военно-транспортных самолётов.


Самолёт Y-5С

Впоследствии часть Y-5D переоборудовали в 5–7-местные самолёты улучшенной комфортности, предназначенные для перевозки особо важных пассажиров: партийных функционеров, дипломатов и высокопоставленных военных. Такие самолёты правительство КНР подарило северовьетнамскому лидеру Хо Ши Мину и королю Непала.

В связи с освоением в Наньчане выпуска реактивных штурмовиков Q-5, производство многоцелевых поршневых бипланов попытались наладить в Харбине. Но Харбинский авиазавод, сильно пострадавший от экономических трудностей и общего спада промышленного производства, вызванных «Культурной революцией», с трудом поддерживал выпуск вертолётов Z-5 (копия Ми-4) и реактивных бомбардировщиков Н-5 (копия Ил-28). В связи с этим строительство самолета Y-5 в мае 1970 года перенесли на Шицзячжуанский авиазавод № 522 (ныне входит в состав промышленной группы HAIG – Nanchang Aircraft Manufacturing Corporation).

Поздние модификации китайских бипланов Y-5


На первом этапе китайские Ан-2, строящиеся в Шицзячжуане, практически не отличались от советского прототипа. Но впоследствии появлялись новые модификации. Так, к 1980 году несколько машин выпустили в варианте радиотехнической разведки и РЭБ.

Самолёт радиотехнической разведки фиксировал координаты РЛС дециметрового и сантиметрового частотного диапазона, а другой самолёт с высокочастотными генераторами ставил им помехи. Впрочем, военные быстро разочаровались в таком дуэте. Генерируемая мощность передатчиков помех была небольшой, а ограниченный внутренний объём не позволял разместить необходимое количество аппаратуры радиотехнической разведки.

Кроме того, дальность и скорость полёта биплана были явно не достаточными в случае противостояния с технологически продвинутым противником, имеющим сверхзвуковые истребители.

Начиная с 1987 года в заводском ОКБ завода № 522 начались работы по поэтапной модернизации устаревающего биплана с учётом опыта эксплуатации. Для полетов в субтропических районах была улучшена теплоизоляция двигателя от кабины и внедрена дополнительная вентиляция. Ввели дополнительную противокоррозионную обработку металлических частей. В распоряжении пилотов появились новые приборы, средства связи и навигации.

Самолёт, модернизированный силами заводского ОКБ, получил обозначение Shijiazhuang Y-5В. Серийное производство данного варианта началось в 1996 году. Шицзячжуанский авиазавод выпустил более 380 доработанных копий Ан-2, а всего до конца 2002 года в КНР было построено около 1 100 самолётов семейства Y-5.

В связи с прекращением в КНР выпуска двигателей HS-5, на самолёты Y-5B с середины 1990-х устанавливаются моторы польского производства ASz-62IR .


Сельскохозяйственный самолёт Y-5В(К)

На базе Shijiazhuang Y-5В было выпущено несколько различных специализированных вариантов, в том числе самолёты для аэрофотосъемки, машины повышенной комфортности для иностранных туристов, транспортно-пассажирские самолёты с возможностью быстрой конвертации в сельскохозяйственный вариант, самолёт для занятия парашютным спортом и ряд других.

В начале 1990-х годов стоимость постройки биплана Y-5 составляла около 300 000 юаней. В XXI веке объёмы выпуска Y-5В в КНР снизились, и ежегодно производилось 20–25 самолётов.

Благодаря возможности установки дополнительного топливного бака практическая дальность полёта модернизированного Shijiazhuang Y-5В возросла до 1 500 км. Внедрение нового винта несколько увеличило скороподъемность и сократило разбег при взлёте.

Самолёт Shijiazhuang Y-5B-100 получил современную авионику, спутниковую навигацию с электронной картой и систему предупреждения о столкновении с препятствиями при полёте в условиях плохой видимости.


Y-5B-100

Самым заметным внесенным отличием данной модификации стали перьеобразные законцовки верхнего крыла. Как утверждают китайские источники, благодаря внедрению этого новшества стала лучше управляемость на малых скоростях, возросла топливная эффективность, а длина разбега сократилась на 20 %. Стандартная дистанция, необходимая для взлёта Y-5B-100, составляет всего 170 м, а взлетная дистанция для не загруженного самолёта – 105 м.

В ноябре 2018 года на авиационно-космической выставке China Airshow 2018 в Чжухае китайская корпорация AVIC представила новый ремоторизированный вариант китайского Ан-2.


Турбовинтовой самолёт Y-5BG

На новую модификацию, получившую обозначение Y-5BG, установлен американский турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-12UAN мощностью 1 100 л. с. и комплекс цифровой авионики Garmin G600TXI.

К сожалению достоверной информации о лётных данных Y-5BG найти не удалось. Но по аналогии с турбовинтовым Ан-3, на который устанавливался ТВД-20 мощностью 1 375 л. с. с трёхлопастным реверсивным винтом диаметром 3,6 м, можно предположить, что максимальная скорость полёта Y-5BG не превышает 250 км/ч, а крейсерская – около 220 км/ч. Грузоподъёмность – не более 1 800 кг. Практическая дальность полёта – до 1 200 км.

На международной выставке авиации общего назначения, проходившей в середине октября 2019 года в городе Шицзячжуан, было подписано предварительное соглашение между ПАО «Туполев» и корпорацией AVIC о поставке неназванному оператору из Уральского региона Российской Федерации десяти легких многоцелевых самолетов Y-5B (возможно, модернизированных Y-5BG).

Как писали в китайских СМИ, эти самолёты планируется использовать в интересах сельского хозяйства и для предотвращения лесных пожаров. Модернизированные бипланы, произведённые в КНР, планировалось поставить в Россию двумя партиями.

Служба самолётов Y-5


С начала 1960-х самолёты Y-5 различных модификаций очень активно использовались в ВВС НОАК, армейской и морской авиации, а также в народном хозяйстве КНР. Помимо подготовки парашютистов, доставки личного состава и грузов, тихоходные бипланы привлекались для патрулирования труднодоступных приграничных районов и морской акватории. Несколько Y-5 были задействованы для киносъёмки китайских ядерных испытаний и пусков различных ракет. Для зондирования атмосферы на большой высоте как минимум один биплан оснастили турбокомпрессором и кислородным оборудованием.


Китайские копии Ан-2 наряду с оригинальными самолётами советского производства применялись Северным Вьетнамом для переброски на полевые взлётно-посадочные полосы, возведённые недалеко от линии боевого соприкосновения, боеприпасов и медикаментов. Несколько машин, вооруженных пулемётами и неуправляемыми ракетами, вьетнамцы пытались использовать против наземных целей и американских боевых речных катеров, действующих в дельте Меконга.

В ходе вооружённого конфликта между Вьетнамом и Китаем в феврале-марте 1979 года однотипные Y-5, принадлежащие НОАК и ВНА, вывозили из зоны боевых действий раненых, экстренно доставляли различные припасы и командный состав.

По мере появления в КНР новых лёгких транспортно-пассажирских самолётов и вертолётов роль бипланов Y-5 в воинских перевозках снижалась. Тем не менее самолёты этого типа до сих пор используются китайскими вооруженными силами.


Спутниковой снимок Google Earth: самолёты Y-5В на авиабазе Синьчень в провинции Ляолин

Согласно справочным данным, в транспортной авиации ВВС НОАК имеется около 90 самолётов Y-5В, которые эксплуатируются в интересах воздушно-десантных войск и в поисково-спасательных и транспортных подразделениях. Китайские военно-морские силы используют три десятка бипланов для поиска и спасения терпящих бедствие неподалёку от побережья.

В последнее десятилетие несколько десятков Y-5В, имеющих значительный ресурс, китайские военные передали гражданским пользователям. Эти машины сохранили защитную окраску, но несут иные опознавательные знаки и номера.


В китайской гражданской авиации Y-5 очень активно служат до сих пор. Эти машины летают в малонаселённых пустынных и горных частях Китая, они перевозят пассажиров, грузы и обеспечивают почтовое сообщение.


В прошлом кукурузник являлся основным сельскохозяйственным самолётом КНР. Но сейчас на этом поприще в Китае в основном трудятся более экономичные самолёты и дроны.

Значительная часть бипланов произведенных на китайских заводах была экспортирована в дружественные КНР страны Азии и Африки. В Европе единственным официальным получателем самолётов Y-5 являлась Албания.


Самолёты Y-5 ВВС Албании

Больше всего машин этого типа получила Северная Корея (до 150 единиц). Согласно зарубежным экспертным оценкам, в настоящее время в КНДР на хранении и в эксплуатации может быть до 200 самолётов Ан-2 и Y-5. Скорее всего, в лётном состоянии остались гораздо более свежие Y-5.


Спутниковой снимок Google Earth: северокорейские самолёты Ан-2/Y-5 на авиабазе Сондок, снимок сделан в начале 2022 года

Тихоходные северокорейские самолёты, покрашенные в чёрный цвет, использовались для переброски в Южную Корею диверсантов в тёмное время суток. Они могли летать достаточно низко и медленно, чтобы быть незамеченными. В настоящее время один из таких бипланов, захваченный южнокорейскими силами безопасности, выставлен в военном музее в пригороде Сеула.


Часть бипланов в КНДР вооружили ракетами. Не так давно по северокорейскому телевидению был показан репортаж с военных учений, где, помимо прочего, с этих самолётов производились пуски НАР по наземным целям.

Беспилотные летательные аппараты на базе Y-5


Известно, что в Китае на базе Y-5 создано несколько типов БПЛА различного назначения. Первые радиоуправляемые самолёты этого типа готовили для забора проб из облака ядерного взрыва. Также бипланы ранних серий после выработки эксплуатационного ресурса переделывали в радиоуправляемые мишени, используемые в процессе боевой подготовки сил ПВО.

Наибольшую известность получил БПЛА FH-98 (Feihong 98), переоборудованный из пилотируемого Y-5B. Этот беспилотник, созданный компанией China Aerospace Science and Technology Group, совершил первый полёт в 2018 году. После чего в дистанционно пилотируемые аппараты переделали несколько капитально отремонтированных самолетов, построенных во второй половине 1990-х.


БПЛА FH-98

БПЛА FH-98 был разработан в интересах военных и испытывался НОАК. Для управления грузовым дроном использовалась наземная станция, изначально предназначенная для управления другими китайскими разведывательно-ударными беспилотниками. В ходе демонстрационного вылета с борта беспилотного биплана на парашюте в заданную точку был сброшен грузовой контейнер.

Основным назначением БПЛА FH-98 является доставка грузов в районы, где слишком велика вероятность того, что пилотируемый транспортный самолет или вертолет будет сбит противником. Помимо этого, беспилотник может также использоваться для сброса крупнокалиберных авиационных боеприпасов, постановки мин, а также как ложная цель, для вскрытия позиций ПВО.

Впрочем, возможно и гражданское применение этого беспилотного аппарата. По сообщению пресс-службы крупного транспортного холдинга SF Express (второй по величине китайский холдинг по доставке грузов), 21 августа 2020 года БПЛА FH-98 совершил свой первый коммерческий рейс, доставив груз в аэропорт Баотоу (автономный район Внутренняя Монголия).
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +27
    19 января 2023 05:03
    о поставке неназванному оператору из Уральского региона Российской Федерации десяти легких многоцелевых самолетов Y-5B
    Долетались ! Наши же АН-2 нам китайцы поставляют ! Стыдуха !
    1. +19
      19 января 2023 05:52
      Полностью с вами согласен,Позорище.
      Надеюсь, что мой комментарий ,хоть и короткий,но имеет смысл!
    2. +16
      19 января 2023 06:31
      Цитата: Uncle Lee
      Долетались ! Наши же АН-2 нам китайцы поставляют ! Стыдуха !

      Да был у нас аналог АН-3, даже в эксплуатации был. И выпускался чуть не 10лет...по штуке в год. Только не нужен никому при таком отношении к малой авиации оказался. А когда Чилингаров для рекламы загнал экземпляр на Южный Полюс где его не смогли завести, да так и бросили на несколько лет, то и потенциальные заказчики от них отказались. И осталось их пара-тройка в МЧС и на марке почтовой.
      1. +20
        19 января 2023 07:44
        1. У хорошего хозяина в хозяйстве все работает.
        2. Азербайджан с помощью переделанных в БПЛА АН-2 вскрыл ПВО в Карабахе.
        3. Ан-2 - советский самолет. Разработали его под руководством коммунистов. Так что, КНР как настоящий преемник СССР имеет на Ан-2 полное право.
        4. Коммунисты КНР передают пламенный привет строителям развитого капитализма в одной бывшей северной сверхдержаве. Сдавшим на металлолом всю малую авиацию СССР.
        1. +9
          19 января 2023 15:02
          Здесь с вами соглашусь с оговоркой, не только малую, но и всю авиацию.. Обливающий помоями класс нуворишей, ничего нового не придумал, также качал углеводороды и чушки металлов... Народцу заткнули рот ножками буша и дешевой водкой, крича о перемоге=успехах на каждом углу.... АК-12 это всё на что они способны менегеры...
    3. +16
      19 января 2023 07:46
      В наших реалиях это неплохой вариант. Закрыть дыры неплохой и отработанной техники. Кстати, в Китае выпускают копии Ан-12 и Ан-24 которые нам сейчас так нужны.
      Но закупить их гордость не позволит.
      Везде кричать о величии и ничего не уметь - вот это действительно позорище.
      1. Комментарий был удален.
  2. +21
    19 января 2023 05:11
    В начале своего пути мне доводилось обслуживать этот самолет. Простой, как апельсин, надежный, универсальный, а главное, прощающий ошибки как пилотов, так и инженерно-технических работников. Самолет настолько прост, что посади за работу целое КБ, чтобы его упростить, то ничего бы у них не вышло. Это я о Ан-2. Уверен, что и это китайское чудо такое же... А автору спасибо за статью!
    1. +13
      19 января 2023 05:59
      Пацанами всей компанией ходили к старому барнаульскому аэродрому смотреть на прыжки парашютистов как раз с АН-2.Ну,прыгнули, и прыгнули ,парят потихоньку,красота!Но больше всего привлекло внимание манёвры пилота, как он буквально пикировал с разворотом на посадку и пробег был метром 100 ,глядя их далека.Эх, молодость,детство,прекрасное далеко, шестидесятые годы!!!
    2. -8
      19 января 2023 08:56
      Так ли уж лёгок и прост в управлении и готов простить ошибки пилотам?

      Конструкция, при всех её достоинствах, всё же обладает определенными недостатками из-за неслишком удачного глубокого расположения переднего шасси.
      1. +7
        19 января 2023 09:00
        Цитата: СергейАлександрович
        Так ли уж лёгок и прост в управлении и готов простить ошибки пилотам?

        Ну разве что, если пилот совсем попутал берега... wink
        1. -4
          19 января 2023 10:03
          Ну да, опять пилоты виноваты, а не плохо уравновешенная конструкция. Незачем лепить божественный образ из обычной и далеко не самой совершенной конструкции. И уж тем более, не стоит обвинять пилотов, там где конструктивный недостаток очевиден.
          1. +11
            19 января 2023 10:57
            Цитата: СергейАлександрович
            не стоит обвинять пилотов, там где конструктивный недостаток очевиден

            Посадить самолет, уткнувшись носом в землю с такими высокими шасси и низкой посадочной скоростью, как у Ан-2, может только пилот, назвав которого русским непечатным выражением я тут же получу бан...
            1. -2
              19 января 2023 11:34
              Да что вы говорите? sad Это всё, наверняка, враги клевещут! wassat Они же и размещают во множестве фотографии с уткнувшимися в землю носами самолетами. wassat
              Может, для помощи вам и вашему мнению, запретить размещение таких фотографий, вот тогда конструкция у самолета станет просто идеальной. bully
              1. +1
                19 января 2023 16:48
                Цитата: СергейАлександрович
                Да что вы говорите? Это всё, наверняка, враги клевещут!

                Нет, не враги. Люди малокомпетентные и слабо разбирающиеся в сути вопроса...
                1. -4
                  19 января 2023 21:25
                  Хотите обозвать тех, кто размещает во множестве фотографии с уткнувшимися носом в землю Ан-2, слабо разбирающимися в сути вопроса? Или вам так не нравится, что самолет склонен к утыканиям носом, и готовы объявить всех несогласных слабо разбирающимися? А кто тогда разбирается, тот кто станет отрицать фотографии с катастрофами?
                  А вы хорошо разбираетесь в вопросе, если пытаетесь отрицать один из самых очевидных недостатков компоновки?
                  Сколько раз уже зарекался писать в авиационных темах, из-за мягко говоря сомнительной ориентации большинства участников дискуссии в них, но вот опять.
      2. +8
        19 января 2023 09:20
        Пардоньте.Сколько летал на Ан-2 пассажиром но ни разу не замечал переднего шасси.
        1. -4
          19 января 2023 10:00
          Ну конечно же, ведь его нет, вот и клюёт носом самолет при неудачных посадках иногда, как на фото.
    3. +9
      19 января 2023 09:55
      Правда! Мне приходилось летать на разных самолётах... И на Ил-28 тоже. Но в душе всегда была теплота к Аннушке... На нем работал в сельхозавиации... Замечательная машина! Потом когда продали лицензию полякам был у меня и польский вариант. Задолбались с их капотами тяжеленными возиться. Сколько просмотрел наших проектов модернизации наших КБ... Что-то ни один не понравился... Правда китайских не видел. Уникальный самолёт! Был у Антонова ещё один неплохой вариант Ан-14 "Пчёлка" Штабной, в кабине посидел, но полетать не пришлось. Не понятно почему в серию не пошел.
      1. -3
        19 января 2023 11:05
        Вот по схеме АН-14 "Пчелка и надо было идти при развитии малой авиации. Двигатели только ставить мощнее.
    4. +1
      19 января 2023 12:58
      Отличный самолёт, вот только летает на горбу техника, "кожаная" от МС-20 моя техничка в юности тому свидетель. Слоник, до химии дорасти не успел, ушел на более комфортную технику хе, хе Ан-24.
    5. +1
      19 января 2023 17:58
      Кажется,ЕДИНСТВЕННЫЙ недостаток ( двигателя) очень большой расход масла - почти 5 кг/час или 4% от расхода топлива.
  3. +11
    19 января 2023 05:19
    Наше мудрое государственное руководство своими руками убило малую авиацию. Теперь областные центры и районы областей - это два не связанных друг с другом мира. Во времена моей юности почти в каждом посёлке был аэродромчик (он же пастбище, он же футбольное поле) и кукурузники летали как маршрутки. Сейчас этого нет. И не будет. Потому, что то, чем собираются заместить дешёвый и надёжный кукурузник - дорого, беспонтово и НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Стыд и позор.
    1. +12
      19 января 2023 07:28
      Дело не только в малой авиации. Проблема в недостатке КБ и мощностей производства. Российский авиапром скукожился до таких размеров, что уже не способен к крупносерийному производству разнообразной, летной техники. Может выпускать только отдельные самолёты и вертолеты малыми сериями, а то и вообще- поштучно.
    2. +3
      19 января 2023 12:58
      Читал статью и вспоминал, как в юности далекой, еще в начале 90х, в селении ФарФарИещеДальше где я тогда жил, садились на ровном поле такие машинки и парашютистов забирали, или пассажиров. А потом все. Хочешь на самолет? Три часа в дороге на машине, четыре-пять на автобусе.
  4. +10
    19 января 2023 05:50
    Экспорт модернизированного АН-2 в Россию

    —-Это символ деградации промышленности России. И эффективности капиталистического будущего, невидимой руки Адама Смита….

    —-Слов нет! Одна надежда, да и только, необоснованная актуальностью.
    1. -5
      19 января 2023 07:27
      Коварные олигархи с помощью машины времени послали в 70 годы Петрова и Боширова и они ликвидировали производство АН-2 в СССР!
  5. +3
    19 января 2023 06:17
    сначала по стилю слога автора не распознал, но иллюстрация с Google maps моментально идентифицировала Сергея Линника)
  6. +8
    19 января 2023 06:27
    В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения АШ-62ИР с взлётной мощностью 1 000 л. с.


    Этот же двигатель устанавливался и на 2-х моторный Ли-2, унифицированная цилиндро-поршневая группа этого двигателя применялась на многих самолетах, начиная от истребителей Ла-5, Ла-7, бомбардировщиков Ту-2, ну и Ил-12, Ил-14 . Унификация это великое достижение технической политики СССР.
    1. -3
      19 января 2023 09:09
      Двухмоторный Ли-2 обладал по сути теми же конструктивными недостатками расположения шасси как и АН-2. Если и делать что-то, с действительно удачным двигателем АШ-62ИР, то самолет с расположением шасси по схеме проекта "Рысачок" с несколько большей вместимостью и надежностью.
      1. +1
        19 января 2023 18:03
        Вообще то ,ЛИ -2 это лицензионная копия самолета DOUGLAS DC -3 pазработки 30 годов!
    2. MSN
      +3
      19 января 2023 09:39
      Ход поршня у АШ-62 - 174,5 мм, а у АШ -82 (Ла-5, Ла-7 и прочие) - 155 мм. Не очень то и унифицированные они.
      1. 0
        20 января 2023 00:10
        Ход поршня у АШ-62 - 174,5 мм, а у АШ -82 (Ла-5, Ла-7 и прочие) - 155 мм. Не очень то и унифицированные они

        Я написал цилиндро-поршневая группа, поршень и диаметр цилиндров, но не коленвал, хотя диаметр шеек одинаков. Двойная звезда и другой соответственно коленвал, а поршень один и тот же. М-62 ставились и на И-16 и И-15
        1. MSN
          +1
          20 января 2023 17:29
          Даже для АШ-62 есть несколько видов поршней (5 канавочные, 6 канавочные ранние, поздние) и разные поршневые кольца. И взаимозаменяемость по ТО и Э весьма ограничена. И шатунные механизмы разные и коленвалы. И опять же весьма ограниченно взаимозаменяемые. Либо взаимозаменяемые, но с множеством слесарных дороботок, согласно ТО и Э. Все это для одного двигателя. А Вы о разных.
    3. +4
      19 января 2023 10:00
      Если память не изменяет, то уж на Ил-14 стояли двигатели АШ82-Т.
      1. 0
        19 января 2023 21:38
        А на Ту4 что ставили? Эти же ДВС? или сдоенные "Звезды" .
        1. +1
          23 января 2023 08:34
          На Ту-4 ставили копию американского двигла райт на 18 цилиндров.
  7. +8
    19 января 2023 08:14
    Только сейчас по прошествии многих лет понимаешь насколько могуч был Союз если даже Китай обладающий значительно меньшими возможностями смог так долго эксплуатировать советское наследие.
    1. MSN
      +4
      19 января 2023 09:46
      Райт Циклон R-1820 --- М-25 --- М-62. Кто то действительно могуч.
      1. +2
        19 января 2023 21:39
        Причем, ресурса оригинала мы так и не достигли.
  8. +5
    19 января 2023 09:51
    Первый китайский кукурузник взлетел в марте 1958 года

    Да простит меня автор, но для Китая первый полет первого произведенного в их стране самолета был очень значимым событием, потому дата его "вписана золотыми буквами" в историю - 7 декабря 1957 г. самолет № 01 совершил первый успешный полет в Наньчане.
    Перед полетом перерезали ленточку.

    А успешный полет был отмечен "массовыми народными гуляниями".
  9. +1
    19 января 2023 10:29
    В связи с прекращением в КНР выпуска двигателей HS-5...
    Автор Сергей Линник

    Почему прекратили?
  10. +8
    19 января 2023 10:30
    Цитата: Вождь_Бармалеев
    Наше мудрое государственное руководство своими руками убило малую авиацию.

    Если бы только малую и только авиацию. Оно убило почти всё.
    И до сих пор находится у власти
  11. +8
    19 января 2023 10:50
    Разбить Ан-2 было еще той проблемой. Чтобы он рухнул, надо было отказать двигателю, оторваться крыльям и хвосту, но даже при такой ситуации засчет отсутствия какой-либо аэродинамики, он мог мягко упасть на грунт.

    П.С. По мотивам монолога про Вжиг-9 Юрия Гальцева
  12. +5
    19 января 2023 10:57
    Цитата: СергейАлександрович
    Двухмоторный Ли-2 обладал по сути теми же конструктивными недостатками расположения шасси ка

    Ага и летает по всему миру с 1935 года. Это про DC-3 и C-47.
    1. -3
      19 января 2023 11:27
      Раз за разом, готов повторять тезис о том, что не надо тянуть дрянь из прошлого, оттуда надо брать лучшее. Тот же, но более современный Ил-14 превосходил Ли-2 по всем параметрам.
      Если и возрождать самолеты на поршневых двигателях, то брать за основу лучшие образцы, а не убогие опасные конструкции.
      Ан-2 должен был заменить Ан-14 или что-то более крупное, а на смену Ли-2 пришел Ил-14, который мог бы летать и сейчас, настолько он был хорош.
      1. +4
        19 января 2023 14:10
        Раз за разом, готов повторять тезис о том, что не надо тянуть дрянь из прошлого, оттуда надо брать лучшее.

        Да Вы выдающийся мыслитель! До Вас то все думали, что из прошлого надо как раз брать худшее. А оно вона как!
        1. -3
          19 января 2023 20:14
          Тащат же люди Ли-2 и Ан-2, а значит позиции требуют уточнения. И критика устаревших и непригодных в современных условиях конструкций нужна обязательно. А то, похоже, большинство тут думает, что Ан-2 и Ли-2 загубили враги, а не врожденные конструктивные недостатки.
          1. +2
            19 января 2023 23:12
            Их не губили врожденные недостатки. Их время ушло. Но на их место не создали ничего достойного.
      2. +2
        19 января 2023 18:51
        ЛИ-2 (DC-3) Разработка 30 годов- ИЛ -14 5О годов! Прошло 50 лет развития авиации!
        1. -2
          19 января 2023 20:16
          Ну так оппонент утверждает, что ЛИ-2 (DC-3) летает до сих пор и чуть ли не верх совершенства поэтому.
          1. +4
            19 января 2023 23:20
            DC-3 - действительно выдающаяся конструкция для своего времени, эпохальная, можно сказать. Еще летает самолет 1937 года выпуска, а фирма Basler Turbo Conversions занимается модернизацией старых С-47 в Basler BT-67 для коммерческого и военного использования.
  13. 0
    19 января 2023 12:40
    Идея с переоборудованием в беспилотник мне лично нравится. В местах со слабой пво шероху наводить самое оно, и безопасно для пилотов, коих из школоло обучить можно на компе, причем дома у этого школоло.Пришел запрос, открыл меню пользователя и вперед до указанных координат и домой, голда на счет по факту посадки.
    1. -1
      19 января 2023 13:16
      С такими размерами и максимальной скоростью 236 км/ч, не то что от ракеты ПВО не уйти, тут бы спастись от крупнокалиберного пулемета и ЗУ-23-2 по пути.
  14. +1
    19 января 2023 17:35
    Прекрасный самолет … востребованный и с потребностью и в будущем … НО УЗГА выиграло иной путь … пока весьма спорный … время покажет
  15. +4
    19 января 2023 18:03
    Цитата: Jackson
    Кстати, в Китае выпускают копии Ан-12 и Ан-24 которые нам сейчас так нужны.
    Но закупить их гордость не позволит.
    Везде кричать о величии и ничего не уметь - вот это действительно позорище.

    Не продадут, на них стоят канадские двигатели, на реэкспорт которых Канада разрешение не даст. А в РФ таких двигателей УЖЕ нет, если бы были бы, то для затыкания дыр можно было просто фюзеляжи купить
    1. 0
      9 марта 2023 09:56
      Цитата: clou
      Цитата: Jackson
      Кстати, в Китае выпускают копии Ан-12 и Ан-24 которые нам сейчас так нужны.
      Но закупить их гордость не позволит.
      Везде кричать о величии и ничего не уметь - вот это действительно позорище.

      Не продадут, на них стоят канадские двигатели, на реэкспорт которых Канада разрешение не даст. А в РФ таких двигателей УЖЕ нет, если бы были бы, то для затыкания дыр можно было просто фюзеляжи купить

      Ан - 12 является транспортным самолетом Y - 8, двигатель китайского производства, Казахстан, Мьянма, Венесуэла купили Y - 8, вы говорите, импортные двигатели могут быть экспортированы в другие страны, обозначенные иностранными двигателями, является самым экспортируемым транспортным самолетом Китая. 
  16. +6
    19 января 2023 20:01
    Не зря говорил сам Антонов,что именно Ан-2 это самое большое его достижение,по мне вечный Великий Самолёт,спасибо Сергей,отличная статья.
  17. +2
    20 января 2023 08:35
    Цитата: СергейАлександрович
    а не врожденные конструктивные недостатки.

    Шасси с хвостовым колесом, это конструктивный недостаток?
    1. 0
      4 марта 2023 20:07
      А по-вашему это достоинство что ли? Склонность самолета, клюнуть носом в землю, трудно отнести к достоинствам, хотя, судя по всему, большинство так и считает. И военный, с выдающимися же военными характеристиками, двигатель, со звездообразной расположением цилиндров, не так уж и хорош для малой гражданской авиации. Для гражданской авиации поршневой двигатель жидкостного охлаждения предпочтительнее.
  18. 0
    2 марта 2023 19:12
    Эх, разбудили ностальгию по пионерскому детству! wink
    В 1983 году списанный Ан-2 поставили в пионерском лагере "Лесная Республика" в Брусино (между Славянском и Красным Лиманом). В числе прочих пионеров облазили весь самолёт, разве что, на крышу не лазили, чтобы не спалиться. На приборной доске отсутствовали авиагоризонт и еще два каких-то прибора, а так, даже аккумулятор не был снят, ибо в тот год даже освещение в кабине и салоне включалось wink

  19. 0
    25 марта 2023 16:54
    Хороши для малой авиации.
    А поставь радиоуправление, и божно сделать "Гераньку-Шахеда" с ФАБ-1500 на борту.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»