Мартовские выборы в Казахстане и реалии политики по «методу оптимальных решений» К.-Ж. Токаева

20
Мартовские выборы в Казахстане и реалии политики по «методу оптимальных решений» К.-Ж. Токаева


Оригинальная модель политической трансформации


19 января в Казахстане опубликовали указы президента К.-Ж. Токаева о роспуске нижней палаты парламента (Мажилиса) и роспуске областных народных собраний депутатов (маслихатов). Указами назначены внеочередные выборы в парламент на 19 марта и поручение ЦИК об организации подготовки выборов в регионах. Не исключено, что будет организовано что-то вроде нашего «единого дня голосования». Эти выборы должны завершить трансформацию политической системы у наших соседей в соответствии с планом «Реформы 1 сентября».



До избрания нового состава нижней палаты парламента законодательные полномочия будут осуществляться палатой верхней – Сенатом республики, значительная часть состава которой (40 %) прошла неделю назад через процедуру своих промежуточных выборов. Из пятидесяти мест избиралось двадцать. И вот тут интересно посмотреть на то, что из этих двадцати мест шестнадцать заняли новые лица. Это примечательное соотношение, учитывая, что десять мест в верхней палате официально назначаются непосредственно президентом республики.

Собственно, особенностью будущих выборов в Казахстане станет не явление миру каких-то новых политических сил, а максимально полное обновление состава в парламенте от основных партий. А такое обновление идет в данном случае рука об руку с обновлением исполнительной власти на местах (акиматах). Т. е. вопрос не в том, победят ли три основные партии, а в каком обновленном составе они будут представлены в Мажилисе и на местах.

Для того, чтобы закрепить такое обновление, Токаев изменил соотношение между выборами по партийным спискам и одномандатным округам. Если до этого практически все депутаты избирались по партийным спискам и 9 из 107 – Ассамблеей народов Казахстана (т. е. фактически утверждались в Акорде), то сейчас пропорция составит 70 % по партийным спискам и 30 % по одномандатным округам, на уровне региональных советов пропорция составит 50 % на 50 %, на уровне районов – 100 % составят избранные по одномандатной системе.

Автором не раз отмечалась довольно необычная для региона модель политической трансформации, которая неоднократно демонстрировалась руководством Астаны. Своеобразный «метод оптимальных решений». Токаев не стал формировать заранее отдельную политическую силу «по центру», он просто преобразовал правящую «Нур Отан» в «Аманат», предоставив почти год на то, чтобы представители и ставленники его предшественника определились с позицией, а дальше – «кто ушел, тот ушел». Но определиться – это не просто набор слов в данном случае, поскольку значительная часть позиций в исполнительной власти на местах вполне закономерно была представлена этой партией. Новая система выборов также позволит Астане, не акцентируя на этом особо внимание, расширить представительство русских и русскоязычного населения в системе местных советов.

И вот теперь уже по промежуточным выборам в Сенат становится понятно, что обновление и на всех уровнях ниже будет весьма существенным. То есть, не меняя существенно политической карты как таковой, Токаев заменяет в ней кадровый состав, который, собственно, и составит де-факто тот самый центристский блок, что будет проводить сверху вниз программу реформ «1 сентября». Перед тем как нижняя палата парламента была распущена, Токаев провел отмену конституционного закона «О первом президенте республики Казахстан – елбасы», еще ранее было отменено и государственное празднование «дня первого президента». С отменой закона «О первом президенте...» с Н. Назарбаева была снята неприкосновенность не только за действия на посту президента, но и после его ухода.

Однако конкретный и практический интерес в данном случае представляет другая норма этого закона, а именно ст. 3:

«Неприкосновенность распространяется на все имущество, принадлежащее на праве частной собственности Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы и совместно проживающим с ним членам его семьи, а также на используемые ими жилые и служебные помещения, служебный транспорт, средства связи, переписку, принадлежащие им документы. Неприкосновенность также распространяется на имущество, принадлежащее фонду Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и иным учреждаемым им юридическим лицам».

Собственно этим Токаев поставил логическую, хоть и пока не окончательную, точку в клановом противостоянии в республике. Окончательная будет поставлена после мартовских выборов. Дело о беспорядках в январе прошлого года далеко от завершения, и никаких особых уступок в плане контроля за энергетическими и финансовыми активами Токаев делать команде предшественника не собирается, тем более что на этом не в последнюю очередь построен его «общественный консенсус» относительно демократизации и социальных реформ. Также стоит и вопрос усиления инвестиций, которые Казахстан традиционно привлекает из Китая, Британии и Нидерландов, ведь собирая обратно активы, Токаев уже в сентябре прошлого года объявил о расширении возможностей приватизации.

Языковой вопрос


К такой работе «по методу оптимальных решений» во взаимодействии с Казахстаном нашему политикуму, в том числе и экспертному сообществу и медиа, придется привыкать. Например, автор прогнозирует, что для того, чтобы облегчить т. н. «языковой вопрос» после полноценного запуска реформ, Астана будет проводить ускоренный курс практического перевода на латиницу. В местном дискурсе все будут вынуждены привыкать к этому и, как ни странно, «ультранационалисты», и «русскоязычные», а русский останется формально вторым государственным. В реальности сам процесс такого перехода может оказаться весьма нетривиальным даже для тех, кто до этого выкладывал ролики «за язык». Для российских спикеров это будет однозначно инфоповодом, а для Астаны – «оптимальным решением».

И так во всем. Уехали от мобилизации «релоканты», пожалуйста, релоцируйтесь, только не забывайте, что период пребывания свободный сокращен, а в отелях Астаны взимается «сбор» в размере 5 % в сутки от стоимости проживания. Договора на поставку и транзит «санкционки» заключайте, но не забудьте сертификат таможенный оформить и т. д. и т. п. Когда очередной раз возникнет разговор о том, что Казахстан может выйти из ЕАЭС, то Казахстан не выйдет, но и ничего за рамками «метода оптимальных решений» делать не будет. Даже приход в парламент депутатов от «экологов» (а они там окажутся обязательно) даст возможность Астане встраиваться в разного рода «климатические» диалоги, и вполне органично.

Единый платежный инструмент для Средней Азии


В России довольно долго велась (да и сейчас ведется) общественная дискуссия о проектах под общим названием «СССР-2.0», дескать, рано или поздно под зонтиком ли ЕАЭС, или каким-то другим большая Евразия дружно соберется в новое формирование. Вот мартовские выборы в Казахстане такую дискуссию не сразу, но закроют, зато откроют другую – более реалистичную и прагматичную, как строить долгосрочные отношения в там самом оптимальном ключе.

На самом деле это уже стало понятно после октябрьского саммита ШОС, а в декабре Казахстан и Узбекистан – два постоянных региональных конкурента, заключили Союзный договор, обсуждаются различные формы такого взаимодействия с Киргизией. Т. е. регион сам формирует свое ядро даже с учетом приличной разницы в направлении поиска инвестиций: Казахстан – Британия, Нидерланды, Китай, Узбекистан – ОАЭ. Такие процессы поиска форм региональной «самоинтеграции» можно было наблюдать все лето и осень, о некоторых шагах писалось и на страницах «Военного обозрения».

Все это не означает какой-то катастрофы, но требует наконец-то реалистично смотреть на вещи. Форматам ЕврАзЭС и ЕАЭС более 20 лет, но объем внешней торговли Казахстана с Россией не превышает 6 % от общего внешнеторгового оборота этого государства-соседа. Как ни билась команда С. Глазьева, но никак не хотела наша финансовая элита продавливать и финансировать несырьевой экспорт, да и вообще работу на данном направлении. Это же не только с Казахстаном, можно брать любую республику и смотреть на показатели – общее пространство нормативно формировали, а наполнять было особо нечем. С Казахстаном-то еще показатели – 24 млрд долларов, относительно других стран высокие, за счет сырья и удобрений хотя бы.

Отказываться от приобретенного опыта и наработок в этих форматах не стоит, он дает не только финансы или торговые потоки, но еще и взаимодействие как таковое, совместные инструменты планирования и координации, а это в нынешней ситуации уже неплохо. Рассматривать себя теперь уже с сугубо прагматической точки зрения нам надо скорее как часть большого «восточного экономического кластера», хотя будет иронично, если в этом году именно Казахстан выйдет с инициативой создания единого платежного инструмента для Средней Азии, и эту инициативу соседи примут.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 января 2023 05:27
    Можно резюмировать, что Средняя Азия,уходит из-под крыла РФ.ЕврАзЭС и ЕАЭС, как то особо не сплотили, а СНГ тем более..Вспоминается популярный мем:Прости нас Юра! Мы всё....
    1. +5
      24 января 2023 05:40
      Ну поскольку ЕАЭС и предшествующий формат в реальности нужны были, чтобы осуществлять реэкспорт и для построения отношений вокруг труб, то в общем-то все закономерно. Товарного наполнения не получилось, хотя Белоруссия и Армения в формате ЕАЭС прирасли в торговле неплохо. А с нашей стороны товарами заполнять нишу особо желания у элит не было. Хотя база нормативная у ЕАЭС вполне достойная.
      1. +2
        24 января 2023 06:17
        Хотя база нормативная у ЕАЭС вполне достойная.
        Любая база,даже промтоварная,должна чем-то наполняться,складские помещения,какими хорошими не были, не должны простаивать. smile
        1. +5
          24 января 2023 06:27
          А вы интервью С.Глазьева можете посмотреть. Он там не все может сказать в полной мере, просто потому что он гос.чиновник в том же ЕАЭС, но многое понятно и без спец.пояснений. А свою задачу - выстроить организацию и юридическую базу он выполнил. Но вот кредитными деньгами уже проекты наполнить, увы. Да и склады, вы правы, тоже)
          1. -1
            24 января 2023 06:40
            А свою задачу - выстроить организацию и юридическую базу он выполнил.
            Не спорю "стены",воздвиг,базу заложил..Только вот..как-то..всё..
            1. +1
              24 января 2023 08:17
              Можно резюмировать, что Средняя Азия,уходит из-под крыла РФ.ЕврАзЭС и ЕАЭС, как то особо не сплотили, а СНГ тем более..Вспоминается популярный мем:Прости нас Юра! Мы всё....
              \
              А что мы предложили для этого, какую привлекательную социально-эконмическую модель развития общества? Сырьевая экономика, олигархат и гнобление народа у них и свои есть.
  2. -6
    24 января 2023 05:48
    Ну если кратко, то я так понимаю: наши пацаны спасали "пятую точку" Токаева за "просто так" да еще и за счет России? feel когда у него там пригорело? и даже "спасибо" не сказал am
    1. +5
      24 января 2023 05:54
      Политика позднего Назарбаева рано или поздно могла бы привести к социальному взрыву, так что еще большой вопрос, что было бы лучше. Его "элиты" тоже были ни разу не пророссийские. С какой-то точки зрения Токаев даже более предсказуем и стратегически понятен, хотя с ним такие проекты как СССР2.0 точно не взлетят. Другое дело, что у нас нет товарного наполнения для этого проекта, но это не к Токаеву вопрос)
      1. -4
        24 января 2023 06:13
        Вы: как Автор статьи drinks многое не досказали feel
        Токаев поставил на карту всё... И сейчас достаточно России не вмешаться, что бы Казахстан вспыхнул как пороховая бочка wink Ну а там кто первый введет войска на усмирение - мы или Китай - того новый Казахстан и будет )))
        1. +5
          24 января 2023 06:23
          Так у меня не одна статья на эти темы. Я просто старался сделать так, чтобы к предыдущим всегда можно было ретроспективно вернуться как к части целого.
          Поставить-то он поставил, но дальше вопрос уже стоит по другому, а что Россия реально хотела взамен. Нет, понятно, что у нас в общественном мнении есть такой "тренд")), что дескать Токаев должен был и Крым признать и снаряды подавать. Но входило ли это в условия "неформального соглашения"? Ну очевидно, что нет.
          Токаев выстраивает своеобразную модель, с прицелом на лидерство в Средней Азии, но без острых углов с нами. Ответить тут в плане "кто главный" можно только экономически и адекватно экономически - ростом участия нашей экономики в регионе. Но поскольку этого нет, а мы по факту заняты другими делами, то что имеем, то имеем.
  3. +3
    24 января 2023 06:02
    На всем постсоветском пространстве все зиждется на отношениях первых лиц стран.Время идет,но ничего не сделано,чтобы такие отношения были между общественностью. Ни в культурных,ни в в спортивных.Все эти отношения настолько шаткие,что могут обрушаться спустя годы. Мы все больше отдаляемся друг от друга.
    1. 0
      24 января 2023 20:12
      Цитата: Николай Малюгин
      Мы все больше отдаляемся друг от друга.

      Структура экономики РФ и Казахстана ( а они во многом схожи )определяет и политику взаимоотношений. Да Россия нужна Казахстану - выгодно торговать ( минимальные ограничения ) , выгодно ОДКБ . Но сырьевая направленность экономики обеих стран приводит к конкуренции , поэтому Казахстан в создавшейся политической ситуации , будет привлекать западные инвестиции и технологии для собственного развития. Финансовые инвестиции России ограничены , а в передовых технологиях сама испытывает огромную потребность. Поэтому все предпосылки для добрососедских отношений двух стран есть . Но в окопах на Донбассе их ждать не стоит . И если Казахам удастся не скатиться в религиозный фанатизм и русофобию , то и отношения между нашими странами будут хорошие. hi
  4. -3
    24 января 2023 07:02
    в Казахстане опубликовали указы президента К.-Ж. Токаева о роспуске нижней палаты парламента (Мажилиса) и роспуске областных народных собраний депутатов (маслихатов).
    "Господину ПЖ три раза КУ" (к/ф "Кин-дза-дза"). Вот только г-н К. Ж. Токаев явно начал грести не в сторону России (это я не про роспуск парламента).
  5. +3
    24 января 2023 08:56
    Интересно, про Казахстан. Был вечным заместителем, небольшой госпереворот и дедушку уже никто не вспоминает.
  6. +1
    24 января 2023 09:21
    19 января в Казахстане опубликовали указы президента К.-Ж. Токаева о роспуске нижней палаты парламента (Мажилиса) и роспуске областных народных собраний депутатов (маслихатов).
    Что-то вспомнилось:
    "Ну давай устроим праздник, Праздник дразнит и зовёт! Ну давай устроим праздникМаленький переворот! Не пугайтесь, это просто праздник Просто мы немножко пошалим и всё К сожалению, жизнь однообразна.. Так давай себя повеселим!"(с)
  7. +1
    24 января 2023 09:34
    Если говорить упрощенно ,по Гоблину, нам просто нечего им предложить.
    Люди тянутся туда где деньги и ресурсы.
    А деньги у Европы, китая, америки.

    А Глазьева надо будет посмотреть, хотя....
  8. +1
    24 января 2023 21:04
    Мне позиция автора в целом импонирует. То, как развиваются интеграционные/дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве является следствием не только политических, социальных и экономических проблем новых государств и не столько влиянием пресловутого Запада (в основном США и ЕС) и условного Востока (в первую очередь КНР, но не только), сколько следствием отсутствия стратегии развития (основанной на привлекательной для большинства идее социальной справедливости), деформированной структуры экономики и соответственно слабости позиции России...
  9. 0
    25 января 2023 11:32
    Чем слабее Россия - тем быстрее разбегаются экономические "прилипалы", идеи, что имперские, что советские они и так никогда не разделяли, да и сейчас они их не интересуют
  10. -1
    29 января 2023 06:51
    Тут уже многие заметили, что Казахстан медленно но верно "уплывает" из орбиты России. Конечно можно винить казахов, что они такие-сякие (и еще американцев), но казахи на самом деле тут совершенно ни при чем. У казахов тоже есть глаза и они тоже умеют видеть, что творится в соседнем Китае (и вообще в азиатских странах) и что творится у нас в России. Если бы у нас построили что-то реально прогрессивное и подающее большие надежды, пусть даже не российский Сингапур, а реально перспективную и прогрессивную страну с большим будущим - то не то чтоб Казахстан, да и сама Украина просилась в союз с нами! Ведь когда-то весь мир видел научные достижения СССР, советский научно-технический прогресс и достойную вообще советскую модель развития, поэтому они сами тянулись к нам. А что сейчас мы можем предложить нашим ближайшим соседям (про остальной мир я вообще молчу)? Ну разве что яхты олигархов и дворцы их любовниц в Европе... Вот вам и ответ на вопрос: почему от нас бежит Казахстан (да и другие бывшие "братские" республики тоже).
    1. 0
      29 января 2023 09:09
      Мы тоже дрейфуем с азиатскую сторону. Медленно, но верно. Дрейфовать было лучше на широкой льдине, вроде сильного "расширенного ЕАЭС", но за 20 лет эту тему не осилили. Впрочем не особо и старались. Я еще по работе помню, что ждали изменений в сторону реальной интеграции, но потом всем стало ясно, что углубляться не будем. Так что дрейфовать будем с половинчатой интеграцией и по сути дела порознь. Может быть Казахстан и Узбекистан добьются создания своеобразного экономического ядра в итоге и подтянут туда Киргизию. По крайней мере в прошлом году киргизы были не против, а Астана и Ташкент доросли до союзного договора