Авиабаза Дэвис-Монтан. Взлет разрешаю!

56

Посреди пустыни стоят самолеты. Стройные ряды крылатых машин, выкрашенные белой защитной краской. Вокруг на многие километры нет ни одного живого человека, лишь изредка одинокий ветер проносит клубы песка меж фюзеляжами летательных аппаратов. Зона отчуждения. Мертвая пустошь.

Расставленные в правильном геометрическом порядке, тысячи самолетов хранят молчание. Кажется, что они вылеплены из глины, как терракотовые воины из гробницы императора Цинь-Шихуанди. Среди белых силуэтов угадываются короткие, загнутые кверху, крылья «Фантомов», позади них замерли коренастые фигуры палубных штурмовиков А-4 «Скайхок». По другую сторону начинаются нескончаемые ряды тактических бомбардировщиков F-111 - они заботливо укутаны в виниловую пленку, т.к. все еще представляют немалую ценность. Новые ряды крылатых машин – тут стоят в ожидании огромные B-52. Боевые порядки стратегических бомбардировщиков иногда перемеживаются военно-транспортными самолетами C-141 «Старлифтер», тут и там мелькают лопасти «Геркулесов» и «Орионов». Аллея истребителей F-16 сменяется стоянками вертолетов «Ирокез», за ними выстроились сверхзвуковые ракетоносцы B-1B «Лансер». Иногда среди силуэтов машин можно увидеть «экзотику» - истлевшую мумию B-47 «Стратоджет» или поршневой «Трейдер» середины 50-х годов… В южном секторе царит бардак – тут и там торчат полуобглоданные остовы самолетов. Что здесь произошло? Человек али дикий зверь искромсал в клочья некогда грозные боевые машины?

Территория авиационного заповедника тщательно охраняется – ведь в этом странном месте сосредоточены вторые по численности ВВС в мире. Стоянки самолетов окружены сигнализационным забором с охранным освещением. По периметру установлены мачты с камерами и тепловизорами, интеллектуальные видеодетекторы днем и ночью следят за обстановкой на подходе к авиабазе в автоматическом режиме; окрестности усеяны чувствительными сейсмическими и магнитометрическими датчиками – все это не оставляет шанса нарушителям – жители близлежащего городка Тусон даже не пытаются проникнуть на «заброшенный» аэродром и скрутить на халяву топливный насос или титановые лопатки турбины реактивного двигателя.

Новости авиационной археологии

Авиабаза Дэвис-Монтан, на первый взгляд – заштатная дыра, расположенная неподалеку от мексиканской границы. Здесь дислоцируется 355-е истребительное авиакрыло, но несмотря на название, тут истребителями даже не пахнет – на вооружении состоят только штурмовики А-10 «Тандерболт». Девис-Монтан является крупнейшим центром подготовки лётчиков штурмовой авиации. Помимо «Тандерболтов», в состав 355-го авиакрыла входят поисково-спасательное подразделение (самолеты HC-130 и вертолеты HH-60 «Pave Hawk»), группа боевого управления (специальные EC-130), медицинская служба и собственная пилотажная группа West Coast A-10.

Однако, авиабаза Девис-Монтан получила широкую известность отнюдь не благодаря трюкам лихих парней на неуклюжих самолетах «Тандерболт». 11 квадратных километров авиабазы занимает другое интересное подразделение – 309-я группа по ремонту и восстановлению аэрокосмической техники (англ. аббревиатура - AMARG). На попечении этого подразделения находятся более четырех тысяч единиц авиационной техники, в том числе 13 космических аппаратов. Общая стоимость авиационного хлама оценивается в 35 млрд. долларов.

Расположение хранилища выбрано не случайно: стабильный засушливый климат аризонской пустыни позволяет десятилетиями хранить летательные аппараты под открытым небом. При поступлении на консервацию, самолет проходит ряд процедур, связанных с обеспечением его безопасного и долгосрочного хранения. В первую очередь, с него снимается все вооружение, демонтируются заряды катапультных кресел, аккумуляторы, все ценное бортовое оборудование и электроника. Затем продувается топливная система – взамен топлива закачивается синтетическое масло, которое, после новой продувки, образует защитную пленку внутри всех трубопроводов. После этих процедур, самолет заворачивают в пластиковую пленку и обмазывают белой краской – во избежание сильного нагрева солнечными лучами. Тягач буксирует машину на заранее выбранное место, где самолет будет дожидаться решения своей участи: возможно, он будет продан зарубежным ВВС или его отправят на «каннибализацию», в качестве источника запчастей для более молодых самолетов. Не исключен еще один вариант – про самолет все забудут, и он тихо сгниет на том же месте через каких-нибудь …дцать лет.

Несмотря на безумное количество авиационного хлама, здесь постоянно идет жесткая ротация – специалисты AMARG отбирают наиболее «перспективные» образцы для реализации. Ежегодно около 400 машин по различным причинам покидают базу, примерно столько же поступает на хранение.
Многие машины находятся в хорошем техническом состоянии – многие потенциально пригодны к дальнейшему использованию. После модернизации и установки современного оборудования, самолеты продают на мировом рынке по демпинговым ценам. Например, 19 октября 2012 г. был заключен контракт на поставку 36 истребителей F-16 мод. IQ для ВВС Ирака. По некоторым данным, сумма контракта составила 5,3 млрд. долларов – неплохой заработок для «кладбища авиатехники»? К слову, контракт включает в себя поставку второго комплекта двигателей и ряда важных узлов – наверняка это все тоже отыскалось на стоянках авиабазы Дэвис-Монтан.
Авиабаза Дэвис-Монтан. Взлет разрешаю!

Мумия возвращается. С-1 Trader после 30 лет хранения.

Иногда случаются еще более интересные случаи: в 2010 году кладбище авиатехники посетили представители ВМС Бразилии – они искали подходящий транспортный самолет, самолет-заправщик и самолет дальнего радиолокационного обнаружения для авианосца «Сан-Паулу». Среди груд авиационного хлама внимание бразильцев привлек древний поршневой самолет C-1 «Трейдер», использовавшийся на авианосцах ВМС США в 60-70-х годах. Как результат – был заключен контракт на покупку восьми машин этого типа по цене металлолома. Четыре самолета на сумму 167 млн. долл. были модернизированы для выполнений транспортных и заправочных функций. Несмотря на насмешки, бразильские моряки отнюдь не глупые ребята: новый самолет, получивший название KC-2 Turbo Trader, имеет со старой машиной лишь общий каркас – в остальном это совершенно новый самолет с турбовинтовыми двигателями, современными системами связи и навигации. Что касается самолетов ДРЛО с французскими радарами Thales, тремя консолями операторов и аппаратурой радиотехнической разведки, то архаичный вид поршневого самолета отнюдь не смущает морских летчиков – самолет ДРЛО не участвует в гонках, он должен экономить топливо, чтобы как можно дольше «висеть» над авианосцем.

С точки зрения экономики, 309-я группа по ремонту и восстановлению аэрокосмической техники являет собой высокоэффективное предприятие с объемами выручки 1000% в год! Согласно отчетам военных, каждый доллар, вложенный в хранилище авиабазы Дэвис-Монтан, приносит в казну 11 долларов прибыли. Здесь нет ничего удивительного: когда имеется готовый ресурс – тысячи ликвидных самолетов и вертолетов (и каждый день привозят новые!), не требуется большого таланта предпринимателя, чтобы разбирать дорогущую технику и продать ее на запчасти. Затраты идут лишь на охрану базы и оплату труда авиатехников. Кстати, большинство из 500 человек AMARG - гражданские специалисты.

Конечно, армия должна быть сильна военными победами, а не эффективной торговлей списанными самолетами. Но в то же время… мне кажется, чиновникам из Министерства обороны Российской Федерации стоило бы поучиться рачительному отношению к технике. А пока интерес к фантастическим пейзажам Дэвис-Монтан проявляет Голливуд – на авиабазе постоянно проходят съемки крутых блокбастеров.



Бойцы 563-й поисково-спасательной группы на учениях в окрестностях авиабазы Дэвис-Монтен


Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Lavrik
    +25
    10 ноября 2012
    Умеют американцы хранить свою технику. Да и пустыни и погода им позволяют это делать. Побывал я на нашей базе хранения БТВТ: поле боя под Прохоровкой по краше выглядит. И считается - это наш резерв на случай ...
    1. +7
      10 ноября 2012
      был заключен контракт на покупку восьми машин этого типа по цене металлолома. Четыре самолета на сумму 167 млн. долл. были модернизированы для выполнения транспортных и заправочных функций.


      у нас АВИАНОСЦЫ дешевле продавали...
      1. 0
        10 ноября 2012
        Это с модернизацией
    2. +4
      10 ноября 2012
      Цитата: Lavrik
      Побывал я на нашей базе хранения БТВТ:

      не очень давно на сайте были выложены фотографии брошенной в лесу техники - машины связистов, тягачи и прочее - все же в хорошем состоянии, и все брошено гнить в лесу....тоже стало быть резерв....
      1. +2
        11 ноября 2012
        Это наша БХВТ до Сердюковской реформы.Техника на 70% была в хорошем состоянии.
    3. 0
      11 ноября 2012
      Это наша БХВТ до Сердюковской реформы.Техника на 70% была в зорошем состоянии.
      1. 0
        11 ноября 2012
        Бывшая 164 Витебская Краснознамённая МСД
        1. +1
          11 ноября 2012
          Потом 6052 БХВТ .Теперь от неё остались только воспоминания(((
    4. 0
      11 ноября 2012
      Есть 5-ть категорий хранения, может то что вы видели было 5-я или 4-я категории, это действительно хлам, запчасти! Был в Омске на такой базе, с 1-ой по 3-ю нормальная техника, так же продают за рубеж и ни дай бог там в ЗИПе одного винтика не будет, голову оторвут.
      1. 0
        11 ноября 2012
        Цитата: neri73-r
        Был в Омске на такой базе

        Случаем не база ГРАУ?Сейчас она окружного подчинения кажется стала.
    5. 0
      12 ноября 2012
      Цитата: Lavrik
      Умеют американцы хранить свою технику

      Вот именно хранить! Автор не прав, называя хранящуюся на Дэвис-Монтане авиатехнику хламом. Это не хлам, а самолёты, поставленные на КОНСЕРВАЦИЮ! Большая разница. Кстати, у них много кораблей, хранящихся подобным образом. А у нас? Сами знаете...
    6. 0
      12 ноября 2012
      Эх Сердюкова бы с Макаровым сюда.... lol
  2. Милафон
    +3
    10 ноября 2012
    Нифига себе, сколько алюминия!
    1. Farn
      +8
      10 ноября 2012
      Да не только) Какой нибудь банановой республике закупить штук 10 фантомов, и она будет наводить страх и ужас на банановых же соседей laughing
  3. +7
    10 ноября 2012
    На этой базе самолетов больше,чем во всех наших ВВС.Досадно как то.Хотя стоят компактненько,как мешени.
    1. 0
      10 ноября 2012
      Цитата: Александр романов
      Хотя стоят компактненько,как мишени.

      Значит наша задача в свое время нанести туда ракетный удар)
      1. Konrad
        0
        11 ноября 2012
        Цитата: Dimka off
        Значит наша задача в свое время нанести туда ракетный удар

        Дурное дело не хитрое, с " пенсионерами" воевать.
  4. snek
    +6
    10 ноября 2012
    Эх, погулять бы там...
    1. laurbalaur
      +1
      11 ноября 2012
      Фильм Харлей Давыдсон и Мальборо мэн там снимали !
  5. +4
    10 ноября 2012
    В ближних городках открыть пункты приема цветмета, сделать рекламу и понесут все подряд.
  6. +15
    10 ноября 2012
    да амеры действительно умеют считать деньги - впечетляющее зрелище.Мы свою технику сразу под резак а они хранят - сколько времени требуется на изготовление современного самолета ?Одна четвертая часть этого авио хлама сто пудово взлетит хотябы один раз и свыполнит боевую задачу - в условиях современной глобальной войны без применения ЯО и количества систем ПВО авио парки ВВС участников войн будут резко сокрасчаться а при ударе по строительным и ремонтным авио заводам сокрасчатся будут безвозвратно - а у амеров запас хоть и старья но на десять лет хорошей бойни -это не мы дебилы режущие свои самолеты - что унас нет места для хранения ?-унас нет людей которые смогут сохранить и не разграбить - представте на эту базу поставили охранять и обслуживать наших прапоров и спецов а так же на периметр срочников- через месяц портянки от гучи и на ламборджини на работу а на базе постоянно делегации проверяющих у которых при отьезде портфели не могут застегнутся .И НА ДОЛГО НАШИМ ЭТОЙ БАЗЫ БЫ ХВАТИЛО??!!!!!
  7. +3
    10 ноября 2012
    для России этот пример не годится..у нас самолёт или летает - или разбивается в хлам....
  8. Димон-Львов
    +3
    10 ноября 2012
    Большой авиабазе - большая бомба.
    Вот первая мысль при взгляде на фото
    1. +1
      10 ноября 2012
      Да smile. Биг факинг бомб и фильм "Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо"
    2. 0
      12 ноября 2012
      в самом начале такая мысль промелькнула - "О, при случае уложить бы вот сюда в центр заряд в пару сотен килотонн - было бы правильно с тактической точки зрения."
  9. +3
    10 ноября 2012
    вот это склад.наших бы бомжей туда- они бы быстро перестали быть бомжами
  10. +5
    10 ноября 2012
    жители близлежащего городка Тусон даже не пытаются приникнуть на «заброшенный» аэродром и скрутить на халяву топливный насос или титановые лопатки турбины реактивного двигателя.

    Конечно не пытаются. Эта база главный работодатель в округе, а как известно в колодец не плюют.
    1. +5
      10 ноября 2012
      Цитата: профессор
      Эта база главный работодатель в округе, а как известно в колодец не плюют

      наших бы туда. быстро бы амеров обучили таскать нужное и не нужное с "родного" предприятия
      1. +8
        10 ноября 2012
        Цитата: andrei332809
        наших бы туда. быстро бы амеров обучили таскать нужное и не нужное с "родного" предприятия


        Как видишь, эта народная традиция не принесла счастья Великой Руси
        1. +2
          10 ноября 2012
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Как видишь, эта народная традиция не принесла счастья Великой Руси

          да,Руси не принесла,но отдельным представителям...
      2. 0
        10 ноября 2012
        Цитата: andrei332809
        наших бы туда. быстро бы амеров обучили таскать нужное и не нужное с "родного" предприятия

        Нет, нашим бы их зарплату, и они сами б ловили "металлистов" за руку и расстреливали на месте.
      3. Konrad
        +1
        11 ноября 2012
        Цитата: andrei332809
        наших бы туда. быстро бы амеров обучили таскать нужное и не нужное с "родного" предприятия

        А может наших отучили бы воровать ? Или бесполезно ?
  11. ivan_stepanch
    +4
    10 ноября 2012
    а при необходимости, вполне приличный моб.ресурс.
  12. 0
    10 ноября 2012
    Помню в фильме ..Харли Девидсон и ковбой Мальборо..были сцены перестрелки на каком то кладбище авиатехники (по легенде рядом с Вегасом) кучи Корсаров и Ирокезов.
  13. 116rus
    -2
    10 ноября 2012
    С точки зрения экономики, 309-я группа по ремонту и восстановлению аэрокосмической техники являет собой высокоэффективное предприятие с объемами выручки 1000% в год!
    Автор, ты сам-то понял, что написал?
    1. Tirpitz
      +4
      10 ноября 2012
      1000% это в 10 раз больше. 100% - это в 2 раза. Вложил доллар - 11 заработал. минус доллар вложенный, получается 10 чистыми. что не правильно?
      1. 0
        10 ноября 2012
        Вопрос оценки стоимости получаемых самолётов, если считать, что они достаются даром, то да...
      2. petro
        0
        10 ноября 2012
        ТАК ЭТО РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ,А НЕ ВЫРУЧКА.
      3. 0
        11 ноября 2012
        Цитата: Tirpitz
        1000% это в 10 раз больше. 100% - это в 2 раза. Вложил доллар - 11 заработал. минус доллар вложенный, получается 10 чистыми. что не правильно?


        это ликвидность

        Вы́ручка (оборот, объём продаж) — количество денежных средств или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам.
  14. +8
    10 ноября 2012
    Янки и свои корабли не торопятся резать, со Второй мировой некоторые хранятся на консервации, при ихнем то количестве современных кораблей на флоте. Нашим же "умникам" даже автоматы Калашникова на складах "ляжку жгут", руки чешутся утилизировать... Есть о чем задуматься, интересная статья.
    1. +2
      10 ноября 2012
      всем известно, что есть угроза мировой войны. Вот они и не режут свою технику.
    2. 0
      29 ноября 2012
      Не только "Калаши".Недавно привозили партию ППШ и ППС-ов.....Все в печь,на переработку.....
  15. +1
    10 ноября 2012
    Все правильно... самолетсейчас рубанком не сторгают... цикл производства месяцы... да и пилотов готовить надо не по принципу взет-посадка.А так... из двух-трех всегда один собрать можно за считанные часы... да пилотов в резерве хватает... неделя и тысчи боеготовых едениц будут выставлены.
  16. 0
    10 ноября 2012
    стоят и ждут ТМВ...спят пока-что. Ждут команды на атаку вражеских позиций.
    1. Farn
      0
      10 ноября 2012
      Пилотов на f-4 возьмут из ветеранов Вьетнамской)) А обучать думаю времени не хватит
      1. 0
        10 ноября 2012
        Вот и я думаю, даже если на каждого пилота придётся по 2 самолёта, то сомнительно, что вся эта техника реализуется. Где взять столько пилотов, и наврядли имеется такое большое колличество резервистов, тоесть по сути музей под открытым небом, и не один.
      2. +1
        10 ноября 2012
        При современном развитии... на Западе- установят "автопилоты" и станет этот "хлам" БПЛА. Дешево и сердито.
        1. 0
          10 ноября 2012
          Думаю, дешевле БПЛА построить, чем адаптировать управление этих раритетов под внешнее управление, там же не самолёты с цифровой открытой архитектурой...
          1. +1
            10 ноября 2012
            Комплекты переоборудования в БПЛА уже на рынке. И стоят они приемлимо. К примеру вот этот: Морской винтокрылый БПЛА NRUAV
            1. Farn
              +2
              10 ноября 2012
              А еще не забывайте про QF-4. Беспилотная модификация фантома
              1. +1
                10 ноября 2012
                Помню и его:

                QF-4 drone. In combat the AIM-120 AMRAAM has delivered kill probabilities of the order of ~50 percent against targets which cannot be considered challenging either aerodynamically or electronically. The standard drone against which the AIM-120 has been tested, including the latest AIM-120D prototypes, is the QF-4, which is not capable of replicating the performance of any Flanker variant, especially not second generation Flankers with thrust vectoring, and third generation Flankers with supersonic cruise and thrust vectoring (US DoD).
                1. +1
                  11 ноября 2012
                  Ну на пару убедили :)) Надо было чутка самому подумать, раз есть автопилот, значит можно и... стормозил короче.
  17. karimbaev
    +1
    10 ноября 2012
    молодцы,нам так поучиться,хлам распродать
    1. -2
      10 ноября 2012
      Цитата: karimbaev
      нам так поучиться,хлам распродать

      Мы так не можем
      1. +2
        10 ноября 2012
        Мы не успеваем, наш хлам гниет быстрее, в том числе из за климата..
        1. 0
          10 ноября 2012
          Цитата: flanker7
          в том числе из за климата..

          К сожалению, да

          Ну и организационные проблемы
  18. Num Lock UA
    0
    10 ноября 2012
    вспоминается печальная история с попыткой вернуть в строй списанные МиГ-27
    почему так?
  19. +3
    10 ноября 2012
    Удивляюсь наивности многих людей: все хотят продавать хлам, получать за это большие деньги и ничего не делать.
    Вот первая часть "иракского контракта":

    The Government of Iraq has requested a possible sale of:

    --18 F-16IQ aircraft,
    --24 F100-PW-229 or F110-GE-129 Increased Performance Engines,
    --36 LAU-129/A Common Rail Launchers,
    --24 APG-68(V)9 radar sets,
    --19 M61 20mm Vulcan Cannons,
    --200 AIM-9L/M-8/9 Sidewinder Missiles,
    --150 AIM-7M-F1/H SPARROW Missiles,
    --50 AGM-65D/G/H/K MAVERICK Air to Ground Missiles,
    --200 GBU-12 PAVEWAY II Laser Guided Bomb Units (500 pound),
    --50 GBU-10 PAVEWAY II Laser Guided Bomb Units (2000 pound),
    --50 GBU-24 PAVEWAY III Laser Guided Bomb Units (2000 pound),
    --22 Advanced Countermeasures Electronic Systems (ACES) (ACES includes the ALQ-187 Electronic Warfare System and AN/ALR-93 Radar Warning Receiver),
    --20 AN/APX-113 Advanced Identification Friend or Foe (AIFF) Systems (without Mode IV),
    --20 Global Positioning Systems (GPS) and Embedded GPS/Inertial Navigation Systems (INS), (Standard Positioning Service (SPS) commercial code only),
    --20 AN/AAQ-33 SNIPER or AN/AAQ-28 LITENING Targeting Pods,
    --4 F-9120 Advanced Airborne Reconnaissance Systems (AARS) or DB-110 Reconnaissance Pods (RECCE),
    --22 AN/ALE-47 Countermeasures Dispensing Systems (CMDS);
    --20 Conformal Fuel Tanks (pairs).

    Also included: site survey, support equipment, tanker support, ferry services, Cartridge Actuated Devices/Propellant Actuated Devices (CAD/PAD), repair and return, modification kits, spares and repair parts, construction, publications and technical documentation, personnel training and training equipment, U.S. Government and contractor technical, engineering, and logistics support services, ground based flight simulator, and other related elements of logistics support.

    The estimated cost is $2,3 billion.


    Похоже, здесь есть еще кое-что, кроме старых самолетов.
  20. +2
    10 ноября 2012
    у меня знакомый был на танковом кладбище где-то на дальнем востоке
    говорил что танки всех типов начиная от т34 стоят в несколько рядов
    нижние ряды уже утонули в болоте
    принцып русских сам не сьем и другим не дам
  21. efefefd
    -1
    10 ноября 2012
    Не на этой ли базе из старых фантомов ровесников миг 21 делают беспилотные самолёты мишени ...вообщем ну тупые laughing
  22. 0
    10 ноября 2012
    Б-52 словил дружеский ХАРМ

    Короче есть такая версия, хотя они сами точно не знают)))
    1. 0
      10 ноября 2012
      Вот еще описание
  23. orfo
    0
    10 ноября 2012
    http://www.s2ftracker.com/braziltraders.htm
    планер выглядит хорошо, так что рад за бразилцев


    С другой стороны становится просто обидно за отечественную технику, которая хранится в меняющемся климате годами на открытом воздухе, с сомнительной консервацией. Вспомнить хоть те же обзоры с закрытых баз, кладбища танков (в том числе на ремонтных заводах) и убитые л-39 на "зранении". Отвратное отношение к казённому имуществу.
  24. 0
    10 ноября 2012
    вторые по численности ВВС в мире
    Разве они не первые уже как 20 лет?
  25. +2
    11 ноября 2012
    Можно много спорить чьи самолеты лучше, но в плане организации, обеспечения, в плане того же хранения наше отставание просто чудовищно.На фото выше-база хранения, 2 года назад сам сдавал самолеты на нашу базу хранения-это кладбище.
    1. +1
      11 ноября 2012
      Цитата: туполев-95
      На фото выше-база хранения, 2 года назад сам сдавал самолеты на нашу базу хранения-это кладбище.

      Зато все работники базы при бабках.Я угадал?
  26. 0
    11 ноября 2012
    "Хлам" имеет смысл хранить только в случае возможности его продать, при этом затраты на консервацию и хранение должны уверенно окупаться. В нашем климате и при нашем хламе и состоянии мирового рынка вооружений это не просматривается. Наоборот весь хлам нам надо быстро утилизовать, оставляя только РЕЗЕРВ.
  27. botur2013
    0
    11 ноября 2012
    Какой смысл хранить столько железа?Случись какая заварушка,разбомбят.Убрать быстро не получится,нужно время .
  28. +1
    11 ноября 2012
    Хороший пример рачительного хозяина! "Авось пригодится?" И при этом хозяин ещё имеет выгоду от продаж своего хозяйства. А на непредвиденный случай всё это хозяйство может и сгодиться, как в Великой Отечественной винтовки Мосина - например.
    1. 0
      29 ноября 2012
      Если б только Мосинки,даже берданки и Арисаки воевали.По крайней мере под Питером.....
  29. 0
    12 ноября 2012
    В свое время, еще во время службы ,мне пришлось получать с базы хранения Зил-157, простоявший 20 лет под открытым небом во влажном климате западной Украины,кабина снаружи уже взялась ржавчиной. Залили масло,бензин,поставили аккумулятор, провернули ручкой несколько раз двигатель и он к всеобщему нашему удивлению завелся с полоборота. Потом этот зурс ездил и ездил. Умели делать технику наши предки.
  30. 7958
    0
    12 ноября 2012
    В 60-г около 200 самолетов в основном В-17 с этой базы были переоборудованы в пожарные http://www.razlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2006_02/p12.php

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»