Военное обозрение

Биплан Y-5 – китайская копия советского Ан-2

57
Биплан Y-5 – китайская копия советского Ан-2

После образования Китайской Народной Республики Советский Союз оказал очень существенную помощь в деле построения китайской промышленности и подготовке национальных кадров. При этом в Китай передали натурные образцы и техническую документацию, необходимые для самостоятельного выпуска вооружения и техники.


Активное советско-китайское оборонное сотрудничество продолжалось до начала 1960-х, благодаря чему в КНР были заложены основы военно-промышленного комплекса, а в Народно-освободительной армии Китая появилось современное оружие.

Производство самолётов Y-5 в 1950–1970-е годы


В 1948 году в СССР началось серийное производство многоцелевого биплана Ан-2. Хотя этот самолёт, появившийся в начале «реактивной эры», не обладал высокой скоростью и дальностью полёта, он мог эксплуатироваться с грунтовых площадок ограниченной протяженности и был пригоден для решения самых различных задач. Универсальность, надежность и простота конструкции обеспечили Ан-2 завидное долголетие. Помимо СССР, машины этого типа по лицензии выпускались в Польше и Китае.

Расчалочный биплан Ан-2 с одностоечной коробкой крыльев в зависимости от модификации и назначения имел экипаж 1–3 человека. Он мог перевозить полезную нагрузку 1 500 кг или до 12 человек в пассажирском варианте. В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения АШ-62ИР с взлётной мощностью 1 000 л. с. (номинальная мощность 820 л. с.), вращающий четырёхлопастной воздушный винт диаметром 3,4 м.

Длина самолёта 12,4 м, размах верхнего крыла – 18,17 м. Максимальная взлётная масса – 5 250 кг. Максимальная скорость – 256 км/ч, крейсерская – 160 км/ч. Практический потолок – 4 200 м. Практическая дальность – 990 км. С максимальной нагрузкой длина разбега составляет 235 м. Длина пробега – 225 м.

В 1950-е годы воздушным силам НОАК требовался лёгкий транспортно-пассажирский самолёт, и после знакомства с Ан-2 китайское командование решило, что он подходит им как нельзя лучше. В то время в КНР имелось не много капитальных взлётно-посадочных полос, а кукурузник мог свободно базироваться на слабо подготовленных площадках с ВПП длиной 300 м. Кроме того, Ан-2 был весьма прост в пилотировании и обслуживании, а подготовка к повторному вылету не занимала много времени.


Один из первых Y-5

В КНР эта машина первоначально получила обозначение «Фэншоу-2», а затем Y-5 (运-5, Yunshu-5 или Yun-5). Серийное строительство было налажено на Заводе № 320 в Наньчане (ныне – Наньчанская авиационно-производственная корпорация – NAMC, Nanhang Aircraft Manufacturing Corporation), где параллельно с бипланом Y-5 серийно строились учебно-тренировочные самолёты CJ-5 (китайская версия Як-18). Двигатель АШ-62ИР под обозначением HS-5 производится в Китае на авиамоторном заводе в Сучжоу.

Известно, что к 1986 году было выпущено более 2 600 таких моторов. Первый китайский кукурузник взлетел в марте 1958 года, после чего началось серийное производство.


До конца 1958 года заказчик принял 229 самолетов. В общей сложности Наньчанский авиазавод с 1958 по 1968 год выпустил 727 бипланов Y-5.


В Наньчане строили транспортно-пассажирские самолёты Y-5А, соответствовавшие советскому Ан-2Т, сельскохозяйственные Y-5II (иногда обозначается как Y-5В), гидропланы-амфибии Y-5С – способные также садиться на сушу, тренировочные Y-5D – для обучения экипажей бомбардировщиков и военно-транспортных самолётов.


Самолёт Y-5С

Впоследствии часть Y-5D переоборудовали в 5–7-местные самолёты улучшенной комфортности, предназначенные для перевозки особо важных пассажиров: партийных функционеров, дипломатов и высокопоставленных военных. Такие самолёты правительство КНР подарило северовьетнамскому лидеру Хо Ши Мину и королю Непала.

В связи с освоением в Наньчане выпуска реактивных штурмовиков Q-5, производство многоцелевых поршневых бипланов попытались наладить в Харбине. Но Харбинский авиазавод, сильно пострадавший от экономических трудностей и общего спада промышленного производства, вызванных «Культурной революцией», с трудом поддерживал выпуск вертолётов Z-5 (копия Ми-4) и реактивных бомбардировщиков Н-5 (копия Ил-28). В связи с этим строительство самолета Y-5 в мае 1970 года перенесли на Шицзячжуанский авиазавод № 522 (ныне входит в состав промышленной группы HAIG – Nanchang Aircraft Manufacturing Corporation).

Поздние модификации китайских бипланов Y-5


На первом этапе китайские Ан-2, строящиеся в Шицзячжуане, практически не отличались от советского прототипа. Но впоследствии появлялись новые модификации. Так, к 1980 году несколько машин выпустили в варианте радиотехнической разведки и РЭБ.

Самолёт радиотехнической разведки фиксировал координаты РЛС дециметрового и сантиметрового частотного диапазона, а другой самолёт с высокочастотными генераторами ставил им помехи. Впрочем, военные быстро разочаровались в таком дуэте. Генерируемая мощность передатчиков помех была небольшой, а ограниченный внутренний объём не позволял разместить необходимое количество аппаратуры радиотехнической разведки.

Кроме того, дальность и скорость полёта биплана были явно не достаточными в случае противостояния с технологически продвинутым противником, имеющим сверхзвуковые истребители.

Начиная с 1987 года в заводском ОКБ завода № 522 начались работы по поэтапной модернизации устаревающего биплана с учётом опыта эксплуатации. Для полетов в субтропических районах была улучшена теплоизоляция двигателя от кабины и внедрена дополнительная вентиляция. Ввели дополнительную противокоррозионную обработку металлических частей. В распоряжении пилотов появились новые приборы, средства связи и навигации.

Самолёт, модернизированный силами заводского ОКБ, получил обозначение Shijiazhuang Y-5В. Серийное производство данного варианта началось в 1996 году. Шицзячжуанский авиазавод выпустил более 380 доработанных копий Ан-2, а всего до конца 2002 года в КНР было построено около 1 100 самолётов семейства Y-5.

В связи с прекращением в КНР выпуска двигателей HS-5, на самолёты Y-5B с середины 1990-х устанавливаются моторы польского производства ASz-62IR .


Сельскохозяйственный самолёт Y-5В(К)

На базе Shijiazhuang Y-5В было выпущено несколько различных специализированных вариантов, в том числе самолёты для аэрофотосъемки, машины повышенной комфортности для иностранных туристов, транспортно-пассажирские самолёты с возможностью быстрой конвертации в сельскохозяйственный вариант, самолёт для занятия парашютным спортом и ряд других.

В начале 1990-х годов стоимость постройки биплана Y-5 составляла около 300 000 юаней. В XXI веке объёмы выпуска Y-5В в КНР снизились, и ежегодно производилось 20–25 самолётов.

Благодаря возможности установки дополнительного топливного бака практическая дальность полёта модернизированного Shijiazhuang Y-5В возросла до 1 500 км. Внедрение нового винта несколько увеличило скороподъемность и сократило разбег при взлёте.

Самолёт Shijiazhuang Y-5B-100 получил современную авионику, спутниковую навигацию с электронной картой и систему предупреждения о столкновении с препятствиями при полёте в условиях плохой видимости.


Y-5B-100

Самым заметным внесенным отличием данной модификации стали перьеобразные законцовки верхнего крыла. Как утверждают китайские источники, благодаря внедрению этого новшества стала лучше управляемость на малых скоростях, возросла топливная эффективность, а длина разбега сократилась на 20 %. Стандартная дистанция, необходимая для взлёта Y-5B-100, составляет всего 170 м, а взлетная дистанция для не загруженного самолёта – 105 м.

В ноябре 2018 года на авиационно-космической выставке China Airshow 2018 в Чжухае китайская корпорация AVIC представила новый ремоторизированный вариант китайского Ан-2.


Турбовинтовой самолёт Y-5BG

На новую модификацию, получившую обозначение Y-5BG, установлен американский турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-12UAN мощностью 1 100 л. с. и комплекс цифровой авионики Garmin G600TXI.

К сожалению достоверной информации о лётных данных Y-5BG найти не удалось. Но по аналогии с турбовинтовым Ан-3, на который устанавливался ТВД-20 мощностью 1 375 л. с. с трёхлопастным реверсивным винтом диаметром 3,6 м, можно предположить, что максимальная скорость полёта Y-5BG не превышает 250 км/ч, а крейсерская – около 220 км/ч. Грузоподъёмность – не более 1 800 кг. Практическая дальность полёта – до 1 200 км.

На международной выставке авиации общего назначения, проходившей в середине октября 2019 года в городе Шицзячжуан, было подписано предварительное соглашение между ПАО «Туполев» и корпорацией AVIC о поставке неназванному оператору из Уральского региона Российской Федерации десяти легких многоцелевых самолетов Y-5B (возможно, модернизированных Y-5BG).

Как писали в китайских СМИ, эти самолёты планируется использовать в интересах сельского хозяйства и для предотвращения лесных пожаров. Модернизированные бипланы, произведённые в КНР, планировалось поставить в Россию двумя партиями.

Служба самолётов Y-5


С начала 1960-х самолёты Y-5 различных модификаций очень активно использовались в ВВС НОАК, армейской и морской авиации, а также в народном хозяйстве КНР. Помимо подготовки парашютистов, доставки личного состава и грузов, тихоходные бипланы привлекались для патрулирования труднодоступных приграничных районов и морской акватории. Несколько Y-5 были задействованы для киносъёмки китайских ядерных испытаний и пусков различных ракет. Для зондирования атмосферы на большой высоте как минимум один биплан оснастили турбокомпрессором и кислородным оборудованием.


Китайские копии Ан-2 наряду с оригинальными самолётами советского производства применялись Северным Вьетнамом для переброски на полевые взлётно-посадочные полосы, возведённые недалеко от линии боевого соприкосновения, боеприпасов и медикаментов. Несколько машин, вооруженных пулемётами и неуправляемыми ракетами, вьетнамцы пытались использовать против наземных целей и американских боевых речных катеров, действующих в дельте Меконга.

В ходе вооружённого конфликта между Вьетнамом и Китаем в феврале-марте 1979 года однотипные Y-5, принадлежащие НОАК и ВНА, вывозили из зоны боевых действий раненых, экстренно доставляли различные припасы и командный состав.

По мере появления в КНР новых лёгких транспортно-пассажирских самолётов и вертолётов роль бипланов Y-5 в воинских перевозках снижалась. Тем не менее самолёты этого типа до сих пор используются китайскими вооруженными силами.


Спутниковой снимок Google Earth: самолёты Y-5В на авиабазе Синьчень в провинции Ляолин

Согласно справочным данным, в транспортной авиации ВВС НОАК имеется около 90 самолётов Y-5В, которые эксплуатируются в интересах воздушно-десантных войск и в поисково-спасательных и транспортных подразделениях. Китайские военно-морские силы используют три десятка бипланов для поиска и спасения терпящих бедствие неподалёку от побережья.

В последнее десятилетие несколько десятков Y-5В, имеющих значительный ресурс, китайские военные передали гражданским пользователям. Эти машины сохранили защитную окраску, но несут иные опознавательные знаки и номера.


В китайской гражданской авиации Y-5 очень активно служат до сих пор. Эти машины летают в малонаселённых пустынных и горных частях Китая, они перевозят пассажиров, грузы и обеспечивают почтовое сообщение.


В прошлом кукурузник являлся основным сельскохозяйственным самолётом КНР. Но сейчас на этом поприще в Китае в основном трудятся более экономичные самолёты и дроны.

Значительная часть бипланов произведенных на китайских заводах была экспортирована в дружественные КНР страны Азии и Африки. В Европе единственным официальным получателем самолётов Y-5 являлась Албания.


Самолёты Y-5 ВВС Албании

Больше всего машин этого типа получила Северная Корея (до 150 единиц). Согласно зарубежным экспертным оценкам, в настоящее время в КНДР на хранении и в эксплуатации может быть до 200 самолётов Ан-2 и Y-5. Скорее всего, в лётном состоянии остались гораздо более свежие Y-5.


Спутниковой снимок Google Earth: северокорейские самолёты Ан-2/Y-5 на авиабазе Сондок, снимок сделан в начале 2022 года

Тихоходные северокорейские самолёты, покрашенные в чёрный цвет, использовались для переброски в Южную Корею диверсантов в тёмное время суток. Они могли летать достаточно низко и медленно, чтобы быть незамеченными. В настоящее время один из таких бипланов, захваченный южнокорейскими силами безопасности, выставлен в военном музее в пригороде Сеула.


Часть бипланов в КНДР вооружили ракетами. Не так давно по северокорейскому телевидению был показан репортаж с военных учений, где, помимо прочего, с этих самолётов производились пуски НАР по наземным целям.

Беспилотные летательные аппараты на базе Y-5


Известно, что в Китае на базе Y-5 создано несколько типов БПЛА различного назначения. Первые радиоуправляемые самолёты этого типа готовили для забора проб из облака ядерного взрыва. Также бипланы ранних серий после выработки эксплуатационного ресурса переделывали в радиоуправляемые мишени, используемые в процессе боевой подготовки сил ПВО.

Наибольшую известность получил БПЛА FH-98 (Feihong 98), переоборудованный из пилотируемого Y-5B. Этот беспилотник, созданный компанией China Aerospace Science and Technology Group, совершил первый полёт в 2018 году. После чего в дистанционно пилотируемые аппараты переделали несколько капитально отремонтированных самолетов, построенных во второй половине 1990-х.


БПЛА FH-98

БПЛА FH-98 был разработан в интересах военных и испытывался НОАК. Для управления грузовым дроном использовалась наземная станция, изначально предназначенная для управления другими китайскими разведывательно-ударными беспилотниками. В ходе демонстрационного вылета с борта беспилотного биплана на парашюте в заданную точку был сброшен грузовой контейнер.

Основным назначением БПЛА FH-98 является доставка грузов в районы, где слишком велика вероятность того, что пилотируемый транспортный самолет или вертолет будет сбит противником. Помимо этого, беспилотник может также использоваться для сброса крупнокалиберных авиационных боеприпасов, постановки мин, а также как ложная цель, для вскрытия позиций ПВО.

Впрочем, возможно и гражданское применение этого беспилотного аппарата. По сообщению пресс-службы крупного транспортного холдинга SF Express (второй по величине китайский холдинг по доставке грузов), 21 августа 2020 года БПЛА FH-98 совершил свой первый коммерческий рейс, доставив груз в аэропорт Баотоу (автономный район Внутренняя Монголия).
Автор:
57 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Uncle Lee
    Uncle Lee 19 января 2023 05:03
    +27
    о поставке неназванному оператору из Уральского региона Российской Федерации десяти легких многоцелевых самолетов Y-5B
    Долетались ! Наши же АН-2 нам китайцы поставляют ! Стыдуха !
    1. andrewkor
      andrewkor 19 января 2023 05:52
      +19
      Полностью с вами согласен,Позорище.
      Надеюсь, что мой комментарий ,хоть и короткий,но имеет смысл!
    2. НДР-791
      НДР-791 19 января 2023 06:31
      +16
      Цитата: Uncle Lee
      Долетались ! Наши же АН-2 нам китайцы поставляют ! Стыдуха !

      Да был у нас аналог АН-3, даже в эксплуатации был. И выпускался чуть не 10лет...по штуке в год. Только не нужен никому при таком отношении к малой авиации оказался. А когда Чилингаров для рекламы загнал экземпляр на Южный Полюс где его не смогли завести, да так и бросили на несколько лет, то и потенциальные заказчики от них отказались. И осталось их пара-тройка в МЧС и на марке почтовой.
      1. Гражданский
        Гражданский 19 января 2023 07:44
        +20
        1. У хорошего хозяина в хозяйстве все работает.
        2. Азербайджан с помощью переделанных в БПЛА АН-2 вскрыл ПВО в Карабахе.
        3. Ан-2 - советский самолет. Разработали его под руководством коммунистов. Так что, КНР как настоящий преемник СССР имеет на Ан-2 полное право.
        4. Коммунисты КНР передают пламенный привет строителям развитого капитализма в одной бывшей северной сверхдержаве. Сдавшим на металлолом всю малую авиацию СССР.
        1. AlexFly
          AlexFly 19 января 2023 15:02
          +9
          Здесь с вами соглашусь с оговоркой, не только малую, но и всю авиацию.. Обливающий помоями класс нуворишей, ничего нового не придумал, также качал углеводороды и чушки металлов... Народцу заткнули рот ножками буша и дешевой водкой, крича о перемоге=успехах на каждом углу.... АК-12 это всё на что они способны менегеры...
    3. Jackson
      Jackson 19 января 2023 07:46
      +16
      В наших реалиях это неплохой вариант. Закрыть дыры неплохой и отработанной техники. Кстати, в Китае выпускают копии Ан-12 и Ан-24 которые нам сейчас так нужны.
      Но закупить их гордость не позволит.
      Везде кричать о величии и ничего не уметь - вот это действительно позорище.
  2. Luminman
    Luminman 19 января 2023 05:11
    +21
    В начале своего пути мне доводилось обслуживать этот самолет. Простой, как апельсин, надежный, универсальный, а главное, прощающий ошибки как пилотов, так и инженерно-технических работников. Самолет настолько прост, что посади за работу целое КБ, чтобы его упростить, то ничего бы у них не вышло. Это я о Ан-2. Уверен, что и это китайское чудо такое же... А автору спасибо за статью!
    1. andrewkor
      andrewkor 19 января 2023 05:59
      +13
      Пацанами всей компанией ходили к старому барнаульскому аэродрому смотреть на прыжки парашютистов как раз с АН-2.Ну,прыгнули, и прыгнули ,парят потихоньку,красота!Но больше всего привлекло внимание манёвры пилота, как он буквально пикировал с разворотом на посадку и пробег был метром 100 ,глядя их далека.Эх, молодость,детство,прекрасное далеко, шестидесятые годы!!!
    2. СергейАлександрович
      СергейАлександрович 19 января 2023 08:56
      -8
      Так ли уж лёгок и прост в управлении и готов простить ошибки пилотам?

      Конструкция, при всех её достоинствах, всё же обладает определенными недостатками из-за неслишком удачного глубокого расположения переднего шасси.
      1. Luminman
        Luminman 19 января 2023 09:00
        +7
        Цитата: СергейАлександрович
        Так ли уж лёгок и прост в управлении и готов простить ошибки пилотам?

        Ну разве что, если пилот совсем попутал берега... wink
        1. СергейАлександрович
          СергейАлександрович 19 января 2023 10:03
          -4
          Ну да, опять пилоты виноваты, а не плохо уравновешенная конструкция. Незачем лепить божественный образ из обычной и далеко не самой совершенной конструкции. И уж тем более, не стоит обвинять пилотов, там где конструктивный недостаток очевиден.
          1. Luminman
            Luminman 19 января 2023 10:57
            +11
            Цитата: СергейАлександрович
            не стоит обвинять пилотов, там где конструктивный недостаток очевиден

            Посадить самолет, уткнувшись носом в землю с такими высокими шасси и низкой посадочной скоростью, как у Ан-2, может только пилот, назвав которого русским непечатным выражением я тут же получу бан...
            1. СергейАлександрович
              СергейАлександрович 19 января 2023 11:34
              -2
              Да что вы говорите? sad Это всё, наверняка, враги клевещут! wassat Они же и размещают во множестве фотографии с уткнувшимися в землю носами самолетами. wassat
              Может, для помощи вам и вашему мнению, запретить размещение таких фотографий, вот тогда конструкция у самолета станет просто идеальной. bully
              1. Luminman
                Luminman 19 января 2023 16:48
                +1
                Цитата: СергейАлександрович
                Да что вы говорите? Это всё, наверняка, враги клевещут!

                Нет, не враги. Люди малокомпетентные и слабо разбирающиеся в сути вопроса...
                1. СергейАлександрович
                  СергейАлександрович 19 января 2023 21:25
                  -4
                  Хотите обозвать тех, кто размещает во множестве фотографии с уткнувшимися носом в землю Ан-2, слабо разбирающимися в сути вопроса? Или вам так не нравится, что самолет склонен к утыканиям носом, и готовы объявить всех несогласных слабо разбирающимися? А кто тогда разбирается, тот кто станет отрицать фотографии с катастрофами?
                  А вы хорошо разбираетесь в вопросе, если пытаетесь отрицать один из самых очевидных недостатков компоновки?
                  Сколько раз уже зарекался писать в авиационных темах, из-за мягко говоря сомнительной ориентации большинства участников дискуссии в них, но вот опять.
      2. Алексей Алексеев_5
        Алексей Алексеев_5 19 января 2023 09:20
        +8
        Пардоньте.Сколько летал на Ан-2 пассажиром но ни разу не замечал переднего шасси.
        1. СергейАлександрович
          СергейАлександрович 19 января 2023 10:00
          -4
          Ну конечно же, ведь его нет, вот и клюёт носом самолет при неудачных посадках иногда, как на фото.
    3. Александр Куксин
      Александр Куксин 19 января 2023 09:55
      +9
      Правда! Мне приходилось летать на разных самолётах... И на Ил-28 тоже. Но в душе всегда была теплота к Аннушке... На нем работал в сельхозавиации... Замечательная машина! Потом когда продали лицензию полякам был у меня и польский вариант. Задолбались с их капотами тяжеленными возиться. Сколько просмотрел наших проектов модернизации наших КБ... Что-то ни один не понравился... Правда китайских не видел. Уникальный самолёт! Был у Антонова ещё один неплохой вариант Ан-14 "Пчёлка" Штабной, в кабине посидел, но полетать не пришлось. Не понятно почему в серию не пошел.
      1. СергейАлександрович
        СергейАлександрович 19 января 2023 11:05
        -3
        Вот по схеме АН-14 "Пчелка и надо было идти при развитии малой авиации. Двигатели только ставить мощнее.
    4. irontom
      irontom 19 января 2023 12:58
      +1
      Отличный самолёт, вот только летает на горбу техника, "кожаная" от МС-20 моя техничка в юности тому свидетель. Слоник, до химии дорасти не успел, ушел на более комфортную технику хе, хе Ан-24.
    5. вадим dok
      вадим dok 19 января 2023 17:58
      +1
      Кажется,ЕДИНСТВЕННЫЙ недостаток ( двигателя) очень большой расход масла - почти 5 кг/час или 4% от расхода топлива.
  3. Вождь_Бармалеев
    Вождь_Бармалеев 19 января 2023 05:19
    +11
    Наше мудрое государственное руководство своими руками убило малую авиацию. Теперь областные центры и районы областей - это два не связанных друг с другом мира. Во времена моей юности почти в каждом посёлке был аэродромчик (он же пастбище, он же футбольное поле) и кукурузники летали как маршрутки. Сейчас этого нет. И не будет. Потому, что то, чем собираются заместить дешёвый и надёжный кукурузник - дорого, беспонтово и НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Стыд и позор.
    1. Monster_Fat
      Monster_Fat 19 января 2023 07:28
      +12
      Дело не только в малой авиации. Проблема в недостатке КБ и мощностей производства. Российский авиапром скукожился до таких размеров, что уже не способен к крупносерийному производству разнообразной, летной техники. Может выпускать только отдельные самолёты и вертолеты малыми сериями, а то и вообще- поштучно.
    2. A. B.
      A. B. 19 января 2023 12:58
      +3
      Читал статью и вспоминал, как в юности далекой, еще в начале 90х, в селении ФарФарИещеДальше где я тогда жил, садились на ровном поле такие машинки и парашютистов забирали, или пассажиров. А потом все. Хочешь на самолет? Три часа в дороге на машине, четыре-пять на автобусе.
  4. Михаил Драбкин
    Михаил Драбкин 19 января 2023 05:50
    +10
    Экспорт модернизированного АН-2 в Россию

    —-Это символ деградации промышленности России. И эффективности капиталистического будущего, невидимой руки Адама Смита….

    —-Слов нет! Одна надежда, да и только, необоснованная актуальностью.
    1. Kolin
      Kolin 19 января 2023 07:27
      -5
      Коварные олигархи с помощью машины времени послали в 70 годы Петрова и Боширова и они ликвидировали производство АН-2 в СССР!
  5. Николай Р-ПМ
    Николай Р-ПМ 19 января 2023 06:17
    +3
    сначала по стилю слога автора не распознал, но иллюстрация с Google maps моментально идентифицировала Сергея Линника)
  6. Konnick
    Konnick 19 января 2023 06:27
    +8
    В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения АШ-62ИР с взлётной мощностью 1 000 л. с.


    Этот же двигатель устанавливался и на 2-х моторный Ли-2, унифицированная цилиндро-поршневая группа этого двигателя применялась на многих самолетах, начиная от истребителей Ла-5, Ла-7, бомбардировщиков Ту-2, ну и Ил-12, Ил-14 . Унификация это великое достижение технической политики СССР.
    1. СергейАлександрович
      СергейАлександрович 19 января 2023 09:09
      -3
      Двухмоторный Ли-2 обладал по сути теми же конструктивными недостатками расположения шасси как и АН-2. Если и делать что-то, с действительно удачным двигателем АШ-62ИР, то самолет с расположением шасси по схеме проекта "Рысачок" с несколько большей вместимостью и надежностью.
      1. вадим dok
        вадим dok 19 января 2023 18:03
        +1
        Вообще то ,ЛИ -2 это лицензионная копия самолета DOUGLAS DC -3 pазработки 30 годов!
    2. MSN
      MSN 19 января 2023 09:39
      +3
      Ход поршня у АШ-62 - 174,5 мм, а у АШ -82 (Ла-5, Ла-7 и прочие) - 155 мм. Не очень то и унифицированные они.
      1. Konnick
        Konnick 20 января 2023 00:10
        0
        Ход поршня у АШ-62 - 174,5 мм, а у АШ -82 (Ла-5, Ла-7 и прочие) - 155 мм. Не очень то и унифицированные они

        Я написал цилиндро-поршневая группа, поршень и диаметр цилиндров, но не коленвал, хотя диаметр шеек одинаков. Двойная звезда и другой соответственно коленвал, а поршень один и тот же. М-62 ставились и на И-16 и И-15
        1. MSN
          MSN 20 января 2023 17:29
          +1
          Даже для АШ-62 есть несколько видов поршней (5 канавочные, 6 канавочные ранние, поздние) и разные поршневые кольца. И взаимозаменяемость по ТО и Э весьма ограничена. И шатунные механизмы разные и коленвалы. И опять же весьма ограниченно взаимозаменяемые. Либо взаимозаменяемые, но с множеством слесарных дороботок, согласно ТО и Э. Все это для одного двигателя. А Вы о разных.
    3. Александр Куксин
      Александр Куксин 19 января 2023 10:00
      +4
      Если память не изменяет, то уж на Ил-14 стояли двигатели АШ82-Т.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 19 января 2023 21:38
        0
        А на Ту4 что ставили? Эти же ДВС? или сдоенные "Звезды" .
        1. LastPS
          LastPS 23 января 2023 08:34
          +1
          На Ту-4 ставили копию американского двигла райт на 18 цилиндров.
  7. certero
    certero 19 января 2023 08:14
    +8
    Только сейчас по прошествии многих лет понимаешь насколько могуч был Союз если даже Китай обладающий значительно меньшими возможностями смог так долго эксплуатировать советское наследие.
    1. MSN
      MSN 19 января 2023 09:46
      +4
      Райт Циклон R-1820 --- М-25 --- М-62. Кто то действительно могуч.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 19 января 2023 21:39
        +2
        Причем, ресурса оригинала мы так и не достигли.
  8. Passeur
    Passeur 19 января 2023 09:51
    +5
    Первый китайский кукурузник взлетел в марте 1958 года

    Да простит меня автор, но для Китая первый полет первого произведенного в их стране самолета был очень значимым событием, потому дата его "вписана золотыми буквами" в историю - 7 декабря 1957 г. самолет № 01 совершил первый успешный полет в Наньчане.
    Перед полетом перерезали ленточку.

    А успешный полет был отмечен "массовыми народными гуляниями".
  9. Mister X
    Mister X 19 января 2023 10:29
    +1
    В связи с прекращением в КНР выпуска двигателей HS-5...
    Автор Сергей Линник

    Почему прекратили?
  10. Oleg133
    Oleg133 19 января 2023 10:30
    +8
    Цитата: Вождь_Бармалеев
    Наше мудрое государственное руководство своими руками убило малую авиацию.

    Если бы только малую и только авиацию. Оно убило почти всё.
    И до сих пор находится у власти
  11. МДП
    МДП 19 января 2023 10:50
    +8
    Разбить Ан-2 было еще той проблемой. Чтобы он рухнул, надо было отказать двигателю, оторваться крыльям и хвосту, но даже при такой ситуации засчет отсутствия какой-либо аэродинамики, он мог мягко упасть на грунт.

    П.С. По мотивам монолога про Вжиг-9 Юрия Гальцева
  12. S.N.
    S.N. 19 января 2023 10:57
    +5
    Цитата: СергейАлександрович
    Двухмоторный Ли-2 обладал по сути теми же конструктивными недостатками расположения шасси ка

    Ага и летает по всему миру с 1935 года. Это про DC-3 и C-47.
    1. СергейАлександрович
      СергейАлександрович 19 января 2023 11:27
      -3
      Раз за разом, готов повторять тезис о том, что не надо тянуть дрянь из прошлого, оттуда надо брать лучшее. Тот же, но более современный Ил-14 превосходил Ли-2 по всем параметрам.
      Если и возрождать самолеты на поршневых двигателях, то брать за основу лучшие образцы, а не убогие опасные конструкции.
      Ан-2 должен был заменить Ан-14 или что-то более крупное, а на смену Ли-2 пришел Ил-14, который мог бы летать и сейчас, настолько он был хорош.
      1. Passeur
        Passeur 19 января 2023 14:10
        +4
        Раз за разом, готов повторять тезис о том, что не надо тянуть дрянь из прошлого, оттуда надо брать лучшее.

        Да Вы выдающийся мыслитель! До Вас то все думали, что из прошлого надо как раз брать худшее. А оно вона как!
        1. СергейАлександрович
          СергейАлександрович 19 января 2023 20:14
          -3
          Тащат же люди Ли-2 и Ан-2, а значит позиции требуют уточнения. И критика устаревших и непригодных в современных условиях конструкций нужна обязательно. А то, похоже, большинство тут думает, что Ан-2 и Ли-2 загубили враги, а не врожденные конструктивные недостатки.
          1. Passeur
            Passeur 19 января 2023 23:12
            +2
            Их не губили врожденные недостатки. Их время ушло. Но на их место не создали ничего достойного.
      2. вадим dok
        вадим dok 19 января 2023 18:51
        +2
        ЛИ-2 (DC-3) Разработка 30 годов- ИЛ -14 5О годов! Прошло 50 лет развития авиации!
        1. СергейАлександрович
          СергейАлександрович 19 января 2023 20:16
          -2
          Ну так оппонент утверждает, что ЛИ-2 (DC-3) летает до сих пор и чуть ли не верх совершенства поэтому.
          1. Passeur
            Passeur 19 января 2023 23:20
            +4
            DC-3 - действительно выдающаяся конструкция для своего времени, эпохальная, можно сказать. Еще летает самолет 1937 года выпуска, а фирма Basler Turbo Conversions занимается модернизацией старых С-47 в Basler BT-67 для коммерческого и военного использования.
  13. evgen1221
    evgen1221 19 января 2023 12:40
    0
    Идея с переоборудованием в беспилотник мне лично нравится. В местах со слабой пво шероху наводить самое оно, и безопасно для пилотов, коих из школоло обучить можно на компе, причем дома у этого школоло.Пришел запрос, открыл меню пользователя и вперед до указанных координат и домой, голда на счет по факту посадки.
    1. СергейАлександрович
      СергейАлександрович 19 января 2023 13:16
      -1
      С такими размерами и максимальной скоростью 236 км/ч, не то что от ракеты ПВО не уйти, тут бы спастись от крупнокалиберного пулемета и ЗУ-23-2 по пути.
  14. silberwolf88
    silberwolf88 19 января 2023 17:35
    +1
    Прекрасный самолет … востребованный и с потребностью и в будущем … НО УЗГА выиграло иной путь … пока весьма спорный … время покажет
  15. clou
    clou 19 января 2023 18:03
    +4
    Цитата: Jackson
    Кстати, в Китае выпускают копии Ан-12 и Ан-24 которые нам сейчас так нужны.
    Но закупить их гордость не позволит.
    Везде кричать о величии и ничего не уметь - вот это действительно позорище.

    Не продадут, на них стоят канадские двигатели, на реэкспорт которых Канада разрешение не даст. А в РФ таких двигателей УЖЕ нет, если бы были бы, то для затыкания дыр можно было просто фюзеляжи купить
  16. merkava-2bet
    merkava-2bet 19 января 2023 20:01
    +6
    Не зря говорил сам Антонов,что именно Ан-2 это самое большое его достижение,по мне вечный Великий Самолёт,спасибо Сергей,отличная статья.
  17. S.N.
    S.N. 20 января 2023 08:35
    +2
    Цитата: СергейАлександрович
    а не врожденные конструктивные недостатки.

    Шасси с хвостовым колесом, это конструктивный недостаток?