Безымянная модернизация «Грача»

Примерно год назад стало известно, что в ближайшие несколько лет около 120-130 самолетов Су-25 пройдут ремонт с продлением ресурса и модернизацию до уровня Су-25СМ. Около сорока машин к тому времени уже прошло такое обновление. В начале октября текущего года появились новые сообщения о дальнейшей судьбе основных отечественных штурмовиков. По данным «Известий», уже в конце 2012 года начнется производство еще одной новой модификации самолета Су-25 «Грач».

Безымянная модернизация «Грача»


Некий источник в командовании военно-воздушных сил рассказал журналистам издания о существовании новой модификации, которая к настоящему времени даже не имеет четкого и определенного названия. К настоящему времени обновленный самолет находится на испытаниях и уже почти готов к началу полномасштабного производства. Как и предыдущая модернизация с индексом «СМ», новая версия штурмовика Су-25 в первую очередь предназначена для нанесения высокоэффективных ударов управляемым вооружением. В то же время, комплекс оборудования нового варианта самолета будет иметь большие возможности и более высокие характеристики. Утверждается, что облик самого самолета и его бортового радиоэлектронного оборудования создавался на основе опыта, полученного во время войны 2008 года в Южной Осетии.


«Война трех восьмерок» в очередной раз подтвердила в целом достаточную эффективность неуправляемых ракет и бомб, однако точно так же продемонстрировала и все их минусы, в частности, необходимость подхода к цели на малое расстояние. Кроме того, Су-25 существующих модификаций не имеют возможности работать в сложных метеоусловиях или ночью. Наконец, часть потерь штурмовиков в конфликтах последнего времени связана с устаревшими системами радиоэлектронной борьбы. Все эти факторы, как утверждает источник «Известий», напрямую повлияли на требования к новейшей модернизации.

Источник сообщил, что обновленный Су-25 получит т.н. стеклянную кабину. Он отметил, эта система не является самой совершенной в мире, но со своими функциями справляется отлично. Кроме того, во время разработки новой модификации пришлось отказаться от возможности работы с прибором ночного видения. Дело в том, что кабина Су-25 имеет сравнительно небольшие размеры и летчику было бы очень трудно работать с достаточно большим аппаратом, закрепленным на шлеме. Тем не менее, такие минусы могут быть в некоторой мере компенсированы отсутствием необходимости в личном участии пилота в поиске цели и непосредственном наведении боеприпасов. Так, БРЭО новой модернизации Су-25 совместимо с корректируемыми бомбами линейки КАБ, имеющими систему наведения по сигналу навигационных систем. Соответственно, в сложных условиях летчику будет достаточно только ввести в аппаратуру самонаведения координаты цели. Еще один способ компенсации отсутствия нашлемного прибора ночного видения касается оптико-электронных систем самолета. Утверждается, что обновленный Су-25 получит новые средства обнаружения в оптическом и тепловом диапазонах. Таким образом, летчики смогут находить цель на большом удалении и при помощи технических средств, которые имеют гораздо большие возможности, чем его собственные глаза.

Со спутниковой навигацией связано еще одно нововведение. Обновленный приемник ГЛОНАСС/GPS, предназначенный для модернизированных «Грачей», менее подвержен помехам и может работать в гораздо более сложных условиях, чем нынешние. Также на новых самолетах будет устанавливаться система связи последней модели, позволяющая действовать в радиусе тысячи километров от базы, что превышает дальность полета самолета. Кроме того, новая система шифрованной связи отвечает последним требованиям по интеграции отдельных боевых машин в общую информационно-управляющую систему вооруженных сил.

Безымянная модернизация «Грача»


В области защиты от зенитных средств противника обновленный Су-25 получил два полезных нововведения. Во-первых, совместимость БРЭО с новейшим управляемым вооружением минимизирует необходимость входа в зону действия войсковой противовоздушной обороны. Во-вторых, в начале следующего года российские военно-воздушные силы начнут получать новые комплексы радиоэлектронной борьбы семейства «Витебск», предназначенные для установки на самолетах и вертолетах. Утверждается, что обновленные Су-25 станут оснащаться станциями постановки помех модели «Витебск-25». Имеются сведения о возможности оснащения комплекса «Витебск-25» дополнительной системой оптико-электронного противодействия, предназначенной для «ослепления» ракет с тепловым самонаведением. Примечательно, что различные элементы нового комплекса РЭБ ранее монтировались на новые вертолеты. Теперь строящаяся техника будет получать весь комплекс сразу, что сможет повысить ее возможности по выживанию в боевой обстановке.

Новых данных из официальных источников, проливающих свет на последнюю модернизацию Су-25, пока не поступало. Если работы по улучшению основного отечественного штурмовика действительно имеют место, то уже к концу этого года министерство обороны может продемонстрировать свои «обновки» в виде переоснащенных, а затем и построенных заново самолетов. Конечно, «Грач» служит уже не первый десяток лет, но, как показала практика, этот самолет имеет хороший модернизационный потенциал и последнее обновление будет очень и очень полезным в деле повышения боеспособности отечественных ВВС.


По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
http://lenta.ru/
http://rg.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 52
  1. М.Пётр 10 ноября 2012 09:44
    На нашем У-УАЗе идёт работа по востановлению линии Су-25.
    Хотя у нас и вертолётов довольно много заказано. Кто будет выполнять модернизацию?
    М.Пётр
    1. Гражданский 10 ноября 2012 11:24
      без ночного видения... это как... если оборудование большое- сделайте нормальный вариант более скромный по размерам
      1. Гэмэр 10 ноября 2012 12:45
        Цитата: Гражданский
        без ночного видения... это как...

        Предположу what , что поиском целей будут заниматься беспилотники и МиГ-25РБ.
        в некоторой мере компенсированы отсутствием необходимости в личном участии пилота в поиске цели и непосредственном наведении боеприпасов
        Гэмэр
        1. golikov 11 ноября 2012 19:55
          А сколько частей осталось вооруженных Миг-25РБ после реформы? Одна?!
        2. viktorR 12 ноября 2012 15:21
          Думаю как в су-25Т что то на подобии как у шквала сканирование местности будет
      2. xzWhiteWolf 11 ноября 2012 16:21
        Самолет новый дешевле будет сделать. Да и там по сути, уже нечего уменьшать.
        xzWhiteWolf
  2. в запасе 10 ноября 2012 10:01
    "Грачу" пора на пенсию.
    в запасе
    1. Игорек 10 ноября 2012 10:25
      Да ладно!Даже амеры пытались заменить свои штурмовики Тандерболты на стелс-машины,потом посмотрели на цену сего девайса и сказали ну его нак..й лучше старые модернизировать.
      Игорек
      1. в запасе 10 ноября 2012 13:13
        Ну, а можно ли як-130 подогнать под штурмовик?
        в запасе
        1. Diesel 10 ноября 2012 13:21
          Вопросом на вопрос отвечу, а ту160 можно подогнать под истребитель? laughing laughing
          Як130 не сможет быть полноценным штурмовиком никогда....
          Diesel
          1. в запасе 10 ноября 2012 13:32
            Понял глупый вопрос.
            в запасе
        2. Santa Bear 10 ноября 2012 13:25
          ну наверное не надо все таки отличный учебно-боевой самолет превращать в посредственный штурмовик smile ЯК130- хорош как учебный самолет и имеет возможность в случае необходимости нести некоторую номенклатуру вооружения для нанесения ударов по наземным целям, НО не имеет брони и средств противодействия любой более менее развитой ПВО. вобщем мое такое мнение- пусть каждый делает свою работу.
          Santa Bear
          1. SWEET_SIXTEEN 10 ноября 2012 14:49
            Цитата: Santa Bear
            ну наверное не надо все таки отличный учебно-боевой самолет


            Что означает учебно-боевой самолет?
            1. Bronis 11 ноября 2012 01:00
              http://www.yak.ru/PROD/new_130.php Ознакомьтесь на сайте разработчика...
              Ну или ежели покороче http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%B1%D0%BE%D
              0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82#cite_note-.D0.
              AD.D0.BD.D1.86.D0.B8.D0.BA.D0.BB.D0.BE.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D1.8F_.D0.90.D0.B
              2.D0.B8.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F-0
        3. cherkas.oe 11 ноября 2012 00:49
          Цитата: в запасе
          Ну, а можно ли як-130 подогнать под штурмовик?

          Можно. Если по нему из луков стрелять будут.
        4. Nick 11 ноября 2012 19:37
          Цитата: в запасе

          Ну, а можно ли як-130 подогнать под штурмовик?

          Его и предполагается использовать как штурмовик в конфликтах низкой интенсивности, в отсутствии развитой ПВО. Против боевиков, диверсионных групп, небольших войсковых подразделений и т.п.
          1. SWEET_SIXTEEN 11 ноября 2012 22:46
            Цитата: Nick
            в отсутствии развитой ПВО. Против боевиков, диверсионных групп

            У боевиков никогда не было недостатка в Стингерах и ДШК

            Напомню, что в Афгане 84% потерь авиации 40-й армии были от пулеметов и мелкокалиберных зениток.

            Цитата: Nick
            Против боевиков, диверсионных групп, небольших войсковых подразделений

            Как отыскать точечную цель без нормального БРЭО и радаров?
            1. Nick 13 ноября 2012 17:44
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              У боевиков никогда не было недостатка в Стингерах и ДШК

              Да, это средства ПВО, но не система - есть разница в эффетивности.
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Как отыскать точечную цель без нормального БРЭО и радаров

              Возможно нанесение ударов по заранее разведаным целям, возможно по стороннему целеуказанию. Как то так, а вообще такику применеия должны разрабатывать спецы.
    2. loft79 10 ноября 2012 13:25
      Рановато. Кто штурмовать то будет?
    3. Подполковник запаса 12 ноября 2012 02:57
      "Грачу" поклон до земли и никакой пенсии - Вы что !? Чем заменять собираетесь? Их бы все мадернизировать и поставить на крыло, да летать летать и летать!!!!
    4. shosha 27 декабря 2012 01:18
      этот самолет имеет хороший модернизационный потенциал и последнее обновление будет очень и очень полезным - так что пенсионный возраст ему повысили на неопределенный срок.

      этот самолет имеет хороший модернизационный потенциал и последнее обновление будет очень и очень полезным - так что пенсионный возраст ему повысили на неопределенный срок.
      1. studentmati 27 декабря 2012 01:23
        Отличный самолёт!!! Грамотное проектирование, качественное производство, профессиональная эксплуатация и обслуживание! Поэтому и объвлен "рестарт". На самом деле в планере заложены и доработаны в процессе боевого применения такие грамотные решения, что живучесть машины восхищает! Действительно "Грач", пусть с подбитым крылом, но домой прилечу!
    5. shosha 27 декабря 2012 01:27
      этот самолет имеет хороший модернизационный потенциал и последнее обновление будет очень и очень полезным - так что пенсионный возраст ему повысили на неопределенный срок.
      1. studentmati 27 декабря 2012 01:34
        Речь идёт уже не столько о модернизации, сколько о новом производстве.
  3. 8 рота 10 ноября 2012 12:53
    ГРАЧ - КРАСАВЧИК, наследник ИЛ-2.
    8 рота
  4. flanker7 10 ноября 2012 13:38
    Су 25 прекрасная машина. Простая и надежная, а после модернизации еще столько-же прослужит!
  5. Wedmak 10 ноября 2012 15:53
    Я правильно понял, что будут производить новые машины и параллельно обновлять старые модели?
    1. Bad_gr 10 ноября 2012 20:15
      Цитата: Wedmak
      Я правильно понял, что будут производить новые машины и параллельно обновлять старые модели?

      По поводу модернизаций информации попадается много, по выпуску новых "грачей" - информации почти нет.
      Су-25 выпускал Тбилисский авиазавод, а Су-25 спарку делали в Улан-Уде. Так что новые модификации Су-25 или его дальнейшее развитие Су-39 будут на основе спарок . Переделывать планер смысла не имеет, поэтому новый "Грач" более горбат (место второго пилота было использовано под доп. бак и новое оборудование).
  6. Игорек 10 ноября 2012 15:55
    Источник сообщил, что обновленный Су-25 получит т.н. стеклянную кабину.


    Это как у Ф-22?
    Игорек
    1. olp 10 ноября 2012 16:34
      Это как у Ф-22?

      нее.. это как технология стелс, т.е. звучит круто, а реальность она как правило прозаична )

      «Стеклянная кабина» — панель кабины пилотов самолёта, включающая в себя электронные дисплеи. В традиционной кабине устанавливается множество механических указателей для отображения информации. В «стеклянной» кабине установлено несколько дисплеев системы управления полётом, которые могут быть настроены для отображения необходимой информации.


      проще говорят при модернизации поставят в кабину пару МФИ
      olp
      1. olp 10 ноября 2012 16:42
        вот например кабина СУ-27


        а это кабина Су-27СМ
        olp
        1. Spooky 10 ноября 2012 20:45
          До сих пор нет современных дисплеев??????????????????????
          Spooky
          1. olp 10 ноября 2012 21:15
            До сих пор нет современных дисплеев?


            э-э? что значит современных?

            если вы думаете что в ней располагается кинескоп то вы ошибаетесь, это обычный ЖК-дисплей
            размеры обусловлены тем что самолёт это не компьютер к которому можно подключить любой дисплей, эта коробка и есть маленький компьютер, или как вы думаете происходит визуализация информации на дисплее?
            olp
          2. Azovin 10 ноября 2012 22:55
            Проснулся милый. А где у нас они есть?
            Azovin
        2. Azovin 10 ноября 2012 22:54
          Да . А это илс от звездолета. Хотябы навигацию простенькую. И Грачи тебе всю кунку расверлют.
          Azovin
      2. Azovin 10 ноября 2012 22:51
        Ты хоть понял что ляпнул. Это как в мкроволновнку пару шнеков от мясорубки воткнуть.
        Azovin
        1. olp 10 ноября 2012 23:05
          ты сам то понял что хотел сказать?
          придумай метафору попроще, а лучше прямо говори
          olp
      3. Игорек 11 ноября 2012 15:52
        Цитата: olp
        «Стеклянная кабина» — панель кабины пилотов самолёта, включающая в себя электронные дисплеи.


        Спасибо!Я уж подумал,что так без перелетный фонарь назвали laughing
        Игорек
  7. Аскет 10 ноября 2012 16:53
    Воспоминания лётчика.

    "
    На СУ-25 есть особенность применения ВПУ-в момент открытия огня (нажатия на БК) по планеру бъет отдача около7 тонн.Это в теории ,а на практике - летчик СУ-25 при стрельбе ВПУ-мышонок в железной коробке по которой бъют кувалдой(сравнение) -вылетают все кнопки РСБН.сразу же отказывает АРК,ДИСС и т.д.Поэтому ВПУ применялось лишь в самых экстремальных случаях. Эпизод на видео - после выполнения задания в горах пустая пара возвращается на базу-Моздок. На аварийной частоте на нас выходит авианаводчик в Грозном. Район..... Квадрат... По улитке...Зажали и бьют наших морпехов....Грачи выручайте.... Надо так надо-пушка то есть. Ведомый открывает огонь . Но по закону БУТЕРБРОДА пушку клинит. И это все ? Уходи-кричу я и нажимаю БК .Камера успела заснять 0.5сек работы ВПУ до срабатывания блокировки выключения на удар. Прошло много-много лет , а я до сих пор помню - и- и- и -е есс! В ПИПИРОЧКУ!! Спасибо! Грачи! Значит 250 снарядов ВПУ нашли свою цель и какому-нибудь морпеху 5 декабря 1999г в 17.22.в г Грозном мы спасли жизнь? Кто летал на СУ-25 поймет -это-( без 4сек МГ,отсечки) - одной очередью до железки... По поводу трасс с земли-отвечаю-было .... но издалека... Один раз в упор -август 1996г и ни царапины... Судьба....."


    1. Azovin 10 ноября 2012 22:28
      аскет судя по всему ты зарабатывешь звезды выкладывая бесполезные коменты не вдаваясь в проблему. Да комент красивый скачаный из глубин инета. Но к чему он. ты сам хоть понял что такое Грачь и кто ты. И где проблемы Грача..Грачу нужен новый илс. Глонас какой он есть на сегодняшний день. Вооружение пустил и забыл. Все это есть как бы на бумаге, но в войсках этого не пахло. И это очень больно
      Azovin
  8. Spooky 10 ноября 2012 20:44
    Недавно такой разбился в беларусе! Три были сбиты над грузией..........на этом же сайте писали! Ночью штурмовать не может и в плохое метео тоже!
    Spooky
  9. karmin 10 ноября 2012 22:03
    Прицельная оптико-электронная система способная работать ночью и в плохих метеоусловиях, гораздо эффективнее очков НВ
    karmin
    1. Azovin 10 ноября 2012 22:39
      О чем ты акстись. все на глазок. Какое ночное видение на Граче. кто тебе сказки на ночь рассказал. кроме наров и свободно падуещих, вооружения на Су 25 ни какого больше нет.
      Azovin
      1. ЯРС 10 ноября 2012 23:48
        это ты не ври! твоя стихия гадить ложью по инету!!!
        1. Azovin 10 ноября 2012 23:57
          ярс о себе я не спорю. что ты можешь предложить для Грача?
          Azovin
      2. Azovin 10 ноября 2012 23:52
        Где летчики? Если будем молчать , так и будем летать по видемым ориентирам
        Azovin
      3. алекс 241 11 ноября 2012 20:13
        Продемонстрированны глубочайшие познания авиационной техники,и вооружения.Мда...........
        алекс 241
  10. karmin 11 ноября 2012 01:21
    Цитата: Azovin
    О чем ты акстись. все на глазок. Какое ночное видение на Граче. кто тебе сказки на ночь рассказал. кроме наров и свободно падуещих, вооружения на Су 25 ни какого больше нет.

    Azovin, мы обсуждаем модернизированный ,,Грач,,
    karmin
  11. PPSh 11 ноября 2012 12:16
    Атака цели не входя в зону ПВО - веление времени... Путь решения - бомбардировка с кабрирования по ЦУ от авианаводчика. Применение НАР и АУ с дистанции 1500м - анахронизм и безразличие к судьбе пилота....
  12. datur 11 ноября 2012 12:38
    эта шняга- нам помогала-вещь!!!!!!!! laughing
  13. Андрей77 11 ноября 2012 16:50
    Безымянная модернизация «Грача» = распил денег. Точка.
    1. Инсургент 11 ноября 2012 19:57
      Ну да сколько таких безымянных грачей ,где тот су-39 каторый по авиа выстовкам возили
      Инсургент
  14. алекс 241 11 ноября 2012 18:27
    http://www.youtube.com/watch?v=rU-tnHMJz6o
    алекс 241
  15. алекс 241 11 ноября 2012 18:28
    http://www.youtube.com/watch?v=rU-tnHMJz6o
    алекс 241
  16. алекс 241 11 ноября 2012 18:31
    Серега для тебя

    .................
    алекс 241
    1. Подполковник запаса 12 ноября 2012 03:19
      Спасибо за видео!!!! Нахлынуло - хотя ходи по земле!!! Все равно спасибо! Штурмовикам поклон до земли и чистого неба. Как то наша пара по ошибке зашла на мою группу в 2000 под ханкалой - так в радио никогда больше не орал))))). Не дай бог попасть под атаку.Спасибо что ведущий промахнулся а ведомый вышел из атаки)))). А в тему - машина отличная и по мнению пилотов которое слышал сам - крайне живучая!
  17. Nik090 11 ноября 2012 23:05
    За Вас штурмовики drinks
    http://www.youtube.com/watch?v=fOaTEDYJmi0
    Nik090
  18. studentmati 12 ноября 2012 00:14
    По моему личному мнению Су-25 в целом: по конструктивному, компоновочному и аэродинамическому исполнению изделие вполне совершенное ибо постоянно дорабатывалось в боевых условиях (акцентирую на этом вимание)! Воспроизвести серийное производство планера в современных условиях многократно дешевле, чем разворачивать и самое дорогое налаживать производство нового изделия. Хотя запуск новых изделий крайне необходим! Установить новую электронику - это уже минимум проблем, "дело мастера боится". И что ещё думаю интересно, так это, то что "пилить" и "откатывать" будет крайне сложно. Все производственные затраты просчитаны до сотых долей копеек, пусть ещё и "советских", которые пересчитать в американские копейки несложно. Думаю, что сегодня разумнее модернизировать, чем создавать свой "Дэвис-Монтен".
  19. Маркони41 12 ноября 2012 02:10
    Грач. Расческа. Один черт он страшный. И когда заходит над тобой на поле боя, становится оччень не уютно!)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня