Начало возрождению российского ледокольного флота положено

Начало возрождению российского ледокольного флота положено


Вот и пришло время для возрождения ледокольного флота в России. Впервые в истории независимого российского государства на Балтийском заводе в октябре 2012 года состоялась закладка ледокола ЛК-25, большого линейного дизель-электрического корабля, имеющего водоизмещение более 22 тысяч тонн и мощность 25 МВт. В церемонии закладки киля ледокола ЛК-25 принял участие премьер-министр России Д. Медведев.

В первую очередь, необходимо отметить, что ЛК-25 – вполне полноценный ледокол, который предназначен для проводки кораблей по Северному морскому пути как самостоятельно, так и в группе с другими ледоколами. Он двухосадочный, то есть может использоваться не только в большой воде, но и в условиях рек, что является несомненным преимуществом по сравнению с ледоколами, имеющими большую осадку. Осадка же данного ледокола способна изменяться в пределах восьми метров, в зависимости от того, насколько заполнены балластные цистерны с водой. Таким образом, вполне реально отказаться от ледоколов небольшой осадки. Кстати сказать, ЛК-25 оборудован также грузовым краном, имеющим грузоподъемность 150 тонн, который предназначен для выполнения работ под водой в ходе прокладки трубопроводов и в тех регионах, где устанавливаются буровые и добывающие платформы. Помимо этого, судно планируется оснастить специальной системой, предназначенной для тушения пожаров на нефтегазовых и буровых платформах. А также на ледоколе предусмотрена возможность размещения специального оборудования для ликвидации, в случае необходимости, разливов нефти.


На корабле, кроме того, предусмотрены весьма комфортные условия для размещения пассажиров и экипажа, что даст возможность использовать судно для совершения пассажирских и экспедиционных рейсов.

17 октября, спустя неделю после закладки ЛК-25, на «Выборгском судостроительном заводе» была проведена церемония закладки еще одного ледокола ЛК-16 21900М.

ЛК-16 – это дизель-электрический ледокол, оснащенный подруливающим устройством и двумя винторулевыми полноповоротными колонками, оборудованный вертолетной площадкой. Данное судно – это модернизированный проект 21900, по которому были построены 2 ледокола – «Санкт-Петербург» и «Москва». В новый проект было внесено ряд изменений, в частности, появились возможности для размещения спецперсонала и оборудования, вертолетная площадка перенесена на нос судна, установлен кран с увеличенной грузоподъемностью, корпусные конструкции усилены с целью уменьшения вибрации, пропульсивный комплекс имеет большую мощность. Кроме того, винторулевые колонки заменены на Icebreaker7 (ранее использовались Icebreaker6). Плюс ко всему на судне установлены системы и оборудование, которое должно обеспечивать выполнение международных требований по обработке балласта и сокращению вредных выбросов. Ледокол имеет водоизмещение порядка 14 тысяч тонн. Основное его назначение заключается в самостоятельной проводке и буксировке крупнотоннажных судов, тушение пожаров, оказание помощи кораблям в случае бедствия, осуществление перевозок полезных грузов. Всего по данному проекту планируется построить 3 ледокола, которые должны быть сданы в эксплуатацию до октября 2015 года. Предполагается, что основным местом работы судов будет бассейн Балтийского моря.

Стоит отметить, что эти проекты ледоколов не единственные. Ранее, в апреле текущего года, на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» была проведена первая порезка стали для инновационного проекта уникального ледокола Р-70202. Заказчиком данного проекта выступил Росморречфлот, с которым был подписан контракт в начале октября 2011 года.

Церемония закладки ледокола состоялась в июле 2012 года на заводе «Янтарь», но поскольку реализацией данного проекта занимаются российские судостроители совместно с финнами, то завершение строительства состоится на финском предприятии Arctech Helsinki Shipyard Oy (российский капитал в нем составляет 50 процентов акций и находится в ведении Объединенной судостроительной корпорации).

Данное судно – это единственный в мире косоходный ледокол, который предназначен для проведения спасательных операций и борьбы с авариями, связанными с разливами нефти. Характерная особенность ледокола – это ассиметричный корпус и три винторулевые колонки. Таким образом, судно может работать как на заднем, так и на переднем ходу, а кроме того, предусмотрено и боковое перемещение в случае необходимости проводки судов в условиях льда. Сама идея косоходного судна была разработана финской компанией Aker Arctic Technology еще в 90-х годах прошлого века.

Поставками оборудования для ледокола будет заниматься компания «Транзас», которая подписала контракт с финским заводом Arctech Helsinki Shipyard Oy. Среди данного оборудования будет поставлено комплект интегрированной навигационной системы и навигационного оборудования, оборудование ГМССБ, оптико-электронная система ночного видения и видеонаблюдения, пульты судодвижения, оборудование, предназначенное для обеспечения посадки и взлета самолетов. Кроме того, предполагается установить современные спутниковые системы, которые максимально отвечают техническим требованиям, предъявлены к судам данного класса.

Таким образом, ледокол будет использоваться для тушения пожаров, ликвидации аварийных нефтяных разливов, а также будет осуществлять экологический мониторинг.

Но и это еще не все. В скором времени, как заявил глава Объединенной судостроительной корпорации, начнется нарезка стали для закладки проекта атомного ледокола 22220 ЛК-60Я. Напомним, что атомный ледокол, строительство которого было начато еще в советские годы (в 1989 году) – «50 лет Победы» был достроен и сдан в эксплуатацию лишь в 2007 году.

Новый ледокол – это совершенно новое судно, над защитой проекта которого трудились многие организации, в частности, ЦНИИ имени Крылова, ЦНИИМФ, ЦКБ «Айсберг». Отметим, что в то время, когда проект существовал только на бумаге, многие не верили в то, что отечественные судостроители способны «потянуть» такой серьезный проект. Тем не менее, в начале 2012 года прошли успешные испытания новой атомной энергетической установки Ритм-200, а в 2013 году планируется заложить и сам ледокол. Новое судно будет оснащено новыми обводами корпуса, которые улучшат его ледостойкость и ледопроходимость.

Отметим также, что новый ледокол будет самым большим из всех атомных ледоколов, которые когда-либо строились в мире. Его мощность будет достигать 60 МВт (в то время как у «Таймыра» - всего 32,5 мегаватта, а у «Арктики» чуть больше – 29 мегаватт). Ширина судна составит 32 метра (против 28 метров у вышеназванных ледоколов), длина – 172 метра (у «Таймыра» она составляет 150 метров, у «Арктики» - 148 метров). Ледопроходимость будет составлять порядка 2,9 метров (против 1,95 и 2,25 метра у двух других судов). При этом осадка будет изменяться в зависимости от поставленных задач и условий, балластные цистерны будут способны принимать до 9 тысяч тонн воды. Таким образом, можно говорить о том, что ледокол ЛК-60Я способен заменить оба судна – и «Таймыр», и «Арктику» - для проводки кораблей в северные порты.

Необходимо отметить, что возрождение ледокольного флота и строительство новых ледоколов, которые необходимы для реанимации Северного морского пути, нужно не только для осуществления транспортировок полезных ископаемых, которые добываются на севере страны. Существуют и другие причины, помимо возрастания значения и роли Северного морского пути как транспортной международной линии. В частности, потепление, которое наблюдается в настоящее время, сделает перевозку грузов экономически выгодной, а кроме того, этот морской путь, который соединяет Азию и Европу, лежит в территориальных водах России. А если принимать во внимание, что все более заметна перспектива превращения Северной Африки и Ближнего Востока в большую сплошную зону нестабильности, использование ледоколов будет иметь большое значение в плане обеспечения безопасности перевозок. Это понимают во многих государствах, в частности, в Японии, которая разработала совместную с Норвегией программу освоения Севморпути и уже осуществляет пробные проводки своих судов по нему.

В России также принимаются определенные меры в данном направлении: на стадии реализации находится программа под названием «Основы государственной политики России в Арктике», строятся новые ледоколы, железные дороги и порты, но и в процессе создания находится Арктическая группировка войск. И это правильно, ведь то обстоятельство, что Арктика приобретает все большее значение, требует увеличения и ее безопасности.

Использованы материалы:
http://www.odnako.org/blogs/show_21325/
http://neftegaz.ru/news/view/104909
http://www.sdelanounas.ru/blogs/10488/
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. Lavrik 10 ноября 2012 08:31
    В связи с потеплением роль сев. морского пути резко возрастет. Надо размещать войска на Севере для защиты его от посягательств "соседей". Ледоколы и суда ледового класса для этого очень нужны.
    Lavrik
    1. Bad_gr 10 ноября 2012 19:38
      Внешний вид ледокола
      1. Chicot 1 11 ноября 2012 21:36
        Это не ЛК-25. И вообще это не атомоход. Это макет дизель-электрического ледокола (выраженная система выхлопных труб). А судя по развитой системе подруливающих устройств, это скорее всего не линейный ледокол, а вспомогательный...
        1. алекс 241 11 ноября 2012 21:40
          Василий добрый вечер,следуя нашей традиции немного юмора.
          алекс 241
          1. алекс 241 11 ноября 2012 21:57
            ....................................................................
            алекс 241
            1. Chicot 1 11 ноября 2012 22:28
              Здравствуйте, Александр! Рад Вас видеть в добром здравии! drinks
              Увы при всей моей трогательной симпатии к судам ледокольного класса, я не смог разыскать в своих архивах ничего зубодробильного на эту тему...
              Отвечаю вертушками. Они у меня (родные!!!), как палочка-выручалочка на все случаи жизни... laughingггГ
              1. алекс 241 11 ноября 2012 22:34
                Василий спасибо за добрые слова,вношу в Вашу коллекцию свою скромную лепту,надеюсь что на меня не обидятся
                алекс 241
                1. алекс 241 11 ноября 2012 22:34
                  ....................................................
                  алекс 241
                  1. алекс 241 11 ноября 2012 22:35
                    ..........................
                    алекс 241
                    1. алекс 241 11 ноября 2012 22:36
                      .................................................................
                      алекс 241
          2. crambol 12 ноября 2012 15:26
            Теперь даже последний тупица будет знать, что такое ледокол на собственном парУ!
        2. Bad_gr 11 ноября 2012 22:01
          Цитата: Chicot 1
          Это не ЛК-25. И вообще это не атомоход. Это макет дизель-электрического ледокола (выраженная система выхлопных труб).

          В статье написано:
          "..... Впервые в истории независимого российского государства на Балтийском заводе в октябре 2012 года состоялась закладка ледокола ЛК-25, большого линейного дизель-электрического корабля, имеющего водоизмещение более 22 тысяч тонн и мощность 25 МВт....."

          Картинку взял отсюда http://bastion-karpenko.narod.ru/VVT/22600.html

          ХАРАКТЕРИСТИКИ
          Водоизмещение 22258 т
          Длина максимальная 146.8 м
          Длина между перпендикулярами 132.8 м
          Ширина 29.0 м
          Скорость ок. 17 узлов
          Мощность силовой установки 25 МВт
          Осадка наименьшая 8.5 м
          Осадка наибольшая 9.5 м
          Автономность 60 суток
          Ледопроходимость 2 м
          Экипаж 38 чел.
          Спецперсонал 90 чел.
        3. crambol 12 ноября 2012 15:48
          судя по развитой системе подруливающих устройств...

          Вообще-то подруливающие устройства у него видны только на носу. А вот на кормушке вроде поворачивающиеся пилоны с винтами. Могу ошибаться. К тому же непонятно, как он открытыми лопастями лед будет встречать?
  2. scrack 10 ноября 2012 10:34
    Ледоколы нам не только для Севморпути, но и для освоения Арктики. Его наверняка можно оснастить исследовательским оборудованием
    scrack
  3. Гэмэр 10 ноября 2012 12:24
    Уряяя! fellow
    172 метра! Да, вот это "по-нашему"! good
    Эх, взяли бы да разработали проект атомного ледокола-крейсера... Думается, тогда многие наши "партнеры" перестали бы считать Арктику "общим достоянием".
    А если не поможет, то построим косоходный атомный авианесущий ледокол (шутка).
    СЛАВА РОССИИ!
    Гэмэр
  4. Chicot 1 10 ноября 2012 13:50
    Т.н. "двухосадочность" ЛК-25 выдаваемая за его несомненное преимущество на деле является его главным недостатком. Ибо большую (и самую тяжелую!!!) часть своего рабочего времени (проводка караванов в условиях многолетних льдов) он будет вынужден работать "водовозом", т.е. по сути своей попусту возить воду в балластных цистернах...
    Право-слово, тот вес и объем, который будет занимать вода можно было бы использовать более рационально и создать полноценный линейный ледокол, не некий его гибрид со вспомогательным... Так что, хоть заминусуйте по ту сторону оси абцисс, но я считаю проект ЛК-25 неудачным. И это мое твердое мнение...
    1. koosss 10 ноября 2012 14:13
      какой же это недостаток? "двухосадочность" делает его более "проходимым" в плане глубин и соответственно в больших ситуациях он может применятся

      "может использоваться не только в большой воде, но и в условиях рек, что является несомненным преимуществом по сравнению с ледоколами, имеющими большую осадку. Осадка же данного ледокола способна изменяться в пределах восьми метров"
      это не значит что цистерны всегда должны быть заполнены..а только в конкретной,необходимой ситуации
      1. Chicot 1 10 ноября 2012 22:31
        Попытка создать нечто универсальное - весьма зыбкая и часто(!) неоправданное действие...

        Чтобы было понятнее, переведу сие в военную плоскость. Точнее в военно-морскую...
        Гибрид линейного ледокола (предназначенного для проводки караванов в условиях многолетнего льда, часто пакового) и мелкосидящего (сиречь вспомогательного) сродни помеси линкора и речного монитора. Идейка типа привлекательная, но априори изначально тупиковая (мягко выражаясь)...

        И еще одно - "конкретная,необходимая ситуация" - это подавляющее большенство и львиная доля в рабочем времени ледокола подобных размерений и мощности СУ (т.е. говоря другими словами - подобного класса)... Скорее уж без водички в цистернах он будет находиться незначительный период из своего срока службы. И это даже если включить сюда время стоянки в местах его постоянного базирования...
        Такое впечатление, что его проектированием занимаются не матерые специалисты, а недоучившиеся студиузы. А то и того хуже - глухо абдолбленные черти чем тинейджеры...
        1. Chicot 1 11 ноября 2012 15:55
          Не от большого ума минусуешь, друх мой... wink laughing ггГ
    2. Wedmak 10 ноября 2012 16:02
      Ну я бы поспорил насчет этого "недостатка". Ледокол не баржа и не танкер. Это корабль довольно узкого назначения - ломать лед и проводить корабли в тяжелых ледовых условиях. А то, что он везет с собой несколько тысяч тонн воды, а не скажем зерна или нефти - вообще волновать не должно.
      1. Chicot 1 10 ноября 2012 22:08
        "Если на клетке с ослом написано "Лев", не верь глазам своим"
        Козьма Прутков
        wink

        Так то, мои уважаемые коллеги по сайту... smile
  5. omsbon 10 ноября 2012 14:41
    Очень радостное событие и знаковое!
  6. Алекс60 10 ноября 2012 14:45
    По любому надо нарашивать и создавать заново всю инфраструктуру Севморпути . И пусть пользуется все прогрессивное сообшество. Но на наших условиях. Потому что это наш монастырь.
    Алекс60
  7. shurup 10 ноября 2012 16:19
    Меня тоже потянуло в гигантоманию.
    Атомный авианосец-ледокол, вооружённый кроме самолётов тяжёлыми транспортными вертолётами и встроенной буровой установкой - такого ещё никто не делал.
    1. Wedmak 10 ноября 2012 16:20
      Зачем буровая установка? Тогда уж пара десятков МБР пусть будет.
    2. Аскет 10 ноября 2012 16:26
      Цитата: shurup
      Атомный авианосец-ледокол, вооружённый кроме самолётов тяжёлыми транспортными вертолётами и встроенной буровой установкой - такого ещё никто не делал.


      Ну уж не все сразу. А то глобальное потепление, да еще последние льды гигантскими ледоколами порушим.Негде будет нашим РПКСН прятаться laughing
      Арктика уникальный позиционный район для них не зря амеры голову ломают как их нейтрализовать..Хотят вон на айсберги датчики слежения установить

      My Webpage
  8. патриот2 10 ноября 2012 19:39
    А что разве наша Россия не хозяйка в своих арктических водах? Верно, что ледокольный флот обновляем, нужно и увеличивать его. СевМорпуть хорошая транспортная артерия, позволяющая перевозить грузы из Атлантики в Азию и Америку более коротким и более безопасным путём (пираты и пр. горячие точки). Кроме этого Арктическая группировка войск сможет обеспечивать дополнительную безопасность этих перевозок.
    Ледоколы нужны!
    патриот2
  9. datur 10 ноября 2012 21:01
    патриот2,А что разве наша Россия не хозяйка в своих арктических водах--- да всяких уродов претендующих до х........я !!!!!!!!! надо им показать, что ракет у нас пока хватает!!!!! feel yes laughing
    1. Андрей77 11 ноября 2012 16:52
      Войну начинаем или как?
  10. pesec 11 ноября 2012 12:19
    По данным информационного агенства B-port.com атомные ледоколы Росатомфлота за 2012 год (по октябрь) провели по трассам Северного морского пути 1,034 миллиона тонн транзитных грузов за летне-осеннюю навигацию.Так, за это время транзитом по Севморпути прошли 38 различных судов. При этом навигация по СМП продлится ориентировочно до конца ноября, сообщили в отделе внешних связей Росатофлота.23 из проведенных судов перевезли транзитом наливные грузы: газоконденсат, керосин, дизельное топливо, горюче-смазочные материалы. Всего транзитом по ТСМП перевезено 763 тысячи 914 тонн наливной продукции, большая часть которой принадлежит компании ОАО «Новатэк».Четыре крупнотоннажных судна прошли по трассам СМП с 262 тысячами 263 тоннами железорудного концентрата ОАО «Еврохим». Данные суда принадлежали компании Nordic Bulk Carriers.С мороженой рыбопродукцией с Востока на Запад прошел один рефрижератор, объем перевозки составил 8265 тонн. Пять судов прошли в балласте и еще пять – перегоном. Среди транзитных судов - 22 прошли с Запада на Восток, и 16 – с Востока на Запад. Суда проследовали в порты России, Китая, Южной Кореи, Сингапура, Исландии, Франции, Финляндии. Для сравнения, в 2011 году по трассам Северного морского пути прошли 34 транзитных рейсов. При этом с Запада на Восток прошли 25 судов, а с Востока на Запад – девять. Общий объем перевезенного транзитом груза составил на 820 тысяч тонн. Выводы: ажиотажа в перевозках пока нет. Прибыль от проводок сомнительная. Тарифы на услуги ледоколов зашкаливают. Не надо желаемое (широкую и прибыльную эксплуатацию Северного морского пути) выдавать за действительное.
    pesec
    1. Андрей77 11 ноября 2012 16:55
      Все верно. Железной дорогой по транссибу и быстрее и выгодней. Конечно, СевМорПуть надо сохранять, на всякий случай, но перевозки по нему пусть Китайцы спонсируют.
  11. crambol 11 ноября 2012 20:08
    Цитата: Chicot 1
    он будет вынужден работать "водовозом", т.е. по сути своей попусту возить воду в балластных цистернах..


    Уважаемый! Вы забыли, что танкера тоже не нефтянкой забункерованы все время. Идя в балласте хошь, нехош, а забить воды необходимо.
    А вот с точки зрения экономики вопрос конечно не совсем ясный. Может Вы и правы - ледокольный флот мне не знаком. Я больше на плавбазе "Кронштадтская Слава" - царство ей небесное, на иголки пошла!
    Плюс Вам.
    1. Chicot 1 11 ноября 2012 22:23
      И Вам плюс, уважаемый crambol.

      Ледокол - это не танкер. Это вообще не грузовое судно. Он имеет постоянную осадку изначально. Да, оная изменяется (и то в очень незначительных пределах) при работе креновых и дифферентных цистерн. Но это происходит эпизодически...

      А теперь, как вы правильно заметили - "экономики вопрос"...
      Моделируем ситуацию (очень и очень реалистичную однако!) - ЛК ведет караван из Мурманска в Дудинку. Это 1368 морских миль, или 2533,5 кэмэ. Из них он лишь около 125 миль, или около 400 кэмэ (проводя караван от устья Енисея до Дудинки) будет идти без воды в цистернах. Все остальное рабочее время (более 90% по расстояниям, а по времени наверное и того больше) будет без толку возить с собою "аш-два-о".
      Спрашивается - неужели нельзя было спроектировать полноценный линейный ледокол, а объем, который занимают балластные цистерны использовать более рационально???!!!...
      1. crambol 11 ноября 2012 22:33
        Прекрасно. Я к сожалению уже не помню, разницу осадки в соленой и морской воде для судов подобного водоизмещения, она не велика. Но вот сможет ли ЛК дойти до Дудинки при осадке не меньше 7 метров (нет лоции устья Енисея) без скачивания балласта?
        1. Chicot 1 11 ноября 2012 22:41
          У меня тоже нет лоции Енисея, но я знаю, что линейные (типа "Арктики" и "Ермака") не заходили в него из-за осадки (до 11 м.). В устье и далее по реке работали вспомогательные (типа "Мудьюг"), а в последствии атомные мелкосидящие ("Таймыр" и "Вайгач")...
          На Дудинкском рейде долгое время работал "Капитан Драницын"...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня