Военное обозрение

Пёрл-Харбор под водой

29
Пёрл-Харбор под водой

Нападение императорской Японии на главную военно-морскую базу Тихоокеанского военно-морского флота США 7 декабря 1941 года до сих пор волнует умы историков, исследователей и политиков. Однако в тени мощного воздушного налёта японской авианосной авиации остались действия совершенно нового для американцев оружия императорского флота – карликовых субмарин. Каноническая версия их участия в атаке на Пёрл-Харбор гласит: все лодки были потоплены, не нанеся никакого ущерба американскому флоту. Однако исследования последних 20 лет ставят эту версию под сомнение.


Рождение японских мини-субмарин


Вашингтонское морское соглашение 1922 года определило совершенно новый расклад сил ведущих военно-морских держав после Первой мировой войны и стало существенным препятствием в нарастающей гонке морских вооружений. Особо недовольной оказалась императорская Япония, так как согласно договору её военно-морской флот существенно уступал флотам Англии и США по числу авианосцев, линкоров и крейсеров.

Японцы искали выход из сложившейся ситуации и нашли две лазейки. Первой из них стало отсутствие договоренностей с США и Великобританией о количестве подводных лодок. Второй – разрешение Вашингтона и Лондона на строительство пунктов передового базирования японского ВМФ на островах Тихого океана. Сложив один плюс один, японцы решили превратить эти удалённые острова в передовые базы подводных лодок, которые не только могли бы сами атаковать флот врага, но и выступили бы в качестве носителей сверхмалых субмарин. Скрытно подойдя к военно-морским базам американцев или англичан, лодки-носители должны были запустить сверхмалые субмарины, которые могли неожиданно атаковать вражеский флот прямо на якорных стоянках!

В 1934 году в условиях строжайшей секретности были построены две экспериментальные сверхмалые подводные лодки «А-хётеки» (лодки-мишени, тип А). По результатам испытаний в проект внесли необходимые усовершенствования, после чего было развёрнуто серийное строительство сверхмалых подводных лодок типа А под обозначением «Ко-хётеки», имевших на вооружении две 450-мм торпеды тип 97. В качестве кораблей-носителей этих карликовых субмарин могли быть использованы гидроавиатранспорты и океанские подводные лодки.

15 апреля 1941 года 24 младших морских офицера получили секретное предписание войти в состав специального формирования. Тренировки экипажей подводных лодок проводились недалеко от военно-морской базы Куре. Во время освоения подлодок подчас случались аварии и поломки. Гибли экипажи, а вместо мишеней поражались катера, которые обеспечивали их доставку…

Кроме того, выяснилось, что сверхмалые лодки обладали слишком малой дальностью плавания, которая определялась ёмкостью аккумуляторов, а их подзарядка была возможна только на корабле-носителе. По этой причине оказалось совершенно невозможно использовать лодки с необорудованных стоянок на удалённых островах. Но для атаки защищённой военно-морской базы врага они вполне подходили.

Итак, лук и стрелы были готовы, осталось только спустить тетиву...

Стрела пущена в цель...


Молодые офицеры-подводники настойчиво добивались включения сверхмалых подводных лодок типа А в операцию против Пёрл-Харбора. В октябре 1941 года командование флотом дало своё согласие и создало соединение сверхмалых подводных лодок «Токубецу Когекитай», сокращенно «Токко». Это словосочетание можно перевести как «Соединение специальных атак» или «Специальное морское ударное соединение». При этом ни одна из карликовых подлодок не имела персонального номера и идентифицировалась только по лодке-носителю.

На карликовые подводные лодки сформировали экипажи (в соответствии с японскими правилами сначала указана фамилия и только затем имя подводника, в скобках указана лодка-носитель). Характерная деталь: в связи с небольшим шансом вернуться с задания живым, к операции было запрещено привлекать подводников, которые были женаты, являлись единственными или старшими сыновьями в семье.

Лейтенант Иваса Наодзи и унтер-офицер Сасаки Наохару (І-22).
Младший лейтенант Хироо Акира и унтер-офицер Катаяма Ёсио (I-20).
Младший лейтенант Сакамаки Кацуо и унтер-офицер Инагаки Киодзи (І-24).
Мичман Ёкояма Масахару и унтер-офицер Уэда Тэдзи (I-16).
Мичман Харуно Сигэми и унтер-офицер Ёкояма Харунари (I-18).


После чего закипела работа по оборудованию больших подводных лодок в носители сверхмалых субмарин. Первой в военно-морскую базу Куре прибыла субмарина I-22 для внесения в конструкцию необходимых доработок. Несколькими днями позже прибыли ещё три. Четвёртую подлодку – І-24, только что построили в Сасебо и сразу же начали её ходовые испытания.

Рано утром 18 ноября большие подводные лодки покинули Куре, остановившись ненадолго в Оуразаки, чтобы забрать малые лодки. Под вечер они взяли курс на Пёрл-Харбор. Лодки шли, держа дистанцию в 20 миль друг от друга, при этом флагманская І-22 находилась в центре. В дневное время лодки шли под водой, боясь обнаружения, и всплывали только по ночам.

По плану они должны были прибыть в пункт сбора, расположенный в 100 милях к югу от Пёрл-Харбора, ночью, после захода солнца, за два дня до начала атаки. Проверив лодки под покровом темноты, субмарины-носители должны были подойти к Пёрл-Харбору и занять позицию в своём квадрате в 5–10 милях от входа в гавань.

Рано утром 7 декабря мини-субмарины должны были покинуть свои носители, незаметно проникнуть в гавань Пёрл-Харбора и лечь на дно, после чего присоединиться к воздушной атаке и нанести американцам максимальные разрушения своими десятью торпедами.

За три часа до рассвета (в 03:00 7 декабря 1941 года) первой производит пуск своей сверхмалой лодки крайняя левая в группе I-16. Затем последовательно, с интервалом в 30 минут стартуют сверхмалые лодки с носителей І-24, І-22 и I-18. Карликовая субмарина с последней лодки І-20 должна была пройти через створ гавани за полчаса до рассвета.

Операция началась...

Первые выстрелы, первые жертвы...


Вход в бухту Пёрл-Харбор преграждали два ряда противоторпедных сетей, а американские тральщики каждое утро проводили контрольное траление вод, окружающих базу. Казалось, проскочить за ними в бухту не составляло особого труда. Однако планы японцев оказались нарушенными с самого начала.

В 03:42 (в других источниках указывается время 03:58) тральщик «Кондор» обнаружил перископ подводной лодки перед входом в бухту. В её поиск тут же включился старый эсминец «Уорд» (постройки 1918 года), командир которого Уильям Вудворд Аутербридж (1906–1986) немедленно радировал в штаб о контакте в зоне его патрулирования. Однако после часа поисков он так ничего и не обнаружил.

Около 05:00 американцы открыли проход в сетях, чтобы пропустить тральщики, а также подошедший военный транспорт «Антарес», буксир и баржу. Две сверхмалые подводные лодки воспользовались этим и сумели скрытно проникнуть в гавань. Это были субмарины лейтенанта Иваса Наодзи с І-22 и мичмана Ёкояма Масахару с I-16.

Третьей карликовой лодке младшего лейтенанта Хироо Акира и унтер-офицера Катаяма Ёсио с лодки-носителя І-20 не повезло. Она была замечена в 06:30 примерно в 3–4 милях от гавани вахтенными транспорта «Антарес» и кружащей над морем летающей лодки «Каталина» 14-й патрульной эскадрильи. Вполне возможно, что на лодке вышел из строя глубиномер, так как она двигалась в гавань со скоростью 8 узлов в надводном положении – над поверхностью воды возвышались рубка лодки и часть сигарообразного корпуса.

На этот раз «Уорд» не подкачал и после визуального обнаружения лодки в 06:37 открыл орудийный огонь прямой наводкой с небольшой дистанции. Уже второй снаряд попал в основание рубки с правой стороны. Лодка вздрогнула, но продолжала движение с рваной дырой в рубке. Набрав через пробоину забортную воду, она навечно скрылась в глубинах океана. Эсминец сбросил в точке погружения четыре глубинные бомбы.

Долгое время считалось, что их взрывы чуть ли не разорвали карликовую субмарину пополам. Но на самом деле они не нанесли её корпусу никаких существенных повреждений. Свою посильную лепту в уничтожение непрошеного гостя внесла и «Каталина», сбросив на месте гибели лодки несколько бомб. Карликовая субмарина младшего лейтенанта Хироо Акира стала первой жертвой ещё не объявленной войны на Тихом океане, а эсминец «Уорд» сделал первые выстрелы в этой войне и первым же добился победы.

В 06:53 командир эсминца Аутербридж отправил сообщение на берег:

«Мы атаковали, обстреляли и сбросили глубинные бомбы по подводным лодкам, действующим в оборонительном морском районе».

Сообщение было передано командующему Тихоокеанским флотом США адмиралу Хазбенду Киммелу к 07:30. Но тот проигнорировал его, так как в последнее время было много подобных сообщений, ни одно из которых при проверке не подтвердилось. Спустя 25 минут на небе появились десятки японских самолётов, и началась воздушная атака на Пёрл-Харбор...

Первую погибшую при прорыве в Пёрл-Харбор карликовую подводную лодку младшего лейтенанта Хироо Акира и унтер-офицера Катаяма Ёсио с лодки-носителя І-20 обнаружили 28 августа 2002 года при помощи глубоководного аппарата Гавайского университета. Лодка лежала на глубине 400 метров примерно в пяти милях от Перл-Харбора. Корпус субмарины не был разрушен глубинными бомбами, как предполагалось ранее. В основании рубки виднелось отверстие от попадания снаряда с эсминца «Уорд», который, видимо, мгновенно убил экипаж лодки.

Второй карликовой субмариной, погибшей при прорыве в гавань Пёрл-Харбора, стала субмарина с лодки-носителя I-18, экипаж которой составлял мичман Харуно Сигэми и унтер-офицер Ёкояма Харунари. О действиях этой лодки не было известно ничего, кроме того, что она пропала без вести, а её экипаж погиб.

Лишь спустя почти 20 лет, а именно 13 июня 1960 года, лодка была обнаружена водолазами ВМС США и морской пехоты США, проходившими обучение в лагуне Кехи, к востоку от входа в Пёрл-Харбор. Лодку подняли и осмотрели.

Её корпус был повреждён в результате атаки глубинными бомбами. Люк был открыт изнутри, останков экипажа обнаружено не было, а обе торпеды находились в аппаратах. Стало ясно, что лодке мичмана Харуно так и не удалось проникнуть в гавань Пёрл-Харбор, а обстоятельства гибели её экипажа остались невыясненными.

Подводная лодка была восстановлена и выставлена на обозрение в бывшей японской Военно-морской академии императорского флота в Этадзима 15 марта 1962 года.


Невезучая лодка…


Пока рано утром 7 декабря лодки-носители одна за другой спускали на воду карликовые субмарины, на I-24 возникла серьёзная заминка. На её «малютке» (экипаж младший лейтенант Сакамаки Кацуо и унтер-офицер Инагаки Киодзи) вышел из строя гирокомпас. Устранить неисправность так и не удалось. Уже было 05:30 утра, а лодка всё ещё не была готова к спуску, опаздывая на два часа от установленного планом времени. Рассвет приближался, когда Сакамаки и Инагаки протиснулись в люк своей лодки.

До входа в гавань Пёрл-Харбора было 10,5 миль, но сразу двинуться туда не удалось – больше часа подводники отчаянно пытались выправить дифферент своей подлодки. С трудом им удалось это сделать, и они достигли входа в бухту. Гирокомпас по-прежнему оставался неисправным, поэтому Сакамаки был вынужден поднять перископ, чтобы сориентироваться. Он увидел патрулирующий вход в гавань американский эсминец «Хелм», который вскоре приблизился так близко, что можно было различить в перископ каждую деталь на палубе и белую форму моряков.

Американцы заметили перископ и тут же ринулись в атаку, сбросив несколько глубинных бомб. Он их взрывов лодку долго качало, а затем подхватило течением и унесло в открытый океан. Сакамаки вновь пытался найти вход в базу, но напоролся на риф. В результате удара один из торпедных аппаратов получил повреждения, внутрь лодки стала поступать вода. Из-за химической реакции воды с серной кислотой аккумуляторов начал выделяться удушливый газ.

В это время японская авиация уже бомбила Пёрл-Харбор, а лодка Сакамаки всё ещё не проникла в бухту! Отравленный газами экипаж (было трудно дышать, болели глаза) тщетно пытался вновь подойти к входу в гавань. Но примерно в 14:00 лодка вновь напоролась на риф и повредила второй торпедный аппарат. Отравленных и обессилевших подводников охватила депрессия. Стало окончательно ясно, что операция провалилась. Сакамаки последним усилием воли попытался хотя бы добраться до лодки-носителя I-24, но вскоре оба подводника потеряли сознание, и лодка стала неуправляемой.

Когда Сакамаки очнулся, была уже ночь. Двигатель лодки не работал, так как аккумуляторы были полностью разряжены. Приоткрыв крышку люка, Сакамаки увидел примерно в 200 метрах берег какого-то острова, луну и яркие звёзды среди облаков. Немного придя в себя от свежего морского воздуха, Сакамаки попытался запустить двигатель и после множества попыток ему это удалось. Но радоваться пришлось недолго – лодка вновь налетела на риф и на этот раз застряла намертво.

Поняв, что всё кончено, Сакамаки решил потопить субмарину – ведь это было секретное «чудо-оружие» императорского флота. Заранее раздевшись и вставив в подрывные заряды детонаторы, он зажёг бикфордов шнур и вместе с Инагаки бросился в море. Согласно другим источникам, Сакамаки приказал подготовить взрыв унтер-офицеру и механику лодки Инагаки, но тот приказ не выполнил и бросился в море (эту версию подтверждает тот факт, что взрыва на лодке так и не произошло). Было 06:40…

Сакамаки думал, что они плывут к острову Мауи, но на самом деле это был западный берег острова Оаху, того же самого, где размещалась база Пёрл-Харбор! Прыгнув в воду вслед за командиром, обессилевший Инагаки до берега так и не добрался и утонул. Обессилившего и потерявшего сознание Сакамаки обнаружил на берегу и взял в плен капрал Дэвид Акуи 298-го полка Гавайской территориальной гвардии.


Американская пропаганда не упустила удобного случая хотя бы частично смыть позорное пятно Пёрл-Харбора при помощи захваченной японской подводной лодки. Во время Второй мировой войны эта субмарина неоднократно «гастролировала» по Соединенным Штатам, разжигая патриотизм и тем самым помогая в продаже населению военных облигаций.

Внутри гавани…


Одной из двух карликовых субмарин, успешно проникших в гавань Пёрл-Харбора, стала лодка лейтенанта Иваса Наодзи и унтер-офицера Сасаки Наохару (с лодки-носителя І-22). Когда в 07:55 начался первый налёт японской авиации, лейтенант Иваса приступил к маневрированию и в 08:36 атаковал американскую базу гидросамолётов «Кёртисс», моряки которой в это время вели огонь по японским самолётам.

Выпущенная лодкой торпеда прошла мимо, зато американские моряки заметили перископ и тут же открыли по нему огонь. В 08:40 японская лодка из-за полученных повреждений или ошибки экипажа неожиданно всплыла примерно в 700 метрах от гидроавиатранспорта и тут же погрузилась вновь.

В некоторых источниках утверждается, что два снаряда с «Кёртисс» поразили лодку, но документальных подтверждений этому нет. В любом случае, японцы уже подписали себе смертный приговор – их заметил спешащий к выходу из гавани эсминец «Монагхэн».

Лейтенант Иваса также обнаружил приближающегося врага, развернулся и выпустил по эсминцу вторую (последнюю) торпеду. Она прошла мимо, примерно в 45 метрах по правому борту «Монагхэна». Спустя несколько мгновений, в 08:43, эсминец протаранил лодку, после чего добил её сбросом двух глубинных бомб. Из-за мелководья гавани, прогремевшие взрывы подняли корму эсминца из воды. Он потерял управление и врезался в баржу, отделавшись незначительными повреждениями.

Позже, во время строительства новых причальных сооружений для подводных лодок на базе Пёрл-Харбор, погибшую лодку лейтенанта Иваса вместе с грунтом использовали в качестве материала для одного из молов. В 1952 году остов субмарины обнаружили вновь, но к тому времени кислота из аккумуляторных батарей так сильно повредила лодку, что возиться с «японкой» не стали и «перезахоронили» в том же месте. При этом останки экипажа так и остались внутри лодки.

Наибольший интерес историков вызывает судьба мини-субмарины мичмана Ёкояма Масахару и унтер-офицера Уэда Тэдзи с лодки-носителя I-16. Согласно официальным исследованиям, лодке удалось проникнуть в гавань, но она не смогла поразить какие-либо цели, после чего бесследно исчезла, а её экипаж погиб.

В 2007 году морской историк и бывший подводник ВМС США Паркс Стефенсон решил разрешить загадку этой лодки. К тому времени была известна судьба и обнаружены остовы четырёх из пяти мини-субмарин, участвующих в атаке Пёрл-Харбора.

Но куда исчезла пятая?

Прежде всего удалось обнаружить, что уже после налёта, а именно в ночь на 8 декабря, якобы пропавшая без вести мини-субмарина мичмана Ёкояма отправила две радиограммы, которые приняла подводная лодка-носитель I-16. В 00:41 8 декабря Ёкояма радировал об успехе воздушной атаки на Пёрл-Харбор и повреждении американских линкоров. Спустя 10 минут от него поступила ещё одна радиограмма:

«Невозможно ориентироваться».

Это ясно говорило о том, что лодка Ёкояма не погибла 7 декабря, а нашла спокойное место, залегла на дне до ночи, прежде чем всплыть на поверхность и отправить обе радиограммы.

Но где же это спокойное место?

Внимание Стефенсона привлекла бухта Уэст-Лох – западная бухта базы Пёрл-Харбор, расположенная прямо напротив стоянки линкоров. Это было идеальным местом для укрытия, и лодку следовало искать именно там. Однако никаких следов «японки» обнаружить не удалось.

Уэст-Лох известен катастрофой, которая произошла здесь 21 мая 1944 года и была засекречена вплоть до 1960 года. В тот майский день в бухте стояли 29 десантных кораблей LST, которые готовились к операции «Форейджер» – атаке ВМФ США на захваченные японцами Марианские острова. Некоторые из этих кораблей были загружены боеприпасами и топливом.

Экипажи активно готовились к выходу в море, и ничто не предвещало беды, пока в 15:08 на LST-353, стоявшем у одной из пристаней в бухте, не прогремел взрыв. Огонь быстро охватил несколько соседних кораблей. Звучали всё новые и новые взрывы, и командование базы поначалу решило, что это очередная атака японцев либо неожиданное землетрясение.

Разобравшись, что происходит, командиры уводили свои не пострадавшие корабли из гавани, спасая их от загоревшейся разлитой в воде нефти. Последний взрыв прогремел в 22:30, но пожары на некоторых кораблях продолжались вплоть до следующего дня.

В результате происшествия затонуло шесть десантных кораблей, погибло 392 моряка и морских пехотинца. Пострадало 20 зданий, 17 единиц техники и восемь 155-мм орудий. Расследование пришло к выводу, что причиной инцидента могло стать неосторожное обращение персонала с боеприпасами либо воспламенение паров бензина.

В течение нескольких недель после катастрофы все остовы кораблей были подняты, отбуксированы и затоплены в 3 милях к югу от Гавайских островов (исключение составил выброшенный на берег десантный корабль LST-480). В 1992, 2000 и 2001 годах Гавайский институт проводил погружения в этом районе, и в 2009 году прислал Стефенсону сделанные тогда фотографии. На них были запечатлены обломки не только американских десантных кораблей, но и японской мини-субмарины!

Специалисты Гавайского института предположили, что это лодка, которая могла быть захвачена американцами в 1942 году на Гуадалканале или в другом месте, отбуксирована на Гавайи для исследований и позднее затоплена. Однако наличие характерного для первых лодок типа А сетепрорезателя на носовой части разрешило все сомнения – это была именно пропавшая без вести пятая мини-субмарина мичмана Ёкояма!

Картина стала более-менее ясна – дав ночью 8 декабря 1941 года радиограммы на I-16, экипаж затопил лодку в Уэст-Лох и позднее погиб (вероятно, покончил с собой). Остов лодки так и пролежал в бухте до мая 1944 года, когда его, разорванный на три части близкими взрывами десантных кораблей, не разобравшись, подняли вместе с другими обломками и затопили южнее Гавайских островов.

Так как оба торпедных аппарата лодки были пусты, оставалось выяснить, в кого мичман Ёкояма выпустил свои торпеды?

Здесь Стефенсону помогла рассекреченная фотография, сделанная японским самолетом во время атаки Пёрл-Харбора 7 декабря 1941 года. На ней видно, как сброшенные торпедоносцами торпеды устремляются к цели. Но один торпедный выстрел сделан из другой точки. Проследив траекторию движения торпеды, исследователи обнаружили характерные всплески на водной поверхности бухты. Такие возникают в момент пуска торпед с карликовой субмарины типа А.

Стало ясно, что мини-подлодка Ёкояма выпустила свои торпеды по стоящим напротив линкорам «Западная Вирджиния» и «Оклахома».

Выпущенная в линкор «Западная Вирджиния» торпеда в цель так и не попала и позднее была обнаружена неразорвавшейся – о ней упоминается в отчёте Конгрессу адмирала Честера В. Нимица в 1942 году.

А вот торпеда, выпущенная в линкор «Оклахома», с большой долей вероятности достигла цели, так как линкор получил настолько серьёзные повреждения, что не осел на дно, как другие, а перевернулся, похоронив в своих отсеках 429 офицеров и матросов.

Осенью 1943 года линкор подняли и обследовали. Оказалось, что полученные им повреждения подводной части были сильнее, чем могли нанести авиационные торпеды, сброшенные японскими самолётами. В то же время японские мини-субмарины использовали гораздо более мощные торпеды тип 97, жертвой которой и стал линкор, получивший в ходе атаки до восьми торпедных попаданий.

Подведём итоги


Итак, официальная версия нападения японских мини-субмарин типа А на Пёрл-Харбор гласит: все лодки были потоплены, не добившись никаких успехов, их экипажи погибли, а один подводник попал в плен. Однако расследование судьбы каждой из пяти карликовых подводных лодок позволяет сделать несколько иные выводы.

Первое. Противолодочная оборона главной военно-морской базы Тихоокеанского флота США была организована плохо. Первым двум японским мини-субмаринам удалось проникнуть в базу, и лишь неосторожное использование перископов и необъяснимое всплытие на поверхность лодки младшего лейтенанта Хироо Акира позволило американцам наконец обнаружить подводную опасность и принять меры.

В результате всплывшая лодка младшего лейтенанта Хироо была потоплена, а лодка мичмана Харуно получила повреждения глубинными бомбами и была затоплена экипажем. Третью лодку младшего лейтенанта Сакамаки погубили технические проблемы и рифы.

Стоит отметить, что американцы быстро исправили дело. В ходе войны японские подводники не раз патрулировали воды вокруг Пёрл-Харбора, но так и не смогли нанести никакого урона кораблям, которые за годы войны сотнями приходили и уходили из военно-морской базы. Их немедленно обнаруживала авиация, затем в дело включались противолодочные корабли и подводные лодки, срывая все атаки и зачастую отправляя на дно подводных самураев.

Второе. Анализ фотографии атаки Пёрл-Харбора, а также повреждений поднятого со дна линкора «Оклахома» позволяют сделать вывод – японским подводникам в ходе атаки удалось потопить вышеназванный линкор. Или, по крайней мере, окончательно добить его своей торпедой – более мощной, чем имеющиеся на вооружении японской военно-морской авиации. А это значит, что в целом операцию стоит признать удавшейся – гибель американского линкора и более 400 членов экипажа с лихвой компенсируют потерю пяти мини-субмарин и 10 подводников.

Третье. Несмотря на мужество, решительность и готовность идти до конца, подготовка японских экипажей мини-субмарин оказалась не на высоте. Неосторожное и слишком частое использование перископа привлекло внимание врага уже на начальном этапе операции и сорвало внезапность атаки. А из четырёх атакованных японскими подводниками в Пёрл-Харборе целей, три представляли собой очень крупные корабли и стояли неподвижно – линкоры «Оклахома» и «Западная Вирджиния», база гидросамолётов «Кёртисс». Но попадания японцам удалось добиться только в «Оклахому».

В Японии мужество и самопожертвование экипажей мини-субмарин оценили очень высоко – они стали национальными героями. Была выпущена открытка с изображением девяти героев Пёрл-Харбора, в их число не попал захваченный в плен и тем самым опозоривший себя и императорский флот – младший лейтенант Сакамаки Кацуо, который стал японским военнопленным № 1 в войне на Тихом океане.

Попасть в плен по японским традициям было несмываемым позором, поэтому Сакамаки уволили из рядов императорского флота и вычеркнули из списка героев-подводников Пёрл-Харбора. Очнувшись в госпитале, Сакамаки прекрасно понял своё положение (он остался в живых, попал в плен, да ещё и не уничтожил секретную подводную лодку) и попросил разрешения покончить с собой, на что получил отказ.

После окончания Второй мировой войны Сакамаки женился, работал в Toyota Motor Corporation, став в 1969 году президентом её бразильского филиала. В 1983 году он вернулся в Японию и продолжал работать в Toyota до выхода на пенсию в 1987 году. За исключением написания мемуаров, Сакамаки не любил вспоминать о войне и стал пацифистом.

Лишь в 1991 году он посетил историческую конференцию в Национальном музее войны на Тихом океане во Фредериксберге, штат Техас. Он не смог сдержать слёз, когда спустя 50 лет вновь увидел свою лодку, которая была выставлена в музее. Остаток своей жизни он провел в Японии до своей смерти в 1999 году (в возрасте 81 год).
Автор:
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нападение_на_Перл-Харбор#/media/Файл:Battleship-row-torpedos.jpg
29 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. татарин 174
    татарин 174 24 января 2023 05:02
    +14
    Сильные люди - моряки подводники и не только японцы. Интересное расследование и описание.
    1. не тот
      не тот 24 января 2023 06:51
      +14
      Что да,то да.Они еще и до Мадагаскара с Австралией добрались со своими миниподлодками!А 7 ноября 1942 года у побережья острова Гуадалканал сверхмалая ПЛ торпедировала и повредила американский пароход Majaba, который выбросился на берег и позднее был отремонтирован. 29 ноября 1942 года в этом же районе был атакован и поврежден транспорт Alchiba, который также смог добраться до мели. Правда это стоило японцам восьми подводных лодок.
      1. не тот
        не тот 24 января 2023 06:57
        +16
        До Алеутских островов тоже дошли
        Верхний снимок датирован 1943 годом,а нижний 2021.Интересно,вроде собирались куда-то оттащить,да видно так и бросили почему-то..
      2. ycuce234-san
        ycuce234-san 24 января 2023 20:02
        +7
        Цитата: не тот
        А 7 ноября 1942 года у побережья острова Гуадалканал сверхмалая ПЛ торпедировала и повредила американский пароход Majaba, который выбросился на берег и позднее был отремонтирован.


        Получается, что малые лодки хорошо показали себя именно вне своего предназначения - проникнуть в чужие гавани.
        Используй их на второстепенных морских коммуникациях и у малонаселенных побережий и у архипелагов, против каботажного судоходства, везде где нет сильного охранения - и приличный результат это бы давало.
  2. Luminman
    Luminman 24 января 2023 05:20
    +2
    все лодки были потоплены... Однако исследования последних 20 лет ставят эту версию под сомнение

    Американцы оккупировали Японию. Неужели они не могли это выяснить? Допросить адмиралов, проверить архивы. Все было в их распоряжении...
    1. Orca
      Orca 24 января 2023 05:34
      +10
      Так они, судя по статье, и выяснили, что все эти мини-лодки потоплены. А американцы ли в этом отличились, или эти самурайские вундервафли затонули в силу неисправностей, или действий их экипажей, это уже вторично. Факт в том, что все они, те что были запущены с лодок-носителей, оказались на дне.
  3. Товарищ
    Товарищ 24 января 2023 05:33
    +11
    Анализ фотографии атаки Пёрл-Харбора, а также повреждений поднятого со дна линкора «Оклахома» позволяют сделать вывод – японским подводникам в ходе атаки удалось потопить вышеназванный линкор

    Военный историк John Di Virgilio, известный своими двумя новаторскими статьями об атаке на Пёрл-Харбор и схемами повреждений линкоров Пёрл-Харбора, пришёл к выводу, что в линкор Oklahoma попало девять торпед.
    Распределение торпедных попаданий на схеме.

    В сети доступно несколько рапортов о гибели этого линкора, о количестве попавших торпед говорится, что было пять, потом ощутили попадания ещё нескольких.
    Согласно рапорта командира корабля :
    Торпеды были выпущены самолётами слева по носу на расчётную дальность от 200 до 400 ярдов. Оценочно, попадания пришлись между шпангоутами 25 и 120 по левому борту. Считается, что первые три торпеды попали ниже броневого пояса. Последующие две, возможно, попали выше броневого пояса, когда корабль уже имел крен на левый борт примерно 40 и более градусов.
    Пять взрывов с расчётными интервалами времени между взрывами в секундах: первый и второй 10; второй и третий 10; третий и четвертый 20; четвертая и пятая 30.

    Как видим, корабль стал стремительно крениться после попадания первой же торпеды, так что каждая следующая попадала выше предыдущей (см. схему) . Как следует из рапорта командира линкора, крен достиг сорока градусов через двадцать секунд после первого попадания (!).

    Вывод.
    Трудно всерьёз принимать гипотезу, что роковую роль в судьбе линкора Oklahoma сыграла именно одна из девяти попавших в корабль торпед. Решающие повреждения были получены как раз в результате попадания трёх авиационных торпед, в первые двадцать секунд.
    Если там и была торпеда с подводной лодки, то она попала в уже обречённый корабль.
    Кстати, нехудо было бы взглянуть на "рассекреченное фото". Если оно будет представлено автором статьи, можно будет в ходе обсуждения сличить его с другим фото (размер изображения будь здоров, так что видны детали), где видны всплески от приводнившихся нескольких торпед, нацеленных на Oklahoma.
    1. Pushkowed
      Pushkowed 24 января 2023 08:51
      +10
      Кстати, нехудо было бы взглянуть на "рассекреченное фото". Если оно будет представлено автором статьи, можно будет в ходе обсуждения сличить его с другим фото (размер изображения будь здоров, так что видны детали), где видны всплески от приводнившихся нескольких торпед, нацеленных на Oklahoma.
      Или я чего-то не догоняю, или автор имел в виду это фото:
      Есть и в более высоком разрешении (без надписей): https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5a/Battleship-row-torpedos.jpg
      Три характерных всплеска аттрибутируются как поднятые винтом лодки, когда она после пуска торпед раздифферентовалась и временно показала из воды сначала нос, потом корму (с винтом).
      1. Товарищ
        Товарищ 24 января 2023 17:20
        +2
        Цитата: Pushkowed
        Или я чего-то не догоняю, или автор имел в виду это фото

        Эта фотография у него под номером 1 в статье. Значит, речь идёт о другой фотографии.
        Цитата: Pushkowed
        Три характерных всплеска аттрибутируются как поднятые винтом лодки

        На выложенной Вами фотографии нет подписей, подтверждающих это. Там действительно видны несколько всплесков, на них указывает стрелка, над которой надпись Torpedo Porpoising And Tracks.

        О винтах подводной лодки ни слова.
        Будем ждать "рассекреченную фотографию", может, она внесёт ясность.
        1. Pushkowed
          Pushkowed 25 января 2023 04:05
          +2
          Torpedo Porpoising And Tracks
          Следы от торпеды и её подскакивания.

          Вот тут нужен комментарий знатока: может ли авиационная торпеда после сброса 2-3 раза отрикошетить от поверхности воды и при этом не развалиться и не взорваться?

          Несмотря на то, что там написано, некоторые исследователи полагают, что это всё-таки могут быть всплески от винта лодки, на некоторое время показавшегося над водой. Некоторые даже видят там рубку лодки, показавшуюся над водой.




          Вот это место крупным планом:

          А вот ссылки на оригиналы исследований:

          https://www.sfgate.com/news/article/New-Clues-on-Pearl-Harbor-Old-photo-suggests-2892005.php

          https://www.usni.org/magazines/naval-history-magazine/2004/december/pearl-harbor-midget-sub-picture
          1. Товарищ
            Товарищ 25 января 2023 06:26
            +2
            Цитата: Pushkowed
            Некоторые даже видят там рубку лодки, показавшуюся над водой.

            Они имеют в виду вот эту игру теней, принимаемую ими за rectangular oblect.

            На таком расстоянии от линкоров рубка подводной лодки, о высоте которой можно судить по вот этому фрагменту фотографии, имела бы гораздо меньшие размеры.

            Фактически рубка ниже белого мужчины, поскольку рассчитана на низкорослых японцев.
            Взгляните на любой линкор, представьте себе на его палубе члена экипажа, а потом мысленно поместите его туда, где "увидели" подводную лодку. Да его там просто не будет видно.
            На глаз, там метров пятьсот-шестьсот между линкором и "прямоугольным объектом".
            1. Pushkowed
              Pushkowed 25 января 2023 07:49
              +3
              Они имеют в виду вот эту игру теней
              Да именно этот объект они и имеют в виду.

              На таком расстоянии от линкоров рубка подводной лодки, о высоте которой можно судить по вот этому фрагменту фотографии, имела бы гораздо меньшие размеры.
              Но исследователи считают, что нашли на снимке более близкий объект для масштаба:
              1. Товарищ
                Товарищ Вчера, 05:10
                +3
                Цитата: Pushkowed
                Да именно этот объект они и имеют в виду.

                В таком случае проанализируем это пятно.
                1) На нижепредлагаемом фрагменте фотографии - рубка, установленная на верхушке фок-мачты линкора Oklahoma.
                На площадке, расположенной ниже этой рубки, стоит группа моряков. Чтобы картинка была компактнее, я вырезал несколько человек из этой группы, после чего вырезанный квадрат с моряками пристроил рядом с рубкой. Чтобы было лучше видно, провёл две красные горизонтальные линии. Одна над головами моряков, вторая - под их ногами.
                Таким образом, мы можем судить о габаритах этой рубки. Приблизительно, в высоту она с человеческий рост.

                2) Следующий фрагмент - эта же рубка на фок-мачте линкора Oklahoma, которую я для удобства восприятия закрасил красным.
                После чего перенёс фрагмент с этой рубкой (заключил в рамку зелёного цвета) в непосредственную близость с пятном, которое некоторые исследователи идентифицировали как рубку японской подводной лодки.
                Справа - фок-мачта, просто для наглядности.

                3) Здесь рубка японской подводной лодки, поднятой в Пёрл-Харборе. Рядом для масштаба - человек.
                Как видим, рубка явно ниже, чем человек. При том, что ноги человека не выпрямлены.

                4) Как можно видеть, рубка, закрашенная красным цветом, примерно одного размера с тёмным пятном, принимаемым некоторыми исследователями за рубку.
                Однако, учитывая, что между линкором и "рубкой" несколько сотен метров, можно констатировать, что высота "рубки" намного выше, чем должна была быть с учётом коэффициента уменьшения.
                Там несколько сотен метров между пятном и линкором, как рубка может иметь ту же высоту, что и люди на фок-мачте линкора ?

                Если мы поставим две одинаковых бутылки, например, на расстоянии двести метров друг от друга, а потом подойдём к одной из них, то та, до которой двести метров, будет казаться нам намного меньше чем та, которая стоит прямо перед нами.
                А согласно выводам исследователей, обе бутылки, невзирая на расстояние между ними, будут казаться нам одинакового размера.
                1. Pushkowed
                  Pushkowed Вчера, 09:49
                  +2
                  Спасибо за проделанную работу. Впечатлило. Без сарказма.

                  Прежде всего, должен вас поправить. Мачта, которую вы вырезали - не с Оклахомы, а с Западной Вирджинии. У Оклахомы мачты треногие, а у Вест-Вирджинии - колонноподобные.

                  К тому же, это не фок-мачта, а грот-мачта (Вест-Вирджиния повёрнута к нам кормой).

                  Но это по сути ничего не меняет. т.к. размеры этих рубок у них должны быть примерно одинаковы (да, привязано к человеческому росту).

                  А теперь к делу:
                  ...учитывая, что между линкором и "рубкой" несколько сотен метров, можно констатировать, что высота "рубки" намного выше, чем должна была быть с учётом коэффициента уменьшения.
                  и
                  Если мы поставим две одинаковых бутылки, например, на расстоянии двести метров друг от друга, а потом подойдём к одной из них, то та, до которой двести метров, будет казаться нам намного меньше чем та, которая стоит прямо перед нами.

                  Эти построения не учитывают три момента:

                  1. Расстояния от камеры (на которую был сделан снимок) до линкора и до "подозрительного объекта" - несопоставимо больше, чем между линкором и "подозрительным объектом". Камера не находилась рядом с Оклахомой. Она была высоко в воздухе, возможно в нескольких километрах от обеих "бутылок". Разница в расстояниях до них при этом становится пренебрежимой величиной.

                  2. Фото наверняка сделано с увеличением. Всё-таки, самолёт-разведчик. А это значит, что реальные расстояния - кратно больше, чем "кажущиеся". Что стыкуется с предыдущим пунктом. Примерно как на схеме:

                  3. Траектория торпед идёт не прямо "на фотографа" или "от фотографа", а под углом к оси зрения, близким к прямому. Не следует забывать, что у снимка сильно завален горизонт. Если его выправить, получается вот что:

                  Так что ваши выкладки не противоречат гипотезе о том, что на снимке видна лодка. Скорее, подтверждают. Но не окончательно. Окончательного ответа мы скорее всего никогда уже не узнаем...
                  1. Товарищ
                    Товарищ Сегодня, 04:04
                    0
                    Цитата: Pushkowed
                    Спасибо за проделанную работу. Впечатлило. Без сарказма.

                    И Вам спасибо на добром слове.

                    Цитата: Pushkowed
                    Прежде всего, должен вас поправить. Мачта, которую вы вырезали - не с Оклахомы, а с Западной Вирджинии.

                    Спасибо за поправку, Вы абсолютно правы.
                    Цитата: Pushkowed
                    Расстояния от камеры (на которую был сделан снимок) до линкора и до "подозрительного объекта" - несопоставимо больше, чем между линкором и "подозрительным объектом".

                    И тут Вы правы.
                    Мне, кстати, это обстоятельство тоже пришло в голову, но уже после того, как я ответил Вам.
                    Вот фотоколлаж, на котором линкор Oklahoma перемещён по горизонтали влево. Теперь он под тёмным пятном прямоугольной формы.
                    Справа от обсуждаемого пятна Ваш покорный слуга для наглядности разместил верхушку фок-мачты линкора. Две тонкие горизонтальные линии красного цвета показывают нам, что высота рубки и тёмного пятна примерно одинаковые.

                    А теперь позвольте поделиться с Вами результатами импровизированного эксперимента, проделанного мной сегодня.
                    Я взял две банки кока-колы. Одну банку поставил на четыре ящика (условно рубка на фок-мачте), вторую поставил на пол (условно водная поверхность). Сам встал на возвышение (условно самолёт, с которого велась фотосъёмка).
                    Сделано две фотографии, расстояние между двумя банками десять и пять шагов. Результаты ниже.
                    Банки, играющие роль тёмного пятна, заключены в белый круг. После я вырезал на каждой из двух фотографий эти банки и разместил их рядом с банками, выступающими в роли рубки. Сделано это для того, чтобы наглядно показать, насколько уменьшились размеры банок, если их поставить от таких же банок на пять и десять шагов.
                    А на фотоколлаже с линкором и тёмным пятном расстояние то поболее будет, и всё таки, пятно, которое некоторые исследователи принимают за рубку подводной лодки, того же размера, что и рубка линкора.

                    Пять шагов между банками.


                    Десять шагов между банками.

                    Как видим, разница в высоте банок в разы.

                    Цитата: Pushkowed
                    Так что ваши выкладки не противоречат гипотезе о том, что на снимке видна лодка. Скорее, подтверждают.

                    Ключевой вопрос здесь - почему, несмотря на расстояние, высота "рубки" подводной лодки равна высоте рубки с фок-мачты линкора ?
                    Результаты моих импровизированных опытов позволяют сделать вывод, что тёмное пятно не может быть рубкой подводной лодки. Оно слишком велико.
                2. Pushkowed
                  Pushkowed Вчера, 10:30
                  +1
                  И кстати, я поискал информацию насчёт всплесков от торпед (которые Torpedo Porpoising And Tracks).

                  Сброс авиационной торпеды - это целое искусство. Она должна войти в воду под правильным углом и на правильной скорости.

                  В 1982 году во время Фолклендской войны аргентинцы пытались приспособить свои противопартизанские штурмовики Пукара (на тот момент новейшие, но близкие по ТТХ к самолётам времён ВМВ) к роли торпедоносцев, используя американские авиационные торпеды Mk13 времён той самой ВМВ. Нужную комбинации угла входа, скорости и высоты сброса угадали не сразу. При этом было выяснено, что если торпеда отскакивает от поверхности воды (а такие случаи были), то она не выдерживает и разрушается.

                  Очевидно, что в разрушенном состоянии она не может оставить 3 аккуратных всплеска, да и ещё так, чтобы каждый последующий был больше предыдущего. Скорее, 1-ый всплеск будет большим, а дальше - кучная область мелких всплесков (от падения обломков).

                  Если же торпеда входит в воду правильно - 1 всплеск и круги от него.

                  Зато если СМПЛ после пуска торпед не удержит глубину и выскочит на поверхность, да ещё и у неё нарушится дифферентовка из-за облегчения носовой части - то начнётся килевая качка. Лодка при этом запросто может раза три высунуть из воды винт, пока экипаж не восстановит над ней контроль. На снимке видны 3 всплеска, причём 1-ый почти опал, 2-ой опадает, 3-ий - на подъёме. Это по мере приближения к предполагаемой лодке, что вписывается в гипотезу. Также выделены предполагаемые "правильные" расходящиеся "круги" (скорее, овалы) от вошедших в воду авиационных торпед.
  4. parusnik
    parusnik 24 января 2023 05:43
    +8
    У американского автора есть хорошая дилогия о Перл-Харборе и Мидуэе, там поминутно все описано, в том числе и атака японских подводных лодок на Пёрл-Харбор..
  5. литий17
    литий17 24 января 2023 06:18
    +8
    Все интересно, идеология японцев и умение творить заслуживает уважения и восхищения!
    1. Alexey RA
      Alexey RA 24 января 2023 10:57
      +10
      Цитата: литий17
      Все интересно, идеология японцев и умение творить заслуживает уважения и восхищения!

      Вы, главное, про уважение и восхищение идеологией японцев не говорите их соседям Не поймут-с.
      И да, вот квинтэссенция японской идеологии:

      © Японский офицер Ясуно Чикао (Yasuno Chikao) отрубает голову пленному австралийскому сержанту Леонарду Сиффлиту (Leonard Siffleet).
      1. Адрей
        Адрей 24 января 2023 11:54
        +8
        Цитата: Alexey RA
        Вы, главное, про уважение и восхищение идеологией японцев не говорите их соседям Не поймут-с.

        Ага. И обычай "киматори" не вспоминайте. Есть чему восхитится в 20-ом веке.
      2. Товарищ
        Товарищ 24 января 2023 17:44
        +2
        Цитата: Alexey RA
        Вы, главное, про уважение и восхищение идеологией японцев не говорите их соседям Не поймут-с.

        Глубоко уважаемый коллега, китайцы отличались гораздо более звериной жестокостью во время расправ с европейцами в ходе "боксёрского восстания", например. Просто сейчас не принято об этом говорить.
        На представленном Вами снимке мы видим приводимый в исполнение смертный приговор. Неизвестно, что совершил этот военнопленный. Скорее всего, пытался бежать из плена, что каралось у японцев смертью. Смертью каралась и попытка к бегству.
        Я не оправдываю такую строгость, но справедливости ради, разве у нас или у немцев не стреляли в пленных при попытке побега ? Там смерть, и здесь смерть. Разница только в способе лишения человека жизни - там пуля, здесь меч.
        Скажу больше, как Вам наверняка известно, в годы первой мировой все жители Канады украинского происхождения, будучи выходцами из Австро-Венгрии, были признаны врагами и согнаны в концлагеря. Есть фотография железнодорожной дрезины, на которой лежат несколько казнённых украинцев и плакат, извещающих прочих украинцев, что так будет с каждым, кто рискнёт бежать из концлагеря.
        Дрезина каталась по железной дороге вдоль лесосек, на которых работали украинцы.
        1. Alexey RA
          Alexey RA 25 января 2023 10:42
          +2
          Цитата: Товарищ
          Глубоко уважаемый коллега, китайцы отличались гораздо более звериной жестокостью во время расправ с европейцами в ходе "боксёрского восстания", например.

          Тут есть один нюанс. Китайцы расправлялись с теми, кто пришёл на их территорию. И не мне Вам говорить, чем занимались европейцы в Китае - одно опиумное дело чего стоит. wink
          Японцы же устанавливали свои порядки на чужих землях, расправляясь с теми, кто жил там.
          Цитата: Товарищ
          На представленном Вами снимке мы видим приводимый в исполнение смертный приговор. Неизвестно, что совершил этот военнопленный.

          Единственное, что совершил сержант - был береговым наблюдателем. Его группа была захвачена местными и сдана японцам, которые казнили всех пленных.
          Можно ещё вспомнить Operation SA No.1, когда на борту КРТ "Тонэ" была обезглавлена большая часть членов команды ранее уничтоженного крейсерской группой судна "Бехар" - потому что командовавший операцией решил, что они бесполезны.
    2. Адрей
      Адрей 24 января 2023 12:07
      +7
      Цитата: литий17
      Все интересно, идеология японцев и умение творить заслуживает уважения и восхищения!

      Особенно идеология! Ксенофобская и людоедская совершенно, зачастую причем в прямом смысле (киматори).
      Вы сейчас японскую идеологию жертвенности во имя Императора, часом не в контексте лихорадочного поиска оной, в сложившейся ситуации в нашей стране помянули?
  6. не тот
    не тот 24 января 2023 07:00
    +11
    Интересное расследование и описание.
    Присоединяюсь,только фото "маловато будет!"Вот здесь их поболе будет,если кто вдруг заинтересуется
    https://arsenal-info.ru/b/book/1934221868/8
  7. не тот
    не тот 24 января 2023 10:44
    +12
    В некоторых источниках утверждается, что два снаряда с «Кёртисс» поразили лодку, но документальных подтверждений этому нет.
    Поднятая американцами японская мини-субмарина №22 Типа А Ко-хётеки (Type A Ko-hyoteki / 甲標的甲型) на военно-морской верфи Перл-Харбор.
    На корпусе субмарины видны следы взрывов глубинных бомб и тарана. Верхняя часть снимка закрашена цензором.
    Сквозная пробоина рубки была проделана, скорее всего, 127-мм снарядом.
    Попали,как видим.А вот кто именно..ведь и «Кёртисс» (USS Curtiss, AV-4) и эсминец «Монаган»(USS Monaghan, DD-354) оба имели на вооружении 127мм.
  8. не тот
    не тот 24 января 2023 10:50
    +10
    Лодку подняли и осмотрели.
    Видео сохранилосьАвтору спасибо за интересный рассказ!
  9. Jin
    Jin 24 января 2023 11:54
    +10
    С удовольствием прочитал. Спасибо за материал.
  10. Адрей
    Адрей 24 января 2023 11:57
    +10
    Хорошая статья good . Автору плюс однозначно.
    О атаке ПЛ знал конечно, и о первых выстрелах той войны («Кёртисс») то-же. Но подробности о каждой лодке от меня ускользнули (а может и не искал laughing).
  11. Читателль 2013
    Читателль 2013 25 января 2023 15:22
    +2
    Очень познавательно, автор молодец,
    К сожелению все реже подобный качественный материал попадается на ВО