Когда «Банши» дико воет в небе…

42
Когда «Банши» дико воет в небе…


Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Новую боевую технику в строй. А было так, что в 2021 году в Иране была впервые продемонстрирована оригинальная пусковая установка для залпового запуска иранских БПЛА «Шахед-136», оформленная в виде автомобильного контейнера. В ней на стеллажах, одновременно являющихся пусковыми рампами, находились летательные аппараты бесхвостки, имевшие в длину около трех метров и размах крыльев немного больше двух.



Шахед-136


Считается, что вес такого аппарата составляет около 200 кг, из которых 50 приходится на боевую часть. Само крыло «Шахеда» треугольное с двумя концевыми килями. Двигатель с воздушным винтом находится сзади, стартовый ракетный ускоритель – под фюзеляжем.

Специалисты отмечают, что высокая точность наведения и «Шахеда-136», и «Герани-2» предусматривает наличие на борту дронов автономной системы самонаведения (либо оптической, либо тепловой), никак не связанной с GPS. Интересно, что для их производства широко используется вполне доступная электроника гражданского предназначения. Они оборудованы простой инерциальной системой навигации, которая позволяет им лететь к цели даже в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия.

Правда, имеются у этого дрона и недостатки, в частности, он очень шумный, да к тому же в основном и летит низко, и заметить его в небе очень легко. Кроме того, в силу невысокой скорости полета его можно поражать из самых различных видов артиллерийского и даже стрелкового оружия. Зато военные эксперты считают, что использование против подобных дронов зенитных ракет малоэффективно и приводит лишь к бесполезной трате дорогих боеприпасов, которых в итоге может попросту не хватить на куда более важные цели.

Дело в том, что при стоимости в 20 тыс. долларов или евро даже в том случае, если будут сбиты 4–7 из 10 запущенных дронов, их применение с точки зрения критерия «стоимость/эффективность» все равно будет оправдано. Есть у России и другие беспилотники, и они тоже по-своему эффективны. Но ни один из них не эффективен так, как «Герань». Почему? Да все потому, что он достаточно точен, довольно прост технологически и… не слишком дорого стоит. То есть это едва ли не идеальное средство тотальной войны.

Жук Кеттеринга



Первый в мире БПЛА «Жук Кеттеринга» – потому что жужжал в небе, словно большой жук

А было так, что еще в годы Первой мировой войны американец Чарльз Кеттеринг построил беспилотный аэроплан «Жук Кеттеринга» (Kettering Bug), который при мощности мотора в 40 л. с., ценой в 40 долларов и весом в 240 кг мог летать со скоростью 80 км/ч на дальность 120 километров.

Конструкция была ну совершенно в духе дня: фанеры, немного папье-маше, крылья из усиленного рейками картона. Первый полет состоялся 4 октября 1918 года. Причем уже тогда на нем стоял автопилот. Пройденное расстояние он рассчитывал по числу оборотов пропеллера, но вот влияния ветра учитывать не мог. Размеры вероятного кругового отклонения доставленной к цели 82-килограммовой бомбы были велики: круг в 3 км диаметром. Но так как американские военные собирались использовать «Жука» для ударов по городам Германии, особая точность им, в общем-то, была и не нужна.


Современная реплика «Жука»

Осенью 1917 немцы тоже занялись разработкой ударного беспилотного самолета. Германский аппарат назывался «Летучая мышь» (Fledermaus), имел мотор мощностью 100 л. с., скорость 200–220 км/ч и нес уже бомбу в 100 кг, которая сбрасывалась над целью по радиокоманде с земли. То есть немецкая «Летучая мышь» имела дистанционную систему управления, как и у большинства современных дронов.

Из-за окончания войны «Мышь» применить так и не успели, однако выяснили, что пилотируемые истребители перехватывать такие аппараты из-за их невысокой скорости не могут, а зенитчикам в ночное время они не по зубам, при всех своих прожекторах, из-за их небольшого размера и малой высоты полета.

В 20–30-е годы информация об этих аппаратах была засекречена настолько хорошо, что обо всех этих проектах даже сегодня известно немногое. Правда, советский писатель-фантаст Александр Беляев в своем романе «Властелин мира» как раз в 20-х годах и описал налет германских радиоуправляемых самолетов на город. Впрочем, из-за сноса с нужного курса вследствие внезапно налетевшей грозы он закончился неудачей.


Еще один американский БПЛА периода Первой мировой войны конструктора Сперри

Зато о применении немцами самолетов-снарядов Фау-1 и баллистических ракет Фау-2 по городам Великобритании в годы Второй мировой войны, скорее всего, сегодня знает каждый. Но, несмотря на то, что между этими двумя мировыми войнами прошло 20 лет, то есть срок немалый, особого прогресса, прежде всего в системах управления, достигнуто не было. Да, были использованы принципиально новые двигатели: ПуВРД на Фау-1 и ЖРД на Фау-2, увеличился вес их боеголовок, однако, как и раньше, ни о каком прицельном обстреле объектов поражения не было и речи.


А вот так этими БПЛА тогда управляли…

Новый виток войны роботов


И вот новый виток войны роботов.

Теперь уже на поле боя доминируют не сами летательные аппараты, а главным образом системы их наведения. Вот уж они-то за прошедшее время изменились кардинальным образом, так что та же крылатая ракета сегодня вполне может поразить не только одиночный, стоящий в поле танк, но и в буквальном смысле этого слова залететь кому-то прямо в форточку. Причем поставить их сегодня можно практически на любой летательный аппарат, что, опять-таки, возвращает нас к теме тотальной войны.

Суть ее в одновременном выводе из строя возможно большего количества объектов на территории противника, чтобы отбросить его, если уж и не в каменный век – лишив электричества, воды и тепла, то, по крайней мере, в эпоху раннего Средневековья. И вот как раз для этой цели наша крылатая «Герань» подходит наилучшим образом. Особенно если сделать их много. Очень много. Несколько десятков, а то даже и сотен тысяч.

Очевидно, что вопрос в данном случае будет заключаться, прежде всего, в цене подобного средства поражения. Кстати, на нашем сайте ВО совсем недавно об этом как раз и была статья Романа Скоморохова. О том же «Шахеде» у него было написано, что в нем всего лишь 52 детали. И то 40 сделаны были отнюдь не в Иране, а в самых разных «других местах» – США, Канаде, Швейцарии, Японии, Таиланде и… Китае.

И что будет, если уменьшить их количество, скажем, ровно до 40? Или до 30? Ведь тогда и цена на эти беспилотники существенно уменьшится, что применяющей их стороне будет выгодно во всех отношениях.

Давайте посмотрим, что в этом плане можно придумать?

Банши


Начнем с того, что самая металлоемкая и дорогая часть этого БПЛА, не считая дорогой электроники – это его двигатель. Вот мы и заменим его на простейший ПуВРД (пульсирующий воздушно-реактивный двигатель) в виде U-образной железной трубы. В которой нет ни цилиндров, ни поршней, ни шатунов, ни коленчатого вала!

Интересно, что патент на такой двигатель получил еще в 1864 (!) году наш соотечественник Николай Телешов, а действующий двигатель построил тоже россиянин – Владимир Караводин. Причем даже германский ПуВРД, стоявший на Фау-1, и тот был сложнее и требовал больше металла. К тому же в него устанавливалась клапанная решетка, тогда как в трубе у этого «мотора»… совершеннейшая пустота.

Принципиальная схема устройства такого двигателя фантастически проста: это цилиндрическая камера сгорания с присоединенными к ней входной и выходной трубами разной длины. Клапаном в нем служит… само топливо, сгорающее в ней с дозвуковой скоростью, так что ни одной подвижной детали в этом двигателе нет. Такое горение называется дефлаграцией, в отличие от сверхзвукового горения – детонации, причем при его воспламенении пламя вырывается из обеих труб.

Вот почему обе трубы направлены в одну сторону и вместе участвуют в процессе создания реактивной тяги. Но за счет того, что длина их различна, происходит следующее: когда во входной трубе давление падает, из выходной выхлопные газы все еще продолжают выходить. При этом они создают разрежение в камере сгорания, куда через входную трубу поступает свежий воздух. Но часть газов из выходной трубы из-за разряжения в камере сгорания возвращаются назад. Там они, во-первых, сжимают очередную порцию горючей смеси, поступившей из входной трубы, а во-вторых – они же ее и поджигают. То есть двигатель работает в пульсирующем режиме, однако тягу – и довольно приличную, он при этом создает!


Самолет-снаряд Фау-1. Музей в Пенемюнде, Германия

Такой бесклапанный пульсирующий двигатель в работе неприхотлив и очень стабилен, что для длительного полета БПЛА имеет принципиально важное значение. Система зажигания для работы ему не нужна – только для запуска. Дополнительного наддува он тоже не требует, разве что бак с топливом, для лучшего распыления его через форсунку. Горючим для двигателя может служить любое жидкое топливо: бензин, керосин, пропан.

Причем функцию карбюратора в нем выполняет более короткая входная труба, через которую в камеру сгорания и попадает топливную смесь. Единственный момент, когда ему требуется и зажигание, и принудительный наддув – это его запуск.

Кстати, делать его классической U-образной формы совсем необязательно. Вполне подойдет и наш, так называемый «русский вариант» этого двигателя, по которому он конструктивно больше всего похож на… автомобильный глушитель.

Интересно, что сделать такой ПуВРД можно в любой даже самой мало-мальски оборудованной сварочным и всем прочим для работы с металлом мастерской. При этом качество сварных швов для двигателя, «работающего только в один конец», особой роли не играет!


Внутреннее устройство самолета-снаряда Фау-1

То есть можно взять все ту же «Герань» и практически без переделок установить на нее вместе поршневого мотора такую вот «трубу» на стойках.

После чего последовательность запуска его будет такова: сначала через форсунку во входную трубу подается топливо и от компрессора сжатый воздух, затем на искровую свечу, установленную на пути обогащенной смеси в камеру сгорания, подается напряжение, и все – двигатель станет работать, напряжение и компрессор после этого можно убирать.

Подача топлива – по принципу больше-меньше, регулируется топливным инжектором, который может выдвигаться или вдвигаться внутрь трубы. После того, как камера сгорания двигателя раскалилась докрасна (то есть он заработал как следует), уже можно запускать дрон, для чего нужен будет еще и дополнительный твердотопливный стартовый ускоритель.


Устройство простейшего бесклапанного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. Вверху: двигатель, изготовленный в 2013 году коллективом журнала «Популярная механика». Внизу слева: три такта работы бесклапанного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. Внизу справа: схема работы клапанного двигателя, стоявшего на самолете-снаряде Фау-1. Рис. А. Шепса

Интересно, что совершенно необычными достоинствами аппарата с таким двигателем являются его заметность в инфракрасном диапазоне и производимый им совершенно оглушительный вой на уровне 140 децибел, как у самой настоящей ведьмы банши!

Контрастность в ИК-диапазоне позволяет стрелять по нему, дешевому, дорогими зенитными ракетами, а значит – и попусту их расходовать. Ну, а вой можно считать дополнительным средством поражения противника, действующим на его нервную систему!

Ну а что касается названия для этого дрона, то лучше «Банши» ничего не найти, и это будет тот редкий случай, когда оно полностью соответствует особенностям его конструкции!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    22 января 2023 04:29
    оглушительный вой на уровне 140 децибел, как у самой настоящей ведьмы банши!
    первый раз слышу что у ведьм децибелы меряли.)))
    1. +8
      22 января 2023 06:21
      Тоже вопрос к автору почему лучше "Банши" (Банши - вестники смерти. Ночные плакальщицы) ничего не найти. Наверное автор не спроста вспомнил в своей статье Скоморохова (ник Банши). Статья конечно познавательная.
    2. +6
      22 января 2023 08:53
      Цитата: Дедкастарый
      первый раз слышу что у ведьм децибелы меряли.)))

      Дык...кто общался с ведьмой,не любит об этом рассказывать ! recourse
    3. +10
      22 января 2023 09:27
      сделать такой ПуВРД можно в любой даже самой мало-мальски оборудованной сварочным и всем прочим ....качество сварных швов для двигателя, «работающего только в один конец», особой роли не играет

      Вынужден Вас огорчить, был знаком с энтуизастом этих двигателей - геометрия канала и качество обработки внутренней поверхности, в разы меняет тягу. То есть "сопли и ежики" от провисания металла шва внутрь - очень крепко снижают тягу. Поэтому детали придется точно штамповать.
      Собственно, мое участие в опытах и сводилось к изобретанию оснастки для зачистки сварного шва камеры сгорания через отверстие 20 мм, но на расстоянии 250 от сопла. Получилось, но надежность была так себе.
      Другое дело, что сборку самих крылатых ракет можно вести где угодно, это да, вплоть до "учебно-производственных бригад" школьников.
      Отдельная проблема - низкий КПД, отчего нужно рассчитывать, делать, стрелять... в общем обычные НИОКР. Жар от камеры сгорания повреждает пенопластовые крылья простейшей "леталки", и деревянному набору тоже нехорошо, поэтому треть фюзеляжа становится каркасом из проволочек, хотя возможно удастся использовать теплопотерю двигателя вниз для подогрева топлива. Хотя тут тоже вылезет проблема со стрельбой при разной температуре топлива и воздуха.
      140 децибел это не так много, обычное такси с выходцем с Юга примерно так озвучено.
      Цитата: Дедкастарый
      что у ведьм децибелы меряли

      Моя убила сороку визгом, правда в закрытой теплице питомника "русроза".
      1. +5
        22 января 2023 09:53
        Какой Вы молодец, однако! Снимаю шляпу!
      2. +5
        22 января 2023 17:50
        Цитата: eule
        был знаком с энтуизастом этих двигателей -

        В начале 80х сам заморачивался этим двигателем. Столько сил потратил. fool Так и не запустился. crying
  2. +7
    22 января 2023 05:42
    Очень интересно про беспилотники Первой мировой.
    Первый раз про них прочитал. good
    1. +2
      22 января 2023 06:41
      Цитата: bya965
      Очень интересно про беспилотники Первой мировой.
      Первый раз про них прочитал. good

      а ведь достаточно,одним пальцем в "поисковике" набрать.
      1. +8
        22 января 2023 13:45
        Цитата: Дедкастарый
        Цитата: bya965
        Очень интересно про беспилотники Первой мировой.
        Первый раз про них прочитал. good

        а ведь достаточно,одним пальцем в "поисковике" набрать.

        Проблема в том, что в поисковике можно найти , что угодно. Но! Что мне угодно на сей час? Я и сам не знаю...
        Потому и существуют тематические сайты, что предлагают по +- интересам .
        Ну вот точно я бы никогда не набрал в гугле 75 процентов тем, что на В.О. А здесь с удовольствием прочитал.
        1. +3
          22 января 2023 22:27
          Согласен с Вами полностью! Олеговичу статья удалась, тоже с удовольствием прочитал hi
  3. +3
    22 января 2023 06:01
    То есть можно взять все ту же «Герань» и практически без переделок установить на нее вместе поршневого мотора такую вот «трубу» на стойках.
    Не получиться. Все опять же из-за особенностей этого двигателя. Каждый такой "импульс" для БПЛА, что удар "кувалды", не известно как их выдержит сама конструкция БПЛА, явно на такое не рассчитанная и как себя поведет его электроника
    1. 0
      22 января 2023 07:38
      У Фау-1 тоже был импульс и тоже "электроника", хуже сегодняшней... И потом... можно установить "с переделками", если Вас "бес" смущает.
      1. +6
        22 января 2023 08:33
        Вячеслав, не обманывайтесь "простотой" такого двигателя, потому что он содержит:
        камеру сгорания, резонансную трубу, многоэжекторную систему впуска топливовоздушной смеси, топливную форсунку, топливную систему, змеевик-перегреватель через который подают топливо из топливной системы в систему впуска топливовоздушной смеси.
        Возможно такой двигатель и будет проще в производстве чем поршневой, но точно сложнее клапанного, а уж о производстве в "любой мастерской, можно и не говорить, потому что он требует сложных и достаточно точных профилей сечения.
        И да, экономичность, а значит дальность полёта также не на высоте. Хотя это можно компенсировать скоростью, но тут уже возрастают требования к планеру.
        Не всё так просто...
        1. +1
          22 января 2023 09:54
          Цитата: Владимир_2У
          точно сложнее клапанного,

          Ну точно не сложнее. И никакого змеевика ему не нужно. И все это делается без перевода металла в стружку.
          1. +6
            22 января 2023 10:08
            Фирма Эникс делает воздушные мишени, и без "многоэжекторной системы впрыска" и без змеевика... И редакция "Популярной науки" без них обошлась!
            1. +3
              22 января 2023 11:55
              Цитата: kalibr
              Фирма Эникс делает воздушные мишени, и без "многоэжекторной системы впрыска" и без змеевика... И редакция "Популярной науки" без них обошлась!
              Что там состряпали ПопМехи, и с какими характеристиками, это можно только верить им на слово, а Эникс - серьёзные ребята и реалисты, так что в розовый оптимизм особо не впадают не впадают. Именно поэтому их мишени в 70 кг весом на ПуВРД держаться в воздухе всего 30 минут, при этом мы ничего не знаем о конструкции их двигателя. К примеру винтовые беспилотники той же фирмы до 4-х часов.
              Герань весит 200 кг. несёт БЧ в 50 кг и летит на 1000 км минимум. Что бы просто держать её в воздухе надо будет два с половиной двигателя М-135, ну и где тут дешевизна и простота, не говоря об дальности?

              Цитата: kalibr
              Ну точно не сложнее.
              Мы ничего не знаем конструкции М-135, но совершенно точно то, что профили камеры сгорания достаточно сложны, ПуВРД ФАУ были намного менее требовательны к точности заборного тракта и камеры сгорания. А клапанный блок ФАУ - это пластины из пружинной стали наклёпанные в раму, при массовом производстве это копейки.

              Цитата: kalibr
              Ну точно не сложнее. И никакого змеевика ему не нужно. И все это делается без перевода металла в стружку.
              Ага, змеевик же не из трубки гнут, а обтачивают и фрезеруют, всё сплошь в стружке. Смешно...
              1. +2
                22 января 2023 11:58
                Цитата: Владимир_2У
                обтачивают и фрезеруют

                Обтачивают и фрезеруют поршни и прочие детали ДВС
                1. 0
                  22 января 2023 12:10
                  Цитата: kalibr
                  Обтачивают и фрезеруют поршни и прочие детали ДВС

                  Только речь шла о клапанном и бесклапанном с повышенными характеристиками ПуВРД.

                  Цитата: kalibr
                  точно сложнее клапанного,

                  Ну точно не сложнее. И никакого змеевика ему не нужно. И все это делается без перевода металла в стружку.
        2. +3
          22 января 2023 11:46
          Не всё так просто.
          Тем не менее Фау-1 строились из неавиационных материалов на непрофильных мощностях. Сейчас еще проще-рассчитать аэродинамику на компьютере, борткомпьютер из мобильника, стеклопластик, аммонал- и произвести такое количество дорогих зенитных ракет для них ни один евросоюз не сможет.
          1. +2
            22 января 2023 11:59
            Цитата: Болторез
            Тем не менее Фау-1 строились из неавиационных материалов на непрофильных мощностях.

            А Герань тоже не из титана клепают. Я конкретно о кажущейся автору простоте бесклапанного ПуВРД.
      2. +3
        22 января 2023 15:02
        Цитата: kalibr
        У Фау-1 тоже был импульс и тоже "электроника", хуже сегодняшней...

        И почитайте истории их мучений со всем этим... Да и электроники там особой не было, дальность отсчитывалась архаичным пропеллером, после чего автопилот переводил рули на пикирование, и даже с этим им пришлось сильно помучаться.
        Дело в том, что достаточно много сейчас двигателей, которые можно использовать в таких БПЛА, надо просто "менеджер" "королевского" типа
    2. Комментарий был удален.
  4. +4
    22 января 2023 09:34
    Ну,П уВРД -весьма интересная "штука" ! И этот вывод я сделал уже давно...в моих "черновиках" немало "прикидок" на тему :куда и как можно устанавливать такие движки ! Кстати , ПуВРД ФАУ-1-не лучший вариант для примера;т.к. этот движок уже "древний" и он клапанный ! Есть же компания ЭНИКС ,которая уже давно специализируется на производстве БПЛА с бесклапанными ПуВРД ! Даже для "Смерча" разработан БПЛА с ПуВРД ! "ФирмА" "Базальт" ,предлагая для "чугуниевых" авиабомб модуль планирования и коррекции (МПК) ,предусмотрел и вариант с ПуВРД !



    Кстати, если говорить и дальше о ПуВРД,то можно упомянуть и прямоточные пульсирующие детонационные двигатели (ППДД),которые рассматриваются в настоящее время ,как весьма перспективные ! wink
    1. +6
      22 января 2023 10:30
      P.S. Что же касаемо "Запада" ,то там делают ставку на миниатюрные турбореактивные двигатели...бывает, что даже в наименовании таких движков встречается слово "микро" ! Одно из направлений в разработке миниатюрных ТРД-это применение в движках газовых турбин и компрессоров систем турбонаддува автомобильных ДВС ! Что позволяет снизить стоимость таких ТРД ! Натовцы ставят подобные ТРД на ракеты диаметром 170-180 мм...в России есть разработка мини-ТРД диаметром 107 мм...
    2. +1
      22 января 2023 14:57
      Цитата: Nikolaevich I
      если говорить и дальше о ПуВРД,то можно упомянуть и прямоточные пульсирующие детонационные двигатели (ППДД),которые рассматриваются в настоящее время ,как весьма перспективные !

      Предлагаю модификацию пульсирующего ВРД - двухконтурный пульсирующий ВРД с турбонаддувом и бесконтактным магнитно гидродинамическим генератором (МГДГ).
      Выхлопная труба цилиндрической формы из сопла камеры сгорания (КС) пульсирующего воздушно реактивного двигателя сделана с продольным разрезом из жаропрочного сплава, облицована изнутри высокотемпературной керамикой (BеО, MgO). Снаружи выхлопная труба теплоизолирована слоем кварцевого или асбестового волокна. Продольный разрез (параллельный направлению потока плазмы в выхлопной трубе) в электропроводном металле цилиндра выхлопной трубы нужен для прохода переменного магнитного поля соленоидов через упомянутый разрез внутрь КС. Этот разрез заполнен и изнутри облицован диэлектрической высокотемператрурной керамикой, а снаружи - диэлектрическим асбестовым волокном с низким коэффициентом теплопроводности, но высоким модулем упругости, т.е. высокой прочностью на разрыв.
      Снаружи на слой асбестового волокна намотаны несколько встречных соленоидов, способных создавать внутри выхлопной трубы радиально-осевое магнитное поле переменных направлений величиной порядка 10 килогаусс.
      Выхлопная труба с соленоидами помещена внутрь цилиндрической трубы второго газодинамического контура.
      Топливо в КС подают пульсирующими импульсами из форсунок.
      Входной воздушый тракт в КС может быть снабжен запорными клапанами односторонней проводимости. Т.е. от турбокомпрессора в КС сжатый воздух запорные клапаны пропускают, а вот обратно - не пропускают.
      Возможно поджигание топливо-воздушной смеси в КС пульсирующими импульсными плазмогенераторами.
      Проталкивают сжатый воздух в КС воздушным многоступенчатым турбокомпрессором, подают имульсными форсунками распыленное горючее (керосин) с щелочными присадками (KOH, K2CO3) в КС, воспламеняют импульсными плазмотронами топливо-воздушную смесь, После сгорания топлоиво-воздушной смеси в КС повышается давление. Запираются обратные клапана. Образовавшийся в результате сгорания плазменный сгусток проталкивается через выхлопную трубу КС, прижимает к стенкам выхлопной трубы содержащееся в ней магнитное поле соленоидов. На токосьёмных катушках , намотанных вокруг КС возникает импульс ЭДС высокого напряжения, его выпрямляют и подают на высокочастоный инверторный преобразователь. Этот ВЧ инвертор (на IGBT транзисторах аналогичный сварочному инвертору) на выходе выдаёт электрический ток постоянного напряжения для питания электродвигателя привода воздушного турбокомпрессора. Привод воздушного многоступенчатого турбокомпрессора - смешанный, и от вентилятора 2го контура и от упомянутого электродвигателя, запитанного от импульсного бесконтактного (индуктивного) МГДГ.
      Вентилятор 2го контура - вращают авторотацией под действием перепада давления до и после вентилятора 2го контура, откачивая эжектирующей выхлопной струёй МГДГ воздух во 2м контуре за вентилятором, а также приводным электродвигателем. Вал вентилятора 2го контура через повышающий редуктор соединён с валом турбокомпрессора. Вал приводного электродвигаеля соединён с валом вентилятора 2го контура. Вентилятор 2го контура можно также выполнить двухступенчатым с противоположным направлением вращения ступеней вентилятора.
      Предлагаемая схема двухконтурного магнитодидродинамического ПУВРД имеет следующие преимущества:
      - Высокий КПД преобразования кинетической энергии выхлопной плазменной струи в электроэнергию ипульсным индукционным МГД-генератором.
      - отсутствие дорогой газовой турбины с жаропрочными монокристаллическими лопатками, подверженными воздействию высокой температуры, центробежным перегрузкам, вибрациям и способными оторваться в самый неподходящий момент.
      1. +1
        22 января 2023 18:46
        Можно также в воздушно-реактивном двигателе применить МГДГ холловского типа - у него 2 коаксиальных кольцевых электрода из жаропрочного тугоплавкого металла:
        отрицательный электрод - на входе выхлопной трубы, возле её крепления к КС, положительный электрод - на выходе выхлопной трубы, там где она выходит в канал (трубу) 2го контура. Оба электрода изолированы от металла стенки выхлопной трубы. Выхлопная труба по-прежнему облицована изнутри диэлектрической керамикой. Но в этом случае отпадает необходимость в продольном разрезе в металлической цилиндрической стенке выхлопной трубы.
        При применении МГДГ Холла отпадает необходимость в импульной прерывистой подаче топлива в КС и реактивный двигатель перестаёт быть пульсирующим.
        недостатки:
        - затруднено охлаждение стенок выхлопной трубы (ВТ), являющейся каналом с потоком горячей плазмы МГДГ.
        В индуктивном бесконтактном МГДГ охлаждение выхлопной трубы (ВТ) - порциями холодного сжатого компрессором воздуха в интервале между импульсами подачи топлива.
        - электроды, контактирующие с горячей плазмой, подвержены аэрогидродинамической эрозии и высокотемпературной коррозии.
        1. 0
          23 января 2023 03:36
          Самое оно для малоресурсного движка БЛА из каках и палок в один конец! laughing
        2. 0
          30 января 2023 22:18
          На рисунке изображен двухконтурный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) с МГД-генератором Холловского типа вместо газовой турбины.
          Чтобы устранить электротермическую нестабильность в МГД-генераторе ПВРД установлены внутренняя и внешняя катушка одинаковой спиральности.
          Магнитное поле внутренней катушки в плазменном канале направлено противоположно направлению магнитного поля внешней катушки МГД генератора.
          Поэтому магнитное поле внутренней катушки в плазменном канале ослабляет магнитное поле, созданное внешней катушкой,
          В среднем течении МГД- канала магнитное поле ослаблено по сравнению с магнитным полем в начале и в конце МГД-канала.
          Сильное магнитное поле подразумевает высокий параметр Холла, следовательно низкую электропроводность плазмы.
          Электрический ток течёт в плазме в МГД канале по областям с низким B-полем , в которых электропроводность плазмы повышена.
          Электронная концентрация и температура увеличиваются в областях низкого B-поля. Плазма становится локально кулоновской, значение локального параметра Холла падает, а его критический порог повышается. Поэтому в пульсационном импульсном режиме подачи стехиометрического количества топлива форсунками в камеру сгорания в плазменном канале за камерой сгорания периодически возникает Т-слой с высокой степенью ионизации.
          В Т-слое температура электронов превышает температуру ионов, что повышает электропроводность плазмы и эффективность МГД генерации вплоть до использования 0.2 энтальпии плазмы.
  5. +4
    22 января 2023 13:25
    "Специалисты отмечают, что высокая точность наведения и «Шахеда-136», и «Герани-2» предусматривает наличие на борту дронов автономной системы самонаведения (либо оптической, либо тепловой), никак не связанной с GPS"

    на самом делё всё наоборот - именно системы спутникового позиционирования обеспечивают им точность
    1. +2
      22 января 2023 17:38
      Цитата: mototun
      системы спутникового позиционирования обеспечивают им точность

      А зачем? Это только при разведанных целях важно.
      Предложу GSM наведение: ракета на основе инерциальной системы выходит примерно в район целей, там включает имитацию "базовой станции", и анализируя IMEI, наводится на скопление наиболее дорогих смартфонов, например 12-х айфонов.
      Тут две пользы - поражение штабов, и пропагандисткий эффект от убивания знатных коррупционеров противника.
      1. +1
        22 января 2023 18:30
        скопление наиболее дорогих смартфонов, например 12-х айфонов.
        На школу наведется.
  6. +1
    22 января 2023 13:35
    электричества, воды и тепла, то, по крайней мере, в эпоху раннего Средневековья.
    ++++++++
    Читается, как будто в эпоху раннего Средневековья было электричество. Вода и тепло конечно были, как и в каменном веке.
  7. +3
    22 января 2023 14:57
    Впервые..Познавательно.Оказывается БПЛА имеют давнюю историю.Респект Шпаковскому.А как у нас в России решался сей вопрос.Неужто даже такой прожектёр как Тухачевский обошёл своим вниманием данное направление
  8. +1
    22 января 2023 16:32
    Интересно, в музее в Панемюнде англичане к ФАУ-1 цветочки не кладут?Выглядит как памятник.
  9. 0
    22 января 2023 22:28
    Специалисты отмечают, что высокая точность наведения и «Шахеда-136», и «Герани-2» предусматривает наличие на борту дронов автономной системы самонаведения (либо оптической, либо тепловой), никак не связанной с GPS.

    Строго наоборот. Реально работающая оптическая система наведения для такой сложной цели как объект в городской застройке недешевая и технически весьма непростая.
  10. +1
    22 января 2023 22:46
    Работница авиационного завода фирмы «Radioplane Co.» в США по производству БПЛА во время Второй мировой войны по фамилии Догерти.

    Так уж получилось, что простая работница завода получила намного большую известность, чем сам завод. Хотя завод тоже известен, выпускал во время войны относительно недорогие радиоуправляемые БПЛА для тренировок расчетов зенитных орудий.
  11. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  12. +4
    22 января 2023 23:20

    Раз уже вышла эта статья
    Зачем изобретать велосипед. Челомей создал в 1947 году по мотивам немецкой фау-1 Р10Х с пуврд д3. Фирма до сих пор живет и здравствует в подмосковье, надеюсь, что в архиве сохранились чертежи самолета-снаряда и двигателя, а также результаты испытаний и конструкторская документация.
    Эта штука летала на 300 км и несла 800 кг боеголовку с крейсерской скоростью до 800 км/ч. Т.е. в оперативном тылу эта штука может взять на себя 80% целей, на которые тратятся дорогие и сложные калибры. Современная система управления гораздо более вибрационно устойчива, чем тогдашние гироскопы, а основной предел дальности от времени гарантийной работы пуврд в 30 минут. Но он делался из материалов дореактивной эры и применение других материалов и простой формы оребрения для увеличения поверхности отвода тепла позволит увеличит гарантийный срок работы до 1 часа. Это 500 км дальность.
    Реактивный двигатель стоит больше 10 млн. рублей, а пуврд не больше 200 тысяч в массовом производстве на любом моторостроительном заводе. Думая, что самолет-снаряд при массовом производстве может иметь в 100 раз меньшую себестоимость и сложность выпуска и запускаться с минимально приспособленных автомобильных шасси.
    украинцы такие штуки тоже могут массово начать собирать.
  13. +2
    22 января 2023 23:39
    Цитата: svp67
    То есть можно взять все ту же «Герань» и практически без переделок установить на нее вместе поршневого мотора такую вот «трубу» на стойках.
    Не получиться. Все опять же из-за особенностей этого двигателя. Каждый такой "импульс" для БПЛА, что удар "кувалды", не известно как их выдержит сама конструкция БПЛА, явно на такое не рассчитанная и как себя поведет его электроника

    импульс строго вдоль оси, так что можно поставить двойной пружинный демпфер для блока управления
  14. 0
    23 января 2023 02:00
    Единственное завершение конфликта в разумные сроки предполагаю выходом из моратория и испытанием на Новой Земле боеприпаса мегатонн на 30-ть. Чтобы партнерам и оппонентам мозги прочистить.
  15. +1
    23 января 2023 02:56
    Автор- Специалисты отмечают, что высокая точность наведения и «Шахеда-136», и «Герани-2» предусматривает наличие на борту дронов автономной системы самонаведения (либо оптической, либо тепловой), никак не связанной с GPS....

    Очень смелое заявление. Как автор видит возможность атаки сухопутных точечных целей в таком случае?

    Американцы во время войны с Японией применяли беспилотные ЛА, оснащенные ТВ камерами. Но говорить об автономности в этом случае не приходится.
  16. +1
    23 января 2023 14:20
    Контрастность в ИК-диапазоне позволяет стрелять по нему, дешевому, дорогими зенитными ракетами, а значит – и попусту их расходовать. Ну, а вой можно считать дополнительным средством поражения противника, действующим на его нервную систему!

    Вообще-то, нет. Чем заметнее аппарат, тем проще система наведения ракеты. Т.е такую фигню, которую по звуку можно засечь в любое время суток на огромном расстоянии и стрелять по ней, как по фонарю, вряд ли можно считать вундервафлей. Ракета для нее дешевле будет стоить.
  17. +1
    23 января 2023 18:23
    Цитата: Conjurer
    Контрастность в ИК-диапазоне позволяет стрелять по нему, дешевому, дорогими зенитными ракетами, а значит – и попусту их расходовать. Ну, а вой можно считать дополнительным средством поражения противника, действующим на его нервную систему!

    Вообще-то, нет. Чем заметнее аппарат, тем проще система наведения ракеты. Т.е такую фигню, которую по звуку можно засечь в любое время суток на огромном расстоянии и стрелять по ней, как по фонарю, вряд ли можно считать вундервафлей. Ракета для нее дешевле будет стоить.

    Штука низколетящая и довольно скоростная 0,7 Мах. ИК заметность не больше, чем у любого турбореактивного двигателя. Сбить будет довольно непросто, особенно ночью, и нужно будет целеуказание от обзорной рлс. Боец с ПЗРК здесь не справится.
  18. -1
    23 января 2023 22:40
    Я думал про Романа статья laughing
    Но все равно интересно hi

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»