Авиабаза Дэвис-Монтан. Взлет разрешаю!


Посреди пустыни стоят самолеты. Стройные ряды крылатых машин, выкрашенные белой защитной краской. Вокруг на многие километры нет ни одного живого человека, лишь изредка одинокий ветер проносит клубы песка меж фюзеляжами летательных аппаратов. Зона отчуждения. Мертвая пустошь.

Расставленные в правильном геометрическом порядке, тысячи самолетов хранят молчание. Кажется, что они вылеплены из глины, как терракотовые воины из гробницы императора Цинь-Шихуанди. Среди белых силуэтов угадываются короткие, загнутые кверху, крылья «Фантомов», позади них замерли коренастые фигуры палубных штурмовиков А-4 «Скайхок». По другую сторону начинаются нескончаемые ряды тактических бомбардировщиков F-111 - они заботливо укутаны в виниловую пленку, т.к. все еще представляют немалую ценность. Новые ряды крылатых машин – тут стоят в ожидании огромные B-52. Боевые порядки стратегических бомбардировщиков иногда перемеживаются военно-транспортными самолетами C-141 «Старлифтер», тут и там мелькают лопасти «Геркулесов» и «Орионов». Аллея истребителей F-16 сменяется стоянками вертолетов «Ирокез», за ними выстроились сверхзвуковые ракетоносцы B-1B «Лансер». Иногда среди силуэтов машин можно увидеть «экзотику» - истлевшую мумию B-47 «Стратоджет» или поршневой «Трейдер» середины 50-х годов… В южном секторе царит бардак – тут и там торчат полуобглоданные остовы самолетов. Что здесь произошло? Человек али дикий зверь искромсал в клочья некогда грозные боевые машины?


Территория авиационного заповедника тщательно охраняется – ведь в этом странном месте сосредоточены вторые по численности ВВС в мире. Стоянки самолетов окружены сигнализационным забором с охранным освещением. По периметру установлены мачты с камерами и тепловизорами, интеллектуальные видеодетекторы днем и ночью следят за обстановкой на подходе к авиабазе в автоматическом режиме; окрестности усеяны чувствительными сейсмическими и магнитометрическими датчиками – все это не оставляет шанса нарушителям – жители близлежащего городка Тусон даже не пытаются проникнуть на «заброшенный» аэродром и скрутить на халяву топливный насос или титановые лопатки турбины реактивного двигателя.

Новости авиационной археологии

Авиабаза Дэвис-Монтан, на первый взгляд – заштатная дыра, расположенная неподалеку от мексиканской границы. Здесь дислоцируется 355-е истребительное авиакрыло, но несмотря на название, тут истребителями даже не пахнет – на вооружении состоят только штурмовики А-10 «Тандерболт». Девис-Монтан является крупнейшим центром подготовки лётчиков штурмовой авиации. Помимо «Тандерболтов», в состав 355-го авиакрыла входят поисково-спасательное подразделение (самолеты HC-130 и вертолеты HH-60 «Pave Hawk»), группа боевого управления (специальные EC-130), медицинская служба и собственная пилотажная группа West Coast A-10.

Однако, авиабаза Девис-Монтан получила широкую известность отнюдь не благодаря трюкам лихих парней на неуклюжих самолетах «Тандерболт». 11 квадратных километров авиабазы занимает другое интересное подразделение – 309-я группа по ремонту и восстановлению аэрокосмической техники (англ. аббревиатура - AMARG). На попечении этого подразделения находятся более четырех тысяч единиц авиационной техники, в том числе 13 космических аппаратов. Общая стоимость авиационного хлама оценивается в 35 млрд. долларов.

Расположение хранилища выбрано не случайно: стабильный засушливый климат аризонской пустыни позволяет десятилетиями хранить летательные аппараты под открытым небом. При поступлении на консервацию, самолет проходит ряд процедур, связанных с обеспечением его безопасного и долгосрочного хранения. В первую очередь, с него снимается все вооружение, демонтируются заряды катапультных кресел, аккумуляторы, все ценное бортовое оборудование и электроника. Затем продувается топливная система – взамен топлива закачивается синтетическое масло, которое, после новой продувки, образует защитную пленку внутри всех трубопроводов. После этих процедур, самолет заворачивают в пластиковую пленку и обмазывают белой краской – во избежание сильного нагрева солнечными лучами. Тягач буксирует машину на заранее выбранное место, где самолет будет дожидаться решения своей участи: возможно, он будет продан зарубежным ВВС или его отправят на «каннибализацию», в качестве источника запчастей для более молодых самолетов. Не исключен еще один вариант – про самолет все забудут, и он тихо сгниет на том же месте через каких-нибудь …дцать лет.

Несмотря на безумное количество авиационного хлама, здесь постоянно идет жесткая ротация – специалисты AMARG отбирают наиболее «перспективные» образцы для реализации. Ежегодно около 400 машин по различным причинам покидают базу, примерно столько же поступает на хранение.
Многие машины находятся в хорошем техническом состоянии – многие потенциально пригодны к дальнейшему использованию. После модернизации и установки современного оборудования, самолеты продают на мировом рынке по демпинговым ценам. Например, 19 октября 2012 г. был заключен контракт на поставку 36 истребителей F-16 мод. IQ для ВВС Ирака. По некоторым данным, сумма контракта составила 5,3 млрд. долларов – неплохой заработок для «кладбища авиатехники»? К слову, контракт включает в себя поставку второго комплекта двигателей и ряда важных узлов – наверняка это все тоже отыскалось на стоянках авиабазы Дэвис-Монтан.
Авиабаза Дэвис-Монтан. Взлет разрешаю!

Мумия возвращается. С-1 Trader после 30 лет хранения.

Иногда случаются еще более интересные случаи: в 2010 году кладбище авиатехники посетили представители ВМС Бразилии – они искали подходящий транспортный самолет, самолет-заправщик и самолет дальнего радиолокационного обнаружения для авианосца «Сан-Паулу». Среди груд авиационного хлама внимание бразильцев привлек древний поршневой самолет C-1 «Трейдер», использовавшийся на авианосцах ВМС США в 60-70-х годах. Как результат – был заключен контракт на покупку восьми машин этого типа по цене металлолома. Четыре самолета на сумму 167 млн. долл. были модернизированы для выполнений транспортных и заправочных функций. Несмотря на насмешки, бразильские моряки отнюдь не глупые ребята: новый самолет, получивший название KC-2 Turbo Trader, имеет со старой машиной лишь общий каркас – в остальном это совершенно новый самолет с турбовинтовыми двигателями, современными системами связи и навигации. Что касается самолетов ДРЛО с французскими радарами Thales, тремя консолями операторов и аппаратурой радиотехнической разведки, то архаичный вид поршневого самолета отнюдь не смущает морских летчиков – самолет ДРЛО не участвует в гонках, он должен экономить топливо, чтобы как можно дольше «висеть» над авианосцем.

С точки зрения экономики, 309-я группа по ремонту и восстановлению аэрокосмической техники являет собой высокоэффективное предприятие с объемами выручки 1000% в год! Согласно отчетам военных, каждый доллар, вложенный в хранилище авиабазы Дэвис-Монтан, приносит в казну 11 долларов прибыли. Здесь нет ничего удивительного: когда имеется готовый ресурс – тысячи ликвидных самолетов и вертолетов (и каждый день привозят новые!), не требуется большого таланта предпринимателя, чтобы разбирать дорогущую технику и продать ее на запчасти. Затраты идут лишь на охрану базы и оплату труда авиатехников. Кстати, большинство из 500 человек AMARG - гражданские специалисты.

Конечно, армия должна быть сильна военными победами, а не эффективной торговлей списанными самолетами. Но в то же время… мне кажется, чиновникам из Министерства обороны Российской Федерации стоило бы поучиться рачительному отношению к технике. А пока интерес к фантастическим пейзажам Дэвис-Монтан проявляет Голливуд – на авиабазе постоянно проходят съемки крутых блокбастеров.



Бойцы 563-й поисково-спасательной группы на учениях в окрестностях авиабазы Дэвис-Монтен



Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти