Таранакская война. Как туземцы побеждали образованных англичан

109
Таранакская война. Как туземцы побеждали образованных англичан


Незнакомые туземцы


Многие россияне видели фильм «Королева реки». Но мало кто действительно знает, на каких исторических событиях основан его сюжет. В центре его находятся отношения между ирландской девушкой и маорийским дезертиром, который из-за убийства своего отца перешёл на сторону повстанцев.



Образ полевого командира Ривхи (Ривы) Титоковару блестяще воплощён Темуэрой Моррисоном, но про реальный персонаж в фильме упоминаний нет: Титоковару фигурирует там как Те Каи По, то есть «пожиратель белых».

В чем же правда, и каким образом маори удалось не только создать проблемы британской регулярной армии, но и добиться результатов, которых больше против англичан не добивался никто из порабощённых народов?


Да кто они вообще такие?

Гипотезы происхождения маори очень разные. Версия новозеландского историка Те Ранги Хироа гласит, что они произошли от смешения полинезийцев, выходцев с Таити, с викингами, которые якобы доплыли аж до тех краев. Косвенно эту версию подтвердил Тур Хейердал. Маорийский язык относится к австронезийским, родина его – Малайзия.

В России не очень хорошо знают, кто такие маори, но зато представители этого народа вполне известны. В основном это деятели культуры и искусства. В первую очередь, конечно, это режиссер фильмов про Джеймса Бонда Ли Тамахори.

Также россияне отлично знают актеров Темуэру Моррисона, Клиффа Кертиса, Рину Оуэн, Кишу Касл-Хьюз. Мамаэнгароа Керр-Белл известна в меньшей мере, но многие помнят фильм девяностых годов «Когда-то они были воинами». Киноактер Рассел Кроу – на четверть маори. Ну и, конечно, фанаты спорта наверняка видели ритуальный танец «хака», который исполняет новозеландская команда по регби перед каждым матчем.


Кто выиграл?

Восстание Титоковару оказалось наиболее ущербным для британских властей из всех антиколониальных акций, когда-либо имевших место. Ни шотландское восстание Уоллиса, ни индийское восстание сипаев такого эффекта не имели, хотя почему-то они известны больше.

Впрочем, несложно догадаться почему − Великобритании, видимо, стыдно признавать поражение от народа, не имевшего на тот момент не только своей письменности, но и даже собственных месторождений железа. Научили маори пользоваться огнестрельным оружием сами же британцы, спровоцировав волну так называемых мушкетных войн между различными «иви» − племенами. На свою голову.

Есть только год между прошлым и будущим


Восстание Титоковару продолжалось всего лишь год, с июня 1868 года по март 1869 года. Оно охватило, преимущественно, регион Южный Таранаки на Северном острове Новой Зеландии. Рива Титоковару, вождь иви Нгаруахина, руководствовался земельными претензиями к британским оккупантам. Ему удалось втянуть в состав повстанцев еще и соседний иви Нгати Руануи.


Но катастрофа для британцев была даже не в том, что в восстании участвовали два достаточно крупных иви. Основная проблема была в том, что среди повстанцев были получившие британское высшее военное образование офицеры из числа маори.

В основном прецеденты дезертирства и перехода на сторону повстанцев были связаны с личными мотивами мести англичанам за убийства, изнасилования, лишения жилья родственников этих офицеров. Естественно, британцы столкнулись уже не с аборигенами, умевшими только драться деревянным оружием, а с квалифицированными кадрами.

В фильме «Королева реки» содержится множество исторических неточностей, что можно списать на режиссерскую фантазию. Но Вирему, герой Клиффа Кертиса (уроженца Роторуа, где до сих пор доминирует язык маори) – персонаж вполне реальный, и его случай типичен был для восстания полевого командира Титоковару. Убили отца у него на глазах, хотя от просил англичан не проводить такие жестокие зачистки в маорийских деревнях − вот и предал присягу.

Мало того, на сторону Титоковару перешло немало британских специалистов в области фортификации, что позволило повстанцам удерживать в течение длительного периода свои крепости, сделанные из дерева, но обработанного специальными средствами, не позволявшими их поджечь.

Большая часть повстанцев пользовалась британским огнестрельным оружием, а некоторые даже носили британскую форму, что не всегда позволяло англичанам и воевавшим за них маори отличить повстанцев от своих. Уровень владения английским языком среди маори был уже тогда высоким, что еще более стирало отличие своих от противников.

Белые и цветные


Первоначально повстанцы нападали только на белых англоязычных поселенцев, которые, выражаясь современным языком, вели рейдерские захваты земель. Дальше всё стало хуже. Для англичан.

Фактически, все надежды Британии на колонизацию «Большого белого облака» были разрушены с нападением отряда под руководством беглого повстанца под руководством полевого командира Ривы Титоковару на британское поселение Те Кооти. Оно было захвачено. Дальнейшие попытки борьбы с повстанцами приносили лишь временный успех в силу того, что те были вооружены и подготовлены стратегически не хуже англичан.

Дальше среди британцев возникла паническая боязнь харизматического лидера сразу двух иви, принимавших участие в восстании. Почему?

Да по той же причине, по которой люто боялись немцы маорийских воинов во Вторую мировую. Традиция поедать сердце убитого врага явно не устраивала европейцев. Титоковару же ввел ее в качестве обычного явления после каждого боя, провозгласив себя пророком и требуя соблюдения традиций маорийского язычества.

Первоначально, учитывая небольшую численность правительственных войск в Новой Зеландии, они столкнулись с серьёзной проблемой: количество участвовавших в боях повстанцев превосходило англичан примерно в 12 раз. В дальнейшем к боевым действиям были подключены маори из других иви, количество примерно сравнялось.

Ещё позже из других регионов империи прибыло подкрепление регулярной армии. Но это не помогло в условиях практически массового дезертирства добровольцев британского ополчения.

В итоге британская армия была вынуждена уйти из Южного Таранаки. Повстанцы заняли территорию между населенными пунктами Нью-Плимут и Вангануи.

Ни одну битву в ходе восстания Титоковару не проиграл. Но ему пришлось прекратить кампанию после того, как англичанам под командованием полковника Джорджа Стоддарта Уитмора удалось выследить его штаб в болотах Нгаере. Риве чудом удалось бежать. Но даже после этого британское правительство опасалось нападений на Вангануи и Манават.

А начиналось восстание с примитивного саботажа. Повстанцы портили геодезическое оборудование, которое использовалось белыми поселенцами при «дележе» земли, а также наносили ущерб их вновь построенным домам. Далее начались кражи сельскохозяйственного инвентаря и иного имущества белых. Насильственные действия против личности начались в июне 1868 года, когда повстанцами были убиты трое поселенцев за то, что те рубили лес, который маори считали своим.

Затем застрелили колониального полицейского, причём почти рядом с воинской частью в Вайхи. Далее произошли события, которых англичане явно не ожидали совсем. Убийцы доставили тело полицейского в деревню Те Нгуту о Те Ману, съели большую часть его тела, после чего Титоковару направил англичанам пространное письмо.

Очевидно, оно было написано кем-то из дезертиров из числа маори, перешедших на сторону повстанцев, на грамотном английском языке, где Титоковару грозился делать то же самое с остальными белыми, пришедшими на землю его иви «днём и ночью». С этого всё и началось.

Англичане усилили военную группировку колониальных войск не только земляками, но и маори из иви Вангануи. На первом этапе была та самая «частичная мобилизация», в ходе которой маори из дружественных иви призывались на три месяца. Усиление также проводилось за счёт добровольцев-стрелков из Веллингтона.

Стратегия победы


Основная стратегия действий Титоковару разрабатывалась в целом не им, а дезертирами из британских регулярных войск, имевшими высшее военное образование. Уже первая битва с британской армией показала стратегическое превосходство повстанцев. Первый налёт на британскую воинскую часть был совершен под руководством дезертира-перебежчика Чарльза Кейна.

Его маорийское имя неизвестно, так как при получении британского образования студентам присваивались английские имена и фамилии. Преимущество заключалось в данном случае в нападении на рассвете, когда личный состав гарнизона спал, и в численном превосходстве повстанцев.


Сам Титоковару не принимал участия в рейде, оставаясь в Те Нгуту о Те Ману, в основном пункте базирования его командного штаба. Повстанцы съели два сердца британских солдат, в результате чего командующий Макдоннел поцеловал лезвие сабли и поклялся за это отомстить.

Новость для военной практики маори была в том, что англичане создали конное подразделение под началом Патеа Йоменри. До прихода англичан лошади на территории Новой Зеландии не водились. Маори верхом ездить, естественно, не умели.

Но британская регулярная армия устроила им курсы по верховой езде. Результат, как всегда, был плачевен для британцев: в рядах повстанцев Титоковару оказалось значительное количество дезертиров, овладевших навыками обращения с конём. На коне умел ездить и сам Рива Титоковару.

Попытка англичан взять штурмом Те Нгуту о Те Ману обернулась фиаско. Специалисты фортификации маорийских повстанцев выставили там несколько рядов частокола, пропитанных противопожарными средствами. Макдоннеллу удалось только сжечь часть находившейся за пределами крепости деревни.

Но это лишь вызвало ещё большую ярость маори и ещё более массовое дезертирство и переход маорийских бойцов на сторону повстанцев. Со стороны крепости англичан «приветствовал» шквальный огонь, под которым им пришлось отступить при преследовании повстанцев.

План нападения на деревню Руаруру оказался для британских войск ещё более провальным: колонна из 360 бойцов просто прошла, не сориентировавшись, аж до базы повстанцев, совершила несколько беспорядочных выстрелов по самой базе, где тут же встретила ожесточенное сопротивление.

Выстрелы со стороны Титоковару велись на этот раз уже не из базы, а из сооруженных вокруг неё окопов, причем с разных направлений, что привело к полной дезориентации британских военных. Также выстрелы велись с деревьев, к чему это может привести, из новейшей истории известно от финских снайперов – «кукушек».

Сердце первого убитого британского солдата повстанцы тогда тоже съели. Макдоннел ещё задолго до практики советских заградотрядов собственноручно стрелял в отступавших первыми, хотя на момент этих убийств он уже дал приказ к отступлению. При этом к повстанцам присоединились многие жители соседних деревень, уже уставшие от британских репрессий окончательно.

Национальный позор и загадка победы


Попытка взять штурмом базу Ривы Титоковару стала для англичан самым крупномасштабным поражением за всю национальную историю. Это признают даже британские военные историки. Последствия были катастрофичны для англичан хотя бы тем, что от сотрудничества с ними отказался многочисленный маорийский иви Купапо, ранее сотрудничавший с ними добровольно, мало того, произошел бунт белых рейнджеров.

Проигрыш англичан привёл чуть позже к ещё более далеко идущим последствиям. Рива Титоковару получил поддержку соседних хапу из того же иви: численность повстанцев увеличилась почти вдвое. Началась уже не оборона, а наступление. За такие события Лондон Макдоннела уволил, заменив его Джорджем Уитмором.


Но и его операции против повстанцев успехом не увенчались. При его атаке на позиции Титоковару опять маорийскими повстанцами был открыт огонь с нескольких сторон, с близкого расстояния. Уитмор дал приказ к отступлению. На сей раз британские солдаты были настолько дезориентированы, что периодически открывали огонь по своим.

А вот члены племени Купапа стреляли в спину шедшим впереди британцам, поскольку в их племени тоже росло недовольство массированными зачистками деревень. Что бы ни делал дальше Уитмор, всё это сопровождалось новыми фортификационными решениями специалистов Титоковару. Причём они давали вид на побережье в тех местах, где проход к нему был затруднен непроходимым лесом. Начались уже резни даже мирного белого населения. Англичане начали строить линии обороны.

Как-то справиться с восстанием Титоковару англичанам удалось при невыясненных до сих пор обстоятельствах. Видимо, воздействовали шпионы, побуждавшие свои иви и хапу переходить на сторону англичан. Очередная осада крепости повстанцев вызвала массовое бегство воинов из неё через те лазейки, которые британцами не были перекрыты.

Существует не очень реальное мнение одного из взятых в плен дезертиров, что Рива Титоковару потерял харизматическое воздействие на повстанцев после прелюбодеяния с женой вождя другого иви.

Началась охота за головами. В первую очередь это делали сами же маори из «дружественных» иви с особой жестокостью. За головы полевых командиров англичане давали 10 фунтов стерлингов, что для маори тех времен было приличными деньгами.

Наконец, Титоковару и небольшую группу сторонников «накрыли» в болотах в землях его иви. Они были истощены, не имели источников огня, питались червями и грибами, поэтому в плен их взять не составляло проблем.

Хотя Титоковару могли присудить к смертной казни, англичане, видимо, опасались повторения массовых волнений, поэтому приговорили его к тюремному заключению. Выйдя на свободу, вождь перешел к мирной тактике борьбы за права своего народа.

Итогом восстания стали более мирные отношения маори и поселенцев и дальнейшие уступки колониальной администрации по земельному вопросу.
109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    18 января 2023 04:51

    Белый человек принес аборигенам Новой Зеландии и Австралии свободу, демократию и прогресс...
    1. +11
      18 января 2023 05:18
      Это еще миролюбивое фото... есть видео где белые люди охотились на местных аборигенов... пойманным несчастным ради забавы отрезали гениталии. request
      Так что то что маори ели убитых англичан меня не удивляет, сьесть своего врага считалось у них в порядке вещей и среди англичан были свои садисты о них правда англосаксы предпочитают не распространятся... о времена, о люди.
      1. +7
        18 января 2023 15:28
        Цитата: Леха с Андроида.
        и среди англичан были свои садисты о них правда англосаксы предпочитают не распространятся... о времена, о люди.

        Вахмистр посмотрел на Швейка и начал:
        - Правда ли, что в России пьют много чаю? А ром там тоже есть?
        - Ром во всем мире есть, господин вахмистр.
        "Начинает выкручиваться, - подумал вахмистр. - Раньше нужно было думать, что говоришь!" И, интимно наклонясь к Швейку, спросил:
        - А девочки хорошенькие в России есть?
        - Хорошенькие девочки во всем мире имеются, господин вахмистр.
    2. +8
      18 января 2023 13:50
      Ну и что? Раньше аборигены друг друга резали, а потом пришли белые и стали резать их всех подряд. Для того, кого зарезали абсолютно всё равно кто это сделал, свой людоед или "понаехавший" белый. laughing

      И белые, в отличие от тех же маори, человечиной не питались.
      1. +5
        18 января 2023 20:13
        И белые, в отличие от тех же маори, человечиной не питались

        Вечер добрый Дядя Костя! Есть документальные свидетельства об обратном. Причем не далеко от описанных событий - о. Тасмания.
    3. +1
      2 апреля 2023 20:34
      Нацизм забыли. Как раз нацизм возник в результате колониальной политики европейских стран. Но сформирован он был в Англии и обрел форму там же. И нужно быть невежеством и необразованным, чтобы думать, что он возник в Восточной Пруссии. Эта точка зрения была просто принята после 2 мировой войны для обеления и чтобы уйти от ответственности Англии и США. Причем и СССР принял эту откровенную дезу по политическим мотивам. Хоть один историк может положить на кон свой авторитет и убедит слушателей, что такая мощная идеология как нацизм могла возникнут за 20 лет в какой-то там В. Пруссии??? Она не одну сотню лет под крылом Англии формировалась. Почему нам не хотя бы в своих учебниках истории не рассказать правду про нацизм. Как он зарождался и укреплялся под крылом королевской семьи, как Германия, Япония и Италия, пытаясь на ходу запрыгнуть в вагон с колониальными странами, взяли у этих стран их основу. Как незначительно исправив ее под свои восприятия создали фашизм, японский инмпериализм и нацизм, который унес жизни миллионов людей. Ведь все эти формы вышли из этой колониальной эпохи. Причем в Европе и США нацизм никуда не делся. Он лишь спрятался за ширмой демократии и свободы
  2. +9
    18 января 2023 05:36
    Видимо, воздействовали шпионы, побуждавшие свои иви и хапу переходить на сторону англичан.
    Победила политика,разделяй и властвуй..
    1. +13
      18 января 2023 09:57
      А может, еще и ослик помог победить. Ну, тот,который
      «Осел, груженный золотом, возьмёт любую крепость.»
  3. +16
    18 января 2023 06:35
    Спасибо! Интересно очень. Кино не смотрел.

    Хака - это, безусловно, явление.

    Интересно, из каких пород деревьев форт строили?

    Лодки у маори делали из интересного дерева - ногоплодник Тотара. Исключительно устойчиво к гниению. И корабельный червь его не ест.
    1. +11
      18 января 2023 09:54
      Хака - это, безусловно, явление.
      Ага,матчи «All Blacks» всегда запоминающиеся становятся благодаря не только игре,а и этому тожеКак старается белый мужик (явно не маори) на переднем плане показать,что он собирается сделать с соперниками
      1. +10
        18 января 2023 13:15
        Ага,матчи «All Blacks» всегда запоминающиеся становятся благодаря не только игре,а и этому тоже

        Когда ещё смотрела телевизор, увидела эту самую хаку -- моему восхищению не было предела! wassat )))
        1. +2
          18 января 2023 22:11
          В таком случае рекомендую посмотреть ролик Японский марш-парад победы . Китай , Нанкин , 1937 год , к сожалению не умею загружать видео. smile

          Только на меня вместо восхищения накатило отвращение к "высококультурной" нации с островов.
      2. +4
        18 января 2023 19:21
        Да. Здесь в обсуждении это периодически всплывает. И лучше, чем у Новой Зеландии ничто не запоминается.
    2. +12
      18 января 2023 09:57
      Интересно, из каких пород деревьев форт строили?

      Пурири. Растет только на Северном острове Новой Зеландии.
      1. +2
        18 января 2023 19:23
        Интересно, хотя и необычно. Думал, что оно связано с местами захоронений.

        Даже не задумывался, что в семействе Яснотковые такие экземпляры попадаются.
  4. +13
    18 января 2023 06:35
    Ах, гордые и свободолюбивые маори!
    Хочу напомнить, что эти белые и пушистые (да-да, именно эти!), за 30 лет до описанных в статье событий, закошмарили аборигенов архипелага Чатем. Просто убили и съели. Почти 2000 человек. «Мы вступили во владение в соответствии с нашими обычаями и поймали всех. Ни один не сбежал. Сбежавших мы убили, некоторых других тоже, но что из того? Это было в соответствии с нашим обычаем!» (с)
    Геноцид придумали белые? Может хватит уже разводить сопли в сиропе, платить и каяться?
    1. +12
      18 января 2023 07:08
      Маори не были аборигенным населением.

      И внедрялись, примерно как ты и описал, Антон.

      Не то, чтобы совсем к этому региону, но у Джека Лондона в «Сказках южных морей» много интересных зарисовок.
      1. +11
        18 января 2023 07:28
        Маори не были аборигенным населением.
        На Чатеме жили мориори.
        1. +11
          18 января 2023 07:44
          Сейчас остались единицы этого коренного народа. Да и то, пожалуй, полукровки.

          Впрочем, грань между соседними племенами - попробуй проведи.
          1. +11
            18 января 2023 08:44
            Сейчас остались единицы этого коренного народа. Да и то, пожалуй, полукровки.

            Именно в следствии событий 1835 года.
            Я это все к тому, что нефиг совеститься "бременем белого человека". Все эти "попуасы" и без участия "понаехавшихтут" европейцев с превеликим удовольствием гнобили друг друга, от начала времен и до наших дней.
            1. +10
              18 января 2023 13:35
              с превеликим удовольствием гнобили друг друга,

              А где было по другому, что в Африке, что в Латинской Америке, все с превеликим удовольствием резали друг друга, кушали человечинку, совершали кровавые жертвоприношения и вообще всячески развлекались. laughing
              И белые мало чем отличались от них, вся история европейцев -- одна сплошная резня, разве что не вырывали сердец у живых людей и не кушали пленников, хотя извращённой жестокости и поныне хватает.
              Добрый день, Антон. hi
            2. +3
              18 января 2023 19:25
              Да. Миролюбивому племени тяжело долго прожить.

              А началось это с того, что ресурсов на всех не хватало.
              1. +5
                18 января 2023 19:47
                Ресурсов кроманьонцам всегда не хватает. Такое мы племя, жадное до всего, что плохо лежит. Сидит, стоит, медленно бегает, думает, прежде чем убить...
                1. +4
                  18 января 2023 20:04
                  Думаешь, у неандертальцев было бы по другому?

                  Мне книга Голдинга «Наследники» вполне понравилась.
          2. +9
            18 января 2023 14:37
            Сейчас остались единицы этого коренного народа.


            Так сами всё и подъели. laughing

            1. +4
              18 января 2023 19:26
              «Людоеда людоед приглашает на обед…» (с).
              1. +4
                18 января 2023 19:42
                Так и знал, что процитируешь! Оставил поле для деятельности.
                1. +3
                  18 января 2023 20:05
                  За время общения можно и угадать склонности.
              2. +3
                18 января 2023 20:17
                Мой дядя, что достался кабану,
                Когда был жив, предупреждал меня:
                Нельзя из людоедок брать жену!
                1. +3
                  18 января 2023 20:35
                  На остатках огромных пожарищ
                  Питекантроп готовил копье.
                  Шесть племен кровожадных сражались |
                  За прекрасные губы ее.
                  1. +3
                    18 января 2023 22:21
                    Вылез дядя из пещеры
                    С виду пострашней холеры
                    Коренастый волосатый
                    Губошлёпый лоб покатый
                    1. +3
                      18 января 2023 22:26
                      И в пасмурной Гренландии, и в солнечной Италии
                      Носил с собою человек всё имущество своё:
                      Обрывок шкуры мамонта вокруг могучей талии,
                      Под мышкой каменный топор, а в руке копьё.
        2. +10
          18 января 2023 09:43
          А мориори интересный народ, хотя они стояли на более низкой ступени развития(охотничье-собирательское общество), у них были запрещены каннибализм и распространен пацифизм,культурный запрет на ведение войн и не имели военных традиций и организации.Мориори находились в тяжком рабстве у маори , им запретили вступать в брак между собой, а мориорийским женщинам иметь детей от мужчин-мориори. Вот и получается , что каждый народ стоящий на более высокой ступени развития,стремится поработить другие народы,стоящие на более низкой ступени..События произошли в 19 веке? Когда англичане изгнали маори со своей земли?
          1. +7
            18 января 2023 13:27
            А мориори интересный народ

            Особенно с учетом того, что мориори произошли от маори. Это, по сути, один и тот же народ, только живущий в разных условиях.
            1. +6
              18 января 2023 14:13
              что мориори произошли от маори
              Одно из племен, у них там так сложно smile Вроде одни и те же,однако...Есть книга , Сказки Полинезии или Легенды и сказки не помню уже..больше копаешься в ссылках...чем читаешь текст.. smile
            2. +7
              18 января 2023 14:29
              мориори произошли от маори.


              "Казаки произошли от казаков"(с) yes
    2. +4
      18 января 2023 10:40
      Ах, гордые и свободолюбивые маори!

      Как раз в продолжение вчерашней дискуссии об агрессии малограмотных авторов и низкокачественных публикаций.
      Автор, что стало уже традицией, пишет о том, о чем совершенно не знает. Во первых - первая Таранакская война, вторая Таранакская война и Война Титоковару - это три разных войны из девяти Новозеландских войн. То есть для правильного понимания хода событий необходимо хотя бы краткое освещение "исторического момента" и этого самого "момента" участников. Но автору то объективное освещение событий совсем не интересно, тут ведь главное "попасть в струю момента" и осветить, как коварных англосаксов побили "светлые маорийские эльфы". Это если в общем.
      Если в деталях, то тут о фантазиях автора можно писать долго. Одни "получившие британское высшее военное образование офицеры из числа маори" чего стоят.
    3. +9
      18 января 2023 11:32
      https://warspot-livejournal-com.turbopages.org/warspot.livejournal.com/s/6196.html
      "В 1820 году один из военных вождей нгапухи, Хонги Хика (Hongi Hika), сумел приобрести сразу 300 мушкетов. В течениие следующих нескольких лет на Северном острове развернулась тотальная война, в ходе которой нгапухи понесли тяжелейшие потери, но сумели полностью разгромить своих соперников."
      Сами племена маори прекрасно отстреливали и резали себеподобных из других племён и родов!
      Натренеровавшись друг на "родичах" они смогли научиться оказывать сопротивление англичанам!
      Википедия указывает - "Новозеландские Земельные войны" длились с 1845 по 1872 год!
      Силы сторон:
      Британы - до 18 тысяч
      Маори - до 5 тысяч
      Потери:
      Британы - 745
      Маори - 2154
    4. +7
      18 января 2023 13:19
      Может хватит уже разводить сопли в сиропе, платить и каяться?

      Более чем поддерживаю, Антон! hi )))
    5. +4
      18 января 2023 13:28
      Хочу напомнить, что эти белые и пушистые (да-да, именно эти!), за 30 лет до описанных в статье событий, закошмарили аборигенов архипелага Чатем.

      Аборигены архипелага Чатем - это тоже маори.
      1. +6
        18 января 2023 14:41
        Я знаю, но разве это отменяет факт массовой резни?
        1. +9
          18 января 2023 15:11
          Право резать друг друга - это одно. Массовая резня - эпизод в истории вовсе не редкий. В данном случае лично меня раздражает не то, что кто-то кого-то резал - дело житейское, а попытки некоторых цивилизованных народов это право легализовать в правовом плане и монополизировать.
          1. +4
            18 января 2023 16:34
            лично меня раздражает не то, что кто-то кого-то резал - дело житейское, а попытки некоторых цивилизованных народов это право легализовать в правовом плане и монополизировать.

            Кстати, попытки представителей некоторых народов оправдать свои попытки массовой резни чужими попытками раздражают не меньше.
            1. +9
              18 января 2023 17:32
              Цитата: Passeur
              раздражают не меньше

              Кого как. По-моему, "это другое". smile
              Одно дело, когда резали нас - теперь режем мы, дело обоюдное, другое дело когда кто-то где-то резал кого-то, а мы его за это, типа, наказываем, ибо ни-зя...
              Нет, я конечно, против любой резни, геноцида и т.п. Но я знаю, что в природе эти вещи существовали, существуют и будут существовать. Поэтому мне хотелось бы иметь на всякий случай своё собственное неотъемлемое право устроить резню тому, кому я посчитаю нужным. Без всяких разрешений или указаний с чьей бы то ни было стороны.
              1. +7
                18 января 2023 17:52
                Очень мило, мне понравилось от слова до слова, причём с подтекстом всё давно уже ясно. Умеешь ты, Михаил, красиво и грамотно излагать свои мысли. smile
                Я тоже против всякой резни, но существует одно старое морское правило: "Если не зочешь получить пробоину в своём борту -- бей в чужой борт первым". wink

                1. +4
                  18 января 2023 18:15
                  но существует одно старое морское правило: "Если не зочешь получить пробоину в своём борту -- бей в чужой борт первым".

                  Вы забыли еще одно обязательное условие сего правила - все пребывающие на чужом борту должны отправиться на дно. А то может вдруг выясниться, что бить то никто и не собирался.
                  1. +5
                    18 января 2023 18:43
                    Я ничего не забыл, а это "обязательное условие" кто-то просто придумал. smile
                    1. +3
                      18 января 2023 18:59
                      а это "обязательное условие" кто-то просто придумал.
                      Адмирал Дениц.
                      1. +3
                        18 января 2023 19:13
                        Ошибаешься, ещё задолго до как Дениц стал командовать подводным флотом, в Германии были командиры подводных лодок честно заслуживших гордое звание "Военного преступника". Например, Макс Валентинер, приятель Швигера утопившего "Лузитанию".
                        А после Второй мировой судили только одного командира германской подлодки, правда, кое-кто из них до конца войны и не дожил.
                        Но до японских морячков той же войны тевтонпм было ой как далеко.
                    2. +3
                      18 января 2023 19:12
                      Все правила и обязательные условия кто-то когда то "придумал".
                      ...вещам невозможно
                      Из ничего возникать и, родившись, в ничто обращаться...
                2. +5
                  18 января 2023 19:28
                  «И эту веру сами мы подняли,
                  Поднявши чёрный флаг» (с).
          2. +7
            18 января 2023 17:27
            попытки некоторых цивилизованных народов это право легализовать в правовом плане и монополизировать.
            Ацтеки и инки подпадают под это определение?
            1. +6
              18 января 2023 17:56
              Цивилизованных народов?
              Не будьте занудой, Антон. Если для вас это имеет значение, фразу можно сформулировать так: "некоторых народов, считающих себя цивилизованными". smile
              1. +8
                18 января 2023 18:00
                Не будьте занудой, Антон.
                Поздняк метаться!)))
                1. +6
                  18 января 2023 20:19
                  Разве ацтеки и инки считали себя не цивилизованными?
                  Они несли "свет цивилизаторства" "тёмным личностям" джунглей и пампасов!
          3. +2
            18 января 2023 22:23
            На правах сам быстрых (первыми добжавших до, условно, парового котла) почему бы и нет? Не спортивно, да. Зато эффективно. И, по большому счету, в исторической перспективе пострадавшие имеют сейчас то, на что естественным путем рассчитывать не могли.
        2. +6
          18 января 2023 16:31
          Не отменяет, конечно. Хотя в истории такое явление не является чем то уникальным. С другой стороны, вызывает удивление полный отказ мориори от сопротивления.
    6. +4
      18 января 2023 15:14
      Тогда надо говорить всю правду, как они попали на Чатем.
      А случилось это в результате истребительных войн между аборигенами, сопровождавшихся геноцидами племён, после того, как англичане снабдили их оружием и платили за головы вождей.
      1. +7
        18 января 2023 16:44
        Мориори переселились на Чатем в конце XIV века. Англичане впервые появились в этом регионе в 1769 году.
        Вам не кажется, что Ваши построения несколько нарушают причинно-следственные связи?
        1. +6
          18 января 2023 16:50
          Судя по всему, dunkan имеет ввиду появление на Чатеме маори.
          1. +6
            18 января 2023 17:11
            Таким образом можно договориться до того, что команчи кошмарили соседние племена исключительно по вине мерзавцев европейцев, завезших лошадей в Америку.
            1. +6
              18 января 2023 18:08
              Можно поступить проще - не трактовать ход событий "в каком то свете". Объективно племёна нгати-мутунга и нгати-тама были вытеснены на Чатем в ходе мушкетных воен.
              Причину последних можно объяснять или "коварством англосаксов" (очень популярная версия в определенных кругах), или по О`Генри (очень непопулярная).
              1. +6
                18 января 2023 18:21
                "коварством англосаксов" (очень популярная версия в определенных кругах),
                О, да!!! Можно подумать отечественные первопроходимцы вели себя как-то по-другому, от Ермака до Хабарова.
                А вот про О' Генри не понял или не помню... Хотя один из моих любимых новеллистов.
                1. +3
                  18 января 2023 18:36
                  А вот про О' Генри не понял

                  Дело не в том какую дорогу мы выбираем, дело в том что внутри нас, это заставляет нас выбирать дорогу.
                  1. +5
                    18 января 2023 18:48
                    На мой взгляд, не сильно отличается от фразы, приписываемой Марку Аврелию.
                    1. +3
                      18 января 2023 19:07
                      Я, скажу откровенно, сильно поверхностно знаком с интеллектуальным наследием как древнегреческих, так и древнеримских философов.
                      1. +5
                        18 января 2023 19:22
                        Ну, не знаю насколько Марк Аврелий философ, императорам более подходит "мочить в сортире". Однако...
                        Fais ce que dois, advienne, que pourra — Делай, что должно, и будь, что будет.
                      2. +4
                        18 января 2023 19:26
                        Позволю себе не согласиться. Перед тем, как "делать что должно", необходимо для себя это "что должно" определить. Дорогу выбрать, другими словами.
                      3. +4
                        18 января 2023 19:36
                        И как это не кореллирует с тем, что "дело в том что внутри нас, это заставляет нас выбирать дорогу."?
                      4. +4
                        18 января 2023 19:45
                        "Не коррелирунт" я бы не сказал. Одно предшествует другому.
                      5. +3
                        18 января 2023 20:06
                        "Высокая латынь" очень неоднозначна, мы же не знаем фонетики и обстоятельств (замечу, мелких!) сопутсвующих этой фразе.
                2. +1
                  19 января 2023 17:09
                  Что случилось с теми, кто жил до появления тех с кем встретился уже Ермак??? lol
  5. +8
    18 января 2023 08:17
    Версия новозеландского историка Те Ранги Хироа гласит, что они произошли от смешения полинезийцев, выходцев с Таити, с викингами, которые якобы доплыли аж до тех краев.

    Это где же он такое написал? Хироа, в отличие от Тура, дружил с головой. В его книге подробно описано не только кто из героев открыл новую Зеландию, но даже названия всех лодок переселенцев, которые затем туда прибыли. И краткая история каждого племени с каждой лодки
    1. +7
      18 января 2023 11:39
      Это где же он такое написал?

      Это еще одно подтверждение невежества автора в данном вопросе. Во первых, Te Rangi Hīroa не историк, он врач.
      Во вторых - у него действительно есть книга "VIKINGS OF THE SUNRISE" (Викинги восхода или Викинги утренней зари), которую он написал в 1954 году. В предисловии он пишет
      I may be criticized for applying the term vikings to the Polynesian ancestors, but the term has come to mean bold, intrepid mariners and so is not the monopoly of the hardy Norsemen of the North Atlantic.

      Меня могут критиковать за то, что я применяю термин «викинги» к полинезийским предкам, но этот термин стал обозначать смелых, бесстрашных мореплавателей и поэтому не является монополией выносливых скандинавов Северной Атлантики.
      1. +4
        18 января 2023 18:35
        Во первых, Te Rangi Hīroa не историк, он врач.
        Ну, насколько я понимаю, основная профессия не отрицает вклада личности в историческую науку. Как и в случае с Окшоттом.
        1. +2
          18 января 2023 21:05
          вклада личности в историческую науку

          Так с вкладом личности никто и не спорит. Просто если быть точным, то помимо медицины, Te Rangi Hīroa внес вклад в антропологию.
    2. +8
      18 января 2023 11:56
      Это где же он такое написал?
      ..Видимо автор так читал,что переносный смысл, принял за прямой.
      1. +6
        18 января 2023 13:07
        Видимо автор так читал

        Я сильно сомневаюсь, что автор вообще что то читал по этому вопросу, не говоря уже о Te Rangi Hīroa.
        Он даже про Ли Тамахори не смог нормально прочитать. Тамахори у него "режиссер фильмов про Джеймса Бонда", хотя Ли - режисер всего лишь одного из двадцати фильмов бондианы.
  6. +8
    18 января 2023 08:46
    но и добиться результатов, которых больше против англичан не добивался никто из порабощённых народов?
    Так и не понял, в чем эти результаты заключались. Одержали ряд побед (автор не приводит потери), в итоге проиграли. Или типа в поедании сердец и прочих частей тела?! сомнительное достижение
    1. +8
      18 января 2023 11:33
      Википедия указывает - "Новозеландские Земельные войны" длились с 1845 по 1872 год!
      Силы сторон:
      Британы - до 18 тысяч
      Маори - до 5 тысяч
      Потери:
      Британы - 745
      Маори - 2154
      1. +6
        18 января 2023 15:24
        Цитата: hohol95
        Потери:
        Британы - 745
        Маори - 2154

        воины Уоллеса только в битве на Стрелингском мосту положили в 10 раз больше англичан. И масштаб потерь в битвах с сипаями существенно выше
        1. +4
          18 января 2023 20:23
          Шотландцы это же "одичалые британцы"!
          Им можно.
          Сипаев натренировали сами британцы.
          Они ,вообще можно сказать, первая в мире ЧВК!
          И оружие у них было вполне современным.
  7. +6
    18 января 2023 11:53
    Выйдя на свободу, вождь перешел к мирной тактике борьбы за права своего народа.
    ..В 1886 году он участвовал в мирной оккупации земель близ Манайи. Титоковару и ещё девять человек были доставлены в Веллингтон и, проведя в тюрьме два с половиной месяца, предстали перед судом и были приговорены к тюремному заключению, где он и скончался.
  8. +6
    18 января 2023 14:13
    Цитата: не тот
    А может, еще и ослик помог победить. Ну, тот,который
    «Осел, груженный золотом, возьмёт любую крепость.»


    Не так.
    "Если осел, груженный золотом, может войти в крепость - она уже обречена"
  9. +8
    18 января 2023 14:22
    И про "кукушек":
    Одной из ярких легенд советско-финляндской войны, начавшейся 30 ноября 1939 года, стали ”кукушки” - якобы маскировавшиеся на деревьях финны, открывавшие огонь по бойцам Красной армии.

    Как-то уже спорил с одним товарищем, что трудно придумать позицию для снайпера хуже, чем дерево в лесу. Учитывая, что снайпера демаскирует первый выстрел и ему приходится менять позицию... ну тут дерево отстойный вариант, плюс в лесу вести огонь на большое расстояние просто негде, а расстояние до противника тоже своеобразная защита, попробуй слезть с дерева на виду у противника и скрыться. Если уж сажать на дерево кого - то смертника-пулеметчика с поясом шахида. Финнам данная легенда была выгодна, потому что красноармейцы неистово выискивали "кукушек" , пялясь вверх на деревья, а прилетало им с земли, как обычно.
    1. +6
      18 января 2023 14:58
      В финской войне снайперов на деревьях не было, были наблюдатели и корректировщики, тут вы правы. Смертник-пулеметчик на дереве тоже не нужен, тем более, с поясом шахида. laughing
      А вот в условиях XIX в. такая тактика реально применялась (и вполне успешно), например, в Гражданской войне в США.
      1. +6
        18 января 2023 15:10
        Ну в качестве засады, да не в одиночку - да, когда знаешь, что свои прикроют в случае чего. А в одиночку - неважно, пулеметчик, наводчик, снайпер - готовый смертник. В случае с маори это и есть засада, а когда говорят про "кукушек" - то именно про снайперов.
        1. +5
          18 января 2023 15:33
          Пулеметчик и снайпер на дереве в условиях финской войны - да, смертник. Достаточно просто определить на каком дереве, или группе деревьев он сидит и силами одного отделения это дерево можно прочесать огнем так, что шансов не останется. Наблюдатель же, или корректировщик, себя никак не демаскирует, поэтому его шансы выжить значительно выше.
          В XIX в. создать такую плотность огня было невозможно - стрелка, засевшего в кроне дерева, требовалось увидеть непосредственно, чтобы сбить. А если у корней дерева сидят еще несколько его товарищей, задача сбить снайпера становилась весьма непростой.
          Так что в финской войне - нет, в XIX в. - да.
          Что касается многочисленных мемуаров наших солдат о "кукушках", то есть, снайперах-одиночках, заседавших на деревьях, то эти рассказы - не более чем легенды. Да и финны не подтверждают использование такой тактики. При этом, надо сказать, что наблюдатель или корректировщик, в тихую сидящий на ёлочке в тщательно замаскированной люльке и докладывающий всё, что видит, приносит вреда куда как больше, чем снайпер-одиночка.
          1. +3
            18 января 2023 16:56
            наблюдатель или корректировщик, в тихую сидящий на ёлочке в тщательно замаскированной люльке и докладывающий всё, что видит,

            Это верно, только я не знаю как в то время у финнов было со связью, иначе говоря, были ли у них рации, которые можно было без проблем таскать с собой по деревьям, а проводной телефон как-то стрёмно использовать, по проводу найти наблюдателя очень просто. Немцы для корректировки и наблюдения использовали авиацию, хотя в лесном массиве разглядеть что-нибудь тоже проблема..
            1. +4
              18 января 2023 17:52
              На Лужском рубеже, в том месте, где Псковское шоссе спускается в долину речки Облы на южной окраине Луги, стоят несколько памятников, в том числе ДОТ и сосна, на которой есть табличка о том, что на этой сосне в 1941 г. находился наблюдательный пункт 177 СД.
              Видимо, тянули телефонные кабели. Их не так сложно замаскировать.
              Увидеть наблюдателя, даже зная, что именно на этой ёлке он затаился, практически невозможно, разве что, стоя непосредственно возле ствола, и то не факт. smile
            2. +3
              18 января 2023 17:55
              Привет, дядя Костя!
              Первый "хенди-токи" Motorola SCR-300 был создан в 1940 году. Так что финны "облезут".
              1. +3
                18 января 2023 18:42
                Да, для американской армии. И с ней не очень по деревьям полазишь, а "воки-токи" появилась позднее.



                Не понял только куда, как, или каким образом финны "облезут". request
                1. +3
                  18 января 2023 18:57
                  Извини, локальный мем.
                  "- Дай мне в долг?
                  - Облезешь!"
                  1. +4
                    18 января 2023 19:20
                    Племянник, не взирая на то, что ты мой племянник, разговаривать на "птичьем языке" в приличном обществе просто неприлично. laughing
                    1. +5
                      18 января 2023 19:40
                      А я вообще асоциальный монстр. Можешь у Коли поинтересоваться.
                      1. +4
                        18 января 2023 20:07
                        асоциальный монстр.

                        Не претендуй на недостижимое, ты просто "раннесредневековый отморозок". laughing drinks
                      2. +1
                        18 января 2023 20:14
                        1.Как это противоречиит вышесказанному мною?
                        2. Дядюшка, тебя заклинило на слове "раннефеодальный"?
                      3. +2
                        18 января 2023 21:57
                        .Как это противоречиит вышесказанному мною?


                        Ла никак, монстр -- так монстр, если всё на здоровье. laughing

                        Где я хоть как-то помянул феодалов? laughing
                      4. +4
                        18 января 2023 20:13
                        Можешь визитку заказать: «Асоциальный монстр. Люблю знакомиться».
                2. +2
                  18 января 2023 20:54
                  Цитата: Морской Кот
                  а "воки-токи" появилась позднее.


                  Копеечные телеграфные ключи для проводного телеграфа решали проблему за долго до радиостанций, тем более что были простые специальные высокоскоростные ключи-"спички".
                  http://ruqrz.com/kollektsioniruem-telegrafnye-klyuchi/
                  Ну и были же и сигнальные фонари и гелиографы и зеркала (вот последними и могли пользоваться наблюдатели у маори - все равно их оппоненты ночами не воевали и работа для наблюдателей была только днем).
                  1. +2
                    18 января 2023 21:51
                    Копеечные телеграфные ключи для проводного телеграфа решали проблему за долго до радиостанций,


                    И в какой войне, наблюдатели корректировщики какой армии реально применяли эти устройства?
                    О фонарях, зеркалах и прочем говорить не имеет смысла. Речь о советско-финской войне.
                    1. +1
                      19 января 2023 22:19
                      Типичное применение ранних телеграфов - в береговых крепостях и гаванях, для наблюдения за движением судов противника, корректировки арты, и наблюдением за скоплениями войск ("Телеграф во время Крымской войны ").
                      Вообще, применение телеграфа Наполеоном (а он был технически продвинутым человеком - пользовался беспроводной передачей данных, на технологиях тех лет) для "дистанционного ведения войны" из своего дворца ("телеграф Наполеона"), так запомнилось, что телеграфисты до сих пор учат ключ, хотя микрофоны уже как столетие изобретены.
                      Телеграфные войска даже были (предшественники радиосвязистов).
              2. +4
                18 января 2023 21:38
                Первый "хенди-токи" Motorola SCR-300 был создан в 1940 году.

                А первая "уоки-токи" была создана в 1937 году Дональдом Хингсом для CM&S. В 1939 комплект тестировали для авиации.
      2. +5
        18 января 2023 15:34
        В финской войне снайперов на деревьях не было,

        Некоторые наши "авторы" дописались до того, что все финские "кукушки" были вооружены п/п Suomi KP/-31 и буквально поливали огнём нашу пехоту, что вообще полный бред.

        А снайперы использовали добрую старую Мосинку, которую производили в Финляндии, и на деревьях они не сидели, потому как это вопиющая глупость.
        1. +2
          18 января 2023 22:02
          Сами финны полностью производили только модель 1939 года.
          Все финнские "мосин/наганы" предыдущих моделей являли из себя набор из частей русского (ещё изготовленные при царе) и иностранного производства. Старые винтовки финны скупали у поляков и все тех, кто владел не нужными им "мосинками".
          1. +2
            18 января 2023 22:57
            Сами финны полностью производили только модель 1939 года.


          2. +1
            19 января 2023 00:26
            Сами финны полностью производили только модель 1939 года.

            Ствольных коробок финны не производили никогда.
  10. +4
    18 января 2023 14:58
    Но какие уступки, суд англичан отобрал у маори все земли.
    Было строго запрещено продавать аборигенам любое оружие.
    Старая тактика "разделяй и властвуй", с подкупом и разжиганием кровной мести работала. За убийства и головы вождей платили деньги, дальше всё шло само собой.
    При этом Новая Зеландия первой дала право голоса женщинам, и считалась самой демократичной страной.
  11. 0
    19 января 2023 12:23
    Статья действительно познавательная для кругозора. Но кто автору сказал что рэгби и уж тем более сопутствующие ей танцы с бубном популярны чтоб быть известными в России? Я один раз пять минут в жизни и посмотрел на этот рэгби, и то пока батарейки в пульте менял, не зацепило, переключился, забыл. Популярность рэгби у нас на уровне погрешности статистики